53745

Столетняя война

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учитель приветствует учеников и организует повторение ими материала прошлого урока. Учитель проводит фронтальный опрос класса по теме прошлого урока. которая подтвердила права и вольности церкви городов рыцарей баронов свободного населения Что такое совет двадцати пяти совет баронов который следил за исполнением Великой хартии вольностей; в случае нарушения условий этой хартии бароны могли начать военные действия против короля всяческими способами добиваться исправления нарушений Затем учитель заслушивает письменные ответы...

Русский

2014-03-02

72 KB

5 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский Педагогический Государственный Университет»

Исторический факультет

Конспект урока

«Столетняя война»

Выполнила:

студентка очного отделения

5 курса 2 группы

Ермакова О.И.

Проверил:

Студеникин М.Т.

Москва 2012

Тема урока: «Столетняя война».

План урока.

  1.  Причины войны.
  2.  Армии двух стран.
  3.  Ход войны.
  4.  Итоги войны.

Задачи урока.

Образовательные:

  •  познакомить учащихся с причинами Столетней войны и поводом к ней;
  •  охарактеризовать армии двух стран (состав, вооружение, тактика);
  •  разобрать основные события Столетней войны (сражение при Слейсе 1340 г., битва при Креси 1346 г., взятие Кале 1347 г., битва при Пуатье 1356 г., заключение в 1360 г. мира в Бретиньи, битва при Азенкуре 1415 г., поход Жанны д’Арк и освобождение Орлеана в 1429 г., коронация Карла VII в Реймсе, взятие Бордо 1453 г.);
  •  рассказать об итогах войны.

Воспитательные:

  •  способствовать формированию эстетических чувств учащихся в ходе просмотра иллюстраций на тему Столетней войны;
  •  способствовать воспитанию патриотических чувств на примере подвигов граждан Кале и Жанны д‘Арк.

Развивающие:

  •  развивать умения учащихся работать с текстом учебника, выделять ключевые понятия и факты;
  •  с целью развития картографических и логических умений учащихся организовать составление карты событий в процессе изучения нового материала, а также работу с атласом и контурной картой.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1.  Учебник 6 кл. под ред. Агибаловой Е.В. История Средних веков. Ч.3.
  2.  Презентация «Столетняя война» с картой и иллюстрациями по теме.
  3.  Компьютер.
  4.  Мультимедийный проектор.
  5.  Интерактивная доска.

Литература:

  1.  Басовская Н.И. Столетняя война: леопард против лилии. М., 2003.
  2.  Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д'Арк. М., 1992.

Ход урока.

  1.  Организационный момент – 3 минуты.

Учитель приветствует учеников и организует повторение ими материала прошлого урока. Ученики приветствуют учителя и повторяют материал прошлого урока.

  1.  Проверка домашнего задания – 10 минут.

Учитель проводит фронтальный опрос класса по теме прошлого урока. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

  1.  Когда произошло нормандское завоевание? (в 1066 г.)
  2.  Кто стоял во главе нормандского войска? (Вильгельм)
  3.  Какая битва решила судьбу страны? (битва при Гастингсе)
  4.  Благодаря чему Вильгельму удалось одержать победу? (Вильгельм располагал рыцарской конницей, а главную силу англосаксонского войска составляли пешие крестьяне; кроме этого, в бою пал английский король Гарольд II и его конная дружина)
  5.  Какие действия предпринял Вильгельм, став королем (отнял земли у большинства местных феодалов, раздал эти земли своим рыцарям; провел перепись населения, результаты которой были занесены в книгу под названием «Книга Страшного суда»)
  6.  Кто такие бароны и почему они боролись с усилением королевской власти? (это крупные феодалы, они не хотели терять свои земли и свою независимость)
  7.  Какие реформы провел английский король Генрих II? (судебная реформа – создание суда присяжных; военная реформа – введение «щитовых денег» взамен военной службы, создание наемной армии и народного ополчения; административная – усиление власти шерифов, королевских наместников)
  8.  Каково значение этих реформ? (возможность обратиться за помощью    в суд, уменьшение зависимости короля от военных сил феодалов, усиление королевской власти на местах)
  9.  Что такое Великая хартия вольностей? (грамота английского короля Иоанна Безземельного, подписанная им в 1215 г., которая подтвердила права и вольности церкви, городов, рыцарей, баронов, свободного населения)
  10.  Что такое «совет двадцати пяти»? (совет баронов, который следил за исполнением Великой хартии вольностей; в случае нарушения условий этой хартии бароны могли начать военные действия против короля, всяческими способами добиваться исправления нарушений)

Затем учитель заслушивает письменные ответы нескольких учеников      на вопрос об английском парламенте (как возник, чем отличался от Генеральных штатов).

Затем учитель спрашивает весь класс:

Что возникло раньше: Генеральные штаты во Франции или парламент            в Англии? (парламент в 1265 г., потому что Генеральные штаты возникли в 1302 г.).

  1.  Переход к изучению нового материала – 2 минуты.

Ученики записывают тему и план урока. Учитель объясняет ученикам, что по ходу урока они будут заполнять карту событий (в центре событие,          под стрелочками: годы войны, участники войны, причины войны и повод к ней, ход событий, итоги войны).

Карта событий.

«Столетняя война».

  1.  Изучение нового материала – 25 минут.

Учитель рассказывает:

В 1337 г. началась длительная и кровопролитная война между Англией и Францией, которая продолжалась 116 лет, и получила название Столетней войны (1337-1453).

Учитель с учениками начинает заполнение карты событий. Они пишут название карты, записывают годы войны и названия стран-участниц.

Учитель рассказывает:

Причиной войны послужила борьба за Аквитанию.

Учитель показывает на карте герцогство Аквитания.

Ученики записывают в тетрадях причину войны.

Учитель рассказывает:

Герцогство Аквитания принадлежало Элеоноре, единственной дочери герцога Аквитании. Изначально она была женой французского короля Людовика VII, и Аквитания входила в состав Франции. Однако брак сложился неудачно. Папа Римский дал разрешение на развод. Новым мужем Элеоноры стал Генрих II. В связи с этим Аквитания вошла в состав Англии.

Аквитания приносила огромные доходы. По подсчетам историков, доход от виноторговли равнялся доходу всей Англии. Поэтому неудивительно, что французский король стремился отвоевать у Англии Аквитанию.  

А поводом к войне стал династический кризис во Франции.

Ученики записывают в тетради повод к войне.

Учитель рассказывает:

В 1328 г. прервалась прямая линия династии Капетингов. Английский принц Эдуард, который по матери приходился внуком Филиппа IV, заявил о своих правах на французский престол. Однако французы сослались            на статью Салической правды, которая запрещала передачу земли                  по женской линии. На этом основании ему отказали. Королем Франции стал представитель боковой линии Капетингов Филипп VI Валуа. Этот отказ побудил Эдуарда путем войны восстановить свои права на престол.

Учитель просит учеников найти в учебнике ответ на вопрос: Какое войско было лучше организовано и почему?

Ученики отвечают: Английское войско было лучше организовано. Им командовал сам король. Кроме рыцарской конницы, у англичан была дисциплинированная пехота, состоявшая из свободных крестьян, имевшая в вооружении арбалеты. Французское войско состояло из рыцарских отрядов, возглавляемых сеньорами. Рыцари не признавали дисциплины,   в бою каждый действовал самостоятельно. Они с презрением относились  к пехотинцам.

Учитель рассказывает:

Помимо этого, у англичан был сильный флот. 24 июня 1340 г. в сражении при Слейсе, у берегов Фландрии англичане одержали первую крупную военную победу.

Учитель показывает на карте место сражения.

Ученики записывают в карту событий сражение при Слейсе 1340 г.

Учитель рассказывает:

Пролив, в котором произошло сражение, был очень узок. Корабли находились близко друг к другу. Это позволило английским лучникам вести прицельный обстрел. После этого сражения среди англичан была популярна шутка: «Если бы Бог дал рыбе возможность говорить, то она заговорила бы по-французски, так как она съела очень много французов».

В скором времени английская армия захватила Нормандию, Бретань и стала продвигаться к Парижу, опустошая и разрушая все вокруг.

Учитель показывает на карте Нормандию и Бретань.

Учитель рассказывает:

Навстречу англичанам выступило французское войско. В 1346 г. произошло сражение у Креси, в котором французы потерпели полное поражение из-за отсутствия единого командования и дисциплины. Они потеряли 1500 рыцарей и 10 тысяч пехотинцев.

Учитель показывает на карте место сражения. Ученики записывают                 в карту событий сражение при Креси 1346 г. Учитель просит учеников отметить в контурных картах место сражения.

Учитель рассказывает:

В том же году англичане начали осаду Кале – важнейшего порта на северном побережье Франции.

Учитель показывает на карте Кале.

Учитель рассказывает:

После 12 месяцев мужественной обороны город был вынужден сдаться. Английский король согласился пощадить жителей в обмен на казнь шести знатных и уважаемых горожан. Однако английская королева Филиппа вымолила для них пощаду. Жителям было приказано покинуть город.

Ученики записывают в карте событий «1347 г. взятие Кале».

Учитель рассказывает:

Следующее крупное сражение произошло в 1356 г. при Пуатье.

Учитель показывает место сражения. Ученики записывают в карте событий «1356 г. битва при Пуатье». Учитель просит учеников отметить место битвы в контурных картах.

Учитель рассказывает:

Англичанам дали возможность укрепиться на возвышенности. Они построили частокол с единственным очень узким проходом. Английские рыцари и лучники внутри этого частокола представляли собой, по сути, защищающуюся крепость. Когда войско англичан перешло в контратаку, французы обратились в бегство.

После этой битвы в борьбу против завоевателей активно включаются горожане и крестьяне, уставшие от бесконечных налогов и грабежей.             В связи с растущей силой сопротивления Эдуард III соглашается на перемирие, предложенное французским королем Карлом V. В 1360 г. был заключен мирный договор в Бретиньи.

Ученики записывают в карте событий «1360 г. мир в Бретиньи».

Учитель рассказывает:

Добившись перемирия, французский король проводит ряд реформ с целью укрепления армии.

Учитель просит учеников прочесть в учебнике информацию о реформах Карла V. Ученики рассказывают, что французский король увеличил отряды наемников, начал строить военный флот, укрепил артиллерию, поставил во главе армии талантливого полководца Бертрана Дюгеклена, который избегал крупных сражений и нападал на отдельные отряды противника.

Учитель рассказывает:

Однако в конце XIV в. положение Франции осложнилось в связи                        с началом междоусобной войны. Англичане воспользовались ослаблением Франции и вновь перешли в наступление. 25 октября 1415 г. произошла битва при Азенкуре.

Учитель показывает на карте место сражения. Ученики  записывают в карте событий «1415 г. битва при Азенкуре».

Учитель рассказывает:

Французы вновь потерпели поражение. Не было единого командования и дисциплины. Кроме этого, англичане пошли на хитрость и вбили в землю заостренные колья, которые серьезно помешали успеху французской конницы.  

Учитель просит учеников посмотреть в учебнике, какие события последовали за битвой при Азенкуре.

Ученики рассказывают, что вскоре был занят Париж. После смерти короля Карла VI королем был объявлен английский принц. Однако дофин Карл не согласился с этим, бежал из Парижа и провозгласил себя королем Карлом VII.

Учитель рассказывает:

В 1428 г. англичане начали осаду Орлеана.

Учитель показывает на карте город Орлеан.

Учитель рассказывает:

Падение этого города открыло бы захватчикам путь на юг страны. Карл VII и знатные феодалы пребывали в растерянности, когда ко двору явилась Жанна д’Арк, обыкновенная крестьянская девушка, которая заявила, что Бог избрал ее для выполнения великой миссии освобождения Франции от завоевателей. Придворные поняли, что ее любовь к родине, ее вера в победу может поднять боевой дух войска. С отрядом рыцарем она отправилась к стенам Орлеана. Через девять дней произошло чудо – осада с Орлана была снята. 17 июля 1429 г. по совету Жанны Карл VII короновался в Реймском соборе.

Жанна д’Арк активно участвовала в освободительной войне до тех пор, когда в 1430 г. она была схвачена в плен. Ей было предъявлено обвинение в колдовстве. В мае 1431 г. в Руане она была сожжена на костре.

Последующая история войны заключалась в постепенной утрате англичанами французских владений. В 1435 г. был освобожден Париж, а  в 1453 г. сдался город Бордо в Аквитании. Эта дата считается окончанием Столетней войны.

Учитель показывает на карте города Париж, Бордо.

Ученики записывают в карте событий «1453 г. взятие Бордо».

Учитель подводит итоги войны:

И хотя англичане потерпели поражение в Столетней войне, еще целое столетие в их владении оставался порт Кале.

  1.  Закрепление изученного материала – 4 минуты.

Ученики составляют в парах синквейн на тему «Столетняя война».

Пример:

Столетняя война.

длительная, кровопролитная

осаждать, грабить, убивать

«Погиб весь цвет Франции»

поражение Англии, объединение Франции.

  1.  Организация домашнего задания – 1 минута.

Ученики записывают домашнее задание: прочитать §19, завершить работу с контурной картой (обозначить места и годы сражений).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81160. Анархизм как социально-политическое течение 39.24 KB
  Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластье) — это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношении между людьми. Само течение сложилось в середине XIX в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером и французским философом
81161. Второй этап развития теории социологии в России 38.63 KB
  Во главе социологического отделения созданного при факультете общественных наук Петроградского университета стал Питирим Александрович Сорокин 18891968 крупнейший ученый и общественный деятель внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Сорокин один из лидеров правого крыла партии эсеров после Февральской революции 1917 г. в числе большой группы российской интеллигенции Центральным Комитетом ВКП б Сорокин был выслан из России за границу. Сорокин один из родоначальников теории социальной...
81163. Эмпирическая социология в России 39.49 KB
  Возникновение и развитие эмпирической социологии в России связывают обычно с серединой XIX столетия. Накопление эмпирического опыта по строительству новой жизни необходимость перехода от агитационнопропагандистских форм к научноисследовательским подготовили почву к возникновению зачатков отраслевой социологии на практическом материале труда быта и культуры социальной структуры и др. Кузмичева духовная жизнь и десятков других революционнопрогрессивных представителей социологии. Интерес к конкретным социологическим исследованиям вел к...
81164. Школа научного управления: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Г. Эмерсон 38.83 KB
  Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства научный подбор кадров обучение и тренировка организация взаимодействия между управляющими и рабочими. В социологии труда он изучал вопросы рестрикционизма группового взаимодействия и групповой динамики а также отношение к труду стимулирование мотивацию и организацию труда. Система Тейлора заложила основы научной организации труда через создание многочисленных правил законов и формул которые заменяют личное суждение работника и...
81165. Школа «человеческих отношений»: М. Фоллет, Э. Мэйо, Л. Урвик, К. Левин 40.51 KB
  Основные направления деятельности школы: применение наук об управлении человеческим поведением; разработка систем мотивации труда. Основное содержание доктрины человеческих отношений можно выразить следующими тезисами: человек социальное животное Мейо ввел понятие социальный человек; жесткая иерархия подчиненность формализация организационных процессов несовместимы с его природой; производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства сколько от того как управляющие относятся к...
81166. Бюрократическая модель управления (М. Вебер) 42.07 KB
  Вебер. Максимилиан Карл Эмиль Вебер Mximilin Crl Emil Weber родился 21го апреля 1864го в Эрфурте в Тюрингии Erfurt Thuringi. Старший из семи детей Макса Веберастаршего богатого и известного политика из Националлиберальной партии Германии и Хелен Фалленштайн Helene Fllenstein протестантки и кальвинистки. В доме Веберов собирались видные ученые и политики и молодой Вебер как и его брат Альфред lfred также ставший социологом и экономистом процветал в такой интеллектуальной атмосфере.
81167. Достоинства и недостатки теории рациональной бюрократии 35.68 KB
  Негативные стороны бюрократии.Вебер полагает что чем ближе организация к идеальному типу бюрократии тем более эффективно она будет справляться с задачами для решения которых была создана. Он часто сравнивал бюрократии со сложными механизмами.
81168. Человек - иерархия потребностей (А. Маслоу, Ф. Херцберг, Э. Гомерсол) 77.33 KB
  Все человеческие потребности он разделял на пять групп и назвал их базовыми потребностями. Физиологические потребности которые являются необходимыми для жизни и существования. Они включают потребности в еде питье убежище отдыхе и сексуальные потребности. Сам автор пишет об этом следующее: За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности которые принято называть физиологическими позывами.