53712

Виды односоставных предложений

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Совершенствовать умение различать виды односоставных предложений. Развитие умений определять стилистическую роль односоставных предложений. А сейчас мы познакомимся с видами односоставных предложений.

Русский

2014-03-02

37.5 KB

1 чел.

Конспект урока по русскому языку

по теме «Виды односоставных предложений»

Цели:

  •  Обобщить знания учащихся об односоставных предложениях.
  •  Совершенствовать умение различать виды односоставных предложений.
  •  Развитие умений определять стилистическую роль односоставных предложений.

Оборудование: учебник «Русский язык», дополнительные материалы.

Ход урока

I. Организационный момент

  1.  Приветствие
  2.  Определение отсутствующих
  3.  Проверка готовности учащихся к уроку

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся с односоставными предложениями и их видами. Сначала выясним, что же такое односоставное предложение. Для этого откроем учебник на странице 74, смотрим параграф 17 и начинаем читать. Что вы поняли из прочитанного?

Закрепим знания. Выполняем устно упражнение 114.

А сейчас мы познакомимся с видами односоставных предложений. Читаем текст на странице 75. Я буду дополнительно комментировать.

  1.  Определенно-личными называются предложения, главный член которых выражается формой глагола первого или второго лица настоящего и будущего времени. Глагол в таком случае не нуждается в наличии местоимения, так как в его форме заключается указание на вполне определенное лицо. Глагол в определенно-личном предложении может быть в форме как изъявительного, так и повелительного наклонения.

Например: Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме (Н.); Молчи, прошу, не смей меня будить (Тютч.)

  1.  Неопределенно-личными предложениями называются такие односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными, т.е. необозначенными, лицами.
    Например: Сейчас его схватят, заткнут рот тряпкой и унесут куда-нибудь на слободку Романовну (Кат.); На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (Купр.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты (Ч.)
  2.  Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно.
    Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься. Предложения данного типа распространены и в описаниях. Например: Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит (Т.); А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.)
  3.  Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.
    Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения. Например, вечереет; рассвело;
    Не было возможности поехать; Не слышалось никакого шума. Мне нездоровится.

Теперь закрепим знания. Выполняем задание на доске.

Читаем отрывок из стихотворения Константина Бальмонта "Безглагольность"

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя. 
Луга убегают далеко-далеко
Во всем утомленье, глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,
Деревья тка сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Задание: найти основы в предложениях и подчеркнуть.

Ответ: Камыш. Тишь. Безглагольность. Утомленье. Войди. Грустно) . Выясняется, что в большинстве предложений отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, однако смысл совершенно ясен. Перед нами живой образ тихого летнего вечера.

Значит, предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена(подлежащего или сказуемого) называются односоставными.

Определите тип простого предложения(а)односоставное, (б) двусоставное.

1. Погружай меня в сон, колокольчика звон.

2. Хуже медленной смерти прозябанье на свете.

3. Сделай сам и научи других.

4. Полей величие немое.

5. Лицом к лицу не увидать

6. Многое еще, наверно, хочет быть воспетым голосом моим.

7. Отыскать эту аллейку оказалось непросто.

8. Золотым лучом деревья облило.

9. Нас оставалось только трое их восемнадцати ребят.

10. Из полей тянуло гречишным ароматом.

Ответ: 1-а, 2-б,3-а, 4-а, 5- а, 6-б, 7-б, 8-а, 9-б, 10-а.

Итог урока

Итак, сегодня мы познакомились с односоставными предложениями и их видами. Что вы узнали о них?  Что осталось непонятным?

Домашнее задание:

Тропические циклоны. Среди необычных и грозных явлений природы они занимают не последнее место. Разновидности тропических циклонов - тайфуны и ураганы. . Названия им дают в зависимости от района возникновения.

В Северной Атлантике, на юге и юго-востоке Тихого океана- тайфунами, а в Индийском океане - штормами или циклонами. Представьте пятиэтажный дом . Такова высота волны,, вызванной тайфуном. Недавно страшным тайфуном, обрушившимся на страны Юго-Восточной Азии, смыло не только постройки, по и тысячи людей. Весь мир оказал посильную помощь пострадавшим.

Требуется отметить грамматические основы предложений, указать типы односоставных предложений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8290. Основи адміністративного та кримінального права України. Правоохоронна і правозахисна діяльність 197.5 KB
  Пправосуддя в Україні здійснюється лише судами. Виконання цих функцій іншими органами або посадовими особами, як і створення надзвичайних та особливих судів, не допускається. Правосуддя здійснюється на засадах рівності всіх учасників судового процесу перед законом і судом
8292. Электротехника. Конспект лекций. Энергетические машины и установки 4.34 MB
  Почти вся электроэнергия на Земле вырабатывается электрическими машинами (генераторами), а затем большая ее часть, электрическими двигателями преобразуется в механическую энергию. Электрические машины во многом определяют технический уровень промышленного производства. Без электрической энергии нельзя представить современное промышленное и сельскохозяйственное производство и жизнь цивилизованного общества..
8293. Система транспортных организационных договоров 487.92 KB
  Основы построения системы транспортных организационных договоров: постановка проблемы. Понятие, структура и уровни организации системы гражданских организационных правоотношений. Понятие транспортных организационных договоров и их роль в правовом регулировании организации перевозок
8294. Разработка универсального лабораторного стенда для исследования высокомоментного двигателя 393.5 KB
  Электрические моментные двигатели постоянного тока широко используются в качестве исполнительных элементов в современных системах автоматики, телемеханики, измерительной техники
8295. Преуспевать с радостью. Учебник к психологии успеха 870.5 KB
  Когда все говорят о кризисе, не надо этого делать. Несомненно, люди - существа, легко поддающиеся влиянию. Пессимистические заголовки газет и журналов застряли в таком большом числе голов, что сформировалось негативно-парализующее убеждение
8296. Великобританія у 20-30-х роках 59 KB
  Тема: Великобританія у 20- 30-х роках Мета: Пояснити чому в останній третині ХІХ ст. Англія поступово втрачає провідне місце у світовій економіці, Описати що стало причиною занепаду і кризи ідеології і політики англійських лібералів.Навчити лі...
8297. Основы управления предприятием 559.5 KB
  Очевидно, что всякая революция имеет свои причины. В чем же причины непрерывного и часто кардинального изменения форм и методов управления в 20 веке. Ответ естественно искать в изменениях, происходящих в объекте управления системы хозяйствования. Под хозяйствованием мы понимаем гармоничное (согласованное) протекание процессов производства и потребления продукции и услуг...
8298. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество 991 KB
  В книге содержатся сведения по различным сторонам деятельности преподавателя современного вуза. Особое внимание уделяется воспитательной работе, способствующей становлению личности студента как субъекта культуры, и творчеству преподавателя. Рассматр...