53738

Распознавание частей речи. Местоимение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: закрепление знаний об основных частях речи и развитие умения определять часть речи слов по вопросу; формирование общего понятия о местоимении как части речи; совершенствование навыка разбора предложения по членам; развитие умения правильно употреблять разные части речи в предложении. К какому новому большому разделу вы перешли на прошлом уроке...

Русский

2014-03-02

58.5 KB

3 чел.

Конспект урока русского языка

у учащихся начальной школы 3 класса

Время урока – 40 мин.

Подготовлен студенткой 5 курса, группы лого-2 Банзе Изабель

Тема: Распознавание частей речи. Местоимение.

Цель урока: Ознакомить учащихся с местоимением.                              

Задачи:

- закрепление знаний об основных частях речи и развитие умения определять часть речи слов по вопросу;

- формирование общего понятия о местоимении как части речи;

- совершенствование навыка разбора предложения по членам;

- развитие умения правильно употреблять разные части речи в предложении.

            

Оборудование: доска и мел;

   проектор;

   учебник русского языка II часть Т. Г. Рамзаевой;

   презентация;

   карточки с сердечками для анализа урока.

Ход урока

          Деятельность учителя                                        Деятельность учеников

I. Организационный момент  

- Здравствуйте ребята!

Встанем, поприветствуем друг друга.               Встают. Здороваются с преподавателем.

Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Сядет тот, кто придумает и назовет мне одно

имя существительное.                                        Называют по одному существительному.

Ручки, ножки, глазки на меня. Сели красиво.  Садятся в правильную позу.

II. Повторение изученного.

Проверка домашнего задания.

- К какому новому большому разделу вы

перешли на прошлом уроке?                             - «Части речи»

Какие части речи вы знаете?                             - им. сущ., им. прил. глагол

На какие вопросы они отвечают?                      Отвечают про каждую часть речи.

Как определить, какой частью речи является

слово?                                                                   - по вопросу

На странице 4 прочитаем правило.

Вася, громко для всех читай вслух.                   Читает правило.

- Какие упражнения вы выполняли дома?        - на странице 5 упр. 370 и 371

Давайте проверим, все ли верно у вас

получилось. Начнем с 370-го упражнения.

Прочитайте глазками про себя еще раз             Трижды читают четверостишие:

четверостишие из этого упр.                              Существительное – школа,

Прочитай стихотворение, Владик, вслух.         Просыпается – глагол.    

Теперь прочитаем дружно, хором.                     С прилагательным весёлый

А теперь закройте учебники и по памяти          Новый школьный день пришёл.

вспоминаем: о каких частях речи говорится

в стихотворении?                                                - сущ., глагол и прил.

Назовите их. Какое было сущ., гл., прил.?       - школа, просыпается, веселый

- Какие десять слов с непроверяемыми             Подробно отвечают.

гласными вы подобрали. Читаем по очереди

слова и сразу называем часть речи. Почему?

III. Чистописание

 - Напомните мне, какое сегодня число?           - 16 февраля

Откройте свои рабочие тетради.

Отступите две строчки. Запишите с доски:       Открывают тетради.

«16 февраля. Классная работа».                          Записываю число, классная работа.

- Работу в тетради начнем с чистописания.

Посмотрите глазками направо, теперь налево. Выполняют разминку.

Вверх – вниз. Теперь поморгайте. Закончили.

- Прочитайте словарные слова, которые я

записала на доске, соблюдая ударение:            Читают словарные слова с доски.

 Ребята, русский, тетрадь, пенал, четверг,

ученик, завтракать.

- Найдите здесь имена существительные.        

Сколько их? Все согласны?                                - 5

Назовите.                                                              - ребята, тетрадь, пенал, четверг,

                                                                             ученик

Докажите. На какие вопросы отвечают эти

слова?                                                                   - кто? и что?

Какую гласную пишем в корне слова

«ребята»? Назовите корень.                               - «е», «ребят»

В слове «тетрадь» какую гласную пишем

в корне? Назовите корень.                                 - «е», все слово

В слове «пенал» какую гласную пишем в

корне? Назовите корень.                                     - «е», все слово

В слове «четверг» какая гласная в корне?        - «е», корень все слово

В слове «ученик» в корне какая гласная?         - «е»

Попробуйте выделить корень.                           - «уч»

В этих словах в корне слова пишется «е».

А есть ли здесь имена прилагательные?           - русский

Докажите: на какой вопрос отвечает?              - какой?

В слове «русский» в какой части слова

двойная согласная «с»?                                       - в корне

Посмотрите внимательно, слово «завтракать»

это какая часть речи?                                          - глагол

Почему?                                                                - отвечает на вопрос, что делать?

- С красной строки, с большой буквы,

аккуратно спишите эти слова.                            Списывают слова, надписывают части

Наверху надпишите части речи.                        речи карандашом.        

IV. Сообщение новой темы

- Сегодня мы продолжим путешествие по

волшебной Стране Слов и заглянем еще

в один дом. В этом доме «живет» другая

часть речи. Она живет по соседству с именем

существительным. И не случайно, потому

что часто используется вместо имени

существительного. Прочитайте, как зовут

эту часть речи?                                                    - «Местоимение»

Давайте «расколдуем» это слово и узнаем,

почему эта часть речи назвала себя именно

так. Для этого составим текст.

Посмотрите на экран, прочитайте про себя     Смотрят на экран, читают текст про себя.

текст. Понятно ли, о ком он?                             - нет

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы

получился рассказ.                                              Делают предположения.

Правильно, вместо вопросов в скобках,

которые окрашены в красный мы должны

подставить имя.

Давайте подставим имя, например, Женя.        

Прочитайте вслух, что получится.                    Читают вслух, подставив имя.

(Кто?) делал  б..льш..е успехи (по) музык.. .

(У кого?) ок..зался т..лант. (Кому?)

необходимо было заниматься с учит..лем

музык.. . Учит..ль г..рдился (кем?).

Теперь понятно, о ком идет речь?                      - да

Но послушайте, разве красиво получается?

(текст читается учителем).                                 - нет

Какое слово часто повторяется?                        - Женя

А «Женя» - это какая часть речи?                     - имя существительное

Так, вот, когда-то давно существительное

устало быть в каждом предложении. И оно

нашло себе замену – местоимение – часть

речи, которая делает нашу речь красивой.

И чтобы существительное в каждом

предложении не повторялось, существует

местоимение.

Посмотрите на это слово. «Местоимение» -

какие бы корни могли бы здесь быть?              - «мест» и «им»

На какие слова похоже?                                      - место и имя

Правильно, местоимение, значит, «вместо

имени». Это часть речи, которая                     

употребляемая вместо им. существительного.

- Откройте стр. 6, Вася прочитает правило.     Читает правило.

Какие местоимения вы знаете?                          Называют.

- Давайте теперь в этом тексте в первом

предложении оставим имя Женя, а в других

используем местоимения. Прочитаем, что       Заменяют и читают вслух.

получится.

V. Динамическая пауза

- А теперь немного поиграем.                             Встают из-за парт.

Если я назову имя сущ. – вы хлопните в

ладоши, если местоимение – топните ногой,

а если прилагательное – присядите:

Я, парта, она, деревянный, карандаш, он,       Следуют инструкции.

тетрадь, мы, белый, лист, они.

VI. Упражнения по теме урока

1. - Мы с вами заменили вопросы на

существительное «Женя» в 1-ом предложении

и на местоимения в остальных предложениях.

Теперь разберем пропущенные буквы и

подберем проверочные слова.

Читай первое предложение еще раз. Какие      - большие - больше

здесь слова с пропущенными буквами?            - по музыке, раздельно, предлог «по»          

Следующее …                                                      - оказался – кажется, талант

                                                                              - с учителем – в суффиксе «е», музыки

Спишите. Подчеркните местоимения               - гордился - гордость

карандашом.                                                        Выполняют задание.

2. – Откройте упражнение 373. Читаем

задание про себя, затем вслух.                           - Прочитайте текст. Сколько в нем

Ночью выпал снег он покрыл землю                  предложений?

пушистым ковром налетела вьюга она            - 5

подняла в воздух легкие снежинки они

закружились в хороводе

Докажем, считаем предложения.                      Читают по предложению.

Чего здесь не хватает?                                        - знаков препинания и больших букв

Найдите местоимения. Вместо каких

существительных они употребляются?            Отвечают.

Что значит цифра «4»? Откроем форзац

учебника.                                                               - разбор предложения по членам

О ком говорится в предложении?                      - о снеге

Ставь к этому слову вопрос.                              - что?

Как подчеркнем?                                                 - одной чертой, подлежащее

Какой вопрос можно задать от слова «снег»?  

Что о нем говорится?                                         - что сделал, выпал, двумя чертами, гл.

                                                                             - выпал когда? ночью, тире – точка, обст.

VII. Домашнее задание. Разбор упражнения.

- Дома вы выполните на стр. 7 упр.                   Открывают упражнения,

374, 375 и 376 (устно, выучить).                        разбирают задание с учителем.                      

VIII. Итоги урока

- С какой частью речи мы сегодня

познакомились?                                                   - с местоимением

Если вам было все понятно и интересно на      Следуют инструкции.

уроке - напишите свое имя в красном сердечке.

Если трудно и скучно – в синем, в холодном.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40740. Контроль як функція самоменеджменту 106.78 KB
  Контроль процесу . Контроль результатів . Самоконтроль .Контроль за результатами праці з погляду досягнення кінцевої мети (цільовий контроль) слід проводити після виконання задачі (підсумковий контроль).
40741. Інформація і комунікація 217.58 KB
  Час: 80 хв. Метод : Лекція Місце: Навчальна аудиторія ПЛАН Навчальні питання: Час викладуВступ .Заключна частина . Прийоми раціонального читання Приблизно 30 свого часу менеджери витрачають на читання.
40742. Організація роботи менеджера 244.83 KB
  Джерело світла повинно розташовуватися так щоб світло не сліпило очі. Найкраще щоб джерело світла знаходилося ліворуч. Джерело світла повинно розташовуватися так щоб світло не сліпило очі відбиваючись від блискучої поверхні стола. Раціональне розміщення робочих місць стосовно джерела світла.
40743. Налично-денежный оборот и денежное обращение 62.13 KB
  Наличный денежный оборот непрерывный процесс движения наличных денег в форме банкнот банковских билетов казначейских билетов металлических монет. Наличный оборот начинается с указания ЦБ о переводе наличных денег которое передается РКЦ из резервных фондов в оборотные кассы из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций банков. Эмиссию наличных денег осуществляет ЦБ РФ. Часть этих денег обслуживает межбанковские расчеты часть направляется в качестве кредитов другим банкам но большая часть...
40744. Диагностирование и лечение кожных заболеваний 122.02 KB
  Гигантская крапивница похожа на обычную лихорадку отличие в том что при первой опухлость появляется под кожей а не на поверхности кожи. Гистамин химическое вещество выделяемое определенными клетками которые расположены вдоль кровяных сосудов кожи. Дермографизм: сыпь возникающая после механического повреждения кожи удар царапание. Дерматиты Дерматиты воспалительные реакции кожи в ответ на воздействие раздражителей...
40745. Информация об интеллектуальной собственности 32.3 KB
  Патентные исследования патентные исследования это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники их патентоспособности патентной чистоты конкурентоспособности на основе патентной и другой информации. Патентные исследования проводят при: разработке научнотехнических прогнозов; разработке планов развития науки и техники; создании объектов техники; освоении и производстве продукции; определении целесообразности экспорта промышленной продукции и экспонировании ее образцов на международных выставках и...
40746. Наука як сфера людської діяльності 59.51 KB
  Поняття зміст і функції науки Курс: 1 Факультет: 4й медичний Поняття зміст і функції науки Актуальність теми. Необхідність надання загальних відомостей про завдання курсу а також про науку як систему знань і уявлень про сутність науки аналіз змісту та функцій науки диктується вимогами розвитку та становлення сучасної науки і є необхідною передумовою формування наукового світогляду необхідного майбутнім спеціалістам. Цілі лекції мета Навчальні: ознайомитись з...
40747. Філософія Середньовіччя, Відродження та Нового часу 49.79 KB
  Центральна проблема філософії проблема взаємовідносин людини та світу у середньовічній філософії набирає специфічного змісту: це взаємовідносин Бога людини та світу. Завдання людини зробити правильний вибір між цими двома світами. Утверджуючи переконання що істинне буття людини це її духовне буття християнська теософія від Теос Бог скеровує увагу філософів середньовіччя на дослідження внутрішнього духовного світу людини на освоєння безмежних глибин людської душі. Якщо ж людина знає розуміє те в що вірить її віра...
40748. Субєкти кримінального процесу 68.21 KB
  Інші учасники кримінального провадження. Відводи субєктів кримінального провадження. Поняття і класифікація субєктів кримінального процесу Кримінальний процесуальний кодекс України прийнятий 13 квітня 2012 року чітко не визначає поняття і не подає класифікацію субєктів кримінального провадження тому їх називають порізному: 1 особи які беруть участь у процесуальній дії статті 104 107 КПК; 2 учасники кримінального провадження статті 27 113 237 КПК та ін.; 3 учасники судового провадження статті 34 107 317 347 КПК та ін.