53711

Безличные глаголы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вызванный к доске должен назвать наклонение определить число выделить окончание и суффикс если не справляется вызывается желающий ответить с места а стоящий у доски подписывает выделяет части слова. наклонение от глагола подержать т.

Русский

2014-03-02

75 KB

16 чел.

Костина Анжелика IV курс I группа.

Конспект урока по русскому языку

Тема урока:  «Безличные глаголы».

6 класс.

Учебник: Русский язык : учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений /         (М. Т. Баранов,  Т. А. Ладыженская,  Л. А. Тростенцова и др.;

науч. ред. Н. М. Шанский). – 29-изд. – М. : Просвещение, 2007.

Методическое пособие: Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова и др. / авт. – сост. С. С. Колчанова. – Волгоград: Учитель, 2007. Урок 151.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

Учащиеся должны приобрести знания  о новой категории глаголов – безличные глаголы: 1. находить в тексте предложения с безличн. глаголами;

                                   2. уметь отличать от личных глаголов;

                                   3. уметь переводить личн. глаголы в значение безличн.;

                                   4. знать формы употребления безличных глаголов.

Развивающие:

Построение форм безличных глаголов, употребление их в речи:

  1.  развивает образное мышление;
  2.  обогащает речь учащихся: дает более точные формы для описания природы или передачи состояния человека.

  

 

Воспитательные:

Закрепление навыка вежливого обращения к людям (употребление личн. местоим.  2 л. в форме мн. ч. при обращении к одному человеку). Воспитание в учениках представления о соблюдении тишины в классе, как об уважительном отношении к учителю и своим одноклассникам, отвечающим у доски.

Ход урока

1.Проверка знаний по пройденной теме.

Время – 10 минут.

На доске заранее написано: Двадцатое апреля

             Классная работа.

Отметив в журнале отсутствующих, учитель ( в дальнейшем тексте – Уч.) просит дежурного раздать тетради и обращается к ученикам: «Открываем тетради, пишем число – 20 апреля, и со следующей строки–Классная работа.

Пока ученики списывают с доски, на соседней доске Уч. пишет предложения:

Пожалу..ста, не могли бы Вы подержать мою сумку.

Когда прикажу ( Скажите!) ,тогда вы и скаж..те.

Одновременно говорит: «То, что я сейчас пишу, в тетради записывать не надо».

Обращение к ученикам: «Мы проходили «Употребление наклонений», сейчас и проверим как вы усвоили тему». По одному вызываются к доске те, кто хуже всех сделал домашнее здание.

Разбирается  первое предложение: Пожалу..ста, не могли бы Вы подержать мою сумку.

Вызывается к доске 1-ый отвечающий.

Уч. просит вставить пропущенную букву в слове первого предложения, если она нужна, и определить наклонение глагола могли бы. После ответа ученика

(прав. или неправ.) просит обосновать свой ответ, отметить в глаголе то, что образует это наклонение. При отсутствии прав. ответа указывается на частицу бы. Вызванный к доске должен назвать наклонение, определить число, выделить окончание и суффикс (если не справляется, вызывается желающий ответить с места, а стоящий у доски подписывает, выделяет части слова). Также отвечает почему глагол стоит в множественном числе.

2-ой отвечающий вызывается к доске.

Уч. просит охарактеризовать глагол подержать. Ученик должен определить форму глагола (неопределенная), дать ей второе название (инфинитив). Определяет спряжение, обосновывает ответ, пишет над глаголом (если ошибается, спрашивается желающий ответить). Вопрос к классу: «Кто может назвать 4 глагола - исключения во II спряжении   с окончанием на  -ать?; если желающих нет, Уч. называет сам (гнать, держать, дышать, слышать). Стоящего у доски просит образовать повелит. наклонение от глагола подержать , т. е.  все первое предложение уместить в одном слове; написать формы ед. и мн. числа, выделить суффикс и окончание; при затруднении отвечающего, Уч. просит кого-нибудь с места ответить как образовывается повелит. наклонение.  Так же, отвечающий у доски должен сказать в каких ситуациях применяется форма ед. числа и форма мн. числа в повелит. наклонении, когда применяем форму мн. числа обращаясь к одному человеку.

Разбирается второе предложение: Когда прикажу ( Скажите!), тогда вы и скаж…те.

3-ий отвечающий вызывается к доске.

Уч. читает вслух с выражением второе предложение, говорит: «Это прямая речь, расставьте нужные знаки препинания». При затруднении с ответом, поясняется, что разбираем только первую часть сложного предложения. При неверном ответе Уч. обращается к классу за помощью. После того как расставлены кавычки и двоеточие, нужно определить наклонение глагола

прикажу, время, лицо, спряжение; наклонение и спряжение написать над глаголом, объяснить. Ученик устно образовывает форму повелительного наклонения в ед. и мн. числе. Для образования формы глагола в условном наклонении в ед. числе вызывается для устного ответа кто-то из класса.   

4-ый вызывается к доске

Нужно определить наклонение глагола скажите в первой части предложения (стоящего в прямой речи),определить число глагола; после правильного ответа ученик выписывает глагол, выделяет в слове окончание, если выделил правильно, то выделяет и суффикс. Пишет рядом наклонение и число. Теперь Уч. просит вписать пропущенную гласную и объяснить свой выбор. Если правильно поставлена гласная (е), правильно объяснено, то скажете выписывается под скажите; ставится наклонение, время, лицо, число, выделяется окончание. Вопрос Уч. к классу: «Какое спряжение у глагола скажете?», Ученики с места отвечают, стоящий у доски ученик записывает. Во всех случаях неверных ответов учеников, вызванных к доске, учитель обращается к классу: для дополнительного опроса и поддержания дисциплины.

                                                                                                                         2. Психологическая подготовка перед объяснением нового материала.

Время – 5 минут.

Речь учителя: «Мы изучаем большую и сложную тему – глаголы, и постепенно подходим к ее завершению. Так что давайте соберемся с силами – осталось совсем немного…А сегодня нас мы узнаем нечто новое о глаголах». Уч. пишет на доске: Безличные глаголы.

Уч: «Записываем тему сегодняшнего урока – безличные глаголы. И  запишите это предложение». Уч. пишет на доске под темой урока:

Светает. Спалось бы и дальше, но вдруг в полях загрохотало.

Уч.: «Посмотрите внимательно на эти предложения. Вы видите, что глаголы в них разные по форме. Но что объединяет эти предложения? …

Что бросается в глаза?».  Если нет нужного ответа, дается подсказка: «Выделите главные члены предложения…Сколько в этих предложениях сказуемых?» (Ответ одного из учеников с места: «три».) Учитель: «Три чего? Где?» Ученик исправляет ответ: «В этих предложениях есть три сказуемые». Уч. подчеркивает сказуемые. Уч.: «А сколько подлежащих вы видите при этих сказуемых? (Ответ учеников: «ни одного»). Скажите мне, нужны ли здесь подлежащие, можно ли их втиснуть в эти предложения? Если даются варианты, учитель предлагает вспомнить чем может быть выражено и в каком падеже может стоять подлежащее (Ответ учеников: «Подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением в Именительном падеже».).  Посмотрите на предложения на доске: действие происходит как бы само по себе, без действующего лица: светает, спалось бы, загрохотало…или вот другие примеры: меня знобит, в глазах потемнело от страха, вечереет.  Вы можете сказать кто меня знобит? Что потемнело в глазах? А что вечереет?» Если от кого-то из учеников поступает вариант - «День вечереет», то Уч: «День не может вечереть, день может смениться на вечер».

Совместно делается вывод – подлежащее в этих предложениях стоять не может.

3. Объяснение нового материала.

Время –10 минут.

Уч.: «Нет подлежащего, т. е. в предложении  нет…(ученики продолжают фразу: «…действующего лица»). Глаголы «без лица» или…» (Если никто из учеников не предлагает вариант «безличные глаголы», учитель указывает на тему урока, написанную на доске и ждет когда класс прочитает ее вслух, заканчивая фразу учителя: «Безличные глаголы»).

Уч.: «Перед вами предложения с безличными глаголами. Эту категорию глаголов легко можно определить: в предложении с безличным глаголом нет

и быть не может подлежащего. Послушайте такое предложение: Еду и посматриваю на небо: скоро пойдет дождь. Скажите, есть здесь безличные глаголы?» Ученики отвечают; если еду и посматриваю называют безличными глаголами из-за отсутствия подлежащего, то Уч. спрашивает: «Можно ли к этим сказуемым подставить подлежащее не меняя при этом формы глаголов?» и еще раз медленно повторяет первую часть предложения. Ученики отвечают, что можно (Я - личн. местоим. 1 л., ед. ч.).  Уч.: «Значит еду и посматриваю - личные глаголы – Я еду и посматриваю.  Теперь вы видите разницу: это тоже односоставное предложение, нет подлежащего, но сказуемое выражено  личным глаголом (есть действующее лицо, даже если оно не указано в предложении)»; на доске пишет: в предложении с безличным глаголом нет подлежащего.

Уч.: «Безличные глаголы часто образуются от личных. Гроза зажгла дерево. Какой глагол? (Ученики: «Личный».) Грозой зажгло дерево. Какой глагол? (Ученики: «Безличный».) Ветер дует в окно. (Уч. пишет предложение на доске.) Какой глагол? (Ученики: «Личный». Уч. пишет личн. над глаголом  дует.)  В окно сильно дует. Какой глагол?» Ученики: «Безличный».

Уч. под предложением Ветер дует в окно. записывает предложение  В окно сильно дует. И пишет безличн. над безличн. глаголом дует).

Уч.: «Безличные глаголы – это глаголы состояния: человека или природы».

Уч. читает стих. В. Берестова:

«Не идется и не едется,

Потому что гололедица,

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?!».

Уч: «Чье это состояние?» Ответ учеников: «Человека». (Заставить ошибиться может упоминание гололедицы, Уч. просит быть внимательнее.)

Уч.: «Льет как из ведра. Чье состояние?». Класс отвечает.

Уч: «Безличные глаголы употребляются лишь в некоторых формах, давайте

определим в каких». Уч. вместе с классом разбирает глаголы предложения Светает. Спалось бы и дальше, но вдруг в полях загрохотало. Ученики говорят, а Уч. записывает: над глаголом светает пишет Изъяв. накл., Наст. вр., 3 л., ед. ч.; над глаголом спалось бы пишет Усл. накл.; над глаголом  загрохотало пишет Изъяв. накл., Пр. вр., ср. р., ед. ч.

Уч.: «Изъявительное наклонение: для настоящего и будущего времени – форма третьего лица, единственного числа, для прошедшего времени - форма среднего рода, единственного числа; условное наклонение и неопределенная  форма, Безличные глаголы употребляются только в этих формах».

Одновременно с тем как говорит, учитель пишет на доске схему:

Изъяв. накл. Н. вр. Буд. вр. – 3 л., ед. ч.

            .           Пр. вр. – ср. р., ед. ч                   

 Условн. накл.

 Неопр. форма

Уч.: «Открываем учебник на странице 214».Ученики открывают учебники.

Уч. просит одного из учеников зачитать вслух то, что выделено зеленым цветом. Ученик громко читает определение безличных глаголов, данное в учебнике. Другого ученика Уч. просит читать то, что написано дальше и отмечено жирным шрифтом. Ученик зачитывает вслух теоретические сведения, которые Уч. и учащиеся только что изучили и сформулировали самостоятельно.

4. Первичное закрепление.

Время – 5 минут.

Уч.: «Смотрим упражнение 511. Выписывать не будем, сделаем его устно. Кого вызываю, тот вначале зачитывает все предложение, потом – безличный глагол, определяет что обозначает: явление природы или состояние человека;  

Указывает наклонение, лицо или род». Уч. опускает другие задания упражн.: по закреплению пройденного материала, пропущенные орфограммы.

Уч. вызывает учащихся по одному, они отвечают с места. Если отвечающий медлит, явно затрудняется, Уч. помогает: «Безличные глаголы могут употребляться только в двух наклонениях», указывает на схему форм безличных глаголов на доске.  

1-ый: «Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. Не дышится – состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

2-ой: «Не сидится в хате тесной, не лежится на печи. Не сидится – состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

Уч. для разбора другого глагола из этого предложения вызывает следующего.

3-ий: «Не лежится – состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

4-ый: «Уже давно смерклось. Смерклось – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

5-ый: «С вечера все спится, на дворе темно. Спится - состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

6-ой: «Сладко дремлется в кроватке. Дремлется - состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

7-ой: «К утру посвежело. Посвежело – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

8-ой: «Вечерело. Горы были уже в тени. Вечерело – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

9-ый: «Подморозило, лужи затянулись ледяной коркой. Подморозило– явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

10-ый: «Больного знобило бы еще больше, если бы не лекарство. Знобило бы – состояние человека. Условное наклонение, средний род».

11-ый: «Скоро стемнеет. Стемнеет – явление природы. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

12-ый: «Опять легко вьюжило. Вьюжило –  явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

Если упражнение оказалось трудным: ученики долго думают, дают неверные ответы, и выполнение упражнения не укладывается в обозначенное время, то Уч. просит учеников пропустить предложения под номерами: 4, 5, 7, 8.

5.Упражнение на закрепление.

Время – 5 минут.

Упражнение 512 выполняется учениками письменно и полностью.

512. Спишите, употребляя безличные глаголы в настоящем или будущем времени. Обозначьте вид глаголов. Выделите в них окончания.

1. Дышалось ле..ко. 2. Сла..ко дремалось. 3. Пить (не) хотелось. 4. Пришлось (не) согл..ситься с этим предл..жением.

Уч. вызывает учеников, не работавших с предыдущим упражнением. Также вначале зачитывается все предложение, потом вслух выполняется задание, объясняются орфограммы. Уч. пишет на доске, ученики записывают в тетради:

Упражнение 512

Пр. вр. – дышалось,  Н. вр. – дышится (несов. вид), Б. вр. – будет дышаться  (несов. вид)

Пр. вр. – дремалось,  Н. вр.  -  дремлется (несов. вид),  Б. вр. – будет дрематься (несов. вид)

Пр. вр. - не хотелось,  Н. вр.  – не хочется (несов. вид), Б. вр. – не будет хотеться (несов. вид)

Пр. вр. – пришлось, Н. вр. – приходится (несов. вид), Б. вр. – придется (сов. вид)

6. Подведение итогов.

Время – 5 минут.

Уч.: «Сегодня мы познакомились с новой категорией глаголов – безличные глаголы. Это глаголы состояния человека (душевного или физического) или явления природы.

Предложение, в котором сказуемое выражено безличным глаголом, - односоставное, т. к. в нем не может быть подлежащего.

Безличные глаголы часто образуются от личных глаголов. Личные глаголы могут иметь форму 1-ого, 2-ого, 3-его лица (Я не пою, мы не будем петь, ты не поешь, они не пели и так далее), но в безличном значении эти глаголы не меняются по лицам, числам: у безличных глаголов очень малое количество форм (Не поется, не будет петься, не пелось, не пелось бы)».

«Вот все формы безличных глаголов». – Уч. указывает на схему на доске: «Изъявительное наклонение: для настоящего и будущего времен – форма  третьего лица единственного числа, для прошедшего времени – форма среднего рода единственного числа. И условное наклонение только в форме среднего рода единственного числа. В неопределенной форме безличный глагол может стоять в будущем времени».

Домашнее задание.

Упражнение 513.

513. Выпишите предложения с личными глаголами, употребленными как безличные. Затем выпишите остальные предложения, подчеркивая в них главные члены.

1. Слегка прогремело. 2. Где-то д..леко прогремело эхо. 3. Лес задумчиво шумит. 4. Шумит в ушах. 5. В поле пахн..т медом. 6. Ландыш уд..вительно пр..ятно пахн..т. 7. Свершилось чудо! 8. (Ни)чего чудесного (не)свершилось.

Дополнительное устное задание  для работы в классе.

Если останется время до конца урока, то Уч. предлагает игру «Фокусник» - превращать личные глаголы в безличные.

Уч.: «Дождь льет как из ведра». Ученики должны предложить: «На улице льет как из ведра», «За окном льет как из ведра», т. е. вариант «Льет как из ведра» принимается, но Уч. просит придумывать более распространенные предложения.

Уч.: «Липы сладко пахнут»

       «Ветер сломал осину»

       «Буря разметала стога».

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11616. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИНЕЙНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ С СОСРЕДОТОЧЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ 2.14 MB
  Лабораторная работа №7 ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИНЕЙНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ С СОСРЕДОТОЧЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ Целью работы является исследование переходных процессов в линейных электрических цепях содержащих сопротивления индуктивность и емкость при действии и...
11617. Изучение рентгеновских трубок и аппаратов 629.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. Изучение рентгеновских трубок и аппаратов. РЕНТГЕНОВЧСКИЕ ТРУБКИ. Рентгеновская трубка является источником рентгеновских лучей возникающих в ней в результате взаимодействия быстро летящих электронов с атомами анода установленного...
11618. Мерология. Лабораторный практикум 1.36 MB
  Мерология. Лабораторный практикум Учебнометодическое пособие для студентов приборостроительного факультета Лабораторный практикум предназначен для использования в высших учебных заведениях при подготовке инженеров по специальности Метрология стандартизация и...
11619. Исследование напряженно-деформированного состояния стержня при кручении 405.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МЕХАНИКЕ СПЛОШНЫХ СРЕД № 2 Тема: Исследование напряженно-деформированного состояния стержня при кручении Задание Для заданной упругой системы рис. 1 исследовать напряженнодеформированное состояние при растяжениисж
11620. Исследование напряженно-деформированного состояния стержня переменного сечения при растяжении-сжатии 632.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МЕХАНИКЕ СПЛОШНЫХ СРЕД № 1 Часть 1 Механика деформируемого твердого тела Тема Исследование напряженно-деформированного состояния стержня переменного сечения при растяжении-сжатии Задание Для заданной упругой системы рис. 1...
11621. Исследование напряженно-деформированного состояния стержня при поперечном изгибе 570.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МЕХАНИКЕ СПЛОШНЫХ СРЕД № 3 Тема:Исследование напряженно-деформированного состояния стержня при поперечном изгибе Задание Для заданной упругой системы рис. 1 исследовать напряженно-деформированное состояние при поперечном изг...
11622. Особенности разработки диаграмм вариантов использования в среде IBM Rational Rose 2003 249 KB
  Лабораторная работа №1 Особенности разработки диаграмм вариантов использования в среде IBM Rational Rose 2003 Работа над моделью в среде IBM Rational Rose начинается с общего анализа проблемы и построения диаграммы вариантов использования которая отражает функциональное назначение...
11623. Общая характеристика CASE-средства IBM Rational Rose 2003 и его функциональные возможности 302.5 KB
  Общая характеристика CASEсредства IBM Rational Rose 2003 и его функциональные возможности. Среди всех фирмпроизводителей CASEсредств именно компания IBM Rational Software Corp. до августа 2003 года Rational Software Corp. одна из первых осознала стратегическую перспективность развития объектноорие...
11624. Особенности разработки диаграмм классов в среде IBM Rational Rose 2003 176.5 KB
  Лабораторная работа №2 часть1 Особенности разработки диаграмм классов в среде IBM Rational Rose 2003 Диаграмма классов является основным логическим представлением модели и содержит детальную информацию о внутреннем устройстве объектноориентированной программной системы и...