53823

Подвижные игры в детском саду

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Какое значение имеют подвижные игры Докажите на конкретных примерах. Подвижные игры имеют неоценимое значение во всестороннем развитии личности: 1. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма усиливает процессы обмена веществ повышает жизненный тонус.

Русский

2014-03-03

165.5 KB

55 чел.

PAGE  6

  •  Тема: Подвижные игры в детском саду
  •  План:
  1.  Определение и значение подвижной игры
  2.  Классификация подвижных игр
  3.  Вариативность подвижных игр

Определение и значение подвижной игры

Чем же характеризуются подвижные игры? Приведите примеры. Подумайте, какое определение можно дать подвижной игре? Что это такое?

Подвижная игра – это сложная, двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами.

Какое значение имеют подвижные игры?  Докажите на конкретных примерах.

Подвижные игры имеют неоценимое значение во всестороннем развитии личности:

1. Подвижная игра оказывает большое оздоровительное влияние на организм ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена веществ, повышает жизненный тонус. Оздоровительный эффект подвижных игр объясняется также положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Ребенок испытывает в игре чувство мышечной радости, удовлетворяет потребность в движении.

2. В процессе подвижных игр совершенствуются двигательные навыки. Дети учатся применять двигательные навыки в изменяющихся условиях и ситуациях.

В игре ребенок действует по собственной инициативе, выбирает нужный темп, движения чередует с отдыхом, поэтому он может многократно повторить движение, не утомляясь.

В игре ребенок выполняет разнообразные движения в комплексе, поэтому расширяется его двигательный опыт.

3. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки» надо проявить ловкость, а спасаясь от него, надо бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут много раз выполнить движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Выдающийся русский ученый, педагог А. Аркин отмечал, что «подвижная игра – основной рычаг физического развития детей».

В высказываниях Н.К. Крупской, подчеркивалось также значение игры для физического развития.

«Есть масса игр, которые физически укрепляют, развивают трудовые навыки, укрепляют меткость глаза, развивают ловкость…».

Игра определяется П.Ф. Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

Как вы это понимаете? Приведите примеры.

Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива, воспитываются нравственные качества.

Игровая деятельность всегда радует ребенка, влияет на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике – великая воспитательная сила.

О большом значении игры во всестороннем воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорила Н.К. Крупская:

«Для ребят игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Большая роль в воспитании организованного поведения детей принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий.

Подчиняясь правилу игры, ребенок действует согласно взятой на себя роли, например: «волк» может ловить «гусей» только после слов «ну летите, как хотите, только крылья берегите», как бы не хотелось быстрее сорваться с места. Подчинение своих действий сигналам в игре воспитывает у детей выдержку, сознательную дисциплину. Преодоление неизбежных в игре препятствий воспитывает смелость, решительность, т.е. воспитывается воля.

В коллективных играх, часто от поведения одного играющего зависит положение товарища, успех группки играющих. Например, в игре «Чье звено скорее» каждый старается ни подвести товарища, таким образом, формируется чувство коллективизма. «Бездомный заяц» - смелость (перебежки), честность (закрыть глаза, признаться, что он пойман).

Во многих подвижных играх старших дошкольников (с мячом, скакалками) правила игры устанавливаются самими детьми (например, договариваются, что считать ошибкой, что нет). Уговор превращается в правило. Эти традиции имеют большое воспитательное значение. Они дисциплинируют поведение детей, воспитывают самостоятельность, умение считаться с мнением других.

Таким образом, подвижные игры являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности.

5. Подвижные игры также способствуют умственному развитию ребенка.

Обоснуйте.

В игре создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия понятий, ориентировок; игры способствуют развитию воображения, памяти, сообразительности, активности мышления.

Исследования психологов показывает, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство (понятия: далеко, близко, развивает глазомер: впереди, сзади, налево, направо). В этих играх ребенок упражняется в быстрой оценке пространственных ориентиров, в последовательности действий и их временной продолжительности.

Подвижные игры формируют у детей простейшие временные ориентировки. Они выражаются: в осознании последовательности игровых действий — сначала, затем, после этого, перед этим, все, одновременно и т. п.; в быстром выполнении игровых заданий по сигналу, в рамках указанного детям срока, например: «Пока я считаю до пяти, вы Все должны сложить из флажков какой-нибудь узор», «Кто скорей построится на три удара в бубен» и др.

Интеллектуальному развитию детей содействуют как содержание игр, так и задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игры и ее правила, действия детей — персонажей.

По данным Э. Я. Степаненковой, самостоятельное объяснение детьми содержания подвижной игры, ее правил, действий играющих, указание местоположения детей, игровых атрибутов и направление движений, связанных с пространственными обозначениями  (терминологией), а также анализ проведенной игры служат активизации умственной деятельности.

Интеллектуальному развитию способствуют как содержание игр: о повадках животных, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике, так и задания: самостоятельно объяснить правила игры. Развивает речь (словарь).

  1.  Подвижные игры способствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста.


В чем это проявляется?

(придумывают варианты  игр, усложняют содержание), сообразительности, инициативы (самому принять нужное решение).

Какое значение подвижных игр в эстетическом воспитании детей?

7.Подвижные игры по содержанию и форме являются эстетической деятельностью (точность, слаженность, ловкость, выразительность движений). У детей появляется чувство удовольствия от самого двигательного процесса (от четкого построения).

Эстетическая характеристика обогащается игровыми зачинами диалогами, считалками.

Катился горох по верблюду,

Ты води, а я не буду;

***

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка  как лягушка

Ускакала от меня.

(К.И. Чуковский «Мойдодыр»)

  1.  Подвижные игры являются формой организации жизни детей. Часто в эти игры дети играют группкой.

В какие формы работы можно включать подвижные игры?

Таким образом, являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры позволяют эффективно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи.

Классификация подвижных игр

Существуют различные педагогические классификации игр, в основе которых имеются разные признаки.

По содержанию подвижные игры делятся:

  1.  элементарные
  2.  сложные

К сложным играм относятся игры с элементами спорта (теннис, городки, бадминтон, баскетбол, волейбол, хоккей и др.)

Элементарные игры в свою очередь делятся на сюжетные и несюжетные. В сюжетных играх отражаются в условной форме реальные события из жизни или сказочные эпизоды.  Для этих игр характерны игровые образы (птицы, автомобиль, волк, гуси).

Несюжетные игры содержат интересные двигательные задания, ведущие к достижению цели, игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится», «Кто скорее передаст мяч»).

Игры – забавы для маленьких («Ладушки», «Коза – рогата»).

Аттракционы – бег в мешках (соревнования в необычных условиях).

Игры различаются также по ведущему виду движения: бег, прыжки, метание, лазание.

Подвижные игры группируются и по степени физической нагрузки:

  1.  Большой подвижности (интенсивности) – одновременно участвует вся группа. Эти игры построены на беге, прыжках («Ловишки», «Гуси-гуси», «Автомобили»).
  2.  Средней подвижности – участвует вся группа, или небольшое количество детей, но характер движений спокойнее (ходьба, передача предмета) – «Чье звено скорее передаст мяч».
  3.  Малой подвижности – действуют лишь несколько детей, остальные произносят текст, или наблюдают. Игра проходит в медленном темпе («Подарки», «Ровным кругом»).

Игры для детей разных возрастов различаются по разным признакам.

-выделите признаки отличия

Признаки:

  •  Сложность движений;
    •  По содержанию сюжета;
    •  По количеству правил и ролей;
    •  По характеру взаимоотношений между играющими;
    •  По наличию соревновательных элементов;
    •  По словесному сопровождению.

Вариативность подвижных игр

   Существуют различные варианты подвижных игр.

Как вы думаете, для чего нужны варианты подвижных игр?

Вариативность, позволяет использовать их боле целесообразно, с учетом подготовки детей. Подвижные игры можно усложнять, но изменения должны быть обоснованными. Можно усложнить двигательные задания (увеличить расстояние для бега, прыжков); ввести новые движения («Поезд», «Чье звено скорее передаст флажок»); изменить форму построения игры (просто бегут, обойти обруч).

Можно изменить темп движения, увеличить число ловящих, усложнить правила (бежать только в определенном направлении). Или роль выполняет воспитатель, потом ребенок. Можно ограничить площадь, увеличить расстояние.

К составлению новых вариантов игр, можно привлекать детей. Например, вариант: «2 Мороза»

«Догоняет Мороз кого-нибудь, а вы покажите ему, что трудитесь: пилите или колите дрова, расчищайте лопатой снег. Кто работает, тому не страшен мороз. Только надо быстро придумать дело, чтобы Мороз догадался, что вы работаете».

Певалки

Мышка, мышка

Продай уголок

За мыльце

За мыльце

За белое полотенце,

За зеркальце!

Считалки

Катился горох по блюду

Ты води, а я не буду.

***

Я куплю себе дуду

И по улице пойду

Громче дудочка дуди:

Мы играем, ты води.

Жеребьевка

Конь вороной остался под горой

Выбираешь, какого коня:

Сивого или златогривого?


Домашнее задание:

1. составить картотеку подвижных игр для детей начальной школы – 3 игры разной степени подвижности;

   2. к одной игре составить варианты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79612. СИСТЕМА ПРАВА 122.5 KB
  Данная тема связана с характеристикой внутреннего строения позитивного права. Позитивное право представляет собой определенную систему, системное образование, и, как всякое системное образование, состоит из взаимосвязанных между собой элементов.
79613. ПОНЯТИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЮДЕЙ. КРИМИНАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ 77.5 KB
  На сегодняшний день актуальность проблемы торговли людьми не вызывает сомнений. Данная проблема является многосторонней. Она требует комплексного подхода в ее разрешении, поскольку зачастую данный вид организованной преступной деятельности имеет транснациональный характер...
79614. КОНКУРЕНЦИЯ И КОЛЛИЗИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ 76.5 KB
  Анализ судебной практики показывает что очень часто при применении уголовно-правовых норм следственно-судебными органами допускаются ошибки. В частности много ошибок возникает в процессе квалификации преступления когда решается вопрос о том какая норма закона должна быть применена в данном конкретном случае.
79616. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 103 KB
  Настоящий Закон определяет основные требования к организации и деятельности рынков, расположенных на территории Иркутской области (далее – область), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, удовлетворения потребностей жителей области в качественных товарах и безопасности для здоровья населения продукции, реализуемой на рынках.
79617. ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 78.5 KB
  С момента принятия Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления РФ прошло уже почти восемь лет наработана определенная практика его применения которая выявила некоторые серьезные проблемы функционирования местного самоуправления.
79618. КОНЦЕПЦИЯ ЧАСТНОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 99 KB
  Причиной для написания настоящей статьи послужила непрекращающаяся дискуссия о месте и значении частноправовых средств в регулировании общественных отношений по поводу природы. Особенность природы состоит в том, что она не имеет собственно вещный характер в абсолютном смысле этого слова...
79619. ГЕОГРАФИЯ ПРЕСТУПНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИБИРИ 84.5 KB
  Одной из наиболее актуальных и трудноразрешимых проблем общественной жизни в РФ остается проблема преступности: ее уровня структуры темпов роста. Не случайно подчеркивается что даже при достаточно позитивных изменениях в динамике и структуре преступности криминальная ситуация в России остается сложной.
79620. К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИМИНОЛОГИИ: СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ – 3 118.5 KB
  Сегодня мы представляем на ваш суд пример апробирования еще одной из форм преподавания, реализованной в ходе изучения криминологии студентами 4 курсов дневных бюджетного и коммерческого отделений Юридического института ИГУ. Назовем ее условно «Криминологический КВН».