53731

Технология приготовления блинов, оладьев, блинчиков. Выпечка блинов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными. Блины различают и называют по тому виду муки или крупы, которые идут на их изготовление: ржаные, гречневые, гречнево-пшеничные, пшеничные, пшенные, манные. Таким образом, разнообразной может быть сама основа блинов. Но этого мало. Отличны по технологии, например, заварные блины. Кроме того, разнообразие в ассортимент блинов вносят и различные способы употребления их.

Русский

2014-03-02

855 KB

121 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

                                     Факультет технологии и предпринимательства

                     Кафедра методики обучения технологии и предпринимательству

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме:

 «Технология приготовления блинов, оладьев, блинчиков. Выпечка блинов».

                                                                                                                               Выполнила:

                                                                                                                 студентка 3 курса ДО

                                                                                                                                   группа 1.1

                                                                                                                           Васильева Е.В.

                                                                                                                                   

                                                                    Дата сдачи работы «_____»_____________2011г.

                                                                                                                                

                                                     Санкт-Петербург 2011

Тема урока: «Технология приготовления блинов, оладьев, блинчиков. Выпечка блинов».

Цель урока овладение приёмом и технологией выпечки блинчиков.

Задачи урока:

  •  формирование знаний о видах блинного теста, необходимых ингредиентах, оборудовании и инструментах для его приготовления, технологии приготовления блинного теста;
  •  развитие сенсорных навыков, пространственного мышления;
  •  воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, исполнительности, ответственности.

Дидактические средства:

  •  технологическая карта;
  •  визуальные средства демонстрации трудовых приёмов;
  •  схемы.

План урока.

Структура урока

Наименование метода

Причина выбора метода

Время, мин

Организационный момент

Монологовый, словесный, объяснение

Экономия времени, соответствие цели организационного момента

5

Повторение

Диалоговый, метод аналогий, наглядный метод

Способствуют большей систематизации ранее полученных знаний о продуктах питания, об инструментах, оборудовании и работы с ними, позволяют понять «пробелы» в знаниях у учащихся

15

Сообщение нового материала

Наглядный метод (технологическая карта, схемы и т.д.), словесный, проблемное изложение

Развитие чувственного мышления у учащихся, подготовка к отработке навыка

27

Практическая работа:

- вводный инструктаж;

- текущий инструктаж;

- заключительный инструктаж

Демонстрация трудовых приёмов, метод примера, монологовый, метод устного контроля и самоконтроля, самостоятельная работа учащихся, управление трудовым процессом учащихся

Помогает лучшей отработке трудовых приёмов, ходу всего практического занятия, избежать типичных ошибок, способствует развитию трудовой культуры и навыка самостоятельной работы, соответствует цели индивидуальной работы учащегося

35

7,5

25,5

2

Заключительная часть урока

Словесный, монологовый

Экономия времени, способствует лучшему подведению итогов занятия

8

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Проверяем присутствие учащихся, готовность к уроку.

Учитель: «Ребята, для выпечки блинов сегодня на уроке вы должны были принести муку, какао-порошок, бананы, яйца, мёд, молоко и орехи. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Все ли ингредиенты у нас есть?»

Сообщаем учащимся цель урока.

  1.  Повторение.

Повторяем технику безопасности при работе с кухонным оборудованием и инструментами.

Учитель: «Ребята, работа с кухонным оборудованием и инструментами может представлять опасность. Давайте вспомним основные правила безопасности на кухне».

Учащиеся называют их. Предоставляем им правильный ответ.

  •  надеть передник или   специальную одежду,  при приготовлении блюда

завернуть длинные рукава одежды;

  •  убрать волосы,  причесывать волосы на кухне недопустимо;
  •  приступая к работе на кухне, вымыть руки с мылом;
  •  соблюдать в чистоте рабочее место своей бригады,  следить за чистотой

посуды;

  •  следить за тем,  что бы пол в кабинете был всегда сухим;
  •  следить за тем, что бы посуду и емкости с продуктами не ставились на край

стола;

  •  горячую посуду переставлять с помощью прихваток или рукавиц;
  •  разделку продуктов делать на разделочных досках,  применяя правильные

приемы нарезки;

  •  после использования посуду сразу мыть и ставить на место;
  •  аккуратно обращаться с ножом и горячими жидкостями;
  •  до электроприборов дотрагиваться сухими руками.

Учитель контролирует количество названных ответов, дополняет сказанное учениками.

Повторяем способы определения качества основных ингредиентов, необходимых для выпечки блинов.

Учитель: «Ребята, какими способами можно определить качество муки, молока и яиц?»

Учащиеся отвечают на вопросы.

Мука должна быть сухая, без примесей и вкраплений, без постороннего запаха.

Молоко должно быть свежим, иметь естественный желтоватый цвет и жирный блеск.

Яйца: просмотреть яйцо на свет (если видны темные пятна, значит яйцо испорчено), опустить яйцо в воду (свежее яйцо сразу пойдет ко дну, лежалое будет плавать на поверхности или очень медленно опускаться на дно посуды).

Учитель демонстрирует проверку качества яиц учащимся.

  1.  Сообщение нового материала.

Что такое блин, какие виды блинов существуют.

Блины — одно из самых древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до IX века, в языческие времена. Слово «блин» — искаженное «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, т. е. мучное изделие. Это едва ли не самое экономное мучное блюдо, для которого требуется минимум муки при максимуме жидкости (воды, молока), поскольку для блинов употребляется весьма разжиженное тесто. Еще более увеличивают объем этого теста дрожжи. Встречающееся кое-где ныне использование соды для блинов заимствовано с Запада сравнительно недавно и не свойственно русской кухне. Русские блины отличаются совершенно особой консистенцией, они мягки, рыхлы, ноздреваты, пышны, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор. Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными.  Блины различают и называют по тому виду муки или крупы, которые идут на их изготовление: ржаные, гречневые, гречиево-пшеиичные, пшеничные, пшенные, манные. Таким образом, разнообразной может быть сама основа блинов. Но этого мало. Отличны по технологии, например, заварные блины. Кроме того, разнообразие в ассортимент блинов вносят и различные способы употребления их. Один из них широко известен — это обычай есть готовые блины с жирными или острыми добавками, либо макая их в масло или сметану, либо заворачивая в них соленую рыбу (селедку, кету, семгу, горбушу) или икру. Реже употребляется еще один способ — это введение в блины припеков в момент их выпечки. Классическими припеками служат лук, крутые яйца, творог, сушеные снетки. Припек делают так: насыпают на середину сковороды рубленый лук, крутые яйца и заливают их тестом; можно иначе — уже почти испеченный блин, не снимая со сковороды, намазывают сверху тонким слоем творога, стертым с сырым яйцом, и затем, обмазав его маслом, быстро переворачивают на другую сторону, прижимая к накаленной поверхности сковороды.
Одной из разновидностей блинов следует считать и так называемые блинчатые пироги, т. е. несколько блинов, наслоенных стопкой один на другой и переложенных между собой различной начинкой, чаще всего из мясного фарша, пережаренного с луком, с рублеными крутыми яйцами. Такие стопки блинов смазывают с боков смесью яиц, муки и молока, чтобы фарш не вываливался, и обжаривают слегка в духовке.

Способы приготовления теста для блинов.

2 способа:

  •   русские (дрожжевые) блины. Необходимо приготовить опару. Опара – это жидкое тесто, которое готовится из половины муки и жидкости, взятой в рецепте. Берём чуть больше половины (примерно три четверти) молока и нагреваем его до температуры 36-40 градусов. Если жидкость будет слишком горячей или слишком холодной, то дрожжи прекратят свою жизнедеятельность. Поэтому проверяем температуру молока и когда оно станет приятно теплым, но не горячим, добавим в него дрожжи. Тщательно размешиваем, растворяя дрожи в молоке.
    Если вы используете сухие дрожжи, то правила их использования посмотрите на пакетике, т.к. некоторые виды дрожжей нужно сначала оставить минут на 10 для набухания. Добавляем всю муку, соль и половину сахара, тщательно вымешиваем тесто, чтобы не было комков. По консистенции тесто для наших блинов должно быть, как густая сметана. Миску с опарой накрываем салфеткой и ставим в теплое место для подхода, примерно на 30-40 минут. Можно готовить блины.
  •   блины скороспелые. При приготовлении не используются дрожжи, отсюда  и название. Этот вид блинов мы будем готовить сегодня на уроке.

Чем отличаются оладьи от блинов, блинчики от блинов. Способы приготовления теста.

Толщина оладьев в готовом виде — не более 5—6 миллиметров. Консистенция должна быть нежной, лишь чуть-чуть плотнее блинов. Чтобы приготовить тесто для оладьев, необходимо развести дрожжи в небольшом количестве теплой воды, влить молоко, всыпать муку и вымесить. Поставить в теплое место для брожения. 
Затем положить яйца, соль, сахар и масло и дать тесту вторично подняться (тесто для оладий по консистенции должно быть гуще, чем для блинов, но его легко можно брать ложкой). Жарить оладьи на сковороде, разогретой с маслом (после поджаривания каждой порции оладий на сковороду подливать слой масла). 
Оладьи можно подавать с растопленным сливочным маслом, сметаной, творогом со сметаной, джемом, повидлом, медом, вареньем, сахаром. Их можно прослаивать и украшать смесями из взбитой сметаны (сливок) с фруктами и сиропами.

Блины от блинчиков отличаются способом подачи. 
Блины - изделия круглой формы толщиной 3 мм, диаметром 15 см, хорошо пропечены, политы маслом или сметаной. Могут подаваться самостоятельно или с припеками: икрой, рыбой, вареньем, медом и т. п.
Блинчики - это изделия круглой формы, обжарены с одной стороны, толщиной 3 мм, в диаметре 15-20 см, хорошо пропечены. На поджаренную сторону блинчика кладут фарш (мясной, творожный, яблочный, джем, повидло, варенье и т. п.), завертывают в виде и подают к столу или запекают.

Учитель: « Ребята, итак, сегодня на занятии, повторюсь, мы будем готовить блинчики скороспелые. Но они у нас будут необычные. Во-первых, мы сделаем их шоколадными. Во-вторых, мы не будем готовить специальную начинку, а будем использовать в качестве неё банан. Давайте познакомимся с рецептом приготовления наших шоколадно-ореховых блинчиков с бананом».

Технология приготовления шоколадно-ореховых блинчиков с бананом.

Ингредиенты: 1 стакан муки, 2 яйца, 1 стакан молока, 1 ст.л. какао-порошка, растительное масло, мёд, орехи, 2-3 банана.

Оборудование: электричсекая плита.

Инструменты: сито, венчик, лопатка, поварёшка, сковорода( блинница), тара для взбивания, кисточка для смазывания, тряпка, блюдо для подачи.

Наименование операций:

  •  просеиваем 1 стакан муки;
  •  2 яйца, 1 стакан холодного молока, полстакана растительного масла, 1 ст.л. какао-порошка смешиваем с просеянной мукой;
  •  взбиваем полученную смесь до однородной консистенции (консистенция сметаны);
  •  разогреваем сковороду или блинницу;
  •  выливаем поварёшкой тесто на сковороду, распределяем тесто по сковороде, добиваемся однородности будущего блинчика (толщина 1-2 мм), делаем газ меньше;
  •  лопаткой проверяем готовность блинчика, переворачиваем его на другую сторону;
  •  снимаем блинчик с огня, выкладываем, остужаем;
  •  готовим таким образом из всего теста блинчики (2-3 штуки);
  •  смазываем мёдом, посыпаем тёртым грецким орехом, кладём банан и сворачиваем каждый блинчик;
  •  разрезаем полученные рулетики на кусочки толщиной 1 см, выкладываем на тарелку.

Учитель:  «Ребята, прежде чем приступать к практической работе, давайте повторим изученное. Ответьте на 3 вопроса:

  1.  Чем отличаются друг от друга 2 технологии приготовления блинного теста (блины опарным способом и скороспелые)?
  2.  Какие внешние характеристики должны быть у качественной муки, молока,яиц?
  3.  Почему наше блюдо называется «шоколадно-ореховые блинчики», а не «шоколадно-ореховые блины»?»

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель контролирует объём и глубину полученных знаний.

4) Практическая работа

Вводный инструктаж.

Учитель выдаёт учащимся технологические карты.

Технологическая карта по приготовлению шоколадно-ореховых блинчиков с бананом в модуле «Кулинария» для 6 класса.

    

Материалы: 1 стакан муки, 2 яйца, 1 стакан молока, 1ст.л. какао-порошка, растительное масло, мёд, орехи, бананы.

Оборудование: электрическая плита.

Инструменты: сито, венчик, лопатка, поварёшка, сковорода (блинница), тара для взбивания, кисточка для смазывания, тряпка.

Наименование операции

Эскиз

ТУ

Оборудование, инструменты, приспособления

Самоконтроль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Подготовка рабочего места. Определение качества продуктов и наличие инвентаря.

Просеиваем 1 стакан муки.

2 яйца, 1 стакан холодного молока, полстакана растительного масла, 1 ст.л. какао-порошка смешиваем с просеянной мукой.

Взбиваем полученную смесь до однородной консистенции (консистенция сметаны).

Разогреваем сковороду или блинницу.

Выливаем поварёшкой тесто на сковороду, распределяем тесто по сковороде, добиваемся однородности будущего блина (толщина 1-2 мм), делаем газ меньше.

Лопаткой проверяем готовность блина, переворачиваем его на другую сторону.

Снимаем блин с огня, выкладываем, остужаем

Готовим таким образом из всего теста блины (2-3 блина)

Смазываем мёдом, посыпаем тёртым грецким орехом, кладём банан и сворачиваем каждый блин

Разрезаем полученные рулетики на кусочки толщиной 1 см, выкладываем на тарелку

Уборка стола, мытьё посуды, протирание стола и др. рабочих поверхностей.

Система показателей качества продукции.

Лёгкая консистенция просеянной муки, отсутствие включений.

Соблюдение количественного соотношения ингредиентов.

Соблюдение технологии взбивания, требований безопасности, требований к однородности блинного теста.

Соблюдение требований эксплуатации плиты, технологии разогрева сковороды.

Требования безопасности работы с раскалённой сковородой, чистая рабочая поверхность сковороды, соблюдение технологии приготовления блинов.

Требования к внешнему виду готовой продукции (шоколадный блин).

Соблюдение требований безопасности и охлаждения при комнатной температуре.

См. ТУ к пунктам 6-8.

Требования к безопасности (в том числе аллергическая реакция на начинку), технологии заворачивания блина.

Соблюдение требований к толщине готового объекта труда, к безопасной работе с ножом.

Безопасность моющих средств, технология обработки инструментов.

Органолептические рецепторы.

Сито.

Глубокая тарелка.

Глубокая тарелка, венчик или вилка для взбивания.

Электрическая плита, сковорода или блинница.

Поварёшка.

Лопатка.

Лопатка, тарелка

Поварёшка, лопатка.

Доска, кисточка для смазывания.

Доска, нож, тарелка.

Тряпка, моющие средства, губка.

Наличие всех материалов, оборудования и инвентаря. Подготовленное рабочее место.

Соответствие просеянной муки критериям ТУ.

Наличие всех ингредиентов в смеси для дальнейшего взбивания.

Однородное тесто с консистенцией сметаны.

Разогретая сковорода или блинница.

Равномерное распределённое тесто по сковороде, цельный блин.

Готовый блин должен быть насященного коричнего цвета с блеском.

Охлаждённые при комнатной температуре 3 блина.

Сложенные один на другой 3 блина.

Аккуратно свёрнутые в рулетики блины, мёд не выливается при надавливании.

Аккуратно разрезанные кусочки, соответствие эскизу объекта труда.

Чистая поверхность всех инструментов и оборудования.

Учитель: «Ребята, по этой карте мы будем готовить блинчики. Их приготовление зачастую связано с некоторыми типичными ошибками, а именно:

  •  непышное тесто (причина – плохо взбитое тесто и плохо просеянная мука);
  •  подгорание блина (причина – нечистая поверхность скороды или блинницы, непрогретая поверхность этого инвентаря);
  •  неровная форма блина (причина – переворачивание блина раньше срока его выпекания).

Это, безусловно, влияет на эстетичность внешнего вида нашего объекта труда».

Текущий инструктаж.

Учитель делит класс на бригады, демонстрирует учащимся приёмы работы, контролирует исполнение операций, соблюдение технологии.

Возможные варианты контроля выработки первоначального умения готовить блины:

«Постарайся, пожалуйста, тщательнее взбивать тесто, чтобы добиться большей однородности теста»;  «Газ нужно уменьшить, иначе ты не успеешь аккуратно влить тесто на сковороду»;  « Молодец, форма блина и толщина соответствуют критериям,  но пора его переворачивать»  и т.д.

Заключительный инструктаж.

Учитель подводит итоги практической работы, называет те ошибки, которые допустили учащиеся во время выполнения заданий. Учащиеся убирают свои рабочие места в соответствии с требовании, указанными в технологической карте.

  1.  Заключительная часть урока.

Учитель оценивает индивидуальную работу учащихся по следующим критериям.

Оценка

Критерии

Отлично «5»

Тесто взбито однородное, толщина блина соответствует норме, блин хорошо прожарен, готовые рулетики нарезаны аккуратно.

Хорошо «4»

Тесто взбито хорошо, но с некоторыми комками, толщина неоднородна, блин неоднородно прожарен, рулетики нарезаны аккуратно.

Удовлетворительно «3»

Тесто взбито с комками, толщина блина неоднородна, блин неоднородно прожарен, рулетики нарезаны разной толщины.

Неудовлетворительно «2»

Тесто взбито с комками, блин прожарен плохо, неоднородной формы, рваный, рулетики нарезаны разной толщины, мёд вытекает из них.

Неудовлетворительно «1»

Отсутствие ингредиента в блине, полное несоответствие  внешнему виду (эскизу) объекта труда.

Учитель: «Ребята, сегодня мы познакомились с технологией приготовления блинов, блинчиков и оладьев, попробовали приготовить блинчики с начинкой. Эти знания и умения вы можете применить при организации своего досуга, например, приготовить блины маме или папе, порадовать их. Не забывайте о таком замечательном празднике как масленица, где вы тоже можете довести уровень своих умений до операционного уровня».

Учитель произносит домашнее задание: принести хлопья «геркулес».

Возможные схемы для демонстрации учащимся.

1.

2.

3.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23218. Марксистська філософія:сучасне осмислення нових положень 33.5 KB
  Згідно із матеріалістичним розумінням історія розвитку людства класифікується як суспільнофрмаційний процес. Під суспільноекономічною формацією марксизм розуміє історичний етап розвитку людства який визначається взаємодією співвідношення економічного базиса з політичною надбудовою. марксизм визначає джерело розвитку суспільноекономічної формації і цим джерелом є класова боротьба. Маркс дає цілком працездатне визначення комунізму як мети соціального розвитку стверджуючи що комунізм це такий етап розвитку людства таке...
23219. Філософська антропологія як напрямок сучасної філософії 34 KB
  Філософська антропологія як напрямок сучасної філософії сутність антропологічного підходу зводиться до спроби визначити специфіку основи та сфери власне людського буття людської індивідуальності творчих можливостей людини виходячи із самої людини і через неї пояснити її власну природу та природу навколишнього світу. філософська антропологія в широкому значенні це філософське вчення про природу і сутність людини. історія суспільство та його установи це форми доповнення біологічної недостатності людини. в антисуспільній...
23220. Філософія екзистенціалізму – історія та проблеми 37 KB
  Філософія екзистенціалізму історія та проблеми. Хоч історичні корені екзистенціалізму сягають Давньої Греції як філософське вчення він був уголос артикульований починаючи з епохи Просвітництва. На основі їхніх славетних ключових працьБуття і час 1927 таБуття і ніщо 1943 можна вивести головні принципи екзистенціалізму. Можливо головний парадокс екзистенціалізму полягає в тім що екзистенціалісти відчувають себе здатними виробляти в рамках цього доситьтаки похмурого погляду на умови людського буття більш позитивні настанови.
23221. Філософія життя – формування нової філософської парадигми 35 KB
  Філософія життя формування нової філософської парадигми. Одним із основних джерел філософії життя є ірраціоналістичнопесімістична філософія Шопенгауєра. Філософія мислення замінюєфілософія життя. Основа життя за концепцією Ніцше це воля.
23222. Філософські ідеї психоаналізу 39 KB
  Психоаналітичний підхід є однією із найвидатніших теорій особистості. У анатомії особистості він виділяв три взаємодіючі компоненти: 1. Філософські ідеї психааналізу: 1Позитивні моменти: положення про складність та багатоплановість структури особистості; про свідоме та несвідоме; про внутрішні суперечності розвитку особистості. Далі виникла потреба у подоланні біологізаторських поглядів на особистість у соціалізації фрейдистської теорії особистості що і було здійснено неофрейдистами: К.
23223. Герменевтика як напрям сучасної філософії 31.5 KB
  Герменевтика як напрям сучасної філософії Принципове положення про історичну конкретність теоретичної діяльності та про облік широкого контексту різноманітного практичного життя суб'єкта в рамках теорії пізнання було вперше чітко сформульовано в марксистськоленінській філософії. Критикуючи вузький методологізм попередньої буржуазної філософії К. Одне з найбільш впливових в сучасної буржуазної філософії напрямків герменевтична філософія претендує на не менш ніж справді адекватне критичне розуміння наукового nізнання і самої проблеми...
23224. Структуралізм 58.5 KB
  Структуралізм методологія гуманітарних наук яка намагається аналізувати певну специфічну галузь наприклад міфологію як складну систему взаємопов'язаних частин. Таким чином структуралізм став не просто методом а інтелектуальним рухом який в 60х роках XXго століття прийшов на заміну екзистенціалізму. В 1970х роках структуралізм потрапив під вогонь критики. Проте чимало теоретиків структуралізму таких як Мішель Фуко йЖак Лакан продовжують впливати на європейську філософію .
23225. Світогляд як духовно-практичний спосіб освоєння світу 33 KB
  Світогляд як духовнопрактичний спосіб освоєння світу Філософія має органічний звязок зі світоглядом. Що ж таке світогляд Слід підкреслити що у визначенні цього поняття немає чіткості. У сучасних філософських працях про світогляд мовиться таке: світогляд це форма суспільної відомості; світогляд це форма самоусвідомлення особистості; світогляд це система поглядів на світ і на місце людини у цьому світі; світогляд це система принципів діяльності людини; світогляд це погляд людини на світ як ціле; світогляд це...
23226. Поняття суспільного виробництва та його різновиди 35.5 KB
  Поняття суспільного виробництва та його різновиди. Продуктивні сили становлять лише одну сторону суспільного виробництва. Адже в процесі виробництва люди вступають у певні відносини не тільки з природою а й один з одним. Ці взаємовідносини людей у процесі виробництва дістали назву виробничі відносини і представляють другу складову способу виробництва.