53697

Образ весны в лирических произведениях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Познакомить с приёмом олицетворения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» Тип урока: комбинированный урок.

Русский

2014-03-02

82 KB

5 чел.

Департамент образования г. Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №1

имени К.Д. Ушинского

Конспект пробного урока по литературному чтению

Тема: Образ весны в лирических произведениях.

во 2 классе «А» ГБОУ СОШ №498

студентки группы 41У

ПК №1 имени К.Д. Ушинского

Хохловой Татьяны Геннадьевны.

С конспектом урока ознакомлен «…»…….2013года

Зенкина Антонина Александровна

                                            .

К уроку допущена «…»……2013года      

Булычёва Надежда Константиновна

                                            .

Оценка за урок:                    .                                                                                                                                                                             

                                                                      

Москва, 2013

Тема урока «Образ весны в лирических произведениях».

Цель: Познакомить с приёмом олицетворения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи: 

1. Образовательные:

- формирование навыка работы с поэтическим произведением (умение определять тему, находить средства художественной выразительности, определять настроение, которым проникнуто стихотворение);

- обучение выразительному чтению.

2. Воспитательные:

- содействовать эстетическому воспитанию учащихся на примерах произведений поэтов;

- формировать читательскую активность и заинтересованность к поэзии.

3. Развивающие:

- развивать умение аргументировать и доказывать своё мнение;

- способствовать развитию эмоциональной сферы;

- развивать воображение.

Оборудование:

  1.  Компьютер.
  2.  Проектор.
  3.  Презентация.
  4.  Раздаточные материалы для рефлексии (разноцветные кружочки: красный – непонятно, желтый – есть затруднения, зеленый – понятно).

Учебник:

Автор: Климанова Людмила Федоровна, Горецкий Всеслав Гаврилович, Виноградская Людмила Андреевна

Художник: Борисов К. Р., Воробьев А. Г., Ляхович Т. А.  все

Редактор: Виноградская Л. А., Самохвалова Н. С.

Издательство: Просвещение, 2012 г.

Серия: Перспектива

Оформление доски.

Тема: Образ весны в лирических произведениях.

Презентация

Д/з

с.51-53 выразит. чтен.

Конспект занятия:

Этапы занятия

Содержание

Примечание

Организационный момент

Основная часть

Словарная работа

Анализ произведения

Подготовка к вырази-тельному чтению

Физкультми-нутка

Обобщение

 

      

Д/з

-Здравствуйте, ребята, садитесь!

Меня зовут Татьяна Геннадьевна. Я проведу у вас урок литературного чтения. Сегодня девизом нашего урока я выбрала такие слова:

Внимательно слушай – и всё услышишь.

Внимательно смотри – и всё увидишь.

Думай – и всё поймёшь.

На уроках литературного чтения мы учимся следить за своей речью, говорить чётко и правильно, сейчас мы выполним разминку.

Произнесите скороговорку сначала медленно, потом в быстром темпе:

Снежинки ловит Тая,

Они слетают, тая.

Чистоговорки

На-на-на – наконец пришла весна.

Ка-ка-ка – разлилась наша река.

Да-да-да – кругом вода.

Ель-ель-ель – с крыши капает капель.

Ей-ей-ей – на улице бежит ручей.

Мы с вами сделали разминку.

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

(Мы будем говорить о весне)

- Правильно, ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел нашего учебника. Сейчас мы все откроем содержание и найдем его название.

- Как же называется наш раздел?

(Весна, весна! И всё ей радо!)

Тема урока: Образ весны в лирических произведениях. Вы принесли много книг на нашу книжную выставку, молодцы, на перемене вы можете посмотреть  книги и обменяться ими.

- Ребята, а вы любите, когда наступает весна? Объясните почему.

(Да, потому что становится теплее и природа просыпается и расцветает.)

- Теперь  посмотрим на доску и увидим, как весну изображают художники.

- Не только художники описывали весну, но и поэты и писатели уделяли много внимания этому времени года в своих произведениях.

- Сегодня на уроке мы будем читать стихотворения о весне. Ребята, а вы помните, что такое стихотворение?

Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

- Открываем учебники на странице 50, Лёня Лебединский прочитай нам диалог Вани и Ани.

- Посмотрите на профессора Самоварова он хочет нам сообщить, что-то важное:

« Поэты и писатели очень внимательно относятся к словам. Они тщательно  их отбирают, чтобы создаваемая  ими картина оживала в нашем воображении.

Поэты часто одушевляют (олицетворяют) природу: лес, словно человек, радуется или плачет, солнце смеётся».

- Сейчас я прочитаю вам  волшебное произведение Фёдора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет и годы жизни.

- В стихотворении будут встречаться слова, значение которых мы сейчас уточним.

Недаром -  неслучайно

Нудит - гонит

Хлопотать - заниматься чем-либо старательно.

Наперекор - противоположно чему-либо.

-  Закройте учебники, слушайте меня внимательно и мысленно представьте картину, которую рисует автор.

- Открываем учебники на странице 51 и посмотрим на рисунок в учебнике. Поэт изобразил зиму и весну как живых существ. Найдите в тексте слова, как автор описывает зиму? А теперь  как описывает Весну?

Зима                                    Весна

злится                                 хохочет

хлопочет                            гонит

ворчит                                шумит

ведьма                                прекрасное дитя

злая                                    горя мало

взбесилась                         умылась,                   

пустила                             румяней стала

- Почему зима злится? (Прошла её пора).

- Что происходит с природой? (И всё засуетилось)

- Как вы понимаете эти слова автора?

- Какие слова передают настроение Зимы, Весны?

- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала)

- Итак, как автор называет Зиму? (Ведьма злая)

- А как Весну?(Прекрасное дитя)

В своём стихотворении Ф. Тютчев с помощью олицетворения представил нам Зиму в образе злой ведьмы, а Весну показал как «прекрасное дитя». Используется приём контрастов. (Контраст – это резкая противоположность.)

- Одинаково ли Вы будете читать про Зиму и Весну?(Про весну весело поддерживая, а про зиму  злобно, осуждая)

- Давайте подумаем, какие слова при чтении необходимо выделить логическим ударением? Давайте подчеркнем их карандашом (Недаром, прошла, весна, гонит, засуетилось, нудит, жаворонки, хлопочет, ворчит, в глаза хохочет, пуще, взбесилась, захватя, пустила, прекрасное дитя, умылася, румяней,  наперекор ).

- Шепотом прочтите стихотворение и  попробуйте передать голосом отношение к Зиме и Весне, показать их характеры. (Жужжащее чтение)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Отгадайте загадку:

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

                                              (Подснежник)

-Молодцы, а теперь прочитаем стихотворение Белозёрова «Подснежники».

- С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? («Зима недаром злится…», «Подснежники»)

- Какое произведение Вам больше понравилось? («Зима недаром злится…»)

- Какой приём использовал Фёдор Иванович Тютчев  в стихотворении? (Олицетворение.)

- Молодцы, ребята, а теперь возьмите с края ваших парт три разноцветных кружочка. Покажите мне красный, если вы ничего на уроке не поняли, желтый, если было трудно и зеленый, если все было легко и понятно.

Домашнее задание: учебник с.51-53 выразительное чтение.

Своё отношение к происходящему можно выразить с помощью музыки, стихов, красок. Главное:

Внимательно слушать – и всё услышишь.

Внимательно смотреть – и всё увидишь.

Думать – и всё поймёшь.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Дети открывают учебники.

Слайд 4

Показываю несколько картин с пояснением.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Дети читают из учебника.

Слайд 8

Слайд 9

Чтение учителем стихотворения «Зима недаром злится…»

Слайд 10

Учитель выполняет движения.

Слайд 11-12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39882. Разработка сайта ГОУ СПО Краснодарского торгово-экономического колледжа 11.59 MB
  При помощи сайта можно: передать всю необходимую информацию о колледже и о специальностях в том числе самые последние новости; наладить прямой контакт с абитуриентами и студентами например в форуме и с помощью блицопросов; современно разрекламировать колледж так чтобы иметь одновременно зрелищность телевизионной рекламы и информативность буклета. Таким образом целью дипломного проектирования является разработка сайта для Краснодарского торговоэкономического колледжа. Назначение и цели создания сайта В основе дипломной работы лежат...
39883. Создание Web-страниц 625.5 KB
  Объект исследования: наиболее подходящая программа для создания Webстраниц. Цель работы: создание Webстраниц. В дипломной работе выполнено: обзор программ для создания Webстраниц; сравнительный анализ Macromedia Dreamweaver и Front Page; описан процесс создания и разработки современного сайта; оценка экономической целесообразности использования персонального компьютера; правила охраны труда на рабочем месте оператора компьютерного набора и верстки. Webсайт Htmlпрограммирование ДИЗАЙН САЙТА FRONT PAGE MACROMEDIA DREAMWEAVER.
39884. Разработать принципиальную схему и текст программы контроллера на основе микропроцессора КР580 42 KB
  Алгоритмическое проектирование Процесс Основной Начало подается 0 на Селектор считывания температуры в основной камере Считывается значение температуры с Заданная температура в основной камере под 1 на Селектор считывания температуры в основной камере М1: сравнивается Заданное значение температуры в основной камере и Значение температуры в основной камере если больше то прыг на М2 иначе подается 0 на Включение основной камеры прыг на М1 М2: ожидаем 2 мин.5 часа то Авария М3: сравнивается Заданное значение температуры в морозильной...
39885. ОФОРМЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ 636.5 KB
  2 Примечания следует помещать непосредственно после текстового графического материала или таблицы к которым относятся эти примечания и печатать с прописной буквы с абзаца. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией обозначающей окончание таблицы. Ссылки на подразделы пункты таблицы и иллюстрации не допускаются за исключением подразделов пунктов таблиц и иллюстраций данного документа Ссылка заключается в квадратные скобки [ ] содержит порядковой номер документа в СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ указание страниц. Сноски помещают с...
39886. Разработка программного обеспечения для ведения финансовой отчетности Кировской территориальной избирательной комиссии 309 KB
  Во всех территориальных избирательных комиссиях на постоянной штатной основе работают председатели в Мурманской территориальной избирательной комиссии в связи с большим числом избирателей на штатной основе работает и секретарь главные бухгалтеры. Кроме того для обеспечения передачи данных о ходе проводимых избирательных кампаний в вышестоящие избирательные комиссии председателям территориальных избирательных комиссий оперативно подчиняются системные администраторы ГАС Выборы работающие в аппарате Комиссии области. Для обеспечения...
39887. Разработать на основе МПК I8085 контроллер управления, обеспечивающий и поддерживающий определенную температуру (точность: плюс/минус 0.1 С) в холодильной камере, в зависимости от вида продукции для хранения 204.08 KB
  3 Постановка задачи4 Структурная схема устройства5 Общая схема алгоритма.6 Функциональная схема8 Детальная схема алгоритма. Структурная организация устройства Общая схема алгоритма Основная программа Х1: 1 значение с датчиков равно значению с переключателей; 0 не равно; Х2: 1 значение датчика больше чем значение переключателей; 0 меньше: Рис. Общая схема алгоритма работы устройства.
39888. Прохождение практики на Предприятии ОАО «Апатит» 177.73 KB
  Служба эксплуатации контрольноизмерительных приборов и автоматики КИП и А выполняет следующие функции: метрологический надзор; техническое обслуживание; ремонт и настройку контрольноизмерительных приборов и приборов автоматического управления. Цех КИП и А выполняет такие наиболее ответственные работы как ремонт и поверка приборов эксплуатация сложных систем автоматики и др. Внедряет новые системы автоматики осуществляет техническое руководство группами эксплуатации приборов КИП и А в других цехах предприятия организует...
39889. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАВНОВЕСНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В ОХЛАЖДАЕМОМ ПОМЕЩЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ПРИЛАВКОВ И ШКАФОВ) 6.31 MB
  При включении холодильной машины в охлаждаемом помещении устанавливается температура ниже температуры наружного окружающего помещение воздуха. при балансе: При наступлении равновесия между теплопритоками и теплоотводом в камере установится определенная температура называемая равновесной температурой. Не будет теплопритока от грузов и в случае если это камера длительного хранения куда грузы заложены уже давно и их температура стала равна температуре в охлаждаемом помещении. Для ограждения не подверженного действию солнечной радиации:...
39890. Бизнес-план создания ОАО «Мебель Интерьер Центр» 300.5 KB
  Расчетные данные согласно приложениям 16 показывают что предприятие в 2013 году будет иметь стабильный экономический рост: общая выручка от реализации продукции составит 14187 млн. 7663 млн. Темп роста составит 1851; объемы реализации промышленной продукции увеличатся с 45069 млн. в 2012 году до 102270 млн.