53715

Безличные предложения, повторение наречий

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что же такое наречия Наречия –- это слова которые обозначают вторичный признак обладают нулевой словоизменительной парадигмой являются неизменяемыми. В предложении наречия выполняют функцию обстоятельства. Наречия сочетаются с глаголами прилагательными наречиями. Исключение составляют только наречия обладающие формами степени сравнения.

Русский

2014-03-02

46.5 KB

0 чел.

Конспект урока по русскому языку

по теме «Безличные предложения, повторение наречий»

Цели:

  1.  находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;
  2.  употреблять безличные предложения;
  3.  определить роль безличных предложений в тексте.

Оборудование: учебник «Русский язык», дополнительные материалы.

Ход урока

I. Организационный момент

  1.  Приветствие
  2.  Определение отсутствующих
  3.  Проверка готовности учащихся к уроку

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение безличных предложений. Вначале повторим, что же такое безличные предложения и чем в них выражено сказуемое.

Сейчас выполняем упражнение на доске. Задание будет такое!

Среди предложений найдите простое односоставное безличное предложение.

Больше того, как ни парадоксально это звучит, он и русских поэтов, не стесняясь, переводил на свой язык. (2)И переводы эти настолько превосходили оригиналы, что многим «обобранным» поэтам впору было гордиться, что на их вирши обратил внимание и счёл достойным того, чтобы переписать их своим божественным глаголом, сам Пушкин. (3)Вот почему, прочитав не очень уж большой по объёму томик пушкинских стихов, русский читатель оказывается перенесённым в самую сердцевину мировой поэзии. (4)И только у русского читателя благодаря Пушкину есть такая чудесная возможность. (5)И после Пушкина никому не дано повторить эту миссию в России. (6)И сердце России никогда не забудет Пушкина, как никогда не забывает свою первую любовь ни один человек на земле…

(1)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(2) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, старой. (3)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (4)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (5)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (6)Она одевалась очень долго. (7)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (8)Уже вечерело. (9)Сад облетел.

А сейчас займемся повторением наречий.

Что же такое наречия?

Наречия – это слова, которые обозначают вторичный признак, обладают нулевой словоизменительной парадигмой (являются неизменямыми). В предложении наречия выполняют функцию обстоятельства. Обозначает признак действия или признак признака:«громко говорить», «очень вкусный». Наречия сочетаются с глаголамиприлагательными, наречиями. Иногда наречие может обозначать признак предмета, но обычно это происходит в сочетаниях с отглагольными или вещественными существительными«чтение вслух», «кофе по-турецки». В грамматическом отношении наречие – абсолютно неизменяемое слово. Исключение составляют тольконаречия, обладающие формами степени сравнения.


        
Разряды наречий 

        В зависимости от значения и грамматических свойств наречия делятся на два разряда:

  •  определительные  - обозначают внутренние свойства, признаки, качества, степень интенсивности действия: «дружески», «слегка», «легко». В свою очередь определительные наречия делятся на наречия качественные (отвечают на вопрос «как?», образуются, как правило, от прилагательных, реже – от причастий, имеют степени сравнения), количественные (отвечают на вопросы «сколько?», «как много?», указываются на количество проявления признака: «слишком», «почти», «чуть-чуть» и другие) и способа действия (отвечают на вопросы «как?», «каким образом?», сходны с качественными наречиями, но не имеют степеней сравнения: «шепотом», «вброд»);
  •  обстоятельственные – формируются на основе внешних форм проявления признака: времени (вопросы «когда?», «как долго?»), места(вопросы «где?», «куда?», «откуда?»), причины (вопрос «почему?»), цели (вопрос «зачем?»): «сегодня», «вверху», «сгоряча», «назло».На четыре одноименных разряда и делятся обстоятельственные наречия.

Сейчас я буду читать предложения вслух, а вы ищите и называете мне наречия, которые встречаются в этих предложениях.

Где-то когда-то давным-давно я прочел одно стихотворение (Т.). 2) Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце (М. Г.). 3)Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу (Ч.). 4) Теперь пастушок чувствовал себя совсем по-новому (В. Кат.). 5) Солнце светило не по-весеннему, а по-летнему (А.Н.Т.).
6) Повсюду брошены, засунуты наполовину разрезанные книги (А.Н.Т.).
7) Вечерело. Луч закатный, удлиняясь мало-мальски, прямо в город необъятный грянул смутно, по-февральски. Потеплел он и смягчился, перестал на все коситься. Наконец-то научился к людям лучше отно-ситься (Март.). 8) Где-то там, в дали обратной, Урал, и Волга, и Москва (Твард.). 9) Ворота, оплетенные сверху зеленью, вели в глубь двора, (Пол.).

Проверим ваши знания, ребята. На листочках вы видите тест по наречиям. Обводите правильные ответы.

1. Укажите слово, называющее признак действия:

 а) чтение вслух

б) читать вслух

2. Найдите слово, называющее признак признака:

 

а) совершенно тихий

б) произведение совершенно

3. Какое слово предложения является наречием?

 

Он быстро вскочил, пробежался…

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

4. Какое слово предложения является наречием?

 

Маша приблизилась, тихо улыбнулась.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

5. Найдите наречия образа действия.

 

а) по-приятельски, надвое, ласково

б) чересчур, немало, втрое

6. Найдите наречия меры и степени.

 

а) по-дружески, по-медвежьи, вчетвером

б) очень, весьма, совсем.

7. Определите разряд наречий: влево, издалека, вниз.

 

а) места

б) времени

в) причины

г) цели

 

8. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне.

 

а) места

б) времени

в) причины

г) цели

9. Определите разряд наречия в предложении:

 

Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой.

 

а) меры и степени

б) образа действия

 

10. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказал интереснее всех».

 

а) наречие

б) имя прилагательное

11. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова:

 

«Рассказ интереснее всех других»

а) наречие

б) имя прилагательное

 

 Ответы к тесту:

 

 1. Б)

2. А)

3. Б)

4. В)

5. А)

6. Б)

7. А)

8. Б)

9. Б)

10. А)

11. Б)

Итог урока

Итак, сегодня мы познакомились с безличными предложениями более подробно и повторили наречия. Ответьте на вопросы:

  1.  когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его)
  2.  что является сигналом безличности? (формы сказуемых)

Домашнее задание:

Упражнение 135 на странице 86 в учебнике.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59722. Музи генія (інтимна лірика Тараса Шевченка) 68.5 KB
  Стіл накритий скатертиною на ньому ваза з квітами люстерко свічка чорнильниця перо папір та конверт для листа томик Шевченкової поезії. Тарас Шевченко виходить до столу на якому підсвічник Запалює свічку читає на фоні музики...
59723. Шевченківський вечір (методичні рекомендації на допомогу вчителям-словесникам) 64.5 KB
  І все це він Тарас Григорович Шевченко. Але на превеликий жаль не всі розуміли Тарас Шевчека. Тарас Шевченко боровся за визволення України з-під гніту Імперії тому намагалися принизити його гідність показати що це не талановитий письменник а ворог народу.
59724. А. Де Сент-Екзюпері. Життєпис письменника. «Маленький принц» 76.5 KB
  Засвоїти поняття філософська казкапритча; допомогти школярам зрозуміти ідейнохудожній зміст твору Маленький принц його філософський зміст та гуманістичну спрямованість; сприяти моральноетичному вихованню учнівОбладнання...
59725. Літературний вечір: День святого Валентина 90.5 KB
  Кохання одна з магістральних тем світової літератури від самого початку її існування. Знайомлячись із шедеврами скарбниці світової культури захоплюємося античною любовною лірикою; дивуємося глибині проникнення й відображення людських почуттів...
59726. Інсценізація казки: Пан Коцький 40.5 KB
  На дворі на лавочці біля хати сидить дід та баба а біля її ніг лежить кіт. Залишив кота під дубом Кіт сидить сумує Коли дивиться лисички весело мандрують. Що тут робиш поробляєш куди шлях ти держиш Кіт.
59728. Біблійні мотиви і пророцтво майбутнього у творчості Тараса Шевченка 74 KB
  Тарас Шевченко виріс у патріархальній українській родині де любов до Бога була неодмінною умовою життя. Українці свято вірили в Бога і ревно молилися а жорстоку панщину сприймали як замах на їхню віру переконання...
59729. День вчителя 36 KB
  Дитина: Вчитель Скільки сили треба Щоб навчити нас усіх І терпіння і бажання Дитина: І надій і сподівання. Дитина: Якби не було вчителя То не було напевне Ні поета ні мислителя Ні Шекспира ні Коперника І понині напевне Якби б не було учителя Невідкритими залишилися б Береги Америки.
59730. Конкурс на тему: Зачаровані казкою 51.5 KB
  Конкурс проходив у двох вікових рівнях у категорії €œІлюстрація до улюбленої казки учні €œ0 та І класів та Як уважно вміємо читати казки учні 2 та 3 класів і вимагав ознайомлення учасників зі змістом слідуючих українських народних казок: а Перша група кл.