53820

Определение географических координат (6 класс)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Далее объясняю как определить географическую широту места на карте или глобусе что такое географическая долгота. Обозначить на карте местонахождение базы точкой а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками. На карте или глобусе определите какой это остров Мадагаскар. На контурной карте полушарий подписать его название.

Русский

2014-03-03

51 KB

13 чел.

Тема урока. Определение географических координат ( 6 класс)

Цель: научить учащихся определять географические координаты.

Учебно-воспитательные задачи урока:

Образовательные:

Научить определять географические координаты.

Сформировать представление о значимости географических координат.

Развивающие:

На основе анализа карты ученики устанавливают закономерности взаимосвязи географической широты и географической долготы.

Развивать коммуникативные и управленческие навыки.

Продолжать работу с физической картой.

Воспитательные:

способствовать расширению кругозора учащихся через знания карты и дополнительной информации учебного материала.

Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, шахматная  доска.

Методы: словесный, практическая и групповая работа.

Тип урока: Урок объяснения нового материала с использованием активных методов обучения.

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы научимся определять географические координаты географических объектов и убедимся в значимости географических координат.

II этап. Проверка домашнего задания.

Но прежде всего давайте вспомним, что нового мы узнали на предыдущем  уроке (фронтальный опрос): Что такое полюса? Какие вы знаете полюса? Что называется экватором? На каком расстоянии (в градусах и километрах) находятся полюса от экватора? На какой параллели расположен г.Киев? На каком меридиане находится г.Москва? Какие части света пересекаются экватором? Какая протяженность Уральских гор с севера на юг по 60-му меридиану?

III этап. Изучение нового материала (1-й вариант изучения)

Мы сегодня на уроке будем проводить интересную исследовательскую работу. Кто из вас играет в шахматы (обязательно показать шахматную доску), тот знает, что шахматная доска разделена на 64 клеточки. Играющий может передать, например по телефону,на какой клеточке стоит любая фигура.

Все вертикальные ряды шахматной доски обозначены буквами латинского алфавита, а горизонтальные ряды -  цифрами. Если нам сказано, что ферзь, например, находится на квадрате а3, то это значит, что фигура стоит на пересечении первого ряда вертикального и 3-го горизонтального. Теперь посмотрите на карту полушарий. Она покрыта линиями меридианов и параллелей. Эти линии имеют свои обозначения. Так, экватор на картах и глобусах обозначают 0*, первую параллель севернее экватора 10*, вторую параллель 20* и т.д. Такую же нумерацию имеют параллели, нанесенные южнее экватора: 10*, 20* и т.д. Эти цифры показывают географическую широту места. К северу от экватора широта северная (с.ш.), к югу- южная (ю.ш.).

Далее объясняю как определить географическую широту места на карте или глобусе, что такое географическая долгота. Привожу  примеры по нахождению координат Киева, Лондона, Суэцкого канала, острова Кергелен, Гибралтарского пролива.

IV этап. Закрепление нового материала

В конце урока учащиеся отвечают на вопросы и выполняют следующие задания: (работа может проводиться либо в парах, либо в группах)

1. 10 января 1821г. русская экспедиция на судах "Восток" и "Мирный" открыла остров. Координаты его 69*ю.ш. и 91з.д. Как он называется и в каком океане находится? (Остров Петра I)

2. База рыболовной флотилии расположилась на 50*с.ш. и 150*в.д. По распоряжению начальника флота суда должны отправиться на промысел в следующем направлении от базы: судно №1- на север на расстояние 500 км, судно № 2 - на запад- на 800 км, судно №3 - на юг- на 1200 км,судно № 4 - на восток- на 1000 км. Обозначить на карте местонахождение базы точкой, а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками.

3. На большом острове, центральная часть которого расположена на 19*ю.ш. и 47*в.д., водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). На карте или глобусе определите, какой это остров (Мадагаскар). На контурной карте полушарий подписать его название. Какова его наибольшая длина и ширина в километрах?

4. На корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 80*в.д. и 40*ю.ш., капитан просит о помощи. Обозначить на карте точкой то место, куда надо направиться для оказания помощи терпящим бедствие.

5. На 80*с.ш. и 140*в.д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через Северный полюс к острову Гренландия. Обозначить на контурной карте направление этого хребта и написать его название (Хребет Ломоносова).

6. В феврале 1937г. льдину, на которой находилась станция "Северный полюс", отнесло течением далеко к югу и разломало на части. Морякам ледокола "Таймыр", направляющегося на спасение лагеря, по радио постоянно сообщали со станции "Северный полюс" о ее  местонахождении. 19 февраля 1937г. экспедиция папанинцев была снята со льдины примерно на 71*с.ш. и 20*з.д. Обозначить это место на карте кружком.

7. Вертолет должен сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север. Указать широту и долготу этой точки. (Южный полюс,  90*ю.ш. 0* долготы)

8. В районе, который расположен на 33*с.ш. и 13*в.д., однажды была отмечена температура воздуха +58*С. Обозначить это место на карте квадратиком красного цвета.

9. Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30*с.ш. и 70*з.д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран кораблем на 36*с.ш. и 50*в.д. Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружком.

10. Моряки гидрологического судна №1 получили задание - определить глубину океана на 10*с.ш. и 180* з.д. , а моряки судна №2 должны были на 10*с.ш. и 180* в.д. выполнить тоже задание. Обозначить на карте треугольником места, где будут проводиться исследования океана.

11. Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые цифры и буквы, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 42* ш. и 173* з. У остр.. Нов... Как называются острова, около которых корабль потерпел крушение?(Новая Зеландия).

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: прочитать параграф.

III этап. Изучение нового материала (2-й вариант изучения)

Весной 1937г. на северном полюсе была высажена первая в мире экспедиция советских ученых, состоявшая из четырех человек, под руководством Папанина.

Льдина, на которой находились ученые, была большого размера (4х3км). Всё лето они спокойно двигались на юг. В январе 1938г. льдина раскололась, и в феврале ее вынесло в Северную Атлантику. Штормы и бури делали эту часть океана зимой недоступной для кораблей. Но льдина продолжала "жить", хотя от неё и осталась лишь небольшая площадка, которую продолжало нести на юг. Она таяла от теплых вод Атлантики, крошилась от штормов и бурь. В марте льдине  угрожала большая опасность, и тогда на Большую землю папанинцы сообщили об этом. Вся страна каждый день, каждый час следила за дрейфом льдины где -то вдоль берегов далекой Гренландии и за кораблями, которые отправились в штормующий океан, чтобы спасти от гибели и привезти на Родину четверых героев. Перед капитанами ледоколов "Таймыр", "Ермак" стояла задача. Какая?" (Проблемная ситуация создается после осознания учащимися жизненно важной необходимости - найти льдину, спасти ученых от гибели)

Ребята , задачу "определения точки на карте" мы будем решать на уроке. Предлагаю  самостоятельную работу: стать капитанами кораблей и найти нужную точку на карте.

Учащиеся начинают искать точку. Исходя из того, что им известны направление движения льдины (с севера на юг) и остров (Гренландия), вдоль берегов которого она плывет, все учащиеся предполагают, будто найти эту точку очень просто. Но точки показывают в самых разных местах. Теоретически возможный (для учащихся) вариант нахождения географической точки практикой не подтверждается.

Попытка решить главную проблему наталкивается на затруднение: не хватает знаний о том, как решить проблему. Внутри главной проблемы(найти на карте точку) возникла вторая: как найти местонахождение льдины?

После некоторого раздумья дети (на основе прежних знаний) высказывают предположения, что нужно знать параллели и меридианы. (Они знают, что меридианы показывают направления с севера на юг. Льдина тоже движется с севера на юг). Я подтверждаю эту мысль. Снова поиск ничего не дает. (Прежних знаний оказалось недостаточно.)

Выдвигаю следующую гипотезу: нужно знать географические градусы, записываю на доске: 71* и 20*.

Учащиеся снова стараются определить точку нахождения льдины и опять не могут её найти. Повторяю данные: "Известны и направление, куда несёт льдину течение, и место, вдоль которого движется льдина, известны градусы, обозначающие параллели и меридианы, а точку найти невозможно. "

Снова возникла проблема, для решения которой необходимы еще какие- то знания.

Некоторые учащиеся высказывают предположения на основе прочитанных книг, что эти градусы обозначают, вероятно, широту. А мне это и нужно! В ходе эвристической беседы дети определят понятие широты.

Затем предлагаю самостоятельно определить на контурной карте точку (поставить крестик) 30* широты. Прохожу по рядам и устанавливаю, что точки помечены опять - таки в разных местах: к северу и к югу от линии экватора. Говорю, что корабль в двух точках сразу находится не может, и объясняю, что широта отсчитывается от экватора (0*) до полюсов (90*). К северу от экватора будет северная широта (записывается: 30*с.ш.), к югу -  южная (30* ю.ш.). Градусы широты записываются по краю рамки карты полушарий. Учащиеся находят их на карте полушарий, на контурной карте,  а я показываю их на глобусе и на стенной карте.

Дети выполняют самостоятельную работу: отмечают на карте 60* с.ш., 90* ю.ш., 45*с.ш. и т.д.

Далее , объясняю, как поступить, если число градусов на карте не написано. Затем говорю о том, что  льдина папанинцев находилась на 71*с.ш., и предлагаю учащимся определить точку. Опять начинаются поиски. Но, проходя по рядам, отмечаю, что некоторые учащиеся точку показали на суше, а там льдины нет, некоторые в северной части Атлантики, но в разных местах. Как быть? Снова затруднения. Снова поиски.

"Вы читали книгу Жюль Верна "Дети капитана Гранта"? – спрашиваю детей. (Почти все учащиеся хорошо помнят содержание книги, многие видели кинокартину.) - Почему дети не могли найти своего отца до тех пор, пока не прошли всю параллель?".- "Потому  что в записке указывалась 15* ю.ш., а долгота была смыта водой. Значит, нужно знать и долготу. ", - говорят учащиеся.

Они вспоминают о другой цифре, написанной на доске. Сообща определяют, что долготой называется удаление точки на карте от нулевого меридиана, выражено в градусах. В ходе эвристической беседы дети устанавливают, что начальным, или нулевым, называется меридиан, проходящий через Лондон, Гринвичскую обсерваторию, что меридиан делит Землю пополам на два полушария, но уже не на северное и южное, как  экватор, а на западное и восточное.  Отсчет долготы ведут от начального меридиана (0*) и до 180*, и долгота бывает западная (к западу от нулевого меридиана) и восточная (к востоку от нулевого меридиана). Градусы долготы записываются по экватору. Учащиеся выясняют, через сколько градусов на учебных картах проведены меридианы.

 Далее показываю долготу на глобусе, стенной карте и предлагаю упражнения по контурной карте.

Выясняется, что 180*в.д. и 180*з.д. лежат на одном меридиане, так же как и 0* - долготы западной и восточной. В итоге самостоятельной работы дети определяют понятие "географическая широта" и "географическая долгота". Поясняю, что вместе они называются географическими координатами, зная которые можно определить положение любой точки на карте. Так была достигнута главная цель урока: раскрыто понятие о географических координатах.

Теперь предлагаю снять папанинцев со льдины, т.к. нам известны широта (71*с.ш.) и долгота (20*з.д.).

Учащиеся с большим интересом определяют местонахождение льдины.

IV этап. Закрепление нового материала

Для закрепления нового материала и отработки навыков по определению географических координат учащиеся выполняют самостоятельную работу: ищут на картах полушарий город, имеющий координаты 60* с.ш. и 30*в.д., и показывают его кружком на контурной карте. Они определяют также координаты городов Киев, Запорожье, Донецк и др.

Самостоятельную работу осложняю дополнительными вопросами: " Для определения любой точки на карте надо знать широту и долготу. А есть ли на земле пункт , где достаточно знать только широту?"

Сначала учащиеся говорят, что такого пункта нет, но потом (после нахождения на карте 90*с.ш.) приходят к выводу,  что меридианы сходятся в точке полюсов, поэтому на полюсах долгота не имеет значения.

Продолжаю:

" Капитаны судов ведут корабельный журнал, куда заносят все события на корабле. Место встречи корабля обязательно отмечают под определенными градусами широты и долготы. Но, однажды, в журнале появилась такая запись:" ...рыболовная флотилия встретилась с группой возвращавшихся из Южной Африки туристов на 0* ш. 0*д." Можно ли определить место встречи кораблей?"

Сначала учащиеся дают отрицательный ответ, но затем приходят к выводу: экватор и начальный меридиан одни, и здесь, какие именно широта и долгота, не имеет значения.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: прочитать параграф.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20077. Устройства выборки зазора в винтовых механизмах 8.53 MB
  Устройства выборки зазора в винтовых механизмах. 1корпус 2винт 3двусторонняя цанга 4регулировочная цанга 5стопорный винт При повышенной сложности устройство может применяться как в силовых так и кинематических передачах и работоспособна при высоких скоростях вращения. Выборка осевого зазора между винтом и базой. винт Корпус Упорный подшипник Упорный подшипник служит для снижения потерь при значительных осевых нагрузках на винт.
20078. ЗУБЧАТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. БОКОВОЙ ЗАЗОР. МЕРТВЫЙ ХОД. УСТРОЙСТВА ВЫБОРКИ МЕРТВОГО ХОДА 82 KB
  в которых движение передается и преобразуется за счет зацепления зубьев колес. По расположению и форме зубьев прямозубые косозубые и шевронные По назначению силовые кинематические и скоростные . По профилю зубьев в приборостроении нашли применение эвольвентное и часовое зацепление упрощенный профиль. уменьшать число зубьев трибки до z = 6 сохраняя плавность но при этом передаточное отношение перестает быть строго постоянным.
20079. Выявление первичных погрешностей. Методика акад. Н.Г. Бруевича 101.5 KB
  Бруевича Под первичной погрешностью понимают любое отклонение параметров цепи от расчетных приводящих к искажению градуировочных характеристик. Первичная погрешность механизма это отклонение в расстоянии м у кинематическими отклонениями звена это отклонение размеров их формы и расположения. Все первичные погрешности разделяют на 2 категории: скалярные перв.
20080. Выявление первичных погрешностей. Методика проф. Н.А.Калашникова 44.5 KB
  Первичные погрешности делятся на : скалярные направление их действия заранее известно а значение их или модуль заранее предсказать нельзя но оно может быть принято в пределах поля допуска . значение их или модуль любое в пределах поля допуска и направление любое в пределах зоны действия. Они характеризуются неопределенным непредсказуемым направлением действия. Для нахождения значения и характера изменения действующей погрешности необходимо учитывать что воздействие между профилями поверхностей элементов кинематических пар происходит...
20081. Конструирование при циклическом нагружении. Факторы, повышающие и снижающие предел выносливости 101.5 KB
  Уменьшение концентрации напряжений. Если устранить концентраторы напряжений полностью невозможно то следует заменять сильные концентраторы умеренно действующими. Концентраторы следует удалять из наиболее напряженных участков детали и переносить если это допускает конструкция в зоны наименьших напряжений. С целью уменьшения номинальных напряжений целесообразно увеличивать сечения детали на участках расположения концентраторов.
20082. Условия обеспечения качественной и производительной сборки. Исключение неправильной сборки 92 KB
  Исключение неправильной сборки. Для обеспечение правильной и быстрой сборки и разборки конструкций при проектировании нужно учитывать следующие условия: использовать где это возможно взаимозаменяемые детали и узлы; исключать подгоночные работы и и работы по обеспечению взаимного расположения деталей непосредственно при сборке; предусматривать удобный подход инструмента и оснастки используемой при сборке; использовать в конструкциях агрегатный способ сборки т. Так же увеличивается скорость сборки так как сборку узлов и агрегатов можно...
20083. Осевая и радиальная сборка. Особенности, достоинства и недостатки этих схем 420.5 KB
  В конструкциях с продольными и поперечными осями симметрии часто применяют схемы с осевой и радиальной сборки. При осевой сборке все детали устанавливают в осевом направлении при радиальной – в радиальном поперечном. При осевой сборке конструкция корпуса как правило простая удобно производить механическую обработку не сложно уплотнять внутренние полости при герметизации. НЕДОСТАТКИ: конструкция корпуса сложная следовательно механическая обработка более сложная чем в осевой сборке.
20084. Компоновка приборов. Моноблочные и др. конструкции. Схемы компоновки 138 KB
  конструкции. Если в конструкции прибора применен подход на основе функционального разделения на части то в этом случае говорят о блочно модульных конструкциях. Моноблочные конструкции монтируются в едином корпусе и применяют в следих случаях: когда изделие выполняет мало частных функций и разбиение на узлы не целесообразно; для миниатюрных конструкций медицинские зонды; для приборов которые изготавливаются в малом количестве либо имеет небольшой срок службы шариковая ручка. Блочно модульные конструкции – это конструкции которые...
20085. Разработка компактных конструкций. «Разнесение» конструкции в радиальном направлении и др. приемы конструирования. Проблемы миниатюризации 125.5 KB
  Разнесение конструкции в радиальном направлении и др.существенное уменьшение осевых размеров конструкции м.достигнуто за счет разнесения конструкции в радиальном направлении Основная идея не встраивать все элементы последовательно друг за другом а встраивать один элемент в другой Конструкция дифференциального винтовой передачи 4. незначительно увеличиваем диаметр и уменьшаем длину 5уменьшение размеров может быть достигнуто за стчет пустот имеющихся в конструкции или создания канавки Н2Н1 Проблема миниатюризации.