53738

Распознавание частей речи. Местоимение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: закрепление знаний об основных частях речи и развитие умения определять часть речи слов по вопросу; формирование общего понятия о местоимении как части речи; совершенствование навыка разбора предложения по членам; развитие умения правильно употреблять разные части речи в предложении. К какому новому большому разделу вы перешли на прошлом уроке...

Русский

2014-03-02

58.5 KB

3 чел.

Конспект урока русского языка

у учащихся начальной школы 3 класса

Время урока – 40 мин.

Подготовлен студенткой 5 курса, группы лого-2 Банзе Изабель

Тема: Распознавание частей речи. Местоимение.

Цель урока: Ознакомить учащихся с местоимением.                              

Задачи:

- закрепление знаний об основных частях речи и развитие умения определять часть речи слов по вопросу;

- формирование общего понятия о местоимении как части речи;

- совершенствование навыка разбора предложения по членам;

- развитие умения правильно употреблять разные части речи в предложении.

            

Оборудование: доска и мел;

   проектор;

   учебник русского языка II часть Т. Г. Рамзаевой;

   презентация;

   карточки с сердечками для анализа урока.

Ход урока

          Деятельность учителя                                        Деятельность учеников

I. Организационный момент  

- Здравствуйте ребята!

Встанем, поприветствуем друг друга.               Встают. Здороваются с преподавателем.

Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Сядет тот, кто придумает и назовет мне одно

имя существительное.                                        Называют по одному существительному.

Ручки, ножки, глазки на меня. Сели красиво.  Садятся в правильную позу.

II. Повторение изученного.

Проверка домашнего задания.

- К какому новому большому разделу вы

перешли на прошлом уроке?                             - «Части речи»

Какие части речи вы знаете?                             - им. сущ., им. прил. глагол

На какие вопросы они отвечают?                      Отвечают про каждую часть речи.

Как определить, какой частью речи является

слово?                                                                   - по вопросу

На странице 4 прочитаем правило.

Вася, громко для всех читай вслух.                   Читает правило.

- Какие упражнения вы выполняли дома?        - на странице 5 упр. 370 и 371

Давайте проверим, все ли верно у вас

получилось. Начнем с 370-го упражнения.

Прочитайте глазками про себя еще раз             Трижды читают четверостишие:

четверостишие из этого упр.                              Существительное – школа,

Прочитай стихотворение, Владик, вслух.         Просыпается – глагол.    

Теперь прочитаем дружно, хором.                     С прилагательным весёлый

А теперь закройте учебники и по памяти          Новый школьный день пришёл.

вспоминаем: о каких частях речи говорится

в стихотворении?                                                - сущ., глагол и прил.

Назовите их. Какое было сущ., гл., прил.?       - школа, просыпается, веселый

- Какие десять слов с непроверяемыми             Подробно отвечают.

гласными вы подобрали. Читаем по очереди

слова и сразу называем часть речи. Почему?

III. Чистописание

 - Напомните мне, какое сегодня число?           - 16 февраля

Откройте свои рабочие тетради.

Отступите две строчки. Запишите с доски:       Открывают тетради.

«16 февраля. Классная работа».                          Записываю число, классная работа.

- Работу в тетради начнем с чистописания.

Посмотрите глазками направо, теперь налево. Выполняют разминку.

Вверх – вниз. Теперь поморгайте. Закончили.

- Прочитайте словарные слова, которые я

записала на доске, соблюдая ударение:            Читают словарные слова с доски.

 Ребята, русский, тетрадь, пенал, четверг,

ученик, завтракать.

- Найдите здесь имена существительные.        

Сколько их? Все согласны?                                - 5

Назовите.                                                              - ребята, тетрадь, пенал, четверг,

                                                                             ученик

Докажите. На какие вопросы отвечают эти

слова?                                                                   - кто? и что?

Какую гласную пишем в корне слова

«ребята»? Назовите корень.                               - «е», «ребят»

В слове «тетрадь» какую гласную пишем

в корне? Назовите корень.                                 - «е», все слово

В слове «пенал» какую гласную пишем в

корне? Назовите корень.                                     - «е», все слово

В слове «четверг» какая гласная в корне?        - «е», корень все слово

В слове «ученик» в корне какая гласная?         - «е»

Попробуйте выделить корень.                           - «уч»

В этих словах в корне слова пишется «е».

А есть ли здесь имена прилагательные?           - русский

Докажите: на какой вопрос отвечает?              - какой?

В слове «русский» в какой части слова

двойная согласная «с»?                                       - в корне

Посмотрите внимательно, слово «завтракать»

это какая часть речи?                                          - глагол

Почему?                                                                - отвечает на вопрос, что делать?

- С красной строки, с большой буквы,

аккуратно спишите эти слова.                            Списывают слова, надписывают части

Наверху надпишите части речи.                        речи карандашом.        

IV. Сообщение новой темы

- Сегодня мы продолжим путешествие по

волшебной Стране Слов и заглянем еще

в один дом. В этом доме «живет» другая

часть речи. Она живет по соседству с именем

существительным. И не случайно, потому

что часто используется вместо имени

существительного. Прочитайте, как зовут

эту часть речи?                                                    - «Местоимение»

Давайте «расколдуем» это слово и узнаем,

почему эта часть речи назвала себя именно

так. Для этого составим текст.

Посмотрите на экран, прочитайте про себя     Смотрят на экран, читают текст про себя.

текст. Понятно ли, о ком он?                             - нет

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы

получился рассказ.                                              Делают предположения.

Правильно, вместо вопросов в скобках,

которые окрашены в красный мы должны

подставить имя.

Давайте подставим имя, например, Женя.        

Прочитайте вслух, что получится.                    Читают вслух, подставив имя.

(Кто?) делал  б..льш..е успехи (по) музык.. .

(У кого?) ок..зался т..лант. (Кому?)

необходимо было заниматься с учит..лем

музык.. . Учит..ль г..рдился (кем?).

Теперь понятно, о ком идет речь?                      - да

Но послушайте, разве красиво получается?

(текст читается учителем).                                 - нет

Какое слово часто повторяется?                        - Женя

А «Женя» - это какая часть речи?                     - имя существительное

Так, вот, когда-то давно существительное

устало быть в каждом предложении. И оно

нашло себе замену – местоимение – часть

речи, которая делает нашу речь красивой.

И чтобы существительное в каждом

предложении не повторялось, существует

местоимение.

Посмотрите на это слово. «Местоимение» -

какие бы корни могли бы здесь быть?              - «мест» и «им»

На какие слова похоже?                                      - место и имя

Правильно, местоимение, значит, «вместо

имени». Это часть речи, которая                     

употребляемая вместо им. существительного.

- Откройте стр. 6, Вася прочитает правило.     Читает правило.

Какие местоимения вы знаете?                          Называют.

- Давайте теперь в этом тексте в первом

предложении оставим имя Женя, а в других

используем местоимения. Прочитаем, что       Заменяют и читают вслух.

получится.

V. Динамическая пауза

- А теперь немного поиграем.                             Встают из-за парт.

Если я назову имя сущ. – вы хлопните в

ладоши, если местоимение – топните ногой,

а если прилагательное – присядите:

Я, парта, она, деревянный, карандаш, он,       Следуют инструкции.

тетрадь, мы, белый, лист, они.

VI. Упражнения по теме урока

1. - Мы с вами заменили вопросы на

существительное «Женя» в 1-ом предложении

и на местоимения в остальных предложениях.

Теперь разберем пропущенные буквы и

подберем проверочные слова.

Читай первое предложение еще раз. Какие      - большие - больше

здесь слова с пропущенными буквами?            - по музыке, раздельно, предлог «по»          

Следующее …                                                      - оказался – кажется, талант

                                                                              - с учителем – в суффиксе «е», музыки

Спишите. Подчеркните местоимения               - гордился - гордость

карандашом.                                                        Выполняют задание.

2. – Откройте упражнение 373. Читаем

задание про себя, затем вслух.                           - Прочитайте текст. Сколько в нем

Ночью выпал снег он покрыл землю                  предложений?

пушистым ковром налетела вьюга она            - 5

подняла в воздух легкие снежинки они

закружились в хороводе

Докажем, считаем предложения.                      Читают по предложению.

Чего здесь не хватает?                                        - знаков препинания и больших букв

Найдите местоимения. Вместо каких

существительных они употребляются?            Отвечают.

Что значит цифра «4»? Откроем форзац

учебника.                                                               - разбор предложения по членам

О ком говорится в предложении?                      - о снеге

Ставь к этому слову вопрос.                              - что?

Как подчеркнем?                                                 - одной чертой, подлежащее

Какой вопрос можно задать от слова «снег»?  

Что о нем говорится?                                         - что сделал, выпал, двумя чертами, гл.

                                                                             - выпал когда? ночью, тире – точка, обст.

VII. Домашнее задание. Разбор упражнения.

- Дома вы выполните на стр. 7 упр.                   Открывают упражнения,

374, 375 и 376 (устно, выучить).                        разбирают задание с учителем.                      

VIII. Итоги урока

- С какой частью речи мы сегодня

познакомились?                                                   - с местоимением

Если вам было все понятно и интересно на      Следуют инструкции.

уроке - напишите свое имя в красном сердечке.

Если трудно и скучно – в синем, в холодном.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25289. Аналіз доказів буття Бога 32.5 KB
  Аналіз доказів буття Бога Особливості доказів буття Бога: 1 на думку богословів кожен доказ без інших не може бути взятий; 2 вони є непрямими; 3 всі докази не стверджуються з логічною необхідністю вони лише вірогідні. Якщо Бог сукупність всіх досконалостей то суди входить досконалість як Буття а отже Бог існує. Все що ми мислимо – то є буття. Кант: з поняття Бога не можна вивести буття Бога бо вони протилежні одне одному.
25290. Зв’язок української філософії з політикою українізації. „Поворот” на філософському фронті України та його наслідки 26.5 KB
  Поворот€ на філософському фронті України та його наслідки. У ній активну участь взяли письменники та літературні діячі України. Зеров відзначає той факт що відбувається відродження шляхом повернення України до Заходу тобто через відновлення віковічних зв'язків з Західною Європою. У столиці тогочасної України у Харкові відбувається організаційне оформлення ідей та позицій.
25291. П.Копнін – засновник київської світоглядно-гносеологічної школи 29.5 KB
  Копнін – засновник київської світоглядногносеологічної школи Павло Копнін 19221971. Основні праці Копніна: Боротьба матеріалізму та ідеалізму€ канд. Копніна був найпліднішим у його творчості. Починаючи з Копніна в Україні виникає нове культурне явище.
25292. Основні напрямки філософських пошуків В.Шинкарука 33 KB
  Радіщева€ дисертація Людина та світ людини€ Соціальноісторичні та світоглядові аспекти філософських категорій€. В своїй дисертації Шинкарук висловлює такі думки: людина є внутрішня€ та зовнішня€ де перше визначає друге; зовнішня натура як ієрогліф€ внутрішньої; вирішальна значущість внутрішнього світу людини який уможливлює поставлення себе над усіма випадками€; принцип самопізнання як наріжний для людини; обмеженість опосередкованості розуму та переваги безпосереднього спілкування€ з духовним світом. Відповідно...
25293. Проблема людини і світу у працях українських шестидесятників 32 KB
  Проблема людини і світу у працях українських шестидесятників Парадигмальні зрушення котрі було започатковано в українській філософії 60х років мали значущість не лише науковофілософську а й загальнокультурну й навіть політичну. Цінності культури розглядаються як квінтесенція духовного досвіду людини та як найважливіший регулятив її світовідношення. У центр своїх наукових пошуків Іванов поставив проблему людини. При розгляді цієї проблеми виходив з діяльних аспектів людського буття єдності онтологічних світоглядних та гносеологічних...
25294. Проблема методології та логіки наукового пізнання в Україні 60-80-х років 32.5 KB
  Проблема методології та логіки наукового пізнання в Україні 6080х років Головною орієнтацією наукового пізнання в цей період було звернення до матеріалізму в природознавстві.Копнін – засновник світоглядногносеологічної школи – орієнтував свою філософію на розкриття світоглядних методологічних і гносеологічних аспектів розвитку наукового пізнання проблеми діалектичної логіки розвиток діалектики як теорії пізнання діалектичного матеріалізму з’ясування взаємозв’язку філософії з іншими науками обґрунтування творчої активності суб’єкта...
25295. Діалектичний матеріалізм – міф чи реальність 33 KB
  діалектичний матеріалізм – міф чи реальність. Діалектичний матеріалізм позначає філософію в офіційній доктрині комуністичних партій але також у деяких її критиків напр. Анрі Лефевр €œДіалектичний матеріалізм€ 1940. Подальше застосування терміна належить Леніну €œМатеріалізм та емпіріокритицизм€ 1908.
25296. Українська філософська думка за умов постнекласичної науки та постмодерної культури 33.5 KB
  Українська філософська думка за умов постнекласичної науки та постмодерної культури Екологічна парадигма радикально змінює спрямованість сучасного філософськосвітоглядного розмислу. Микола Тарасенко 19391995 присвятив все життя вивченню взаємозв’язку природи культури та технології. Вивчення взаємовідношення людини й природи приводить дослідника до роздумів щодо культури яка втілюючись у певних типах особистостей та типах суспільної діяльності задає рівень людяності цього взаємовідношення. В дослідженні Природа технологія культура:...
25297. Основні положення християнського віровчення і культу. Нікейський символ віри, його аналітичний виклад 33.5 KB
  Він для нас людей і для нашого спасіння зійшов з небес і тіло прийняв від Духа Святого і Діви Марії і став людиною. І в Духа Святого Господа Животворящого що від Отця походить що Йому с Отцем і Сином однакове поклоніння і однакова слава належить що говорить через пророків. 8 член Символу віри про віру в Духа Святого. За традицією це ім'я пов'язано з ім'ям святого якому присвячено день коли хрестили немовля.