53752

Целеполагание в воспитательной работе педагога

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сущность цели и целеполагания в воспитательной работе педагога. Особенности цели и целеполагания в воспитательной работе педагога. В педагогической литературе встречаются различные определения цели Рожков М. Важность правильной постановки цели трудно переоценить.

Русский

2014-03-03

62.5 KB

44 чел.

Тема: «Целеполагание в воспитательной работе педагога»

План

1.Сущность цели и целеполагания в воспитательной работе педагога.

2. Особенности процесса целеполагания.

3. Методика целеполагания.

  1.  Особенности цели и целеполагания в воспитательной работе педагога.

Вопрос: Вспомните, что означают понятия «цель» и «целеполагание»

Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата.

Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели

(Рожков М.И., Селиванова Г.М., Зимняя И.А., Караковский В.А.).:

  1.  цель – это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
  2.  цель (через целеполагание)  - это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;
  3.  цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
  4.  цель – это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.

Важность правильной постановки цели трудно переоценить. Неправильно поставленная цель – причина многих неудач и ошибок в педагогической работе.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае речь идет о целеполагании.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание – непрерывный процесс. Нетождественность цели и полученный результат становятся основой переосмысления, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив пед-го процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того как осуществляется Целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых.

Требования к целеполаганию:

  1.  Диагностичность, те выдвижение и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников пед/процесса, а  также условий воспитательной работы.
  2.  Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Т.е. необходимо соотнести цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
  3.  Преемственность, которая означает: а) установление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т. д.); б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе пед-ой деят-ти.
  4.  Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
  5.  Направленность на результат, что возможно, если конкретно определены цели воспитания.

  1.  Особенности процесса целеполагания

Существует несколько уровней целеполагания (Рожков М.И.)

Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей.;

как групповая – у людей, которые участвуют в совместной группе;

как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека

Общая цель может быть задана группе извне м.б. выработана самой группой или в единстве внешнего задания и инициативы изнутри.

В зависимости от того, как определяются способы достижения целей, выделяют следующие типы целеполагания: «свобдное», «жесткое», «интегрированное» (сочетает элементы первых двух).

Анализ схемы: Характеристика типов целеполагания в группе

№ п\п

Свободное целеполагание

Интегрированное целеполагание

Жесткое целеполагание

1.

2.

3.

4.

Поиск общих целей в

процессе совместного

интеллектуального

общения.

Учет достигнутых результатов.

Ориентация на личные потребности.

Коллективная разработка программы действий по реализации цели.

        

Определение целей

педагогами, руководителями

групп.

Учет планируемых результатов.

Ориентация на мотивы долга и учет личных интересов.

Коллективная разработка действий по реализации цели.

Определение целей

педагогами, руководителями групп.

Учет планируемых результатов.

Ориентация на мотивы долга.

Программа действий задается педагогами.

Кратко охарактеризуем эти типы.

     При свободном целеполагании

         При жестком целеполагании

-участники взаимодействия вырабатывают свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска;

- дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы; отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируется на индивидуальное саморазвитие.

– цели и задачи действий школьников задаются извне, задания распределяются между детьми и конкретизируются;

-цели однотипны, для одних они могут оказаться заниженными, для других – недоступными.

При интегрированном целеполагании цели группы м.б. заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.

В конкретных условиях реальны все типы целеполагания. Безусловно, наиболее эффективным является свободное целеполагание.

При реализации цели на практике педагог должен определить систему задач воспитания.

Вопрос:   Как соотносятся цель и задачи воспитания?

Цель и задачи воспитания соотносятся как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели. Цель рассматривают как систему решаемых задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей.

Следует отметить, что разграничение воспитательных целей и задач относительно. Все зависит от того, что берется за отправную точку. Так развитие познавательных интересов может выступать как задача по отношению к цели «подготовка к сознательному выбору профессии» и как цель работы классного руководителя с детьми в конкретном учебном году.

Вывод: Целеполагание – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование).

  1.  Методика целеполагания

Этапы педагогического целеполагания:

А) Диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

Б) Моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

В) Организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

Г) Уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели были актуальны, реальны и доступны нужно осуществить диагностику: изучить состояние воспитательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, опыт работы на предыдущем этапе, опыт совместной работы, учесть при этом оценку самих детей. Это позволяет лучше понять запросы, потребности школьников.

На основе этой информации определяется первый вариант воспитательных, организационно-педагогических задач. На этом этапе (моделирование) целеполагание направлено на выработку целей и задач и определение главных путей их достижения. Педагогу необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

  1.  каковы общие цели воспитания;
    1.  каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;
    2.  какие задачи стояли перед школой в текущем году и каковы успехи в их решении;
    3.  к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе;
    4.  какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т.д.;
    5.  в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

На третьем этапе  цель и задачи необходимо трансформировать в задачи и замыслы школьников, оформить их в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. Используют при этом такие приемы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизни коллектива.

Следует помнить, что учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают её, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью; б) выражено серьезно, значимо, доверительно; в) приведет к заманчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмоционально.

Четвертый этап в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Педагог должен проанализировать, в какой мере удалось организовать взаимодействие, предусмотреть интересы детей, провести в жизнь свои замыслы.

Выделение данных этапов весьма условно, т.к. они в реальной практике пронизывают друг друга.

Привести пример. См. Рожков М.И., Организация воспитательного процесса в школе, стр.195.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год м.б. направлено на определение как групповых, так и индивидуальных целей. Для диагностики используют методику «Кто мы? Какие мы?», на основе стадий развития коллектива  по А.Н.Лутошкину, и др.

Рассмотренные этапы могут быть использованы при проведении целеполагание на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела.

Обобщить и сделать вывод: эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.

Первичное закрепление материала:

  1.  Как взаимосвязаны цели и целеполагания в воспитательном процессе?
  2.  Назовите требования к целеполаганию.
  3.  Покажите на примерах, как взаимосвязаны цели и задачи в воспитательном процессе.
  4.  Как определить эффективность целеполагания?
  5.  Чем отличаются «свободное» и «жесткое» целеполагание?

Домашнее задание: выучить материал лекции, разработать примеры взаимосвязи целей и задач воспитания.

 

   


Цели воспитания

бщие

Групповые

Индивидуальные


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81508. Строение хроматина и хромосомы 106.36 KB
  Основу хромосомы составляет линейная не замкнутая в кольцо макромолекула дезоксирибонуклеиновой кислоты ДНК значительной длины например в молекулах ДНК хромосом человека насчитывается от 50 до 245 миллионов пар азотистых оснований. В интерфазе хроматин не конденсирован но и в это время его нити представляют собой комплекс из ДНК и белков. Макромолекула ДНК обвивает октомеры структуры состоящую из восьми белковых глобул гистоновых белков H2 H2B H3 и H4 образуя структуры названные нуклеосомами. В ранней интерфазе фаза G1 основу...
81509. Распад нуклеиновых кислот. Нуклеазы пищеварительного тракта и тканей. Распад пуриновых нуклеотидов 207.42 KB
  Распад пуриновых нуклеотидов. Далее полинуклеотидная часть этих молекул гидролизуется в кишечнике до мононуклеотидов. В расщеплении нуклеиновых кислот принимают участие ДНКазы и РНКазы панкреатического сока которые будучи эндонуклеазами гидролизуют макромолекулы до олигонуклеотидов. Последние под действием фосфодиэстераз панкреатической железы расщепляются до смеси 3\' и 5\'мононуклеотидов.
81510. Представление о биосинтезе пуриновых нуклеотидов; начальные стадии биосинтеза (от рибозо-5-фосфата до 5-фосфорибозиламина) 183.42 KB
  Сборка пуринового гетероцикла осуществляется на остатке рибозо5фосфата при участии различных доноров углерода и азота: Фосфорибозилдифосфат ФРДФ или фосфорибозилпирофосфат ФРПФ занимает центральное место в синтезе как пуриновых так и пиримидиновых нуклеотидов Он образуется за счёт переноса βγпирофосфатного остатка АТФ на рибозо5фосфат в реакции катализируемой ФРДФсинтетазой. Источниками рибозо5фосфата могут быть: пентозофосфатный путь превращения глюкозы или катаболизм нуклеозидов в ходе которого под действием...
81511. Инозиновая кислота как предшественник адениловой и гуаниловой кислот 253.09 KB
  Первая специфическая реакция образования пуриновых нуклеотидов - перенос амидной группы Глн на ФРДФ с образованием 5-фосфорибозил-1 -амина Эту реакцию катализирует фермент амидофосфорибозилтрансфераза. При этом формируется β-N-гликозидная связь. Затем к аминогруппе 5-фосфорибозил-1-амина присоединяются остаток глицина
81512. Представление о распаде и биосинтезе пиримидиновых нуклеотидов 190 KB
  Образование дигидрооротата. Карбамоилфосфат использующийся на образование пирймидиновых нуклеотидов является продуктом полифункционального фермента который наряду с активностью КФС II содержит каталитические центры аспартаттранскарбамоилазы и дигидрооротазы. Объединение первых трёх ферментов метаболического пути в единый полифункциональный комплекс позволяет использовать почти весь синтезированный в первой реакции карбамоилфосфат на взаимодействие с аспартатом и образование карбамоиласпартата от которого отщепляется вода и образуется...
81513. Нарушения обмена нуклеотидов. Подагра; применение аллопуринола для лечения подагры. Ксантинурия. Оротацидурия 120.73 KB
  Когда в плазме крови концентрация мочевой кислоты превышает норму то возникает гиперурикемия. Вследствие гиперурикемии может развиться подагра заболевание при котором кристаллы мочевой кислоты и уратов откладываются в суставных хрящах синовиальной оболочке подкожной клетчатке с образованием подагрических узлов или тофусов. Поскольку лейкоциты фагоцитируют кристаллы уратов то причиной воспаления является разрушение лизосомальных мембран лейкоцитов кристаллами мочевой кислоты. Это вызывает ингибирование запасных путей спасения усиление...
81514. Биосинтез дезоксирибонуклеотидов. Применение ингибиторов синтеза дезоксирибонуклеотидов для лечения злокачественных опухолей 178.43 KB
  Синтез дезоксирибонуклеотидов идёт с заметной скоростью только в тех клетках, которые вступают в S-фазу клеточного цикла и готовятся к синтезу ДНК и делению. В покоящихся клетках дезоксинуклеотиды практически отсутствуют. Все дезоксинуклеотиды, кроме тимидиловых, образуются из рибонуклеотидов путём прямого восстановления ОН-группы у второго углеродного атома рибозы в составе рибонуклеозиддифосфатов до дезоксирибозы
81515. Биосинтез ДНК, субстраты, источники энергии, матрица, ферменты. Понятие о репликативном комплексе. Этапы репликации 154.76 KB
  Этапы биосинтеза ДНК. Предложен ряд моделей механизма биосинтеза ДНК с участием указанных ранее ферментов и белковых факторов однако детали некоторых этапов этого синтеза еще не выяснены. Основываясь главным образом на данных полученных в опытах in vitro предполагают что условно механизм синтеза ДНК у Е.
81516. Синтез ДНК и фазы клеточного деления. Роль циклинов и циклинзависимых протеиназ в продвижении клетки по клеточному циклу 163.63 KB
  Роль циклинов и циклинзависимых протеиназ в продвижении клетки по клеточному циклу. Все фазы клеточного цикла G1 S G2 M могут различаться по длительности но в особенности это касается фазы G1 длительность которой может быть равна практически нулю или быть столь продолжительной что может казаться будто клетки вообще прекратили деление. В этом случае говорят что клетки находятся в состоянии покоя фаза G0. Клетки эпителия кишечника делятся на протяжении всей жизни человека но даже у этих быстропролиферирующих клеток подготовка к...