538

Антиинфляционная политика государства и её особенности в Российской Федерации

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Определение, сущность и виды инфляции. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики. Особенности антиинфляционной политики в России. Антиинфляционная политика РФ в 2010-2011 годах.

Русский

2013-01-06

237 KB

509 чел.

Оглавление

Введение 3

1.Анализ инфляции 5

1.1 Определение, сущность и виды инфляции. 5

1.2 Причины инфляции 11

1.3 Последствия инфляции 13

2. Борьба государства с инфляцией. 15

2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики 15

2.2 Виды антиинфляционной политики 16

2.3. Основные направления антиинфляционной политики. 21

3. Особенности антиинфляционной политики в России. 23

3.1. Инфляционная ситуация в России 23

3.2. Этапы формирования антиинфляционной политики в Р.Ф. 25

3.3 Антиинфляционная политика РФ в 2010-2011гг 29

Заключение 36


Введение

Явление инфляции присуще в той или иной степени любой рыночной и переходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдают государство, производство, финансовый рынок и рыночная экономика, но больше всего страдают люди.

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, не смотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая сложность инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежно – кредитной политики.

Как показывает опыт нашей страны, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов.

 Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать инфляцию, раскрыть её сущность, причины и последствия. А также разобрать меры борьбы с инфляцией в нашей стране, разобрать инструменты, с помощью которых Российскому государству удалось снизить темпы инфляции в пределы умеренной инфляции. Объектом исследования являются инфляционные процессы, а также условия их протекания в России.  

Данная работа написана с помощью научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы инфляции в стране.


1.Анализ инфляции

1.1 Определение, сущность и виды инфляции.

Инфляция (от лат. inflation – вздутие) является одной из важнейших макроэкономических проблем. Само понятие «инфляция» впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861-1865гг. и первоначально означало избыток бумажных денег и в связи с этим их обесценение.

В настоящее время под инфляцией понимается переполнение каналов денежного обращения по сравнению с товарной массой, что вызывает обесценение денежной единицы и общий рост товарных цен.

Инфляция предстает в виде долговременных процессов: роста общего уровня цен, устойчивого обесценения денег и систематического снижения покупательной способности. В этом суть данного явления. От инфляции как процесса отличают инфляционный шок – однократное повышение уровня цен, которое может стать импульсом для развертывания или ускорения процесса инфляции, а может и не стать им. В последнем случае экономика абсорбирует инфляционный шок.

В противоположность инфляции под дефляцией понимается общее падение цен и издержек. Замедление средних темпов роста цен называется дезинфляцией. В экономической литературе также используется термин стагфляция, что означает сочетание инфляционного роста цен с застоем в производстве.

Трактовка «инфляции» видоизменялась с развитием экономических отношений в обществе. Первоначально под инфляцией понимался избыток бумажных платежных средств относительно золотого запаса, а в настоящее время – переполнение каналов денежного обращения по сравнению с товарной массой. Но во все времена инфляция представляла собой долговременный процесс роста общего уровня цен, оказывающий определенное влияние на экономическую, политическую, социальную жизнь общества.

Инфляция представляет собой многогранное явление, поэтому в экономической литературе принято классифицировать ее следующим образом:

I. В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие рынка, различают:

1) Открытая (явная) инфляция. Она протекает в условиях свободного движения цен, преимущественно косвенных методов регулирования экономики и выражается в наблюдаемом повышении уровня цен. Данная форма инфляции предстает в двух видах. Первый – это инфляция спроса, которая возникает там, где производство не может ответить на избыточный совокупный спрос увеличением объема производства, поскольку все имеющиеся ресурсы уже задействованы в экономике. Инфляция спроса влияет на объем ВНП и занятость. Эту взаимосвязь отражает «кривая Филипса» - кейнсианская модель, взаимодействия инфляции и безработицы. Она показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица, либо инфляция, но инфляция и безработица возникнуть одновременно не могут.

Поскольку на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения цены стабильны, а на вертикальном отрезке (классическом) не происходит роста объёмов производства, рассмотрим зависимость между уровнем цен и объёмами производства на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения (рис. 1).

Рис. 1 Влияние изменений крупного спроса на реальный объём национального производства и уровень цен

Чем больше прирост совокупного спроса, тем больше будет вызванная этим инфляция и реальный объём производства. А поскольку более высокий объем производства ведёт к более низкой безработице, то очевиден вывод: при данном совокупном спросе высокие уровни инфляции должны сопровождаться низкими уровнями безработицы.

Эта обратная зависимость между инфляцией и безработицей нашла отражение в кривой Филлипса (рис. 2).

Рис. 2 Кривая Филлипса: UN естественный уровень безработицы; РN - темп роста цен при этом уровне.

Кривая Филлипса указывает на то, что в экономике существует уровень безработицы (около 6-7%), при котором цены практически не растут. Теория инфляции, опирающаяся на кривую Филлипса, некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее в краткосрочном периоде она подтверждается действительностью.

Инфляция спроса создает также самовоспроизводящийся механизм адаптивных инфляционных ожиданий. В развитой рыночной экономике  потребитель при росте цен отказывается от текущего потребления и переходит к сбережению. В странах с недостаточно развитым рыночным механизмом потребитель увеличивает текущее потребление, в том числе и за счет сбережений, что подталкивает цены вверх.

Второй вид открытой инфляции – инфляции издержек (предложения). При открытой инфляции происходит рост цен на факторы производства, что повышает издержки на единицу продукции. В результате фирмы уменьшают предложение товаров, что в свою очередь, увеличивает цену. В условиях открытой инфляции рост цен перекладывается на потребителя, который получает компенсацию в виде денежных выплат. Однако это вызывает виток инфляции издержек.

2) Скрытая (подавленная) инфляция. Она протекает в хозяйственной системе с жестким административным контролем над ценами, заработной платой, производством как на микро-, так и на макроуровне. Она проявляется в увеличении товарного дефицита, снижении качества продукции, усилении разрыва между ценами свободного (теневого) рынка и государственными.

II. По степени интенсивности инфляционных процессов различают:

1) Умеренная инфляция (moderate inflation) представляет собой ежегодный прирост до 10% в год, ее еще называют ползучей инфляцией. Это низкий темп инфляции, при котором обесценивание денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах. Международный опыт показывает, что страны могут существовать в условиях умеренной инфляции на протяжении не одного десятка лет. При умеренной инфляции экономика способна сохранять относительно высокие темпы роста.

2) Галопирующая инфляция ограничена рамками от 10 до100% в год. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы в бывших социалистических странах. Ниже приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в некоторых странах  (2011 г. к 2010 г., в количество раз):

Таблица 1- Индекс потребительских цен и среднедушевой доход некоторых стран

Индекс потребительских цен

Среднедушевой доход

Белоруссия

141,8

8,2

Казахстан

108,5

6,7

Россия

108,9

7,5

Украина

108,6

˗

  3) Гиперинфляция (hyperinflation) в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше 100% в год. Критерии гиперинфляции различаются по странам. Рабочий показатель гиперинфляции для многих экономистов – 1000% в год. Однако, полезно рассмотреть критерий гиперинфляции по Кейгану. Он полагает, что гиперинфляцией в развивающихся странах можно считать темпы прироста уровня цен, более 50% в месяц, что при расчете на годовые темпы инфляции составляет 1300%.

III. В зависимости от соотносительности роста цен по различным товарным группам инфляции:

1) Сбалансированная инфляция. При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Другие макроэкономические показатели изменяются практически адекватно.

2) Несбалансированная инфляция. При несбалансированной инфляции цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Этот вид инфляции несет наибольшую опасность для экономики.

Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единица с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022  форинтов.

Россия по уровню инфляции также занимает далеко не последнее место. Ниже приведены показатели уровня инфляции за период 2003-2010гг.

Таблица 2 – Инфляция в России с 2003-2010гг.

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Инфляция, %

12,0

11,7

10,9

9,0

11,9

13,3

8,8

8,8

Для измерения инфляции используются индексы цен, среди которых основными является индекс потребительских цен и дефлятор ВВП.

Показатель темпа инфляции отражает темпы прироста уровня потребительских цен за исследуемый период. Для измерения темпа инфляции используют следующий показатель:

где Ит – темп прироста среднего уровня потребительских цен;

ИПЦ1 и ИПЦ0 – индексы потребительских цен исследуемого и базового года.

Индекс потребительских цен рассчитывается путем сопоставления стоимости потребительской корзины в исследуемом году со стоимостью той же корзины в базовом году:

где ИПЦ – индекс потребительских цен;

W1 – стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году;

W0 – стоимость корзины потребительских благ в базовом году.

Индекс потребительских цен выступает как индекс стоимости жизни и позволяет оценить изменения реальных доходов населения.

Для измерения уровня цен в экономике в целом используется показатель – темпы роста дефлятора ВВП или норма инфляции:

где Ин – норма инфляции;

Дввп1 и Дввп0– дефлятор ВВП в исследуемом и в базовом году.

Итак, темпы инфляции измеряются в национальной экономике в целом с помощью дефлятора ВВП, а на уровне потребления населения – с помощью темпов прироста уровня потребительских цен.

1.2 Причины инфляции

Рост цен сам по себе не свидетельствует о развитии инфляции, т.к. может быть связан с ростом качества товаров, администрированием и пр. Инфляционный рост цен – это относительное обесценивание денег по сравнению со стоимостью товаров, снижение покупательной способности денег. Можно ли определить то количество денег, которое будет достаточным для обслуживания товаров и услуг в экономике. Ответ на этот вопрос дают различные экономические теории.

Количество денег в сфере обращения, необходимых для обслуживания товаров и услуг, должно быть равно сумме цен товаров и услуг, деленных на скорость оборота денежной единицы. В долгосрочном плане среднегодовые темпы прироста денежной массы должны быть равны среднегодовым долгосрочным темпам роста реального продукта плюс темпы ожидаемой инфляции. Если в экономике выдерживается данное требование, то при любых колебаниях денежного предложения, которые есть всегда, экономика не получит инфляционного эффекта.

Однако обесценивание денег может происходить в силу разных обстоятельств. Среди основных причин инфляции можно выделить следующие:

  1.  Эмиссия денег для покрытия расходов госбюджета.
  2.  Политика Центрального Банка, повлекшая увеличение денежной массы в стране: выдача кредитов правительству для покрытия госрасходов;  выдача кредитов коммерческим банкам, которые идут на выдачу займов своим клиентам – юридическим и физическим лицам.
  3.  Излишние расходы на милитаризацию в условиях структурных перекосов в экономике.
  4.  Чрезмерные ставки налогообложения, что замедляет инвестиционные процессы в экономике.
  5.  Появление в экономике «социальной инфляции», которую связывают с монополией профсоюзов, добивающихся роста заработной платы.
  6.  «Импортируемая инфляция», обусловленная притоком в страну иностранной валюты, низким курсом национальной валюты, что приводит к росту цен на импортные товары. Метод ревальвации (повышение курса национальной валюты) может сделать импорт более дешевым. Однако ревальвация делает более дорогим экспорт отечественных товаров, снижая их конкурентоспособность на мировом рынке.
  7.  Расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы для привлечения и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий, а не в связи с ростом производительности труда.
  8.   Финансирование военных заказов и расширение военно-промышленного комплекса (ВПК), также приводит к росту цен. ВПК предъявляет спрос на рынке капитала, труда, а также на рынке потребительских товаров и услуг. А его продукция не является объектом потребительского и производственного спроса. Поэтому деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную товарной массой.

В условии инфляционной спирали, без вмешательства государства экономика приходила бы к все более глубокому спаду и сокращению реальных доходов. Но очевидно, что возможно разорвать порочный инфляционный круг. В производстве необходимо сокращать издержки на единицу продукции. Снижение издержек стимулирует совокупное предложение, и уровень цен понизится. При этом необходимо широкое внедрение новых технологий и изменение в организации и управлении производством, что позволило бы оптимизировать структуру, а также объем спроса и предложения, что привело бы к снижению общего уровня цен.

1.3 Последствия инфляции

Инфляция оказывает серьезное влияние на экономику государства. Последствия инфляции испытывают на себе все слои общества.

Для потребителя инфляция несет снижение реальных доходов и реальной ценности личных сбережений. Появляется эффект инфляционного обложения, когда рост номинальных денежных доходов переводит потребителя в более высокую группу налогоплательщиков.

Для производителя искаженная цена делает невыгодным осуществление инвестиций в реальную экономику. Поэтому предприниматель уходит либо на рынки ценных бумаг, либо играет на разнице курса валют. Поскольку рост доходов отстает от роста цен, цена рабочей силы становится ниже, чем оборудования. Кроме того, происходит ослабление позиций национального производителя на мировом рынке.

 Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением обмена MV = PQ некоторый рост M создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.

При этом расширение производства будет тем значительнее чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях «инфляционных ожиданий» предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на сырье, топливо, комплектующие. Чтобы избежать потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн руб., дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов и расходов, в результате чего экономическая деятельность тяготеет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная и неуправляемая инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти все экономические агенты.

2. Борьба государства с инфляцией.

2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика государства представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

2.2 Виды антиинфляционной политики

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика.

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного уровня

5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фискальная политика – это манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Методы фискальной политики:

  •  Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.
  •  Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
  •  Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
  •  Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

  1.  Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  2.  Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  3.  Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Они периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем: повышение нормы процента, уменьшение уровня реального объема производства и понижение уровня цен.

Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция → политика дорогих денег – более высокая процентная ставка → возросший спрос на национальную валюту за границей → стоимость национальной валюты повышается → чистый экспорт сокращается → сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена (уравнение Фишера):

MV = PQ,

где М – предложение денег,

V – скорость обращения денег в кругообороте доходов;

P – средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;

Q – физический объем производимых товаров и услуг.

Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:

1. Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.

2. Теория рациональных ожиданий. Основным положением этой теории является идея о том, что рынки товаров и факторов производства высококонкурентны и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики.

Фискальная политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые она может вызвать в соотношении уровня цен – реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом, увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимул к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Среди отдельных методов борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный коридор». Он является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

2.3. Основные направления антиинфляционной политики.

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

Второй подход – это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели.

 


3. Особенности антиинфляционной политики в России.

3.1. Инфляционная ситуация в России

Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х гг. в период экономической трансформации от централизовано планируемой к рыночной экономике. Непродуманные экономические реформы в России после развала Советского Союза начались с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к галопирующей инфляции.

Пик инфляции пришелся на 1992г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. Период  1993 – 1995 гг. охарактеризовался снижением темпов роста инфляции, но они оставались еще очень велики. Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание экономического спада с высоким уровнем инфляции.

Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и 1997 г. до 11%. Однако дальнейшему снижению помешал кризис в 1998 г., который привел к росту инфляции (84,4% в год). В 1999 г. уровень инфляции составил 36,5%.

С 2000 по 2004 г. с проведением последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за период с 20,2 до 10,0%. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%.

Инфляция в 2007 года значительно превысила прогнозы правительства (в пределах 7,5-8%) и составила 11,9% (для сравнения, в 2006 году – 9%). На показатель инфляции повлияли: рост цен на продовольствие (в 2008 году рост цен продолжился) и высокие цены на нефть. Россия по итогам 2007 года стала абсолютным “лидером” по уровню инфляции среди стран “Большой восьмерки”. На втором месте по этому показателю с большим отрывом находится США – 2,8 %, на третьем – Великобритания – 2,3%.

Высокая  инфляция являлась дополнительным налогом на население и экономику и тормозила развитие страны по нескольким основным причинам, перечисленным выше. Одна из них - сдерживание использования накопленной страной валюты от экспортных операций в инвестиционном процессе внутри страны. Накопленные валютные резервы в первой половине 2006 г. превысили 300 млрд. долл., а в апреле 2008г. превысили 500 млрд. долл.

В 2008 году инфляция была запланирована в бюджетных документах равной 8,5%, затем прогноз ежеквартально повышался (на I кв. - 10%). В целом годовые прогнозы Минфина и Банка России по инфляции систематически превышаются. Не выдерживают проверки временем и прогнозы доходов ФБ Минфина. Например, в 2007г. в ФБ поступления незапланированных доходов превысили 1 трлн. руб., в I кв. 2008г. - 600 млрд. руб. (почти треть всех доходов этого квартала). Связано это с тем, что, страхуясь,  Минфин постоянно прогнозирует сильное падение мировых цен на нефть, а цены на нефть и газ продолжают расти.

По данным Росстата, в январе-мае 2011 года инфляция в России составила 4,8%. В годовом исчислении (май 2011 года к маю 2010 года) потребительские цены выросли на 9,6%. Официальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2011 год был повышен до 7-7,5%. Прогноз темпа роста инфляции на 2012 г. составляет 5-6%.

В целом Правительству РФ и Банку России не удалось создать механизма трансформации доходов от продаж нефти и газа в эффективные инвестиции внутри страны, в том числе в создание эффективных производств. В то же время базовым способом снижения инфляции является насыщение рынка товарами. И желательно товарами российского производства. И пока экономика России не будет расти за счет роста производительности труда, выпуска конкурентоспособных товаров, диверсификации экономики, создания эффективных, а не показушных очагов инновационной экономики проблема с высокой инфляцией сохранится.

3.2. Этапы формирования антиинфляционной политики в Р.Ф.

 Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяется через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.

2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.

В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

  •  ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;
  •  сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
  •  сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

Проводимая с середины 1995г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством РФ и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.

Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

Минимум по приросту цен был достигнут в 2006 году, когда инфляция составила 9%. Главной причиной снижения инфляции является стабилизация макроэкономического положения, что привело к снижению инфляционных ожиданий у экономических агентов. Другой важной причиной стало укрепление курса национальной валюты.

Начиная с 2007 года цены вновь стали расти быстрыми темпами. За 2007 год они выросли на 11,9%. Ускорение инфляции обеспечивается сочетанием нескольких немонетарных факторов: локальным монополизмом в торговле и производстве, недостатком конкуренции на внутрироссийском рынке; повышением общего уровня спроса в экономике, как со стороны государства, так и со стороны населения. Кроме того, в 2007 году инфляция получила дополнительный импульс благодаря росту цен на продовольствие на мировом рынке.

Анализируя динамику развития инфляционных процессов в России в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 года отмечается, что ухудшение внешнеэкономических условий осенью 2008 года произвело отрезвляющий эффект на экономических агентов.

Сокращение притока капитала привело к необходимости уменьшить раздутые за годы процветания издержки и себестоимость производимой продукции. В итоге сократился инвестиционный спрос и начались массовые увольнения. Работники почувствовали неуверенность в будущем, что, сказалось на потребительском спросе. А сокращение потребительского и инвестиционного спроса ударило по производству, создав предпосылки для все большей экономии ресурсов и запустив губительный самоподдерживающийся цикл падения экономической активности.

3.3 Антиинфляционная политика РФ в 2010-2011гг

Антиинфляционная политика государства в 2010 году

Прогноз инфляции Bank of America на 2010г. составляет 7%-8%. 
Прогноз Минфина РФ: 7,5-8,5%. Официальный уровень инфляции в 2010 году составил 8,8%,  приблизительно сравнявшись с показателем кризисного 2009 г.

Основными причинами инфляции в 2010 году являются:

  1.  Рост тарифов на услуги ЖКХ;
  2.  Низкая конкуренция среди производителей;
  3.  Высокие издержки из-за банковских ставок;
  4.  Рост курса рубля;
  5.  Большие интервенции Центрального банка на валютном рынке;
  6.  Отсутствие координации денежно-кредитной политики Центрального Банка с налогово-бюджетной политикой МинФина;
  7.  Восстановление потребительского спроса во второй половине 2010 года, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения;
  8.  Увеличение госрасходов с середины 2010 года на 30%;
  9.  Засуха, рост цен на продукты (зерно, гречку, картофель) на мировом рынке.
  10.  Широкий разрыв между внутренними и внешними ценами на продукты.

С начала 2010 г. в российской экономике наблюдалось восстановление производства после спада в 2009 году. Увеличение производства отмечалось в большинстве основных видов экономической деятельности. Во II  квартале 2010 г. основным его фактором стал рост внутреннего спроса: ускорилось увеличение потребительского спроса, начался рост инвестиций в основной капитал. Тем не менее спрос, по оценкам, оставался ниже уровня потенциального выпуска.

В условиях низкого потребительского спроса, укрепления рубля во II квартале 2010 г. продолжилось замедление инфляции, наблюдаемое со II квартала 2009 года. По оценкам, в целом за год инфляция была ниже целевого уровня, установленного основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики для 2010 года. Причинами этому являются:

  1.  Снижение потребительского спроса (первая половина года);
  2.  Сокращение притока капитала;
  3.  Сокращение денежной массы (первая половина года);
  4.  Укрепление рубля.

Антиинфляционные меры государства в 2010 году:

  1.  Снижение ставки рефинансирования;
  2.  Льготные банковские кредиты предпринимателям;
  3.  Регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах;
  4.  Снижение государственных расходов;
  5.  Государственное регулирование цен на лекарства;
  6.  Государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;
  7.  Государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);
  8.  Усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;
  9.  Ограничение импорта пшеницы и других продуктов для сдерживания внутренних цен;
  10.  Зерновые интервенции;
  11.  Изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.

Плата за водоснабжение и водоотведение в 2010 году увеличилась на 9,4%. Электричество, отопление, горячее водоснабжение и жилье в государственном и муниципальном жилищном фонде подорожало на 3,1—9,5%. 
По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), коммунальные услуги будут продолжать разгонять инфляцию и впредь. Правительство предприняло ряд мер по ограничению цен за ЖКХ посредством нормативных актов.

По данным Росстата, март 2010 года ознаменовался высоким темпом роста цен на плодоовощную продукцию. Среди продуктов питания чемпионами подорожания стали бананы, капуста, морковь и лук, прибавившие за месяц в цене 7,4%–12,8%. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по РФ составила на конец марта 2273 рубля.  Среди непродовольственных товаров больше всего подорожали реализуемые в рознице еженедельные газеты, а также сигареты и резиновые сапоги. В марте также существенно – на 4,9% – 5,5% выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования, а авиаперелеты стали дороже на 2,5%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием административных, событийных и сезонных факторов, составил в марте 0,5%, прибавив с начала года 1,5%. В марте 2009 года этот показатель составил 1,4%, достигнув по итогам первых трех месяце 4,3%. 
За первые три месяца 2010 года цена на бензин снизилась на 0,6%, тогда как за аналогичный период прошлого года она упала на 8,1%.

Политика Банка России в 2010 году не оказала никакого влияния на рост инфляции. Рост денежного предложения (широкая денежная база) за 2010 года составил чуть более 7%, то есть фактически отсутствовал в реальном выражении. Спрос на деньги за это же время вырос всего на 15,3%, что тоже выглядит абсолютно нормально при 8%-ной инфляции и 4%-ном росте. А это говорит о том, что в экономике сохраняется крайне слабый внутренний спрос.

За период с начала года рекордсменами по удорожанию стали сразу несколько продуктов: гречка, картофель, капуста и пшено. По данным Росстата, за истекший период года гречневая крупа подорожала на 182,1% (то есть почти втрое), а с начала декабря цены на этот продукт выросли на 9,4%. Картошка подорожала на 96,9% с начала года. Аналогичным образом обстоят дела с капустой и пшеном: эти продукты подорожали на 97,7% и 73% с начала года. Подсолнечное масло, сахар, табак и молоко подорожали за истекший период года не так сильно, но все же довольно ощутимо для кошелька потребителя. Лишь некоторые продукты не подорожали за период с начала 2010г. – это макароны, рыба, мясо и птица.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг выросла за 2010 год на 10,2%. Коммунальные услуги подорожали на 12,3%.

В 2010 году подавление роста потребительских цен достигалось в основном с помощью средств денежно-кредитной политики.

Антиинфляционная политика государства в 2011 году

Прогноз инфляции Bank of America на 2011г. составляет 8%-9%. 
Прогноз Минфина РФ: 6-7%. Инфляция в России по итогам января-октября 2011 года составила 5,2%, в то время как в странах Евросоюза этот показатель достиг 2,5%, свидетельствует обзор Росстата, подготовленный на основе публикаций общеевропейского статистического агентства Евростат и национальных статистических данных. Между тем в октябре по сравнению с предыдущим месяцем уровень потребительских цен на товары и услуги в России вырос на 0,5%, а в среднем по ЕС - на 0,3%.

Ежемесячные темпы инфляции составили: январь - 2,4%; февраль - 0,8%; март - 0,6% (или 9,4% годовых).

Причины инфляции в 2011 году:

  1.  Рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году ожидается повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране на 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);
  2.  Рост цен на сахар (на мировом рынке), говядину и свинину;
  3.  Рост цен на продукты (гречка, картофель);
  4.  Рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды;
  5.  Увеличение бюджетных расходов;
  6.  Рост цен на нефть (первая половина 2011 года).

Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста оптовых цен крупнейшие сети питания и производители повышают отпускные цены в рознице, что ведет к увеличению темпов инфляции.

В начале 2011 года лидерами роста стали гречневая крупа (+2,3%), пшено (+2%), капуста (+1,7%) и репчатый лук (+1,6%). В среднем цены на начало года на продукты выросли на 2,6%, на услуги - на 4,1%, на непродовольственные товары - на 0,9%. Лидером роста стал картофель (+23%). В марте на фоне других продуктов особенно заметно подорожало пшено (+2,4%).

Государственная проверка выявила также необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт.

Причины снижения инфляции в 2011 году:

  1.  Низкий потребительский спрос;
  2.  Укрепление курса рубля (усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления).

Антиинфляционная политика государства в 2011 году:

  1.  Таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  2.  Продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов составляет до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводиться будут до конца июня 2011 года);
  3.  В планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары.)
  4.  Ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
  5.  Повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
  6.  Ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
  7.  Регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
  8.  Снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
  9.  Заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
  10.  Расширение валютного коридора

В 2011 году подавление роста потребительских цен планируется достигать в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

И в дальнейшем правительство будет проводить антиинфляционную политику, направленную в первую очередь на управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа.


Заключение

В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующий на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов и в экономике. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайных характер, а весьма устойчивый. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения, ограничение продажи сельскохозяйственной продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с «твердыми» доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которые формируются за счет госбюджета).

В отличии от запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешне торгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).  Неправильность и большие недоработки   выбранных методов регулирования инфляции привели к тому, что мы наблюдаем в данное время в России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46935. ДОСЛІДЖЕННЯ ПРОГРАМИ ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ ДЛЯ 5-9 КЛАСІВ СПЕЦІАЛЬНОГО ЗАГАЛЬНОГО ЗАКЛАДУ ДЛЯ СЛІПИХ ДІТЕЙ 240.5 KB
  Розглянути особливості проведення занять з дітьми з особливими потребами. Вивчити особливості корекційних занять з дітьми з особливими потребами. Узагальнити дані науково-дослідницької роботи по впровадженню корекційних вправ в процесі фізичного виховання дітей шкільного віку. Проаналізувати особливості фізичного виховання дітей-інвалідів.
46937. Сущность экологических проблем. Причины возникновения, пути решения 37.93 KB
  Рост потребления природных ресурсов сопровождается с одной стороны истощением природы с другой увеличением масштабов образования отходов. тонн только твердых отходов в том числе 80 млрд. Особую тревогу вызывает рост складируемых токсичных отходов количество которых достигло 2 млрд. тонн ежегодно образующихся токсичных отходов используется и обезвреживается только одна треть.
46938. Информационная война 38.52 KB
  Informtion wr термин имеющий два значения. Воздействие на гражданское население и или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Целенаправленные действия предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации информационных процессов и информационных систем. Шварценберг уточняет что процесс передачи политической информации происходит от одной...
46939. Современная книгоиздательская система России: структура, основные виды издательств, федеральные ведомства в структуре издательского дела 38 KB
  На современном этапе издательская система включает в себя: Государственные структуры управления: Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РКП Предприятия: Издательства Полиграфические Торговли и распространения издательской продукции Библиотеки Общественные организации: Издательские Полиграфические Торговли и распространения издательской продукции Библиотечные Книголюбов Основные виды издательств. Федеральные ведомства в структуре издательского дела Отрасль...
46940. Методи опорядження фасадів при реконструкції житлових територій 38 KB
  Обпалення бетонуале в життя не війшло через надто високу температуру Наплавлення металу на поверхню фасадктеж не працює Метод шовкотрафаретного друку метод пігмент мастило Використання фасадних шпалер Використання декоративної облицювальної цегли ПСБС пропускає воду і повітрято це будиноктюрма Вентильовані фасади 49.Догляд за бетоном Літом: Захист бетону від руйнації від струмунавантаження Захист від пересихання закрита плівкою парниковий метод Якщо без плівкито: поливати 3чі на добу:...