53697

Образ весны в лирических произведениях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Познакомить с приёмом олицетворения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» Тип урока: комбинированный урок.

Русский

2014-03-02

82 KB

5 чел.

Департамент образования г. Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №1

имени К.Д. Ушинского

Конспект пробного урока по литературному чтению

Тема: Образ весны в лирических произведениях.

во 2 классе «А» ГБОУ СОШ №498

студентки группы 41У

ПК №1 имени К.Д. Ушинского

Хохловой Татьяны Геннадьевны.

С конспектом урока ознакомлен «…»…….2013года

Зенкина Антонина Александровна

                                            .

К уроку допущена «…»……2013года      

Булычёва Надежда Константиновна

                                            .

Оценка за урок:                    .                                                                                                                                                                             

                                                                      

Москва, 2013

Тема урока «Образ весны в лирических произведениях».

Цель: Познакомить с приёмом олицетворения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи: 

1. Образовательные:

- формирование навыка работы с поэтическим произведением (умение определять тему, находить средства художественной выразительности, определять настроение, которым проникнуто стихотворение);

- обучение выразительному чтению.

2. Воспитательные:

- содействовать эстетическому воспитанию учащихся на примерах произведений поэтов;

- формировать читательскую активность и заинтересованность к поэзии.

3. Развивающие:

- развивать умение аргументировать и доказывать своё мнение;

- способствовать развитию эмоциональной сферы;

- развивать воображение.

Оборудование:

  1.  Компьютер.
  2.  Проектор.
  3.  Презентация.
  4.  Раздаточные материалы для рефлексии (разноцветные кружочки: красный – непонятно, желтый – есть затруднения, зеленый – понятно).

Учебник:

Автор: Климанова Людмила Федоровна, Горецкий Всеслав Гаврилович, Виноградская Людмила Андреевна

Художник: Борисов К. Р., Воробьев А. Г., Ляхович Т. А.  все

Редактор: Виноградская Л. А., Самохвалова Н. С.

Издательство: Просвещение, 2012 г.

Серия: Перспектива

Оформление доски.

Тема: Образ весны в лирических произведениях.

Презентация

Д/з

с.51-53 выразит. чтен.

Конспект занятия:

Этапы занятия

Содержание

Примечание

Организационный момент

Основная часть

Словарная работа

Анализ произведения

Подготовка к вырази-тельному чтению

Физкультми-нутка

Обобщение

 

      

Д/з

-Здравствуйте, ребята, садитесь!

Меня зовут Татьяна Геннадьевна. Я проведу у вас урок литературного чтения. Сегодня девизом нашего урока я выбрала такие слова:

Внимательно слушай – и всё услышишь.

Внимательно смотри – и всё увидишь.

Думай – и всё поймёшь.

На уроках литературного чтения мы учимся следить за своей речью, говорить чётко и правильно, сейчас мы выполним разминку.

Произнесите скороговорку сначала медленно, потом в быстром темпе:

Снежинки ловит Тая,

Они слетают, тая.

Чистоговорки

На-на-на – наконец пришла весна.

Ка-ка-ка – разлилась наша река.

Да-да-да – кругом вода.

Ель-ель-ель – с крыши капает капель.

Ей-ей-ей – на улице бежит ручей.

Мы с вами сделали разминку.

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

(Мы будем говорить о весне)

- Правильно, ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел нашего учебника. Сейчас мы все откроем содержание и найдем его название.

- Как же называется наш раздел?

(Весна, весна! И всё ей радо!)

Тема урока: Образ весны в лирических произведениях. Вы принесли много книг на нашу книжную выставку, молодцы, на перемене вы можете посмотреть  книги и обменяться ими.

- Ребята, а вы любите, когда наступает весна? Объясните почему.

(Да, потому что становится теплее и природа просыпается и расцветает.)

- Теперь  посмотрим на доску и увидим, как весну изображают художники.

- Не только художники описывали весну, но и поэты и писатели уделяли много внимания этому времени года в своих произведениях.

- Сегодня на уроке мы будем читать стихотворения о весне. Ребята, а вы помните, что такое стихотворение?

Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

- Открываем учебники на странице 50, Лёня Лебединский прочитай нам диалог Вани и Ани.

- Посмотрите на профессора Самоварова он хочет нам сообщить, что-то важное:

« Поэты и писатели очень внимательно относятся к словам. Они тщательно  их отбирают, чтобы создаваемая  ими картина оживала в нашем воображении.

Поэты часто одушевляют (олицетворяют) природу: лес, словно человек, радуется или плачет, солнце смеётся».

- Сейчас я прочитаю вам  волшебное произведение Фёдора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет и годы жизни.

- В стихотворении будут встречаться слова, значение которых мы сейчас уточним.

Недаром -  неслучайно

Нудит - гонит

Хлопотать - заниматься чем-либо старательно.

Наперекор - противоположно чему-либо.

-  Закройте учебники, слушайте меня внимательно и мысленно представьте картину, которую рисует автор.

- Открываем учебники на странице 51 и посмотрим на рисунок в учебнике. Поэт изобразил зиму и весну как живых существ. Найдите в тексте слова, как автор описывает зиму? А теперь  как описывает Весну?

Зима                                    Весна

злится                                 хохочет

хлопочет                            гонит

ворчит                                шумит

ведьма                                прекрасное дитя

злая                                    горя мало

взбесилась                         умылась,                   

пустила                             румяней стала

- Почему зима злится? (Прошла её пора).

- Что происходит с природой? (И всё засуетилось)

- Как вы понимаете эти слова автора?

- Какие слова передают настроение Зимы, Весны?

- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала)

- Итак, как автор называет Зиму? (Ведьма злая)

- А как Весну?(Прекрасное дитя)

В своём стихотворении Ф. Тютчев с помощью олицетворения представил нам Зиму в образе злой ведьмы, а Весну показал как «прекрасное дитя». Используется приём контрастов. (Контраст – это резкая противоположность.)

- Одинаково ли Вы будете читать про Зиму и Весну?(Про весну весело поддерживая, а про зиму  злобно, осуждая)

- Давайте подумаем, какие слова при чтении необходимо выделить логическим ударением? Давайте подчеркнем их карандашом (Недаром, прошла, весна, гонит, засуетилось, нудит, жаворонки, хлопочет, ворчит, в глаза хохочет, пуще, взбесилась, захватя, пустила, прекрасное дитя, умылася, румяней,  наперекор ).

- Шепотом прочтите стихотворение и  попробуйте передать голосом отношение к Зиме и Весне, показать их характеры. (Жужжащее чтение)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Отгадайте загадку:

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

                                              (Подснежник)

-Молодцы, а теперь прочитаем стихотворение Белозёрова «Подснежники».

- С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? («Зима недаром злится…», «Подснежники»)

- Какое произведение Вам больше понравилось? («Зима недаром злится…»)

- Какой приём использовал Фёдор Иванович Тютчев  в стихотворении? (Олицетворение.)

- Молодцы, ребята, а теперь возьмите с края ваших парт три разноцветных кружочка. Покажите мне красный, если вы ничего на уроке не поняли, желтый, если было трудно и зеленый, если все было легко и понятно.

Домашнее задание: учебник с.51-53 выразительное чтение.

Своё отношение к происходящему можно выразить с помощью музыки, стихов, красок. Главное:

Внимательно слушать – и всё услышишь.

Внимательно смотреть – и всё увидишь.

Думать – и всё поймёшь.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Дети открывают учебники.

Слайд 4

Показываю несколько картин с пояснением.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Дети читают из учебника.

Слайд 8

Слайд 9

Чтение учителем стихотворения «Зима недаром злится…»

Слайд 10

Учитель выполняет движения.

Слайд 11-12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6276. Информационные технологии в управлении организацией 413 KB
  Информационные технологии в управлении организацией. Основные тенденции развития ИТУ. Управление применяется во всех сферах человеческой деятельности: в технике (управление машинами, техническими процессами) в производственно-хозяй...
6277. Трубопроводный транспорт и переработка продукции морских скважин 4.44 MB
  В лекционном курсе обобщен опыт проектирования, строительства и эксплуатации морских трубопроводов, а также возможности переработки продукции скважин в условиях морских месторождений. Рассмотрены и проанализированы существующие на различн...
6278. Совершенствование системы управления оборотным капиталом ООО ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт для улучшения показателей финансовой деятельности предприятия 673 KB
  Цель выполнения выпускной квалификационной работы состоит: в систематизации, закреплении и расширении теоретических и практических знаний по направлению и применение этих значений при решении конкретных научных, экономических и произв...
6279. Структурная схема дистанционной защиты со ступенчатой характеристикой 55.5 KB
  Структурная схема дистанционной защиты со ступенчатой характеристикой В отечественных энергосистемах ДЗ применяется для действия при междуфазных КЗ, а для действия при однофазных КЗ используется более простая ступенчатая МТЗ НП, рассмотренная в гл. ...
6280. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в 69.5 KB
  Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. В XVII в. территория страны на уезды (250) на волости и станы, центром которых было село. Территория государства существенно увеличилась за счет присоединения в его состав России Левобережной Украины и освоения Сибири...
6281. Противотуберкулезные, противоспирохетозные, противопротозойные средства 63.5 KB
  Противотуберкулезные, противоспирохетозные, противопротозойные средства План. Классификация, характеристика противотуберкулезных средств. Общая характеристика, принципы действия, применение, побочные эффекты противоспирохетозных средств....
6282. Иммуннопрофилактические препараты 1.5 MB
  Иммуннопрофилактические препараты Вакцины - иммунобиологические препараты, предназначенные для активной иммунопрофилактики, то есть для создания активной специфической невосприимчивости организма к конкретному возбудителю. Вакцинация признана В...
6283. Генетическая структура популяции 120 KB
  Генетическая структура популяции Генофонд и фенофонд популяции Основу современной эволюционной теории составляет изучение популяционной генетики - отрасль генетики, изучающая наследственную преемственность в группах организмов одного вида, которы...
6284. Народные движения в середине - второй половине XVII веков 54.5 KB
  Народные движения в середине - второй половине XVII веках. Причины массовых народных выступлений в XVII в. Причиной большинства массовых народных выступлений в середине XVII в. было тяжелое финансовое положение страны, вынуждавшее...