53825

Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задания: выписать из текста слова где есть мягкие согласные; выписать в 2 столбика слова: а с глухими согласными на конце; б со звонкими согласными на конце. записать слова на букву р т м о и т.; записать слова в алфавитном порядке; записать слова с мягким знаком на конце слова в середине слова; привести примеры с ударением на 1 слоге на 2ом и т.; Догадайся что за словоигра: сорока ворона овес овощи огород из словаря выписать слова на данную тему; чайнворды: с т а к а н а р ц и с с о б с у б о т в а...

Русский

2014-03-03

63 KB

1 чел.

Из опыта работы

В методическую копилку учителя

Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся

Учитель I категории

Подлубошник Наталья Николаевна

Амвросиевской ОШ І-ІІІ ступеней № 2 г. Амвросиевка

Достигается единством фонетики, орфрграфии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса.


Фонетические упражнения
(слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности, позиция звука, внутрееннее проговаривание-способствует развитию фонем, слуха и речедвигательных навыков-формирование знания о слоге, звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных).

Задания:

-выписать из текста слова, где есть мягкие согласные;

- выписать в 2 столбика слова:

   а) с глухими согласными на конце;

   б) со звонкими согласными на конце.

- записать слова на букву р (т, м, о и т. д.);

- записать слова в алфавитном порядке;

- записать слова с мягким знаком на конце слова, в середине слова;

- привести примеры с ударением на 1 слоге, на 2-ом и т.д.;

- «Из каких слов выпали гласные?»-игра (д.р.вн., м.л.т.к, и т.д.);

- «Догадайся, что за слово»-игра:

сорока

ворона

овес

овощи

огород

- из словаря выписать слова на данную тему;

- чайнворды:

с

т

а

к

а

н

а

р

ц

и

с

с

о

б

с

у

б

о

т

в

а

к

а

- игра «Собери слово»: пус, ка, та, раз, мо и т.д.

- «Расшифруйте слово»-игра (заменить буквами алфавита): 2, 1, 13, 6, 20.

- выборочный диктант (записать слова безударной гласной, непроверяемой ударением, проверяемой ударением).

- ребусы:

 

 

ма

         

      ворона       машина

- подчеркните опасные места;

- продолжить слово:

МА…


Работа над словами

- образовать родственные слова;

- от слова (газета, береза…) образовать слова с суффиксом к.

- игра «найди лишнее» слово (однокоренные и формы одного и того же слова): березка, подберезовик, березки, березняк.

- составить словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания (ребята радостн…).

- составить словосочетания:

подарил       девочка люблю собака

дружил                                              думаю

- работа над деформированным предложением (изменить окончания);

- найти в тексте однокоренные слова.

              Морфологические упражнения (способствуют осознанию морфологического строя русского языка)

- определить отдельные слова в определенные группы (части речи, склонение, падеж, лицо, число, время);

- подобрать словарные слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов;

- выписать по 3 слова 1 скл., 2 скл., 3 скл.;

- составить словосочетания. Определить падеж прилагательных: воробей (какой?)…

- выписать из словаря слова в 3 столбика (1-жен.рода, 2 –муж.рода, 3- среднего рода).


Синтаксические упражнения

           Способствует закреплению сведений о предложении, показывают роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, в структуре несложных предложений. Дети учатся конструировать предложения, грамотно выражать свои мысли, правильно использовать пунктуацию.

- Разделить текст на предложения. Записать предложения в соответствии с правилами;

- К словам из 1 столбика подобрать слово из 2 столбика, составить предложения:

                     Берёза………………………              в огороде

                     Огурец……………………..               в лесу

- Составить предложения с данными словами: ветер, капуста, заяц.

- Составить со словом роза предложения разные по цели высказывания.

- Составить предложения с данными словосочетаниями: веселый праздник, большой гусь.

- Заменить предложение одним словарным словом: комната для занятий в школе- класс.

- Вставить вместо точки нужные по смыслу слова: килограмм- это тысяча …….(грамм).

-Составить из слов предложение (огород, растет,в, картофель).

- Выделить из предложения словосочетание со словарным словом: (Андрюша увидел в магазине красивый пенал).

- Расположить предложения в опрпеделенном порядке, чтобы получился текст.


Лексические упражнения

          Необходимы, чтобы выразить новые мысли, понятия, чувства. Они активизируют словарный запас учащихся.

- выписать слова на данную тему: «Птицы», «Весна», «Овощи»;

- найти «лишнее» слово, подчеркнуть его (автомобиль, урожай, самолет);

- дополнить предложения подходящими словами из правого столбика:

          На берегу возвышается старинный … стоит

Телефон … на тумбочке замок

летит

- сгруппировать слова по темам: малина, лисица, земляника, медведь, карандаш, пенал;

- по опорным словам составить рассказ на тему «Школа»;

- к словам: багаж, вместе, дорога подобрать синонимы. Составить с ними предложение.

- К слову маленький подобрать слова-антонимы.придумать небольшой рассказ.

- Назвать одним словом: сентябрь, ноябрь, декабрь.

- Игра «Кто как голос подает?»

                   Петух стрекочет

                   Сорока блеет

                   Овца кукарекает

- Выберите наиболее подходящее слово: из (ветхого, старого, древнего) железа мы делаем ведро.

- Вставить в данный текст наиболее подходящие из следующих слов:

              Волны тихо у берега (плескаться, литься).

- Показать многообразие слов:

              Чистая тетрадь, руки, небо.

- Переносное значение слов (короткие волосы-короткая память).

- Подобрать слова наиболее подходящие к предложению:

              Осенью дует ( холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный) ветер.

- Подобрать слова по сравнению предметов: Трактор шумит, как…..

Ягоды земляники сверкали, будто…..

             На различных этапах урока используются слова с непроверяемыми гласными.

I. а) При знакомстве эффекивно использовать загадки, шутливые стихи.

       б) Применение этимологического анализа слов, что развивает интерес учащихся к языковому материалу.

    II.   На этапе запоминания способствуют:

-письмо по памяти;

- списывание.

    III.  На этапе первичного закрепления трудные слова включать во все виды работы.

    IV.   При обобщении знаний используются:

- кроссворды;

- дидактические игры.

             Все виды работ повышают интерес и внимание к слову, обогащают словарный запас, развивают орфографическую зоркость.

           Для лучшего усвоения материала необходимо использовать:

1. Зрительный фактор (письмо с «дырами»)

- опорные схемы (прохлопать количество слов, прочитать,, написать под диктовку);

- прием показа неправильного письма;

- письмо по памяти;

- диктант с обоснованием (проверочное-проверяемое слово);

- выписывание трудных слов на доску перед изложением, сочинением;

- использование сигнальных карточек.

2. Слуховой фактор:

- найти «опасное» место;

- использование «светофора»;

- диктант с подчеркиванием.

3. Рукодвигательный фактор (ритмичное движение руки при письме).

4. Проговаривание.                


рона


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67442. КРОВОТЕЧЕНИЯ И КРОВОПОТЕРЯ 19.47 KB
  При узком и длинном раневом канале наружное кровотечение может быть минимальным. При этом по ходу раневого канала, как правило, образуется гематома. При повреждении артерии может образоваться пульсирующая гематома. В дальнейшем пульсирующая гематома может...