53735

Религия древних греков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оргмомент Учитель: Здравствуйте ребята садитесь. Учитель проверяет готовность к уроку. Переход к изучению новой темы Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с крылатых выражений которые возникли из древнегреческой мифологии. В: Кто помогает либо наоборот мешает героям в поэмах О: Боги В: Какие боги встречались в тексте поэм О: Фетида Гефест Посейдон Афина Учитель: Хорошо.

Русский

2014-03-02

167 KB

11 чел.

Конспект урока по истории

Тема: «Религия древних греков»

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Класс: 5

Цели урока:

  1.  Познавательная: обеспечить усвоение учащимися знаний об основных греческих богах и богинях, силах природы, которые они отражали, покровителями каких занятий считались;
  2.  Развивающая: способствовать развитию мышления (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей), воображения, памяти, устной и письменной речи; создавать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию в виде таблицы;
  3.  Воспитательная: способствовать воспитанию позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение.

Методы:

  •  практический метод (дидактические игры, учебно-производительный труд);
  •  словесный (объяснение, рассказ, беседа);
  •  наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учеников);
  •  объяснительно-иллюстративный;
  •  репродуктивный;
  •  частично – поисковый (эвристический);
  •  проблемное обучение;
  •  анализ личных познавательных и практических действий.

Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающая, развития критического мышления.

Средства обучения: карточки к д/игре «Найти пару», заготовки таблицы «Боги и богини Древней Греции», презентация «Религия древних греков» (иллюстративный ряд: изображения богов и богинь Греции).

Литература:

  1.  Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свеницкая, И.С. Программа по истории древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008.
  2.  Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свеницкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
  3.  Годер, Г.И. История Древнего мира: рабочая тетрадь для 5 класса., ч.2. – М.: Просвещение, 2011.
  4.  Поуроч.


Технологическая карта урока

«Религия древних греков»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Учитель проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

II. Переход к изучению новой темы

Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с крылатых выражений, которые возникли из древнегреческой мифологии. Например, «нить Ариадны», «троянский конь», «ахиллесова пята», «яблоко раздора». С какими греческими мифами связаны эти выражения? Объясните их смысл.

Ученики:

«Нить Ариадны». Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тесее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тесею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра. Переносное значение выражения нить Ариадны: средство выйти из затруднения, руководящее начало, путеводная нить.

«Троянский конь». Выражение имеет общепринятое значение – обман и коварство, дар врагу с целью его погубить.

В доисторические времена Греция объявила войну Трое. Война греков против троянцев длилась 10 лет, но грекам город взять так и не удалось. Тогда им пришлось пойти на хитрость. Они соорудили огромного деревянного коня, внутрь которого спрятались воины, а остальное войско, погрузившись на корабли недалеко отплыло от Трои. Троянцы решили, что осада снята, и поверили в то, что греки оставили коня как жертву для богини Афины (богиня войны и мудрости). Коня перенесли в город и поставили перед храмом.

Ночью, когда троянцы уснули, из чрева коня вылезла часть воинов-греков, они открыли городские ворота Трои и впустили своё войско. Троя была взята и разрушена.

«Ахиллесова пята». Выражение, обозначающее слабое место человека, его самую слабую сторону.

Ахиллес – непобедимый и отважный герой многочисленных легенд Древней Греции. Ахиллеса не брали никакие вражеские стрелы. Легенда гласит, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и поэтому пятка оказалась не освященной и, стало быть, незащищенной. В одном из сражений противник Ахилла Парис, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. С тех пор всякое слабое, уязвимое место человека (или какой-то структуры) называют ахиллесовой пятой.

«Яблоко раздора». Выражение «яблоко раздора» означает всякую причину споров и распрей. Основано оно на греческом мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война.

В: Молодцы! А из каких произведений появились эти выражения?

О: «Одиссея» Гомера, «Миф о начале Троянской войны», «Миф о Тесее и Минотавре».

В: Какие герои встречаются в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера?

О: Ахиллес, Гектор, Патрокл, Одиссей и др.

В: Кто помогает, либо наоборот, мешает героям в поэмах?

О: Боги

В: Какие боги встречались в тексте поэм?

О: Фетида, Гефест, Посейдон, Афина

Учитель: Хорошо. Обратите внимание, у каждого на парте лежат карточки с именами богов и природными явлениями, которыми они управляли. Ваша задача составить соответствие между именем бога и силами природы, которые он отражает или покровителем каких занятий является.

Игра «Найди пару»

(Приложение 1)

Ученики работают с карточками в парах

Постановка проблемы

В: Правильно ли вы справились с заданием, проверим в конце урока, а что для этого нам нужно будет узнать? О чем сегодня будет идти речь на уроке?

О: о богах Древней Греции,  силах природы, которые они олицетворяют, покровителями каких занятий являются.

Учитель: Верно, молодцы.

В: Почему люди стали верить в богов?

О: Потому, что человек не мог объяснить явления природы

Учитель: Совершенно верно. В религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь людей.

В: Вспомним, как называется вера человека в сверхъестественное, вера в богов?

О: Религия

В: Теперь сформулируем тему урока более четко.

О: Религия Древней Греции

Учитель: Открываем тетради и записываем тему урока: «Религия Древней Греции»

Ученики записывают тему урока в тетрадях

Учитель: Ребята, у каждого из вас на парте лежит заготовка таблицы.

Имя Бога

Силы природы, которые олицетворяет

Покровителем каких
ремесел (занятий) является

На протяжении всего урока мы с вами будет заполнять эту таблицу. А дома вы вклеите листочек с таблицей в себе в тетради (Приложение 2).

Ученики кладут карточку-заготовку перед собой.

III. Изучение новой темы

Учитель: Греки были убеждены, что изначально в мире царил бесконечный Хаос, из которого и появились Гея (земля) и Уран (небо). Они породили титанов – одноглазые циклопы. Один из титанов Крон (бог времени) сверг своего отца Урана и воцарился в мире. Крон боялся повторения судьбы своего отца. Чтобы это предотвратить он съедал своих детей. Лишь последний сын Зевс был спасен женой Крона Реей. Зевс был спрятан в пещере на о. Крит, а Рея подсунула Крону камень и тот его проглотил. Когда Зевс возмужал, он восстал против своего отца и заставил вернуть его всех братьев и сестер. Молодые боги обосновались на горе Олимп. Греки верили, что боги живут большой семьей в роскошных дворцах.

Ученики слушают рассказ учителя

Работа с презентацией «Боги и богини Греции»

Учитель: Ребята, на слайдах будут появляться изображения богов. Ваша задача внимательно посмотреть на атрибутику бога (с чем изображен, в чем одет и т.п.) и выяснить, за что этот бог отвечает? Какие силы олицетворяет? Чему покровительствует?

СЛАЙД «Зевс»

Учитель: Главным богом у греков был Зевс. 

Его изображали могучим мужчиной средних лет.

В: Что в руках у Зевса? Богом чего он является, как вы думаете?

О: В руках молнии, богом неба, дождя, грома и молний.

В: Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков?

(Доп.вопросы: Что вы знаете о дождях и грозах в Греции? Какой вред и какую пользу они приносили грекам?)

О: Засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Посейдон»

Учитель: Братом Зевса был Посейдон. Его изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой.

В: Что в руках у Посейдона? Богом чего он является, как вы думаете?

О: В руках трезубец, богом моря.

В: Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона?

О: в Греции было развито мореплавание

В: Кому молятся греки о спасении корабля в бурю?

О: Посейдону

В: Почему сейчас никто не верит в морских богов?

О: В древности люди были намного невежественнее, чем ныне; суда наших дней несоизмеримо совершеннее греческих кораблей; современные моряки располагают точными картами и приборами.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Аид»

Учитель: Бог Аид – брат Зевса и Посейдона. Там, где правит этот бог текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь.

В: Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

О: Смерть

В: Богом чего он является, судя по описанию и изображению на слайде? Почему он изображен с трехглавым псом? Что это за существо?

О: Он был богом подземного царства мертвых, а трехглавый пес – Цербер, охранял ворота в Ад.

Ученики заполняют колонки таблицы

Учитель: В религии греков отразились также и их занятия. 

СЛАЙД «Дионис»

Например, бог Дионис.

В: Скажите ребята, о чем говорит виноград в руках Диониса?

О: О том, что он был покровителем виноградарства и виноделия.

В: Почему его так почитали древние греки?

О: На почвах Греции виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Афина»

Учитель: По всей Греции почитали Афину.

В: Как изображалась Афина?

О: Афина изображалась в шлеме и с копьем.

В: Богиней чего она являлась?

О: Богиней войны

Учитель: Афина – это богиня мудрости и справедливой войны. Она покровительствовала всем ремесленникам. В честь нее строились храмы, и ее именем был назван город.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Деметра»

Учитель: На слайде изображена богиня Деметра.

В: Что в руках у Деметры?

О: колосья

В: Богиней чего она является?

О: богиней плодородия.

Учитель: Совершенно верно, Деметра – богиня плодородия, а также покровительница земледелия.

Ученики заполняют колонки таблицы

Учитель: Пора нам всем отдохнуть, прошу вас встать на физминутку.

«Четыре стихии»

Ученики стоят прямо. Когда учитель называет стихию «Земля» ученики складывают руки у себя на груди; «Воздух» - ученики поднимают вытянутые руки вверх; «Вода» - вытягивают прямые руки вперед перед собой; «Огонь» - делают колебательные движения перед собой, изображая пламя.

Учитель: Спасибо! Продолжим работу.

СЛАЙД «Артемида»

Учитель: Следующая богиня, но не менее важная – Артемида.

В: Какие атрибуты, говорящие о функциях богини, вы видите?

О: стрелы за спиной, рядом олень.

В: Как вы думаете, богиней чего она является?

О: богиней охоты

Учитель: Действительно, Артемида – это богиня – охотница, а также покровительница плодородия. Греки молились ей, когда собирались на охоту.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Аполлон»

Учитель: Златокудрый Аполлон изображен на слайде.

В: Скажите, о чем говорят арфа и лавровый венок Аполлона?

О: Он был покровителем музыки, театра и т.п.

Учитель: Аполлон в религии древней Греции считался богом красоты, покровителем науки и искусств.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Афродита»

Учитель: Очень популярная богиня, сестра Афины – Афродита.

В: Что в руках у Афродиты?

О: Зеркало

В: Символом чего является зеркало? Богиней чего она является?

Учитель: Совершенно верно, Афродита – это богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.

О: символом красоты, богиней красоты

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Гера»

Учитель: Женя Зевса, сестра Афины и Афродиты – Гера. Она очень ценила супружество и брак.

В: Как вы думаете, богиней чего она является?

О: Богиней семьи и брака.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Гефест»

Учитель: Этот бог был очень уважаем среди других богов. Гефест был мужем Афродиты.

В: Какие атрибуты принадлежат Гефесту?

О: наковальня, железо

В: Покровителем чего он являлся?

Учитель: Верно, а еще он был богом огня.

О: покровителем кузнечного дела

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Гермес»

Учитель: Перед вами бог Гермес.

В: Обратите внимание на головной убор и обувь этого бога.

О: крылатые сандалии и шлем.

В: Как вы думаете, для чего ему крылатые сандалии и шлем?

О: Ему нужно было быстро передвигаться

Учитель: Совершенно верно, Гермеса называли «вестником богов». Кроме того, он был богом красноречия, торговли, а также провожал души умерших в царство Аида.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Арес»

Учитель: Следующий бог – Арес.

В: Что вы можете сказать об этом боге? Как он изображался?

О: Он одет в доспехи, с мечом и щитом.

В: Богом чего он может быть?

О: Богом войны

Учитель:  Правильно, ребята. Арес, как и Афина, являлся богом войны. Но главное отличие в том, что Афина была за справедливую войну, а Арес был очень хитер, потому он был за войну вероломную. (Вероломный, т.е. способный нарушить данное слово, обязательство, клятву; способный предать).

Ученики заполняют колонки таблицы

Учитель: Мы с вами заполнили таблицу «Боги и богини Древней Греции». Дома вы вклеите листочки с таблицами себе в тетрадь.

IV. Закрепление изученного материала

Игра «Найди пару» (продолжение)

Учитель: Ребята, а теперь мы вернемся к нашей первоначальной игре «Найди пару», вам нужно было составить соответствие между богами и силами, которые они олицетворяют. Обратитесь к нашей заполненной таблице и проверьте  правильность  вашего первоначального выбора.

На слайде мы видим правильный вариант соответствия. Проверьте себя.

Учитель: Молодцы.

Ученики в парах поверяют и исправляют соответствие между богами и силами, которые они олицетворяют.

Сверяются со слайдом

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

VI. Заключительный этап урока

Учитель: Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков.  На слайде вы видите вопросы, на которые нам с вами нужно ответить.

В: Почему древние греки верили в существование олимпийских богов?

О: Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь.

В: Почему сейчас люди не верят в них?

О: Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.

В: Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы?

О: Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.

Домашнее задание: §28. Задание на закрепление изученного материала в рабочей тетради «История древнего мира» №11 (с.10). Индивидуальные задания: прочитать и подготовить пересказ 1. «Миф о Деметре и ее дочери Персефоне»; 2. «Миф о Прометее»; 3. «Миф о Дионисе и морских разбойниках»; 4. «Мифы о Геракле» (в объеме учебника с.129-132).

Ваши знания по этой теме мы проверим  на следующем уроке с помощью теста, каждый из вас получит отметку. Данные таблицы Вам помогут в подготовке к тесту.

Учитель: Спасибо за работу. До свидания.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.


Приложение 1

Карточки для Д/игры «Найди пару»

Зевс

Бог неба, дождя, молнии и грома

Посейдон

Бог моря

Аид

Бог подземного царства мертвых

Дионис

Покровитель виноградарства и виноделия

Афина

Богиня мудрости, справедливой войны. Покровительница ремесел

Деметра

Богиня плодородия, покровительница земледелия

Артемида

Богиня охоты

Аполлон

Бог красоты, покровитель науки и искусств

Афродита

Богиня любви и красоты

Гера

Богиня брака, покровительница семьи

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла

Гермес

Вестник богов, бог красноречия. Покровитель торговли, проводник душ умерших в царство Аида

Арес

Бог вероломной войны


Приложение 2

Таблица «Боги и богини Древней Греции»

Имя Бога

Силы природы, которые олицетворяет

Покровителем каких
ремесел (занятий) является

Зевс

Бог неба, дождя, молнии и грома

Посейдон

Бог моря

Покровитель коней

Аид

Бог подземного царства мертвых

Дионис

Покровитель виноградарства и виноделия

Афина

Богиня мудрости, справедливой войны. Покровительница ремесел

Деметра

Богиня плодородия

Покровительница земледелия

Артемида

Богиня охоты

Аполлон

Бог красоты

Покровитель науки и искусств

Афродита

Богиня любви и красоты

Гера

Богиня брака

Покровительница семьи

Гефест

Бог огня

Покровитель кузнечного ремесла

Гермес

Вестник богов, бог красноречия. Покровитель торговли, проводник душ умерших в царство Аида

Арес

Бог вероломной войны


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4370. PHP циклы и функции пользователя 93 KB
  PHP Циклы В РНР реализованы два типа циклов: while и for. Цикл while бывает двух типов Проверяющий условие перед проходом цикла while (условие) блок операторов Проверяющий условие после прохода цикла do блок операторов while ус...
4371. Создание динамических сайтов средствами PHP и MySQL 80.5 KB
  PHP и MySQL. Основным достоинством динамических сайтов, по сравнению со статическими, является возможность отделения данных от кода, отвечающего за их визуальное представление. Благодаря такому подходу, можно создавать сайты, формирующие страницы в...
4372. Программирование на языках высокого уровня, лабораторный практикум 305.5 KB
  Программирование на языках высокого уровня, включающей алгоритмизацию задач и изучение подмножества языка Си в средах программирования Borland C++ и Microsoft Visual C++, а также в приобретении практических навыков работы с персональным компьютером.
4373. Управление памятью на уровне пользователя 129.5 KB
  Управление памятью на уровне пользователя На этапе постановки задачи программист должен решить, какую программу он должен создать, что и какими данными она должна оперировать. То есть возникает вопрос о количественной оценке используемых данных. Есл...
4374. Знакомство со средой разработки Borland C++3.1. Создание и отладка простых консольных приложений на языке Си. 42.51 KB
  Знакомство со средой разработки BorlandC++ Создание и отладка простых консольных приложений на языке Си. Напишите программу, запрашивающую у пользователя фамилию, имя и отчества(например: Whatisyourname?, или ...
4375. Введение в программирование на языке Си 33.45 KB
  Введение Добро пожаловать в мир языка программирования Си, который за время своего существования – порядка 40 лет – уже успел стать классическим, однако его актуальность несомненна и по сей день. Язык Си популярен как среди профессионалов...
4376. Основы языка Си и элементы C++ 326.96 KB
  Основы языка Си и элементы C++ Создание проекта в Microsoft Visual Studio Для разработки программ в среде Microsoft Visual Studio и Microsoft Visual Studio Express следует создать так называемый проект или решение....
4377. Операции и выражения в программировании 88.34 KB
  Операции и выражения Операторы В данной теме мы зададимся вопросом: Из чего состоят программы Если посмотреть на программный код, то в нем можно увидеть различные слова, знаки, цифры. Каждый из этих элементов несет вполне конкретную смысловую наг...
4378. Основы языка Java 1.36 MB
  Основы языка Java Задание Установка Java Runtime Environment и интегрированной среды разработки Eclipse. Введите jre в поисковой системе и выберите первую сверху ссылку. Выберите Download JRE. Примите лицензионное соглашение и выбери...