53791

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ГЕОГРАФИИ

Конспект

Педагогика и дидактика

Её можно выразить количеством лет на которые должно хватить данного ресурса либо его запасами из расчёта на душу населения. Прочитайте текст учебника с 29 – 32 и ответьте на вопросы: Какова структура земельного мирового фонда Какие земли представляют наибольшую ценность в каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель Какова доля пашни в земельном фонде планеты Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты В чём заключается истощение земель Почему обеспеченность...

Русский

2014-03-03

569.5 KB

78 чел.

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.М.КИРОВА

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ГЕОГРАФИИ

                                            

                                           СТУДЕНТКИ 5 КУРСА 3 ГРУППЫ

ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ТЕРЕНТЬЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

ПРОХОДИВШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
№4 г. ОСТРОВА В  10, 11  КЛАССЕ,

С 13.11.2006.  ПО 27.12.2006 г.

                                                              ПСКОВ 2006

УРОК №1

Тема: «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Цели  урока:  

Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды. Изучить источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы;

Рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды.

Тип урока: урок – семинар.

 Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебники, дополнительная литература.

План урока

  1.  Организационный момент – 2 мин.
  2.  Вводное слово учителя – 3 мин
  3.  Изучение нового материала  (Доклады учащихся) –20 мин
  4.  Обсуждение вопросов семинара – 10 мин
  5.  Домашнее задание – 3 мин

Ход урока

  1.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует на уроке?

  1.  Вводное слово учителя.

На доске записана пословица: «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо».

Друзья! Мы летим в космическом пространстве на космическом корабле. Корабль этот мы привыкли называть планета земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обречены на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать. Сегодня мы выясним какие проблемы угрожают жизни на земле и как их можно решить.

Тема нашего урока – «Загрязнение окружающей среды».

Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение её свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, атмосферу и гидросферу.

Задание: Используя текст на стр. 38, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют? (Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеком).

Различают количественные и качественные загрязнения среды. Количественные загрязнения окружающей среды возникают в результате возвращения в неё тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (железо, древесина). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в неё неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина).

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем доклады и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.

  1.  Доклады учащихся.

Отдельные учащиеся делают сообщения о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы. Остальные ученики кратко, в табличной форме, записывают основную информацию в тетради.

Таблица, которую учащиеся заполняют в процессе слушания докладов.

Проблема загрязнения

Источник загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Загрязнение атмосферы

Загрязнение гидросферы

Загрязнение литосферы

  1.  Обсуждение вопросов семинара.

Вопросы для обсуждения:

  1.  Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер?
  2.  Какие проблемы загрязнения вод Мирового Океана являются наиболее открытыми?
  3.  Каково роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
  4.  Какие природоохранные мероприятия вы можете предложить?

  1.  Домашнее задание.

  1.  Тема №2;
  2.  Задание в блоке добывания знаний и умений №10 (1,2).

УРОК №2

Тема: «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы».

Цели  урока:  Сформировать представление об основных закономерностях  размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми. Дать понятие «ресурсообеспеченность»;На примерах показать ресурсообеспеченность различных стран мира;

Тип урока:  урок – практикум.

        Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

План урока

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Вводное слово учителя – 3 мин

3.Практическая работа–25 мин

4.Обсуждение вопросов для закрепления – 5 мин

5.Домашнее задание – 3 мин

Ход урока

  1.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует на уроке?

  1.  Вводное слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран мира и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы – это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия.

Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым относятся минеральные ресурсы. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные.

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.

Что такое ресурсообеспеченность и как её можно определить?

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. А добыча минеральных ресурсов в мире постоянно растёт, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

  1.  Практическая работа.

Задание №1

Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углём), используя данные таблицы:

Страна

Запасы угля в млрд. тонн

Добыча в млн. тонн

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020

?

Китай

296

1240

?

Россия

202

250

?

ЮАР

116

220

?

Австралия

116

280

?

ФРГ

106

250

?

Индия

78

330

?

Украина

47

75

?

Великобритания

45

50

?

Казахстан

34

70

?

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углём.

Задание №2.

Определите ресурсообеспеченность стран нефтью, используя данные таблицы учебника (блок №7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Страна

Запасы нефти в млрд. тонн

Добыча в млн. тонн

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Саудовская Аравия

43,1

450

?

Ирак

16,7

55

?

ОАЭ

16,2

120

?

Кувейт

15,7

105

?

Иран

14,9

185

?

Венесуэла

10,3

175

?

Мексика

8,5

170

?

Россия

6,7

300

?

Китай

4,0

160

?

США

3,8

380

?

Задание №3

Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы приложения №4 и данные блока 7. Сделайте вывод?

Страна

Запасы газа в трлн. метров кубических

Добыча в трлн. метров кубических

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Россия

48,1

550

?

Иран

22,9

45

?

Нидерланды

1,9

70

?

ОАЭ

5,8

40

?

Саудовская Аравия

5,4

45

?

США

4,7

540

?

Венесуэла

4,1

30

?

Алжир

3,7

65

?

Канада

2,2

170

?

Норвегия

2,0

45

?

Задание №4

Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные таблицы №4 и таблицы №1.

Регионы

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Нефть (мир в целом)

140 млрд. т

3450 млн.т

?

Уголь (мир в целом)

1100 млрд. т

4625 млн.т

?

Природный газ (мир в целом)

150 трлн. м. куб.

220 млрд. м. куб

?

Природный газ (Зарубежная Европа)

5,6 трлн. м. куб.

270 млрд. т

?

Природный газ (Зарубежная Азия)

59,0 трлн. м. куб.

330 млрд. т

?

Нефть (Зарубежная Европа)

2,5 млрд. т

330 млн. т

?

Нефть (Зарубежная Азия)

98 млрд. т

1370 млн. т

?

Нефть (СНГ)

9,0 млрд. т

359 млн. т

?

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливными ресурсами.

Задание №5

Используя данные блока 8, таблицы 5, сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?

Страна

Запасы в млрд. тонн

Добыча в млн. тонн (на 2000 год)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Россия

57,8

87

?

Украина

20,0

77

?

Бразилия

17,6

195

?

Австралия

16,0

168

?

США

15,9

63

?

Канада

11,7

35

?

Индия

11,5

75

?

Китай

9,0

224

?

Казахстан

8,0

16

?

Задание №6

Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира. Свои наблюдения запишите в тетрадь.

Задание №7

Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с 29 – 32) и ответьте на вопросы:

  1.  Какова структура земельного мирового фонда?
  2.  Какие земли представляют наибольшую ценность?
  3.  в каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель?
  4.  Какова доля пашни в земельном фонде планеты?
  5.  Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты?
  6.  В чём заключается истощение земель?
  7.  Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается?
  8.  Используя рисунок 7, блок 3, определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения
  9.  Выясните, какие страны имеют наибольший и наименьший показатель обеспеченности пашни на душу населения?
  10.  Вопросы для закрепления:

  1.  Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
  2.  Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углём?
  3.  Какие страны наиболее обеспечены нефтью?
  4.  назовите страны имеющие наибольшую обеспеченность газом?
  5.  Где на земле находятся рудные пояса?
  6.  Где находятся медные пояса?
  7.  В чём заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?
  8.  Каким топливом мир наиболее обеспечен?

  1.  Домашнее задание.

  1.  Прочитать текст учебника.
  2.  Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

УРОК №3

Тема: «Субрегион Восточная Европа».

Цели  урока:  Сформировать представление о Восточной Европе. Развить умения и навыки работы с картами и текстом

Тип урока:  урок – путешествие в Восточном Экспрессе.

 Оборудование: на каждом столе – станции лежат дополнительные источники информации о стране, карты атласа.

План урока

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Изучение нового материала – 30мин

3.Подведение итогов – 5 мин

4.Домашнее задание – 3 мин

Ход урока

  1.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует на уроке?

  1.  Изучение нового материала.

Европу подразделяют на 4 субрегиона:

- Западную;

- Восточную;

- Северную;

- Южную.

В Восточную Европу входят следующие страны:

1. Болгария (София)

2. Белоруссия (Минск)

3. Венгрия (Будапешт)

4. Латвия (Рига)

5. Литва (Вильнюс)

6. Молдавия (Кишинёв)

7. Польша (Варшава)

8. Румыния (Бухарест)

9. Россия (Москва)

10. Словакия (Братислава)

11. Украина (Киев)

12. Чехия (Прага)

13. Эстония (Таллинн)

Далее класс делится на 5 групп.  Каждому ученику выдаётся маршрутный лист, на котором записана последовательность станций, чтобы не было заминок при продвижении по станциям. На столах таблички с названием станций: Польша, Чехия, Румыния, Болгария, Венгрия. На столах лежат карточки с заданиями, которые ученики выполняют в своих тетрадях.

Польша

Численность населения……………………………………………..

Плотность населения………………………………………………..

Демографическая ситуация…………………………………………

Урбанизация…………………………………………………………

Национальный состав населения…………………………………..

Религиозный состав населения…………………………………….

  1.  Заполните таблицу: «Размещение отраслей промышленности Польши»

Общие принципы размещения

Особенности размещения

Главные центры производства черных металлов

Главные центры производства цветных металлов

Главные центры производства электроэнергии

Главные центры производства нефтехимии и химии

Главные центры производства транспортного машиностроения

Вблизи месторождений отечественного сырья и топлива

Близость к потребителю

Ориентация на выгоды транспортно –географического положения

  1.  Укажите специализацию сельского хозяйства и промышленности отдельных районов Польши и продукцию, которую они ввозят.

Румыния

Численность населения……………………………………………..

Плотность населения………………………………………………..

Демографическая ситуация…………………………………………

Урбанизация…………………………………………………………

Национальный состав населения…………………………………..

       Религиозный состав населения…………………………………….

  1.  Оцените степень обеспеченности Румынии собственными природными ресурсами, выделите отрасли, для развития которых имеются благоприятные предпосылки.
  2.  Заполните таблицу «Экономические районы Румынии»

Название района

Специализация

Главные примышленные центры

Другие признаки: размеры, численность, природные ресурсы, ЭГП, транспорт

Страна в целом

Южный район

Центральный район

Северо-Восточный район

Болгария

Численность населения……………………………………………..

Плотность населения………………………………………………..

Демографическая ситуация…………………………………………

Урбанизация…………………………………………………………

Национальный состав населения…………………………………..

       Религиозный состав населения…………………………………….

  1.  Заполните таблицу:

Основные отрасли народного хозяйства

Перечень необходимого сырья или других природных ресурсов

отечественное

импортное

  1.  дайте характеристику сельского хозяйства Болгарии. Отвес сформулируйте в виде таблицы.

Сельскохозяйственные районы

Главные культуры

Центры их переработки

Экспортная продукция

Сделайте вывод об уровне развития сельского хозяйства, растениеводства и животноводства.

Венгрия

Численность населения……………………………………………..

Плотность населения………………………………………………..

Демографическая ситуация…………………………………………

Урбанизация…………………………………………………………

Национальный состав населения…………………………………..

       Религиозный состав населения…………………………………….

Природные ресурсы, которыми страна обеспечена хорошо……..

Специализация промышленности……………………………………

Специализация сельского хозяйства…………………………………

Участие в международном разделении труда……………………….

  1.  Подведение итогов.

После выполнения задания представители каждой из групп дают краткую характеристику «своей» страны. В это время учащиеся выполняют следующие задания:

  1.  Нанесите на контурную карту границы стран Восточной Европы
  2.  используя материалы докладов, карты атласа, текст учебника, записи маршрутных листов, нанести на контурную карту природные ресурсы, которыми богаты страны Восточной Европы
  3.  стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию, сырьё.

  1.  Домашнее задание

  1.  Прочитать текст учебника,
  2.   Вспомнить план сравнительной экономико-географической характеристики стран.

УРОК №4

Тема: « Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии».

Цели  урока:   сформировать представления учащихся о составе региона, природных ресурсах, особенностях населения.

Тип урока:  урок-изучение нового материала с элементами практикума

Оборудование: карты атласов, политическая карта мира, учебники

План урока

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Изучение нового материала – 35мин

3. Домашнее задание – 3 мин

Ход урока

  1.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует на уроке?

  1.  Изучение нового материала

Состав Азии: 

В состав Зарубежной Азии входит 38 государств. В её пределах обычно выделяют 4е субрегиона:

- Восточную Азию

- Юго-Восточную Азию

- Южную Азию

- Юго-Западную Азию

Задание:

Пользуясь текстом учебника и картами атласа, определите какова площадь Азии? Какова численность населения Азии?

Особенности ЭГП регионов Азии

Территория Азии имеет большую протяжённость как с севера на юг, так и с запада на восток. Естественно, что ЭГП государств входящих в состав региона отличается очень сильно.

Задание:

Привести примеры стран являющихся приморскими, островными, полуостровными, внутренними странами.

Природные ресурсы Азии

Задание: Практическая работа по группам. Каждая группа получает задание выполнить анализ наличия, размещения и обеспеченности природными ресурсами  (минеральные топливные, минеральные рудные, земельные, агроклиматические, лесные и т.д.) в разных регионах Азии, по плану: размещение ресурса по региону, предпосылки для развития народного хозяйства, ресурсообеспеченность.

После завершения работы представитель каждой из групп делает мини доклад по «своему »региону. Остальные учащиеся записывают информацию в конспектной форме.

Вопросы:

  1.  Какие минеральные богатства Азии имеют мировое значение?
    1.  Для развития каких отраслей промышленности имеются благоприятные предпосылки? В каких регионах?
    2.  Где в Азии имеются наиболее благоприятные условия для развития животноводства?

Население

Вопрос, какие страны Азии выделяются по численности населения?

Задание: Пользуясь форзацем учебника, дайте характеристику стран Азии по форме правления, административно-территориальному делению. Ответ можно оформить в виде таблицы.

 Размещение населения

Задание: Пользуясь картами атласа и текстом учебника, заполните таблицу примерами.

Страны Азии

Причины высокой плотности населения в данных странах

Причины низкой плотности населения в данных странах

----------------------

 

---------------------

Плотность населения

Задание: Пользуясь данными таблицы из списка стран с высокой плотностью населения выделить страны или районы с максимальной и минимальной плотностью населения.

Демографическая ситуация

Задание: Пользуясь картами атласа, определите страны с высоким уровнем рождаемости, высоким и низким уровнем смертности, высокой и низкой продолжительностью жизни.

Типы воспроизводства населения

Задание: пользуясь картами атласа, а также текстом учебника, дополните схему примерами стран.

Типы воспроизводства населения стран Азии

Страны первого типа воспроизводства

Страны второго типа воспроизводства

Миграционная подвижность

Задание: на основе текста учебника определите районы с положительным сальдо миграции. Так же определите, какой тип миграции оказывает большое воздействие на размещение населения в странах Азии.

Урбанизация

Задание: Показатели урбанизации отметить в таблице. Прочитать в учебнике описание азиатского типа города, в чём его отличие от европейского?

Типы сельского расселения в регионах Азии ученики узнают из текста учебника, в тетрадях отмечают регионы с деревенской и кочевой формой расселения.

Языковые группы и семьи

Задание: На основе карт атласа определите, какие языковые семьи и языковые группы распространены в странах Азии. Заполните таблицу:

Языковые семьи

Языковые группы

Регионы или страны распространения

Религиозный состав

Какие мировые и национальные религии представлены в Азии? Доля приверженцев, какой религии наиболее высока в Азии? Заполните таблицу «Распространение религий в Азии».

религия

регион

страны

  1.  Домашнее задание.

1.Прочитать текст в учебнике

2. Нанести на контурную карту границы стран Зарубежной Азии, природные ресурсы, которыми богаты страны Зарубежной Азии; цветом показать 1 и 2 тип воспроизводства населения, а штриховкой религиозный состав населения.

УРОК №5

Тема: «Состав и структура населения мира».

Цели  урока  выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира; сформировать представление об этническом составе населения мира.

Тип урока: модульное обучение

Оборудование: карта «Народов мира», политическая карта мира, атласы, статистические материалы, у каждого ученика  должно быть разработка урока. 

План урока

1.Организационный момент – 2 мин.

2. Блок изучение нового материала – 30 мин

3. Блок самоконтроля – 5 мин

4. Домашнее задание – 3 мин

Ход урока

  1.       Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует на уроке?

2. Новый материал

№ учебного элемента

(1)

Учебный материал с указаниями и заданиями

(2)

Советы по обучению

(3)

УЭ-0

Общая цель: изучить состав и структуру населения, половой состав, возрастной состав, религиозный состав населения мира.

1мин

УЭ-1

Прочитайте первый пункт параграфа (половой состав: соотношение мужчин и женщин).

Ответьте на вопросы (устно):

Перечислите причины преобладания мужчин в Азии?

Почему в странах СНГ, Европы и Северной Америки преобладают женщины?

1мин

Свои ответы обсудите с товарищем

УЭ-2

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний о структуре населения (вспомните устно определения экономически активное население, этнос, нация, национальность).

3мин

УЭ-3

Убедитесь, что вы готовы изучать новый материал.

Цель: изучить особенности возрастного состава: влияние на трудовые ресурсы.

Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривающий человеческую жизнь в аспекте времён года, предполагал размечать в ней четыре  «судна» вену (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). И в наши дни учёные говорят о демографической молодости, зрелости и старости населения. Отнесение страны (региона) к одному из этих «сезонов» зависит в первую очередь от показателей рождаемости и смертности, ЕП.

Самостоятельно по этим показателям с помощью учебника и других материалов определите типы воспроизводства России, Китая, Великобритании, Франции, Бразилии, Индонезии, Индии.  

Используя рисунок 13 для конкретизации положения ученика. Охарактеризуйте по нему распространение первого  и второго типов воспроизводства населения, проанализируйте средние цифровые показатели воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия.

По картам рождаемости, смертности  и естественного прироста в атласе определите какие показатели можно считать высокими, низкими, для отдельно взятой страны. Приведите примеры.

УЭ-4

Проанализируйте возрастной состав населения различных частей мира: СНГ, Зарубежной Европы, Зарубежной Азии, Африки, Австралии и Океании, латинской Америки.

Сделай выводы и запиши в тетрадь.

Проанализируйте карту полового состава населения в атласе, используйте её для конкретизации иллюстрации положений содержаний содержащихся в тексте учебника.

Стр.47

Рис.14

2 мин.

УЭ-5

Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко применяется особый вид диаграммы: возрастно-половая пирамида.

Проанализируйте эти пирамиды.

Рис.12

УЭ- 6

Цель: изучить этнолингвистический состав мира и его проблемы.

С помощью географического словаря запишите определение таких определений как:

- народ

-этнос

-Нация

-народность

5мин

УЭ-7

В мире 3-4 тыс. народов при такой численности необходима их классификация.

1. по численности

2. по языку

Запишите эти классификации, в тетрадь, используя атлас учебник на стр.61-62

2мин

УЭ-8

По количеству национальностей страны делятся на ….Запишите примеры в схему представленную ниже на месть попусков.

                            Государства мира

                   ( по числу национальностей)

Однонациональные            многонациональные

     1)                                         1)

     2)                                         2)  

     3)                                         3)  

                                 двухнациональные

                                             1)      

                                             2)

                                             3)

По карте нац. состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите, какие языковые семьи преобладают в Зар Европе,   Зар. Азии, Америке, латинской Америке, Австралии и Океании.

Вывод запишите в тетрадь.

Стр62

УЭ-9

Цель: изучить религиозный состав, мировые и национальные религии.

Заполните пропуски в схеме:

                                  РЕЛИГИЯ

Мировые                                           Национальны

Христианство                      1) конфуцианство

???                                         2)???

???                                         3)???

По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах земли.

Стр.

63

2мин

УЭ-10

Используя данные таблицы 2,сравните динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара; рассчитайте, как изменится их доля в общем населении земли; объясните эти изменения. Добудьте из таблицы столько сведений сколько возможно. Постройте в тетради диаграммы, отразите некоторые показатели на контурной карте. Какие выводы он позволяют сделать?

Сравните рис.12-13. Докажите с их помощью положение учебника  влиянии типов воспроизводства

Населения на его возрастной состав . Как вы объясните это взаимодействие.

Проанализируйте рис.14 объясните различие между возрастно-половыми пирамидами стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.

 

По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах земли.

 

5 мин

  

                          БЛОК САМОКОНТРОЛЯ.

А знаете ли вы?

1 какие из приведённых ниже формул воспроизводства населения относятся к странам 2 типа воспроизводства:

16-7=7

26-9=17

2. какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье:

- китайцы

- хиндустанцы

- русские

- японцы

- бразильцы

- англичане

- египтяне

3 на каком из след. языков говорит население северной Америки?

-американском

-французском

-испанском

-арабском

                           МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ???

1)ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЮ «ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ»?

2)оценить, на сколько верны след утверждения:

- рекордсменом мира по показателям рождаемости на 1000 человек, явл. Китай.

3) большинство развитых стран проводит демографическую политику, направленную на снижение рождаемости.

4)ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ:

На процесс рождаемости, смертности, ЕП населения решающее воздействие оказывают ……………условия жизни людей.

Домашнее задание

Прочитать текст учебника.

УРОК №6

Тема: «Хозяйство стран Азии».

Цели  урока: сформировать представление об особенностях развития хозяйства регионов Азии; показать своеобразие хозяйства субрегионов Азии.

 

Тип урока: урок - лекция

Оборудование: карта природных ресурсов Азии, карта промышленности и сельского хозяйства, учебники, атласы.

План урока

1.Организационный момент – 2 мин.

2. Проверка домашнего задания – 10 мин

3. Изучение нового материала – 25  мин

4. Домашнее задание – 3 мин

Ход урока

1.     Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует на уроке?  

  1.  Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа

Вариант  №1

1.Назовите основные особенности ЭГП стран Зарубежной Азии.

2. Постройте диаграммы (по одной оси отложите городское население, а по другой оси – долю городского населения в %). Какие особенности вы заметили? Сделайте вывод.

Страны

Городское население в млн. чел

Доля городского населения, в %

Китай

370

30,3

Индия

250

26,8

Япония

97,1

77,6

Индонезия

70

35,4

Турция

42,6

68,8

Иран

39,7

59,0

Вариант  №2

  1.  Почему именно в Азии возникли все основные религии мира?
  2.  Какую демографическую политику необходимо проводить в странах Азии почему?

  1.  Изучение нового материала

Развитые страны  ---- Страны большой семёрки  ----- Япония

Мы с вами рассмотрели классификацию стран Азии по социально экономическим показателям.

Промышленность

Задание : Класс делится на группы. Задания группы выполняют одинаковые, но при проверке выполнения работы составляется очерёдностью ходу которой учащиеся групп получают баллы, если группа не полностью выполнила задание, другие группы дополняют ее ответ и зарабатывают очки. Результаты работы заносятся учащимся в тетрадь. По окончании работы проводиться закрепление, в результате которого также можно получать дополнительные баллы. В конце урока выбирается команда победительница, выставляются оценки за работу на уроке.

Отрасль про-

мышленности

Предпо-

сылки

развития

Регионы, страны,

имеющие предпосылки

для развития данной

отрасли

Наличие

предприятий

промышлен-

ности

Страны

лидеры

в

Азии

Черная

Металлургия

Цветная

Металлургия

Машиностроение

Химическая

Промышленность

Легкая

Промышленность

Сельское хозяйство

Вопросы:

  1.  В каких климатических поясах находятся страны Азии?
  2.  Какие особенности вегетативного периода встречаются в этом регионе?
  3.  Составьте схемы: Климатический пояс – особенности климата – сельскохозяйственные культуры – регионы – страны.

III. Домашнее задание:

  Сделать доклады о странах Восточной Азии.


Индия, Китай

аиболее бедные и отсталые страны

Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт

Нефте добывающие и нефтеэкспортируюшие страны

Новые индустриальные страны

Промежуточные страны

Развивающиеся страны

Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия,    

Бангладеш, Йомен


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11617. Изучение рентгеновских трубок и аппаратов 629.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. Изучение рентгеновских трубок и аппаратов. РЕНТГЕНОВЧСКИЕ ТРУБКИ. Рентгеновская трубка является источником рентгеновских лучей возникающих в ней в результате взаимодействия быстро летящих электронов с атомами анода установленного...
11618. Мерология. Лабораторный практикум 1.36 MB
  Мерология. Лабораторный практикум Учебнометодическое пособие для студентов приборостроительного факультета Лабораторный практикум предназначен для использования в высших учебных заведениях при подготовке инженеров по специальности Метрология стандартизация и...
11619. Исследование напряженно-деформированного состояния стержня при кручении 405.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МЕХАНИКЕ СПЛОШНЫХ СРЕД № 2 Тема: Исследование напряженно-деформированного состояния стержня при кручении Задание Для заданной упругой системы рис. 1 исследовать напряженнодеформированное состояние при растяжениисж
11620. Исследование напряженно-деформированного состояния стержня переменного сечения при растяжении-сжатии 632.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МЕХАНИКЕ СПЛОШНЫХ СРЕД № 1 Часть 1 Механика деформируемого твердого тела Тема Исследование напряженно-деформированного состояния стержня переменного сечения при растяжении-сжатии Задание Для заданной упругой системы рис. 1...
11621. Исследование напряженно-деформированного состояния стержня при поперечном изгибе 570.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МЕХАНИКЕ СПЛОШНЫХ СРЕД № 3 Тема:Исследование напряженно-деформированного состояния стержня при поперечном изгибе Задание Для заданной упругой системы рис. 1 исследовать напряженно-деформированное состояние при поперечном изг...
11622. Особенности разработки диаграмм вариантов использования в среде IBM Rational Rose 2003 249 KB
  Лабораторная работа №1 Особенности разработки диаграмм вариантов использования в среде IBM Rational Rose 2003 Работа над моделью в среде IBM Rational Rose начинается с общего анализа проблемы и построения диаграммы вариантов использования которая отражает функциональное назначение...
11623. Общая характеристика CASE-средства IBM Rational Rose 2003 и его функциональные возможности 302.5 KB
  Общая характеристика CASEсредства IBM Rational Rose 2003 и его функциональные возможности. Среди всех фирмпроизводителей CASEсредств именно компания IBM Rational Software Corp. до августа 2003 года Rational Software Corp. одна из первых осознала стратегическую перспективность развития объектноорие...
11624. Особенности разработки диаграмм классов в среде IBM Rational Rose 2003 176.5 KB
  Лабораторная работа №2 часть1 Особенности разработки диаграмм классов в среде IBM Rational Rose 2003 Диаграмма классов является основным логическим представлением модели и содержит детальную информацию о внутреннем устройстве объектноориентированной программной системы и...
11625. Добавление и редактирование атрибутов классов 163.5 KB
  Лабораторная работа №2 часть2 Добавление и редактирование атрибутов классов Из всех графических элементов среды IBM Rational Rose 2003 класс обладает максимальным набором свойств главными из которых являются его атрибуты и операции. Поскольку именно диаграмма классов исполь...