53706

В доме у москвича

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня мы с вами заглянем в древний поселок. Во время путешествия будьте внимательны, ведь полученные вами знания нам обязательно пригодятся в дальнейшем.

Русский

2014-03-02

89 KB

5 чел.

                             Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж№5

Специальность 050709

Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области информационных технологий

Конспект

пробного урока по «Москвоведению»,

проведенного в 3 классе «А»

в школе № 1241

Составила и провела

студент 34 группы

Хмелевская Наталья Николаевна

Конспект

Урок

Анализ

Методист

Учитель

2013

Тема урока: «В доме у москвича»

Цель: Сформировать представление учащихся об устройстве дома и быте древних москвичей.

Задачи:

Образовательные:

  •  обобщить знания учащихся о домашнем быте москвичей
  •  углублять знания по истории родного города
  •  учить сравнивать, проводить параллели, сопоставлять прошлое и настоящее
  •  учить обобщать, делать выводы

Воспитательные:

  •  Воспитание дисциплинированности, уважения друг к другу;
  •  воспитывать любовь и уважение к родному городу и его жителям
  •  воспитывать уважение к труду москвичей

Развивающие:

  •  развивать умение связно и последовательно передавать полученную информацию
  •  развивать мыслительную деятельность учащихся

Средства обучения:

  •  презентация, подготовленная в Microsoft Power Point;
  •  компьютер;
  •  проектор;
  •  карточки с иллюстрациями

Список литературы:

  •  Москвоведение. Здравствуй, Москва!:Учебник для 2-4 кл.нач шк./Н.М.Поникарова,Н.А.Горелова, И.Н.Кузина, О.Е.Тесленко.-М.:АНО ИЦ “Москвоведение”,АО “Московские учебники”,1999.-256.:ил.
  •  Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  •  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1

Организационный момент

Здравствуйте дети! Меня зовут Наталья Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок Москвоведения. Проверьте ваши рабочие места, все ли готовы к уроку.

Приветствуют преподавателя. Проверяют готовность к уроку.

2

Создание эмоционального фона

«Не дом хозяина красит, а хозяин дом»

Слушают

Слайд 1

3.

Актуализация знаний

Как вы понимаете эту фразу? 

Сегодня нам с вами обязательно нужно либо доказать правильность этого высказывания или опровергнуть его.

Высказывают свое мнение.

4.

Актуализация и мотивация учебной деятельности

Сегодня мы с вами заглянем в древний поселок. Во время путешествия будьте внимательны, ведь полученные вами знания нам обязательно пригодятся в дальнейшем.

«Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ высокий и красивый –

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные как ивы,

Дети, словно крепкие дубки»

5

Изучение нового
материала

 

Физкульминутка

Усвоение и   закрепление новых знаний.

Подведение итогов

Рефлексия учебной деятельности

Итак, мы отправляемся в древнюю Москву. Опишите мне ее, пожалуйста. Какая она была?

Наверное, вы все живете в больших многоэтажных домах. А вы знаете, что многоэтажные дома стали строить в Москве сравнительно недавно, всего каких-нибудь 100 с небольшим лет назад? Когда построили первый пятиэтажный дом на улице Ильинке, его прозвали «небоскребом ” и москвичи проходили на него посмотреть как на диковинку. А мы с вами сейчас отправимся в дом москвича, который жил лет этак 400 назад. В то время даже двухэтажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди. А остальные жили в низких деревянных домах. Деревянные жилища москвичей до наших дней не сохранились. Другие древние деревянные постройки можно увидеть в музее “Коломенское”.

Кто из вас был в Коломенском?

Коломенское это бывшая царская резиденция, ныне государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник.

Итак, попробуем представить себе дом москвича в древности.

Какой он?

(Показываю деревянный дом)

Русская печь:

Как вы считаете, что нужно было устроить в доме в первую очередь, с чего начать?

Самой главной и необходимой в жилище была печь.

В старину даже поговорка была: “Начать от печки”.

А для чего нужна печь?

Печь обогревала дом. При суровых московских зимах обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду и пекли хлеб. На печи сушили разные травы и овощи. Здесь спали старики и дети. В печи  можно было даже мыться и париться. О печи с любовью говорили:”Печь нам мать-родная!”, “На печи все красное лето”.

Печь занимала почетное место в доме. Относились к ней с уважением. Грехом считалось класть в печь что-нибудь грязное, плевать на печь и даже ругаться там, где стояла печь. На ночь в печи оставляли полено и горшок с водой, чтобы у печи было, что есть и пить.

А еще люди верили, что за печкой живет домовой.

-А вы знаете, кто это такой?

Обращались к домовому почтительно: “хозяинушка” или “дедушка”. Считалось, что днем домовой мирно спит, а ночью по-хозяйски обходит дом и двор, следит, все ли в порядке.

У печи давались клятвы, совершались разные обряды. С помощью печки гадали о житье-бытье. Когда, например, разжигали новую печь, в неё клали веточки вербы. Если верба начинала дымить- быть в доме ссорам и раздорам. А если ярко и дружно загоралась -это сулило хорошую жизнь. О счастливчиках говорили:”У печи родился!”

А есть ли у вас в доме место, к которому вы особо уважительно относитесь?

(Показываю печь)

Как жители московского дома выражали своё уважительное отношение к печи?

Какие поверия были связаны с печью?

Что такое красный угол

-Вы слышали об этом что-нибудь?

По диагонали от печи в доме находился красный угол. Это было самое святое место. Здесь помещались иконы и другие почитаемые предметы: свечи, святая вода. Слово “икона” обозначает “образ”. Москвичи любое дело начинали с молитвы перед иконами. Иконы не разрешались вешать на гвоздь, поэтому их ставили на специальную полку- “божницу”. Нельзя было выбросить икону, если она даже  становилась совсем старой. Её можно было только закопать в землю или пустить по воде. Икона считалась лучшим подарком.

(Показываю красный угол над печью).

Как называлось самое святое место в доме?

Что помещалось в красном углу?

Что обозначает слово икона?

Можно ли было выбросить икону?

Тогда что делали, когда она становилась совсем старой?

Спал цветок и вдруг проснулся!
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и … улетел!
Вот и я на место сел!

Как освещались дома

Ребята, а вы знаете, чем освещались дома москвичей?

Освещались дома москвичей лучинами - большими щепками длиной 30-40 см. Их откалывали от полена топором или отщипывали ножом. В домах даже днем царил полумрак: волоковые окошки пропускалось совсем мало света. Лучину втыкали между бревнами или в специальные железные подставки- светцы. А иногда хозяйка зажимала горящую лучину зубами и ходила так по дому и двору, освещая себе дорогу.

Для того, чтобы лучина хорошо горела, её нужно было держать горящим концом вниз. А под лучину ставили какую-нибудь посуду с водой, чтобы не случилось пожара.  В домах побогаче пользовались свечами. Их ставили в подсвечники или в люстры-паникадила.

(Во время рассказа показываю свечи и т.п).

-Чем же освещались дома москвичей?

-Для чего лучину ставили в посуду с водой?

Какая была мебель

В каждом доме в красном углу стоял стол. Считалось что стол – Божья ладонь, протянутая людям. Поэтому не разрешалось стучать по столу, ставить на него посторонние предметы, поднимать веник выше стола, когда метёшь пол.

Вести себя за столом нужно было чинно и тихо, как в церкви. Не полагалось громко разговаривать, шалить, смеяться, болтать ногами.

Вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Лавки неподвижно крепились вдоль стен дома. Их нельзя было перенести. А скамьи можно было передвигать. Лавки делались широкими, потому что в старину на них спали. Кроме лавок спали ещё на полатях – деревянном настиле под потолком. Кровати появились сравнительно недавно.

-Ребята, а где в ваших домах хранится одежда?

В старину шкафов не было, а одежду хранили в сундуках. Их делали из дерева и обивали  для прочности железными полосами. Нередко на сундуки  делали хитроумные врезные замки. Другой мебели в доме не было. Не было в домах москвичей и стульев. Долгое время на Руси стул считался парадной мебелью. Стулья в то время можно было встретить лишь в царском дворце, а сидеть на них могли только царь и глава церкви – патриарх. В царском кабинете стоял только один стул. Даже бояре сидели на лавках.

-Какая мебель стояла в доме у москвича?

-Чем отличались скамьи от лавок?

-Для чего лавки делались широкими?

-На чём ещё спали в старину?

-Что это такое?

Из какой посуды ели

Еду ставили на стол в общем горшке на всю семью. Черпали ложками по очереди, не обгоняя других. Хозяин следил, чтобы кто-нибудь не прихватил сразу два куска мяса или не ел “вприхлебку”, то есть, не откусив хлеба. И гущу можно было зачерпнуть только после того, как это сделает глава семьи.

-А как вы думаете, как поступали с тем, кто нарушал порядок?

Правильно, он тут же получал ложкой по лбу.

Еду подавали в горшках или мисках. Твердую пищу брали руками, а жидкую- ложками. У каждого была своя деревянная ложка. Их носили при себе за поясом, иногда в специальном футляре. Вилками в старину простой народ не пользовался. Даже в царском дворце вилки подавались самым почетным гостям. Не полагалось и отдельных тарелок для каждого. Пили из деревянных ковшей. В домах побогаче- из металлической посуды: кубков, чарок, кружек. Хранили посуду в поставцах- шкафах для посуды.

-Из чего ели москвичи?

-Чем ели жидкую пищу? твердую?

-Были ли у них вилки?

-Где хранили посуду?

-Кто первый начинал прием пищи?

Дома располагались в глубине двора. У богатых хозяев на дворе находились сараи, погреба, конюшня, скотный двор, амбары, банька, а иногда и домовая церковь. Весь двор огораживался забором, и получилась так называемая усадьба. При усадьбах были также сады и огороды.

Сейчас я вам раздам картинки, и вы должны найти ошибки в ней.

(Раздаю картинки с заданиями. Нужно найти не менее пяти ошибок на рисунке дома древнего москвича).

Вы должны будете зачеркнуть, что не правильно. И написать, что должно быть на определенном месте.

После листочки сдать.

О чём вы узнали на этом уроке?

Оцените свою деятельность на уроке.

Раскрасьте нужный смайлик.

Спасибо за урок. До свидания.

Слушают

Описывают Москву.

Москва была небольшая по территории. Дома были деревянные маленькие.

Описывают дом москвича.

-Деревянный

-С русской печи

- Печь нужна, чтобы обогревать дом, чтобы готовить еду, сушить вещи. На ней спали, чтобы было  тепло.

-Так называли воображаемое маленькое лохматое существо, охранявшее дом.

Грехом считалось класть в печь что-либо грязное, плевать на печь и ругаться рядом с ней. На ночь в печи оставляли полено, чтобы ей было что есть и пить.

Верили, что за ней живёт домовой, который охраняет дом. Около печи совершались обряды, давались клятвы, с помощью неё гадали.

«Красный угол».

Свечи, иконы, и другие почитаемые предметы.

«образ».

Нет.

Закапывали в землю или пускали по воде

Выполняют физминутку.

-Освещались свечами.

Отвечают на вопросы.

Лучинами

Чтобы не было пожара

В шкафу

Стол, лавки и скамьи, сундуки и рундуки, полати.

Лавки стояли неподвижно, а скамьи можно было передвигать.

Чтобы на них спать.

На полатях.

Деревянный настил под потолком между стеной и печкой.

-Из горшков и мисок.

-Жидкую пищу ели ложками, твердую –руками.

Были только у богатых людей.

Посуду хранили в специальных шкафах.

Первым начинал прием пищи глава семьи.

Читают задание. Исправляют ошибки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81201. История формирования иудаизма 26.17 KB
  Выделяют различные периоды формирования и развития иудаизма. Возникновение иудаизма как религии принято связывать с именем Моисея получивший на горе Синай через Откровение десять заповедей образовавших основу монотеизма и религиозной этики. формируются основные черты иудаизма: строгий монотеизм централизация культа канонизация священных книг появлению веры в сверхъестественную помощь для освобождения от угнетателей и веры в избавителямессию.
81202. Догматы и культ иудаизма 26.33 KB
  Центральная доктрина иудаизма вера в единого Бога который бессмертен вечен всемогущ вездесущ и безграничен. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву а божья воля открывается человеку через Танах.
81203. Структура Ветхого завета в иудаизме 22.12 KB
  Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. Ветхий Завет состоит из следующих книг: 1 Книги закона Тора Учение или Пятикнижие Моисеево составление книг приписывается Моисею: Бытие сотворение мира и человека рай первые люди грехопадение размножение человечества всемирный потоп Ной патриархи родоначальники еврейского народа Авраам Исаак Иаков Иосиф с братьями поселение евреев в Египте; Исход Моисей 10 заповедей освобождение из плена; Левит религиозное законодательство; Числа законодательство и...
81204. Формирование ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда 25.03 KB
  Жизнь и деятельность Мухаммеда. Политическое и религиозное движение возглавил пророк Мухаммед. Мухаммед родился в 570 г. Мать Амина по обычаю мекканцев отдала Мухаммеда кормилицебедуинке у которой он рос до 5 лет.
81205. Вероучение ислама 24.39 KB
  Иман или вера включает: Веру в Единого Бога Аллаха. Веру в Ангелов и демонов. 3Веру в Святые Писания и в святость Корана который считается словом божьим божественным откровением которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет т. 4Веру в Пророков и в посланничество Мухаммеда.
81206. Коран – священная книга ислама 24.8 KB
  Главным источником веры является Коран священная книга мусульман состоящая из притч молитв и проповедей Мухаммеда. спустя почти два десятилетия после смерти пророка был составлен свод Коран чтение другие названия: китаб книга зикр предостережение . Святость Корана обусловлена тем что изречения пророку диктовал архангел Джебраил на протяжении 22 лет доносивший слова самого БогаАллаха. эти откровения составили канонический текст Корана который дошел до наших дней в неизменном виде.
81207. Основные направления в исламе 24.66 KB
  В результате внутренних противоречий в VII веке возникли два направления: сунниты и шииты. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али ум. Шииты поклоняются этому имаму и верят что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты как и сунниты признают святость Корана а в Сунне признают лишь те хадисы авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи.
81208. Пять столпов ислама 24.1 KB
  Саум пост. Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи питья наслаждения и развлечений. Главным и обязательным для всех кроме больных путешествующих военных и беременных является пост в месяц рамадан; кроме того существует еще дата в которой поститься желательно. Уразабайрам праздник разговенья окончания поста.
81209. Основные идеи шариата. Понятие джихада 26.17 KB
  Понятие джихада. Джихад с точки зрения шариата является общим понятием путей и методов достижения деяний высказываний и убеждений любимых и одобряемых Всевышним Аллахом а также отражения деяний высказываний и убеждений порицаемых и ненавистных Пречистому Аллаху. Ибн альКаййим: Джихад подразделяется на четыре уровня: джихад против самого себя джихад против шайтана джихад против неверующих и лицемеров и джихад против приверженцев несправедливости нововведений и порицаемых действий. Джихад против самого себя также имеет четыре уровня:...