53721

Три склонения имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивающие: Продолжить формирование у школьников умение определять виды склонения; Освежить знания учащихся о склонении полученные в младших классах; Продолжить развивать монологическую речь коммуникативные навыки коммуникабельность навыки сотрудничества; продолжить развивать умение сравнивать обобщать и систематизировать; Воспитательные: продолжить...

Русский

2014-03-02

77 KB

3 чел.

Конспект урока по русскому языку в 5 В классе

Тема урока: Три склонения имен существительных.

Раздел языка: Морфология.

Класс: 5 В.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

    Обучающие:;

   - Вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.

    Развивающие:

   - Продолжить формирование у школьников умение определять виды склонения;

   - Освежить знания учащихся о склонении, полученные в младших классах;

   - Продолжить развивать монологическую речь, коммуникативные навыки, коммуникабельность , навыки сотрудничества;

   - продолжить развивать умение сравнивать, обобщать и систематизировать;

   Воспитательные:

   - продолжить воспитывать эмоционально-целостное отношение к русскому языку;

   - продолжить воспитывать заинтересованность в русском языке;

Задачи урока: 

Обучающая:

- обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы;

- уточнение понятия “склонение имен существительных”;

- определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.

Развивающая: 

- развитие навыков устной речи, умения обобщать знания,

развитие познавательных интересов.

- Совершенствование умений воспринимать новую информацию;

- развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений;

Воспитательная: 

-Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

-Развитие коммуникативных навыков,

-Формирование убеждения в практической значимости изучения русского языка в современном мире.

Оборудование: опорные конспекты, проектор.

План урока:

1. Орг.момент.

2. Актуализация пройденного материала. Устный опрос и цифровой диктант.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

    

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный  опрос .

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление нового материала.

5.Итоги урока.

6. Домашнее задание

-Здравствуйте, ребята! Садитесь!

-Сегодня у нас необычный урок, а урок – сказка о том, как кот Матроскин учился грамоте. Но Матроскин у нас очень нетерпеливый и поэтому вам придется помочь ему. Вы готовы к этому?

- ну тогда давайте приступим к работе и вместе с Матроскиным вспомним пройденный нами материал. Итак, 1 вопрос: имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

-посмотрим как ответил Матроскин!

- 2 вопрос: что обозначает существительное: предмет или признак предмета? Нам ответит Рита.

- Псмотрим как ответил Матроскин.

- Следующий вопрос: какие морфологические признаки имеет существительное?

-Верно! Обратите внимание на ответ Матроскина, он тоже ответил верно.

-Давайте посмотрим какой у нас следующий вопрос: такие существительные, как «мертвец», «покойник» и «кукла» - это неодушевленные существительные?

- а почему?

- верно, обратите внимание на ответ Матроскина.

-умница, и мы переходим к другому вопросу: какие имена существительные мы называем нарицательными?

- какие примеры ты можешь привести?

-верно, ребята, молодцы! И Матроскин у нас хорошо постарался. Но это еще не все, сейчас мы вместе с Матроскиным проведем цифровой диктант с взаимопроверкой. Давайте поделимся на варианты и начнем выполнять работу. Готовы?

-ну тогда приступайте к работе. 1 вариант выписывает неодушевленные и одушевленные существительные,  а 2 вариант – собственные и нарицательные.

-ну что, выполнили?

-тогда сейчас поменяйтесь тетрадями и давайте начнем проверять наши работы.

(учитель открывает слайд на экране с верными ответами).

-проверили? Все верно? Молодцы! Ну а теперь, я думаю, нам уже пора приступить к изучению новой темы. Посмотрим что на это скажет Матроскин! (открывает слайд)

- откройте пожалуйста ваши рабочие тетради и запишите сегодняшнее число 3 марта и новую тему: «три склонения имен существительных»

- ребята, большинство существительных склоняется, то есть меняется по падежам. Отдельные группы существительных склоняются в ед. числе одинаково т.к  имеют одинаковое окончание. По этому признаку в русском языке различают 3 типа склонения. (открывает слайды и показывает таблицу).

1скл: м.р и ж.р- окончание – а; -я;

2 скл: м.р – окончание нулевое; ср.р- окончание –о; -е;

3 скл: ж.р – оканчивается «ь» в конце слова

Пожалуйста запишите эти схемы себе в опорные конспекты.  А сейчас давайте попробуем привести примеры самостоятельно.

-верно, молодцы! Ну, что, ребята, мы с вами уже хорошо поработали и наверное наши глазки уже устали, да?

-тогда давайте вместе с Матроскиным проведем небольшое упражнение для глаз. Смотрите внимательно на экран и следите за фигурками.

-молодцы, ребята, отдохнули? Тогда давайте снова возьмемся за дело и поможем Матроскину разобраться в упраженниях.

Учитель читает задание с экрана:

-найдите и выпишите существительные 2 склонения. Кто нашел?

-верно, а почему ты считаешь, что это существительные 2 склонения?

-правильно, молодец, присаживайся. Следующее задание: найдите существительные 3 склонения. (открывает новый слайд)

-верно, а сейчас обратите внимание на экран, вам нужно будет распределить данные существительные по типам склонения. (транспорт, поезд, вагон, паровоз, кабина, машина, парта, верблюд, лошадь, телега, линейка)

-молодцы, ребята, хорошо поработали. И следующее задание: определите склонение существительных: дорога, зима, елка, печка, дядя. (слова выводятся на экран)

-Почему?

-верно! Следующее задание, найдите лишне слово: Гаврюша, Мурка, Матроскин, корова.

-верно! И следующее задание: что лишнее – площадь, кисть, луна, ночь

-правильно, ребята! Ну что, Матроскин у нас устал, давайте дадим ему отдохнуть и немного поиграем. Я буду называть слова, а вы – тип склонения.: (поле, диван, молодежь, свекла, солнце, стул, дочь, мама, девочка)

-Молодцы, ребята, хорошо поработали!  Наш урок уже подходит к концу и в заключении давайте вспомним какие виды склонений существуют в русском языке.

- Все верно, ребята! Я вижу нашу тему вы освоили хорошо. (Озвучивает оценки за урок)

- А какую оценку мы поставим Матроскину!

- Давайте теперь запишем домашнее задание. П-97, упр- 518

- Спасибо, ребята за урок! Все молодцы!

До свидания!

-Все садятся на свои места.

-все готовы к проверке домашнего задания.

-нет. 

-да.

- самостоятельная

Смотрят ответ на экране

-он ответил верно

- обозначает предмет

.(ученики смотрят на экран)

- правильно

- существительное имеет начальную форму, может быть собственным или нарицательным, одушевленным или неодушевленным, имеет падеж и число.

Смотрят на экран.

- нет, это одушевленные существительные.

- потому, что при склонении по падежам у данных слов совпадают окончания в И.п и В.п

- он тоже дал верный ответ.

- это существительные, обозначающие множество одинаковых предметов, которые пишутся с маленькой буквы.

-дом, доска, стол, диван, телевизор..

Ученики делятся по вариантам и выполняют цифровой диктант, указанный на экране.

- да.

Работа в тетрадях

-да

Дети проверяют работы

-да.

Ученики смотрят на экран

Ученики открывают тетради и пишут.

Ученики следят за схемой на экране и записывают ее себе в опорные конспекты.

Ученики дописывают.

3 скл – молодежь

2 скл – диван, мыло

1 скл – дядя, бабушка.

-да!

Ученики внимательно следят за фигурками на экране.

-давайте.

- озеро, конверт, велосипед.

-потому, что озеро – ср.р, кончание о; конверт и велосипед- м.р нулевое окончание.

- кость, дичь, мышь – это существительные ж.р.

Дети выполняют работу одновременно комментируя

-это слова 1 склонения

-слова м.р и ж.р с окончаниями на –а; -я.

- корова – нарицательное, все остальные собственные

-луна – ж.р 1 склонение, все остальные 3 склонения.

- 2, 2, 3, 1, 2, 2, 3, 1, 1

- 1 скл: м.р, ж.р с оконч. –а, -я.

2 скл: м.р-нулевое окончание, ср.р – оконч –о, - е.

3скл: ж.р, ь в конце слова.

- 5!

Дети записывают домашнее задание в дневниках

У всех учеников открыты тетради.

Ребята вспоминают информацию.

Отвечает один из учеников.

Отвечает один из учеников.

Отвечает один из учеников.

Отвечает один из учеников

Отвечает один из учеников

Дети пишут в тетрадях комбинацию цифр, под которыми на экране написан верный ответ.

Ученики работают в тетрадях

Работа с опорными конспектами.

Ученики поочередно поднимают руки и приводят примеры

Учитель в это время ходит по классу и следит за выполнением задания, если  кому не понятно, то подходит и объясняет более подробно.

Несколько учеников отвечают.

3 учеников работают у доски, остальные в тетрадях

Отвечает один из учеников

Учитель объясняет задание..

Проводится игра с мячом, учитель называет существительное и передает мяч ученику.

Ученики поочередно отвечают.

Домашнее задание учитель записывает на доске и объясняет, как выполнять.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50255. Типические признаки жанров журналистики. Аналитичность журналистского материала 50.5 KB
  Информирование общественности о фактах действительности; пропаганда и распространение опыта; популяризация знаний; анализ окружающей действительности (освещение результатов анализа, постановка проблем, пути их решения)...
50256. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ВАННЫ 108.5 KB
  На этом основан метод исследования электростатических полей получивший название метода электролитической ванны. На дно ванны нанесена масштабнокоординатная сетка. На координатной сетке ванны отобразить положение электродов 2 и 3.
50257. Електромагнітне поле та електромагнітна індукцій 284.5 KB
  Експериментально встановлено (теоретично це передбачили М. Фарадей і Дж. Максвелл), що магнітне поле виникає також тоді, коли довільно змінюється напруженість електричного поля. Так, якщо з’єднати пластини зарядженого конденсатора провідником, то магнітне поле існуватиме як навколо провідника
50258. Определение производственного цикла изготовления партии отливок 652.99 KB
  Определение производственного цикла изготовления партии отливок, изучение методов определения и оценки технологичности конструкции изделия, разработка рекомендаций по разработке технологических процессов, описание структуры и продолжительности производственного цикла, организация путей сокращения производственного цикла.
50259. Разработка костюмов к спектаклю У.Шекспира «Двенадцатая ночь» 5.88 MB
  Исследовать историю эпохи Возрождения. Изучить материальную культуру и быт данной эпохи. Выявить характерные черты в костюме выбранной эпохи. Создать авторскую концепцию костюмов. Разработать художественную технику...
50260. КОРЕКЦІЙНА ПЕДАГОГІКА В СИСТЕМІ ПЕДАГОГІЧНИХ НАУК 290 KB
  Обєкт, предмет і завдання курсу корекційної педагогіки. Взаємозвязок корекційної педагогіки з іншими галузями знань. Методи педагогічного дослідження. Становлення і розвиток корекційної педагогіки як науки. Психолого-педагогічна суть корекційно-педагогічної діяльності...
50261. ПРАВОВІ ЗАСАДИ РОЗВИТКУ ІНФОРМАЦІЙНОГО СУСПІЛЬСТВА 47.23 KB
  Складовими поняття «інформаційне суспільство» визначають: інформаційну економіку, індустрію інформаційних послуг, сучасні інтелектуальні інформаційні технології, сучасні інтелектуальні інформаційні технології та технології зв’язку, значний потенціал науки, матеріально-технічне забезпечення різноманітних послуг.
50262. ПОНЯТТЯ ТА ВИДИ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 25.14 KB
  Інформаційна діяльність – це сукупність інформаційних дій, технічних засобів. організаційних умов і модернізаційних підходів, що ґрунтуються на ефективному використанні високих технологій, метою чого є оптимальне задоволення інформаційних потреб громадян і юридичних осіб, а також реалізація інформаційних функцій та завдань держави.
50263. ДРУКОВАНІ ЗАСОБИ МАСОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ (ПРЕСА) В УКРАЇНІ ТА ПРАВОВИЙ СТАТУС ІНФОРМАЦІЙНИХ АГЕНТСТВ 29 KB
  Друковані ЗМІ (преса) – це періодичні і такі, що продовжуються, видання, які виходять під постійною назвою, з періодичністю один і більше номерів (випусків) протягом року на підставі свідоцтва про державну реєстрацію.