53825

Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задания: выписать из текста слова где есть мягкие согласные; выписать в 2 столбика слова: а с глухими согласными на конце; б со звонкими согласными на конце. записать слова на букву р т м о и т.; записать слова в алфавитном порядке; записать слова с мягким знаком на конце слова в середине слова; привести примеры с ударением на 1 слоге на 2ом и т.; Догадайся что за словоигра: сорока ворона овес овощи огород из словаря выписать слова на данную тему; чайнворды: с т а к а н а р ц и с с о б с у б о т в а...

Русский

2014-03-03

63 KB

1 чел.

Из опыта работы

В методическую копилку учителя

Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся

Учитель I категории

Подлубошник Наталья Николаевна

Амвросиевской ОШ І-ІІІ ступеней № 2 г. Амвросиевка

Достигается единством фонетики, орфрграфии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса.


Фонетические упражнения
(слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности, позиция звука, внутрееннее проговаривание-способствует развитию фонем, слуха и речедвигательных навыков-формирование знания о слоге, звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных).

Задания:

-выписать из текста слова, где есть мягкие согласные;

- выписать в 2 столбика слова:

   а) с глухими согласными на конце;

   б) со звонкими согласными на конце.

- записать слова на букву р (т, м, о и т. д.);

- записать слова в алфавитном порядке;

- записать слова с мягким знаком на конце слова, в середине слова;

- привести примеры с ударением на 1 слоге, на 2-ом и т.д.;

- «Из каких слов выпали гласные?»-игра (д.р.вн., м.л.т.к, и т.д.);

- «Догадайся, что за слово»-игра:

сорока

ворона

овес

овощи

огород

- из словаря выписать слова на данную тему;

- чайнворды:

с

т

а

к

а

н

а

р

ц

и

с

с

о

б

с

у

б

о

т

в

а

к

а

- игра «Собери слово»: пус, ка, та, раз, мо и т.д.

- «Расшифруйте слово»-игра (заменить буквами алфавита): 2, 1, 13, 6, 20.

- выборочный диктант (записать слова безударной гласной, непроверяемой ударением, проверяемой ударением).

- ребусы:

 

 

ма

         

      ворона       машина

- подчеркните опасные места;

- продолжить слово:

МА…


Работа над словами

- образовать родственные слова;

- от слова (газета, береза…) образовать слова с суффиксом к.

- игра «найди лишнее» слово (однокоренные и формы одного и того же слова): березка, подберезовик, березки, березняк.

- составить словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания (ребята радостн…).

- составить словосочетания:

подарил       девочка люблю собака

дружил                                              думаю

- работа над деформированным предложением (изменить окончания);

- найти в тексте однокоренные слова.

              Морфологические упражнения (способствуют осознанию морфологического строя русского языка)

- определить отдельные слова в определенные группы (части речи, склонение, падеж, лицо, число, время);

- подобрать словарные слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов;

- выписать по 3 слова 1 скл., 2 скл., 3 скл.;

- составить словосочетания. Определить падеж прилагательных: воробей (какой?)…

- выписать из словаря слова в 3 столбика (1-жен.рода, 2 –муж.рода, 3- среднего рода).


Синтаксические упражнения

           Способствует закреплению сведений о предложении, показывают роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, в структуре несложных предложений. Дети учатся конструировать предложения, грамотно выражать свои мысли, правильно использовать пунктуацию.

- Разделить текст на предложения. Записать предложения в соответствии с правилами;

- К словам из 1 столбика подобрать слово из 2 столбика, составить предложения:

                     Берёза………………………              в огороде

                     Огурец……………………..               в лесу

- Составить предложения с данными словами: ветер, капуста, заяц.

- Составить со словом роза предложения разные по цели высказывания.

- Составить предложения с данными словосочетаниями: веселый праздник, большой гусь.

- Заменить предложение одним словарным словом: комната для занятий в школе- класс.

- Вставить вместо точки нужные по смыслу слова: килограмм- это тысяча …….(грамм).

-Составить из слов предложение (огород, растет,в, картофель).

- Выделить из предложения словосочетание со словарным словом: (Андрюша увидел в магазине красивый пенал).

- Расположить предложения в опрпеделенном порядке, чтобы получился текст.


Лексические упражнения

          Необходимы, чтобы выразить новые мысли, понятия, чувства. Они активизируют словарный запас учащихся.

- выписать слова на данную тему: «Птицы», «Весна», «Овощи»;

- найти «лишнее» слово, подчеркнуть его (автомобиль, урожай, самолет);

- дополнить предложения подходящими словами из правого столбика:

          На берегу возвышается старинный … стоит

Телефон … на тумбочке замок

летит

- сгруппировать слова по темам: малина, лисица, земляника, медведь, карандаш, пенал;

- по опорным словам составить рассказ на тему «Школа»;

- к словам: багаж, вместе, дорога подобрать синонимы. Составить с ними предложение.

- К слову маленький подобрать слова-антонимы.придумать небольшой рассказ.

- Назвать одним словом: сентябрь, ноябрь, декабрь.

- Игра «Кто как голос подает?»

                   Петух стрекочет

                   Сорока блеет

                   Овца кукарекает

- Выберите наиболее подходящее слово: из (ветхого, старого, древнего) железа мы делаем ведро.

- Вставить в данный текст наиболее подходящие из следующих слов:

              Волны тихо у берега (плескаться, литься).

- Показать многообразие слов:

              Чистая тетрадь, руки, небо.

- Переносное значение слов (короткие волосы-короткая память).

- Подобрать слова наиболее подходящие к предложению:

              Осенью дует ( холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный) ветер.

- Подобрать слова по сравнению предметов: Трактор шумит, как…..

Ягоды земляники сверкали, будто…..

             На различных этапах урока используются слова с непроверяемыми гласными.

I. а) При знакомстве эффекивно использовать загадки, шутливые стихи.

       б) Применение этимологического анализа слов, что развивает интерес учащихся к языковому материалу.

    II.   На этапе запоминания способствуют:

-письмо по памяти;

- списывание.

    III.  На этапе первичного закрепления трудные слова включать во все виды работы.

    IV.   При обобщении знаний используются:

- кроссворды;

- дидактические игры.

             Все виды работ повышают интерес и внимание к слову, обогащают словарный запас, развивают орфографическую зоркость.

           Для лучшего усвоения материала необходимо использовать:

1. Зрительный фактор (письмо с «дырами»)

- опорные схемы (прохлопать количество слов, прочитать,, написать под диктовку);

- прием показа неправильного письма;

- письмо по памяти;

- диктант с обоснованием (проверочное-проверяемое слово);

- выписывание трудных слов на доску перед изложением, сочинением;

- использование сигнальных карточек.

2. Слуховой фактор:

- найти «опасное» место;

- использование «светофора»;

- диктант с подчеркиванием.

3. Рукодвигательный фактор (ритмичное движение руки при письме).

4. Проговаривание.                


рона


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70408. Эффективность использования оборотных средств в сельском хозяйстве 35 KB
  Агропромышленный комплекс имеет особое значение в экономике страны. Существенное значение для развития АПК имеет эффективное использование оборотных средств. Успешные результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей во многом зависят от рационального использования...
70410. СТВОРЕННЯ ОПТИМАЛЬНИХ УМОВ ДЛЯ РОЗВИТКУ ЯКІСНОЇ ОСВІТИ 131 KB
  В Україні аналогічні програма вивчаються протягом 1011 років що викликає перевантаження учнів погано впливає на їхнє здоров’я знижує якість навчання. За даним дослідників за останні 15 років навчальне навантаження учнів зросло в півтора рази а 60 дітей мають психосоматичні порушення...
70411. ДОПОМІЖНІ МАТЕРІАЛИ ПРИ ЗДІЙСНЕННІ АТЕСТАЦІЇ ПЕДАГОГІЧНИХ ПРАЦІВНИКІВ 525.5 KB
  На сьогоднішній день процедура вивчення роботи педагога в процесі атестації детально регламентується діючим Положенням так і численними практичними розробками схем показників та критеріїв оцінювання.