53752

Целеполагание в воспитательной работе педагога

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сущность цели и целеполагания в воспитательной работе педагога. Особенности цели и целеполагания в воспитательной работе педагога. В педагогической литературе встречаются различные определения цели Рожков М. Важность правильной постановки цели трудно переоценить.

Русский

2014-03-03

62.5 KB

44 чел.

Тема: «Целеполагание в воспитательной работе педагога»

План

1.Сущность цели и целеполагания в воспитательной работе педагога.

2. Особенности процесса целеполагания.

3. Методика целеполагания.

  1.  Особенности цели и целеполагания в воспитательной работе педагога.

Вопрос: Вспомните, что означают понятия «цель» и «целеполагание»

Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата.

Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели

(Рожков М.И., Селиванова Г.М., Зимняя И.А., Караковский В.А.).:

  1.  цель – это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
  2.  цель (через целеполагание)  - это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;
  3.  цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
  4.  цель – это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.

Важность правильной постановки цели трудно переоценить. Неправильно поставленная цель – причина многих неудач и ошибок в педагогической работе.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае речь идет о целеполагании.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание – непрерывный процесс. Нетождественность цели и полученный результат становятся основой переосмысления, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив пед-го процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того как осуществляется Целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых.

Требования к целеполаганию:

  1.  Диагностичность, те выдвижение и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников пед/процесса, а  также условий воспитательной работы.
  2.  Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Т.е. необходимо соотнести цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
  3.  Преемственность, которая означает: а) установление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т. д.); б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе пед-ой деят-ти.
  4.  Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
  5.  Направленность на результат, что возможно, если конкретно определены цели воспитания.

  1.  Особенности процесса целеполагания

Существует несколько уровней целеполагания (Рожков М.И.)

Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей.;

как групповая – у людей, которые участвуют в совместной группе;

как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека

Общая цель может быть задана группе извне м.б. выработана самой группой или в единстве внешнего задания и инициативы изнутри.

В зависимости от того, как определяются способы достижения целей, выделяют следующие типы целеполагания: «свобдное», «жесткое», «интегрированное» (сочетает элементы первых двух).

Анализ схемы: Характеристика типов целеполагания в группе

№ п\п

Свободное целеполагание

Интегрированное целеполагание

Жесткое целеполагание

1.

2.

3.

4.

Поиск общих целей в

процессе совместного

интеллектуального

общения.

Учет достигнутых результатов.

Ориентация на личные потребности.

Коллективная разработка программы действий по реализации цели.

        

Определение целей

педагогами, руководителями

групп.

Учет планируемых результатов.

Ориентация на мотивы долга и учет личных интересов.

Коллективная разработка действий по реализации цели.

Определение целей

педагогами, руководителями групп.

Учет планируемых результатов.

Ориентация на мотивы долга.

Программа действий задается педагогами.

Кратко охарактеризуем эти типы.

     При свободном целеполагании

         При жестком целеполагании

-участники взаимодействия вырабатывают свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска;

- дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы; отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируется на индивидуальное саморазвитие.

– цели и задачи действий школьников задаются извне, задания распределяются между детьми и конкретизируются;

-цели однотипны, для одних они могут оказаться заниженными, для других – недоступными.

При интегрированном целеполагании цели группы м.б. заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.

В конкретных условиях реальны все типы целеполагания. Безусловно, наиболее эффективным является свободное целеполагание.

При реализации цели на практике педагог должен определить систему задач воспитания.

Вопрос:   Как соотносятся цель и задачи воспитания?

Цель и задачи воспитания соотносятся как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели. Цель рассматривают как систему решаемых задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей.

Следует отметить, что разграничение воспитательных целей и задач относительно. Все зависит от того, что берется за отправную точку. Так развитие познавательных интересов может выступать как задача по отношению к цели «подготовка к сознательному выбору профессии» и как цель работы классного руководителя с детьми в конкретном учебном году.

Вывод: Целеполагание – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование).

  1.  Методика целеполагания

Этапы педагогического целеполагания:

А) Диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

Б) Моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

В) Организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

Г) Уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели были актуальны, реальны и доступны нужно осуществить диагностику: изучить состояние воспитательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, опыт работы на предыдущем этапе, опыт совместной работы, учесть при этом оценку самих детей. Это позволяет лучше понять запросы, потребности школьников.

На основе этой информации определяется первый вариант воспитательных, организационно-педагогических задач. На этом этапе (моделирование) целеполагание направлено на выработку целей и задач и определение главных путей их достижения. Педагогу необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

  1.  каковы общие цели воспитания;
    1.  каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;
    2.  какие задачи стояли перед школой в текущем году и каковы успехи в их решении;
    3.  к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе;
    4.  какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т.д.;
    5.  в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

На третьем этапе  цель и задачи необходимо трансформировать в задачи и замыслы школьников, оформить их в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. Используют при этом такие приемы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизни коллектива.

Следует помнить, что учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают её, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью; б) выражено серьезно, значимо, доверительно; в) приведет к заманчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмоционально.

Четвертый этап в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Педагог должен проанализировать, в какой мере удалось организовать взаимодействие, предусмотреть интересы детей, провести в жизнь свои замыслы.

Выделение данных этапов весьма условно, т.к. они в реальной практике пронизывают друг друга.

Привести пример. См. Рожков М.И., Организация воспитательного процесса в школе, стр.195.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год м.б. направлено на определение как групповых, так и индивидуальных целей. Для диагностики используют методику «Кто мы? Какие мы?», на основе стадий развития коллектива  по А.Н.Лутошкину, и др.

Рассмотренные этапы могут быть использованы при проведении целеполагание на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела.

Обобщить и сделать вывод: эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.

Первичное закрепление материала:

  1.  Как взаимосвязаны цели и целеполагания в воспитательном процессе?
  2.  Назовите требования к целеполаганию.
  3.  Покажите на примерах, как взаимосвязаны цели и задачи в воспитательном процессе.
  4.  Как определить эффективность целеполагания?
  5.  Чем отличаются «свободное» и «жесткое» целеполагание?

Домашнее задание: выучить материал лекции, разработать примеры взаимосвязи целей и задач воспитания.

 

   


Цели воспитания

бщие

Групповые

Индивидуальные


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65879. АНТИСЕПТИКА 185.5 KB
  Нельзя не отметить условности этого разделения: дренирование ран принято относить к физической антисептике, но оно приводит к механическому удалению из раны субстрата размножения бактерий; при воздействии низкочастотного ультразвука - метода физической антисептики...
65880. Культура Галицько-Волинського князівства у контексті загальноєвропейського культурного розвитку (XІІ – ХІІІ ст.) 280 KB
  Розвиток книжної справи за часів Галицько-Волинської держави. Значення культурних зв’язків Галицько-Волинського князівства з іншими руськими землями та західними державами. Врешті-решт Київ і Київська земля стали об'єктом колективного суверенітету з боку найсильніших князів Русі...
65881. Маркетинговая среда и информация. Международные маркетинговые исследования 35.12 KB
  Маркетинговая среда состоит из сфер в которых фирма должна искать для себя новые возможности и следить за возникновением потенциальных угроз. Нерегулярный экспорт это пассивный уровень вовлечения когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает...
65882. Вбудовані функції 49.5 KB
  Перед тим, як продовжити засвоєння механізмів роботи з класами, дамо невелике, але важливе пояснення. Воно не належить конкретно до об'єктно-орієнтованого програмування, але є дуже корисним засобом мови програмування C++, яке достатньо часто використовують у визначеннях класів.
65883. Загальні принципи побудови обчислювальних мереж: еволюція обчислювальних систем; структурна організація комп’ютерної мережі; основні апаратні та програмні компоненти мереж 139 KB
  Мета: Вивчити еволюцію обчислювальних систем: системи пакетної обробки багато термінальні системиперші глобальні та локальні мережі поява стандартних технологій побудови мереж сучасні тенденції; Структурну організацію комп’ютерної мережі: масштаби середовища та режими передачі даних...
65885. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде» 43 KB
  Этот цикл посвящен времени правления Карла Великого образ Карла в этом цикле подвергается идеализации а кроме того в этом цикле речь также идет о его верных вассалах и коварных врагах. События которые рассказывают эти жесты относят ко времени после смерти Карла Великого.
65887. Крещение и его влияние на развитие русской культуры 41.5 KB
  Уже в то время на Руси были христиане при дворе князя была сильная христианская партия. И Фотий и Никон говорят что корабли Русичей потерпели крушение изза внезапно налетевшей бури и произошло это благодаря божественному вмешательству божественному заступничеству. Владимир принимает решение...