53738

Распознавание частей речи. Местоимение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: закрепление знаний об основных частях речи и развитие умения определять часть речи слов по вопросу; формирование общего понятия о местоимении как части речи; совершенствование навыка разбора предложения по членам; развитие умения правильно употреблять разные части речи в предложении. К какому новому большому разделу вы перешли на прошлом уроке...

Русский

2014-03-02

58.5 KB

3 чел.

Конспект урока русского языка

у учащихся начальной школы 3 класса

Время урока – 40 мин.

Подготовлен студенткой 5 курса, группы лого-2 Банзе Изабель

Тема: Распознавание частей речи. Местоимение.

Цель урока: Ознакомить учащихся с местоимением.                              

Задачи:

- закрепление знаний об основных частях речи и развитие умения определять часть речи слов по вопросу;

- формирование общего понятия о местоимении как части речи;

- совершенствование навыка разбора предложения по членам;

- развитие умения правильно употреблять разные части речи в предложении.

            

Оборудование: доска и мел;

   проектор;

   учебник русского языка II часть Т. Г. Рамзаевой;

   презентация;

   карточки с сердечками для анализа урока.

Ход урока

          Деятельность учителя                                        Деятельность учеников

I. Организационный момент  

- Здравствуйте ребята!

Встанем, поприветствуем друг друга.               Встают. Здороваются с преподавателем.

Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Сядет тот, кто придумает и назовет мне одно

имя существительное.                                        Называют по одному существительному.

Ручки, ножки, глазки на меня. Сели красиво.  Садятся в правильную позу.

II. Повторение изученного.

Проверка домашнего задания.

- К какому новому большому разделу вы

перешли на прошлом уроке?                             - «Части речи»

Какие части речи вы знаете?                             - им. сущ., им. прил. глагол

На какие вопросы они отвечают?                      Отвечают про каждую часть речи.

Как определить, какой частью речи является

слово?                                                                   - по вопросу

На странице 4 прочитаем правило.

Вася, громко для всех читай вслух.                   Читает правило.

- Какие упражнения вы выполняли дома?        - на странице 5 упр. 370 и 371

Давайте проверим, все ли верно у вас

получилось. Начнем с 370-го упражнения.

Прочитайте глазками про себя еще раз             Трижды читают четверостишие:

четверостишие из этого упр.                              Существительное – школа,

Прочитай стихотворение, Владик, вслух.         Просыпается – глагол.    

Теперь прочитаем дружно, хором.                     С прилагательным весёлый

А теперь закройте учебники и по памяти          Новый школьный день пришёл.

вспоминаем: о каких частях речи говорится

в стихотворении?                                                - сущ., глагол и прил.

Назовите их. Какое было сущ., гл., прил.?       - школа, просыпается, веселый

- Какие десять слов с непроверяемыми             Подробно отвечают.

гласными вы подобрали. Читаем по очереди

слова и сразу называем часть речи. Почему?

III. Чистописание

 - Напомните мне, какое сегодня число?           - 16 февраля

Откройте свои рабочие тетради.

Отступите две строчки. Запишите с доски:       Открывают тетради.

«16 февраля. Классная работа».                          Записываю число, классная работа.

- Работу в тетради начнем с чистописания.

Посмотрите глазками направо, теперь налево. Выполняют разминку.

Вверх – вниз. Теперь поморгайте. Закончили.

- Прочитайте словарные слова, которые я

записала на доске, соблюдая ударение:            Читают словарные слова с доски.

 Ребята, русский, тетрадь, пенал, четверг,

ученик, завтракать.

- Найдите здесь имена существительные.        

Сколько их? Все согласны?                                - 5

Назовите.                                                              - ребята, тетрадь, пенал, четверг,

                                                                             ученик

Докажите. На какие вопросы отвечают эти

слова?                                                                   - кто? и что?

Какую гласную пишем в корне слова

«ребята»? Назовите корень.                               - «е», «ребят»

В слове «тетрадь» какую гласную пишем

в корне? Назовите корень.                                 - «е», все слово

В слове «пенал» какую гласную пишем в

корне? Назовите корень.                                     - «е», все слово

В слове «четверг» какая гласная в корне?        - «е», корень все слово

В слове «ученик» в корне какая гласная?         - «е»

Попробуйте выделить корень.                           - «уч»

В этих словах в корне слова пишется «е».

А есть ли здесь имена прилагательные?           - русский

Докажите: на какой вопрос отвечает?              - какой?

В слове «русский» в какой части слова

двойная согласная «с»?                                       - в корне

Посмотрите внимательно, слово «завтракать»

это какая часть речи?                                          - глагол

Почему?                                                                - отвечает на вопрос, что делать?

- С красной строки, с большой буквы,

аккуратно спишите эти слова.                            Списывают слова, надписывают части

Наверху надпишите части речи.                        речи карандашом.        

IV. Сообщение новой темы

- Сегодня мы продолжим путешествие по

волшебной Стране Слов и заглянем еще

в один дом. В этом доме «живет» другая

часть речи. Она живет по соседству с именем

существительным. И не случайно, потому

что часто используется вместо имени

существительного. Прочитайте, как зовут

эту часть речи?                                                    - «Местоимение»

Давайте «расколдуем» это слово и узнаем,

почему эта часть речи назвала себя именно

так. Для этого составим текст.

Посмотрите на экран, прочитайте про себя     Смотрят на экран, читают текст про себя.

текст. Понятно ли, о ком он?                             - нет

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы

получился рассказ.                                              Делают предположения.

Правильно, вместо вопросов в скобках,

которые окрашены в красный мы должны

подставить имя.

Давайте подставим имя, например, Женя.        

Прочитайте вслух, что получится.                    Читают вслух, подставив имя.

(Кто?) делал  б..льш..е успехи (по) музык.. .

(У кого?) ок..зался т..лант. (Кому?)

необходимо было заниматься с учит..лем

музык.. . Учит..ль г..рдился (кем?).

Теперь понятно, о ком идет речь?                      - да

Но послушайте, разве красиво получается?

(текст читается учителем).                                 - нет

Какое слово часто повторяется?                        - Женя

А «Женя» - это какая часть речи?                     - имя существительное

Так, вот, когда-то давно существительное

устало быть в каждом предложении. И оно

нашло себе замену – местоимение – часть

речи, которая делает нашу речь красивой.

И чтобы существительное в каждом

предложении не повторялось, существует

местоимение.

Посмотрите на это слово. «Местоимение» -

какие бы корни могли бы здесь быть?              - «мест» и «им»

На какие слова похоже?                                      - место и имя

Правильно, местоимение, значит, «вместо

имени». Это часть речи, которая                     

употребляемая вместо им. существительного.

- Откройте стр. 6, Вася прочитает правило.     Читает правило.

Какие местоимения вы знаете?                          Называют.

- Давайте теперь в этом тексте в первом

предложении оставим имя Женя, а в других

используем местоимения. Прочитаем, что       Заменяют и читают вслух.

получится.

V. Динамическая пауза

- А теперь немного поиграем.                             Встают из-за парт.

Если я назову имя сущ. – вы хлопните в

ладоши, если местоимение – топните ногой,

а если прилагательное – присядите:

Я, парта, она, деревянный, карандаш, он,       Следуют инструкции.

тетрадь, мы, белый, лист, они.

VI. Упражнения по теме урока

1. - Мы с вами заменили вопросы на

существительное «Женя» в 1-ом предложении

и на местоимения в остальных предложениях.

Теперь разберем пропущенные буквы и

подберем проверочные слова.

Читай первое предложение еще раз. Какие      - большие - больше

здесь слова с пропущенными буквами?            - по музыке, раздельно, предлог «по»          

Следующее …                                                      - оказался – кажется, талант

                                                                              - с учителем – в суффиксе «е», музыки

Спишите. Подчеркните местоимения               - гордился - гордость

карандашом.                                                        Выполняют задание.

2. – Откройте упражнение 373. Читаем

задание про себя, затем вслух.                           - Прочитайте текст. Сколько в нем

Ночью выпал снег он покрыл землю                  предложений?

пушистым ковром налетела вьюга она            - 5

подняла в воздух легкие снежинки они

закружились в хороводе

Докажем, считаем предложения.                      Читают по предложению.

Чего здесь не хватает?                                        - знаков препинания и больших букв

Найдите местоимения. Вместо каких

существительных они употребляются?            Отвечают.

Что значит цифра «4»? Откроем форзац

учебника.                                                               - разбор предложения по членам

О ком говорится в предложении?                      - о снеге

Ставь к этому слову вопрос.                              - что?

Как подчеркнем?                                                 - одной чертой, подлежащее

Какой вопрос можно задать от слова «снег»?  

Что о нем говорится?                                         - что сделал, выпал, двумя чертами, гл.

                                                                             - выпал когда? ночью, тире – точка, обст.

VII. Домашнее задание. Разбор упражнения.

- Дома вы выполните на стр. 7 упр.                   Открывают упражнения,

374, 375 и 376 (устно, выучить).                        разбирают задание с учителем.                      

VIII. Итоги урока

- С какой частью речи мы сегодня

познакомились?                                                   - с местоимением

Если вам было все понятно и интересно на      Следуют инструкции.

уроке - напишите свое имя в красном сердечке.

Если трудно и скучно – в синем, в холодном.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1735. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1.52 MB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
1736. СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 1.52 MB
  Принципы выделения глаголов движения. Их специфические особенности. Сопоставительный анализ бесприставочных и приставочных глаголов движения в русском и марийском языках как лингводидактическая основа реализации транспозиции и преодоления интерференции. Лингвистические, дидактические и психологические предпосылки обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения в системнофункциональном аспекте.
1737. ДВУХУРОВНЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИСКРЕТНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 1.51 MB
  Содержательное описание проблемы моделирования задач землепользования. Необходимость разработки новых методов прогнозирования. Инструментарий фазовых портретов для выявления циклов временного ряда и уточнения прогноза. Математическая постановка векторной задачи покрытия графа 4-циклами (паросочетаниями, звездами). Аппроксимация интервальной задачи покрытия графа 4-циклами векторной задачей.
1738. Энергии связи гиперъядер и их взаимодействие 1.51 MB
  Обзор экспериментальных данных, феноменологический подход, расчет систем небольшого числа частиц, характеристика используемых методов расчета, каркасные функции в расчетах кулоновских и ядерных систем.
1739. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОПИ- САНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В РАМКАХ ТЕОРИИ ЭЛОКУТИВНОГО ПОЛЯ 1.51 MB
  Проблема изучения окказионализмов в современном отечественном языкознании. Аспекты изучения окказионализмов в современном отечественном языкознании. Структурно-семантическое и функциональное описание лексических окказионализмов в элокутивном аспекте. Полевая организация лексических окказионализмовэлокутивов в контексте макросистемы элокутивных средств языка/речи.
1740. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности) 1.5 MB
  ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ГЕНЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПОЗИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
1741. Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае 1.5 MB
  Нормативно-правовое и государственное регулирование психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в Российской Федерации. Общие виды отклоняющегося развития детей-инвалидов и их категории. Система оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае. Методы профилактики и коррекция развития детей-инвалидов. Система благотворительной помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае.
1742. Формирование лизинговых отношений в российской экономике 1.49 MB
  Лизинг как специфическая форма развития арендных отношений. Основные тенденции трансформации лизинговых отношений на современном этапе. Особенности возникновения лизинговых отношений. Проблемы эффективного использования лизинга на российских предприятиях.
1743. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (В РАМКАХ СЕГМЕНТА ТЕРМИНОСФЕРЫ 1.49 MB
  Основные тенденции исследования термина в современной лингвистике. Экономическая терминология как системно-структурное образование. Роль конкретного этнического языка в организации общего терминологического фонда. Структурно-семантическая, морфолого-фонетическая, функциональная адаптация новейших заимствований в терминосфере Рыночная экономика.