53715

Безличные предложения, повторение наречий

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что же такое наречия Наречия –- это слова которые обозначают вторичный признак обладают нулевой словоизменительной парадигмой являются неизменяемыми. В предложении наречия выполняют функцию обстоятельства. Наречия сочетаются с глаголами прилагательными наречиями. Исключение составляют только наречия обладающие формами степени сравнения.

Русский

2014-03-02

46.5 KB

0 чел.

Конспект урока по русскому языку

по теме «Безличные предложения, повторение наречий»

Цели:

  1.  находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;
  2.  употреблять безличные предложения;
  3.  определить роль безличных предложений в тексте.

Оборудование: учебник «Русский язык», дополнительные материалы.

Ход урока

I. Организационный момент

  1.  Приветствие
  2.  Определение отсутствующих
  3.  Проверка готовности учащихся к уроку

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение безличных предложений. Вначале повторим, что же такое безличные предложения и чем в них выражено сказуемое.

Сейчас выполняем упражнение на доске. Задание будет такое!

Среди предложений найдите простое односоставное безличное предложение.

Больше того, как ни парадоксально это звучит, он и русских поэтов, не стесняясь, переводил на свой язык. (2)И переводы эти настолько превосходили оригиналы, что многим «обобранным» поэтам впору было гордиться, что на их вирши обратил внимание и счёл достойным того, чтобы переписать их своим божественным глаголом, сам Пушкин. (3)Вот почему, прочитав не очень уж большой по объёму томик пушкинских стихов, русский читатель оказывается перенесённым в самую сердцевину мировой поэзии. (4)И только у русского читателя благодаря Пушкину есть такая чудесная возможность. (5)И после Пушкина никому не дано повторить эту миссию в России. (6)И сердце России никогда не забудет Пушкина, как никогда не забывает свою первую любовь ни один человек на земле…

(1)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(2) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, старой. (3)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (4)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (5)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (6)Она одевалась очень долго. (7)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (8)Уже вечерело. (9)Сад облетел.

А сейчас займемся повторением наречий.

Что же такое наречия?

Наречия – это слова, которые обозначают вторичный признак, обладают нулевой словоизменительной парадигмой (являются неизменямыми). В предложении наречия выполняют функцию обстоятельства. Обозначает признак действия или признак признака:«громко говорить», «очень вкусный». Наречия сочетаются с глаголамиприлагательными, наречиями. Иногда наречие может обозначать признак предмета, но обычно это происходит в сочетаниях с отглагольными или вещественными существительными«чтение вслух», «кофе по-турецки». В грамматическом отношении наречие – абсолютно неизменяемое слово. Исключение составляют тольконаречия, обладающие формами степени сравнения.


        
Разряды наречий 

        В зависимости от значения и грамматических свойств наречия делятся на два разряда:

  •  определительные  - обозначают внутренние свойства, признаки, качества, степень интенсивности действия: «дружески», «слегка», «легко». В свою очередь определительные наречия делятся на наречия качественные (отвечают на вопрос «как?», образуются, как правило, от прилагательных, реже – от причастий, имеют степени сравнения), количественные (отвечают на вопросы «сколько?», «как много?», указываются на количество проявления признака: «слишком», «почти», «чуть-чуть» и другие) и способа действия (отвечают на вопросы «как?», «каким образом?», сходны с качественными наречиями, но не имеют степеней сравнения: «шепотом», «вброд»);
  •  обстоятельственные – формируются на основе внешних форм проявления признака: времени (вопросы «когда?», «как долго?»), места(вопросы «где?», «куда?», «откуда?»), причины (вопрос «почему?»), цели (вопрос «зачем?»): «сегодня», «вверху», «сгоряча», «назло».На четыре одноименных разряда и делятся обстоятельственные наречия.

Сейчас я буду читать предложения вслух, а вы ищите и называете мне наречия, которые встречаются в этих предложениях.

Где-то когда-то давным-давно я прочел одно стихотворение (Т.). 2) Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце (М. Г.). 3)Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу (Ч.). 4) Теперь пастушок чувствовал себя совсем по-новому (В. Кат.). 5) Солнце светило не по-весеннему, а по-летнему (А.Н.Т.).
6) Повсюду брошены, засунуты наполовину разрезанные книги (А.Н.Т.).
7) Вечерело. Луч закатный, удлиняясь мало-мальски, прямо в город необъятный грянул смутно, по-февральски. Потеплел он и смягчился, перестал на все коситься. Наконец-то научился к людям лучше отно-ситься (Март.). 8) Где-то там, в дали обратной, Урал, и Волга, и Москва (Твард.). 9) Ворота, оплетенные сверху зеленью, вели в глубь двора, (Пол.).

Проверим ваши знания, ребята. На листочках вы видите тест по наречиям. Обводите правильные ответы.

1. Укажите слово, называющее признак действия:

 а) чтение вслух

б) читать вслух

2. Найдите слово, называющее признак признака:

 

а) совершенно тихий

б) произведение совершенно

3. Какое слово предложения является наречием?

 

Он быстро вскочил, пробежался…

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

4. Какое слово предложения является наречием?

 

Маша приблизилась, тихо улыбнулась.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

5. Найдите наречия образа действия.

 

а) по-приятельски, надвое, ласково

б) чересчур, немало, втрое

6. Найдите наречия меры и степени.

 

а) по-дружески, по-медвежьи, вчетвером

б) очень, весьма, совсем.

7. Определите разряд наречий: влево, издалека, вниз.

 

а) места

б) времени

в) причины

г) цели

 

8. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне.

 

а) места

б) времени

в) причины

г) цели

9. Определите разряд наречия в предложении:

 

Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой.

 

а) меры и степени

б) образа действия

 

10. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказал интереснее всех».

 

а) наречие

б) имя прилагательное

11. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова:

 

«Рассказ интереснее всех других»

а) наречие

б) имя прилагательное

 

 Ответы к тесту:

 

 1. Б)

2. А)

3. Б)

4. В)

5. А)

6. Б)

7. А)

8. Б)

9. Б)

10. А)

11. Б)

Итог урока

Итак, сегодня мы познакомились с безличными предложениями более подробно и повторили наречия. Ответьте на вопросы:

  1.  когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его)
  2.  что является сигналом безличности? (формы сказуемых)

Домашнее задание:

Упражнение 135 на странице 86 в учебнике.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12856. БУДЬ ГОТОВ! Активизирующая профориентационная методика 118 KB
  БУДЬ ГОТОВ Активизирующая профориентационная методика Цель этой методики повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.Эту методику можно использовать при работе с классом группой а можно в индивидуа...
12857. ИГРА УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ 35 KB
  ИГРА УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ЦЕЛЬ ИГРЫ. Знакомство школьников с научной схемой анализа профессий. Игра используется при изучении тем Профессиограмма Формула профессии а также при знакомстве с конкретными профессиями различных отраслей народного хозяйства. УСЛОВИЯ ИГ
12858. Психологическая игра Звездные планеты 35.5 KB
  Психологическая игра Звездные планеты Цель игры: поставить перед детьми проблему по созданию новых планет. Психологическая цель: обучить детей совместной практической деятельности. Задачи: Развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками п...
12859. СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПЛАВАНИЯ 89 KB
  СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПЛАВАНИЯ Существуют истории финал которых заранее не известен. Есть только многочисленные дороги распутья перекрестки и изредка камни с кратким описанием последствий: направо пойдешь... налево пойдешь... Остается только догадываться что ждет...
12860. НАЧИНАЕМ РАЗГОВОР Игра для учащихся пятых классов 37.5 KB
  НАЧИНАЕМ РАЗГОВОР Игра для учащихся пятых классов В одном из номеров Школьного психолога за этот год читатели имели возможность познакомиться с моделью психологопедагогического сопровождения школьников на этапе перехода из начальной школы в среднюю см. ст
12861. ПЕРВЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ 31.5 KB
  ПЕРВЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ Возраст 10 11 12 лет. Дети этого возраста обучаются у нас в пролицейском отделении. Поступают после начальной школы и переходят от нас во €œвзрослый€ лицей через 3 года. Поступают из всех школ района умные замечательные с огромным желанием...
12862. Большая игра «По дороге из желтого кирпича» 52.5 KB
  Большая игра По дороге из желтого кирпича Гончарова Жанна Викторовна педагогпсихолог Как показывает практика большинство детей переходящих в пятый класс особенно в случаях поступления в другое учебное заведение испытывает двойственные чувства. С одной стор...
12863. Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену 32 KB
  Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену Каминская Ольга Николаевна педагогпсихолог Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то что ученики уже привыкли к школе...
12864. Путешествие в страну Детства 54.5 KB
  Занятие для учащихся 5х классов Путешествие в страну Детства Цель: развитие эмоциональноволевой сферы детей. Задачи: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; развитие умения справляться с чувством страха; развитие ко