53786

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме Квадратное уравнение и его корни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учащиеся должны знать: определение квадратного уравнения; формулы дискриминанта корней квадратного уравнения; зависимость между значением дискриминанта и количеством корней квадратного уравнения. Учащиеся должны уметь: распознавать квадратные уравнения среди других уравнений; решать неполные квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения; находить сумму и произведение корней приведенного квадратного...

Русский

2014-03-03

97 KB

2 чел.

Тема. Обобщение и систематизация знаний и умений по теме "Квадратное уравнение и

          его корни ".

Цели. Повторить и свести в систему материал предыдущих уроков, подготовить учащихся

          к контрольной работе.

Тип урока: систематизация знаний, умений, навыков.

                                                    ХОД УРОКА

I. Организационный  этап.

ІІ. Проверка домашнего задания.

    1.Устно.

    2. Собрать все тетради с домашним заданием на проверку.

 

ІІІ. Формулирование темы урока, цели и заданий урока.

      Мотивация учебной деятельности учеников.

      Мотивация обусловлена тем, что этот урок последний перед контрольной работой по

      теме  "Квадратное уравнение и его корни".

       Учащиеся должны знать:

       - определение квадратного уравнения;

       - формулы дискриминанта, корней квадратного уравнения;

       - зависимость между значением дискриминанта и количеством корней квадратного уравнения.

       Учащиеся должны уметь:

       - распознавать квадратные уравнения среди других уравнений;

       - решать неполные квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;

       - находить сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения по

         теореме Виета.

IV. Повторение и систематизация знаний учащихся.

     Устные упражнения

      1. Дайте определение квадратного уравнения.

      2. Приведите примеры приведенного квадратного уравнения.

      3. Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями?

      4. Каков план решения неполного квадратного уравнения вида:

          - ax2 = 0

          - ax2 + bx = 0

          - ax2 + c = 0

       5. Какое выражение называют дискриминантом квадратного уравнения?

       6. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если значение дискриминанта:

            D>0; D<0; D=0?

        7. Как формулируется теорема Виета?

        8. Как формулируется теорема, обратная теореме Виета?

На электронной доске демонстрируются опорные конспекты.

Опорный конспект № 1

    1.   Определение квадратного уравнения.

         

         Уравнение вида  ах2+bх+с=0, где а,b,с – числа, причем а≠0,  называется квадратным уравнением;  а – 1-й коэффициент, b2-й коэффициент, с – свободный член этого уравнения.

   2.   Виды квадратных уравнений (в зависимости от значения коэффициентов).

 

   

Опорный конспект № 2

     

   

        1)      Если ах² + bx = 0, то следует разложить на множители левую

                  часть этого уравнения и воспользоваться условием равенства

                  произведения нулю:

    

  

    

        2)     Если  ах² + с = 0,  то следует привести это уравнение к виду

  

     ах² = - с

     х² = - с / а

             х² = А:                                       

   ах² + с = 0

                                                                   

 

 

если   - с / а  > 0 – два корня,    если  - с / а < 0  -  нет корней.

    

        3)     Если ах² = 0, то  х² = 0,  х = 0:

   ах² = 0

                х = 0   ( один корень)

                         

   

   Опорный конспект № 3

           В уравнении  ах² + bx + c = 0         D = b² - 4acдискриминант,

    который показывает количество (наличие) корней:

           1)     если   D < 0,  корней нет;

           2)     если    D = 0,  то один корень (два разных);

           3)     если    D > 0,  то два разных корня,  то есть

 

                                       Опорный конспект № 4

   Опорный конспект № 5

         1.         Теорема Виета для приведенного квадратного уравнения.

                      Если   х1  и  х2корни уравнения  х² + px + q = 0,

                      то   х1 + х2 = - р;   х1 * х2 = q.

         2.          Теорема Виета для неприведенного уравнения.

                       Если   х1   и   х2 -  корни уравнения   ах² + bx + c = 0   (a≠0),

                       то  х1 + х2 = - b / a;    x1 * х2 = с / а.

         3.          Теорема, обратная теореме Виета.

                       Если  m  и  n  такие, что  m + n = - p, а   m *  n = q,  тогда

                      m  и    nкорни уравнения х² +  px + q = 0.  

    

                                                

Решить устно:

№ 1

                                             Неполные квадратные уравнения

              х² - 36 = 0

            2х² = 18  

              х² + 2х = 0

              5х² - х = 0

            3х² = 0

              х² + 16 = 0

                1 - х² = 0

            2х – 8х² = 0

              х² = 4х

        0,5х² - 3х = 0

            1/2х² = 0,5х

              1/3х² = 3

 Обратить внимание учащихся, что установить вид уравнения можно лишь после того, как оно записано в виде Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида.

Степенью уравнения называется степень этого многочлена: ах + b = 0, а ≠ 0 – уравне-

ние первой степени; ах² + bx + c = 0, a ≠ 0 – уравнение второй степени.

№ 2

                                                         Теорема  Виета

   

          1.     Являются ли числа  х1 и х2 корнями квадратного уравнения

                        

                                        

                                        1)   х² - 9х = 0 ;        х1 = 2;  х2 = 7

                                        

                                        2)   х² + 2х – 3 = 0;  х1 = -1;  х2 = 3

          2.      Решить уравнения:

                                         1)   х² - х - 20 = 0

                                         2)   х² - 2х + 3 = 0

                                         3)   х² - 3х -28 = 0

                         

V.     Повторение и систематизация умений учащихся.

        Типовыми для этой темы являются задания:

1)   решить неполное квадратное уравнение;

2)   решить квадратное уравнение общего вида;

3)   решить квадратное уравнение с четным вторым коэффициентом;

4)   решить приведенное квадратное уравнение, используя теорему, обратную теореме   

     Виета;

5)   используя теорему Виета, найти неизвестный коэффициент и корень квадратного

     уравнения.

№ 1       Найдите корни уравнения

 1)   5х² = 25х

 2)   100х² - 16 = 0

 3)   3х² - 11х – 4 = 0

 4)   х² - 3х + 1 = 0

 5)   2х² +5х + 9 = х + 2

 6)   3х² - 2х – 1 = 0

№ 2     Решить уравнение

 1)   ( х – 4 ) ( 4х + 6 ) = ( х – 5 )²

 2)   ( 3х² + 6х ) / 2 = 4 – 2х

№ 3     В уравнении  х² + рх – 18 = 0  один из корней равен  -9.  

           

           Найдите второй корень и коэффициент  р.

 

Класс делится на группы.  Каждая группа получает задание.

   І  -  средний уровень

           ІІ  -  достаточный уровень

          ІІІ  -  высокий  уровень

 Группы, которые работали с заданиями высокого и достаточного уровня

делегируют представителя для защиты своих решений возле доски.

 Задания среднего уровня учащиеся показывают учителю и комментируют

на месте.

 I  2х² - 18 = 0

  х² - 5х + 6 = 0

  3а² + а – 7 = 0

 II  2х² = 3х

  х² + 7х – 44 = 0

  х + 3х² = -11

 

  III  ( 2х – 1)² = 1 – 4х

  х² + х -72 = 0

  -15 = 3х ( 2 – х )

VI   ИТОГИ  УРОКА

  Вопросы классу:

1)     Достигнута ли цель урока?

2)     На какие моменты теории и практики нужно обратить внимание,

         готовясь к контрольной работе?

3)     Группы сдают свои работы для оценивания.

4)     Выставление оценок за урок.

VII    Домашнее  задание

 

Повторить определение, классификацию и способы решения квадратных

уравнений разного вида.

1.     Решите квадратное уравнение:

 1)   х² - 7х + 6 = 0;  2)   х² -6х = 0;

 3)   6х² + х – 7 = 0;  4)   5х² - 125 = 0.

2.     При каких значениях  х  выполняется равенство

 ( х² + 10х ) / 10 – ( 2х + 5 ) / 2 = 20?

3.     Один из корней уравнения  х² + bх – 8 = 0 равен 4. Найдите второй

                 корень и число b.

4.     Составьте квадратное уравнение, корни которого равны  -1/5 и 2.

5.     Не решая уравнение 2х² +3х – 13 = 0, найдите значение выражения

        1/х1² + 1/х2².

 

          Место квадратных уравнений среди других алгебраических уравнений

                                              У Р А В Н Е Н И Я                

 

 

 

 

Соотношения между разными видами квадратных уравнений

                      К В А Д Р А Т Н Ы Е           У Р А В Н Е Н И Я                

 


              
а = 1

     х² + рх + q = 0 ─

приведенное квадратное

           уравнение

        ах² +bx + c = 0,  а ≠ 0 –

          квадратное уравнение 

          b = 0

      ах² + с = 0

                  b или с,

     или и b, и  с  равны  0 –

        неполное квадратное

                 уравнение

            с = 0

     ах² + bx = 0

        b = c = 0

         ах² = 0

ах² + bx = 0 

ax² + bx = 0

  x = 0  или   ax + b = 0  (два корня)

    ax² + bx + c = 0;  a ≠ 10, b ≠ 0, c ≠ 0.     D = b² - 4ac

    корней

       нет

   корней

       нет

 D < 0

 х1,2 = - b / 2a

   два равных

       корня

D = 0

       - b ± √ D

х1,2= ------------

              2a

два разных корня

D > 0

Неполные

       квадратные

             уравнения

Приведенные

         квадратные

                  уравнения

       Линейные

       уравнения

    Квадратные

     уравнения

       D1 > 0

х1,2= -k ± √D1 / а

два разных корня        

                

      D1 = 0

   х1,2 = -k / а

два равных корня

   (один корень)

   D1 < 0

корней нет

      Если в уравнении  ax² + bx + c = 0     (a ≠ 0)   b = 2m  (четное число),

                                        то D1 = D/4 = m² - ac


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73837. Особенности проектирования технологических процессов для станков с ЧПУ и ГПС 58 KB
  Особенности проектирования технологических процессов для станков с ЧПУ и ГПС При проектировании технологических операций для станков с ЧПУ необходимо учитывать ряд особенностей обработки. Порядок обработки поверхностей заготовок для деталей типа валов следующий. Черновая и чистовая обработка дополнительных форм поверхности если имеются дополнительные формы требующие черновой обработки. Обработка дополнительных форм поверхности не требующих черновой обработки.
73838. Технология изготовления втулок 80.5 KB
  Технологические задачи Отличительной технологической задачей является обеспечение концентричности наружных поверхностей с отверстием и перпендикулярности торцов к оси отверстия. Диаметры наружных поверхностей выполняют по h6 h7; отверстия по H7 реже по H8 для ответственных сопряжений по Н6.015 мм; перпендикулярность торцовых поверхностей к оси отверстия 02 мм на радиусе 100 мм при осевой нагрузке на торцы отклонение от перпендикулярности не должно превышать 002. Заготовками для втулок с диаметром отверстия до 20 мм служат...
73839. Технология изготовления корпусных деталей 1.63 MB
  Обрабатывают направляющие начерно резцами на продольнострогальных станках торцевыми фрезами и наборами фрез на продольнофрезерных станках. Обрабатывают начерно поверхности расположенные перпендикулярно направляющим на продольнофрезерных станках если станина по длине проходит между колонами станка; на горизонтальнорасточных станках фрезой или на торцефрезерных станках если станина длинная. Обрабатывают отверстия начерно на горизонтальнорасточных станках в приспособлении. Чистовую обработку лучше выполнять на продольнофрезерных...
73840. Процессы обработки деталей типа некруглые стержни 191.5 KB
  Технология изготовления рычагов. Характеристика рычагов К деталям класса рычагов относятся собственно рычаги тяги серьги вилки балансиры шатуны. Детали класса рычагов имеют два отверстия или больше оси которых расположены параллельно или под прямым углом.
73841. Процессы обработки деталей «круглые стержни» 58.5 KB
  В зависимости от типа производства операцию производят: в единичном производстве подрезку торцов и центрование выполняют на универсальных токарных станках последовательно за два установа; в серийном производстве подрезку торцов выполняют раздельно от центрования на продольнофрезерных или горизонтальнофрезерных станках а центрование на одностороннем или двустороннем центровальном станке. В зависимости от типа производства операцию выполняют: в единичном производстве на токарновинторезных станках; в мелкосерийном на...
73842. Технико-экономические показатели разрабатываемых ТП 72 KB
  На завершающим этапе разработки ТП проводят полную оценку вариантов путем сравнения себестоимости обработки заготовок отражающей затраты живого и овеществленного труда. Существует два основных метода определения себестоимости: бухгалтерский и метод прямого калькулирования поэлементный. Цеховые расходы при калькулировании себестоимости определяют в процентах от заработной платы основных рабочих цеха: тогда себестоимость текущие затраты можно выразить так: где ц процент цеховых накладных расходов. Его можно использовать при приближенном...
73843. РОЗВИТОК СВІДОМОСТІ У ФІЛОГЕНЕЗІ 215 KB
  Сприймання це відображення у свідомості людини цілісних предметів та явищ обєктивного світу при їх безпосередньому впливі у дану мить на органи відчуттів. Його суттєва відмінність від відчуттів полягає в тому що в процесах сприймання формується образ цілісного предмету за допомогою відображення всієї сукупності його якостей. Однак образ сприймання не зводиться до простої суми відчуттів хоча й вносить їх до свого складу. Сприймання результат діяльності системи аналізаторів.
73844. ПСИХІЧНІ ПРОЦЕСИ: ПАМ’ЯТЬ, УЯВА, МИСЛЕННЯ, УВАГА 84 KB
  Особливості памяті та уява. ІІ Память форма психічного відображення яка заклечається в закріпленні збереженні і послідуючому відтворенні минулого досвіду. Память повязує минуле субєкта с його дійсністю і майбутнім і є найважливішою пізнавальною функцією яка лежить в основі розвитку і навчання.
73845. ЕМОЦІЙНО-ВОЛЬОВА СФЕРА ОСОБИСТОСТІ 112.5 KB
  Рису характеру розуміють як схильність до нервової поведінки яка склалася в силу наявності певних потреб мотивів чи інтересів мотиваційні риси або в силу наявності певних звичок установок сталевих особливостей поведінки. Окремі властивості характеру залежать одне від одного та тісно повязані між собою вони створюють цілісну організацію яку називають структурою характеру. В структурі характеру виділяють дві групи рис. Під рисою характеру розуміють ті чи інші особливості особистості людини які систематично проявляються в різних видах...