53727

По страницам Великой Отечественной войны

Конспект урока

Педагогика и дидактика

К конкурсу проводится предварительная подготовка. Вопросы даются заранее (кроме тех, которые имеют пометку “Кот в мешке”), но номера вопросов не называются. Многие вопросы предполагают, работу учащихся с дополнительной литературой, с источниками и документами. Учащиеся должны проявить эрудицию, находчивость смекалку

Русский

2014-03-02

250 KB

25 чел.

Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"

Цели урока:

1. Расширить кругозор учащихся;

2. Проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

3. Повторить, обобщить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны.

4. Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.

Оборудование: Карта “вторая Мировая война. Военные действия с 1.IX.1939 г. по 22.VI.1941 г.”, карта “Начало Великой Отечественной войны Советского Союза. Военные действия с 22.VI.1941 г. по 18.XI.1942 г.”, карта “Разгром фашистских агрессоров в Европе и Северной Африке (19.XI.1942 г. – 9.V.1945 гг.), карта “Общий ход Второй Мировой войны (1.IX.1939 г. – 2.IX.1945 г.). Военные действия на Тихом океане и в Азии”.

Портреты советских военачальников, видных партизан, деятелей подпольного движения, деятелей культуры, науки, церкви, политических и государственных деятелей; репродукции картин.

Время: два учебных часа.

Участвуют учащиеся 9  класса.

Ход урока

I. Вводная часть.

II. Основной этап (конкурс).

III, Заключительная часть (подведение итогов конкурса).

К доске прикреплены таблички с названиями разделов и номерами вопросов, посвященных теме Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Всего таких разделов 14. Это: “Подвиги”, “Даты”, “Военные операции”, “Термины”, “Цифры”, “Имена”, “Цитаты”, “География войны”, “Все для фронта! Все для Победы!”, “Культура, наука, церковь”, “Преступления оккупантов”, “Сопротивление”, “Союзники и противники”, “Под запретом”.

В каждом разделе 14 вопросов, но из них 1 вопрос, не относится к разделу, а имеет специальную пометку “ кот в мешке”. То есть это вопрос, который может относится к любой теме из истории ВОВ.

В конкурсе участвуют три команды. Первоначально между командами проводится жеребьевка на право первым начать игру. Жеребьевка проходит следующим образом. Ведущий задает общий вопрос всей команде. Та команда, которая первой ответит на вопрос и начинает конкурс.

Вопрос: Кто из руководителей нашей страны, патриархов всея Руси и нобелевских лауреатов являлись участниками войны?

Ответ: Л.И.Брежнев, патриарх Пимен (С.М.Цвеков), А.И.Солженицын – писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.

После жеребьевки начинается конкурс. Команда, которая первой вступает в соревнование, выбирает раздел и номер вопроса (например раздел “Подвиги”, номер 1), после чего ведущий зачитывает вопрос, а команда должна дать правильный ответ. На раздумье дается всего лишь 20 секунд. В случае, если команда не сможет ответить на вопрос, то ведущий может дать право ответа другим командам. Но, если и другие команды не в состоянии дать правильный ответ, тогда право ответа переходит к зрителям. Зритель, правильно ответивший на вопрос, получает призовой балл, который он имеет право передать той команде, за которую болеет. Если же зрители не смогут ответить на вопрос, то ведущий снимает вопрос. Каждая команда получает за правильный ответ один призовой балл. Ответы должны быть правильными. Дополнения к ответам тоже могут учитываться, но за них дается лишь половина балла.

К конкурсу проводится предварительная подготовка. Вопросы даются заранее (кроме тех, которые имеют пометку “Кот в мешке”), но номера вопросов не называются. Многие вопросы предполагают, работу учащихся с дополнительной литературой, с источниками и документами. Учащиеся должны проявить эрудицию, находчивость смекалку.

За ходом конкурса наблюдает жюри (это могут быть учителя, ветераны ВОВ, учащиеся) в количестве 3 – 5 человек. Счетная комиссия подсчитывает баллы и оглашает окончательный итог конкурса (эту роль могут выполнять и некоторые члены жюри).

Следует отметить то, что данное мероприятие не может носить развлекательного характера.

1. Вопросы к разделу “ Подвиги”

(О каких подвигах здесь говорится).

1. В годы Великой Отечественной войны таких подвигов было совершено около 300. Среди тех, кто совершил такой подвиг, есть имена Александра Панкратова, Александра Матросова, Риммы Шергиновой, Петра Гужвина и многих других героев. За этот подвиг 152 человека были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Какой подвиг они совершили?

2. В годы Великой Отечественной войны таких подвигов совершили 220 советских летчиков, из них 94 человека стали Героями Советского Союза. Среди них имена женщины летчицы Зеленко, летчиков Г.А.Храпия, И.И.Иванова, Н.Ф.Гастелло, С.И.Здоровцева, М.П.Жукова, П.Т.Харитонова, П.Чиркина, В.В.Талалихина и многих других героев. Какой подвиг они совершили?

3. (“Кот в мешке”). Какой город являлся запасной столицей СССР, в случае захвата немцами Москвы?

4. Эти советские воины проявили чудеса храбрости и героизма, в период битвы за Москву. Свой подвиг они совершили у разъезда Дубосеково, в районе Волоколамского шоссе.

5. Этот подвиг в годы войны совершали тысячи советских людей. Символами этих подвигов стали имена Александры Деревской, Шаахмеда Шамахмудова, Фатимы Касимовой.

6. С каким подвигом связано имя сержанта Якова Федотовича Павлова?

7. Подвиги, которые совершили эти советские воины, приходятся на начало Великой Отечественной войны. С ними связаны имена А.В.Лопатина, П.М.Гаврилова, Е.М.Фомина, И.Н.Зубачёва, Н.И.Дементьева, Н.А.Дедаева, Е.М. Монина, А.К.Константинова, В.Ф.Михалькова, И.Д.Бузыцкова, Н.Г.Микушева и многих тысяч других героев.

8. Какой подвиг совершили ленинградские ученые-агрономы в период блокады города?

9. С каким подвигом связано имя Ферапонта Гавриловича Головатого?

10. В годы Великой Отечественной войны такие подвиги совершили 154 человека. Из них 93 были удостоены звания героев Советского Союза (посмертно). Среди тех, кто совершил такой подвиг имена героя обороны Севастополя Николая Фильченкова, героя Сталинградской битвы Паникахи.

11. Какой беспримерный в истории войны подвиг совершил пленный советский летчик Михаил Девятаев?

12. Какой подвиг в годы Великой Отечественной войны совершил 84-летний крестьянин Матвей Кузьмин?

13. С каким подвигом связано имя Юрия Васильевича Смирнова?

14. С каким подвигом связано имя Натальи Качуевской?

2. Вопросы к разделу “Даты”

(какие события стоят за этими датами).

  1.  22 июня 1941 г.
  2.  27 января 1944 г.
  3.  26 марта 1944 г.
  4.  8 мая 1945 г.
  5.  (“Кот в мешке”). Проявляя заботу о детях, чьи родители погибли в годы войны, руководство СССР приняло решение об организации для них особых учебных заведений, которые бы готовили кадровых офицеров для советских вооруженных сил и военно-морского флота. О каких учебных заведениях идет речь?
  6.  5 августа 1943 г.
  7.  5 декабря 1941 г.
  8.  17 июля 1944 г.
  9.  2 февраля 1943 г.
  10.  10.5 июля – 23 августа 1943 г.
  11.  11. 9 мая 1945 г.
  12.  12. 30 апреля 1945 г.
  13.  13. 26 июня 1945 г.
  14.  14. 6 июня 1941 г.

3. Вопросы к разделу “Военные операции”

(как называются данные военные операции)

  1.  Кодовое название наступательной военной операции советских войск по освобождению от немцев Белоруссии.
  2.  Кодовое название наступательной военной операции советских войск по освобождению от немцев Донбасса войсками Юго-западного фронта и Южного фронтов.
  3.  Кодовое название военной операции немецких войск по захвату Сталинграда.
  4.  Кодовое название наступательной военной операции советских войск по разгрому орловской группировки противника войсками Западного, Брянского и Центрального фронтов.
  5.  Кодовое название секретного германского плана вооруженного вторжения в СССР.
  6.  Кодовое название наступательной военной операции советских войск по разгрому белгородско-харьковской группировки противника, войсками Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов.
  7.  (“Кот в мешке”). Как нормировалась выдача водки советским солдатам в годы Великой Отечественной войны.
  8.  Кодовое название наступательной военной операции немецких войск в районе Курской дуги.
  9.  Кодовое название наступательной военной операции советских войск под Сталинградом.
  10.  Кодовое название наступательной военной операции немецких войск по захвату Москвы.
  11.  Кодовое название наступательной военной операции советских войск по освобождению от немцев Харьковского промышленного района и основной железнодорожной магистрали силами Воронежского и Брянского фронтов.
  12.  Кодовое название наступательной военной операции советских войск по прорыву блокады Ленинграда силами Ленинградского и Волховского фронтов.
  13.  Кодовое название военной операции советских войск по окружению немецких войск в районе Сталинграда.
  14.  Какие военные операции завершили Великую Отечественную войну советского народа.

4. Вопросы к разделу “Термины”

(что обозначают данные термины)

  1.  Эвакуация.
  2.  Коллабарционисты.
  3.  Холокост.
  4.  Агрессия.
  5.  Репарация.
  6.  Репатриация.
  7.  Геноцид.
  8.  Партизанское движение.
  9.  Мобилизация.
  10.  Гетто.
  11.  Пакт Молотова-Риббентропа.
  12.  ГКО СССР.
  13.  (“Кот в мешке”). Кого фашисты во время войны называли “ночными ведьмами”?
  14.  Капитуляция, безоговорочная капитуляция.

5. Вопросы к разделу “Цифры”

(какие данные стоят за этими цифрами)

  1.  11 тысяч 635 человек.
  2.  1 млн. 995 тысяч кв. км., и 80 млн. человек.
  3.  190 дивизий.
  4.  900 дней.
  5.  91 тысяча человек.
  6.  34 млн. 476 тысяч 700 человек.
  7.  250 дней и ночей.
  8.  27 млн. человек.
  9.  10 млн. человек.
  10.  9 млрд.200млн. рублей, 11 кг платины, около 85кг. золота, 6700кг. серебра.
  11.  (“Кот в мешке”). Какие ордена были учреждены в СССР в годы войны?
  12.  47 месяцев 18 дней.
  13.  679 млрд. рублей.
  14.  200 дней и ночей.

6. Вопросы к разделу “Цитаты и высказывания”.

(что вам известно об этих высказываниях, кому они принадлежат по вашему мнению?).

  1.  “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!”. Эти слова были сказаны одним из руководителей нашего государства во время выступления по радио 22 июня 1941 г.
  2.  (“Кот в мешке”). Какие нововведения в области школьного образования появились в СССР в годы войны.
  3.  “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”. Эти слова принадлежат одному их героев панфиловцев, в период битвы за Москву.
  4.  “Я знаю, что мы победим, а вас ждет смерть и проклятие всех народов!”, “Выше голову, товарищи! Победа близка!”. Эти слова произнес советский ученый, военный инженер, генерал – лейтенант, профессор. В начале войны попал в немецкий плен. Находился в концлагере Маутхаузен. Отказался перейти на службу к гитлеровцам. Фашисты казнили его в 1945 г. за подпольную деятельность. Его поставили раздетого на морозе и стали поливать водой из пожарного шланга.
  5.  “Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз поставить народ на колени перед неправдой, голым насилием, принудить его пожертвовать благом и целостностью родины, кровными заветами любви к своему Отечеству”. Слова из обращения местоблюстителя патриаршего престола в России, митрополита Московского и Коломенского, главы Русской Православной церкви.
  6.  “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!”, “Умрем, но из крепости не уйдем!”. Эти и другие надписи на стенах, были сделаны пограничниками одной из крепостей во время героической обороны.
  7.  “За Волгой для нас земли нет!”. Слова принадлежат одному их героев Сталинградской битвы, замечательному снайперу, который лично уничтожил 242 фашиста, а его ученики-снайперы уничтожили 1106 немецких солдат и офицеров. Эти слова стали лозунгом защитников города.
  8.  “Опасность для России, является нашей опасностью и опасностью США, так же как дело каждого русского, борющегося за свою землю и дом, является делом свободных людей и свободных народов в любой части земного шара”. Слова принадлежат одному из лидеров антигитлеровской коалиции, ярый “антикоммунист”, он первым из руководителей Запада заявил о безоговорочной поддержке СССР.
  9.  “Пусть запомнят фашистские главари, что невозможно покорить русский народ, как невозможно погасить солнце…”. Эти слова принадлежат легендарному советскому разведчику, Герою Советского Союза (посмертно). Выдавая себя за немецкого офицера в г. Ровно, добывал ценную информацию. Погиб в с. Боратин, Бродовского района, Львовской области от пуль бандеровцев.
  10.  “Товарищи! Граждане! Братья и сестры! К вам обращаюсь я друзья мои”. С такими необычными словами обратился к народу, руководитель нашего государства через 11 дней после начала войны.
  11.  “Мы варвары, и мы хотим быть варварами. Это почетное звание”. Слова принадлежат человеку, ставшему символом самого человеконенавистнического учения в мире, главному зачинщику второй мировой войны и нападения на СССР.
  12.  “Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву”. Из воспоминаний выдающегося советского полководца, маршала СССР.
  13.  “Иной народ мог бы сказать правительству: “Вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой”. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии”. Из речи руководителя нашей страны по поводу окончания войны.
  14.  “Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен”. Надпись на могиле, возле которой находится пост № - 1.

7. Вопросы к разделу “География Великой Отечественной войны”

(где расположены данные географические объекты, покажите их на карте).

  1.  Малая Земля.
  2.  Страны Европы, освобожденные советской армией от немецко-фашистских захватчиков.
  3.  Зееловские высоты.
  4.  Огненная дуга.
  5.  Города, где проходили встречи глав государств, участников антигитлеровской коалиции.
  6.  Аджимушкайские каменоломни.
  7.  Восточный вал.
  8.  Остров Людникова, Мамаев курган, Сталинградское поле.
  9.  (“Кот в мешке”). Где впервые встретились советские и американские войска на завершающем этапе войны в Европе.
  10.  Города, получившие почетные звания “город-герой”.
  11.  Голубая линия.
  12.  Дорога жизни.
  13.  Город, где завершилась Великая Отечественная война советского народа.
  14.  Линия Маннергейма.

8. Вопросы к разделу “Все для фронта! Все для Победы!”

(что вам известно о трудовых подвигах советских тружеников тыла).

  1.  С какой инициативой выступили тамбовские колхозники в декабре 1942 года.
  2.  С какими трудовыми инициативами в годы войны выступили трактористка Дарья Гармаш, металлурги г.Кузнецка, колхозники сельхозартели “Путь крестьянина”, Чистоозерного района, Новосибирской области.
  3.  Как были изменены условия работы предприятий в результате обнародования Указов Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. и 26 декабря 1941 г.?
  4.  Как вы думаете, какими словами завершался призыв ЦК ВКП(б) к труженикам тыла: “Рабочие и работницы, инженеры и техники предприятий, изготавливающих вооружение и боеприпасы для фронта! Работайте с удвоенной энергией!…”.
  5.  Обычно на эвакуацию заводов, на монтаж оборудования на новом месте уходило 3 – 4 месяца. Еще около месяца уходило на выпуск первых изделий. Какое предприятие в годы войны, после эвакуации уже через 20 дней поле прибытия оборудования на новое место, стало выпускать продукцию.
  6.  Благодаря какому трудовому подвигу, стал известен всей стране рабочий Владимир Поздняк.
  7.  Какое движение возникло в первые годы войны на предприятиях Горького, и было поддержано на многих предприятиях страны.
  8.  (“Кот в мешке”). Какое музыкальное произведение впервые было исполнено по Всесоюзному радио в ночь на 1 января 1944 г.
  9.  Какая рабочая бригада первая в стране стала называться “фронтовой”?
  10.  Какой лозунг, выдвинутый фронтовой бригадой слесарей Уралмаша, под руководством Николая Хабарина, был подхвачен рабочими коллективами страны?
  11.  В годы войны множество рабочих проявляли творческий подход к делу, инициативу, были зачинщиками многих движений. Назовите наиболее знаменитых инициаторов трудовых движений.
  12.  Чем прославился в годы войны фрезеровщик Д.Ф.Босый?
  13.  Какое предприятие в годы войны называли Танкоградом?
  14.  Какое грандиозное мероприятие было проведено труженикам тыла в СССР 17 августа 1941 г.?

9. Вопросы к разделу “Культура, наука, церковь”

  1.  Музыкально-поэтическое произведение с первых дней войны ставшее ее символом.
  2.  Какая симфония композитора П.И.Чайковского стала часто звучать на радио, начиная с 1941 г. До этого она 24 года была под запретом, из-за того, что в ней есть музыка царского гимна “Коль славен наш господь…”.
  3.  Какое знаменательное событие в истории русской православной церкви, произошло в 1943 г., после встречи И.В.Сталина с высшим руководством православного духовенства СССР.
  4.  (“Кот в мешке”). Автором этих двух памятников является один и тот же скульптор. Один памятник расположен в Волгограде, другой расположен в Берлине. В обоих памятниках присутствуют мечи. В одном меч поднят, в другом меч опущен. Что это за памятники. Кто является их автором?
  5.  Назовите наиболее известные произведения живописи о войне, созданные советскими художниками.
  6.  Где и когда была сформирована в годы войны первая фронтовая бригада артистов.
  7.  Назовите наиболее известные произведения советских кинематографистов о войне, созданные ими в 1941 – 1945 гг.
  8.  Как назывались танковая дивизия и авиационная эскадрилья, созданная на средства Русской православной церкви.
  9.  Назовите наиболее известные песни о войне, созданные в 1941 – 1945 гг.
  10.  Назовите фамилии советских ученых-изобретателей, работавших в годы войны в области промышленности.
  11.  Назовите наиболее известные произведения о войне, созданные советскими поэтами и писателями в 1941 – 1945 гг.
  12.  Какую православную икону, святыню Русской православной церкви, чаще всего в годы войны использовали во время крестных ходов, богослужений о даровании победы советской армии.
  13.  Выдающийся советский ученый в области сварки и мостостроения. В годы войны работал на Урале, где изобрел автомат для электросварки, который помог ускорить выпуск танков.
  14.  Какое открытие советского медика Н.Н.Бурденко помогло снизить смертность среди раненных?

10.Вопросы к разделу “Имена”

(о ком здесь идет речь)

1. Советский военачальник, командующий 62-й армией под Сталинградом, маршал СССР, дважды герой Советского Союза.

2. Советский, татарский поэт, погибший в застенках немецкой тюрьмы Моабит. Автор “Моабитского дневника” - сборника стихов. Ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза и присуждена Ленинская премия.

3. Участница обороны двух городов-героев – Одессы и Севастополя, Герой Советского Союза, снайпер, лично уничтожила 309 фашистов.

4. Выдающийся советский полководец, маршал СССР, четырежды герой Советского Союза, проявил себя как талантливый военачальник во всех крупных военных операциях, боевых действиях, сражениях Великой Отечественной войны. Принял капитуляцию Германии. Принимал Парад Победы в Москве.

5. Советский разведчик, работал под видом немецкого журналиста в Германии, Японии. Передал точную дату нападения Германии на СССР, количество дивизий и общую схему немецкого плана военных действий. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

6. Выдающийся русский композитор, пережил блокаду Ленинграда, автор всемирно известной 7-й симфонии (посвящена блокадному городу).

7. Генерал – предатель, возглавлял Русскую освободительную армию (РОА).

8. Ленинградская школьница, которая вела знаменитый дневник блокадного города.

9. Священнослужитель, которого еще при жизни называли “великим молитвенником”. Он тысячу дней и ночей провел в непрерывной молитве о даровании победы над Германией.

10. (“Кот в мешке”). Что подарил английский король Георг VI городу Сталинграду, в знак признательности за героизм и мужество защитников непокоренного города?

11. Советский актер, режиссер, педагог, народный артист СССР, в годы войны возглавлял Еврейский антифашистский комитет.

12. Диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР, чей голос стал символом военных лет.

13. Летчик, Герой Советского Союза. Его образ запечатлен в книге Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Несмотря на ранение и ампутацию ног, освоил протезы, добился возвращения в авиационный полк и сбил еще 7 самолетов.

14.Самый результативный советский летчик, сбил 134 самолета противника (в годы Великой Отечественной войны – 95, во время войны в Испании – 28, в финскую компанию – 5, в Китае – 2, в Корее – 4), совершил 6 таранов и провел испытания 297 типов отечественных и зарубежных самолетов.

11. Вопросы к разделу “Преступления оккупантов”

(что вам известно о преступлениях немецко-фашистских оккупантов на территории СССР)

  1.  Концлагерь на территории Латвии, где фашистские каратели замучили и уничтожили сотни тысяч людей. Один из символов преступлений фашистов против человечества.
  2.  Что подразумевалось под “трудовой повинностью”, которую часто проводили фашистские власти на оккупированной советской территории?
  3.  До сих пор этот шедевр мирового художественного, декоративного искусства XVIII века, похищенный немцами из Царскосельского дворца (недалеко от г. Ленинграда) так и не найден. С 2003 года посетители Царского села могут любоваться лишь хорошо выполненной копией этого произведения.
  4.  Место под Киевом, где фашистские каратели уничтожили 100 тысяч людей еврейской национальности. Один из символов преступления фашистов против человечества.
  5.  Место в Крыму, где фашистские каратели уничтожили около 7 тысяч мирных жителей. Один из символов преступлений фашистов против человечества.
  6.  Когда советские войска освободили от фашистов Новгород, то на территории Кремля они обнаружили обломки знаменитого памятника, который немцы так и не успели вывезти. Что это за памятник?
  7.  Концлагерь на территории Западной Украины, где фашистские каратели
  8.  Уничтожили сотни тысяч людей. Один из символов преступлений фашистов против человечества.
  9.  На какие, рейхкомиссариаты была разделена оккупированная немцами советская территория?
  10.  Две белорусские деревни, ставшие символом преступлений фашистов против человечества. В одной в 1943 г. фашисты заживо сожгли 149 местных жителей, в том числе 75 детей. В другой деревне, в том же 1943 г. фашисты расстреляли 1500 человек.
  11.  Фашистский план закабаления и уничтожения народов Восточной Европы, разработанный в 1940 г.
  12.  Дом музей П.И.Чайковского в Клину, усадьба Л.Н.Толстого, усадьба А.С.Пушкина в Михайловском, Успенский собор Киево-Печерской лавры, Ново-Иерусалимский монастырь, Пулковская обсерватория, Днепрогэс. Что объединяет эти и тысячи других объектов культуры, науки, промышленности, оказавшихся в зоне немецкой оккупации?
  13.  (“Кот в мешке”). Это изобретение впервые применяли финны во время советско-финской войны, и представляет собой бутылку с горючей смесью. Это грозное оружие советских солдат и партизан наносило большой урон врагу. Как называли эту бутылку с горючей смесью фашистские захватчики?
  14.  Для каких целей была создана зондеркоманда СС во главе с бароном фон Кюнстербергом?
  15.  В 1979 г. в СССР была приговорена к расстрелу, единственная за всю послевоенную историю женщина. В годы войны она работала у немцев палачом на территории Лохотского района, Брянской области. Бывшая советская военнопленная стала не только сотрудничать с фашистами, но и прислуживать им. Лично расстреляла 168 человек.

12. Вопросы к разделу “Сопротивление”

(что вам известно о подпольном и партизанском движении, как на территории СССР, так и за его пределами)

  1.  Знаменитая советская партизанка, известная под псевдонимом “Таня”. Вела борьбу с оккупантами в Подмосковье. Была казнена фашистами в деревне Петрищево. Герой Советского Союза (посмертно).
  2.  Советский солдат, бежавший из концлагеря к итальянским партизанам. За мужество и доблесть был награжден итальянской золотой медалью “Национальный герой Италии”.
  3.  На каких территориях СССР, оккупированных немцами, больше всего функционировало партизанских отрядов?
  4.  Знаменитый советский разведчик, работал в годы войны на Украине, собственноручно застрелил главного судью Украины, имперского советника и доставил в партизанский отряд немецкого генерала, который командовал карательными войсками.
  5.  Какую операцию провели советские партизаны в сентябре-октябре 1943 г. по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированных территориях Белоруссии, Карелии, Латвии, Литвы, Эстонии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей?
  6.  (“Кот в мешке”). В своих воспоминаниях маршал А.И.Еременко писал: “Новое оружие мы испытали под Рудней…25 июля во второй половине дня непривычный рёв реактивных мин потряс воздух, как краснохвостые кометы, метались мины вверх. Частые и мощные разрывы поразили грохотом и ослепительным блеском”. О каких орудиях идет речь и где они впервые были использованы?
  7.  Назовите наиболее известных руководителей партизанского движения.
  8.  Русская поэтесса, монахиня, проживала во Франции. В годы войны являлась активным членом французского сопротивления. Помогла многим евреям спастись от фашистского террора. Была казнена фашистами в концлагере Равенсбрюк в 1945 г.
  9.  Советский солдат, бывший военнопленный, командир большого партизанского отряда в Польше. Был награжден высшим польским орденом и стал офицером Польской Народной армии. Погиб в бою с фашистами. Долго никто не знал его настоящего имени. Его поляки звали просто “Сашка”.
  10.  Какую крупную операцию провели советские партизаны в августе-сентябре 1943 г. по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированных территориях Ленинградской, калининской, Смоленской и Орловской областей, Белоруссии и части Украины?
  11.  Назовите фамилии наиболее известных пионеров-героев, активных борцов с оккупационным фашистским режимом.
  12.  Назовите руководителей подпольной комсомольской организации “Молодая гвардия”, которая действовала в г. Краснодон, Луганской области.
  13.  Знаменитая советская партизанка, вела антифашистскую борьбу на территории Пеновского района, Калининской области. Участвовала в формировании партизанского отряда, хорошо стреляла, была разведчицей и бойцом-агитатором. Была схвачена фашистами и казнена. Герой Советского Союза (посмертно).
  14.  Кто руководил и координировал партизанское движение на оккупированной немцами территории.

13. Вопросы к разделу “Союзники и противники”.

  1.  (“Кот в мешке”). Какая национальная диаспора за рубежом оказала наиболее активную помощь СССР во время Великой Отечественной войны?
  2.  Кто являлся союзником СССР по антигитлеровской коалиции?
  3.  Войска, каких союзников Германии участвовали в агрессии против СССР, а какие союзники немцев так и не послали свои войска на советско-германский фронт?
  4.  Как назывался документ о поддержке СССР, подписанный в августе 1941 г. Между США и Великобританией?
  5.  Какая из союзниц Германии в Европе первая прервала с ней всякие отношения и первая объявила ей войну?
  6.  Какой документ был подписан в Нью-Йорке 1 января 1942 г. представителями 26 государств, в том числе и СССР, который был направлен против Германии, Японии и Италии?
  7.  Какое европейское государство, союзница Германии, оказала наиболее упорное сопротивление советским войскам. Она оказалась последней из союзниц Германии, которая прервала с ней всякие отношения и объявила ей войну?
  8.  Какие национальные воинские части, были сформированы на территории СССР, для борьбы с фашистской Германией?
  9.  Какие воинские национальные формирования были созданы при участии Германии для борьбы с советской армией?
  10.  Какая организация была распущена в 1943 г. руководством СССР в целях укрепления военного союза с США и Великобританией, в связи с изменившимися внешнеполитическими условиями?
  11.  Каким образом США и Великобритания доставляли в СССР вооружение, боеприпасы, продовольствие, медикаменты?
  12.  Что такое “ленд – линз”?
  13.  Кого немецкие оккупанты называли “хиви”?
  14.  Кто из бывших руководителей белогвардейского движения, находясь в эмиграции, открыто поддерживал СССР в борьбе с германской агрессией и всячески желал ей только победы, а кто не только поддержал фашистов, но даже возглавлял созданное фашистами воинское формирование?

14. Вопросы к разделу “Под запретом”

(что вам известно о данных событиях и фактах, которые длительное время находились в СССР под запретом).

  1.  Какая трагедия произошла 11 сентября 1941 г. в Медведевском лесу в 10 км, от г. Орла.
  2.  Какие народы СССР в годы войны подверглись репрессиям. Что им вменялось в вину.
  3.  Какой крупный процесс проходил в Москве 22 июня 1941 г. ровно через месяц после начала войны.
  4.  Почему Сталин приказал остановить наступление на Варшаву в августе 1944 года, в то время как в городе вспыхнуло мощное антифашистское восстание.
  5.  В каком городе в 1941 г. вспыхнули беспорядки в результате возникшей паники, по поводу приближения немецких войск к Москве.
  6.  О чем шла речь в приказах наркома обороны СССР № 270 от 16 августа 1941 г. и № 227 от 28 июля 1942 г.
  7.  Что вменялось в вину советским военачальникам В.Я.Качалову, Н.К.Кириллову, П.Г.Понеделину, упомянутых в приказе наркома обороны СССР № 270 от 16 августа 1941 г.
  8.  Личный враг Гитлера, его имя длительное время было под запретом в СССР. Командир легендарной подводной лодки “С – 13”, которая нанесла немецкому флоту большой урон.
  9.  Что такое заградительные отряды. Какую функцию они выполняли в советской армии?
  10.  Какая судьба ожидала бывших советских военнопленных, после их возвращения на родину?
  11.  Что такое штрафные батальоны? Как они формировались?
  12.  Какая центральная газета подверглась гонениям только за то, что посмела за месяц до начала войны поместить на своих страницах антигерманскую статью.
  13.  18 октября 1941 г., когда немцы стояли у стен Москвы, в г. Куйбышеве была расстреляна группа политических заключенных из 20 человек. Среди казнённых оказались и многие видные советские военачальники? Назовите их.
  14.  (“Кот в мешке”). Какие медали были учреждены в годы Великой Отечественной войны?


1. Варианты ответов к разделу «Подвиги».

  1.  Все они пожертвовали своей жизнью, закрыв своими телами амбразуры пулеметных дотов. Тем самым они спасали жизни своим товарищам.
  2.  Все они в годы войны совершили тараны на вражеские танковые колонны и самолеты. Большинство летчиков во время таранов пожертвовали своей жизнью и нанесли противнику существенный урон.
  3.  г. Куйбышев.
  4.  Речь идей о бойцах дивизии генерала И.В.Панфилова. У разъезда Дубосеково насмерть стояла группа их 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова во главе с политруком В.Г.Клочковым. Они уничтожили 18 танков и десятки солдат противника.
  5.  В годы войны эти люди брали на воспитание детей-сирот, проявляя о них внимание и заботу. Александра Деревская вырастила 42 ребят-сирот разных национальностей. Ташкентский кузнец Шаахид Шамахмудов и его жена Бахрихон взяли на воспитание 16 детей разных национальностей. Председатель колхоза имени Ф.Энгельса Самаркандской области Фатима Касимова усыновила 14 детей разных национальностей.
  6.  Подвиг сержанта Я.Ф.Павлова связан со Сталинградской битвой, с легендарной обороной «Дома Павлова». В группу гвардейцев, защищавших 4-х этажный дом входили воины разных национальностей: русские Я.Ф.Павлов и И.Ф. Афанасьев, украинцы В.С.Глущенко и А, А, Собгайда, грузин Н.Г.Мосияшвили, таджик Т.Турдыев, казах Т. Мурзаев, татарин Ф.З.Рамазанов и др. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожила столько фашистов, сколько они не теряли при взятии многих крупных городов, например, Парижа. «Дом Павлова» в течение 58 дней отражал атаки немцев, которые так и не смогли его взять. Тогда как многие государства Европы, немцы захватывали за гораздо меньший срок.
  7.  Это подвиги советских пограничников. Несмотря на превосходящие силы противника, они сражались до последнего патрона, до последней гранаты, показывали яркий пример героизма и стойкости. Например, застава лейтенанта А.В.Лопатина, 11 дней сражалась в окружении врага. В течение 7 дней оборонялись защитники г. Лиепая, под командованием генерал – майора Н.Г.Микушева, полковника Е.В.Сысоева и майора Я.Д.Малого. На Буге застава лейтенанта Е.М.Монина целые сутки вела бой против батальона гитлеровцев. Пограничники 5-й заставы у р. Прут, А.К.Константинов, В.Ф.Михальков, И.Д.Бузыцков проникли в тыл противника, перебили охрану и взорвали мост. Когда 22 июня немцы захватили г. Перемышль, то они не продержались в нем и суток. Уже 23 июня город был освобожден силами 99-й стрелковой дивизии во главе с полковником Н.И.Дементьевым и сводного отряда пограничников. Они удерживали Перемышль до 28 июня. Целый месяц после немецкого вторжения длилась героическая оборона Брестской крепости. Обороной крепости руководили – капитан И.Н.Зубачёв, майор П.М.Гаврилов, полковой комиссар Е.М.Фомин.
  8.  В голодном блокадном Ленинграде, благодаря ученым была полностью сохранена ценнейшая коллекция образцов пшеницы, ячменя, кукурузы, картофеля и других сельскохозяйственных культур, собранная выдающимся биологом Н.И.Вавиловым и его сотрудниками.
  9.  Миллионы советских людей в годы войны вносили свои сбережения, ценные вещи в фонд обороны. Символом этого безвозмездного патриотического движения в стране стало имя Ф.И.Головатого. Член правления колхоза «Стахановец» Новопокровского района, Саратовской области Ф.И.Головатый внес в декабре 1942 г. и в мае 1944 г. по 100 тысяч рублей на постройку двух истребителей.
  10.  Эти герои войны вызывали огонь на себя, совершая подвиги самопожертвования. Они бросались под танки или взрывали себя вместе с фашистами. На это они шли, когда заканчивались боеприпасы, а врага нужно было остановить.
  11.  Пленный советский летчик Михаил Девятаев работал под конвоем на фашистском военном аэродроме. Девятаев сговорился о побеге с другими пленными. Десять военнопленных убили конвоира и пробрались к фашистскому боевому самолету. Ударом болта Девятаев разбил стекло и изнутри открыл кабину. Неожиданно для фашистов самолет вдруг поднялся в воздух. Так герои не только вырвались из фашистского плена, но и захватили у врага боевую машину, бомбардировщик «Хейнкель – 111».
  12.  Матвей Кузьмин повторил героический подвиг, легендарного героя России времен Смутного времени Ивана Сусанина. Так же, как и Сусанин, он завел вражеский отряд в непроходимую лесную глушь и болота. За этот подвиг Кузьмину присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно). Матвей Кузьмин стал самым старшим по возрасту Героем Советского Союза.
  13.  Младший сержант гвардии Ю.В.Смирнов вызвался добровольцем участвовать в танковом прорыве советских войск на автомагистрали «Москва – Минск» в качестве стрелка-автоматчика, занимавшего позицию за башней танка. Во время атаки он был ранен, взят в плен и подвергнут пыткам. Перед отступлением фашисты распяли еще живого Юрия на стене блиндажа. Был захоронен у деревни Шалашино. Посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
  14.  С подвигами медицинских работников на фронтах войны и на полях сражений. Тысячи медицинских работников – медсестер, врачей, санитаров, ценой своей жизни спасали жизнь раненым воинам. Наталья Качуевская являлась санинструктором 105-го гвардейского стрелкового полка 34-й стрелковой дивизии. 20 ноября 1942 г. она ценой жизни спасла 20 тяжелораненых бойцов в районе Халхуты (Калмыкия). Ее именем названы улицы в Москве, Волгограде, Астрахани. Открытая в 1972 г. малая планета № 2015 носит ее имя.

                                    2. Варианты ответов к разделу «Даты».

  1.  Фашистская Германия вероломно напала на СССР. Начало Великой Отечественной войны.
  2.  Была окончательно снята блокада с г. Ленинграда.
  3.  Советские войска вышли к государственной границе СССР на реке Прут.
  4.  Германия признала свое поражение в войне. В этот день представителями немецкого командования в предместье Берлина Карлхосте был подписан акт о безоговорочной капитуляции немецких вооруженных сил.
  5.  Речь идет о суворовских и нахимовских военных училищах, созданных  согласно указу от 21 августа 1943 г.
  6.  В Москве был дан первый праздничный салют в честь победы Красной Армии над фашистским врагом. Первый салют был дан в честь освобождения от захватчиков г. Орла и г. Белгорода.
  7.  Началось контрнаступление советских войск под Москвой.
  8.  По улицам Москвы провели 57 тысяч немецких военнопленных.
  9.  Капитуляция немецко-фашистских войск под Сталинградом. Завершение Сталинградской битвы.
  10.  Курская битва.
  11.  В Праге было подавлено сопротивление немецко-фашистских войск. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  12.  В Берлине над рейхстагом был поднят советский флаг («Знамя Победы»).
  13.  В Москве состоялся Парад победы.
  14.  Открытие второго фронта на севере Франции в районе Нормандии.

3. Варианты ответов к разделу «Военные операции».

  1.  «Багратион».
  2.  «Скачок».
  3.  «Брауншвейг».
  4.  Накануне Сталинградского контрнаступления Сталин издал приказ о порядке выдачи водки войскам действующей армии, согласно которому ежедневная выдача водки личному составу прекращалась. Ее было приказано выдавать лишь бойцам на передовой, отличившимся в боевых действиях. Для них норма даже возросла – со 100 до 200 граммов. Остальным боевые 100 грамм полагались только по праздникам. Таковых Сталин установил девять. Это 7 ноября, 5 декабря (День Конституции), Новый год, 23 февраля, 1 мая, 19 июля (День физкультурника), 16 августа (День авиации), 6 сентября (Международный день юношества), а также день полкового праздника.
  5.  План «Барбаросса».
  6.  «Румянцев».
  7.  «Кутузов».
  8.  «Цитадель».
  9.  «Уран».
  10.  «Тайфун».
  11.  «Звезда».
  12.  «Искра».
  13.  «Кольцо».
  14.  Берлинская и Пражская военные операции.

                               4. Варианты ответов к разделу «Термины».

  1.  Вывоз населением материальных ценностей, находящихся под угрозой.
  2.  Лица, сотрудничавшие с фашистскими оккупантами в годы второй мировой войны.
  3.  Массовое уничтожение гитлеровцами  евреев. Геноцид еврейского народа.
  4.  Незаконное применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости других государств.
  5.  Возмещение одним государством причиненного им ущерба другому государству в денежной или иной форме.
  6.  Возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся за ее пределами вследствие войны, а также эмигрантов.
  7.  Уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным и иным мотивам.
  8.  Вооруженная борьба, которая ведется на территории, занятой противником.
  9.  Комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов или какой-либо ее части, включая призыв военнообязанных запаса в армию в связи с началом войны.
  10.  Район города, в котором нацисты во время торой мировой войны, насильственно заселяли дискриминированные национальные меньшинства, в основном евреев.
  11.  Пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией, подписан 23 августа 1939 г. в Москве. Вошел в историю по имени подписавших его министров иностранных дел. Пакт сопровождался секретными протоколами, по которым СССР и Германия объявляли о «разделе сфер интересов» в Восточной и Центральной Европе.
  12.  Государственный комитет обороны, чрезвычайный высший государственный орган СССР в период Великой Отечественной войны. Действовал с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г. Председателем являлся И.В.Сталин, заместителем был В.М.Молотов.
  13.  «Ночными ведьмами» фашисты называли советских летчиц, которые совершали знаменитые ночные рейды, на позиции врага нанося им существенный урон, как в живой силе, так и в технике. Кроме

того, советские летчицы в ночное время доставляли боеприпасы, медикаменты, продовольствие, мешки с почтой, партизанам и солдатам, десантированным в тыл противника.

  1.  Прекращение вооруженной борьбы и сдача вооруженных сил одного из воюющих государств. Безоговорочная капитуляция обычно подписывается при полном разгроме вооруженных сил.

                               5. Варианты ответов к разделу « Цифры».

  1.  Столько людей было удостоено звания Героя Советского Союза.
  2.  1 млн. 995 тыс.кв.км. советской территории были оккупированы немецкими захватчиками. На оккупированной территории проживало до 80 млн. человек.
  3.  Столько немецких дивизий было сосредоточено на границе СССР к моменту нападения на СССР.
  4.  Столько продолжалась блокада Ленинграда.
  5.  Это количество немецких солдат, оказавшихся в окружении советских войск под Сталинградом.
  6.  Общая цифра советских людей, привлеченных к службе в Вооруженных силах СССР в 1941 – 1945 гг.
  7.  Столько продолжалась оборона г. Севастополя.
  8.  Общие людские потери СССР в годы Великой Отечественной войны.
  9.  Количество людей, эвакуированных с Европейской части СССР в первый год войны.
  10.  Это взнос советских людей в фонд обороны, только за два с половиной года войны.
  11.  С 1942 г. по 1945 г. в СССР были учреждены следующие ордена: орден Отечественной войны (1-й и 2-й степени), орден «Победы», ордена Суворова, Кутузова, Хмельницкого (1-я, 2-я,3-я степени), Ушакова, Нахимова (1-я и 2-я степени), Александра Невского, орден Славы (1-я, 2-я, 3-я степени).
  12.  Продолжительность Великой Отечественной войны.
  13.  Это сумма стоимости прямого материального ущерба, причиненного СССР фашистскими захватчиками.
  14.  Столько продолжалась Сталинградская битва.

6. Варианты ответов к разделу « Цитаты и высказывания».

  1.  Председатель СНК СССР В.М.Молотов.
  2.  В июне 1943 г., в СССР были введены следующие нововведения в области школьного образования: в четвертом и седьмом классах школы вводились выпускные испытания, а в десятом – экзамены на аттестат зрелости. Учащиеся, окончившие среднюю школу с высокими оценками при примерном поведении, стали награждаться золотыми и серебряными медалями.
  3.  Политрук В.Г.Клочков.
  4.  Профессор Д.М.Карбышев.
  5.  Митрополит Сергий (И.Н.Старогородский).
  6.  Они принадлежат героическим защитникам Брестской крепости.
  7.  Старшина 284-стрелковой дивизии, снайпер Василий Зайцев.
  8.  Уинстон Черчилль.
  9.  Разведчик Н.И.Кузнецов.
  10.  Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И.В.Сталин.
  11.  Адольф Гитлер.
  12.  Маршал СССР Георгий Константинович Жуков.
  13.  Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И.В.Сталин («Речь Победы»).
  14.  Могила неизвестного солдата, находится в Москве в Александровском саду у Кремлевской стены.

7. Варианты ответов к разделу «География Великой Отечественной войны».

  1.  Район г. Новороссийска.
  2.  Польша, Румыния, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Австрия, Северная Норвегия, Восточная Германия.
  3.  Германия, недалеко от Берлина.
  4.  район Белгородской, Курской и Орловской областей.
  5.  Тегеран, Ялта, Потсдам.
  6.  Крымский полуостров, район г. Керчи.
  7.  Украина, правый берег реки Днепр.
  8.  территория г. Волгограда.
  9.  25 апреля 1945 г. на реке Эльбе, в районе г. Торгау (Германия).
  10.  Москва, Ленинград  (С.-Петербург), Киев,  Минск, Одесса, Керчь, Тула, Севастополь, Волгоград, Мурманск, Смоленск, Брест (крепость-герой).
  11.  район Таманского полуострова.
  12.  Ладожское озеро.
  13.  Столица Чехословакии г. Прага.
  14.  Карельский перешеек, территория юго-западной части Карелии.

           8. Варианты ответов к разделу «Все для фронта! Все для победы!».

  1.  Тамбовские колхозники, собравшие в декабре 1942 г. 40 млн. рублей на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник», положили начало патриотическому движению за сбор средств в фонд Советской Армии и Военно-Морского флота.
  2.  Все они являлись инициаторами за проведение Всесоюзных социалистических соревнования. 7 мая 1942 г., металлурги Кузнецка обратились через газету «Правда» ко всем металлургам Советского Союза начать Всесоюзное соревнование за высокие показатели в области металлургии. Колхозники сельхозартели «Путь крестьянина» Чистоозерного района, Новосибирской области выступили с призывом начать Всесоюзное соревнование за высокие урожаи. Бригадир тракторной бригады Рыбновской МТС Рязанской области, Дарья Гармаш со страницы «Комсомольской правды» призывала начать Всесоюзное соревнование женских тракторных бригад за высокий урожай 1943 г.
  3.  Указ президиума ВС СССР о «режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» от 26 июня 1941 г. предусматривал увеличение рабочего времени до 11 часов, отмену очередных и дополнительных отпусков, привлечение к обязательным сверхурочным работам лиц, не достигших 16-ти лет. Право переводить рабочую силу предоставлялось местным органам власти. Указ Президиума ВС СССР об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» от 26 декабря 1941 г. предусматривал жесткие санкции за нарушения дисциплины, а именно за самовольный уход с предприятия. Согласно этому указу, самовольный уход приравнивался к дезертирству.
  4.  Призыв завершался словами – «Все для фронта! Все для победы!». Это был самый распространенный лозунг тружеников тыла.
  5.  Такой своеобразный рекорд установил завод им. Ф.Энгельса из г. Запорожья. После эвакуации, уже через 20 дней после прибытия оборудования на новое место, это предприятие стало выпускать оборонную продукцию.
  6.  На эвакуированном в тыл Кировском заводе, из-за несвоевременной сборки радиаторов срывалась программа выпуска танков. Рабочий Владимир Поздняк 60 часов не выходил из цеха, пока не сделал приспособление, которое обеспечило нормальную сборку радиаторов, а, следовательно, и выпуск танков.
  7.  По почину горьковских рабочих, на многих предприятиях возникло движение за выполнение 200%, 300%, 500% нормы выпуска военной продукции (движение двухсотников, трехсотников и пятисотников). Это движение шло под лозунгом «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт».
  8.  Это был Гимн Союза Советских Социалистических Республик. Музыка композитора А.В.Александрова, текст С.В.Михалкова и Г.А.Эль-Регистана. До этого в 1917 – 1943 гг. гимном Советского государства являлся «Интернационал».
  9.  Бригада расточников комсомольца Михаила Попова (Уралмашзавод), сократила время на расточку одного узла танка с 38 часов до 5 часов 30 минут, а потом до 1 часа 30 минут. После  этого, 21 сентября 1941 г. комсомольско-молодёжной бригаде М.Попова первой в стране было присвоено звание «фронтовой».
  10.  Фронтовая бригада слесарей Николая Хабарина на Уралмаше выдвинула лозунг «В труде, как в бою!». Этот лозунг передовых рабочих сразу получил широкое распространение в стране.
  11.  Бригадир 1-го Государственного подшипникового завода Е.Г.Барышникова, выступила в 1943 г. инициатором движения «меньшим числом рабочих – больше продукции». Её бригада, оставшись в половинном составе, почти в четыре раза перевыполняла план. Инициаторами за максимальный съём стали с квадратного метра печи, выступили в конце 1941 г. сталевары Верх – Исетского и Кувшинского металлургических заводов Н.Х.Базетов и А.Я.Сороковой. По почину бетонщика В.Ф.Шалаева, началось движение за овладение несколькими профессиями. Токарь завода шлифовальных станков Танкограда П.Б. Быков уже в первую военную зиму стабильно выполнял 5 с половиной норм.
  12.  Тем, что первым выполнил сменную норму на тысячу и более процентов и стал первым «тысячником».
  13.  В октябре 1941 г. на базе Челябинского тракторного завода были развернуты эвакуированные танковые и моторные производства Кировского завода из Ленинграда и Харьковского тракторного завода. Новое объединенное предприятие стало называться Уральским Кировским заводом, а в народе его называли Танкоградом.
  14.  17 августа 1941 г. в СССР был проведен всесоюзный воскресник, в котором участвовало более 9 млн. человек. Все заработанные во время воскресника деньги были переданы в фонд обороны. Обычно до этого в СССР, как правило, проводились в основном «субботники».

                 9. Варианты ответов к разделу «Культура, наука, церковь».

  1.  Песня «Священная война» (музыка композитора А.В.Александрова и поэта В.И.Лебедева-Кумача).
  2.  Симфония «1812 год».
  3.  Было вновь восстановлено патриаршество. Также были положительно разрешены важные вопросы жизни церкви, например, были открыты ряд храмов, духовных учебных заведений, возобновлено издание церковного журнала, вновь начал работать свечной завод, 12 представителей высшего православного духовенства были удостоены высших советских наград за вклад в победу над врагом.
  4.  Это памятник «Родина – мать», расположенный в г. Волгограде и памятник советскому воину-освободителю, расположенный в Берлине в Трептов-парке. Автором этих памятников является скульптор Е.В.Вучетич.
  5.  “Родина-мать зовет!» И.М.Тоидзе, «Письмо с фронта» А.И.Лактионова, «Мать партизана» С.В.Герасимова, «Фашист пролетел» А.А.Пластова, «Оборона Севастополя» А.А.Дейнеки, «Защитники Брестской крепости» П.Кривоногова.
  6.  В июле 1941 г. в Москве была сформирована первая фронтовая бригада, в которую вошли актеры столичных театров, Мосэстрады, Всесоюзного радио.
  7.  Документальные фильмы – «Сталинград», «Разгром немецких войск под Москвой», «Народные мстители». Художественные фильмы – «Два бойца» Л.Д.Лукова, «Жди меня» А.Б.Стагпеда, «Секретарь райкома» А.И.Пырьева, «Она защищает Родину» Ф.М.Эрмлера.
  8.  Танковая дивизия имени Дмитрия Донского, авиационная эскадрилья имени Александра Невского.
  9.  «Землянка», «Огонёк» К.Я.Листова, «Любимый город», «Тёмная ночь» Н.В.Богословского, «Вечер на рейде», «Соловьи» В.П.Соловьева-Седого, «В лесу прифронтовом» М.И.Блантера.
  10.  А.С.Яковлев, В.Ф.Болховитинов, Мигунов, С.А.Лавочкин, С.В.Ильюшин, А.Н.Туполев, В.М.Петляков, Н.Н.Поликарпов – изобретатели реактивных, поршневых,

сверхзвуковых самолётов, бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей.

Ж.Я.Котин, Н.Ф.Шамшурин, А.А.Морозов, Н.А.Кучеренко, Н.Л.Духов, С.И.Махонин, Л.С.Ермолаев, Л.И.Гормицкий создали первоклассные танки и самоходные орудия. А.Ш.Люлька создал реактивный авиадвигатель. И.В.Курчатов и А.П.Александров разработали средства по противоминной защите кораблей.

В.А.Дегтярев, Ф.В.Токарев, П.Н.Горюнов, А.И.Судаев, Г.С.Шпагин, М.Т.Калашников создали замечательные образы автоматического оружия. В.Г.Грабин, Ф.Ф.Петров, Г.Д.Дорохин, И.И.Иванов разработали новые совершенные образцы артиллерийских систем.

  1.  «Василий Теркин» А.В.Твардовского, «Они сражались за Родину» М.А.Шолохова, «Зоя» М.И.Алигер, «Радуга» В.Л.Василевской, «Народ бессмертен» В.С.Грассиана, «Ленинградцы – дети мои!» Д. Джабаева, “Волоколамское шоссе» А.А.Бека, «Ленинградские рассказы» Н.С.Тихонова, «Дни и ночи», «Жди меня» К.М.Симонова, «Двадцать восемь», «Лиза Чайкина» М.А.Светлова, «Фронт» А.Е.Корнейчука, «Взятие Великошумска», «Нашествие» Л.М.Леонова, «Непокоренные» Б.Л.Горбатова, «Русский характер» А.Н.Толстого.
  2.  Икона Казанской Божией Матери.
  3.  Академик Евгений Оскарович Патон.
  4.  Предложенный Н.Н.Бурденко метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил с 65 до 25% снизить смертность среди раненых в годы Великой Отечественной войны.

                                        10.Варианты ответов к разделу «Имена».

  1.  Василий Иванович Чуйков.
  2.  Джалиль (Джалилов) Муса Мустафаевич.
  3.  Людмила Павличенко.
  4.  Георгий Константинович Жуков.
  5.  Рихард Зорге.
  6.  Дмитрий Иванович Шостакович.
  7.  Андрей Иванович Власов.
  8.  Таня Савичева.
  9.  Иеромонах Серафим (Вырицкий).
  10.  Меч.
  11.  Михоэлс (Вовси) Соломон Михайлович.
  12.  Юрий Борисович Левитан.
  13.  Алексей Петрович Маресьев.
  14.  Иван Евграфович Фёдоров.

                   11.Варианты ответов к разделу «Преступления оккупантов»

  1.  Концлагерь «Саласпилс».
  2.  «Трудовой повинностью» фашисты называли насильственный угон мирных жителей в рабство.
  3.  Речь идёт о янтарной комнате.
  4.  Бабий яр.
  5.  Посёлок Багеровка.
  6.  Памятник «Тысячелетие России» скульптор Микешин М.О.
  7.  Яновский концлагерь на территории Львовской области.
  8.  Украина и Остланд (Прибалтика и Белоруссия).
  9.  Деревня Хатынь и деревня Борки.
  10.  План «Ост».
  11.  Все они подверглись варварскому разграблению и уничтожению со стороны немецко-фашистских агрессоров, которые причисляли себя к представителям высококультурной нации.
  12.  «Коктейль Молотова».

  1.  Она занималась разграблением и вывозом в Германию экспонатов музеев, картинных галерей, храмов, фондов библиотек, расположенных на оккупированных территориях.
  2.  А.М.Макарова («Тонька – пулеметчица»).

                        12.Варианты ответов к разделу «Сопротивление».

  1.  Зоя Анатольевна Космодемьянская.
  2.  Федор Полетаев (Поэтан).
  3.  Наибольший размах партизанское движение получило в Белоруссии, на Украине (особенно в Украинском Полесье, Ровенской области), в Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской областях. Именно здесь были расположены наиболее крупные партизанские края.
  4.  Николай Иванович Кузнецов.
  5.  Операция «Концерт».
  6.  Речь идет о реактивных минометах, знаменитых «катюшах», которые наводили на врага панический ужас.
  7.  С.А.Ковпак, А.Н.Сабиров, М.И.Наумов, А.Ф.Фёдоров, М.И.Шукаев, Я.И.Мельник, П.П.Вершигора, И.М.Паранущенко, М.Ф.Шмырев.
  8.  Елизавета Юрьевна Кузьмина – Караваева (Пиленко). В монашестве – мать Мария.
  9.  Василий Войченко.
  10.  Операция «Рельсовая война».
  11.  Леня Голиков, Зина Портнова, Володя Дубинин, Марат Казей, Валя Котик, Тоня Петрова.
  12.  Ульяна Громова, Иван Земнухов, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Иван Туркенич.
  13.  Елизавета Ивановна Чайкина.
  14.  Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) во главе с секретарем ЦК КП (б) Белоруссии П.К.Понамаренко.

                      13. Варианты ответов к разделу «Союзники и противники».

  1.  Еврейская диаспора за рубежом оказала наиболее активную материальную и политическую помощь СССР в его борьбе с фашистской Германией. Например,  в  помощь  СССР  было  собрано  несколько  миллионов  долларов  США. Представители  еврейской  диаспоры  способствовали  тому, что  руководство  США  и  Великобритании  поддержали  СССР  во  время  войны.
  2.  Союзниками СССР по антигитлеровской коалиции к концу войны было более 50 государств. Наиболее главными из них были США, Великобритания, Китай, Франция, Монголия.
  3.  В войне против СССР участвовали войска Венгрии, Испании, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, а также военные формирования ряда оккупированных стран, например Австрии, Бельгии, Франции. Болгария отказалась посылать свои войска на советско-германский фронт.
  4.  «Атлантическая хартия».
  5.  Италия.
  6.  «Декларация Объединенных наций».
  7.  Венгрия.
  8.  На территории СССР были созданы и приняли участие в боевых действиях 1-й Чехословацкий армейский корпус, 1-я и 2-я армия Войска Польского, две румынские дивизии, югославские пехотинцы, танковые бригады и два авиационных полка, французский авиационный полк «Нормандия – Неман». Всего в национальных воинских частях служило около 550 тысяч человек.
  9.  Эстонская и две латвийские дивизии СС, украинская дивизия СС «Галичина», Русская освободительная народная армия (РОНА), Русская национальная народная армия (РНКА), русская освободительная армия (РОА), крымско-татарский легион СС в составе 8 батальонов, казачий корпус, казачий походный стан, воинские формирования из военнопленных, представлявших народы Кавказа, Закавказья, Поволжья, Средней Азии (грузинские, армянские, азербайджанские, туркестанские и др.).
  10.  «Коминтерн» (Коммунистический интернационал).
  11.  Первый путь доставки грузов был морским и проходил из Великобритании в города Мурманск и Архангельск. Второй путь доставки грузов являлся сухопутным и проходил через территорию Ирака и Ирана к границам СССР. Третий путь доставки проходил через воздушное пространство Канады, Аляски, Дальнего Востока и Сибири.
  12.  Это система безвозмездной помощи СССР в годы войны со стороны США и Великобритании в виде поставок вооружения, боеприпасов, медикаментов, продовольствия.
  13.  Так немцы называли добровольных помощников оккупантов из числа местных жителей и военнопленных. Все они являлись прислужниками фашистов, выполняя роли бургомистров, старост, полицаев, охранников.
  14.  А.И.Деникин поддерживал СССР. П.Н.Краснов не только поддержал Германию, но и возглавил созданную при участии немцев армию.

                                 14.Варианты ответов к разделу «Под запретом».

  1.  При наступлении немецко-фашистских войск, сотрудники НКВД по прямому указанию из Москвы расстреляли 157 политических заключенных в Медведевском лесу в 10 км. От Орла. Все они являлись заключенными Орловской тюрьмы. Среди расстрелянных – Христиан Раковский, Мария Спиридонова, Валентин Арнольд, Петр Петровский, Ольга Каменева.
  2.  В годы войны руководство СССР санкционировало насильственную депортацию с родных мест немцев, финнов, калмыков, крымских татар, карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, курдов, турок-месхетинцев, хемишинов, поляков, проживавших в Крыму греков, армян, болгар, а также русских сектантов (членов истинной церкви) и множество западных украинцев. До войны депортации подверглись корейцы. Эти народы были обвинены в предательстве, в поддержке фашистов, в антисоветской деятельности. Их называли «народами-предателями».
  3.  22 июля 1941 г. в Москве состоялось закрытое заседание военной коллегии Верховного Суда СССР, на котором к расстрелу были приговорены Д.Г.Павлов (генерал армии, командующий Западным фронтом), В.Е.Климовских (Генерал-майор, начальник штаба Западного фронта), А.А.Коробков (генерал-майор, командующий 4-й армией), А.Т.Григорьев (генерал-майор, начальник штаба связи Западного фронта). Все они были обвинены в трусости, в развале управления войсками, в бездействии. Их называли главными виновниками неудач Красной Армии в июне - июле 1941 г. Виновниками неудач объявили ещё многих советских военачальников. Среди них – Дорофеев, Шейнкнин, Клич, Краль, Оборин, Тодоровский, Дыкман, Черных, Белявского, Сбиранник, Овчинников, Кособуцкий, Салихов, Галактионов, Елисеев,  Курочкин.
  4.  Потому что восстание было подготовлено Армией Крайовой – вооружёнными силами находившегося в Лондоне польского правительства в изгнании. Сталин не желал прихода к власти этого правительства, поэтому он не отдал приказа идти на помощь восставшим.
  5.  Беспорядки произошли в сентябре 1941 г., в г. Иванове.
  6.  Приказ №270 от 16 августа 1941 г., запрещал сдаваться в плен, а всем кто попал в окружение, предписывалось сражаться до конца. Приказ объявлял всех без разбора военнопленных предателями и изменниками. Семьи пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, родные же солдат лишались льгот.

Приказ №227 от 28 июля 1942 г. жестокими мерами пресекал проявление трусости и дезертирства. Он категорически запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования. В этом приказе впервые прозвучало требование: «Ни шагу назад!»

  1.  Командующего 28-й армией, генерал-лейтенанта В. Я. Качалова, командующего 12-й армией генерал-майора П. Г. Понеделина, командира 13-го стрелкового корпуса генерал-майора Н. К. Кириллова обвинили в измене Родины, трусости, только за то, что они оказались в немецком плену (Качалов погиб при выходе из окружения), хотя они сражались с врагами, даже тогда когда у них кончились патроны. Уже  после  завершения  ВОВ, генералы  В.Я. Качалов  и  П.Г. Понеделин  были репрессированы.  
  2.  Александр Иванович Маринеско.
  3.  В приказе №270 впервые упоминаются заградительные отряды. В частности там говорилось: « сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооружённых заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случаи паники и беспорядочного отхода частей дивизий расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной».
  4.  Всех советских военнопленных, которые возвращались на Родину, ждала незавидная судьба. После проверки, их, как правило, арестовали и отправляли в ссылку на север, Урал, Дальний Восток, в Сибирь и Северный Казахстан, где их содержали в лагерях как преступников. Всех их причисляли к изменникам Родины. СССР в то время отказался подписывать конвенцию о правах военнопленных.
  5.  Первые штрафные батальоны (штрафбаты) были сформированы в 1942 г. после обнародования приказа №270. Согласно приказу штрафбаты формировались в пределах фронта в пределах от 1 до3 в количестве 800 человек, куда направлялись средние и старшие командиры, политработники «провинившихся в нарушении дисциплины, по трусости или неустойчивости». Всех их посылали «на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной». Штрафные роты формировались в пределах армии от 5 до 10 в количестве 15- - 200 человек, куда направлялись рядовые бойцы и младшие командиры.
  6.  Среди расстрелянных были: Г.М.Штерн (генерал-полковник, начальник управления ПВО), П.В.Рычагов (генерал-лейтенант, заместитель наркома обороны), Я.В.Смушкевич (генерал-лейтенант, помощник начальника Генштаба по авиации), А.Д.Локтионов (генерал-полковник, командующий Прибалтийским особым военным округом),Ф.К.Арженухин (генерал-лейтенант, начальник Военно – воздушной академии), Г.К.Савченко (генерал-майор. Заместитель начальника Главного артиллерийского управления), И.И.Проскуров (генерал – лейтенант, начальник главного управления авиации дальнего действия).
  7.  «Комсомольская правда» 21 мая 1941 г. вышла со статьей «Учение Ленина – Сталина о войне», где давалось предупреждение о возможном нападении Германии на СССР, и был призыв к необходимой, тщательной подготовке к войне. За эту статью пострадала вся редакция газеты.
  8.  В годы Великой Отечественной войны были учреждены следующие медали: за оборону «Ленинграда», «Киева», «Кавказа», «Москвы», «Севастополя», «Сталинграда», «Одессы», «Советского Заполярья», за освобождение «Белграда», «Варшавы», «Праги», «Будапешта»., за взятие «Вены», «Кенигсберга», «Берлина», за победу над Германией, Японией, за Трудовое отличие, медали Ушакова, Нахимова, медаль Партизану Отечественной войны  (1-я и  2-я степени).

Подвиги

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Даты

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Военные

операции

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Термины

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Цифры

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Цитаты

Высказывания

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

География

В О В.

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

«Все для фронта, все для победы!»

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Культура, наука, церковь.

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Имена

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Преступления оккупантов

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Сопротивление

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Союзники и противники

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Под запретом

1            

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

PAGE  

PAGE  25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59199. Сценарій конкурсу: Чарівна україночка 41.5 KB
  Багатьма такими рисами наділені і наші сьогоднішні дівчата які будуть брати участь у конкурсі Чарівна україночка. Ведучий знайомисть з конкурсантками. Ведучий: Для всіх болільників глядачів я нагадую які конкурси чекають на наших красунь.
59200. Сценарій родинного свята: Мужай, прекрасна наша мово 54.5 KB
  Господар і Господиня батько й мати а попереду них з короваєм на вишитому рушнику учениця. Господар. Господар Господиня та дівчинка знову кланяються. Господар і Господиня залишаються біля центрального столу.
59201. Світе тихий, краю милий, моя Україно! 33 KB
  Сьогодні ми перегорнемо сторінки історії України переконаємось що український народ справедливо називають народом-трудівником народомпоетом народоммитцем. Боротьба за свою долю виховала в нашого народу найяскравішу найхарактернішу традиційну рису волелюбність...
59202. СВІТ КАЗКИ 131.5 KB
  Скажи мені Ромашко чого ми сюди потрапили Ромашка: Тому що тут зараз з’явиться справжня Казка. 1 Барвінок: Невже справжня Ромашка: Авжеж там де пухнастий сніг де Святий Миколай там завжди казка.
59203. Зростаємо в праці 40.5 KB
  Діти як багато гостей прийшло до нас. Подорож до села майстрів Діти підходять до першої хати стукають у двері. Діти. Добрий день Діти коли випікаю хлібці то обовязково співаю пісні.
59204. ЗУСТРІЧ ПТАХІВ 33 KB
  Ти чуєш ллється між дубів Весела пісенька Пашків Тепловій: Із далекої землі Повертаються додому Довгоногі журавлі. ІІ дівчинка: Не турбуйтесь ми вас всі вітаєм Довгоногі рідні журавлі. Хатина з вікна виглядає дівчинка до неї прилітає дівчинкаластівка.
59205. Козацькому роду нема переводу 38.5 KB
  Ану глянь які славні козаки. Хороші козаки з вас вийдуть. Зараз і козаки підійдуть. Заходять козаки співаючи Ой на горі та женці жнуть .
59206. Свято весни 16 KB
  Снилось мені ясне сонце що в хаті світило а то лиш так моя мама дивилася мило. Приснивсь мені легкий вітрик що пестив колосся а то мені моя мама гладила волосся. Снилась мені ягідочка як мед солоденька а то мене цілувала мама дорогенька.
59207. ЖИТТЯ УТВОРЕНО ВІД ЖИТА, БО ХЛІБ – УСЬОМУ ГОЛОВА 40 KB
  Вшанувати працю хліборобів виховувати повагу до праці та шанобливе ставлення до хліба. Сніп колосків вислови про хліб хлібний коровай на рушникові дари осені. Літо Осінь Урожай запрошені хлібороби передовики учгоспу директор головні спеціалісти жіночий гурт.