53742

Подготовка к сочинению-рассуждению

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: познакомить с работами писателей посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; прививать любовь к родному краю к малой и большой Родине. В гостях у нас учителя русского языка и литературы. Мы будем говорить о русском языке.

Русский

2014-03-02

36 KB

7 чел.

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему

« Подготовка к сочинению-рассуждению».

Цели урока: познакомить с работами писателей, посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; прививать любовь к родному краю, к малой и большой Родине.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! –

Солнцу и птицам!

- Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Доброе утро всем, кто собрался сегодня здесь, в этом классе. Дорогие ребята, день у вас сегодня необычный! Почему? Потому что вместо одного учителя у вас их несколько. В гостях у нас учителя русского языка и литературы. Мы единая команда. А объединяет нас и тема, которой посвящён урок. Мы будем говорить о русском языке.

Итак, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание русский язык? Что он значит для вас?

2. Составление кластера.

3. Знакомство с работами писателей, посвящённых русскому языку.

- А что значит русский язык для выдающихся людей России. Давайте вспомним «Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева, одно из которых так и называется «Русский язык».

а) чтение стихотворения

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- Какие слова из этого произведения мы выписываем в кластер?

У Ивана Сергеевича Тургенева есть хорошо известное вам высказывание. Давайте вспомним его.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

- Задумались ли вы над содержанием высказывания? Как вы, восьмиклассники, можете беречь русский язык? (Ответы учащихся).

б) чтение письма из книги «Заветное» Д. С. Лихачёва

Русский язык

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

- Что значит русский язык в жизни человека по мнению великого академика? Согласны ли вы с тем, что русский язык помогает понять человека, определить уровень воспитанности, культуры? (Ответы учащихся).

Академик Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо».

- О русском языке пишет и рассуждает и Николай Рерих.

в) Чтение текста «Русский язык».

РУССКИЙ ЯЗЫК

(1) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!» - на склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке.

(2) Истинно, великому народу дан и великий язык. (3) Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4) Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5) Есть соревнователь у русского языка – санскрит праотец. (6) Но на нем даже в Индии уже не говорят. (7) А ведь русский язык жив. (8) Он живет для будущего. (9) Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10) Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11) Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. (12) И для всех славянских наречий русский язык останется кормилом.

(13) Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (14) Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. (15) Нужно знать иностранные языки. (16) Чем больше, тем лучше. (17) Познавай их, русский человек еще более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (18) В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдет лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.

(19) Язык видоизменяется с каждым поколением. (20) Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (21) Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. (22) Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая истинного смысла. (23) Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (24) В стонах и воплях нарушается песнь. (25) Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живет в красоте речи. (26) Прекрасен русский язык. (27) И на нем скажут лучшие мысли о будущем.

г) Работа по тексту (словарная работа), задания к тексту:

1. Определить основную тему и главную мысль текста.

2. Тип речи данного текста.

3. В каком стиле написан текст?

4. Из предложения 20 выписать словосочетание со связью примыкание.

5. Определить способ образования слова пришелец.

- Что объединяет все прослушанные тексты и фрагменты. Выскажите свою точку зрения. Как же вы поняли, какую роль играет русский язык в жизни человека? Что значит для вас русский язык?

4. Письменная работа.

5. «Гимнастика для ума».

- Как связаны между собой слова ЯЗЫК и ЛЮБОВЬ? (Ответы учащихся)

« Любовь к Родине немыслима без любви к родному языку. Я живу в великой и необъятной стране – в России, у которой самый меткий, «могучий и прекрасный» язык. Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку». (Из сочинения выпускницы).

6. Заочная экскурсия по родным и милым сердцу местам.

7. Вывод по теме.

8. Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78858. Проблема истины в познании 14.2 KB
  Проблема истины в познании. Важнейшая проблема в познании это проблема истины. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.в Софисты считали что объективной истины нет: Человек мера всех вещей.
78859. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности 14.04 KB
  Анализируя многообразие течений философии науки можно выделить две различные стратегии: 1 интернализм; 2 экстернализм Экстерналистские взгляды впервые возникли еще в период становления классической науки и признают решающим движущим фактором развития науки внешние для нее обстоятельства социальные экономические и т. По мнению экстерналистов не только возникновение науки но и дальнейшее ее развитие всецело определяется потребностями общества. Тем не менее все эксерналисты сходятся в том что решающее влияние на развитие науки оказывает...
78860. Научные революции и их роль в динамике научного знания 31 KB
  Научные революции и их роль в динамике научного знания В динамике научного знания особую роль играют этапы развития связанные с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов требующими иного видения реальности...
78861. Проблема роста научного знания у К. Поппера 29 KB
  Проблема роста научного знания у К. Говоря о росте знания он имеет в виду не его накопление а ниспровержение старых научных теорий и их замену лучшими научными теориями. В своей концепции он формулирует три основных требования к росту знания: 1 Новое знание должно исходить из новой простой идеи; 2 Новое знание должно приводить к представлению явлений которые до сих пор не наблюдались; 3 Новое знание должно выдерживать новые и строгие поверки В частности именно он ввёл понятие фальсифицируемости лат. flsus ложный необходимого...
78862. Концепция исследовательских программ Лакатоса 30 KB
  Концепция исследовательских программ Лакатоса Лакатос автор теории и методологии научноисследовательских программ в рамках которых вслед за К. Лакатос полагает что основой теории научной рациональности должен стать принцип критицизма универсальный принцип всякой научной деятельности. Лакатос полагает что можно на протяжении длительного времени защищать любую теорию даже если эта теория ложна. Cуть концепции Лакатоса: Согласно Лакатосу в науке образуются не просто цепочки сменяющих одна другую теорий о которых пишет Поппер но...
78863. Эволюция концепции науки в позитивизме 29.5 KB
  Эволюция концепции науки в позитивизме. Позитиви́зм философское учение и направление в методологии науки определяющее единственным источником истинного действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание методы которого автоматически переносятся на другие науки в том числе социальногуманитарные.
78864. Проблемы развития науки в постпозитивизме 13.56 KB
  Проблемы развития науки в постпозитивизме. философии науки развивается течение постпозитивизма. Постпозитивисты Поппер Мун Лакатос Фейрабенб Полани подвергли критике позитивистский идеал факта введя в анализ науки историческое социологическое и культурологическое измерение. Постпозитивизм общее название используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций пришедших на смену тем которые были присущи методологии логического позитивизма.
78865. Специфика социально-гуманитарного познания 14.44 KB
  Предмет социального познания мир человека а не просто вещь как таковая. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники хроники документы и т. Текстовая природа социального познания характерная его черта.
78866. Философия в системе социально-гуманитарного знания 28.5 KB
  Философия в системе социально-гуманитарного знания. При изучении социально-культурных процессов и явлений общество культура человек в современной науке принято делать отличия социально-гуманитарного знания от естественного...