53739

Распознавание рода у имен существительных множественного числа

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Научить учащихся определять род у имен существительных стоящих во множественном числе. Задачи: совершенствование навыка изменения имен существительных по числам; закрепление знаний о роде имен существительных и развитие умения определять род имени существительного с помощью опорных слов местоимений; формирование и закрепление умения...

Русский

2014-03-02

58 KB

4 чел.

Конспект урока русского языка

у учащихся начальной школы 3 класса

Время урока – 40 мин.

Подготовлен студенткой 5 курса, группы лого-2 Банзе Изабель

Тема: Распознавание рода у имен существительных множественного числа.

Цель урока: Научить учащихся определять род у имен существительных, стоящих во множественном числе.                              

Задачи:

- совершенствование навыка изменения имен существительных по числам;

- закрепление знаний о роде имен существительных и развитие умения определять род имени существительного с помощью опорных слов (местоимений);

- формирование и закрепление умения определять род имен существительных множественного числа;

- развитие навыка грамотного списывания и каллиграфического письма.

            

Оборудование: доска и мел;

  учебник русского языка II часть Т. Г. Рамзаевой;

  мягкий мяч (для динамической паузы).

Ход урока

          Деятельность учителя                                        Деятельность учеников

I. Организационный момент  

- Здравствуйте, ребята!                                       Встают. Здороваются с преподавателем.

Настроились на урок русского языка.               

Проверили готовность к уроку.

Сядет тот, кто придумает и назовет мне одно

имя существительное множественного числа. Называют им. существительные мн. ч.

Ручки, ножки, глазки на меня. Сели красиво.  Садятся в правильную позу.

II. Повторение изученного.

Проверка домашнего задания.

- С какой темой вы знакомились на прошлом

уроке?                                                                   - «Род имен существительных»

На какие вопросы отвечают им. сущ.?             - кто? и что?

Какого рода бывают им. существительные?    - мужского, женского и среднего

Как определить род у им. существительного?

Что для этого надо сделать?                               - подставить слово

Какие слова мы подставляем к им. сущ.

мужского (женского, среднего) рода?               - он, мой; она, моя; оно, мое

- Какое упражнение вы выполняли дома?        - на странице 20 упр. 407

Верно. Что вам нужно было сделать?               - придумать по 5 им. существительных,

Давайте проверим, все ли верно у вас               обозначающих растения, птиц и

получилось. Отвечаем по очереди,                    домашних животных.

по цепочке. Начнем с растений: называете

слово и сразу определяете вслух его род.

Потом так же по цепочке назовем птиц и         Отвечают по цепочке: называют

домашних животных. А остальные                    им. сущ. и определяют их род.

внимательно слушают и ждут очереди.

III. Чистописание

 - Напомните мне, какое сегодня число?           - 29 февраля

Откройте свои рабочие тетради.

Отступите две строчки. Запишите с доски:       Открывают тетради.

«29 февраля. Классная работа».                          Записываю число, классная работа.

- Работу в тетради начнем с чистописания.

Посмотрите глазками направо, теперь налево. Выполняют разминку.

Вверх – вниз. Теперь поморгайте. Закончили.

- Прочитайте словарные слова, которые я

записала на доске, соблюдая ударение:            Читают словарные слова с доски.

 Ботинки, валенки, платок, сапоги.

Найдите здесь им. сущ. сколько их?                 - все слова

Докажите. На какие вопросы отвечают эти

слова?                                                                   - что?

Какую непроверяемую гласную пишем

в корне слова «ботинки»? Назовите корень.    - «о», «бот»

В слове «валенки» какую непроверяемую

гласную пишем в корне? Назовите корень.     - «е», «вал»

В слове «платок» какую непроверяемую

гласную пишем в корне? Назовите корень.     - «а», «плат»

В слове «сапоги» какая гласная в корне?         - «а»

А гласную «о» можем проверить?                    - сапожки

Назовите корень.                                                 - «сапог»

- С красной строки, с большой буквы,

аккуратно спишите эти слова.                            Списывают слова, подчеркивают

Непроверяемые гласные подчеркните как        непроверяемые гласные карандашом.

на доске карандашом.                        

IV. Сообщение новой темы

- А теперь посмотрите внимательное еще

раз на эти им. существительные и скажите:

какое слово тут лишнее? И почему?                 - платок, потому что остальное – обувь

Это верно. А если с точки зрения русского

языка? Прочитаем слова еще раз вслух.           Читают повторно вслух.

Лишнее действительно слово «платок», но

еще почему? В каком оно стоит числе?            - все слова во мн. ч., а «платок» в ед. ч.

Правильно!

Поиграем со словом «платок». Определите

род. Назовите число.                                           - он (мой) платок, м. р., ед. ч.

Поиграем со словом «ботинки». Определите

род. Можем ли мы так просто это сделать?     - нет

Верно. А число?                                                  - они (мои) мн. ч.

А у слова «валенки» («сапоги»)?                       - нет, они тоже мн. ч.

А как назвать «ботинки» в ед. ч.?                      - ботинок

Можно определить род у слова «ботинок»?     - он (мой) ботинок, м. р.

Так вот, ребята, чтобы определить род им.

сущ., стоящего во мн. ч., необходимо:

во-первых, поставить им. сущ. в ед. ч.,

во-вторых, определить род у этого слова.

Определим род у слова «валенки».

Как сказать про один?                                        - валенок, он (мой), м. р.

Определим род у слова «сапоги».                     - сапог, он (мой), м. р.

Надпишите род карандашом над словами.       Надписывают род у им. сущ.

- Теперь откроем учебники на стр. 21 и

громко выразительно прочитаем правило.       Читают вслух првило.

А теперь своими словами скажем: что нужно

сделать, чтобы определить род у им. сущ.,

стоящего во мн. ч.?                                             Отвечают своими словами.

V. Динамическая пауза

- Сейчас поиграем в игру наоборот: я буду

называть им. сущ. во мн. числе, а вы мне –

в единственном:                                                   Следуют инструкции.

 Двери, окна, столы, стулья, карандаши,

ручки, тетради, уроки, выходные, праздники,

дни, учителя, ученики, дети, люди.

 

VI. Упражнения по теме урока

1. - Потренируемся в определении рода у

им. сущ. мн. ч.  Для этого выполним упр. 409.

Прочитаем задание.                                             Ученик читает задание вслух:

                                                                              «Определи род им. сущ. Напиши их

                                                                              в ед. ч. в три столбика – по родам.

Зарисуем три столбика. Как их обозначить?    - м. р., ж. р., ср. р.

Напомните, как определить род?                       Повторяют правило.

м. р.                    ж. р.                 ср. р.              Выполняют задание в тетрадях,

(он, мой)        (она, моя)            (оно, моё)         с подробным устным разбором

                             по цепочке.

  орех                осина  письмо

  огурец           комната   крыло

 помидор         ракета               болото

  овощ               минута               перо

    мяч обезьяна           гнездо

  голубь                                       дерево

   ручей

Последнюю строчку выполните                        Доделывают упражнение. Проверяют.

самостоятельно.

Придумайте и напишите еще по одному

слову в каждый столбик. Какие слова вы

придумали и записали?                                       Отвечают.

2. – Переверните страницу, упр. 410.

Давайте продолжим работу с определением    Читают по одному слову, по цепочке.

рода и записью в три столбика, используя       определяют род. Записывают в тетрадь.

слова из этого упр.

Кто догадался: большинство из этих слов

какие?                                                                   - словарные

 картофель        туфля             счастье

 календарь      морковь          здоровье

инструмент      комната          пальто

   урожай          конфета            солнце

   стебель         вермишель       государство

    рельс              птица            воскресенье

                            яблоня             пианино

                           фамилия            яйцо

                           шерсть            яблоко

дорога шоссе

                         скатерть  имя

VII. Домашнее задание. Разбор упражнения.

- Дома вы закончите упр. 410 до конца и          Записывают домашнее задание.

выполните на стр. 22 упр. 411. Прочитаем       Открывают упражнения,

задание.                                                                разбирают задание с учителем.                      

       

VIII. Итоги урока

- Чему мы сегодня научились?                          - определять род у им. сущ. мн. ч.

Что для этого нужно сделать?                            Отвечают.            

Приведите примеры.

Молодцы, ребята. Спасибо за урок!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15497. Андрусівське сепаратне перемир’я 1667 22.75 KB
  Андрусівське сепаратне перемир’я 1667 Андрусівський сепаратний договір Андрусівський мир угода між Московським царством і Польщею за спиною України про припинення війни підписана 30 січня 1667 року в селі Андрусове під Смоленськом терміном на 135 років. Угода стала заве
15498. Античні міста Північного Причорномор'я 14.88 KB
  Античні міста Північного Причорноморя Грецькі міста й селища виникли в Причорноморї під час Великої грецької колонізації у VIII VI ст. до н. е. Причини виникнення колоній полягали в перенаселенні Греції нестачі земель придатних для хліборобства пошуках джерел сировини...
15499. Антропогенез 13.81 KB
  Кістки найдавніших у Європі людських істот знайдені у Вертешселеш Угорщина та Гейдельберзі Німеччина належали пітекантропам. Приблизно в цей самий час можливо трохи пізніше пращури людини зявляються на теренах України. Як відомо в усі історичні епохи Північ Євразі
15500. Українсько-московський договір. Березневі статті 1654 року – історико-юридична та історична оцінка 19.79 KB
  Українськомосковський договір. Березневі статті 1654 року – історикоюридична та історична оцінка Схожі матеріали УкраїнськоМосковська угода 1654 р УкраїнськоМосковський договір 1654 р Козацька делегація привезл...
15501. Давні літописи про походження Київської Русі 26.64 KB
  Давні літописи про походження Київської Русі Найдавніший руський літопис – Повість минулих літ заснування державності на східнослов’янських теренах приписує норманам варягам яких звали русь. Запросили їх княжити і володіти ними племена чудь словени кривичі...
15502. Військово-територіальний устрій реєстрового козацтва 15.84 KB
  Характерною рисою заселення території України у XV ст. було те що основна маса людності мешкала на здавна обжитих землях Київщині Галичині Волині Поліссі та Поділлі. А південні землі Середня Наддніпрянщина Запоріжжя мали значні природні багатства але були незаселе
15503. Гадяцький трактат 30.09 KB
  Га́дяцький до́говір також трапляється застаріле іменування Гадяцькі статті; пол. ugoda hadziacka угода укладена 16 вересня 1658 року під містом Гадяч з ініціативи гетьмана Івана Виговського між Річчю Посполитою і Гетьманщиною що передбачала входження останньої до складу Р...
15504. Гетьман Іван Мазепа 15.69 KB
  І. Мазепа увійшов у політичне життя України в тяжку для неї годину. Яскравим свідченням цього є укладення ним з Росією €œКоломацьких Статей€ 1687 р.. Вони значно обмежували і навіть де в чому ліквідовували самостійну економічну соціальну та зовнішню політику Гетьманщини....
15505. Гетьман Петро Дорошенко 14.78 KB
  Петро Дорошенко обраний гетьманом 1665 р. був яскравим представником національнопатріотичних сил котрі намагалися зупинити руйнівні тенденції в суспільстві об’єднати українські землі в єдину соборну державу. Його діяльність розпочиналася в дуже несприятливій внутр...