53752

Целеполагание в воспитательной работе педагога

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сущность цели и целеполагания в воспитательной работе педагога. Особенности цели и целеполагания в воспитательной работе педагога. В педагогической литературе встречаются различные определения цели Рожков М. Важность правильной постановки цели трудно переоценить.

Русский

2014-03-03

62.5 KB

57 чел.

Тема: «Целеполагание в воспитательной работе педагога»

План

1.Сущность цели и целеполагания в воспитательной работе педагога.

2. Особенности процесса целеполагания.

3. Методика целеполагания.

  1.  Особенности цели и целеполагания в воспитательной работе педагога.

Вопрос: Вспомните, что означают понятия «цель» и «целеполагание»

Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата.

Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели

(Рожков М.И., Селиванова Г.М., Зимняя И.А., Караковский В.А.).:

  1.  цель – это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
  2.  цель (через целеполагание)  - это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;
  3.  цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
  4.  цель – это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.

Важность правильной постановки цели трудно переоценить. Неправильно поставленная цель – причина многих неудач и ошибок в педагогической работе.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае речь идет о целеполагании.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание – непрерывный процесс. Нетождественность цели и полученный результат становятся основой переосмысления, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив пед-го процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того как осуществляется Целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых.

Требования к целеполаганию:

  1.  Диагностичность, те выдвижение и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников пед/процесса, а  также условий воспитательной работы.
  2.  Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Т.е. необходимо соотнести цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
  3.  Преемственность, которая означает: а) установление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т. д.); б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе пед-ой деят-ти.
  4.  Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
  5.  Направленность на результат, что возможно, если конкретно определены цели воспитания.

  1.  Особенности процесса целеполагания

Существует несколько уровней целеполагания (Рожков М.И.)

Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей.;

как групповая – у людей, которые участвуют в совместной группе;

как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека

Общая цель может быть задана группе извне м.б. выработана самой группой или в единстве внешнего задания и инициативы изнутри.

В зависимости от того, как определяются способы достижения целей, выделяют следующие типы целеполагания: «свобдное», «жесткое», «интегрированное» (сочетает элементы первых двух).

Анализ схемы: Характеристика типов целеполагания в группе

№ п\п

Свободное целеполагание

Интегрированное целеполагание

Жесткое целеполагание

1.

2.

3.

4.

Поиск общих целей в

процессе совместного

интеллектуального

общения.

Учет достигнутых результатов.

Ориентация на личные потребности.

Коллективная разработка программы действий по реализации цели.

        

Определение целей

педагогами, руководителями

групп.

Учет планируемых результатов.

Ориентация на мотивы долга и учет личных интересов.

Коллективная разработка действий по реализации цели.

Определение целей

педагогами, руководителями групп.

Учет планируемых результатов.

Ориентация на мотивы долга.

Программа действий задается педагогами.

Кратко охарактеризуем эти типы.

     При свободном целеполагании

         При жестком целеполагании

-участники взаимодействия вырабатывают свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска;

- дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы; отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируется на индивидуальное саморазвитие.

– цели и задачи действий школьников задаются извне, задания распределяются между детьми и конкретизируются;

-цели однотипны, для одних они могут оказаться заниженными, для других – недоступными.

При интегрированном целеполагании цели группы м.б. заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.

В конкретных условиях реальны все типы целеполагания. Безусловно, наиболее эффективным является свободное целеполагание.

При реализации цели на практике педагог должен определить систему задач воспитания.

Вопрос:   Как соотносятся цель и задачи воспитания?

Цель и задачи воспитания соотносятся как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели. Цель рассматривают как систему решаемых задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей.

Следует отметить, что разграничение воспитательных целей и задач относительно. Все зависит от того, что берется за отправную точку. Так развитие познавательных интересов может выступать как задача по отношению к цели «подготовка к сознательному выбору профессии» и как цель работы классного руководителя с детьми в конкретном учебном году.

Вывод: Целеполагание – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование).

  1.  Методика целеполагания

Этапы педагогического целеполагания:

А) Диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

Б) Моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

В) Организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

Г) Уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели были актуальны, реальны и доступны нужно осуществить диагностику: изучить состояние воспитательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, опыт работы на предыдущем этапе, опыт совместной работы, учесть при этом оценку самих детей. Это позволяет лучше понять запросы, потребности школьников.

На основе этой информации определяется первый вариант воспитательных, организационно-педагогических задач. На этом этапе (моделирование) целеполагание направлено на выработку целей и задач и определение главных путей их достижения. Педагогу необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

  1.  каковы общие цели воспитания;
    1.  каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;
    2.  какие задачи стояли перед школой в текущем году и каковы успехи в их решении;
    3.  к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе;
    4.  какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т.д.;
    5.  в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

На третьем этапе  цель и задачи необходимо трансформировать в задачи и замыслы школьников, оформить их в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. Используют при этом такие приемы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизни коллектива.

Следует помнить, что учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают её, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью; б) выражено серьезно, значимо, доверительно; в) приведет к заманчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмоционально.

Четвертый этап в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Педагог должен проанализировать, в какой мере удалось организовать взаимодействие, предусмотреть интересы детей, провести в жизнь свои замыслы.

Выделение данных этапов весьма условно, т.к. они в реальной практике пронизывают друг друга.

Привести пример. См. Рожков М.И., Организация воспитательного процесса в школе, стр.195.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год м.б. направлено на определение как групповых, так и индивидуальных целей. Для диагностики используют методику «Кто мы? Какие мы?», на основе стадий развития коллектива  по А.Н.Лутошкину, и др.

Рассмотренные этапы могут быть использованы при проведении целеполагание на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела.

Обобщить и сделать вывод: эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.

Первичное закрепление материала:

  1.  Как взаимосвязаны цели и целеполагания в воспитательном процессе?
  2.  Назовите требования к целеполаганию.
  3.  Покажите на примерах, как взаимосвязаны цели и задачи в воспитательном процессе.
  4.  Как определить эффективность целеполагания?
  5.  Чем отличаются «свободное» и «жесткое» целеполагание?

Домашнее задание: выучить материал лекции, разработать примеры взаимосвязи целей и задач воспитания.

 

   


Цели воспитания

бщие

Групповые

Индивидуальные


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30837. Потенциал действия и его фазы. Изменение проницаемости калиевых, натриевых и кальциевых каналов в процессе формирования потенциала действия 30 KB
  При нанесении раздражения увеличивается проницаемость мембраны для натрия. За счет этого процесса происходит уменьшение полярности мембраны по сравнению с исходным с 70 мВ до 4050 мВ. Критический уровень деполяризации КУД это такая величина разности потенциалов 4050 мВ при которой активируется большое количество потенциалзависимых быстрых натриевых каналов проницаемость мембраны для натрия становится максимальной и перестает быть зависимой от силы раздражителя. Возникает лавинообразный входящий натриевый ток который быстро доли...
30838. Раздражимость и возбудимость 44 KB
  По биологической значимости: адекватные присущи для восприятия данному виду рецептора неадекватные не являются естественными с точки зрения природы или силы раздражения. Законы раздражения Действие раздражителя описывается несколькими законами: 1. Закон силы раздражения: Чем больше сила раздражения тем до известных пределов сильнее ответная реакция. Но есть сила раздражения для любого биологического раздражителя которая способна вызывать mx эффект оптимальная сила оптимум частоты и силы раздражения.
30839. Действие постоянного тока 29.5 KB
  Под катодом замыкая цепь мы по существу вносим мощный отрицательный заряд на наружную поверхность мембраны. Это приводит к развитию процесса деполяризации мембраны под катодом. При замыкании цепи происходит внесение мощного положительного заряда на поверхность мембраны что приводит к гиперполяризации мембраны. КУД смещается вслед за потенциалом мембраны но в меньшей степени.
30840. Строение биомембран 52 KB
  Основу мембраны составляет липидный бислой двойной слой амфифильных липидов которые имеют гидрофильную головку и два гидрофобных хвоста . В липидном слое липидные молекулы пространственно ориентированы обращены друг к другу гидрофобными хвостами головки молекул обращены на наружную и внутреннюю поверхности мембраны. Липиды мембраны: фосфолипиды сфинголипиды гликолипиды холестерин. К ним относятся рецепторные белки белки адгезии; трансмембранные пронизывают всю толщу мембраны причем некоторые белки проходят через...
30841. Трансмембранный обмен 28.5 KB
  Осмос когда через мембрану движется растворитель из зоны с меньшей концентрацией в зону с большей концентрацией.Переносчики белки которые тем или иным способом переносят вещества через мембрану за счет конформации пространственного преобразования молекул переносчика сальтообразно. Активный транспорт транспорт веществ через мембрану который осуществляется против градиента концентрации и требует значительных затрат энергии. Он вмонтирован в мембрану.
30842. Ионные каналы 85.5 KB
  Ионные каналы Ионный канал состоит из нескольких субъединиц их количество в отдельном ионном канале составляет от 3 до 12 субъединиц. Ионные каналы работают по механизму облегченной диффузии. каналам пропускающим только один вид ионов натриевые каналы калиевые каналы кальциевые каналы анионные каналы. Некоторые из ионных каналов неселективные например каналы утечки .
30843. . Воспринимать информацию переводить информацию раздражителя на биологический язык клетки. 21.5 KB
  Воспринимать информацию переводить информацию раздражителя на биологический язык клетки. Обрабатывать информацию т. Кодировать информацию превращать информацию в форму удобную для хранения в мозге.
30844. Рецепторная функция нейронов 30 KB
  Сенсорные рецепторы. Клеточные химические рецепторы. Хеморецепторы нейронов к большому числу специфических и неспецифических химических раздражителей внутренней и внешней среды. Сенсорные рецепторы это нервные окончания чувствительные участки нейрона которые способны воспринимать другие нехимические виды раздражения.
30845. Электрогенез нейронов 25.5 KB
  Вызванная активность возникает под действием раздражителей Исходно все нейроны могут быть разделены на: спонтанноактивные фоноактивные нейроны молчащие нейроны нефоноактивные нейроны. Фоноактивные нейроны это такие нейроны которые продуцируют потенциалы действия спонтанно без внешних раздражителей вследствие особенностей своего обмена веществ. Молчащие нейроны это такие нейроны которые без внешнего стимула не отвечают потенциалом действия. Спонтанноактивные нейроны тоже меняют свою активную деятельность под действием...