53716

Назывные предложения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Это назывные предложения. Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Сравните предложения: Вечер.

Русский

2014-03-02

36.5 KB

0 чел.

Конспект урока по русскому языку

по теме «Назывные предложения»

Цели:

  •  находить назывные предложения;
  •  определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях; пользоваться в описании для обозначения места и времени;
  •  выразительно читать назывные предложения; продолжать развитие навыков самостоятельной работы над учебной статьей, выработку умения выделять главное

Оборудование: учебник «Русский язык», дополнительные материалы.

Ход урока

I. Организационный момент

  1.  Приветствие
  2.  Определение отсутствующих
  3.  Проверка готовности учащихся к уроку

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с еще одним видом односоставных предложений. Это назывные предложения. Открываем  86 страницу учебника и начинаем читать параграф 22. А сейчас выполняем упражнение 137.

- Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Сравните предложения: Вечер. - Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями.

- Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, то есть все виды определений ( согласованные и несогласованные). Для сравнения:

Бриллианты в лунном свете,            В предложениях есть второстепенные

Бриллианты в небесах,                      члены с обстоятельственным значением

Бриллианты на деревьях,                  где? Значит это неполные двусоставные

Бриллианты на снегах                       предложения с опущенным сказуемым

(А.Фет)                                                 а обстоятельства напоминают о его

                                                               существовании.

А теперь выполним такое задание. Надо подчеркнуть грамматические основы в предложениях и найти среди них односоставные предложения.

Осень. Сказочный чертог,                                  

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

На захолустном полустанке

Обеденная тишина.

Безжизненно поют овсянки

В кустарнике у полотна.

Б.Пастернак

Небо серое, мутное. Поле идет по склону горы. Местами чернеют обгорелые смолистые пни. За комбайном седой след соломы.

Привыкаешь к безумолчному стрекоту комбайна. Сам комбайн, ныряя с пласта на пласт, дребезжит, поет, визжит, скрипит. Но для Зыряна все эти издавна привычные звуки, не воспринимаемые ухом, идут где-то стороной. Тишина. Рабочий покой.

По полотну комбайна занесло в барабан какую-то палку. Перемололо её в мелкие щепки. На лицо Зыряна слетело что-то холодное и тут же растаяло. Снег. Скоро зима.

Итог урока

Итак, сегодня мы познакомились с назывными предложениями. Ответьте на вопросы:

  1.   Какие предложения называются назывными?
  2.   В чем их особенность?
  3.   Какими частями речи обычно выражен главный член назывных предложений?

Домашнее задание:

Упражнение 143 на странице 89 и 144 на странице 90 в учебнике.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57815. Північно-Східна Русь у ХІІ - І пол. ХІV ст 222 KB
  Тип уроку: урок засвоєння нових знань умінь навичок Обладнання: підручник атлас роздатковий матеріал фрагменти фільму Олександр Невський комп’ютерна презентація.
57816. Програмування в середовищі Scratch (Скретч) 265 KB
  Можна орієнтуватися в кольорах скриньок. Верно ли что в графическом редакторе Скретч нельзя сделать рисунок фона сцены вірно ні Чи Вірно що існує 7 способів запуску редактора зображень в Скретче вірно ні...
57817. Слухова сенсорна система 202.5 KB
  Вухо і слух з давнини цікавили вчених. Група Еволюціоністи Вперше орган слуху з’явився у риб –- це внутрішнє вухо яке знаходиться у кістках черепа через які звукові хвилі проникають у внутрішнє вухо.
57818. ЖИВОПИС У ЖИТТІ Т.ШЕВЧЕНКА 358.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із багатогранністю творчості Т. Г. Шевченка, акцентуючи увагу на художньому обдаруванні. Обладнання: сцена задекорована під кімнату Т. Г. Шевченка,на стінах якої розміщені копії його картин «Катерина», «Автопортрет»...
57819. Разработка управленческого решения Рылов В.П. 3.11 MB
  Целью дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков по разработке и принятию управленческих решений, методам их реализации, контролю за последствиями в различных ситуациях на предприятиях различных форм собственности
57820. Використання синонімів у мовленні. Україна козацька 135 KB
  Мета: Закріпити знання з теми „Синоніми”; Розвивати вміння опрацьовувати додаткові джерела, вести пошукову діяльність; Виховувати духовну культуру, повагу до історичного минулого, гордість за свій народ.
57821. Сірники: історія та шляхи модернізації 312 KB
  Вивчити склад, особливості розвитку й розміщення сірникової промисловості світу, розширити знання з історії добування сірників, географії їх поширення, з’ясувати на основі вивчених властивостей сполук неметалів екологічні наслідки сірникової промисловості...
57822. Системи лінійних нерівностей з однією змінною 68.5 KB
  Організаційний етап привітання перевірка присутніх на уроці На минулих уроках ми зупинилися на розв’язуванні лінійних нерівностей з однією змінною. І напевно кожний із вас зрозумів що для того щоб правильно і швидко розв’язувати завдання потрібно багато працювати...
57823. Разработка слайдовой презентации 1.06 MB
  Электронная страница презентации слайд Демонстрация презентации показ III. Компьютерный практикум Создание слайдовой презентации Слово учителя: На рабочих столах в папке Материалы для...