53744

Роль имени прилагательного в русском языке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Обучающая учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет; Развивающая развивать критическое мышление умение ставить проблемные вопросы выдвигать гипотезы анализировать и сравнивать обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; Воспитывающая создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать...

Русский

2014-03-02

88.5 KB

11 чел.

Урок по русскому языку, выполненного в технологии развития критического мышления.

Класс: 2

Тип урока: Комбинированный

Тема урока: «Роль имени прилагательного в русском языке».

Цель: 1) Обучающая - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи,  находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет;

2) Развивающая - развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;

3) Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать  любовь к животным.

                                               Ход урока

Ι. Организационный момент.

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

• Беседа.

  1.  С какой частью речью мы познакомились с вами на прошлом уроке?
  2.  На какие вопросы отвечает имя существительное?
  3.  Что обозначает эта часть речи?
  4.  Что было задано на дом?
  5.  Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?

• Минутка каллиграфии.

Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

 

к

 н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

 н

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

ч

т

 н

э

я

з  

х

ф

ъ

о

д

ж

 н

е

- Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

Назовите, из каких элементов состоит буква. (Анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

Пока дети пишут, появляется карточка.

- А какое правило напоминает вам это соединение?  (Написание слов с  удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание  букв НН.

На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.

- Измените каждое  слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)

- Полученные  слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.

III. Актуализация опорных знаний.

-  А сейчас  мы станем исследователями.  Кто  из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (В толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова?

Какой частью речи являются?

Что будет предметом нашего исследования? ( Имя прилагательное)

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу (Каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

 Работа  в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

VI. Сообщение темы и целей урока.

На доске появляется тема урока: Сегодня на уроке мы будем изучать тему

Научимся правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

Прием " Дерево предсказаний.

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Вам, ребята нудно озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные). Я буду записывать на доске, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?    

IV. Работа над темой урока. 

Наблюдения  над  ролью прилагательных в речи.

Прием " Толстые и тонкие вопросы".

 (Учащиеся объединяются в 4 группы,  в группах им предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Толстые?

Тонкие?

С какой целью….(в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … (из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…(прилагательные нужны в речи)?

Можно ли …(обойтись в речи без прилагательных)?

Группы озвучивают свои вопросы

 Задание 1.

Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.

1. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса.
    Кто ж это?... (Лиса.)

2.  Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

 Задание для группы (1 и 3):

    

                 

Задание для группы (2 и 4)

Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)

- Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,

используя только существительные.

- Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

• Беседа.

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

- Чьё описание оказалось более точным?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)   На доску помещается карточка:

Задание 2.

  - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк. 

 г...лодный               лиса

неуклюж...й           волк

трусливый              м...две...

к...лючий               за...ц  

хитрый                    ё...

 Проверка выполнения.  Орфографическая работа.

 - Знание,  какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?

- Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет).

- Выполнение этого упражнения,  помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?

• Физкультминутка

Мы руками  хлоп – хлоп,

Мы ногами топ – топ,

Мы плечами чик – чик,

Мы глазами миг – миг,

Раз туда, два сюда,

Повернись вокруг себя,

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

• Минутка для глаз:

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Задание 3.       Работа в группах.

 Для каждой группы. Прочитайте 2 текста. Сравните их.

     Текст 1.

     

    Текст 2.

 

• Беседа.

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
- На какой из своих вопросов вы получили ответ?  

На доску помещается карточка:

VΙ. Обобщение и систематизация знаний.

• Обобщающая беседа.

- Что такое имя прилагательное?

- Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

- Какую роль они выполняют в речи?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные?

  Обратим внимание на дерево предсказаний.    

- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?

VΙΙ. Домашнее задание.

1. В учебнике повторить про имя прилагательное, выучить правило.

2. Составить 3 предложения  с одним прилагательным и записать в тетрадь.

VΙΙΙ. Итог урока.

-  Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Заполнение таблицы "ЗХУ"

З - что мы знаем про имя прилагательное?

 Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали?

Заслушиваются ответы детей.

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой. Образной.

 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания.

Памятка для составления синквейна

1) Имя прилагательное.

2) Яркие    разнообразные.

3) Украшают   описывают   уточняют.

4)  Без них речь  наша пуста!

5)  Богатство.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80762. Object of the Theory of Grammar. Its place among Other Linguistic Sciences 29.78 KB
  Language is social by nature: it is inseparably connected with the people who are its creators users. L. consists of three parts (sides): the phonological system, the lexical system, the grammatical system; without any one of them three is no human L. in the above sense.
80763. DISTINCTIVE LINGUISTIC FEATURES OF THE MAJOR FUNCTIONAL STYLES OF ENGLISH 26.76 KB
  A functional style of language is a system of interrilated language means which serve a definite in communication. The english literary standard we distinguish the following major functional styles: the language of belles-letters, the languge publicistic literaeture, the language of newspapers...
80764. Право граждан на благоприятную окружающую среду 31.86 KB
  Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то что первое несомненно связано с состоянием окружающей среды в которой проживает человек. По оценкам Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья человека до 80 определяется условиями среды его обитания. Есть основания предположить что годы жизни укорочены наряду с другими причинами изза деградации окружающей среды. В той части в какой право на жизнь связано с охраной природной среды оно может защищаться способами и средствами предусмотренными...
80765. Право на достоверную информацию о состоянии окружающую среду. Источники экологической информации 33.31 KB
  Источники экологической информации. ФЗ Об информации информационных технологиях и защите информации предусматривает защиту прав граждан на экологическую информацию в том числе сведения о последствиях аварий и катастроф информацию о безопасности населенных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну доступ к данной информации не может быть ограничен. Одним из критериев такой информации является ее достоверность.
80766. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды 31.04 KB
  Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Федерального закона Об охране окружающей среды. Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка Русский Север образованного Правительством РФ в...
80767. Право собственности на природные объекты: понятие, виды, объекты и субъекты, основания возникновения 30.39 KB
  Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной государственной муниципальной и иных формах собственности. Земли которые не находятся в собственности граждан юридических лиц или муниципальных образований представляют собой государственную собственность. Право собственности на природные ресурсы – возможность владения пользования и распоряжения данными природными ресурсами.
80768. Право природопользования: понятие, содержание и виды 35.24 KB
  Позитивное природопользование классифицируется по объекту природопользования на землепользование водопользование пользование лесами недрами и животным миром. Право природопользования понимается в двух значениях. В объективном смысле право природопользования это совокупность правовых норм регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.
80769. Право общего природопользования 34.47 KB
  При этом однако в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда правовой режим которых определяется земельным законодательством.
80770. Право специального природопользования: основания возникновения и прекращения 31.45 KB
  Формы специального природопользования: комплексное природопользование; специальное пользование водами недрами объектами животного мира другими природными ресурсами. Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Право специального природопользования возникает на основании разрешений лицензий договоров оформляемых в рамках определенных в...