53786

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме Квадратное уравнение и его корни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учащиеся должны знать: определение квадратного уравнения; формулы дискриминанта корней квадратного уравнения; зависимость между значением дискриминанта и количеством корней квадратного уравнения. Учащиеся должны уметь: распознавать квадратные уравнения среди других уравнений; решать неполные квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения; находить сумму и произведение корней приведенного квадратного...

Русский

2014-03-03

97 KB

3 чел.

Тема. Обобщение и систематизация знаний и умений по теме "Квадратное уравнение и

          его корни ".

Цели. Повторить и свести в систему материал предыдущих уроков, подготовить учащихся

          к контрольной работе.

Тип урока: систематизация знаний, умений, навыков.

                                                    ХОД УРОКА

I. Организационный  этап.

ІІ. Проверка домашнего задания.

    1.Устно.

    2. Собрать все тетради с домашним заданием на проверку.

 

ІІІ. Формулирование темы урока, цели и заданий урока.

      Мотивация учебной деятельности учеников.

      Мотивация обусловлена тем, что этот урок последний перед контрольной работой по

      теме  "Квадратное уравнение и его корни".

       Учащиеся должны знать:

       - определение квадратного уравнения;

       - формулы дискриминанта, корней квадратного уравнения;

       - зависимость между значением дискриминанта и количеством корней квадратного уравнения.

       Учащиеся должны уметь:

       - распознавать квадратные уравнения среди других уравнений;

       - решать неполные квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;

       - находить сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения по

         теореме Виета.

IV. Повторение и систематизация знаний учащихся.

     Устные упражнения

      1. Дайте определение квадратного уравнения.

      2. Приведите примеры приведенного квадратного уравнения.

      3. Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями?

      4. Каков план решения неполного квадратного уравнения вида:

          - ax2 = 0

          - ax2 + bx = 0

          - ax2 + c = 0

       5. Какое выражение называют дискриминантом квадратного уравнения?

       6. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если значение дискриминанта:

            D>0; D<0; D=0?

        7. Как формулируется теорема Виета?

        8. Как формулируется теорема, обратная теореме Виета?

На электронной доске демонстрируются опорные конспекты.

Опорный конспект № 1

    1.   Определение квадратного уравнения.

         

         Уравнение вида  ах2+bх+с=0, где а,b,с – числа, причем а≠0,  называется квадратным уравнением;  а – 1-й коэффициент, b2-й коэффициент, с – свободный член этого уравнения.

   2.   Виды квадратных уравнений (в зависимости от значения коэффициентов).

 

   

Опорный конспект № 2

     

   

        1)      Если ах² + bx = 0, то следует разложить на множители левую

                  часть этого уравнения и воспользоваться условием равенства

                  произведения нулю:

    

  

    

        2)     Если  ах² + с = 0,  то следует привести это уравнение к виду

  

     ах² = - с

     х² = - с / а

             х² = А:                                       

   ах² + с = 0

                                                                   

 

 

если   - с / а  > 0 – два корня,    если  - с / а < 0  -  нет корней.

    

        3)     Если ах² = 0, то  х² = 0,  х = 0:

   ах² = 0

                х = 0   ( один корень)

                         

   

   Опорный конспект № 3

           В уравнении  ах² + bx + c = 0         D = b² - 4acдискриминант,

    который показывает количество (наличие) корней:

           1)     если   D < 0,  корней нет;

           2)     если    D = 0,  то один корень (два разных);

           3)     если    D > 0,  то два разных корня,  то есть

 

                                       Опорный конспект № 4

   Опорный конспект № 5

         1.         Теорема Виета для приведенного квадратного уравнения.

                      Если   х1  и  х2корни уравнения  х² + px + q = 0,

                      то   х1 + х2 = - р;   х1 * х2 = q.

         2.          Теорема Виета для неприведенного уравнения.

                       Если   х1   и   х2 -  корни уравнения   ах² + bx + c = 0   (a≠0),

                       то  х1 + х2 = - b / a;    x1 * х2 = с / а.

         3.          Теорема, обратная теореме Виета.

                       Если  m  и  n  такие, что  m + n = - p, а   m *  n = q,  тогда

                      m  и    nкорни уравнения х² +  px + q = 0.  

    

                                                

Решить устно:

№ 1

                                             Неполные квадратные уравнения

              х² - 36 = 0

            2х² = 18  

              х² + 2х = 0

              5х² - х = 0

            3х² = 0

              х² + 16 = 0

                1 - х² = 0

            2х – 8х² = 0

              х² = 4х

        0,5х² - 3х = 0

            1/2х² = 0,5х

              1/3х² = 3

 Обратить внимание учащихся, что установить вид уравнения можно лишь после того, как оно записано в виде Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида.

Степенью уравнения называется степень этого многочлена: ах + b = 0, а ≠ 0 – уравне-

ние первой степени; ах² + bx + c = 0, a ≠ 0 – уравнение второй степени.

№ 2

                                                         Теорема  Виета

   

          1.     Являются ли числа  х1 и х2 корнями квадратного уравнения

                        

                                        

                                        1)   х² - 9х = 0 ;        х1 = 2;  х2 = 7

                                        

                                        2)   х² + 2х – 3 = 0;  х1 = -1;  х2 = 3

          2.      Решить уравнения:

                                         1)   х² - х - 20 = 0

                                         2)   х² - 2х + 3 = 0

                                         3)   х² - 3х -28 = 0

                         

V.     Повторение и систематизация умений учащихся.

        Типовыми для этой темы являются задания:

1)   решить неполное квадратное уравнение;

2)   решить квадратное уравнение общего вида;

3)   решить квадратное уравнение с четным вторым коэффициентом;

4)   решить приведенное квадратное уравнение, используя теорему, обратную теореме   

     Виета;

5)   используя теорему Виета, найти неизвестный коэффициент и корень квадратного

     уравнения.

№ 1       Найдите корни уравнения

 1)   5х² = 25х

 2)   100х² - 16 = 0

 3)   3х² - 11х – 4 = 0

 4)   х² - 3х + 1 = 0

 5)   2х² +5х + 9 = х + 2

 6)   3х² - 2х – 1 = 0

№ 2     Решить уравнение

 1)   ( х – 4 ) ( 4х + 6 ) = ( х – 5 )²

 2)   ( 3х² + 6х ) / 2 = 4 – 2х

№ 3     В уравнении  х² + рх – 18 = 0  один из корней равен  -9.  

           

           Найдите второй корень и коэффициент  р.

 

Класс делится на группы.  Каждая группа получает задание.

   І  -  средний уровень

           ІІ  -  достаточный уровень

          ІІІ  -  высокий  уровень

 Группы, которые работали с заданиями высокого и достаточного уровня

делегируют представителя для защиты своих решений возле доски.

 Задания среднего уровня учащиеся показывают учителю и комментируют

на месте.

 I  2х² - 18 = 0

  х² - 5х + 6 = 0

  3а² + а – 7 = 0

 II  2х² = 3х

  х² + 7х – 44 = 0

  х + 3х² = -11

 

  III  ( 2х – 1)² = 1 – 4х

  х² + х -72 = 0

  -15 = 3х ( 2 – х )

VI   ИТОГИ  УРОКА

  Вопросы классу:

1)     Достигнута ли цель урока?

2)     На какие моменты теории и практики нужно обратить внимание,

         готовясь к контрольной работе?

3)     Группы сдают свои работы для оценивания.

4)     Выставление оценок за урок.

VII    Домашнее  задание

 

Повторить определение, классификацию и способы решения квадратных

уравнений разного вида.

1.     Решите квадратное уравнение:

 1)   х² - 7х + 6 = 0;  2)   х² -6х = 0;

 3)   6х² + х – 7 = 0;  4)   5х² - 125 = 0.

2.     При каких значениях  х  выполняется равенство

 ( х² + 10х ) / 10 – ( 2х + 5 ) / 2 = 20?

3.     Один из корней уравнения  х² + bх – 8 = 0 равен 4. Найдите второй

                 корень и число b.

4.     Составьте квадратное уравнение, корни которого равны  -1/5 и 2.

5.     Не решая уравнение 2х² +3х – 13 = 0, найдите значение выражения

        1/х1² + 1/х2².

 

          Место квадратных уравнений среди других алгебраических уравнений

                                              У Р А В Н Е Н И Я                

 

 

 

 

Соотношения между разными видами квадратных уравнений

                      К В А Д Р А Т Н Ы Е           У Р А В Н Е Н И Я                

 


              
а = 1

     х² + рх + q = 0 ─

приведенное квадратное

           уравнение

        ах² +bx + c = 0,  а ≠ 0 –

          квадратное уравнение 

          b = 0

      ах² + с = 0

                  b или с,

     или и b, и  с  равны  0 –

        неполное квадратное

                 уравнение

            с = 0

     ах² + bx = 0

        b = c = 0

         ах² = 0

ах² + bx = 0 

ax² + bx = 0

  x = 0  или   ax + b = 0  (два корня)

    ax² + bx + c = 0;  a ≠ 10, b ≠ 0, c ≠ 0.     D = b² - 4ac

    корней

       нет

   корней

       нет

 D < 0

 х1,2 = - b / 2a

   два равных

       корня

D = 0

       - b ± √ D

х1,2= ------------

              2a

два разных корня

D > 0

Неполные

       квадратные

             уравнения

Приведенные

         квадратные

                  уравнения

       Линейные

       уравнения

    Квадратные

     уравнения

       D1 > 0

х1,2= -k ± √D1 / а

два разных корня        

                

      D1 = 0

   х1,2 = -k / а

два равных корня

   (один корень)

   D1 < 0

корней нет

      Если в уравнении  ax² + bx + c = 0     (a ≠ 0)   b = 2m  (четное число),

                                        то D1 = D/4 = m² - ac


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31379. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩИМИ АКТИВАМИ КОРПОРАЦИЙ 448 KB
  Как правило, при проведении научных исследований процесса управления, рассматриваются различные стратегические задачи, такие как маркетинг, персонал. На наш взгляд, однако, большое внимание должно также уделяться оперативному (текущему) управлению, от которого зависит повседневная деятельность предприятий, то есть та, которая, в основном, и приносит коммерческий доход.
31380. Корпоративная культура: методы ее формирования и развития в организации 463 KB
  Выбор темы дипломной работы: Корпоративная культура: методы ее формирования и развития в организации обусловлен тем что корпоративная культура напрямую связанна с коммерческий успехом компании. Компания будет успешной только в случае если сотрудники будут понимать важность своей работы чувствовать что их профессиональный уровень пропорционален успеху компании. Мотивация сотрудников построение отношений между сотрудниками принципы и методы работ используемых в деятельности организации все это является важнейшим фактором в борьбе...
31381. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 506 KB
  Основные признаки правового государства и гражданского общества. Формирование и развитие правового государства и гражданского общества в современной России. Конституционно правовые основы построения правового государства 37 2. Проблема становления и развития правового государства и гражданского общества до сих пор считается нерешенной и недостаточно разработанной в современной политической и правовой науках хотя период ее изучения измеряется столетиями а время от времени она...
31382. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КАК УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОВРЕМЕННОМУ ЗЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ» (НА ПРИМЕРЕ ИП ПОЛЯКОВА Л.А) 511 KB
  Исходные данные к работе: Конституция Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации федеральные конституционные законы иные федеральные нормативные правовые акты. Содержание расчетнопояснительной записки перечень подлежащих разработке вопросов: дать понятие предпринимательской деятельности и ее признаков; определить правовое положение в ней индивидуального предпринимателя; рассмотреть вопросы законодательного регулирования предпринимательской деятельности сформулировать конкретные...
31383. Направления по усовершенствованию системы оплаты труда в ООО «Проект 69» 643 KB
  Теоретические основы системы организации и оплаты труда. Формы и системы оплаты труда на предприятии. Основные принципы организации оплаты труда состав фонда оплаты труда. Анализ организации оплаты труда в ООО Проект 69. Анализ существующей системы оплаты труда ООО Проект 69...
31384. Себестоимость продукции промышленного предприятия и пути ее оптимизации на примере ОАО «Сарановская шахта «Рудная» 621.5 KB
  Технологический процесс получения продукции и формирование себестоимости в ОАО Сарановская шахта Рудная. Анализ и оценка структуры затрат в себестоимости продукции. Мероприятия по снижению себестоимости продукции в ОАО Сарановская шахта Рудная как путь повышения производства.
31385. Методические рекомендации по выполнению дипломных проектов (работ) 108.5 KB
  В процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы каждому студенту-выпускнику назначается научный руководитель. Научным руководителем квалификационной (дипломной) работы студента-выпускника может быть как преподаватель выпускающей лаборатории, так и сторонние ведущие отраслевые специалисты.
31386. Методические рекомендации для выполнения выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ) 763.5 KB
  Выполнение бакалаврских работ является завершающим этапом обучения студентов в высшем учебном заведении, а их публичная защита перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК) - объективной формой аттестации.
31387. Требования к оформлению письменных работ, выполняемых студентами и слушателями ДВФУ 716 KB
  Процедура содержит единые требования, которые должны быть соблюдены студентами ДВФУ, проиллюстрирована конкретными примерами использования описанных в ней элементов, распространяется на учебный и научный процессы в ДВФУ и является обязательной для исполнения студентами, слушателями и преподавателями.