53744

Роль имени прилагательного в русском языке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Обучающая учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет; Развивающая развивать критическое мышление умение ставить проблемные вопросы выдвигать гипотезы анализировать и сравнивать обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; Воспитывающая создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать...

Русский

2014-03-02

88.5 KB

10 чел.

Урок по русскому языку, выполненного в технологии развития критического мышления.

Класс: 2

Тип урока: Комбинированный

Тема урока: «Роль имени прилагательного в русском языке».

Цель: 1) Обучающая - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи,  находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет;

2) Развивающая - развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;

3) Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать  любовь к животным.

                                               Ход урока

Ι. Организационный момент.

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

• Беседа.

  1.  С какой частью речью мы познакомились с вами на прошлом уроке?
  2.  На какие вопросы отвечает имя существительное?
  3.  Что обозначает эта часть речи?
  4.  Что было задано на дом?
  5.  Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?

• Минутка каллиграфии.

Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

 

к

 н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

 н

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

ч

т

 н

э

я

з  

х

ф

ъ

о

д

ж

 н

е

- Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

Назовите, из каких элементов состоит буква. (Анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

Пока дети пишут, появляется карточка.

- А какое правило напоминает вам это соединение?  (Написание слов с  удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание  букв НН.

На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.

- Измените каждое  слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)

- Полученные  слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.

III. Актуализация опорных знаний.

-  А сейчас  мы станем исследователями.  Кто  из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (В толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова?

Какой частью речи являются?

Что будет предметом нашего исследования? ( Имя прилагательное)

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу (Каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

 Работа  в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

VI. Сообщение темы и целей урока.

На доске появляется тема урока: Сегодня на уроке мы будем изучать тему

Научимся правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

Прием " Дерево предсказаний.

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Вам, ребята нудно озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные). Я буду записывать на доске, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?    

IV. Работа над темой урока. 

Наблюдения  над  ролью прилагательных в речи.

Прием " Толстые и тонкие вопросы".

 (Учащиеся объединяются в 4 группы,  в группах им предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Толстые?

Тонкие?

С какой целью….(в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … (из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…(прилагательные нужны в речи)?

Можно ли …(обойтись в речи без прилагательных)?

Группы озвучивают свои вопросы

 Задание 1.

Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.

1. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса.
    Кто ж это?... (Лиса.)

2.  Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

 Задание для группы (1 и 3):

    

                 

Задание для группы (2 и 4)

Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)

- Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,

используя только существительные.

- Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

• Беседа.

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

- Чьё описание оказалось более точным?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)   На доску помещается карточка:

Задание 2.

  - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк. 

 г...лодный               лиса

неуклюж...й           волк

трусливый              м...две...

к...лючий               за...ц  

хитрый                    ё...

 Проверка выполнения.  Орфографическая работа.

 - Знание,  какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?

- Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет).

- Выполнение этого упражнения,  помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?

• Физкультминутка

Мы руками  хлоп – хлоп,

Мы ногами топ – топ,

Мы плечами чик – чик,

Мы глазами миг – миг,

Раз туда, два сюда,

Повернись вокруг себя,

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

• Минутка для глаз:

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Задание 3.       Работа в группах.

 Для каждой группы. Прочитайте 2 текста. Сравните их.

     Текст 1.

     

    Текст 2.

 

• Беседа.

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
- На какой из своих вопросов вы получили ответ?  

На доску помещается карточка:

VΙ. Обобщение и систематизация знаний.

• Обобщающая беседа.

- Что такое имя прилагательное?

- Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

- Какую роль они выполняют в речи?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные?

  Обратим внимание на дерево предсказаний.    

- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?

VΙΙ. Домашнее задание.

1. В учебнике повторить про имя прилагательное, выучить правило.

2. Составить 3 предложения  с одним прилагательным и записать в тетрадь.

VΙΙΙ. Итог урока.

-  Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Заполнение таблицы "ЗХУ"

З - что мы знаем про имя прилагательное?

 Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали?

Заслушиваются ответы детей.

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой. Образной.

 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания.

Памятка для составления синквейна

1) Имя прилагательное.

2) Яркие    разнообразные.

3) Украшают   описывают   уточняют.

4)  Без них речь  наша пуста!

5)  Богатство.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21518. Организация медицинского обеспечения Мотострелкового ( танкового ) полка в обороне 79 KB
  Условия деятельности медицинской службы в оборонительном бою. Условия деятельности медицинской службы полка в обороне в значительной степени определяются тем как осуществляется подготовка и организация обороны. Сжатые сроки отводимые при этом для организации обороны в условиях непосредственного соприкосновения с противником создают большие трудности в подготовке медицинской службы и работе в предстоящем оборонительном бою. Очевидно что при заблаговременной подготовке к обороне создаются более благоприятные условия и для подготовки...
21519. Организация медицинского обеспечения мотострелкового (танкового) полка в наступлении 81.5 KB
  Условия деятельности медицинской службы в наступательном бою возможные санитарные потери. В наступательном бою войска действуют как правило на недостаточно изученной только что освобожденной от противника территории состояние которой часто осложняет работу медицинской службы изза значительных разрушений жилого фонда дорог мостов и т. Это предопределяет необходимость своевременного проведения медицинской разведки специальных противоэпидемических и других профилактических мероприятий в войсках. В ходе наступления средства медицинской...
21520. Особенности организации медицинского обеспечения полка при ведении боевых действий в городе и в особых условиях 111.5 KB
  В частности затруднен розыск раненых нередко находящихся в подвалах завалах на верхних этажах чердаках и крышах поврежденных домов. В связи с этим необходим тщательный осмотр всех мест вероятного нахождения раненых. Санитарам или специально созданным поисковым командам назначаются объекты для розыска раненых или указываются направлении поисков. Извлечение раненых из подвалов завалов и снятия с верхних этажей зданий представляет часто большие трудности.
21521. Организация медицинского обеспечения войск при передвижении 104 KB
  Условия деятельности медицинской службы на марше и во встречном бою. Особенности проведения марша предъявляют к медицинской службе полка определённые требования которые нельзя не учитывать при организации его медицинского обеспечения. Возможность применения противником авиации и средств массового поражения по маршевым колоннам; вероятность воздействия на них воздушных десантов диверсионных и разведывательных групп всё это обуславливает необходимость постоянной готовности медицинской службы к оказанию помощи независимо от...
21522. Медицинские части и учреждения объединений 207 KB
  Использование имеющихся сил и средств для эвакуации раненых и больных из мпп и районов массовых санитарных потерь в омо и омедб а также эвакуация раненых и больных своим приданным санитарным транспортом в военные полевые госпитали госпитальной базы пгб. Возможность по эвакуации – более 1700 раненых и больных за один рейс; В. На отдельный медицинский отряд возлагаются следующие задачи:  эвакуация раненых и больных на себя из мпп а в ряде случаев непосредственно из очагов массовых санитарных потерь;  прием регистрация медицинская...
21523. Медицинская служба ВС РФ в чрезвычайных ситуациях мирного времени 91 KB
  Она характеризующуюся неопределенностью и сложностью принятия решений значительным экологическим ущербом человеческими жертвами необходимостью помощи извне и вследствие этого крупных людских материальных и временных затрат на проведение эвакуационноспасательных работ и ликвидацию последствий этих аварий катастроф и бедствий. Перед медицинскими формированиями Министерства Обороны работающими совместно со службой экстренной медицинской помощи Министерства Здравоохранения стоят аналогичные с ней задачи а именно: восстановление...
21524. Понятие о военной и экстремальной медицине 252 KB
  Необходимые базы обеспечивающие развитие теории и совершенствование практики здравоохранения ВС является военномедицинской организацией которая представлена специально предназначенными для этого силами и средствами объединёнными Вооруженных Сил в специализированную систему действующую на основе определённых принципов и правил военномедицинскую службу. Следовательно в своём становлении и развитии военная медицина базируется не только на общих положениях медицинской но также в не меньшей степени и военной науки. Вместе с тем...
21525. Задачи и организация медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время 110.5 KB
  Задачи и организация медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время Учебные вопросы: 1. Основные задачи медицинской службы Российской Армии в военное время их краткое содержание и значение. Перед медицинской службой стоят следующие основные задачи: Обеспечение высокой боевой готовности сил и средств медицинской службы. Проведение мероприятий медицинской службы по защите личного состава войск а также защиты соединений частей и учреждений медицинской службы от оружия массового поражения.
21526. Санитарные потери войск 145.5 KB
  Принимая во внимание поражающую способность современного огнестрельного оружия и высокую степень бронезащищённности войск значительная часть личного состава укрыта за бронёй танков бронетранспортёров боевых машин пехоты следует ожидать увеличения удельного веса закрытых травм в особенности закрытых травм мозга которые могут составить 57 общего числа санитарных потерь от огнестрельного оружия. Таким образом следующей особенностью поражающего действия ядерного оружия надо считать изменчивость структуры причиняемых им потерь. Величина...