53739

Распознавание рода у имен существительных множественного числа

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Научить учащихся определять род у имен существительных стоящих во множественном числе. Задачи: совершенствование навыка изменения имен существительных по числам; закрепление знаний о роде имен существительных и развитие умения определять род имени существительного с помощью опорных слов местоимений; формирование и закрепление умения...

Русский

2014-03-02

58 KB

4 чел.

Конспект урока русского языка

у учащихся начальной школы 3 класса

Время урока – 40 мин.

Подготовлен студенткой 5 курса, группы лого-2 Банзе Изабель

Тема: Распознавание рода у имен существительных множественного числа.

Цель урока: Научить учащихся определять род у имен существительных, стоящих во множественном числе.                              

Задачи:

- совершенствование навыка изменения имен существительных по числам;

- закрепление знаний о роде имен существительных и развитие умения определять род имени существительного с помощью опорных слов (местоимений);

- формирование и закрепление умения определять род имен существительных множественного числа;

- развитие навыка грамотного списывания и каллиграфического письма.

            

Оборудование: доска и мел;

  учебник русского языка II часть Т. Г. Рамзаевой;

  мягкий мяч (для динамической паузы).

Ход урока

          Деятельность учителя                                        Деятельность учеников

I. Организационный момент  

- Здравствуйте, ребята!                                       Встают. Здороваются с преподавателем.

Настроились на урок русского языка.               

Проверили готовность к уроку.

Сядет тот, кто придумает и назовет мне одно

имя существительное множественного числа. Называют им. существительные мн. ч.

Ручки, ножки, глазки на меня. Сели красиво.  Садятся в правильную позу.

II. Повторение изученного.

Проверка домашнего задания.

- С какой темой вы знакомились на прошлом

уроке?                                                                   - «Род имен существительных»

На какие вопросы отвечают им. сущ.?             - кто? и что?

Какого рода бывают им. существительные?    - мужского, женского и среднего

Как определить род у им. существительного?

Что для этого надо сделать?                               - подставить слово

Какие слова мы подставляем к им. сущ.

мужского (женского, среднего) рода?               - он, мой; она, моя; оно, мое

- Какое упражнение вы выполняли дома?        - на странице 20 упр. 407

Верно. Что вам нужно было сделать?               - придумать по 5 им. существительных,

Давайте проверим, все ли верно у вас               обозначающих растения, птиц и

получилось. Отвечаем по очереди,                    домашних животных.

по цепочке. Начнем с растений: называете

слово и сразу определяете вслух его род.

Потом так же по цепочке назовем птиц и         Отвечают по цепочке: называют

домашних животных. А остальные                    им. сущ. и определяют их род.

внимательно слушают и ждут очереди.

III. Чистописание

 - Напомните мне, какое сегодня число?           - 29 февраля

Откройте свои рабочие тетради.

Отступите две строчки. Запишите с доски:       Открывают тетради.

«29 февраля. Классная работа».                          Записываю число, классная работа.

- Работу в тетради начнем с чистописания.

Посмотрите глазками направо, теперь налево. Выполняют разминку.

Вверх – вниз. Теперь поморгайте. Закончили.

- Прочитайте словарные слова, которые я

записала на доске, соблюдая ударение:            Читают словарные слова с доски.

 Ботинки, валенки, платок, сапоги.

Найдите здесь им. сущ. сколько их?                 - все слова

Докажите. На какие вопросы отвечают эти

слова?                                                                   - что?

Какую непроверяемую гласную пишем

в корне слова «ботинки»? Назовите корень.    - «о», «бот»

В слове «валенки» какую непроверяемую

гласную пишем в корне? Назовите корень.     - «е», «вал»

В слове «платок» какую непроверяемую

гласную пишем в корне? Назовите корень.     - «а», «плат»

В слове «сапоги» какая гласная в корне?         - «а»

А гласную «о» можем проверить?                    - сапожки

Назовите корень.                                                 - «сапог»

- С красной строки, с большой буквы,

аккуратно спишите эти слова.                            Списывают слова, подчеркивают

Непроверяемые гласные подчеркните как        непроверяемые гласные карандашом.

на доске карандашом.                        

IV. Сообщение новой темы

- А теперь посмотрите внимательное еще

раз на эти им. существительные и скажите:

какое слово тут лишнее? И почему?                 - платок, потому что остальное – обувь

Это верно. А если с точки зрения русского

языка? Прочитаем слова еще раз вслух.           Читают повторно вслух.

Лишнее действительно слово «платок», но

еще почему? В каком оно стоит числе?            - все слова во мн. ч., а «платок» в ед. ч.

Правильно!

Поиграем со словом «платок». Определите

род. Назовите число.                                           - он (мой) платок, м. р., ед. ч.

Поиграем со словом «ботинки». Определите

род. Можем ли мы так просто это сделать?     - нет

Верно. А число?                                                  - они (мои) мн. ч.

А у слова «валенки» («сапоги»)?                       - нет, они тоже мн. ч.

А как назвать «ботинки» в ед. ч.?                      - ботинок

Можно определить род у слова «ботинок»?     - он (мой) ботинок, м. р.

Так вот, ребята, чтобы определить род им.

сущ., стоящего во мн. ч., необходимо:

во-первых, поставить им. сущ. в ед. ч.,

во-вторых, определить род у этого слова.

Определим род у слова «валенки».

Как сказать про один?                                        - валенок, он (мой), м. р.

Определим род у слова «сапоги».                     - сапог, он (мой), м. р.

Надпишите род карандашом над словами.       Надписывают род у им. сущ.

- Теперь откроем учебники на стр. 21 и

громко выразительно прочитаем правило.       Читают вслух првило.

А теперь своими словами скажем: что нужно

сделать, чтобы определить род у им. сущ.,

стоящего во мн. ч.?                                             Отвечают своими словами.

V. Динамическая пауза

- Сейчас поиграем в игру наоборот: я буду

называть им. сущ. во мн. числе, а вы мне –

в единственном:                                                   Следуют инструкции.

 Двери, окна, столы, стулья, карандаши,

ручки, тетради, уроки, выходные, праздники,

дни, учителя, ученики, дети, люди.

 

VI. Упражнения по теме урока

1. - Потренируемся в определении рода у

им. сущ. мн. ч.  Для этого выполним упр. 409.

Прочитаем задание.                                             Ученик читает задание вслух:

                                                                              «Определи род им. сущ. Напиши их

                                                                              в ед. ч. в три столбика – по родам.

Зарисуем три столбика. Как их обозначить?    - м. р., ж. р., ср. р.

Напомните, как определить род?                       Повторяют правило.

м. р.                    ж. р.                 ср. р.              Выполняют задание в тетрадях,

(он, мой)        (она, моя)            (оно, моё)         с подробным устным разбором

                             по цепочке.

  орех                осина  письмо

  огурец           комната   крыло

 помидор         ракета               болото

  овощ               минута               перо

    мяч обезьяна           гнездо

  голубь                                       дерево

   ручей

Последнюю строчку выполните                        Доделывают упражнение. Проверяют.

самостоятельно.

Придумайте и напишите еще по одному

слову в каждый столбик. Какие слова вы

придумали и записали?                                       Отвечают.

2. – Переверните страницу, упр. 410.

Давайте продолжим работу с определением    Читают по одному слову, по цепочке.

рода и записью в три столбика, используя       определяют род. Записывают в тетрадь.

слова из этого упр.

Кто догадался: большинство из этих слов

какие?                                                                   - словарные

 картофель        туфля             счастье

 календарь      морковь          здоровье

инструмент      комната          пальто

   урожай          конфета            солнце

   стебель         вермишель       государство

    рельс              птица            воскресенье

                            яблоня             пианино

                           фамилия            яйцо

                           шерсть            яблоко

дорога шоссе

                         скатерть  имя

VII. Домашнее задание. Разбор упражнения.

- Дома вы закончите упр. 410 до конца и          Записывают домашнее задание.

выполните на стр. 22 упр. 411. Прочитаем       Открывают упражнения,

задание.                                                                разбирают задание с учителем.                      

       

VIII. Итоги урока

- Чему мы сегодня научились?                          - определять род у им. сущ. мн. ч.

Что для этого нужно сделать?                            Отвечают.            

Приведите примеры.

Молодцы, ребята. Спасибо за урок!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81476. Образование хиломикронов и транспорт жиров. Роль апопротеинов в составе хиломикронов. Липопротеинлипаза 106.5 KB
  Липиды в водной среде а значит и в крови нерастворимы поэтому для транспорта липидов кровью в организме образуются комплексы липидов с белками липопротеины. ЛП хорошо растворимы в крови не коалесцируют так как имеют небольшой размер и отрицательный заряд на поверхности. В лимфе и крови с ЛПВП на ХМ переносятся апопротеины Е апоЕ и СП апоСП; ХМ превращаются в зрелые . ХМ имеют довольно большой размер поэтому после приёма жирной пищи они придают плазме крови опалесцирующий похожий на молоко вид.
81477. Биосинтез жиров в печени из углеводов. Структура и состав транспортных липопротеинов крови 153.12 KB
  В жировой ткани для синтеза жиров используются в основном жирные кислоты освободившиеся при гидролизе жиров ХМ и ЛПОНП. Молекулы жиров в адипоцитах объединяются в крупные жировые капли не содержащие воды и поэтому являются наиболее компактной формой хранения топливных молекул. В гладком ЭР гепатоцитов жирные кислоты активируются и сразу же используются для синтеза жиров взаимодействуя с глицерол3фосфатом.
81478. Депонирование и мобилизация жиров в жировой ткани. Регуляция синтеза и мобилизации жиров. Роль инсулина, глюкагона и адреналина 107.09 KB
  Регуляция синтеза и мобилизации жиров. Какой процесс будет преобладать в организме синтез жиров липогенез или их распад липолиз зависит от поступления пищи и физической активности. Регуляция синтеза жиров.
81479. Основные фосфолипиды и гликолипиды тканей человека (глицерофосфолипиды, сфингофосфолипиды, гликоглицеролипиды, гликосфиголипиды). Представление о биосинтезе и катаболизме этих соединений 264.19 KB
  Функции гликосфинголипидов можно суммировать следующим образом: Взаимодействие между: клетками; клетками и межклеточным матриксом; клетками и микробами. Церамид служит предшественником в синтезе большой группы сфинголипидов: сфингомиелинов не содержащих углеводов и гликосфинголипидов. В распаде сфингомиелинов участвуют 2 фермента сфингомиелиназа отщепляющая фосфорилхолин и церамидаза продуктами действия которой являются сфингозин и жирная кислота Катаболизм гликосфинголипидов. Катаболизм гликосфинголипидов начинается с перемещения их...
81480. Нарушение обмена нейтрального жира (ожирение), фосфолипидов и гликолипидов. Сфинголипидозы 124.68 KB
  Сфинголипиды метаболизм: заболевания сфинголипидозы таблица Заболевание Фермент недостаточностькоторого обусловливает заболевание Накапливающийся :липид : Клинические симптомы Фукозидоз альфаФукозидаза CerGlcGlNcCl:Fuc НИзоантиген Слабоумие спастическое состояние мышц утолщение кожи Генерализованный ганглиозидоз GM1бетаГалактозидаза CerGlcGlNeucGlNc:Gl Ганглиозид GM1 Умственная отсталость увеличениепечени деформация скелета Болезнь ТеяСакса Гексозаминидаза А CerGlcGlNeuc:GlNc Ганглиозид GM2 Умственная отсталость...
81481. Строение и биологические функции эйкозаноидов. Биосинтез простагландинов и лейкотриенов 107.74 KB
  Биосинтез простагландинов и лейкотриенов. Структура номенклатура и биосинтез простагландинов и тромбоксанов Хотя субстраты для синтеза эйкозаноидов имеют довольно простую структуру полистовые жирные кислоты из них образуется большая и разнообразная группа веществ. Структура и номенклатура простагландинов и тромбоксанов Простагландины обозначают символами например PG А где PG обозначает слово простагландин а буква А обозначает заместитель в пятичленном кольце в молекуле эйкозаноида. Каждая из указанных групп простагландинов состоит из 3...
81482. Холестерин как предшественник ряда других стероидов. Представление о биосинтезе холестерина. Написать ход реакций до образования мевалоновой кислоты. Роль гидроксиметилглутарил-КоА-редуктазы 165.9 KB
  В печени синтезируется более 50 холестерола в тонком кишечнике 15 20 остальной холестерол синтезируется в коже коре надпочечников половых железах. В сутки в организме синтезируется около 1 г холестерола; с пищей поступает 300500 мг Холестерол выполняет много функций: входит в состав всех мембран клеток и влияет на их свойства служит исходным субстратом в синтезе жёлчных кислот и стероидных гормонов. Предшественники в метаболическом пути синтеза холестерола превращаются также в убихинон компонент дыхательной цепи и долихол...
81483. Синтез желчных кислот из холестерина. Конъюгация желчных кислот, первичные и вторичные желчные кислоты. Выведение желчных кислот и холестерина из организма 104.99 KB
  Конъюгация желчных кислот первичные и вторичные желчные кислоты. Выведение желчных кислот и холестерина из организма. Жёлчные кислоты синтезируются в печени из холестерола.
81484. ЛПНП и ЛПВП - транспортные, формы холестерина в крови, роль в обмене холестерина. Гиперхолестеринемия. Биохимические основы развития атеросклероза 110.43 KB
  Содержание холестерола и его эфиров в ЛППП достигает 45; часть этих липопротеинов захватывается клетками печени через рецепторы ЛПНП которые взаимодействуют и с апоЕ и с апоВ100. Транспорт холестерола в составе ЛПНП. Рецепторы ЛПНП. На ЛППП оставшиеся в крови продолжает действовать ЛПлипаза и они превращаются в ЛПНП содержащие до 55 холестерола и его эфиров.