53721

Три склонения имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивающие: Продолжить формирование у школьников умение определять виды склонения; Освежить знания учащихся о склонении полученные в младших классах; Продолжить развивать монологическую речь коммуникативные навыки коммуникабельность навыки сотрудничества; продолжить развивать умение сравнивать обобщать и систематизировать; Воспитательные: продолжить...

Русский

2014-03-02

77 KB

3 чел.

Конспект урока по русскому языку в 5 В классе

Тема урока: Три склонения имен существительных.

Раздел языка: Морфология.

Класс: 5 В.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

    Обучающие:;

   - Вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.

    Развивающие:

   - Продолжить формирование у школьников умение определять виды склонения;

   - Освежить знания учащихся о склонении, полученные в младших классах;

   - Продолжить развивать монологическую речь, коммуникативные навыки, коммуникабельность , навыки сотрудничества;

   - продолжить развивать умение сравнивать, обобщать и систематизировать;

   Воспитательные:

   - продолжить воспитывать эмоционально-целостное отношение к русскому языку;

   - продолжить воспитывать заинтересованность в русском языке;

Задачи урока: 

Обучающая:

- обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы;

- уточнение понятия “склонение имен существительных”;

- определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.

Развивающая: 

- развитие навыков устной речи, умения обобщать знания,

развитие познавательных интересов.

- Совершенствование умений воспринимать новую информацию;

- развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений;

Воспитательная: 

-Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

-Развитие коммуникативных навыков,

-Формирование убеждения в практической значимости изучения русского языка в современном мире.

Оборудование: опорные конспекты, проектор.

План урока:

1. Орг.момент.

2. Актуализация пройденного материала. Устный опрос и цифровой диктант.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

    

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный  опрос .

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление нового материала.

5.Итоги урока.

6. Домашнее задание

-Здравствуйте, ребята! Садитесь!

-Сегодня у нас необычный урок, а урок – сказка о том, как кот Матроскин учился грамоте. Но Матроскин у нас очень нетерпеливый и поэтому вам придется помочь ему. Вы готовы к этому?

- ну тогда давайте приступим к работе и вместе с Матроскиным вспомним пройденный нами материал. Итак, 1 вопрос: имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

-посмотрим как ответил Матроскин!

- 2 вопрос: что обозначает существительное: предмет или признак предмета? Нам ответит Рита.

- Псмотрим как ответил Матроскин.

- Следующий вопрос: какие морфологические признаки имеет существительное?

-Верно! Обратите внимание на ответ Матроскина, он тоже ответил верно.

-Давайте посмотрим какой у нас следующий вопрос: такие существительные, как «мертвец», «покойник» и «кукла» - это неодушевленные существительные?

- а почему?

- верно, обратите внимание на ответ Матроскина.

-умница, и мы переходим к другому вопросу: какие имена существительные мы называем нарицательными?

- какие примеры ты можешь привести?

-верно, ребята, молодцы! И Матроскин у нас хорошо постарался. Но это еще не все, сейчас мы вместе с Матроскиным проведем цифровой диктант с взаимопроверкой. Давайте поделимся на варианты и начнем выполнять работу. Готовы?

-ну тогда приступайте к работе. 1 вариант выписывает неодушевленные и одушевленные существительные,  а 2 вариант – собственные и нарицательные.

-ну что, выполнили?

-тогда сейчас поменяйтесь тетрадями и давайте начнем проверять наши работы.

(учитель открывает слайд на экране с верными ответами).

-проверили? Все верно? Молодцы! Ну а теперь, я думаю, нам уже пора приступить к изучению новой темы. Посмотрим что на это скажет Матроскин! (открывает слайд)

- откройте пожалуйста ваши рабочие тетради и запишите сегодняшнее число 3 марта и новую тему: «три склонения имен существительных»

- ребята, большинство существительных склоняется, то есть меняется по падежам. Отдельные группы существительных склоняются в ед. числе одинаково т.к  имеют одинаковое окончание. По этому признаку в русском языке различают 3 типа склонения. (открывает слайды и показывает таблицу).

1скл: м.р и ж.р- окончание – а; -я;

2 скл: м.р – окончание нулевое; ср.р- окончание –о; -е;

3 скл: ж.р – оканчивается «ь» в конце слова

Пожалуйста запишите эти схемы себе в опорные конспекты.  А сейчас давайте попробуем привести примеры самостоятельно.

-верно, молодцы! Ну, что, ребята, мы с вами уже хорошо поработали и наверное наши глазки уже устали, да?

-тогда давайте вместе с Матроскиным проведем небольшое упражнение для глаз. Смотрите внимательно на экран и следите за фигурками.

-молодцы, ребята, отдохнули? Тогда давайте снова возьмемся за дело и поможем Матроскину разобраться в упраженниях.

Учитель читает задание с экрана:

-найдите и выпишите существительные 2 склонения. Кто нашел?

-верно, а почему ты считаешь, что это существительные 2 склонения?

-правильно, молодец, присаживайся. Следующее задание: найдите существительные 3 склонения. (открывает новый слайд)

-верно, а сейчас обратите внимание на экран, вам нужно будет распределить данные существительные по типам склонения. (транспорт, поезд, вагон, паровоз, кабина, машина, парта, верблюд, лошадь, телега, линейка)

-молодцы, ребята, хорошо поработали. И следующее задание: определите склонение существительных: дорога, зима, елка, печка, дядя. (слова выводятся на экран)

-Почему?

-верно! Следующее задание, найдите лишне слово: Гаврюша, Мурка, Матроскин, корова.

-верно! И следующее задание: что лишнее – площадь, кисть, луна, ночь

-правильно, ребята! Ну что, Матроскин у нас устал, давайте дадим ему отдохнуть и немного поиграем. Я буду называть слова, а вы – тип склонения.: (поле, диван, молодежь, свекла, солнце, стул, дочь, мама, девочка)

-Молодцы, ребята, хорошо поработали!  Наш урок уже подходит к концу и в заключении давайте вспомним какие виды склонений существуют в русском языке.

- Все верно, ребята! Я вижу нашу тему вы освоили хорошо. (Озвучивает оценки за урок)

- А какую оценку мы поставим Матроскину!

- Давайте теперь запишем домашнее задание. П-97, упр- 518

- Спасибо, ребята за урок! Все молодцы!

До свидания!

-Все садятся на свои места.

-все готовы к проверке домашнего задания.

-нет. 

-да.

- самостоятельная

Смотрят ответ на экране

-он ответил верно

- обозначает предмет

.(ученики смотрят на экран)

- правильно

- существительное имеет начальную форму, может быть собственным или нарицательным, одушевленным или неодушевленным, имеет падеж и число.

Смотрят на экран.

- нет, это одушевленные существительные.

- потому, что при склонении по падежам у данных слов совпадают окончания в И.п и В.п

- он тоже дал верный ответ.

- это существительные, обозначающие множество одинаковых предметов, которые пишутся с маленькой буквы.

-дом, доска, стол, диван, телевизор..

Ученики делятся по вариантам и выполняют цифровой диктант, указанный на экране.

- да.

Работа в тетрадях

-да

Дети проверяют работы

-да.

Ученики смотрят на экран

Ученики открывают тетради и пишут.

Ученики следят за схемой на экране и записывают ее себе в опорные конспекты.

Ученики дописывают.

3 скл – молодежь

2 скл – диван, мыло

1 скл – дядя, бабушка.

-да!

Ученики внимательно следят за фигурками на экране.

-давайте.

- озеро, конверт, велосипед.

-потому, что озеро – ср.р, кончание о; конверт и велосипед- м.р нулевое окончание.

- кость, дичь, мышь – это существительные ж.р.

Дети выполняют работу одновременно комментируя

-это слова 1 склонения

-слова м.р и ж.р с окончаниями на –а; -я.

- корова – нарицательное, все остальные собственные

-луна – ж.р 1 склонение, все остальные 3 склонения.

- 2, 2, 3, 1, 2, 2, 3, 1, 1

- 1 скл: м.р, ж.р с оконч. –а, -я.

2 скл: м.р-нулевое окончание, ср.р – оконч –о, - е.

3скл: ж.р, ь в конце слова.

- 5!

Дети записывают домашнее задание в дневниках

У всех учеников открыты тетради.

Ребята вспоминают информацию.

Отвечает один из учеников.

Отвечает один из учеников.

Отвечает один из учеников.

Отвечает один из учеников

Отвечает один из учеников

Дети пишут в тетрадях комбинацию цифр, под которыми на экране написан верный ответ.

Ученики работают в тетрадях

Работа с опорными конспектами.

Ученики поочередно поднимают руки и приводят примеры

Учитель в это время ходит по классу и следит за выполнением задания, если  кому не понятно, то подходит и объясняет более подробно.

Несколько учеников отвечают.

3 учеников работают у доски, остальные в тетрадях

Отвечает один из учеников

Учитель объясняет задание..

Проводится игра с мячом, учитель называет существительное и передает мяч ученику.

Ученики поочередно отвечают.

Домашнее задание учитель записывает на доске и объясняет, как выполнять.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56505. Тренінг як форма групової роботи з учнями 45.5 KB
  Пропоную тренінг який можна провести у 4 класі на уроці основ здоров’я як узагальнення знань або на годині спілкування. Тренінг Здоров’я людини найцінніший скарб Прийняття правил. Що це за скарб Здоров’я.
56506. Здоров’я молоді в Україні. ВІЛ, СНІД, ІПСШ: шляхи передачі й методи захисту 47.5 KB
  Націлити учнів на убезпечення від ВІЛ-інфікування; учити дітей гуманному толерантному ставленню до ВІЛінфікованих і хворих на СНІД; навчати дітей протидії стигмі й дискримінації ВІЛінфікованих...
56507. Імідж як форма життєтворчості лідера 55.5 KB
  Мета: ознайомити учасників з поняттям «імідж»; стимулювати уяву школярів в пошуках власного розуміння іміджу лідера учнівського самоврядування; сприяти розвитку в учнів навичок самопізнання та саморегуляції
56508. Пізнаємо себе і світ 76 KB
  Мета:розвиток емоційної сфери дитини; розвиток її як особистості; розкриття позитивних здібностей дитини; формування знань про особистість та спілкування; формування в класі дружніх відносин, взаєморозуміння та взаємоповаги.
56509. Выставки-ярмарки как инструмент продвижения товара ОАО «Савушкин продукт» 241.72 KB
  Проанализировать основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Савушкин продукт» за 2011-2012г. Провести анализ организационно-экономических характеристик ОАО «Савушкин продукт». Рассказать об средствах рекламы ОАО «Савушкин продукт».
56510. Сценарій тренінгу: «Як без перешкод здійснити свої мрії?» 31.5 KB
  Мета: На прикладах показати дітям, що в житті кожного повинні бути цілі. Вчитися аналізувати і змінювати свої цілі, якщо це знадобиться. Спонукати до того, щоб діти замислювалися над своїми мріями, над тим, чого вони прагнуть отримати від життя.
56511. Усвідомлений вибір майбутнього покликання, професійної діяльності – запорука життєвого успіху (інформаційно–ігровий тренінг для учнів 8–11 класів) 138 KB
  Основна мета: активізація самосвідомості учнів щодо формування свого майбутнього покликання. Майбутньої професійної діяльності; залучення учнів до гри, групової тренінгової роботи; створення сприятливого психологічного клімату при проведенні заняття.
56512. КОНВЕРГЕНЦИЯ ФОРМ И ТИПОВ ТЕЛЕПЕРАДАЧ 50.96 KB
  Само слово конвергенция произошло от латинского convergo — «сближаю». В английском языке convergence означает «схождение в одной точке». Павликова М. дает следующее определение, ссылаясь при этом на канадского исследователя СМИ и коммуникаций Дэниса Макуэйла...
56513. Тренінг для юних волонтерів – правозахисників «Діти мають захищати свої права» 68.5 KB
  Хід заняття Вступне слово тренера. Тренер: Як ви думаєте що необхідно знати дітям щоб вміти захищати свої права Усна відповідь дітей Тренер: Основна мета нашого заняття з’ясувати як діти мають захищати свої права.