53825

Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задания: выписать из текста слова где есть мягкие согласные; выписать в 2 столбика слова: а с глухими согласными на конце; б со звонкими согласными на конце. записать слова на букву р т м о и т.; записать слова в алфавитном порядке; записать слова с мягким знаком на конце слова в середине слова; привести примеры с ударением на 1 слоге на 2ом и т.; Догадайся что за словоигра: сорока ворона овес овощи огород из словаря выписать слова на данную тему; чайнворды: с т а к а н а р ц и с с о б с у б о т в а...

Русский

2014-03-03

63 KB

1 чел.

Из опыта работы

В методическую копилку учителя

Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся

Учитель I категории

Подлубошник Наталья Николаевна

Амвросиевской ОШ І-ІІІ ступеней № 2 г. Амвросиевка

Достигается единством фонетики, орфрграфии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса.


Фонетические упражнения
(слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности, позиция звука, внутрееннее проговаривание-способствует развитию фонем, слуха и речедвигательных навыков-формирование знания о слоге, звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных).

Задания:

-выписать из текста слова, где есть мягкие согласные;

- выписать в 2 столбика слова:

   а) с глухими согласными на конце;

   б) со звонкими согласными на конце.

- записать слова на букву р (т, м, о и т. д.);

- записать слова в алфавитном порядке;

- записать слова с мягким знаком на конце слова, в середине слова;

- привести примеры с ударением на 1 слоге, на 2-ом и т.д.;

- «Из каких слов выпали гласные?»-игра (д.р.вн., м.л.т.к, и т.д.);

- «Догадайся, что за слово»-игра:

сорока

ворона

овес

овощи

огород

- из словаря выписать слова на данную тему;

- чайнворды:

с

т

а

к

а

н

а

р

ц

и

с

с

о

б

с

у

б

о

т

в

а

к

а

- игра «Собери слово»: пус, ка, та, раз, мо и т.д.

- «Расшифруйте слово»-игра (заменить буквами алфавита): 2, 1, 13, 6, 20.

- выборочный диктант (записать слова безударной гласной, непроверяемой ударением, проверяемой ударением).

- ребусы:

 

 

ма

         

      ворона       машина

- подчеркните опасные места;

- продолжить слово:

МА…


Работа над словами

- образовать родственные слова;

- от слова (газета, береза…) образовать слова с суффиксом к.

- игра «найди лишнее» слово (однокоренные и формы одного и того же слова): березка, подберезовик, березки, березняк.

- составить словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания (ребята радостн…).

- составить словосочетания:

подарил       девочка люблю собака

дружил                                              думаю

- работа над деформированным предложением (изменить окончания);

- найти в тексте однокоренные слова.

              Морфологические упражнения (способствуют осознанию морфологического строя русского языка)

- определить отдельные слова в определенные группы (части речи, склонение, падеж, лицо, число, время);

- подобрать словарные слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов;

- выписать по 3 слова 1 скл., 2 скл., 3 скл.;

- составить словосочетания. Определить падеж прилагательных: воробей (какой?)…

- выписать из словаря слова в 3 столбика (1-жен.рода, 2 –муж.рода, 3- среднего рода).


Синтаксические упражнения

           Способствует закреплению сведений о предложении, показывают роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, в структуре несложных предложений. Дети учатся конструировать предложения, грамотно выражать свои мысли, правильно использовать пунктуацию.

- Разделить текст на предложения. Записать предложения в соответствии с правилами;

- К словам из 1 столбика подобрать слово из 2 столбика, составить предложения:

                     Берёза………………………              в огороде

                     Огурец……………………..               в лесу

- Составить предложения с данными словами: ветер, капуста, заяц.

- Составить со словом роза предложения разные по цели высказывания.

- Составить предложения с данными словосочетаниями: веселый праздник, большой гусь.

- Заменить предложение одним словарным словом: комната для занятий в школе- класс.

- Вставить вместо точки нужные по смыслу слова: килограмм- это тысяча …….(грамм).

-Составить из слов предложение (огород, растет,в, картофель).

- Выделить из предложения словосочетание со словарным словом: (Андрюша увидел в магазине красивый пенал).

- Расположить предложения в опрпеделенном порядке, чтобы получился текст.


Лексические упражнения

          Необходимы, чтобы выразить новые мысли, понятия, чувства. Они активизируют словарный запас учащихся.

- выписать слова на данную тему: «Птицы», «Весна», «Овощи»;

- найти «лишнее» слово, подчеркнуть его (автомобиль, урожай, самолет);

- дополнить предложения подходящими словами из правого столбика:

          На берегу возвышается старинный … стоит

Телефон … на тумбочке замок

летит

- сгруппировать слова по темам: малина, лисица, земляника, медведь, карандаш, пенал;

- по опорным словам составить рассказ на тему «Школа»;

- к словам: багаж, вместе, дорога подобрать синонимы. Составить с ними предложение.

- К слову маленький подобрать слова-антонимы.придумать небольшой рассказ.

- Назвать одним словом: сентябрь, ноябрь, декабрь.

- Игра «Кто как голос подает?»

                   Петух стрекочет

                   Сорока блеет

                   Овца кукарекает

- Выберите наиболее подходящее слово: из (ветхого, старого, древнего) железа мы делаем ведро.

- Вставить в данный текст наиболее подходящие из следующих слов:

              Волны тихо у берега (плескаться, литься).

- Показать многообразие слов:

              Чистая тетрадь, руки, небо.

- Переносное значение слов (короткие волосы-короткая память).

- Подобрать слова наиболее подходящие к предложению:

              Осенью дует ( холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный) ветер.

- Подобрать слова по сравнению предметов: Трактор шумит, как…..

Ягоды земляники сверкали, будто…..

             На различных этапах урока используются слова с непроверяемыми гласными.

I. а) При знакомстве эффекивно использовать загадки, шутливые стихи.

       б) Применение этимологического анализа слов, что развивает интерес учащихся к языковому материалу.

    II.   На этапе запоминания способствуют:

-письмо по памяти;

- списывание.

    III.  На этапе первичного закрепления трудные слова включать во все виды работы.

    IV.   При обобщении знаний используются:

- кроссворды;

- дидактические игры.

             Все виды работ повышают интерес и внимание к слову, обогащают словарный запас, развивают орфографическую зоркость.

           Для лучшего усвоения материала необходимо использовать:

1. Зрительный фактор (письмо с «дырами»)

- опорные схемы (прохлопать количество слов, прочитать,, написать под диктовку);

- прием показа неправильного письма;

- письмо по памяти;

- диктант с обоснованием (проверочное-проверяемое слово);

- выписывание трудных слов на доску перед изложением, сочинением;

- использование сигнальных карточек.

2. Слуховой фактор:

- найти «опасное» место;

- использование «светофора»;

- диктант с подчеркиванием.

3. Рукодвигательный фактор (ритмичное движение руки при письме).

4. Проговаривание.                


рона


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21191. Матриці. Лінійні дії з матрицями. Поняття лінійного простору 207 KB
  Лінійні дії з матрицями. Вона характеризується таблицею чисел яку можна записати окремо і розглядати як суцільний об€єкт що має назву €œматриця€ лат.2 Очевидно що матриця є узагальненням як числа так і вектора. Дійсно при m=1 n=1 матриця зводиться до числа при m=1 n=3 вона є векторрядок а при m=3 n=1 векторстовпець.
21192. Множення матриць. Поняття детермінанта 255.5 KB
  Множення матриць. Розглянемо якісно нову відмінну від введених в попередній лекції операцій а саме нелінійну операцію множення матриць. Визначити операцію множення матриць це означає вказати яким чином даній парі матриць ставиться у відповідність третя матриця яка і буде їх добутком.
21193. Властивості детермінантів 220.5 KB
  Детермінант транспонованої матриці дорівнює детермінанту даної. З очевидної рівності випливає що детермінант можна записати також у вигляді == =.2 Після транспонування одержимо детермінант в добутках якого індекси множників помінялись місцями.
21194. Логические модели представления знаний 99 KB
  3: sml vrt ktr tnk grz tks объекты; kls vnt krl vgr свойства. Предикаты и константы логической базы знаний Kонстанты Свойства 1 2 3 4 Колеса Винт Крыло Возит грузы kls Vnt krl vgr № Объекты Kонс танты Преди каты R kls R vnt R krl R vgr 1 Самолет sml Qsml Psml kls Psml vnt Psml krl Psml vgr 2 Вертолет vrt Qvrt Pvrt kls Pvrt vnt Pvrt krl Pvrt vgr 3 Катер Ktr Qktr Pktr kls Pktr vnt Pktr krl Pktr vgr 4 Танкер Tnk Qtnk Ptnk kls Ptnk vnt Ptnk krl Ptnk vgr 5...
21195. Алгоритмы решения логических задач 57 KB
  Используя дедуктивную логику из двух или нескольких исходных аксиом имеющихся в логической базе знаний можно вывести очередное утверждениеследствие или доказать истинность ложность целевого утверждения теоремы путем использования определенных правил вывода. Этот процесс получения новых знаний из имеющихся аксиом называют логическим выводом на знаниях. Основными типами логических задач которые решаются с использованием метода резолюций являются следующие: а задача вывода следствий в которой нужно найти все утверждения которые можно...
21196. Семантические сети представления знаний 84 KB
  Семантические сети представления знаний 9. СС – это модель представления знаний в которой вся необходимая информация может быть описана в виде совокупности отношений: первый объект – бинарное отношение – второй объект . Эти отношения образуют иерархическую сеть в которой вершины каждого уровня знаний соединяется линиями с соответствующими вершинами верхнего и нижнего уровней. Проблема поиска решения в семантической базе знаний сводится к задаче поиска фрагмента сети подсети отражающего ответ на запрос пользователя.
21197. Фреймовые модели представления знаний 117.5 KB
  Понятие фрейма введено М. Имя таблицы является уникальным именем фрейма. Атрибуты фрейма могут также быть фреймами. У фрейма есть оболочка которая называется протофреймом прототипом образцом.
21198. Продукционные модели представления знаний 62 KB
  Например продукционную модель действий человека при посадке в автобус можно представить в следующем виде: Если не имеет деньги то пешком Если имеет деньги и не пришел автобус то ждать Если пришел автобус и не тот маршрут то ждать Если пришел автобус и тот маршрут то садиться в автобус 11. Если имеет колеса и имеет винт и имеет крылья и возит грузы то самолет . Если имеет колеса и имеет винт и не имеет крылья и возит грузы то вертолет. Если не...
21199. Характеристики программного обеспечения систем искусственного интеллекта 59.5 KB
  Структура и свойства программного обеспечения Основными составными частями программного обеспечения ПрО систем искусственного интеллекта СИИ являются: программноаппаратные средства СИИ Лекция №5; программные средства представления знаний в СИИ Лекции №№611; языки программирования и среды функционирования СИИ Лекция №13; инструментальные программные средства создания СИИ Лекция №14 и др. Основными особенностями ПрО которые существенно отличают их от ПрО традиционных систем управления и обработки данных являются свойства...