53695

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. Анна Андреевна Ахматова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учитель: Перед тем как продолжить тему Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века мы с вами вспомним стихотворения которые уже прошли. Не торопитесь; и выделяйте фразовым ударением учитель пишет фразовое ударение на доске ключевые слова слова которые передают настроение лирического героя. Вначале – кто вызвался сам читают на выбор стихотворение целиком; затем учитель вызывает тех кто не был на прошлом уроке читают указанное учителем стих. Учитель:...

Русский

2014-03-02

74 KB

29 чел.

Костина Анжелика IV курс I группа.

Конспект урока литературы

Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века.

            Анна Андреевна Ахматова».

Текстовый материал: стихотворение А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».

6 класс

Учебник: Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / (авт.-сост. В. П. Полухина и др.); под ред. В. Я. Коровиной – 15-е изд. –

М. :Просвещение, 2008.

Тип урока: комбинированный.

Технологический инструментарий: аудиозапись стихотворения, репродукция фотографии А. Ахматовой, репродукции фотопейзажей, учебники, тетради.

Оформление: на доске – прописью стоит число и месяц проведения урока,

                                          ФИО поэта (Анна Андреевна Ахматова),

                                           годы жизни,

                                           название стихотворения.

                                       - репродукция фотографии А. Ахматовой,

                                       - репродукции фотопейзажей.

Цели:

Обучающая:

        Дать представление о роли названия (или его отсутствия) в понимании                                  художеств. произведения;

Ввести новое понятие – композиция стихотворен., дать общие сведения;           Закрепить -  умение определять способы создания поэтических образов;

                           - знание и  умение различать художеств. выразит. средства

        (инверсия, тропы: эпитет, олицетворение).

Развивающая:

       Научить через анализ стихотворения приходить к пониманию замысла    автора, от понимания – к сопереживанию. Новые эмоции должны вызвать  интерес к поэзии, к дальнейшему самостоятельному знакомству с ней;

      Отрабатывать навык выразительного чтения.

Воспитательная:

      Продолжать воспитывать любовное отношение к родной природе; способность увидеть прекрасное в неприметном на первый взгляд;

Воспитывать оптимистический взгляд на жизнь.

Ход урока

  1.  Проверка домашнего задания.

Время – 10 мин.

Учитель: Перед тем, как продолжить тему «Родная природа                                       в стихотворениях поэтов ХХ века», мы с вами вспомним стихотворения, которые уже прошли. Заодно поупражняемся в выразительном чтении.        На прошлом уроке мы прикоснулись к творчеству Сергея Есенина, и вам было задано подготовить выразительное чтение одного из двух стихотворений.

По уважительной причине многих на прошлом уроке не было, вы тоже открывайте учебник на странице 189 или 190, прочитайте про себя, послушайте как читают другие - буду вызывать.

Напоминаю что важно при чтении стихотворения:

Не торопитесь! Постарайтесь мысленно нарисовать, увидеть все то, о чем читаете. В любом художественном произведении, а особенно в стихах нет слов неважных, случайных; не надо пробегать по строкам, проглатывая слова, лишь бы поскорее прочитать. Можно убыстрять темп, если нужно передать особое волнение лирического героя.

Не торопитесь; и выделяйте фразовым ударением, (учитель пишет фразовое ударение на доске) ключевые слова - слова, которые передают настроение лирического героя.

Ученики читают вслух с места стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша». Вначале – кто вызвался сам, читают на выбор  стихотворение целиком; затем учитель вызывает тех, кто не был на прошлом уроке, читают указанное учителем стих. по 2 четверостишия.

  1.  Психологическая подготовка перед новой темой. 

Время – 2 мин.

Учитель: Мы с вами уже увидели, как описывают, как чувствуют родную природу поэты А. Блок и С. Есенин. Эти имена вы знали и раньше: мы разбирали и другие их стихотворения. А говорит ли вам что-нибудь имя, написанное на доске? Анна Андреевна Ахматова. Наверняка, вы хотя бы просто слышали… Ведь у нас не так уж и много женщин – поэтов.

Я буду называть Анну Ахматову именно поэтом: она сама очень не любила слово «поэтесса». В этом слове есть что-то искусственное, рождающее несерьезное отношение к женщине – поэту.

В России женская литература (стихи и проза, написанные женщинами) появилась меньше двух веков назад. И мир профессиональной литературы тогда принадлежал мужчинам; поэтому писательниц и поэтесс не воспринимали всерьез, говорили: «Все это женская забава, итог ей – второсортная литература». Если же приходилось признать наличие таланта у пишущей дамы, то всегда делали оговорку: мол, ей, женщине, никогда не сравниться с мужским гением.

Я сейчас обращаюсь к вам, молодые люди. Раньше считалось, что только мужчина, с его умом и способностями, может заниматься литературой. Литература, как и философия, история, учит пониманию природы человека, его поступков, а, соответственно, и жизни в целом. Ну а женщина, как полагали, недостаточно одарена природой, чтобы заниматься таким сложным и важным предметом, как литература.

   3.Краткая биографическая справка об авторе.

Время – 2 мин.

Учитель: На этой лирической ноте перейдем к Анне Андреевне Ахматовой.

Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число; с красной строки - «Анна Андреевна Ахматова», ниже записываем годы жизни – тысяча восемьсот восемьдесят девятый, тысяча девятьсот шестьдесят шестой.

Дата проведения урока, ФИО поэта, годы жизни поэта – все это заранее написано на доске. Также на доске написана начальная строка стихотворения, которое будет изучаться на уроке, висит портрет А. Ахматовой. Дети записывают в тетрадях.  

Учитель: Настоящая фамилия Анны Андреевны – Горенко. Ахматова – это  псевдоним, фамилия ее прабабки. Родилась Анна Горенко в дворянской семье в Одессе, а когда ей было два года, вся семья переехала в Царское Село.

    4. Знакомство с текстом. Чтение произведения.

 Время -3 мин.

Учитель: Сегодня тему родной природы в русской поэзии XX века продолжит стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…». Запишите в тетради эту первую строку стихотворения.

В то время как учащиеся записывают название стихотворения, учитель находит и устанавливает нужную аудиозапись.

Учитель: Давайте послушаем. 

Учащиеся слушают стихотворение в исполнении профессионального чтеца, музыкальное сопровождение звучит еще некоторое время, закрепляя впечатление.

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

5. Создание установки на анализ произведения.

Время – 10 мин.

Учитель: Скажите, о чем это стихотворение?

Ученики отвечают с места: «О весне», «О надежде», «О том, что придет весна и принесет обновление»… 

Учитель: Обратите внимание – у «нашего» стихотворения нет заголовка.

А для чего вообще нужно название стихотворения, повести...?

Ученики рассказывают о том, как выбирается книга в магазине или в библиотеке: когда не знаешь о чем книга, название подскажет.

Учитель: Правильно, название,  заголовок служит для выбора: читать или нет (бывает, что человек увидит название главы и перелистнет побыстрее несколько страниц; или, наоборот, броское название заставит прочитать книгу модного автора, а внутри …)

Но вот вы купили книгу; и даже знаете, о чем там будет написано (друзья книгу порекомендовали). Для чего еще служит название?

Ученики должны прийти к мысли, что основные функции названия произведения –  в передаче правильного настроя перед прочтением текста,

помощь в более точном понимании произведения -  в понимании что важно для самого автора.  При затруднении учащихся, учитель дает наводящие вопросы.  

 Учитель: Почему же Анна Ахматова никак не назвала свое стихотворение? Может она доверяет нам, своим читателям? Ожидает, что мы сами все прочувствуем и поймем? Часто поэты так и поступают.

Откройте учебники на странице 190 и прочитайте стихотворение сами.

Ученики читают стихотворение.

Учитель: Скажите, а какая строка должна сразу настроить нас на нужный лад, как-то заменить название?

Ученики отвечают, что первая. Учитель предлагает ученикам поиграть в редакторов (объяснив их основные функции: проверять и исправлять текст, готовить его к печати), и,  как редакторам, озаглавить рассматриваемое стихотворение (Учитель: «вышел такой бюрократический  указ – все тексты должны иметь название, а вы как раз готовите к печати новое издание сборника стихов Ахматовой»). Вариантов у учеников  немного: весна, приход весны …

Учитель: Да, безусловно, это стихотворение о весне. Но прочтите-ка мне, пожалуйста, первую строку – такую важную, как мы выяснили.

Один из учеников читает вслух: «Перед весной бывают дни такие…».

Учитель: О каком времени года говорится? Весна уже наступила?

Ученики: Нет, еще не наступила.

Учитель подходит к доске, где висят 2 репродукции, 2 разных пейзажа.

На одном - луч света пробивается через тяжелые тучи, расширяющейся дорожкой сходит на сугробы; общая цветовая гамма, не считая золотого луча, -  холодные, серые тона.

На другом – яркая картина оживания природы, снега на земле уже немного, видны проталины,  все залито светом.  

Обратите внимание на эти репродукции; посмотрите какие разные пейзажи, это разные художники (хороший фотограф – тоже художник), а название у них одинаковое, – и пока не скажу какое.

Итак, вы – главный редактор; издается сборник стихов, и вы к этому

стихотворению Ахматовой решили сделать иллюстрацию. Вот вам принесли на стол два варианта, (Учитель пишет над репродукциями номера: 1, 2.) выбирайте наиболее подходящий. Ученики выбирают второй, «солнечный» вариант. Учитель предлагает аргументировать свой выбор с примерами из текста. Ученики читают стих., и говорят, что весеннее настроение картинки под номером 2 соотносится со строчками: «шумят деревья весело – сухие», «и теплый ветер нежен и упруг»;

 Учитель: А что вы можете сказать о пейзаже № 1? Может быть он случайно здесь оказался?  Какое время года здесь изображено?

Ученики предполагают, что это - зима.

 Учитель: Но ведь у этого пейзажа такое же название, как и у № 2. Т. е. обе эти картины, по сути, об одном. Судите сами – вот это название  – учитель пишет на доске под репродукциями посередине: «Предчувствие весны». Выдерживает паузу.

И стихотворение это - не о весне, не о зиме, оно о чувстве. И у каждого художника, поэта оно – свое. В поэзии, как и в живописи, по произведению можно обрисовать и автора, его внутреннее состояние, его отношения с миром. Взгляните на картины. Что можно сказать о человеке, «написавшем» пейзаж № 1?

Ученики говорят, что ему грустно. Учитель спрашивает: «грустно оттого что весна наступает?» и «очень ли  автор ждет весну?», «хорошо он провел эту зиму?», « каким словом можно назвать его состояние?». Приходят к выводу, что человеку очень плохо; он, наверное, в депрессии или болеет; он очень ждет весну,  луч света на картине – весна, которую он уже отчаялся дождаться.

Так же разбирается и вторая «картина». Здесь все наоборот: зима для автора прошла весело и быстро. Но у автора второго пейзажа тоже много надежд на весну, он тоже ждет нового.

Приходим к главному различию: у № 1весна – ожидание света, т. е. счастья; свет, весна – где-то извне.  А у № 2 весна – собственное состояние души,   т. е. свет, заливающий всю картину, он – внутри человека.

Учитель: Подходит ли полностью какой-то из этих двух вариантов? Наверно нет: много крайностей. Но я думаю, каждый из вас подобрал бы свою картинку к «нашему» стихотворению.

А чтобы все-таки понять, что Анна Андреевна Ахматова хотела сказать, мы с вами перейдем к анализу стихотворения.

    6. Анализ произведения.

Время – 18 мин.

Учитель: Стихотворение небольшое – разберем его построчно. Кого называю – выразительно зачитывает одну строчку стихотворения, все вместе ищем литературные приемы, изобразительные средства, которые использовала поэт.

Учитель выбирает ученика, он читает первую строку стихотворения.

  1. Перед весной бывают дни такие:

Учитель: Что здесь привлекает наше внимание?

Если ученики затрудняются с ответом, учитель начинает медленно  писать на доске: инверсия. Ученики начинают выкрикивать правильный ответ, до того как учитель допишет слово.

Учитель предлагает ученикам  игру: найти им, как редакторам, все «неправильности», «вольности», которые позволил себе поэт.

Находят инверсии – дни такие,   бывают дни

Дальнейший построчный разбор стихотворения по этому же плану: Назначается чтец, ученики совместно находят  изобразительные средства.

  1.  Под плотным снегом отдыхает луг,

Инверсия и олицетворение - отдыхает луг, 

  1.  Шумят деревья весело-сухие,

Инверсия - Шумят деревья, эпитет - весело-сухие

  1.  И теплый ветер нежен и упруг

Эпитеты – нежен,  упруг

  1.  И лёгкости своей дивится тело,

Инверсии - лёгкости своей,  дивится тело 

Олицетворение -  дивится тело

  1.  И дома своего не узнаешь,

Инверсии - дома не узнаешь,  дома своего

  1.  И песню ту, что прежде надоела,

Инверсия - песню ту

8. Как новую, с волнением поешь.

Инверсия -  Как новую поешь.

Учитель: Конечно мы с вами знаем, что это никакие не ошибки, что Ахматова специально нарушала порядок слов и сочетала вроде бы не сочетаемое: «ветер упруг». Для чего это делается?

Ученики: для особой выразительности речи.

Учитель пишет на доске: композиция.

Учитель: Рассмотрим композицию стихотворения. Композиция – это построение художественного текста: т. е. как «устроено» произведение: из каких частей состоит, как эти части связаны между собой. Прочитайте стихотворение. На сколько частей его разделите?

Ученики читают и предлагают: одна, четыре, восемь; Учитель дожидается правильного ответа – две; спрашивает почему – две. Должен быть ответ, что в стихотворении 2 предложения, 2 законченные мысли. Учитель наводит на эти ответы.

Учитель: А сколько картин вы можете мысленно нарисовать по этому стихотворению?

Ученики дают разные ответы, но в итоге совместно приходят к выводу, что здесь две картины: описание природы и описание состояния человека.

Учитель: Посмотрите, мы видим, что стихотворение, по сути, - 2 четверостишия. Почему поэт соединил их в один сплошной текст, без пробела, как это обычно делается?

Ученики отвечают, что тема весны соединяет человека с природой, что весна преображает и природу, и человека.

Учитель: Итак, что описывается в первой части, в первом предложении? (Ответ – природа). А что вы можете сказать про второе четверостишие, о ком говорит Анна Ахматова? Если не понимают вопроса, учитель уточняет: Она о себе рассказывает? Ответ учеников: о себе. 

Учитель: Какое местоимение можно поставить с глаголами «не узнаешь», «поешь»? Ответ: «ты» - 2 лицо, ед. ч. Прочитайте про себя последнее четверостишье. Про кого эти строки? Ученики читают. Анна Ахматова говорит «ты», она пишет не про себя, а про тебя, -  учитель указывает на кого-то из учеников – про тебя – указывает на другого ученика – про вас.

Что бы не происходило в вашей жизни, какова бы не была зима, - учитель подходит к доске с репродукциями, указывая на них, - Весна будет! Для каждого из нас. И будет обновление, как внутреннее, так и внешнее.

Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений по пройденной теме: Блока, Есенина или Ахматовой.

         Если останется время – ученики выписывают в тетради примеры инверсий, найденных в стихотворении сегодня на уроке.

         Если учитель на определенном этапе понимает, что не укладывается по времени, согласно плану; то убыстряет темп прохождения этапа «Анализ, построчный разбор»: сам зачитывает строки, дает наводящие вопросы.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46342. Модернизация бульдозерного оборудования 2.98 MB
  Земляные работы являются самым распространенным видом работ строительного производства. Они применяются в транспортном, гидротехническом, промышленном и городском строительстве, а также в сельском хозяйстве. Вместе с тем они принадлежат к весьма важным видам работ, от качества которых во многом зависит устойчивость и продолжительность службы устроенных на грунтовых основаниях таких инженерных сооружений, как автомобильные и железные дороги, плотины, дамбы.
46343. Обзор конструкций гидротрансформаторов 4.18 MB
  Для предохранения от самопроизвольного включения или выключения передачи в механизмах управления применяются стержневые или шариковые фиксаторы. Специальные клапаны позволяют не только плавно переключать ступени но и производить эти переключения с определенным сдвигом по фазе. В...
46345. Разработка привода цепного конвейера 986.97 KB
  Требуемая частота вращения вала электродвигателя где общее передаточное число кинематических пар изделия: где предварительное значение передаточного числа планетарного механизма u56’ – предварительное значение передаточного числа цепной передачи. Частоту вращения приводного вала вычисляем по формуле: об мин об мин Подбираем электродвигатель мощнстью 15 кВт и синхронной частотой вращения 750 об мин по табл. Определим чатоты вращения валов:...
46346. История автомобилестроения 207 KB
  В конце XIX столетия развитие автомобилестроения двигалось медленно и неповоротливо: с современным его роднил разве что двигатель внутреннего сгорания. Однако в 1914 году, с началом первой мировой войны, — спустя всего 29 лет с момента появления первой незатейливой модели Бенца
46347. Расчет погружного насоса 362.03 KB
  Анализ и оценка опасностей при выполнении работ связанных с обслуживанием скважин оборудованных УЭЦН. Для надежной работы насоса требуется его правильный подбор к данной скважине. При работе скважины постоянно меняются параметры плата призабойной зоны пласта свойства отбираемой жидкости: содержание воды количество попутного газа количество механических примесей и как следствие отсюда идет не доотбор жидкости или работа насоса...
46349. Деятельность предприятий в секторах рынка на примере ОАО Тирасполь-ТрансГаз-Приднестровье 203 KB
  Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор