53697

Образ весны в лирических произведениях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Познакомить с приёмом олицетворения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» Тип урока: комбинированный урок.

Русский

2014-03-02

82 KB

6 чел.

Департамент образования г. Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №1

имени К.Д. Ушинского

Конспект пробного урока по литературному чтению

Тема: Образ весны в лирических произведениях.

во 2 классе «А» ГБОУ СОШ №498

студентки группы 41У

ПК №1 имени К.Д. Ушинского

Хохловой Татьяны Геннадьевны.

С конспектом урока ознакомлен «…»…….2013года

Зенкина Антонина Александровна

                                            .

К уроку допущена «…»……2013года      

Булычёва Надежда Константиновна

                                            .

Оценка за урок:                    .                                                                                                                                                                             

                                                                      

Москва, 2013

Тема урока «Образ весны в лирических произведениях».

Цель: Познакомить с приёмом олицетворения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи: 

1. Образовательные:

- формирование навыка работы с поэтическим произведением (умение определять тему, находить средства художественной выразительности, определять настроение, которым проникнуто стихотворение);

- обучение выразительному чтению.

2. Воспитательные:

- содействовать эстетическому воспитанию учащихся на примерах произведений поэтов;

- формировать читательскую активность и заинтересованность к поэзии.

3. Развивающие:

- развивать умение аргументировать и доказывать своё мнение;

- способствовать развитию эмоциональной сферы;

- развивать воображение.

Оборудование:

  1.  Компьютер.
  2.  Проектор.
  3.  Презентация.
  4.  Раздаточные материалы для рефлексии (разноцветные кружочки: красный – непонятно, желтый – есть затруднения, зеленый – понятно).

Учебник:

Автор: Климанова Людмила Федоровна, Горецкий Всеслав Гаврилович, Виноградская Людмила Андреевна

Художник: Борисов К. Р., Воробьев А. Г., Ляхович Т. А.  все

Редактор: Виноградская Л. А., Самохвалова Н. С.

Издательство: Просвещение, 2012 г.

Серия: Перспектива

Оформление доски.

Тема: Образ весны в лирических произведениях.

Презентация

Д/з

с.51-53 выразит. чтен.

Конспект занятия:

Этапы занятия

Содержание

Примечание

Организационный момент

Основная часть

Словарная работа

Анализ произведения

Подготовка к вырази-тельному чтению

Физкультми-нутка

Обобщение

 

      

Д/з

-Здравствуйте, ребята, садитесь!

Меня зовут Татьяна Геннадьевна. Я проведу у вас урок литературного чтения. Сегодня девизом нашего урока я выбрала такие слова:

Внимательно слушай – и всё услышишь.

Внимательно смотри – и всё увидишь.

Думай – и всё поймёшь.

На уроках литературного чтения мы учимся следить за своей речью, говорить чётко и правильно, сейчас мы выполним разминку.

Произнесите скороговорку сначала медленно, потом в быстром темпе:

Снежинки ловит Тая,

Они слетают, тая.

Чистоговорки

На-на-на – наконец пришла весна.

Ка-ка-ка – разлилась наша река.

Да-да-да – кругом вода.

Ель-ель-ель – с крыши капает капель.

Ей-ей-ей – на улице бежит ручей.

Мы с вами сделали разминку.

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

(Мы будем говорить о весне)

- Правильно, ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел нашего учебника. Сейчас мы все откроем содержание и найдем его название.

- Как же называется наш раздел?

(Весна, весна! И всё ей радо!)

Тема урока: Образ весны в лирических произведениях. Вы принесли много книг на нашу книжную выставку, молодцы, на перемене вы можете посмотреть  книги и обменяться ими.

- Ребята, а вы любите, когда наступает весна? Объясните почему.

(Да, потому что становится теплее и природа просыпается и расцветает.)

- Теперь  посмотрим на доску и увидим, как весну изображают художники.

- Не только художники описывали весну, но и поэты и писатели уделяли много внимания этому времени года в своих произведениях.

- Сегодня на уроке мы будем читать стихотворения о весне. Ребята, а вы помните, что такое стихотворение?

Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

- Открываем учебники на странице 50, Лёня Лебединский прочитай нам диалог Вани и Ани.

- Посмотрите на профессора Самоварова он хочет нам сообщить, что-то важное:

« Поэты и писатели очень внимательно относятся к словам. Они тщательно  их отбирают, чтобы создаваемая  ими картина оживала в нашем воображении.

Поэты часто одушевляют (олицетворяют) природу: лес, словно человек, радуется или плачет, солнце смеётся».

- Сейчас я прочитаю вам  волшебное произведение Фёдора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет и годы жизни.

- В стихотворении будут встречаться слова, значение которых мы сейчас уточним.

Недаром -  неслучайно

Нудит - гонит

Хлопотать - заниматься чем-либо старательно.

Наперекор - противоположно чему-либо.

-  Закройте учебники, слушайте меня внимательно и мысленно представьте картину, которую рисует автор.

- Открываем учебники на странице 51 и посмотрим на рисунок в учебнике. Поэт изобразил зиму и весну как живых существ. Найдите в тексте слова, как автор описывает зиму? А теперь  как описывает Весну?

Зима                                    Весна

злится                                 хохочет

хлопочет                            гонит

ворчит                                шумит

ведьма                                прекрасное дитя

злая                                    горя мало

взбесилась                         умылась,                   

пустила                             румяней стала

- Почему зима злится? (Прошла её пора).

- Что происходит с природой? (И всё засуетилось)

- Как вы понимаете эти слова автора?

- Какие слова передают настроение Зимы, Весны?

- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала)

- Итак, как автор называет Зиму? (Ведьма злая)

- А как Весну?(Прекрасное дитя)

В своём стихотворении Ф. Тютчев с помощью олицетворения представил нам Зиму в образе злой ведьмы, а Весну показал как «прекрасное дитя». Используется приём контрастов. (Контраст – это резкая противоположность.)

- Одинаково ли Вы будете читать про Зиму и Весну?(Про весну весело поддерживая, а про зиму  злобно, осуждая)

- Давайте подумаем, какие слова при чтении необходимо выделить логическим ударением? Давайте подчеркнем их карандашом (Недаром, прошла, весна, гонит, засуетилось, нудит, жаворонки, хлопочет, ворчит, в глаза хохочет, пуще, взбесилась, захватя, пустила, прекрасное дитя, умылася, румяней,  наперекор ).

- Шепотом прочтите стихотворение и  попробуйте передать голосом отношение к Зиме и Весне, показать их характеры. (Жужжащее чтение)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Отгадайте загадку:

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

                                              (Подснежник)

-Молодцы, а теперь прочитаем стихотворение Белозёрова «Подснежники».

- С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? («Зима недаром злится…», «Подснежники»)

- Какое произведение Вам больше понравилось? («Зима недаром злится…»)

- Какой приём использовал Фёдор Иванович Тютчев  в стихотворении? (Олицетворение.)

- Молодцы, ребята, а теперь возьмите с края ваших парт три разноцветных кружочка. Покажите мне красный, если вы ничего на уроке не поняли, желтый, если было трудно и зеленый, если все было легко и понятно.

Домашнее задание: учебник с.51-53 выразительное чтение.

Своё отношение к происходящему можно выразить с помощью музыки, стихов, красок. Главное:

Внимательно слушать – и всё услышишь.

Внимательно смотреть – и всё увидишь.

Думать – и всё поймёшь.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Дети открывают учебники.

Слайд 4

Показываю несколько картин с пояснением.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Дети читают из учебника.

Слайд 8

Слайд 9

Чтение учителем стихотворения «Зима недаром злится…»

Слайд 10

Учитель выполняет движения.

Слайд 11-12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46541. Художественные способности, задатки и склонность к изо-деятельности. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках ИЗО 19.6 KB
  Понятие непрерывного образования. Современная общеобразовательная школа как базовое звено непрерывного образования. Главный вопрос связанный с непрерывным образованием задется учеными поразному: образование на всю жизнь или образование через всю жизнь Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Непрерывность будет обеспечена если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для...
46542. Система управления охраной труда (СУОТ) в РФ 19.65 KB
  Значение Ксп = А Б А 31 Где А общее количество работающих на момент проверки 1 раз в месяц в подразделении; Б количество работающих с нарушениями правил и инструкций ОТ. n; Тс количество требований БТ соответствующих требованиям стандартов по данному оборудованию или процессу; Тс общее количество требований БТ по данному оборудованию или процессу; n количество единиц оборудования или процессов на участке; Ктбу1 Ктбу2 Ктбуm коэффициент технической безопасности участков 1 2 . m по оборудованию или процессам; m ...
46543. Подходы и методы, используемые для определения рыночной стоимости застроенных земельных участков 19.69 KB
  Методические основы оценки рыночной стоимости земельных участков Рыночную стоимость имеют те земельные участки которые способны удовлетворять потребности пользователя потенциального пользователя в течение определенного времени принцип полезности. Методы оценки Оценщик при проведении оценки обязан использовать или обосновать отказ от использования затратный сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки.
46545. Методика организации уроков по рисованию с натуры 19.74 KB
  Методика организации уроков по рисованию с натуры. План : рисование с натуры в содержании программы по изо под ред Неменского задачи рисования с натуры структура урока рисования с натуры возрастные особенности организации уроков вывод. 1Рисование с натуры рисунок и живопись включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительностл карандашом а также акварельными и гуашевыми красками пером и кистью. Задачи: Рисование с натуры активизирует умственную деятельность это не созерцание а пониятие о предмете...
46546. Острая эмпиема плевры. Диагностика. Современные принципы лечения 19.74 KB
  Альвеококкоз печени. Альвеококкоз Альвеококкоз альвеолярный эхинококкоз печени тяжелое длительно протекающее заболевание которое вызывается ленточным гельминтом lveococcus multiloculris. Личинка альвеококка паразитирующая у человека представляет собой множество мелких заполненных жидкостью пузырьков не более 36 мм в диаметре окруженных фиброзной тканью Обычно среди полного здоровья обнаруживается очень плотная увеличенная печень или каменистая опухоль в области печени. Наиболее часто среди них встречается обтурационная желтуха...
46547. Виды стоимости земли, используемые в процессе оценки 19.79 KB
  При проведении оценки земли используются следующие виды стоимости: рыночная ликвидационная и инвестиционная стоимость. Рыночная стоимость земли определяется как наиболее вероятная цена по которой данная земля может быть отчуждена на открытом рынке в условиях конкуренции когда стороны сделки действуют разумно располагая всей необходимой информацией а на величине сделки не отражаются какиелибо чрезвычайные обстоятельства то есть когда: стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; одна из сторон...
46549. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ АТП НА АВТОМОБИЛЕЙ 1.67 MB
  Важнейшими направлениями в проектировании должны быть типизация проектных решений на базе унификации объемно-планировочных решений, а также широкое применение типовых проектов. В целях сокращения трудоемкости и сроков проектирования, повышения экономичности проектных решений,