53735

Религия древних греков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оргмомент Учитель: Здравствуйте ребята садитесь. Учитель проверяет готовность к уроку. Переход к изучению новой темы Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с крылатых выражений которые возникли из древнегреческой мифологии. В: Кто помогает либо наоборот мешает героям в поэмах О: Боги В: Какие боги встречались в тексте поэм О: Фетида Гефест Посейдон Афина Учитель: Хорошо.

Русский

2014-03-02

167 KB

11 чел.

Конспект урока по истории

Тема: «Религия древних греков»

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Класс: 5

Цели урока:

  1.  Познавательная: обеспечить усвоение учащимися знаний об основных греческих богах и богинях, силах природы, которые они отражали, покровителями каких занятий считались;
  2.  Развивающая: способствовать развитию мышления (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей), воображения, памяти, устной и письменной речи; создавать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию в виде таблицы;
  3.  Воспитательная: способствовать воспитанию позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение.

Методы:

  •  практический метод (дидактические игры, учебно-производительный труд);
  •  словесный (объяснение, рассказ, беседа);
  •  наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учеников);
  •  объяснительно-иллюстративный;
  •  репродуктивный;
  •  частично – поисковый (эвристический);
  •  проблемное обучение;
  •  анализ личных познавательных и практических действий.

Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающая, развития критического мышления.

Средства обучения: карточки к д/игре «Найти пару», заготовки таблицы «Боги и богини Древней Греции», презентация «Религия древних греков» (иллюстративный ряд: изображения богов и богинь Греции).

Литература:

  1.  Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свеницкая, И.С. Программа по истории древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008.
  2.  Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свеницкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
  3.  Годер, Г.И. История Древнего мира: рабочая тетрадь для 5 класса., ч.2. – М.: Просвещение, 2011.
  4.  Поуроч.


Технологическая карта урока

«Религия древних греков»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Учитель проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

II. Переход к изучению новой темы

Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с крылатых выражений, которые возникли из древнегреческой мифологии. Например, «нить Ариадны», «троянский конь», «ахиллесова пята», «яблоко раздора». С какими греческими мифами связаны эти выражения? Объясните их смысл.

Ученики:

«Нить Ариадны». Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тесее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тесею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра. Переносное значение выражения нить Ариадны: средство выйти из затруднения, руководящее начало, путеводная нить.

«Троянский конь». Выражение имеет общепринятое значение – обман и коварство, дар врагу с целью его погубить.

В доисторические времена Греция объявила войну Трое. Война греков против троянцев длилась 10 лет, но грекам город взять так и не удалось. Тогда им пришлось пойти на хитрость. Они соорудили огромного деревянного коня, внутрь которого спрятались воины, а остальное войско, погрузившись на корабли недалеко отплыло от Трои. Троянцы решили, что осада снята, и поверили в то, что греки оставили коня как жертву для богини Афины (богиня войны и мудрости). Коня перенесли в город и поставили перед храмом.

Ночью, когда троянцы уснули, из чрева коня вылезла часть воинов-греков, они открыли городские ворота Трои и впустили своё войско. Троя была взята и разрушена.

«Ахиллесова пята». Выражение, обозначающее слабое место человека, его самую слабую сторону.

Ахиллес – непобедимый и отважный герой многочисленных легенд Древней Греции. Ахиллеса не брали никакие вражеские стрелы. Легенда гласит, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и поэтому пятка оказалась не освященной и, стало быть, незащищенной. В одном из сражений противник Ахилла Парис, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. С тех пор всякое слабое, уязвимое место человека (или какой-то структуры) называют ахиллесовой пятой.

«Яблоко раздора». Выражение «яблоко раздора» означает всякую причину споров и распрей. Основано оно на греческом мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война.

В: Молодцы! А из каких произведений появились эти выражения?

О: «Одиссея» Гомера, «Миф о начале Троянской войны», «Миф о Тесее и Минотавре».

В: Какие герои встречаются в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера?

О: Ахиллес, Гектор, Патрокл, Одиссей и др.

В: Кто помогает, либо наоборот, мешает героям в поэмах?

О: Боги

В: Какие боги встречались в тексте поэм?

О: Фетида, Гефест, Посейдон, Афина

Учитель: Хорошо. Обратите внимание, у каждого на парте лежат карточки с именами богов и природными явлениями, которыми они управляли. Ваша задача составить соответствие между именем бога и силами природы, которые он отражает или покровителем каких занятий является.

Игра «Найди пару»

(Приложение 1)

Ученики работают с карточками в парах

Постановка проблемы

В: Правильно ли вы справились с заданием, проверим в конце урока, а что для этого нам нужно будет узнать? О чем сегодня будет идти речь на уроке?

О: о богах Древней Греции,  силах природы, которые они олицетворяют, покровителями каких занятий являются.

Учитель: Верно, молодцы.

В: Почему люди стали верить в богов?

О: Потому, что человек не мог объяснить явления природы

Учитель: Совершенно верно. В религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь людей.

В: Вспомним, как называется вера человека в сверхъестественное, вера в богов?

О: Религия

В: Теперь сформулируем тему урока более четко.

О: Религия Древней Греции

Учитель: Открываем тетради и записываем тему урока: «Религия Древней Греции»

Ученики записывают тему урока в тетрадях

Учитель: Ребята, у каждого из вас на парте лежит заготовка таблицы.

Имя Бога

Силы природы, которые олицетворяет

Покровителем каких
ремесел (занятий) является

На протяжении всего урока мы с вами будет заполнять эту таблицу. А дома вы вклеите листочек с таблицей в себе в тетради (Приложение 2).

Ученики кладут карточку-заготовку перед собой.

III. Изучение новой темы

Учитель: Греки были убеждены, что изначально в мире царил бесконечный Хаос, из которого и появились Гея (земля) и Уран (небо). Они породили титанов – одноглазые циклопы. Один из титанов Крон (бог времени) сверг своего отца Урана и воцарился в мире. Крон боялся повторения судьбы своего отца. Чтобы это предотвратить он съедал своих детей. Лишь последний сын Зевс был спасен женой Крона Реей. Зевс был спрятан в пещере на о. Крит, а Рея подсунула Крону камень и тот его проглотил. Когда Зевс возмужал, он восстал против своего отца и заставил вернуть его всех братьев и сестер. Молодые боги обосновались на горе Олимп. Греки верили, что боги живут большой семьей в роскошных дворцах.

Ученики слушают рассказ учителя

Работа с презентацией «Боги и богини Греции»

Учитель: Ребята, на слайдах будут появляться изображения богов. Ваша задача внимательно посмотреть на атрибутику бога (с чем изображен, в чем одет и т.п.) и выяснить, за что этот бог отвечает? Какие силы олицетворяет? Чему покровительствует?

СЛАЙД «Зевс»

Учитель: Главным богом у греков был Зевс. 

Его изображали могучим мужчиной средних лет.

В: Что в руках у Зевса? Богом чего он является, как вы думаете?

О: В руках молнии, богом неба, дождя, грома и молний.

В: Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков?

(Доп.вопросы: Что вы знаете о дождях и грозах в Греции? Какой вред и какую пользу они приносили грекам?)

О: Засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Посейдон»

Учитель: Братом Зевса был Посейдон. Его изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой.

В: Что в руках у Посейдона? Богом чего он является, как вы думаете?

О: В руках трезубец, богом моря.

В: Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона?

О: в Греции было развито мореплавание

В: Кому молятся греки о спасении корабля в бурю?

О: Посейдону

В: Почему сейчас никто не верит в морских богов?

О: В древности люди были намного невежественнее, чем ныне; суда наших дней несоизмеримо совершеннее греческих кораблей; современные моряки располагают точными картами и приборами.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Аид»

Учитель: Бог Аид – брат Зевса и Посейдона. Там, где правит этот бог текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь.

В: Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

О: Смерть

В: Богом чего он является, судя по описанию и изображению на слайде? Почему он изображен с трехглавым псом? Что это за существо?

О: Он был богом подземного царства мертвых, а трехглавый пес – Цербер, охранял ворота в Ад.

Ученики заполняют колонки таблицы

Учитель: В религии греков отразились также и их занятия. 

СЛАЙД «Дионис»

Например, бог Дионис.

В: Скажите ребята, о чем говорит виноград в руках Диониса?

О: О том, что он был покровителем виноградарства и виноделия.

В: Почему его так почитали древние греки?

О: На почвах Греции виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Афина»

Учитель: По всей Греции почитали Афину.

В: Как изображалась Афина?

О: Афина изображалась в шлеме и с копьем.

В: Богиней чего она являлась?

О: Богиней войны

Учитель: Афина – это богиня мудрости и справедливой войны. Она покровительствовала всем ремесленникам. В честь нее строились храмы, и ее именем был назван город.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Деметра»

Учитель: На слайде изображена богиня Деметра.

В: Что в руках у Деметры?

О: колосья

В: Богиней чего она является?

О: богиней плодородия.

Учитель: Совершенно верно, Деметра – богиня плодородия, а также покровительница земледелия.

Ученики заполняют колонки таблицы

Учитель: Пора нам всем отдохнуть, прошу вас встать на физминутку.

«Четыре стихии»

Ученики стоят прямо. Когда учитель называет стихию «Земля» ученики складывают руки у себя на груди; «Воздух» - ученики поднимают вытянутые руки вверх; «Вода» - вытягивают прямые руки вперед перед собой; «Огонь» - делают колебательные движения перед собой, изображая пламя.

Учитель: Спасибо! Продолжим работу.

СЛАЙД «Артемида»

Учитель: Следующая богиня, но не менее важная – Артемида.

В: Какие атрибуты, говорящие о функциях богини, вы видите?

О: стрелы за спиной, рядом олень.

В: Как вы думаете, богиней чего она является?

О: богиней охоты

Учитель: Действительно, Артемида – это богиня – охотница, а также покровительница плодородия. Греки молились ей, когда собирались на охоту.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Аполлон»

Учитель: Златокудрый Аполлон изображен на слайде.

В: Скажите, о чем говорят арфа и лавровый венок Аполлона?

О: Он был покровителем музыки, театра и т.п.

Учитель: Аполлон в религии древней Греции считался богом красоты, покровителем науки и искусств.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Афродита»

Учитель: Очень популярная богиня, сестра Афины – Афродита.

В: Что в руках у Афродиты?

О: Зеркало

В: Символом чего является зеркало? Богиней чего она является?

Учитель: Совершенно верно, Афродита – это богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.

О: символом красоты, богиней красоты

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Гера»

Учитель: Женя Зевса, сестра Афины и Афродиты – Гера. Она очень ценила супружество и брак.

В: Как вы думаете, богиней чего она является?

О: Богиней семьи и брака.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Гефест»

Учитель: Этот бог был очень уважаем среди других богов. Гефест был мужем Афродиты.

В: Какие атрибуты принадлежат Гефесту?

О: наковальня, железо

В: Покровителем чего он являлся?

Учитель: Верно, а еще он был богом огня.

О: покровителем кузнечного дела

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Гермес»

Учитель: Перед вами бог Гермес.

В: Обратите внимание на головной убор и обувь этого бога.

О: крылатые сандалии и шлем.

В: Как вы думаете, для чего ему крылатые сандалии и шлем?

О: Ему нужно было быстро передвигаться

Учитель: Совершенно верно, Гермеса называли «вестником богов». Кроме того, он был богом красноречия, торговли, а также провожал души умерших в царство Аида.

Ученики заполняют колонки таблицы

СЛАЙД «Арес»

Учитель: Следующий бог – Арес.

В: Что вы можете сказать об этом боге? Как он изображался?

О: Он одет в доспехи, с мечом и щитом.

В: Богом чего он может быть?

О: Богом войны

Учитель:  Правильно, ребята. Арес, как и Афина, являлся богом войны. Но главное отличие в том, что Афина была за справедливую войну, а Арес был очень хитер, потому он был за войну вероломную. (Вероломный, т.е. способный нарушить данное слово, обязательство, клятву; способный предать).

Ученики заполняют колонки таблицы

Учитель: Мы с вами заполнили таблицу «Боги и богини Древней Греции». Дома вы вклеите листочки с таблицами себе в тетрадь.

IV. Закрепление изученного материала

Игра «Найди пару» (продолжение)

Учитель: Ребята, а теперь мы вернемся к нашей первоначальной игре «Найди пару», вам нужно было составить соответствие между богами и силами, которые они олицетворяют. Обратитесь к нашей заполненной таблице и проверьте  правильность  вашего первоначального выбора.

На слайде мы видим правильный вариант соответствия. Проверьте себя.

Учитель: Молодцы.

Ученики в парах поверяют и исправляют соответствие между богами и силами, которые они олицетворяют.

Сверяются со слайдом

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

VI. Заключительный этап урока

Учитель: Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков.  На слайде вы видите вопросы, на которые нам с вами нужно ответить.

В: Почему древние греки верили в существование олимпийских богов?

О: Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь.

В: Почему сейчас люди не верят в них?

О: Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.

В: Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы?

О: Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.

Домашнее задание: §28. Задание на закрепление изученного материала в рабочей тетради «История древнего мира» №11 (с.10). Индивидуальные задания: прочитать и подготовить пересказ 1. «Миф о Деметре и ее дочери Персефоне»; 2. «Миф о Прометее»; 3. «Миф о Дионисе и морских разбойниках»; 4. «Мифы о Геракле» (в объеме учебника с.129-132).

Ваши знания по этой теме мы проверим  на следующем уроке с помощью теста, каждый из вас получит отметку. Данные таблицы Вам помогут в подготовке к тесту.

Учитель: Спасибо за работу. До свидания.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.


Приложение 1

Карточки для Д/игры «Найди пару»

Зевс

Бог неба, дождя, молнии и грома

Посейдон

Бог моря

Аид

Бог подземного царства мертвых

Дионис

Покровитель виноградарства и виноделия

Афина

Богиня мудрости, справедливой войны. Покровительница ремесел

Деметра

Богиня плодородия, покровительница земледелия

Артемида

Богиня охоты

Аполлон

Бог красоты, покровитель науки и искусств

Афродита

Богиня любви и красоты

Гера

Богиня брака, покровительница семьи

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла

Гермес

Вестник богов, бог красноречия. Покровитель торговли, проводник душ умерших в царство Аида

Арес

Бог вероломной войны


Приложение 2

Таблица «Боги и богини Древней Греции»

Имя Бога

Силы природы, которые олицетворяет

Покровителем каких
ремесел (занятий) является

Зевс

Бог неба, дождя, молнии и грома

Посейдон

Бог моря

Покровитель коней

Аид

Бог подземного царства мертвых

Дионис

Покровитель виноградарства и виноделия

Афина

Богиня мудрости, справедливой войны. Покровительница ремесел

Деметра

Богиня плодородия

Покровительница земледелия

Артемида

Богиня охоты

Аполлон

Бог красоты

Покровитель науки и искусств

Афродита

Богиня любви и красоты

Гера

Богиня брака

Покровительница семьи

Гефест

Бог огня

Покровитель кузнечного ремесла

Гермес

Вестник богов, бог красноречия. Покровитель торговли, проводник душ умерших в царство Аида

Арес

Бог вероломной войны


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77373. Язык программирования RiDE.L 18 KB
  Традиционно используемые в HPC языки с архитектурой классических компиляторов: C, C++, FORTRAN, Pascal – не позволяют справляться с этой сложностью настолько хорошо, насколько позволяют более поздние языки: Haskell, JavaScript, Oz, Ruby. Но программы, написанные на таких языках недостаточно эффективны во время исполнения
77374. Распределенная виртуальная сцена в онлайн-визуализации 30.5 KB
  Визуализация результатов вычислений для большого числа задач выполняется с помощью трехмерной графики. Для отображения результатов счета часто применяются стандартные графические пакеты, такие как ParaView или Open Data Explorer. При этом существует необходимость получать представление и о ходе выполнения программы и состоянии обрабатываемых данных.
77375. Изучение социальной тревожности у различных групп пользователей сети Интернет 391 KB
  Провести теоретический анализ работ, посвященных социальной тревожности и проблемам, связанным с использованием сети Интернет и онлайн-игр. Выделить и описать группы пользователей сети Интернет и виды сетевой активности. Выявить факторы, связанные с проявлением высокой социальной тревожности. Подобрать методически инструментарий, позволяющий определить уровень социальной тревожности. Провести анализ различий в проявлении социальной тревожности между респондентами из различных групп.
77376. О подсистеме истории в среде научной визуализации SharpEye 48.5 KB
  Обсуждаются пути реализации подсистемы редактируемой истории в возможности которой должны входить функции отката и повтора манипуляций проделанных пользователем сохранение и восстановлении подобранного вида сцены. Ключевые слова: научная визуализация система визуализации подключаемые внешние модули редактируемая истории откат повтор действий Введение В течение последних лет авторы разрабатывают среду ShrpEye – конструктор систем научной визуализации [34]. Соответственно система должна предоставлять пользователю функционал...
77377. Функциональные возможности среды-конструктора систем научной визуализации SharpEye 38.5 KB
  Существующие системы научной визуализации можно разделить на три группы: универсальные системы (VIZIT, ParaView), системы, специализированные для некоторого класса задач (IVS3D, Venus, VolVis); и системы, специализированные для конкретной задачи. Недостатки первых двух групп – сложность в освоении, неизменность встроенных алгоритмов представления или высокая сложность их модификации.
77378. СИСТЕМА СОБЫТИЙНО-УПРАВЛЯЕМОЙ ТРАНСЛЯЦИИ LiME 34.5 KB
  Но архитектура мультиклеточных процессоров кроме повышения эффективности исполнения кода обладает рядом других важных и необходимых на практике возможностей таких как продолжение исполнения программы даже при выходе из строя части исполнительных устройств и группировка функциональные устройства более оптимальным для каждой конкретной задачи образом отключая при этом в целях экономии энергии устройства которые не используются и некоторые другие. В этой разработке самой первой из самых трудоёмких задач следует решить задачу по переводу...
77379. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ БОЛЬШИХ И СВЕРХБОЛЬШИХ ОБЪЁМНЫХ ДАННЫХ 30.5 KB
  Методы визуализации больших объёмных данных активно развиваются в том числе благодаря новым аппаратным средствам. В данной работе рассматриваются различные подходы к визуализации объёмных данных как с программной так и с аппаратной стороны актуальные на сегодняшний день. Также рассматривается специфика представления объёмных данных в памяти видеокарты и следующие из этого особенности и ограничения распределение задачи визуализации между GPU и CPU...
77380. Создание грид-сервисов для автоматизированной интеграции инженерных пакетов и интерактивных средств визуализации 38.5 KB
  Использование технологий Грид для обеспечения серьезных научных вычислений в интересах промышленности требует поддержки современных инженерных (Computer-Aided Engineering – CAE) пакетов. Инженерные пакеты, по сути, являются средами решения задач математической физики
77381. СРЕДА-КОНСТРУКТОР СИСТЕМ НАУЧНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ 33.5 KB
  В докладе сообщается о разрабатываемой авторами системе научной визуализации. В основе процесса научной визуализации лежит методика перевода абстрактных объектов в геометрические образы что дает возможность исследователю наблюдать результаты численного моделирования. Проблемой традиционных систем визуализации является жестко прописанный набор алгоритмов так что затруднена визуализация объектов образы которых строятся иными процедурами.