53708

Реализация гражданских прав в современном мире

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учащиеся приобретают опыт ведения дискуссий. Беседа с учащимися Учитель: Перед тем как познакомиться с нашими правами давайте вспомним что такое право Учащиеся: называют несколько определений права: Правоэто величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества. Учитель: Скажите пожалуйста а какие права существуют Учащиеся: Естественные и позитивные. Учитель: Какие права считаются естественными Учащиеся: Право на жизнь на свободу.

Русский

2014-03-02

75 KB

0 чел.

Конспект комбинированного урока

«Реализация гражданских прав в современном мире»

/для учащихся 9-го класса/

                         Составила

                                                        Никитина Елена Викторовна

учитель истории и обществознания

                                                               I квалификационной категории

                            школы № 1

Характеристика – рекомендация.

На конкурс предоставлена методическая разработка по обществознанию. Работа включает в себя аннотацию автора, конспект урока.

    Особенностью предложенной на конкурс работы является:

1.Актуальность работы отображает современный подход к обучению обществознания в рамках гражданского образования. Насколько образованным в правовом вопросе будет общество решать нам сегодня. Данный урок является обобщающим после целого ряда уроков по правовому обучению детей.

2.Новизна. Игровые формы не являются столь новыми, но сам подход к игровой проблеме, самостоятельность детей при подготовке к уроку, интерес к данной теме, который выражается в изучении нормативных документов, подготовке учащимися вопросов, творчество – считаю новым или хорошо забытым старым. Новый подход к реализации мало разработанной проблемы.

3.Практическая ценность:

Использование большого объёма дополнительного материала статей газет и журналов, ведет к формированию компетентностей учащихся.

4. Эффективность.

Развитие творческого, мыслительного потенциала и пробуждение интереса к данной проблеме. В доступной форме раскрываются сложные для понимания ребенка права. Через такие игры, как «Пресс – Конференция», «конференция», раскрывается индивидуальность учащихся, творческая активность, обогащается внутренний мир, удовлетворяется потребность в знании, формируются навыки аргументации своего отношения к происходящему. Учащиеся приобретают опыт ведения дискуссий.

Аннотация.

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.

Данное занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, понимание  некоторых статей «Всеобщей Декларации  Прав и Свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира, не возможна активная гражданская позиция.

Конспект

деловой  игры  по обществознанию   для учащихся 9 - го класса.

Тема: Реализация гражданских прав в современном обществе.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Дидактические: познакомить учащихся с некоторыми статьями «Декларации прав  и свобод человека», показать на примерах, как работают данные статьи в современном обществе.

2. Развивающие:

а) развивать  у учащихся навыки работы с законами, нормативными документами,  практического применения их  в жизни,

б) формировать  у учащихся основы правовой культуры.

3. Воспитательные:

а) продолжать развитие гражданственности, патриотизма,

б) воспитывать уважение к закону, к социальным и правым нормам.

Оборудование:

1. Раздаточный материал

  •  Конвенция прав ребенка
  •  Конституция Российской Федерации
  •  Таблички с надписями: «Здоровье», «Право», «Религия»

Оформление доски:

  •  Экран для высвечивания схем
  •  Таблицы для рефлексии
  •  Цитаты

         

  •  Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение

  •   Сущность закона – человеколюбие.

                                         В.Шекспир.

ТСО:

  •  Мультимедиапроектор



Ход урока

I Вводная часть

1. Оргмомент (проверка к готовности к уроку)

2. Постановка целей и задач урока

Учитель: Тема нашего урока «Реализация гражданских прав в современном обществе» и  цель:  мы с вами познакомимся с нашими правами и проследим: реализуются ли права в нашей жизни, и если реализуются ,то насколько полно.

II Основная часть.

1. Повторение пройденного материала. Беседа с учащимися

Учитель: Перед тем, как познакомиться с нашими правами, давайте вспомним, что такое право?

Учащиеся: (называют несколько определений права):

Право-это величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества.

Право- это сила, способная поддержать порядок в обществе.

Право- это возможность каждого человека поступать определенным образом в конкретной ситуации.

Право - система правил поведения, которые устанавливаются обществе.

( после ответов учащихся на доске высвечивается  полный ответ:

Право – это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государственной властью, на основе общих принципов справедливости, санкционированных государство и выраженных в определенных нормах, за нарушение которых предусмотрено юридическая ответственность.)

Учитель: Скажите, пожалуйста, а какие права существуют?

Учащиеся: Естественные и позитивные.

Учитель: Какие права считаются естественными?

Учащиеся: Право на жизнь, на  свободу.

Учитель: А какие права  считаются позитивными?

Учащиеся: Позитивные права зависят от нормативного закрепления. Они делятся на политическое, гражданское, социально – экономическое, культурное.

(по мере ответа детей на доске возникает таблица)

Учитель: Назовите,  пожалуйста, отрасли права

Учащиеся : (право трудовое, Административное, Уголовное, Гражданское, Семейное. Конституционное).

Учитель: Верно, но в современной России появились еще несколько отраслей права (на доске появляется схема)

Посмотрите и назовите те права, которые мы с вами не назвали.

Учащиеся: налоговое, предпринимательское, компьютерное.

Учитель:  Ребята,как вы думаете, что они регулируют?

Учащиеся: я считаю, что сами названия отраслей, говорят сами за себя. Налоговое – следит за взыманием налогов. Предпринимательское  – регулирует отношения в частном бизнесе, а компьютерное – следит за перезвижением информации и ее использованием.

(после ответов детей  на экране появляется правильные определения)

Налоговое – устанавливает правила взымания налогов.

Предпринимательское – определяет правила экономической деятельности предпринимателей .

Компьютерное – осуществляет правое регулирование движение информации.

Учитель: давайте закроем на секунду глаза и представим, что в мире остались одни права. Вы живете  и говорите: «У меня есть право», к вам подходят и говорят: «Я имею право».  Что тогда произойдет?

Учащиеся: Хаос, непонимание друг друга

Учитель: Поэтому кроме прав мы должны знать свои обязанности.

Ребята,  скажите, а вы знаете свои права?

Учащиеся: да (нет)

Учитель: Когда вы узнали о них?  

 Учащиеся: в школе, дома.

Учитель: Верно, мы узнаем о правах и обязанностях по мере  взросления и понимания. Скажите, вы  правоспособны или дееспособны?

Учащиеся: правоспособны и дееспособны.

Учитель: Объясните почему?

Учащиеся: правоспособность – это способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности (  ответ  появляется на доске).

Учитель: С какого возраста наступает  «дееспособность»?

Учащиеся: с 18 лет

Учитель: Существуют следующие нормы ( высвечивается на доске)

  •  С 6 лет – период частично дееспособности (покупка мелких бытовых предметов или обмен ими).
  •   С 10 лет – накопление дееспособности (может свидетельствовать в суде)
  •  С 14 лет – несет уголовную ответственность.

Мы с вами вспомнили, какие есть права, что такое правоспособность и дееспособность. Где мы с вами можем ознакомиться со своими правами?

Учащиеся: в источниках права, т.е. в таких документах как Декларация

Прав и свобод человека, Конституция, «Конвенция о правах ребенка», Гражданский кодекс, Семейный кодекс и т.д.


2
. Новый материал.

Учитель: чтобы ответить на наш вопрос «Реализация прав человека в нашем обществе» мы перенесёмся в пресс  - зал, где проходит «Пресс - конференция по правам человека».

(Учитель представляет учащихся, которые играют роли представителей)Сейчас я представлю вам наших гостей. Это представители Юридической фирмы (ф.и.), министерства здравоохранения (ф.и.), представители религиозных конфессий  (ф.и.).

Все остальные – представители различных СМИ.

Поставьте сейчас перед собой цель и подумайте, какой вопрос вас интересует более всего на данный  момент и разделитесь на 3 группы по областям: 1 – «Здоровье» 2 – «Религия» 3 – «Правоведы» (дети делятся на 3 группы).

Учитель: Ваша задача: посовещавшись в группах, выбрать наиболее важные вопросы, значимые и интересные на ваш взгляд не только ваш, но и всем присутствующим по вашей отрасли. Подумайте, пожалуйста, и сформулируйте  по 1-2 вопроса для задания их  гостям - представителям (дети совещаются 3-5 мин.).

3. Игра «Пресс – конференция»  (15-18 минут)

Учащиеся: У нас вопрос к представителям здравоохранения: В декларации прав человека написано, что мы имеем «право на бесплатное медицинское обслуживание». Чем тогда объяснить столь быстрый рост частных клиник и дорогое обслуживание в них?»

Представитель здравоохранения: в соответствии со статьей 41 Конституции Р.Ф. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а если есть у людей потребность в качественном обслуживании и возможность за это платить, то почему бы не открывать такие клиники. В статье четко сказано, что мы имеем право на охрану и медицинскую помощь, а не на бесплатное медицинское обслуживание. Для этого у нас есть Страховой полис - документ, по которому мы получаем бесплатное облуживание. Но за него платит либо администрация учреждения, либо государство. Если вас это не устраивает, платите и лечитесь, где хотите: выбор у вас есть.

Учащиеся: ( вопрос  представителям конфессий.)

«Скажите, существуют утверждения, что все равны перед Богом, все  имеют право на жизнь». Как вы относитесь к войнам, которых было уже более 150 со времён Второй мировой войны. К кровавой мести?

Представители религиозных конфессий: Православие – христианство, осуждает какое – то ни было убийство. В Библии сказано: «Не убий», «Не причини зла».

Представитель мусульманства: в нашем понимании братоубийство -  это грех, а кровная месть – это наказание, своего рода кара человеку за его поступки  -  но это не всегда убийство. Ведь и  на Руси с древних времён существовала поговорка: «Око - за око, зуб - за зуб».

Представитель христианства: если рассматривать убийство, как наказание, кару божью, то за любое убийство следует наказание, но ведь и государство законным путем совершает убийство – это и « смертная казнь», и« прерывание беременности». Неважно, где случается убийство: в стерильной комнате или подвале. Лишение человека жизни - это грех. Я думаю, представитель мусульманства со мной согласится.

Учащиеся: / вопрос к представителям от юрисдикции/: « В соответствии со статьей 43 Конституции Р.Ф. каждый имеет право на образование». Почему тогда чаще всего ВУЗы и техникумы принимают на обучение  платной основе?

Представитель юридической фирмы: Отвечая на ваш вопрос, отмечаю, что в статье 26 «Всеобщей Декларации Прав и Свобод человека» – образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального  общего образования. Начальное образование обязательно, а техническое и профессиональное должно быть общедоступным и высшее образование общедоступным для всех на основе способностей каждого. Отсюда и принятие в ВУЗы на конкурсной основе.

Учащиеся: /вопрос юристам/ « Сейчас очень обострилось криминальная обстановка среди молодежи. Грабежи, драки, убийства, наркомания. Это не удивительно – ведь закрывали  спортивные клубы, кружки.  А существующие очень дороги для большинства семей. Как можно защитить этих детей? Посадить всех сразу? Почему дети оказываются на скамье подсудимых?

Юрист: Печально, но это факт. И первым, кто отреагировал на сложившуюся обстановку в детской среде, оказался криминальным мир, который поспешил воспользоваться ситуацией и стал использовать подростка в своих грязных целях. На сегодняшний момент, эта проблема взята под контроль государства, ведутся работы по расширению дополнительных услуг при школах, студиях, вводятся проекты, которые помогут детям реанимироваться и войти в общество другими людьми.

Учащиеся: /вопрос к представителям здравоохранения/  «Скажите, существует врачебная тайна, анонимное обслуживание, а  как же тогда распоряжение сообщать родителям подростка и школе, что он наркоман или токсикоман. Не является ли страх, что об этом узнают все, поводом не идти в больницу?»

Представители здравоохранения: Да, врачебная тайна существует. Если подросток пришел добровольно и заявил о своем намерении лечиться, он может сделать это анонимно( если не выявлен ВИЧ- если выявлен, то в некоторых случаях сообщается родителям).Хотя мы лечим и обследуем тех, кто попадает к нам с алкогольными и другими отравлениями. Тут уже звучала статья 41 Конституции РФ, которая позволяет всем получить медицинскую помощь. А что касается конкретно вашего вопроса: если подросток пришел лечиться, то он уже не боится, что об этом узнают другие так как к ним вернется нормальный человек, не совсем запущенный во всех смыслах. Приходите, вылечим.

III Заключительная часть.

1. Подведение итогов

Учитель: Давайте вернемся к нашему началу пресс-конференции. Какую цель вы ставили перед собой, достигли ли вы этой цели. Что вам удалось и чего не удалось?

Учащиеся: (ответы )

- Я хотела узнать о поступлении в ВУЗ на бесплатной основе и поставила перед собой следующую цель « налечь» на учебу, чтобы поступить в вуз.

- Я ставил перед собой цель узнать о праве на бесплатное медицинское обслуживание, так как у меня много знакомых, и я сам сталкивался с огромными очередями в поликлинике, а если существует запись,  то она на месяц, то на два  вперед. Теперь моя задача донести до знакомых, что можно лечиться в любых клиниках, были бы деньги или ждать своей очереди, как это делают многие другие.

Учитель: Есть ещё желающие? Тогда ответьте, пожалуйста, мне на вопрос : « Реализация прав человека – это реальность или формальность?»

Учащиеся: 

- Я считаю, что это формальность, потому что права детей часто нарушаются теми, кто в первую очередь должен их защищать.

- Я считаю,  но только моё мнение, что это реальность, если ты знаешь свои права и можешь чем-то аргументировать, то возможно защитишь себя и своих окружающих.

Учитель: Вы говорите, что реализация прав – реальность, тогда почему возможно.

Учащиеся: для того, чтобы нам защищать себя, нужно быть уверенным, уметь отстаивать свое мнение, а для нас существует фраза «ты еще не дорос», « тебя не спросили» и т.д.

Учитель : А вы пробовали высказывать свои мнения не в коридоре за стеной, не на улице, а напрямую, только спокойно и опираясь на факты?

Учащиеся: будем пробовать.

Учитель: Позвольте ,я закончу урок словами В.Шекспира

             Две равно уважаемых семьи

             В Вероне, где встречают нас событья,

             Ведут междоусобные бои

             И не хотят унять кровопролитья

             Друг друга любят дети главарей,

             Но им судьба устраивает козни,

             И гибель их у гробовых дверей

             Кладет конец непримиримой розни.

Почему взрослые и дети ведут себя порой так, а не иначе, совершают или вынуждены творить безнравственные вещи?

Учащиеся: жить без законов немыслимо. Предоставив людям свободу делать то, что им захочется в различных ситуациях, мы повергнем мир, наше общество в пучину хаоса и воины.

4. Домашнее задание

Учитель: Как мы живем в современной России,  и как мы будем жить – « по закону» или по « понятиям» решать вам, нынешней молодежи – завтрашним гражданам своего государства.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: Сочинение – размышление на тему « Жить лучше по закону или по « понятиям». Так же можно взять любой эпиграф на ЭССЕ. Спасибо, до встречи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45238. Работа пресс-центра фирмы: структура и функции пресс-службы; критерии выбора СМИ, этика и принципы профессионального общения с журналистами 26 KB
  Работа пресс-центра фирмы: структура и функции пресс-службы; критерии выбора СМИ этика и принципы профессионального общения с журналистами В среднем бизнесе за рекламу и PR отвечает один сотрудник. самый простой способ связаться с общественностью – сделать это через посредника массмедиа СМИ. Пресссекретарь должен уметь соотносить события внутренней жизни компании с информационной повесткой дня которая находится в центе внимания СМИ и прогнозировать ее. Функции прессслужбы: Аналитика: мониторинг рынка СМИ мониторинг информационных...
45239. Сущность, функции, принципы и технологии организации информационного паблисити 21 KB
  Существует негативная практика продвижения информации паблисити коммерческая информация. Темы некоммерческой информации паблисити: история компании; темы связанные с экологией; социальные темы; технологии компании; фото-архив фирмы; фирменная статистика; неформальная жизнь компании; нетрадиционное использование продукции фирмы конкурс. Сбор информации паблисити: силами всех сотрудников фирмы или силами прессотдела. Принципы: некоммерческая основа движения информации.
45240. PR-текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность, технология создания 29.5 KB
  Жанровая разновидность: Оперативно-новостной: приглашение пресс-релиз краткая новостная информация. Комбинированные тексты подборка информационных материалов простых текстообъединенных общей тематикой в фирменные папки для пресс-конференции: пресс-релиз приглашение байлайнер пресскит. Прессрелиз: формат А4; тема текущие новости организационные новости комментарии к событиям некоммерческая информация; адресаты доставки редакции СМИ информационные агентства; формы распространения факс электронная почта; этикет...
45241. ПР - текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность, технологии создания 44.5 KB
  ПР текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность технологии создания. И в том и в другом случае единицей коммуникации является текст который организуется с целью достижения максимального воздействия на реципиента. В узком смысле: Текст результат речетворческого процесса который характеризуется признаками: завершенность связность цельность жанровая оформленность. Как организованное множество языковых знаков текст приобретает смысл лишь в процессе коммуникации т.
45242. Этапы и технологии формирование материалов паблисити 28 KB
  Источник сообщения ничего не платит прессе за размещение. Этапы формирования: подготовительный сбор информации о фирме и ее деятельности статистика история маркетинговая информации: анализ информации в зависимости от вида СМИ; структурирование материала – выстраиваем структуру фирменный бланк и различия в соответствии с формой подачи – прессрелиз и т. Жанровая разновидность паблисити: Оперативноновостной: приглашение прессрелиз краткая новостная информация. Комбинированные тексты подборка информационных материалов...
45243. статья. Технология создания: Приглашение: адресное обращение к аудитории четкая социальная ориентация; . 32 KB
  Исследовательско-новостной комментирующий новость: бэкграундер не сама новость а то что под ней лист вопросов-ответов. Прессрелиз сто сообщение содержащее важную новость или полезную информацию для широкой аудитории.; шрифт – 14; интервал – 15; принцип перевернутой пирамиды: заголовок – суть и интрига; 1 абзац – лидерабзац содержит новость; комментарии и иллюстрации к новости – 34 позиции в порядке убывания; резюме; призыв к действию; даты написания прессрелиза и публикации в СМИ; координаты специалиста составившего...
45244. Информационные ПР-акции: функции, формы, каналы коммуникации 29.5 KB
  Формы: пресс-конференция конференция брифинг семинар симпозиум день открытых дверей телемост имиджевые теле и радио интервью и т. Теле и радио интервью: информационные цели – формирование информационного имиджа; представление руководства. Классификация интервью: интервьюмнение интервьюфакт имиджевое интервью. Инициаторы интервью: журналисты прессслужба.
45245. Брифинг как информационная ПР - акция: цели, аудитория, методика подготовки 28 KB
  Брифинг как информационная ПР акция: цели аудитория методика подготовки Брифинг это плановое мероприятие которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании. Например брифинги регулярно проводит министерство иностранных дел. На брифингах министерства внутренних дел проходящих раз в неделю можно услышать официальную статистику ДТП раскрытых преступлений узнать о планируемых профилактических мерах по борьбе с организованной преступностью. Еще одна...
45246. Методика подготовки и проведения пресс-конференций 34.5 KB
  Методика подготовки и проведения пресс-конференций Тема: социально-значимая и актуальная не коммерческая дискуссионная диалог спор. Пресс-конференция проводится по мере накопления информации или при наличии глобальных новостей. Мотивация: мотивация организации пресс-конференции; мотивация журналистов статусные персоны корпоративность – присутствие всех СМИ наличие компромата самопрезентация. Прессконференция проводится при хорошем знании журналистов критическая масса – 30 – 40.