53711

Безличные глаголы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вызванный к доске должен назвать наклонение определить число выделить окончание и суффикс если не справляется вызывается желающий ответить с места а стоящий у доски подписывает выделяет части слова. наклонение от глагола подержать т.

Русский

2014-03-02

75 KB

16 чел.

Костина Анжелика IV курс I группа.

Конспект урока по русскому языку

Тема урока:  «Безличные глаголы».

6 класс.

Учебник: Русский язык : учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений /         (М. Т. Баранов,  Т. А. Ладыженская,  Л. А. Тростенцова и др.;

науч. ред. Н. М. Шанский). – 29-изд. – М. : Просвещение, 2007.

Методическое пособие: Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова и др. / авт. – сост. С. С. Колчанова. – Волгоград: Учитель, 2007. Урок 151.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

Учащиеся должны приобрести знания  о новой категории глаголов – безличные глаголы: 1. находить в тексте предложения с безличн. глаголами;

                                   2. уметь отличать от личных глаголов;

                                   3. уметь переводить личн. глаголы в значение безличн.;

                                   4. знать формы употребления безличных глаголов.

Развивающие:

Построение форм безличных глаголов, употребление их в речи:

  1.  развивает образное мышление;
  2.  обогащает речь учащихся: дает более точные формы для описания природы или передачи состояния человека.

  

 

Воспитательные:

Закрепление навыка вежливого обращения к людям (употребление личн. местоим.  2 л. в форме мн. ч. при обращении к одному человеку). Воспитание в учениках представления о соблюдении тишины в классе, как об уважительном отношении к учителю и своим одноклассникам, отвечающим у доски.

Ход урока

1.Проверка знаний по пройденной теме.

Время – 10 минут.

На доске заранее написано: Двадцатое апреля

             Классная работа.

Отметив в журнале отсутствующих, учитель ( в дальнейшем тексте – Уч.) просит дежурного раздать тетради и обращается к ученикам: «Открываем тетради, пишем число – 20 апреля, и со следующей строки–Классная работа.

Пока ученики списывают с доски, на соседней доске Уч. пишет предложения:

Пожалу..ста, не могли бы Вы подержать мою сумку.

Когда прикажу ( Скажите!) ,тогда вы и скаж..те.

Одновременно говорит: «То, что я сейчас пишу, в тетради записывать не надо».

Обращение к ученикам: «Мы проходили «Употребление наклонений», сейчас и проверим как вы усвоили тему». По одному вызываются к доске те, кто хуже всех сделал домашнее здание.

Разбирается  первое предложение: Пожалу..ста, не могли бы Вы подержать мою сумку.

Вызывается к доске 1-ый отвечающий.

Уч. просит вставить пропущенную букву в слове первого предложения, если она нужна, и определить наклонение глагола могли бы. После ответа ученика

(прав. или неправ.) просит обосновать свой ответ, отметить в глаголе то, что образует это наклонение. При отсутствии прав. ответа указывается на частицу бы. Вызванный к доске должен назвать наклонение, определить число, выделить окончание и суффикс (если не справляется, вызывается желающий ответить с места, а стоящий у доски подписывает, выделяет части слова). Также отвечает почему глагол стоит в множественном числе.

2-ой отвечающий вызывается к доске.

Уч. просит охарактеризовать глагол подержать. Ученик должен определить форму глагола (неопределенная), дать ей второе название (инфинитив). Определяет спряжение, обосновывает ответ, пишет над глаголом (если ошибается, спрашивается желающий ответить). Вопрос к классу: «Кто может назвать 4 глагола - исключения во II спряжении   с окончанием на  -ать?; если желающих нет, Уч. называет сам (гнать, держать, дышать, слышать). Стоящего у доски просит образовать повелит. наклонение от глагола подержать , т. е.  все первое предложение уместить в одном слове; написать формы ед. и мн. числа, выделить суффикс и окончание; при затруднении отвечающего, Уч. просит кого-нибудь с места ответить как образовывается повелит. наклонение.  Так же, отвечающий у доски должен сказать в каких ситуациях применяется форма ед. числа и форма мн. числа в повелит. наклонении, когда применяем форму мн. числа обращаясь к одному человеку.

Разбирается второе предложение: Когда прикажу ( Скажите!), тогда вы и скаж…те.

3-ий отвечающий вызывается к доске.

Уч. читает вслух с выражением второе предложение, говорит: «Это прямая речь, расставьте нужные знаки препинания». При затруднении с ответом, поясняется, что разбираем только первую часть сложного предложения. При неверном ответе Уч. обращается к классу за помощью. После того как расставлены кавычки и двоеточие, нужно определить наклонение глагола

прикажу, время, лицо, спряжение; наклонение и спряжение написать над глаголом, объяснить. Ученик устно образовывает форму повелительного наклонения в ед. и мн. числе. Для образования формы глагола в условном наклонении в ед. числе вызывается для устного ответа кто-то из класса.   

4-ый вызывается к доске

Нужно определить наклонение глагола скажите в первой части предложения (стоящего в прямой речи),определить число глагола; после правильного ответа ученик выписывает глагол, выделяет в слове окончание, если выделил правильно, то выделяет и суффикс. Пишет рядом наклонение и число. Теперь Уч. просит вписать пропущенную гласную и объяснить свой выбор. Если правильно поставлена гласная (е), правильно объяснено, то скажете выписывается под скажите; ставится наклонение, время, лицо, число, выделяется окончание. Вопрос Уч. к классу: «Какое спряжение у глагола скажете?», Ученики с места отвечают, стоящий у доски ученик записывает. Во всех случаях неверных ответов учеников, вызванных к доске, учитель обращается к классу: для дополнительного опроса и поддержания дисциплины.

                                                                                                                         2. Психологическая подготовка перед объяснением нового материала.

Время – 5 минут.

Речь учителя: «Мы изучаем большую и сложную тему – глаголы, и постепенно подходим к ее завершению. Так что давайте соберемся с силами – осталось совсем немного…А сегодня нас мы узнаем нечто новое о глаголах». Уч. пишет на доске: Безличные глаголы.

Уч: «Записываем тему сегодняшнего урока – безличные глаголы. И  запишите это предложение». Уч. пишет на доске под темой урока:

Светает. Спалось бы и дальше, но вдруг в полях загрохотало.

Уч.: «Посмотрите внимательно на эти предложения. Вы видите, что глаголы в них разные по форме. Но что объединяет эти предложения? …

Что бросается в глаза?».  Если нет нужного ответа, дается подсказка: «Выделите главные члены предложения…Сколько в этих предложениях сказуемых?» (Ответ одного из учеников с места: «три».) Учитель: «Три чего? Где?» Ученик исправляет ответ: «В этих предложениях есть три сказуемые». Уч. подчеркивает сказуемые. Уч.: «А сколько подлежащих вы видите при этих сказуемых? (Ответ учеников: «ни одного»). Скажите мне, нужны ли здесь подлежащие, можно ли их втиснуть в эти предложения? Если даются варианты, учитель предлагает вспомнить чем может быть выражено и в каком падеже может стоять подлежащее (Ответ учеников: «Подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением в Именительном падеже».).  Посмотрите на предложения на доске: действие происходит как бы само по себе, без действующего лица: светает, спалось бы, загрохотало…или вот другие примеры: меня знобит, в глазах потемнело от страха, вечереет.  Вы можете сказать кто меня знобит? Что потемнело в глазах? А что вечереет?» Если от кого-то из учеников поступает вариант - «День вечереет», то Уч: «День не может вечереть, день может смениться на вечер».

Совместно делается вывод – подлежащее в этих предложениях стоять не может.

3. Объяснение нового материала.

Время –10 минут.

Уч.: «Нет подлежащего, т. е. в предложении  нет…(ученики продолжают фразу: «…действующего лица»). Глаголы «без лица» или…» (Если никто из учеников не предлагает вариант «безличные глаголы», учитель указывает на тему урока, написанную на доске и ждет когда класс прочитает ее вслух, заканчивая фразу учителя: «Безличные глаголы»).

Уч.: «Перед вами предложения с безличными глаголами. Эту категорию глаголов легко можно определить: в предложении с безличным глаголом нет

и быть не может подлежащего. Послушайте такое предложение: Еду и посматриваю на небо: скоро пойдет дождь. Скажите, есть здесь безличные глаголы?» Ученики отвечают; если еду и посматриваю называют безличными глаголами из-за отсутствия подлежащего, то Уч. спрашивает: «Можно ли к этим сказуемым подставить подлежащее не меняя при этом формы глаголов?» и еще раз медленно повторяет первую часть предложения. Ученики отвечают, что можно (Я - личн. местоим. 1 л., ед. ч.).  Уч.: «Значит еду и посматриваю - личные глаголы – Я еду и посматриваю.  Теперь вы видите разницу: это тоже односоставное предложение, нет подлежащего, но сказуемое выражено  личным глаголом (есть действующее лицо, даже если оно не указано в предложении)»; на доске пишет: в предложении с безличным глаголом нет подлежащего.

Уч.: «Безличные глаголы часто образуются от личных. Гроза зажгла дерево. Какой глагол? (Ученики: «Личный».) Грозой зажгло дерево. Какой глагол? (Ученики: «Безличный».) Ветер дует в окно. (Уч. пишет предложение на доске.) Какой глагол? (Ученики: «Личный». Уч. пишет личн. над глаголом  дует.)  В окно сильно дует. Какой глагол?» Ученики: «Безличный».

Уч. под предложением Ветер дует в окно. записывает предложение  В окно сильно дует. И пишет безличн. над безличн. глаголом дует).

Уч.: «Безличные глаголы – это глаголы состояния: человека или природы».

Уч. читает стих. В. Берестова:

«Не идется и не едется,

Потому что гололедица,

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?!».

Уч: «Чье это состояние?» Ответ учеников: «Человека». (Заставить ошибиться может упоминание гололедицы, Уч. просит быть внимательнее.)

Уч.: «Льет как из ведра. Чье состояние?». Класс отвечает.

Уч: «Безличные глаголы употребляются лишь в некоторых формах, давайте

определим в каких». Уч. вместе с классом разбирает глаголы предложения Светает. Спалось бы и дальше, но вдруг в полях загрохотало. Ученики говорят, а Уч. записывает: над глаголом светает пишет Изъяв. накл., Наст. вр., 3 л., ед. ч.; над глаголом спалось бы пишет Усл. накл.; над глаголом  загрохотало пишет Изъяв. накл., Пр. вр., ср. р., ед. ч.

Уч.: «Изъявительное наклонение: для настоящего и будущего времени – форма третьего лица, единственного числа, для прошедшего времени - форма среднего рода, единственного числа; условное наклонение и неопределенная  форма, Безличные глаголы употребляются только в этих формах».

Одновременно с тем как говорит, учитель пишет на доске схему:

Изъяв. накл. Н. вр. Буд. вр. – 3 л., ед. ч.

            .           Пр. вр. – ср. р., ед. ч                   

 Условн. накл.

 Неопр. форма

Уч.: «Открываем учебник на странице 214».Ученики открывают учебники.

Уч. просит одного из учеников зачитать вслух то, что выделено зеленым цветом. Ученик громко читает определение безличных глаголов, данное в учебнике. Другого ученика Уч. просит читать то, что написано дальше и отмечено жирным шрифтом. Ученик зачитывает вслух теоретические сведения, которые Уч. и учащиеся только что изучили и сформулировали самостоятельно.

4. Первичное закрепление.

Время – 5 минут.

Уч.: «Смотрим упражнение 511. Выписывать не будем, сделаем его устно. Кого вызываю, тот вначале зачитывает все предложение, потом – безличный глагол, определяет что обозначает: явление природы или состояние человека;  

Указывает наклонение, лицо или род». Уч. опускает другие задания упражн.: по закреплению пройденного материала, пропущенные орфограммы.

Уч. вызывает учащихся по одному, они отвечают с места. Если отвечающий медлит, явно затрудняется, Уч. помогает: «Безличные глаголы могут употребляться только в двух наклонениях», указывает на схему форм безличных глаголов на доске.  

1-ый: «Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. Не дышится – состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

2-ой: «Не сидится в хате тесной, не лежится на печи. Не сидится – состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

Уч. для разбора другого глагола из этого предложения вызывает следующего.

3-ий: «Не лежится – состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

4-ый: «Уже давно смерклось. Смерклось – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

5-ый: «С вечера все спится, на дворе темно. Спится - состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

6-ой: «Сладко дремлется в кроватке. Дремлется - состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

7-ой: «К утру посвежело. Посвежело – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

8-ой: «Вечерело. Горы были уже в тени. Вечерело – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

9-ый: «Подморозило, лужи затянулись ледяной коркой. Подморозило– явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

10-ый: «Больного знобило бы еще больше, если бы не лекарство. Знобило бы – состояние человека. Условное наклонение, средний род».

11-ый: «Скоро стемнеет. Стемнеет – явление природы. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

12-ый: «Опять легко вьюжило. Вьюжило –  явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

Если упражнение оказалось трудным: ученики долго думают, дают неверные ответы, и выполнение упражнения не укладывается в обозначенное время, то Уч. просит учеников пропустить предложения под номерами: 4, 5, 7, 8.

5.Упражнение на закрепление.

Время – 5 минут.

Упражнение 512 выполняется учениками письменно и полностью.

512. Спишите, употребляя безличные глаголы в настоящем или будущем времени. Обозначьте вид глаголов. Выделите в них окончания.

1. Дышалось ле..ко. 2. Сла..ко дремалось. 3. Пить (не) хотелось. 4. Пришлось (не) согл..ситься с этим предл..жением.

Уч. вызывает учеников, не работавших с предыдущим упражнением. Также вначале зачитывается все предложение, потом вслух выполняется задание, объясняются орфограммы. Уч. пишет на доске, ученики записывают в тетради:

Упражнение 512

Пр. вр. – дышалось,  Н. вр. – дышится (несов. вид), Б. вр. – будет дышаться  (несов. вид)

Пр. вр. – дремалось,  Н. вр.  -  дремлется (несов. вид),  Б. вр. – будет дрематься (несов. вид)

Пр. вр. - не хотелось,  Н. вр.  – не хочется (несов. вид), Б. вр. – не будет хотеться (несов. вид)

Пр. вр. – пришлось, Н. вр. – приходится (несов. вид), Б. вр. – придется (сов. вид)

6. Подведение итогов.

Время – 5 минут.

Уч.: «Сегодня мы познакомились с новой категорией глаголов – безличные глаголы. Это глаголы состояния человека (душевного или физического) или явления природы.

Предложение, в котором сказуемое выражено безличным глаголом, - односоставное, т. к. в нем не может быть подлежащего.

Безличные глаголы часто образуются от личных глаголов. Личные глаголы могут иметь форму 1-ого, 2-ого, 3-его лица (Я не пою, мы не будем петь, ты не поешь, они не пели и так далее), но в безличном значении эти глаголы не меняются по лицам, числам: у безличных глаголов очень малое количество форм (Не поется, не будет петься, не пелось, не пелось бы)».

«Вот все формы безличных глаголов». – Уч. указывает на схему на доске: «Изъявительное наклонение: для настоящего и будущего времен – форма  третьего лица единственного числа, для прошедшего времени – форма среднего рода единственного числа. И условное наклонение только в форме среднего рода единственного числа. В неопределенной форме безличный глагол может стоять в будущем времени».

Домашнее задание.

Упражнение 513.

513. Выпишите предложения с личными глаголами, употребленными как безличные. Затем выпишите остальные предложения, подчеркивая в них главные члены.

1. Слегка прогремело. 2. Где-то д..леко прогремело эхо. 3. Лес задумчиво шумит. 4. Шумит в ушах. 5. В поле пахн..т медом. 6. Ландыш уд..вительно пр..ятно пахн..т. 7. Свершилось чудо! 8. (Ни)чего чудесного (не)свершилось.

Дополнительное устное задание  для работы в классе.

Если останется время до конца урока, то Уч. предлагает игру «Фокусник» - превращать личные глаголы в безличные.

Уч.: «Дождь льет как из ведра». Ученики должны предложить: «На улице льет как из ведра», «За окном льет как из ведра», т. е. вариант «Льет как из ведра» принимается, но Уч. просит придумывать более распространенные предложения.

Уч.: «Липы сладко пахнут»

       «Ветер сломал осину»

       «Буря разметала стога».

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24723. Я-ОБРАЗ 52.5 KB
  Общение с собой: Начало психологии активности. Основы общей психологии. Элементы практической психологии.
24725. Предметная область психологии 71.5 KB
  занятие контрольнодиагностические задания Цели: теоретическое и практическое овладение знаниями знакомство с наукой психология связь психологии с другими науками Ключевые понятия: психология как наука предмет психологии задачи психологии. Методология и методы психологии: методология наука о методах. психологии харакны след принципы: В основе лежат постулаты диалектического материализма Принцип развития психика непрерывно изменяющ.
24726. Человек как предмет общей психологии 35.5 KB
  Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме Человек как предмет общей психологии Тема: человек как предмет общей психологии лекция. Цель: человек как предмет общей психологии. Ключевые понятия: объект психологии; предмет психологии; модельное описание психического облика человека: лингвистическая картина психического облика человека описание состава человеческой души: Аристотель Платон Плотин; ингредиенты психического облика; психика. Основные тезисы и краткое их доказательство: Первым и важнейшим объектом психологии...
24727. ТЕМПЕРАМЕНТ 43.5 KB
  Адресат: студенты 1го курса психологического факультета Цели: знакомство студентов с понятием темперамент раскрытие этого понятия через его определение и свойства с помощью темперамента показать психологические личностные различия. Задачи: определение темперамента история представлений о темпераменте свойства темперамента. Ключевые понятия: темперт темпераментные свойства типы ВНД типы темпта.
24728. Личность 41 KB
  Задачи: определение подходов к пониманию личности понятия личность подходов выявляющих ядро личности закономерностей развития личности направления исследования личности. Ключевые понятия: личность; система смыслов черт планов отношений; индивид субъект деятельности индивидуальность; биологическое и социальное социализация личности. и краткое их доказательство: В психологии имеются разные подходы к пониманию личности: она м. Подходы выявляющие ядро личности можно систематизировать след.
24729. Тромбоцитопеническая пурпура 140 KB
  Заболевание начинается исподволь или остро с появления геморрагического синдрома: кровоизлияния в кожу или слизистые оболочки и кровотечения из них. Для ТП характерны кровотечения из слизистых оболочек. Наиболее часто у детей наблюдаются кровотечения из носа маточные кровотечения у девочек в пубертатном возрасте. Реже бывают желудочнокишечные и почечные кровотечения.
24730. Патология периода новорожденности 127 KB
  Слайд 2 Последствия перенесенной энцефалопатии в периоде новорожденности нарушения психики церебральные параличи эпилепсия другие заболевания головного мозга. Некоторые дети перенесшие внутричерепную травму остаются с нарушениями психики с церебральными параличами с эпилепсией и другими заболеваниями головного мозга. Механизм развития патологического процесса при внутричерепной травме новорожденных можно представит в виде следующей схемы: Слайд 4 Схема развития патологического процесса при повреждении нервной системы...
24731. ПРОБЛЕМЫ НЕОНАТОЛОГИИ 204 KB
  МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ Основное назначение педиатрии и охраны здоровья детей и подростков состоит в том чтобы способствовать нормальному физическому и психическому развитию как можно большего числа родившихся детей. Достижения недостатки а также задачи будущей работы отражают показатели детской смертности то есть отношение числа детей умерших в течение первого года жизни к тысяче родившихся. смертность детей в возрасте до 1 года показатель социального благополучия страны. Показатель ее рассчитывается на 1000...