53734

Расы человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока информации о расах и причинах их появления. Задачи: помочь в раскрытии понятия «раса» и основных характеристик существующих рас; научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас; создать условия для развития у детей умения самостоятельно добывать знания, критически, творчески и продуктивно оценивать информацию; учить объяснять, аргументировать;

Русский

2014-03-02

79.5 KB

8 чел.

Иной орган местного самоуправления

Управление образования Островского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципального образования «Островский район»

(МБОУ «СОШ № 1»)

___________________________________________________________  

ул. Освобождения  д. 1а,   город Остров, Псковская область, 181350

тел./факс: 8 (81152) 3 12 75     E-mail:  Shkola-ost@yandex.ru                                                                                                                  

ОГРН 1026002143298     ИНН/КПП  6013004846/601301001

Конспект урока биологии в 9 классе

Расы человека

Автор:  Данилова Юлия Валерьевна,       заместитель   директора  по учебно-воспитательной работе, учитель биологии

y-dan@yandex.ru 

Остров

2012 год

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока информации о расах и причинах их появления.

Задачи: помочь в раскрытии понятия «раса» и основных характеристик существующих рас;

научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас;

создать условия для развития у детей умения самостоятельно добывать знания, критически, творчески и продуктивно оценивать информацию; учить объяснять, аргументировать;

способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению одноклассников; развивать умение работы в коллективе.

Оборудование: учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой(§48), таблица «Человеческие расы», рисунки с изображением людей различных рас компьютерная презентация, ПК, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока. Урок изучения нового материала

Ход урока

Организационный момент.

  1.  Этап проверки домашнего задания.

Тест. Выберите правильный ответ из четырех предложенных.

1.Антропогннез - это процесс  

А) индивидуального развития особи  

Г) исторического развития органического мира

Т) размножения и развития клетки     

Р) эволюции человека

2. Случаи возврата к признакам предков:

А) атавизмы

В) рудименты

О) идиоадаптации

Ч) ароморфозы

3. Движущими силами антропогенеза являлись:

А) естественный отбор;

Б) наследственная изменчивость;

В) общественный образ жизни;

С) верны все ответы.

4. Гиббоны и орангутанги произошли:

Ы) от парапитеков;

О) дриопитеков;

Л) питекантропов;

Б) тупайи.

5. К обезьянолюдям относится:

Ч) кроманьонец;

Д) австралопитек;

Ф) питекантроп;

Ж) неандерталец.

6. К первым современным людям относят:

А) неандертальца;

Е) кроманьонца;

Л) питекантропа;

Т) рамапитека.

7. К древнейшим людям относится:

А) неандерталец;

О) кроманьонец;

Л) питекантроп;

Г) австралопитек.

8. В эпоху великого оледенения жили:

М) кроманьонцы;

О) неандертальцы;

В) синантропы;

Г) питекантропы.

9. Человек умелый, изготавливающий из камня орудия труда, относится:

В) к древнейшим людям;

Б) древним людям;

А) новым людям;

Г) парапитекам.

10. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало:

А) прямохождение;

Д) строение руки;

В) мышление;

Е) все эти факторы.

11. Первыми овладели членораздельной речью:

В) неандертальцы;

К) кроманьонцы;

Д) синантропы;

И) человек умелый.

12. К виду «Человек разумный» относятся:

Б) неандерталец;

А) кроманьонец;

О) синантроп;

Г) архантроп

Правильные ответы:

1-Р

2-А

3-С

4-Ы

5-Ч

6-Е

7-Л

8-О

9-В

10-Е

11-К

12-А

Учитель. Если вы правильно ответили на вопросы теста, то сможете прочитать тему урока.

Учащиеся  формулируют тему урока «Расы человека»

  1.  Ввод в тему. Показ слайдов компьютерной презентации. Слайд 2. 

Раса (фр.rase – род, порода, племя)– исторически сложившаяся внутривидовая группировка популяции вида Человек разумный, характеризующаяся определенными наследственными признаками.

Слайд 3. Все человечество подразделяют на три большие расы: европеоидную, монголоидную, негроидную

Рассмотрите рисунки, каковы особенности рас? (ответы учащихся)

Учитель. Цвет кожи, волос и т.д. это внешние особенности строения тела человека. Они были основными критериями подразделения человечества на расы.

  1.  Этап осмысления (усвоения) нового материала.

Слайд 4. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Учитель. Вам предстоит прочитать §48, с.186-187, и заполнить таблицу «Характеристика человеческих рас»

Особенности рас

Расы

негроидная

европеоидная

монголоидная

Цвет кожи

Очень темная

светлая

Смуглая, желтоватых оттенков

Цвет и форма волос

Черные, курчавые, спирально закрученные

Мягкие прямые или волнистые. Часто светлые

Жесткие, прямые, темные

Форма носа

Довольно плоский, маловыступающий, С низким переносьем и широким крыльями

Узкий и сильновыступающий

Прямой, маловыступающий

Разрез и цвет глаз

Темно-карие, большие, удлиненные

Голубые, реже карие

Темно-карие, косой разрез

Особенности губ

толстые

тонкие

Средняя толщина

Взаимопроверка. Что было верно? В чем ошиблись?

Слайд 5. Проблемный вопрос: Как возникли расы, и какие условия способствовали их образованию?

Беседа по вопросам:

  1.  Какое значение имеют расовые особенности для жизнедеятельности человека?
  2.  Что является причинами образования рас?

Принимаются все ответы, независимо от того, правильны они или нет.

Расы начали формироваться в процессе заселения человеком разных территорий Земли около 70-40 тыс.лет назад.

Слайд 6. Признаки расы – приспособление к определенным физико-географическим и климатическим условиям внешней среды

Слайд 7. Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. По мере развития общества и производства большинство расовых признаков утратило адаптивное значение. Для современного человека решающим является не цвет кожи или волос, а способность развивать свои интеллектуальные качества.

Слайд 8. Единство и полноценность рас.

По интеллектуальным и умственным способностям расы не имеют отличий. Т.к. это определяется общественно-экономическими факторами. Между расами нет генетической изоляции. В настоящее время на земле существует один вид человека – Человек разумный.

Основными ведущими признаками современного человека являются:

  1.  Строение мозга
  2.  Строение репродуктивной системы

Они являются общими независимо от расовой принадлежности.

В составе любой человеческой расы можно найти более типичных и менее типичных ее представителей. Так как абсолютно идентичных  людей в человеческой популяции не существует, утверждение о так нарываемых «чистых расах» не имеет оснований. При равных условиях представители любой расы способны достичь одинаковых успехов. Еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай доказал, что в строении мозга папуасов Новой Гвинеи, австралийских аборигенов и европейцев нет никаких принципиальных различий.

Расизм – это убеждение в том, что одни люди превосходят других, потому что принадлежат к какой-то конкретной расе, каждой из которых свойственны определенные черты характера и поведения. Происходит  выделение по каким-либо признакам людей, принадлежащих к «высшей расы» и унижающее или агрессивное поведение по отношению к представителям так называемых «низших рас».

Современные расисты утверждают, что все расы и культуры должны жить отдельно друг от друга на своих «исторических территориях», что они не должны смешиваться, чтобы не потерять свою идентичность и самобытность.

21 марта отмечается Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

  1.  Этап воспроизведения полученных знаний.
  2.  Какие причины могли привести к формированию нескольких рас у человека?
  3.  Докажите, что в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер
  4.  Чем подтверждается принадлежность рас к одному виду?

Домашнее задание Слайд 9.

1. Составьте и запишите 5 вопросов одноклассникам, используя вопросительные слова. Подготовить вопросы, ответы на них вам поможет §48.

2. § 48,вопрос №3, с189.

3. Найдите в дополнительной литературе, что такое толерантность, ксенофобия, антисемитизм?

Задание 3 – по желанию

Слайд 10. Вопросительные слова для задания «Составь вопросы однокласснику»

В чем различие... Что называется.

Что будет если... Верно ли, что...

Почему вы думаете, что... Когда...

Объясните почему... Какой... Где...

  1.  Рефлексия (подведение итогов урока)

Слайд 11. Лесенка успеха

Учитель просит проанализировать учеников продвижение по лесенке успеха на уроке, поставив «+» на лесенке

Литература

1.Биология. Пособие для поступающих в вузы/ А.Г.Мустафин, Ф.К.Лагкуева, Н.Г.Быстрена и др.; Под ред.В.Н.ярыгина. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Высш.шк., 2000. – 492 с.: ил.

2.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой. — М.: Вентана-Граф, 2001. - 240 с.: ил.

3. Пономарева И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В. С. Основы общей биологии: 9 класс: Методическое пособие / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. — М.: Вентана-Граф, 2006. - 144 с.

4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 8(9) класс. Универсальные поурочные разработки. - М.: ВАКО, 2007. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).

Графические изображения

  1.  URL:http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&tbm=isch&tbnid=vlYnR3YCVBC6AM:&imgrefurl=http://donbass.ua/news/technology/internet/2010/01/21/bill-geits-sozdal-lichnyi-sait-dlja-zametok.html&imgurl=http://donbass.ua/multimedia/images/news/original/2010/01/21/bill_gates.jpg&w=400&h=300&ei=pFA6UIOSE4HKhAf49IGADA&zoom=1&iact=hc&vpx=185&vpy=593&dur=1287&hovh=194&hovw=259&tx=168&ty=125&sig=110959947485079320641&page=1&tbnh=144&tbnw=192&start=0&ndsp=30&ved=1t:429,r:23,s:0,i:147&biw=1647&bih=902 (дата обращения: 26.08.2012)
  2.  URL: http://cs10799.vkontakte.ru/u137145960/-14/x_9bfa3587.jpg (дата обращения: 26.08.2012)
  3.  URL: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/126/47126520_1249407199_12023167534.jpg (дата обращения: 26.08.2012)
  4.  URL: http://www.fontanka.ru/2005/06/02/140997/title.jpg (дата обращения: 26.08.2012)
  5.  URL: http://biskvitka.net/uploads/posts/1235900520_1_8.jpg (дата обращения: 26.08.2012)
  6.  URL: http://img.lenta.ru/photo/2008/11/24/summit/09.jpg (дата обращения: 26.08.2012)
  7.  URL: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/10/249/10249734_Kopiya_3576.jpg (дата обращения: 26.08.2012)
  8.  URL: http://hiblogger.net/img/articles_img/3/f/5/719213_902784.jpg (дата обращения: 26.08.2012)
  9.  URL: http://video.news.rin.ru/photos/103825.jpg (дата обращения: 26.08.2012)
  10.  URL: http://www.scrapetv.com/News/News%20Pages/Entertainment/Images/mao-zedong.jpg (дата обращения: 26.08.2012)
  11.  URL:http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&tbm=isch&tbnid=6WHWpQ4PXI5sRM:&imgrefurl=http://learning.multiring.ru/course/biology/content/chapter7/section1/paragraph2/theory.html&imgurl=http://learning.multiring.ru/course/biology/content/chapter7/section1/paragraph2/images/07010202.jpg&w=450&h=150&ei=BFI6UJeeHYrChAeejoHwDg&zoom=1&iact=hc&vpx=143&vpy=228&dur=4665&hovh=120&hovw=360&tx=198&ty=62&sig=110959947485079320641&page=1&tbnh=70&tbnw=209&start=0&ndsp=23&ved=1t:429,r:0,s:0,i:76&biw=1366&bih=902 (дата обращения: 26.08.2012)
  12.  URL: http://www.detsad72.ru/images/health/img_753ca46d68ab.org (дата обращения: 26.08.2012)
  13.  URL: http://cs9703.vkontakte.ru/u52192521/-14/x_180a3356.jpg (дата обращения: 26.08.2012)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37925. Изучение законов постоянного тока Исследование зависимости КПД источника тока от сопротивления нагрузки 383 KB
  Лабораторная работа № 33 Изучение законов постоянного тока Исследование зависимости КПД источника тока от сопротивления нагрузки 1. Определить КПД источника тока. Получить экспериментальную зависимость мощности источника тока от сопротивления нагрузки.
37926. Изучение явления термоэлектронной эмиссии и определение удельного заряда электрона 206.5 KB
  Благодаря пространственному заряду при малых анодных напряжениях анодный ток может быть значительно меньше возможного тока эмиссии катода и постепенно увеличивается при повышении анодного напряжения. Если поддерживать температуру накаленного катода постоянной и снять зависимость анодного тока Iа от анодного напряжения uа – вольт амперную характеристику рис.2 Вольт амперные характеристики диода при различных температурах T2  T1 Зависимость термоэлектронного тока Iа от анодного напряжения в области малых положительных значений uа...
37927. ИЗУЧЕНИЕ ТЕРМОЭЛЕКТРОННОЙ ЭМИССИИ МЕТАЛЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ ВЫХОДА ЭЛЕКТРОНА 98 KB
  Сила термоэлектронного тока в диоде зависит от величины напряжения U рис. Отклонение зависимости анодного тока IА от анодного напряжения U от прямолинейной связано: а с наличием в промежутке между катодом и анодом неоднородной области пространственного заряда; б с отсутствием центров рассеяния в упомянутом промежутке. Зависимость тока диода IА от анодного напряжения U имеет вид: I=C U3 2 2.3 Is – величина тока насыщения три кривые относятся к трем разным...
37928. Изучение процессов заряда и разряда конденсатора 452 KB
  12 Лабораторная работа № 37 Изучение процессов заряда и разряда конденсатора 1. Цель работы Целью данной работы является изучение заряда и разряда конденсатора при различных параметрах электрической цепи и вычисление времени релаксации. В качестве примера квазистационарных токов рассмотрим процессы заряда и разряда конденсатора в электрической цепи содержащей последовательно соединенные конденсатор С сопротивление R включающие и внутреннее сопротивление источника и источник ЭДС ε рис. Пусть I q U – мгновенные значения тока заряда и...
37929. Изучение электрических свойств твердых диэлектриков 259.5 KB
  Типы диэлектриков Диэлектриками называются вещества которые при обычных условиях практически не проводят электрический ток. Согласно представлениям классической физики в диэлектриках в отличие от проводников нет свободных носителей заряда – заряженных частиц которые могли бы под действием электрического поля прийти в упорядоченное движение и образовать электрический ток проводимости. К диэлектрикам относятся все газы если они не подвергались ионизации некоторые жидкости дистиллированная вода бензол и др. Все молекулы диэлектрика...
37930. Определение электродвижущей силы 377 KB
  Эти частицы называют носителями тока. За положительное направление тока выбрано направление движения положительно заряженных частиц. Если бы в электрической цепи действовали только электростатические силы то положительные носители тока под действием этих сил перемещались бы от большего потенциала к меньшему и таким образом снижали больший и повышали меньший потенциал. Это привело бы к выравниванию потенциала во всех точках проводника и прекращению тока.
37931. ИЗУЧЕНИЕ ГАЗОВОГО РАЗРЯДА 946 KB
  Цель работы Изучение газового разряда измерение вольтамперной характеристики газонаполненной лампы изучение релаксационных колебаний.2 Газонаполненные лампы часто используют для получения релаксационных колебаний. Принципиальная схема генератора релаксационных колебаний полказана на рисунке 2. При нажатой кнопке режим получается схема генератора релаксационных колебаний смотри рисунок 2.
37932. ИЗУЧЕНИЕ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СЕГНЕТОЭЛЕКТРИКОВ 1.1 MB
  Цель работы Изучение поляризации сегнетоэлектриков в зависимости от напряженности электрического поля E получение кривой E = fE изучение диэлектрического гистерезиса определение диэлектрических потерь в сегнетоэлектриках. Это связано с тем что они не содержат зарядов способных направленно перемещаться под действием электрического поля. Внешнее электрическое поле либо упорядочивает ориентацию жестких диполей ориентационная поляризация в диэлектриках с полярными молекулами либо приводит к появлению полностью упорядоченных...
37933. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭДС ИСТОЧНИКА ТОКА С ПОМОЩЬЮ ЗАКОНА ОМА 199 KB
  Контрольные вопросы 11 Список литературы 11 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 45 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭДС ИСТОЧНИКА ТОКА С ПОМОЩЬЮ ЗАКОНА ОМА Цель работы.1 Закон Ома Количественной мерой электрического тока служит сила тока скалярная величина определяемая электрическим зарядом проходящим через поперечное сечение проводника в единицу времени: . Для постоянного тока . Единица силы тока ампер 1 А = Кл с.