53823

Подвижные игры в детском саду

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Какое значение имеют подвижные игры Докажите на конкретных примерах. Подвижные игры имеют неоценимое значение во всестороннем развитии личности: 1. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма усиливает процессы обмена веществ повышает жизненный тонус.

Русский

2014-03-03

165.5 KB

51 чел.

PAGE  6

  •  Тема: Подвижные игры в детском саду
  •  План:
  1.  Определение и значение подвижной игры
  2.  Классификация подвижных игр
  3.  Вариативность подвижных игр

Определение и значение подвижной игры

Чем же характеризуются подвижные игры? Приведите примеры. Подумайте, какое определение можно дать подвижной игре? Что это такое?

Подвижная игра – это сложная, двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами.

Какое значение имеют подвижные игры?  Докажите на конкретных примерах.

Подвижные игры имеют неоценимое значение во всестороннем развитии личности:

1. Подвижная игра оказывает большое оздоровительное влияние на организм ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена веществ, повышает жизненный тонус. Оздоровительный эффект подвижных игр объясняется также положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Ребенок испытывает в игре чувство мышечной радости, удовлетворяет потребность в движении.

2. В процессе подвижных игр совершенствуются двигательные навыки. Дети учатся применять двигательные навыки в изменяющихся условиях и ситуациях.

В игре ребенок действует по собственной инициативе, выбирает нужный темп, движения чередует с отдыхом, поэтому он может многократно повторить движение, не утомляясь.

В игре ребенок выполняет разнообразные движения в комплексе, поэтому расширяется его двигательный опыт.

3. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки» надо проявить ловкость, а спасаясь от него, надо бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут много раз выполнить движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Выдающийся русский ученый, педагог А. Аркин отмечал, что «подвижная игра – основной рычаг физического развития детей».

В высказываниях Н.К. Крупской, подчеркивалось также значение игры для физического развития.

«Есть масса игр, которые физически укрепляют, развивают трудовые навыки, укрепляют меткость глаза, развивают ловкость…».

Игра определяется П.Ф. Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

Как вы это понимаете? Приведите примеры.

Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива, воспитываются нравственные качества.

Игровая деятельность всегда радует ребенка, влияет на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике – великая воспитательная сила.

О большом значении игры во всестороннем воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорила Н.К. Крупская:

«Для ребят игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Большая роль в воспитании организованного поведения детей принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий.

Подчиняясь правилу игры, ребенок действует согласно взятой на себя роли, например: «волк» может ловить «гусей» только после слов «ну летите, как хотите, только крылья берегите», как бы не хотелось быстрее сорваться с места. Подчинение своих действий сигналам в игре воспитывает у детей выдержку, сознательную дисциплину. Преодоление неизбежных в игре препятствий воспитывает смелость, решительность, т.е. воспитывается воля.

В коллективных играх, часто от поведения одного играющего зависит положение товарища, успех группки играющих. Например, в игре «Чье звено скорее» каждый старается ни подвести товарища, таким образом, формируется чувство коллективизма. «Бездомный заяц» - смелость (перебежки), честность (закрыть глаза, признаться, что он пойман).

Во многих подвижных играх старших дошкольников (с мячом, скакалками) правила игры устанавливаются самими детьми (например, договариваются, что считать ошибкой, что нет). Уговор превращается в правило. Эти традиции имеют большое воспитательное значение. Они дисциплинируют поведение детей, воспитывают самостоятельность, умение считаться с мнением других.

Таким образом, подвижные игры являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности.

5. Подвижные игры также способствуют умственному развитию ребенка.

Обоснуйте.

В игре создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия понятий, ориентировок; игры способствуют развитию воображения, памяти, сообразительности, активности мышления.

Исследования психологов показывает, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство (понятия: далеко, близко, развивает глазомер: впереди, сзади, налево, направо). В этих играх ребенок упражняется в быстрой оценке пространственных ориентиров, в последовательности действий и их временной продолжительности.

Подвижные игры формируют у детей простейшие временные ориентировки. Они выражаются: в осознании последовательности игровых действий — сначала, затем, после этого, перед этим, все, одновременно и т. п.; в быстром выполнении игровых заданий по сигналу, в рамках указанного детям срока, например: «Пока я считаю до пяти, вы Все должны сложить из флажков какой-нибудь узор», «Кто скорей построится на три удара в бубен» и др.

Интеллектуальному развитию детей содействуют как содержание игр, так и задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игры и ее правила, действия детей — персонажей.

По данным Э. Я. Степаненковой, самостоятельное объяснение детьми содержания подвижной игры, ее правил, действий играющих, указание местоположения детей, игровых атрибутов и направление движений, связанных с пространственными обозначениями  (терминологией), а также анализ проведенной игры служат активизации умственной деятельности.

Интеллектуальному развитию способствуют как содержание игр: о повадках животных, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике, так и задания: самостоятельно объяснить правила игры. Развивает речь (словарь).

  1.  Подвижные игры способствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста.


В чем это проявляется?

(придумывают варианты  игр, усложняют содержание), сообразительности, инициативы (самому принять нужное решение).

Какое значение подвижных игр в эстетическом воспитании детей?

7.Подвижные игры по содержанию и форме являются эстетической деятельностью (точность, слаженность, ловкость, выразительность движений). У детей появляется чувство удовольствия от самого двигательного процесса (от четкого построения).

Эстетическая характеристика обогащается игровыми зачинами диалогами, считалками.

Катился горох по верблюду,

Ты води, а я не буду;

***

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка  как лягушка

Ускакала от меня.

(К.И. Чуковский «Мойдодыр»)

  1.  Подвижные игры являются формой организации жизни детей. Часто в эти игры дети играют группкой.

В какие формы работы можно включать подвижные игры?

Таким образом, являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры позволяют эффективно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи.

Классификация подвижных игр

Существуют различные педагогические классификации игр, в основе которых имеются разные признаки.

По содержанию подвижные игры делятся:

  1.  элементарные
  2.  сложные

К сложным играм относятся игры с элементами спорта (теннис, городки, бадминтон, баскетбол, волейбол, хоккей и др.)

Элементарные игры в свою очередь делятся на сюжетные и несюжетные. В сюжетных играх отражаются в условной форме реальные события из жизни или сказочные эпизоды.  Для этих игр характерны игровые образы (птицы, автомобиль, волк, гуси).

Несюжетные игры содержат интересные двигательные задания, ведущие к достижению цели, игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится», «Кто скорее передаст мяч»).

Игры – забавы для маленьких («Ладушки», «Коза – рогата»).

Аттракционы – бег в мешках (соревнования в необычных условиях).

Игры различаются также по ведущему виду движения: бег, прыжки, метание, лазание.

Подвижные игры группируются и по степени физической нагрузки:

  1.  Большой подвижности (интенсивности) – одновременно участвует вся группа. Эти игры построены на беге, прыжках («Ловишки», «Гуси-гуси», «Автомобили»).
  2.  Средней подвижности – участвует вся группа, или небольшое количество детей, но характер движений спокойнее (ходьба, передача предмета) – «Чье звено скорее передаст мяч».
  3.  Малой подвижности – действуют лишь несколько детей, остальные произносят текст, или наблюдают. Игра проходит в медленном темпе («Подарки», «Ровным кругом»).

Игры для детей разных возрастов различаются по разным признакам.

-выделите признаки отличия

Признаки:

  •  Сложность движений;
    •  По содержанию сюжета;
    •  По количеству правил и ролей;
    •  По характеру взаимоотношений между играющими;
    •  По наличию соревновательных элементов;
    •  По словесному сопровождению.

Вариативность подвижных игр

   Существуют различные варианты подвижных игр.

Как вы думаете, для чего нужны варианты подвижных игр?

Вариативность, позволяет использовать их боле целесообразно, с учетом подготовки детей. Подвижные игры можно усложнять, но изменения должны быть обоснованными. Можно усложнить двигательные задания (увеличить расстояние для бега, прыжков); ввести новые движения («Поезд», «Чье звено скорее передаст флажок»); изменить форму построения игры (просто бегут, обойти обруч).

Можно изменить темп движения, увеличить число ловящих, усложнить правила (бежать только в определенном направлении). Или роль выполняет воспитатель, потом ребенок. Можно ограничить площадь, увеличить расстояние.

К составлению новых вариантов игр, можно привлекать детей. Например, вариант: «2 Мороза»

«Догоняет Мороз кого-нибудь, а вы покажите ему, что трудитесь: пилите или колите дрова, расчищайте лопатой снег. Кто работает, тому не страшен мороз. Только надо быстро придумать дело, чтобы Мороз догадался, что вы работаете».

Певалки

Мышка, мышка

Продай уголок

За мыльце

За мыльце

За белое полотенце,

За зеркальце!

Считалки

Катился горох по блюду

Ты води, а я не буду.

***

Я куплю себе дуду

И по улице пойду

Громче дудочка дуди:

Мы играем, ты води.

Жеребьевка

Конь вороной остался под горой

Выбираешь, какого коня:

Сивого или златогривого?


Домашнее задание:

1. составить картотеку подвижных игр для детей начальной школы – 3 игры разной степени подвижности;

   2. к одной игре составить варианты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31695. Тактики виховання дітей у сім’ї 27.5 KB
  Вдаючись до такої тактики, батьки намагаються відгородити дитину від життєвих реалій, випробувань, намагаються все вирішувати за неї, задовольняти її потреби і примхи. За таких умов дитина позбавлена змоги формувати в собі необхідні для подальшого життя психологічні, вольові якості, об'єктивно оцінювати себе, свої можливості й інших людей, цілеспрямовано працювати над собою. Усе це деформує її внутрішній світ, систему цінностей, різко занижує або завищує її вимоги до оточення, спонукає до девіантних форм задоволення своїх потреб
31696. Юнацький вік 59 KB
  У зв’язку з тенденцією до різкого омолодження шлюбу актуальною стає підготовка до одруження молоді. Все це викликає у них незадоволення розчарування невпевненість у собі небажання разом з партнером налагоджувати сімейні взаємини зниження мотивації шлюбу. Наскільки такі знання наприклад роблять молодь готовою до шлюбу [2; 8; 23; 25; 36; 40; 57; 77; 84] Певний вклад у її вивчення унесли М. Одначе недостатньо вивченими залишилися питання змісту структури готовності до шлюбу шляхів поліпшення підготовки молоді до сімейного життя.
31697. Досліджується вплив сімї на формування особистості дітей 58.5 KB
  Досліджується вплив сімї на формування особистості дітей. Психологія вивчає особистісні та соціально-психологічні чинники, що зміцнюють або дестабілізують шлюб. Багато уваги приділяється питанням статево-рольового виховання молоді, формуванню просімейної мотивації, психологічним аспектам сексуальних стосунків, взаємної адаптації шлюбної пари, їхній психологічній сумісності. Чільне місце відводиться дослідженню соціально-психологічних процесів, що відбуваються в сім'ї: сімейна комунікація ті інтеракція, міжособистісна перцепція, рольова диференціація у взаєминах подружжя.
31698. Становлення шлюбно-сімейних відносин 33 KB
  Для багатьох джерел національних правових систем характерним є уникнення законодавчого визначення поняття шлюбу. Договірна концепція шлюбу є найбільш поширеною. Розуміння шлюбу як союзу двох незалежних і рівноправних партнерів Східна Європа в т. Дещо іншим є поняття шлюбу як союзу чоловіка й жінки у мусульманських державах.
31699. Класний керівник. Його роль, місце і значення у формуванні особистості 41 KB
  Історія виникнення посади класного керівника Кожна історична епоха пред'являла свої вимоги до освіти й виховання молодого підростаючого покоління та тих людей які отримали тепер назву класний керівник . Достатньо чіткі функції класного керівника у радянській школі стали визначатися у 30х роках після постанов ЦК ВКП б Про початкову і середню школу 1931 та Про режим у початковій і середній школі 1932 коли була введена класноурочна система навчання систематична перевірка й оцінка знань учнів визначена роль учителя як організатора й...
31700. Управління учнівським колективом 24.5 KB
  Управління учнівським колективом здійснюється за допомогою трьох взаємоповязаних функцій педагога: 1 збору й аналізу інформації про учнівський колектив і школярів які до нього входять; 2 планування й організації адекватних стану колективу впливів метою яких є його удосконалення й оптимальний вплив на особистість; 3 контролю і корекції спрямованих на вищий рівень розвитку колективу і кожного учня.Важливою умовою управління учнівським колективом є розробка методики вивчення колективу форм і методів аналізу одержаної інформації. Весь час...
31701. СОЦІАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНИЙ КЛІМАТ У ПЕДАГОГІЧНОМУ КОЛЕКТИВІ 42 KB
  Його характеризують: довіра доброзичливість чуйність висока взаємовимогливість і ділова критика; вільне висловлювання власної думки під час обговорення питань що стосуються колективу; відсутність тиску керівника на підлеглих і визнання за ними права приймати важливі для колективу рішення; поінформованість усіх про завдання колективу і стан їх виконання можливість займати активну позицію у процесі ділового спілкування в колективі; наявність умов для активної професійної і творчої діяльності самореалізації самоствердження саморозвитку...