53744

Роль имени прилагательного в русском языке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Обучающая учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет; Развивающая развивать критическое мышление умение ставить проблемные вопросы выдвигать гипотезы анализировать и сравнивать обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; Воспитывающая создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать...

Русский

2014-03-02

88.5 KB

11 чел.

Урок по русскому языку, выполненного в технологии развития критического мышления.

Класс: 2

Тип урока: Комбинированный

Тема урока: «Роль имени прилагательного в русском языке».

Цель: 1) Обучающая - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи,  находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет;

2) Развивающая - развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;

3) Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать  любовь к животным.

                                               Ход урока

Ι. Организационный момент.

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

• Беседа.

  1.  С какой частью речью мы познакомились с вами на прошлом уроке?
  2.  На какие вопросы отвечает имя существительное?
  3.  Что обозначает эта часть речи?
  4.  Что было задано на дом?
  5.  Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?

• Минутка каллиграфии.

Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

 

к

 н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

 н

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

ч

т

 н

э

я

з  

х

ф

ъ

о

д

ж

 н

е

- Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

Назовите, из каких элементов состоит буква. (Анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

Пока дети пишут, появляется карточка.

- А какое правило напоминает вам это соединение?  (Написание слов с  удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание  букв НН.

На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.

- Измените каждое  слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)

- Полученные  слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.

III. Актуализация опорных знаний.

-  А сейчас  мы станем исследователями.  Кто  из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (В толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова?

Какой частью речи являются?

Что будет предметом нашего исследования? ( Имя прилагательное)

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу (Каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

 Работа  в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

VI. Сообщение темы и целей урока.

На доске появляется тема урока: Сегодня на уроке мы будем изучать тему

Научимся правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

Прием " Дерево предсказаний.

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Вам, ребята нудно озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные). Я буду записывать на доске, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?    

IV. Работа над темой урока. 

Наблюдения  над  ролью прилагательных в речи.

Прием " Толстые и тонкие вопросы".

 (Учащиеся объединяются в 4 группы,  в группах им предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Толстые?

Тонкие?

С какой целью….(в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … (из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…(прилагательные нужны в речи)?

Можно ли …(обойтись в речи без прилагательных)?

Группы озвучивают свои вопросы

 Задание 1.

Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.

1. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса.
    Кто ж это?... (Лиса.)

2.  Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

 Задание для группы (1 и 3):

    

                 

Задание для группы (2 и 4)

Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)

- Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,

используя только существительные.

- Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

• Беседа.

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

- Чьё описание оказалось более точным?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)   На доску помещается карточка:

Задание 2.

  - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк. 

 г...лодный               лиса

неуклюж...й           волк

трусливый              м...две...

к...лючий               за...ц  

хитрый                    ё...

 Проверка выполнения.  Орфографическая работа.

 - Знание,  какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?

- Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет).

- Выполнение этого упражнения,  помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?

• Физкультминутка

Мы руками  хлоп – хлоп,

Мы ногами топ – топ,

Мы плечами чик – чик,

Мы глазами миг – миг,

Раз туда, два сюда,

Повернись вокруг себя,

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

• Минутка для глаз:

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Задание 3.       Работа в группах.

 Для каждой группы. Прочитайте 2 текста. Сравните их.

     Текст 1.

     

    Текст 2.

 

• Беседа.

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
- На какой из своих вопросов вы получили ответ?  

На доску помещается карточка:

VΙ. Обобщение и систематизация знаний.

• Обобщающая беседа.

- Что такое имя прилагательное?

- Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

- Какую роль они выполняют в речи?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные?

  Обратим внимание на дерево предсказаний.    

- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?

VΙΙ. Домашнее задание.

1. В учебнике повторить про имя прилагательное, выучить правило.

2. Составить 3 предложения  с одним прилагательным и записать в тетрадь.

VΙΙΙ. Итог урока.

-  Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Заполнение таблицы "ЗХУ"

З - что мы знаем про имя прилагательное?

 Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали?

Заслушиваются ответы детей.

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой. Образной.

 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания.

Памятка для составления синквейна

1) Имя прилагательное.

2) Яркие    разнообразные.

3) Украшают   описывают   уточняют.

4)  Без них речь  наша пуста!

5)  Богатство.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72518. Экономика строительных материалов Республики Беларусь 64.5 KB
  Строительный комплекс рассматривается как межотраслевая система включающая совокупность предприятий объединений и организаций деятельность которых направлена на создание реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения.
72519. Олиго и полисахариды 131.5 KB
  Дисахариды Состоят из двух остатков моносахаридов, связанных гликозидной связью. Все дисахариды в кислой среде гидролизуются до моносахаридов. Восстанавливающие дисахариды мальтоза, лактоза, целлобиоза. Характерна цикло-оксо-таутомерия и мутаротация.
72520. Альфа-Аминокислоты. Пептиды. Белки 215 KB
  Белки это - важнейший класс биологических соединений. Они играют ключевую роль в клетке, присутствуют в виде главных компонентов в любых формах живой материи, поэтому по-прежнему неопровержимо определение Ф.Энгельса, что «жизнь есть способ существования белковых тел».
72521. Сущность понятия «человек» 314 KB
  Теория происхождения человека суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития получила название антропогенез. Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека: Религиозная теория креационизм; теологическая.
72523. Производная 126.5 KB
  Производной функции у = fx в точке х называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента если он существует Используется также эквивалентное обозначение и употребляется точка сверху когда речь идет о функциях времени. Производная– это скорость изменения функции f при изменении аргумента x.
72525. Металлы 6.33 MB
  Знакомство с черными металлами начнем с чугуна так как чугун генетически по технологии предшествует стали определяет ее состав и в какой-то мере структуру и свойства Получение состав структура и свойства чугуна Черные металлы издавна получают так называемым пирометаллургическим способом: сначала из руд...
72526. Искусственные обжиговые каменные материалы 2.09 MB
  Таким образом получают кирпич и другие керамические изделия из глины. Характеристика глины как сырья для керамики. Превращения глины при обжиге. Да и клинописные записи из которых почерпнуты сведения о Вавилонском кирпиче сделаны на пластинках из обожженной глины они были записаны...