53712

Виды односоставных предложений

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Совершенствовать умение различать виды односоставных предложений. Развитие умений определять стилистическую роль односоставных предложений. А сейчас мы познакомимся с видами односоставных предложений.

Русский

2014-03-02

37.5 KB

1 чел.

Конспект урока по русскому языку

по теме «Виды односоставных предложений»

Цели:

  •  Обобщить знания учащихся об односоставных предложениях.
  •  Совершенствовать умение различать виды односоставных предложений.
  •  Развитие умений определять стилистическую роль односоставных предложений.

Оборудование: учебник «Русский язык», дополнительные материалы.

Ход урока

I. Организационный момент

  1.  Приветствие
  2.  Определение отсутствующих
  3.  Проверка готовности учащихся к уроку

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся с односоставными предложениями и их видами. Сначала выясним, что же такое односоставное предложение. Для этого откроем учебник на странице 74, смотрим параграф 17 и начинаем читать. Что вы поняли из прочитанного?

Закрепим знания. Выполняем устно упражнение 114.

А сейчас мы познакомимся с видами односоставных предложений. Читаем текст на странице 75. Я буду дополнительно комментировать.

  1.  Определенно-личными называются предложения, главный член которых выражается формой глагола первого или второго лица настоящего и будущего времени. Глагол в таком случае не нуждается в наличии местоимения, так как в его форме заключается указание на вполне определенное лицо. Глагол в определенно-личном предложении может быть в форме как изъявительного, так и повелительного наклонения.

Например: Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме (Н.); Молчи, прошу, не смей меня будить (Тютч.)

  1.  Неопределенно-личными предложениями называются такие односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными, т.е. необозначенными, лицами.
    Например: Сейчас его схватят, заткнут рот тряпкой и унесут куда-нибудь на слободку Романовну (Кат.); На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (Купр.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты (Ч.)
  2.  Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно.
    Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься. Предложения данного типа распространены и в описаниях. Например: Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит (Т.); А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.)
  3.  Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.
    Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения. Например, вечереет; рассвело;
    Не было возможности поехать; Не слышалось никакого шума. Мне нездоровится.

Теперь закрепим знания. Выполняем задание на доске.

Читаем отрывок из стихотворения Константина Бальмонта "Безглагольность"

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя. 
Луга убегают далеко-далеко
Во всем утомленье, глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,
Деревья тка сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Задание: найти основы в предложениях и подчеркнуть.

Ответ: Камыш. Тишь. Безглагольность. Утомленье. Войди. Грустно) . Выясняется, что в большинстве предложений отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, однако смысл совершенно ясен. Перед нами живой образ тихого летнего вечера.

Значит, предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена(подлежащего или сказуемого) называются односоставными.

Определите тип простого предложения(а)односоставное, (б) двусоставное.

1. Погружай меня в сон, колокольчика звон.

2. Хуже медленной смерти прозябанье на свете.

3. Сделай сам и научи других.

4. Полей величие немое.

5. Лицом к лицу не увидать

6. Многое еще, наверно, хочет быть воспетым голосом моим.

7. Отыскать эту аллейку оказалось непросто.

8. Золотым лучом деревья облило.

9. Нас оставалось только трое их восемнадцати ребят.

10. Из полей тянуло гречишным ароматом.

Ответ: 1-а, 2-б,3-а, 4-а, 5- а, 6-б, 7-б, 8-а, 9-б, 10-а.

Итог урока

Итак, сегодня мы познакомились с односоставными предложениями и их видами. Что вы узнали о них?  Что осталось непонятным?

Домашнее задание:

Тропические циклоны. Среди необычных и грозных явлений природы они занимают не последнее место. Разновидности тропических циклонов - тайфуны и ураганы. . Названия им дают в зависимости от района возникновения.

В Северной Атлантике, на юге и юго-востоке Тихого океана- тайфунами, а в Индийском океане - штормами или циклонами. Представьте пятиэтажный дом . Такова высота волны,, вызванной тайфуном. Недавно страшным тайфуном, обрушившимся на страны Юго-Восточной Азии, смыло не только постройки, по и тысячи людей. Весь мир оказал посильную помощь пострадавшим.

Требуется отметить грамматические основы предложений, указать типы односоставных предложений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60998. Сценарий 1 Сентября: «Тайна золотого ключика» 50 KB
  И вы опоздали Пьеро: Увы Он не опаздывает Мальвина: О ужас Он пропал Артемон: Вау пропал Ведущий: Как пропал Он попал в беду Что же вы причитаете можете хоть что-нибудь объяснить Пьеро: О горе Мы сбежали от Карабаса Барабаса...
60999. «Школьники против Диких Гитар». Сценарий 1 Сентября 38.5 KB
  Кот Матвей: Вас приветствует группа Дикие гитары Это Кикиморы–-сестры: Баба и Яга Леший и я кот Матвей Встречайте нас Поют: Эх бараночки –конфеты Бары растабары Мы лесные Самоцветы: Дикие гитары Мы кричим и бренчим...
61000. «Волк и семеро козлят». Сценарий. Праздник 8 Марта 35 KB
  Семеро козлят в доме. Разучивают песню «Мама». Кто-то отчаянно фальшивит. Старший козлик — он дирижер, стучит палочкой по пульту. Все умолкают. 1 козлик: Стойте, братцы! Так дело не пойдет. Надо петь не «бе», а «ме»! еще раз! Сначала: и!
61001. СЛУШАЙТЕ, СМОТРИТЕ, ПОМНИТЕ! ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 64 KB
  Вступление А может не было войны Что мы знаем о войне. Дети войны. Ход мероприятия Организационный момент Вступление Под песню Марка Бернеса Журавли выходят ведущие юноша и девушка одетые в военные пилотки белые блузки читают слова...
61002. Интеллектуально-познавательная игра: День Благодарения 50 KB
  Проводится в 24 ноября в рамках школьной недели по английскому языку как приобщение к культурной традиции изучаемого языка такой страны как Америка с целью повышения интереса к изучению английского языка и расширения кругозора учащихся.