53825

Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задания: выписать из текста слова где есть мягкие согласные; выписать в 2 столбика слова: а с глухими согласными на конце; б со звонкими согласными на конце. записать слова на букву р т м о и т.; записать слова в алфавитном порядке; записать слова с мягким знаком на конце слова в середине слова; привести примеры с ударением на 1 слоге на 2ом и т.; Догадайся что за словоигра: сорока ворона овес овощи огород из словаря выписать слова на данную тему; чайнворды: с т а к а н а р ц и с с о б с у б о т в а...

Русский

2014-03-03

63 KB

1 чел.

Из опыта работы

В методическую копилку учителя

Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся

Учитель I категории

Подлубошник Наталья Николаевна

Амвросиевской ОШ І-ІІІ ступеней № 2 г. Амвросиевка

Достигается единством фонетики, орфрграфии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса.


Фонетические упражнения
(слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности, позиция звука, внутрееннее проговаривание-способствует развитию фонем, слуха и речедвигательных навыков-формирование знания о слоге, звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных).

Задания:

-выписать из текста слова, где есть мягкие согласные;

- выписать в 2 столбика слова:

   а) с глухими согласными на конце;

   б) со звонкими согласными на конце.

- записать слова на букву р (т, м, о и т. д.);

- записать слова в алфавитном порядке;

- записать слова с мягким знаком на конце слова, в середине слова;

- привести примеры с ударением на 1 слоге, на 2-ом и т.д.;

- «Из каких слов выпали гласные?»-игра (д.р.вн., м.л.т.к, и т.д.);

- «Догадайся, что за слово»-игра:

сорока

ворона

овес

овощи

огород

- из словаря выписать слова на данную тему;

- чайнворды:

с

т

а

к

а

н

а

р

ц

и

с

с

о

б

с

у

б

о

т

в

а

к

а

- игра «Собери слово»: пус, ка, та, раз, мо и т.д.

- «Расшифруйте слово»-игра (заменить буквами алфавита): 2, 1, 13, 6, 20.

- выборочный диктант (записать слова безударной гласной, непроверяемой ударением, проверяемой ударением).

- ребусы:

 

 

ма

         

      ворона       машина

- подчеркните опасные места;

- продолжить слово:

МА…


Работа над словами

- образовать родственные слова;

- от слова (газета, береза…) образовать слова с суффиксом к.

- игра «найди лишнее» слово (однокоренные и формы одного и того же слова): березка, подберезовик, березки, березняк.

- составить словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания (ребята радостн…).

- составить словосочетания:

подарил       девочка люблю собака

дружил                                              думаю

- работа над деформированным предложением (изменить окончания);

- найти в тексте однокоренные слова.

              Морфологические упражнения (способствуют осознанию морфологического строя русского языка)

- определить отдельные слова в определенные группы (части речи, склонение, падеж, лицо, число, время);

- подобрать словарные слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов;

- выписать по 3 слова 1 скл., 2 скл., 3 скл.;

- составить словосочетания. Определить падеж прилагательных: воробей (какой?)…

- выписать из словаря слова в 3 столбика (1-жен.рода, 2 –муж.рода, 3- среднего рода).


Синтаксические упражнения

           Способствует закреплению сведений о предложении, показывают роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, в структуре несложных предложений. Дети учатся конструировать предложения, грамотно выражать свои мысли, правильно использовать пунктуацию.

- Разделить текст на предложения. Записать предложения в соответствии с правилами;

- К словам из 1 столбика подобрать слово из 2 столбика, составить предложения:

                     Берёза………………………              в огороде

                     Огурец……………………..               в лесу

- Составить предложения с данными словами: ветер, капуста, заяц.

- Составить со словом роза предложения разные по цели высказывания.

- Составить предложения с данными словосочетаниями: веселый праздник, большой гусь.

- Заменить предложение одним словарным словом: комната для занятий в школе- класс.

- Вставить вместо точки нужные по смыслу слова: килограмм- это тысяча …….(грамм).

-Составить из слов предложение (огород, растет,в, картофель).

- Выделить из предложения словосочетание со словарным словом: (Андрюша увидел в магазине красивый пенал).

- Расположить предложения в опрпеделенном порядке, чтобы получился текст.


Лексические упражнения

          Необходимы, чтобы выразить новые мысли, понятия, чувства. Они активизируют словарный запас учащихся.

- выписать слова на данную тему: «Птицы», «Весна», «Овощи»;

- найти «лишнее» слово, подчеркнуть его (автомобиль, урожай, самолет);

- дополнить предложения подходящими словами из правого столбика:

          На берегу возвышается старинный … стоит

Телефон … на тумбочке замок

летит

- сгруппировать слова по темам: малина, лисица, земляника, медведь, карандаш, пенал;

- по опорным словам составить рассказ на тему «Школа»;

- к словам: багаж, вместе, дорога подобрать синонимы. Составить с ними предложение.

- К слову маленький подобрать слова-антонимы.придумать небольшой рассказ.

- Назвать одним словом: сентябрь, ноябрь, декабрь.

- Игра «Кто как голос подает?»

                   Петух стрекочет

                   Сорока блеет

                   Овца кукарекает

- Выберите наиболее подходящее слово: из (ветхого, старого, древнего) железа мы делаем ведро.

- Вставить в данный текст наиболее подходящие из следующих слов:

              Волны тихо у берега (плескаться, литься).

- Показать многообразие слов:

              Чистая тетрадь, руки, небо.

- Переносное значение слов (короткие волосы-короткая память).

- Подобрать слова наиболее подходящие к предложению:

              Осенью дует ( холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный) ветер.

- Подобрать слова по сравнению предметов: Трактор шумит, как…..

Ягоды земляники сверкали, будто…..

             На различных этапах урока используются слова с непроверяемыми гласными.

I. а) При знакомстве эффекивно использовать загадки, шутливые стихи.

       б) Применение этимологического анализа слов, что развивает интерес учащихся к языковому материалу.

    II.   На этапе запоминания способствуют:

-письмо по памяти;

- списывание.

    III.  На этапе первичного закрепления трудные слова включать во все виды работы.

    IV.   При обобщении знаний используются:

- кроссворды;

- дидактические игры.

             Все виды работ повышают интерес и внимание к слову, обогащают словарный запас, развивают орфографическую зоркость.

           Для лучшего усвоения материала необходимо использовать:

1. Зрительный фактор (письмо с «дырами»)

- опорные схемы (прохлопать количество слов, прочитать,, написать под диктовку);

- прием показа неправильного письма;

- письмо по памяти;

- диктант с обоснованием (проверочное-проверяемое слово);

- выписывание трудных слов на доску перед изложением, сочинением;

- использование сигнальных карточек.

2. Слуховой фактор:

- найти «опасное» место;

- использование «светофора»;

- диктант с подчеркиванием.

3. Рукодвигательный фактор (ритмичное движение руки при письме).

4. Проговаривание.                


рона


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73427. Розміщення й планування майданчиків відпочинку, автобусних зупинок 372.5 KB
  Призначення майданчиків відпочинку та автобусних зупинок Норми проектування майданчиків відпочинку та автобусних зупинок Забезпечення інформацією учасників дорожнього руху У водіїв транспортних засобів при русі по дорогах поступово в міру стомлення збільшується час реакції...
73428. Проблеми збереження природного середовища при будівництві доріг 28.05 KB
  Умови проектування автомобільних доріг Екологія та автомобільні дороги Принципова схема прогнозованої екологічної оцінки проектованої автомобільної дороги Проблеми збереження природного середовища в її природній різноманітності й багатстві визначають сьогодні практично всі сторони життя...
73429. Еколгічна сумісність із навколишнім середовищем 29.5 KB
  На етапі прокладки траси майбутньої дороги особливу роль відіграє ландшафтне проектування що враховує не тільки вимоги земельного законодавства по вилученню земельних ділянок під будівництво дороги подолання контурних і висотних перешкод але й вимоги по захисту навколишнього середовища.
73430. Захист населення від екологічного забруднення придорожнього природного середовища 73.5 KB
  Технічні снігозахисні посадки захист від ерозії протиерозійне озеленення піщаних заметів пескозащитное озеленення сильних вітрів і курних бур; забезпечення безпеки руху й зорового орієнтування тобто вказівка напрямку дороги за межами видимості покриття підкреслення...
73431. Захист тварин і рослин 39 KB
  Проектування автомобільних доріг через ліси лісопитомники заповідники Основні методи зменшення впливу автотранспорту на тварин Дороги особливо швидкісні автомагістралі являють загрозу дикою тваринам у двох відносинах: погіршенні якості середовища проживання й небезпеки зіткнення...
73432. Види ремонту 75 KB
  Працездатність автомобільної дороги Поточний ремонт Середній ремонт Капітальний ремонт Для забезпечення нормативних термінів служби автомобільних доріг і задоволення вимог безперебійного й безаварійного руху з боку автотранспорту необхідно не тільки правильно їх містити але й вчасно робити всі види ремонтів.
73433. Утримання асфальтобетонних покриттів 19.05 KB
  У процесі експлуатації автодоріг узбіччя так само як і покриття проїзної частини перетерплюють зміни у своїх геометричних параметрах у рівності поверхонь осідання руйнування накопичуються різні забруднення виникає необхідність у виробництві ремонтних робіт.
73434. Утримання і поточний ремонт земляного полотна і водовідвідних споруд 20.34 KB
  Головні вимоги по утриманню і ремонту за періодами року Основні роботи по утриманню земляного полотна Основні роботи по утриманню водовідвідних споруд Основні види деформацій і руйнувань Роботи з утримання і поточного ремонту земляного полотна спрямовані на збереження його поздовжнього...
73435. Принцип планування робіт по утриманню та ремонту доріг 42.03 KB
  Планування робіт по утриманню доріг Система показників ефективності Планування ремонтних робіт Потреба в реконструкції або ремонті у всіх випадках установлюється шляхом виявлення ділянок доріг фактичний стан яких по якихнебудь параметрах і характеристикам не задовольняє діючим вимогам...