53742

Подготовка к сочинению-рассуждению

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: познакомить с работами писателей посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; прививать любовь к родному краю к малой и большой Родине. В гостях у нас учителя русского языка и литературы. Мы будем говорить о русском языке.

Русский

2014-03-02

36 KB

5 чел.

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему

« Подготовка к сочинению-рассуждению».

Цели урока: познакомить с работами писателей, посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; прививать любовь к родному краю, к малой и большой Родине.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! –

Солнцу и птицам!

- Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Доброе утро всем, кто собрался сегодня здесь, в этом классе. Дорогие ребята, день у вас сегодня необычный! Почему? Потому что вместо одного учителя у вас их несколько. В гостях у нас учителя русского языка и литературы. Мы единая команда. А объединяет нас и тема, которой посвящён урок. Мы будем говорить о русском языке.

Итак, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание русский язык? Что он значит для вас?

2. Составление кластера.

3. Знакомство с работами писателей, посвящённых русскому языку.

- А что значит русский язык для выдающихся людей России. Давайте вспомним «Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева, одно из которых так и называется «Русский язык».

а) чтение стихотворения

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- Какие слова из этого произведения мы выписываем в кластер?

У Ивана Сергеевича Тургенева есть хорошо известное вам высказывание. Давайте вспомним его.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

- Задумались ли вы над содержанием высказывания? Как вы, восьмиклассники, можете беречь русский язык? (Ответы учащихся).

б) чтение письма из книги «Заветное» Д. С. Лихачёва

Русский язык

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

- Что значит русский язык в жизни человека по мнению великого академика? Согласны ли вы с тем, что русский язык помогает понять человека, определить уровень воспитанности, культуры? (Ответы учащихся).

Академик Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо».

- О русском языке пишет и рассуждает и Николай Рерих.

в) Чтение текста «Русский язык».

РУССКИЙ ЯЗЫК

(1) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!» - на склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке.

(2) Истинно, великому народу дан и великий язык. (3) Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4) Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5) Есть соревнователь у русского языка – санскрит праотец. (6) Но на нем даже в Индии уже не говорят. (7) А ведь русский язык жив. (8) Он живет для будущего. (9) Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10) Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11) Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. (12) И для всех славянских наречий русский язык останется кормилом.

(13) Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (14) Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. (15) Нужно знать иностранные языки. (16) Чем больше, тем лучше. (17) Познавай их, русский человек еще более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (18) В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдет лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.

(19) Язык видоизменяется с каждым поколением. (20) Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (21) Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. (22) Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая истинного смысла. (23) Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (24) В стонах и воплях нарушается песнь. (25) Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живет в красоте речи. (26) Прекрасен русский язык. (27) И на нем скажут лучшие мысли о будущем.

г) Работа по тексту (словарная работа), задания к тексту:

1. Определить основную тему и главную мысль текста.

2. Тип речи данного текста.

3. В каком стиле написан текст?

4. Из предложения 20 выписать словосочетание со связью примыкание.

5. Определить способ образования слова пришелец.

- Что объединяет все прослушанные тексты и фрагменты. Выскажите свою точку зрения. Как же вы поняли, какую роль играет русский язык в жизни человека? Что значит для вас русский язык?

4. Письменная работа.

5. «Гимнастика для ума».

- Как связаны между собой слова ЯЗЫК и ЛЮБОВЬ? (Ответы учащихся)

« Любовь к Родине немыслима без любви к родному языку. Я живу в великой и необъятной стране – в России, у которой самый меткий, «могучий и прекрасный» язык. Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку». (Из сочинения выпускницы).

6. Заочная экскурсия по родным и милым сердцу местам.

7. Вывод по теме.

8. Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37297. МЕТОД ПРОЕКЦИЙ. Центральные проекции и их основные свойства. 902.5 KB
  Перпендикуляр к плоскости перпендикулярен любой прямой проведенной в этой плоскости. Плоскости перпендикулярны если прямая принадлежащая одной плоскости перпендикулярна другой плоскости. Если прямая линия параллельна прямой лежащей в плоскости то она параллельна этой плоскости.
37298. Теория обучения и воспитания 481 KB
  Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины 13 Описание учебнометодического комплекса дисциплины Теория обучения и воспитания 15 Виды учебной работы 16 Тематический план курса 16 8. Задачи: Вооружить студентов системой научных знаний о сущности и особенностях процессов обучения воспитания и развития; Раскрыть потенциалы образовательной среды и ее возможные модификации для обеспечения качества образования; Активизировать развитие у студентов профессиональнопедагогического мышления умения видеть и анализировать...
37299. Перехідна характеристика об’єкта керування 101.5 KB
  Користуючись теоремою розкладення та стандартною функцією перетворення Лапласа розрахувати та побудувати перехідні характеристики об'єкта керування. Перехідну характеристику ht будуємо за допомогою стандартної операції зворотного перетворення Лапласа програмного середовища Mthcd. Спочатку знаходимо перетворення за Лапласом вихідної величини hp Задаємо початкові умови: Знайдемо перехідну функцію за допомогою теореми розкладення. Спочатку знаходимо перетворення за Лапласом...
37300. Общие требования к курсовой работе (для юридических дисциплин) 190 KB
  Структура и содержание курсовой работы Тема курсовой работы избирается студентом исходя из его интересов и согласовывается с научным руководителем. После утверждения темы студентом разрабатывается план работы который также должен быть согласован с научным руководителем. В дальнейшем при написании работы студенту рекомендуется обсуждать с руководителем наиболее принципиальные и спорные вопросы темы. Структура и содержание курсовой работы должны в полной мере раскрывать избранную тему.
37301. Физиология центральных и периферических эндокринных органов 57.54 KB
  Все процессы жизнедеятельности организма строго согласованы между собой по скорости, времени и месту протекания. В организме человека эту согласованность на периферии осуществляют внутриклеточные и межклеточные механизмы регуляции, важнейшую роль в которых играют гормоны.
37302. Инженерный анализ моделей технических систем с помощью MathCAD 72.5 KB
  Освоить программу MathCAD и получить практические навыки ее использования при инженерном анализе моделей технических систем.
37303. Провести анализ напряженно-деформированного состояния конструкции балочного типа с заданным поперечным сечением, при статическом нагружении 512 KB
  Ввод координат 2 Задание материала Для задания характеристик материала выберем пункт меню Model= Mteril Модель= Материал. Рисунок 2 Задание материала и его свойств Для сохранения введенного материала в библиотеке нажмем кнопку Sve ответив при этом утвердительно на запрос о подтверждении занесения Ст. Рисунок 3 Выбор типа конечных элементов Нажмем кнопку Shpe Форма для задания формы и размеров поперечного сечения балки. Рисунок 4 Задание формы поперечного сечения балки Выберем из списка Shpe сечение Chnnel C Section...