53832

Строение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Лабораторная работа № 2: корень и корневые системы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Виды корней. Видоизменения корней. Видоизменения корней. Задачи: дать понятия корень и виды корней типы корневых систем; выработать практические умения различать виды корней и типы корневых систем; познакомить учащихся с зонами корня их строением в связи с выполняемыми функциями; определить роль корня в жизни...

Русский

2014-03-04

80 KB

79 чел.

                                                                                     Учитель биологии

                                                                                     Донецкой ОШ № 97

                                                                                          Коломиец А. К.

                                                                                                

7 класс

(урок разработан по модульной системе – 3 × 30)

Тема. Строение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения  

корней. Лабораторная работа № 2: корень и корневые системы.                                               Видоизменения корней.       

    Цель:

              - сформировать целостное представление о корне, как одном из главных органов растения;

              - продолжить развивать мыслительную деятельность учащихся – умения анализировать, обобщать и делать выводы;

              - прививать практические умения и навыки (жизненная компетенция).

    Задачи:

              - дать понятия  «корень и виды корней», «типы корневых систем»;

              - выработать практические умения различать виды корней и типы корневых систем;

              - познакомить учащихся с зонами корня, их строением в связи с выполняемыми функциями;

              - определить роль корня в жизни растений и значение его для человека.

    

    Основные понятия: виды корней, типы корневых систем, корневой волосок, чехлик, пикировка, симбиоз, видоизменение корня, зоны корня, кора, проводящие системы.

    Оборудование: интерактивная доска, проростки пшеницы, фасоли, редиса, рассада помидоров, комнатные растения, лупы.

    

    Литература: 1. А. А. Федоров, М. Э. Карпечников, З. Г. Артюшенко.

                                Атлас по морфологии высших растений. Изд. – во АН СССР,      

                                1982 г.

                         2. В. В. Чуб. Подземная жизнь растений. Корни. Ж.          Цветоводство, 2007, №6.

                         3. Брюкгауз и Афрон. Малый энциклопедический словарь,

                             СП б 1890 – 1907.

                         4. А. Д. Джалантиров, В. П. Кузьмищев. Энциклопедия юного земледельца. М., Педагогика, 1983.

                         

Хронометраж урока:

1. Оргмомент                                                                          - 1 мин.

2. Актуализация полученных знаний                                  -  5 мин.

3. Мотивация учебной деятельности                                   -  2 мин.

4. Изучение нового материала                                              - 45 мин.

      - сообщение учащегося                                                  -  3 мин.

5. Применение полученных знаний на практике (Л.р.)     -  7 + 8 мин.

6. Осмысление изученного материала                                 -  15 мин

7. Домашнее задание                                                              -  3 мин.

8. Рефлексия                                                                            -  1 мин.

1*30

Ход урока

  I.Организационный момент.

II.Актуализация изученного (блиц-опрос):

1. Структурная микроскопическая единица растений – ……

2. Клетка состоит из – ……

3. Группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям     

   называются – ……

4. Орган растения – это …..

5. Органы растения следующие – …….

6. В чем смысл выражения: «Растение – целостный организм?»

 III.Мотивация учебной деятельности.

    Знаете ли вы как правильно посадить растение? Сегодня мы научимся   с вами это делать.

    Когда дует сильный ветер трудно удержать зонтик. Какая же сила нужна, чтобы удержать липу с толстым стволом и ветвями при сильном ветре или урагане? Нужна сила могучего великана. Этой силой обладает корень.

    Что же такое корень?

 IV.Изучение нового материала.

  1.  Объявление темы и задач урока.

                    Как ни тонок, неприметен

                    Под землею корешок,

                    Но не может жить на свете

                    Без него любой цветок.

                                                (В. Жак)

    Почему? (вопрос классу)

  1.  Ваши ассоциации со словом  «корень» (все, не только по отношению к растениям) – составление ассоциативного куста.

           Главная часть слова       Ноготь

                                                

        Орган растения    КОРЕНЬ Зуб

                                                

                                               Волос        Зло

         3.  Энциклопедический словарь (по Ожегову) трактует: корень – начало, основа, источник, истоки. Итак, какие слова из определения больше подходит  к понятию  «корень растения» (основа, начало, источник).

            А конкретно для растений…

                                      Укрепляет      Транспорт веществ

                                                             

                                 Питает  КОРЕНЬ    Вегетативный орган

                   

Запасает   Подзем-     Поглощает

      ный орган

              Сегодня ваши знания о функциях корня у вас расширятся, а о некоторых из них вы узнаете более подробно (синтез органических веществ, выделение продуктов обмена, сожительство корней с другими организмами, видоизмененные корни, запас и хранение питательных веществ).

  1.  Виды корней (демонстрация 2х недельных проростков).

   Рассмотрев корни, мы видим, что они разные по величине – по длине и толщине

Слайд №1

              Различают главный, боковые и дополнительные (придаточные) корни – это виды корней. Главный корень развивается из зародышевого корешка, дополнительные – из нижней части стебля, а боковые - от главного и дополнительных корней.

  1.  Корневые системы.

  Посмотрим на проростки фасоли и пшеницы. В чем их отличия?(отсутствие главного корня у пшеницы), а сходства? (наличие боковых корней)

Слайд №2

               Все виды корней(?) растения образуют корневую систему.

  Вспомним, что такое система? (состоит из частей, тесно связанных между собой и представляют собой единое целое):

а) Стержневая корневая система – главный корень развивается из зародышевого корешка, растет в течении всей жизни, от главного – боковые корни (может быть образовано и дополнительными корнями)

Слайд №3

б) мочковатая корневая система – у пшеницы развития главного корня из зародышевого корешка прекращается, а развиваются дополнительные корни от нижней части стебля, а от них – боковые.

Какие виды корней вы знаете? А типы корневой системы? Какими видами корней образовано стержневая корневая система? А мочковатая  -? (вопрос классу)

 Главные отличительные признаки корневой системы – это наличие или отсутствие главного корня. Большинство растений  имеют стержневую корневую систему (двудольные растения), а мочковатую - однодольные  злаки (пшеница), лилии и т.д.

Вывод: каждый вид корня – это часть корневой системы.

2*30

         6.  Выполнение лабораторной работы ( часть)

             Оборудование и материалы: фиксированные  корни пшеницы, фасоли; раздаточный материал - гербарий корневых систем.

1.Зарисовать строение корня, указать на рисунке виды корней.

2. Рассмотреть гербарий предложенных растений. Определить типы их корневых систем.

3. Зарисовать схемы строения этих корневых систем с указанием видов корней.

4.Сделайте вывод:

   1) какое строение имеет корень?

   2) виды корневых систем?

   3) чем отличаются между собой типы корневых систем?

  1.  Микроскопическое строение корня (продольный разрез).

    Все виды корней имеют одинаковое строение.

Слайд №4

В корне выделяют следующие зоны: корневой чехлик зона деления зона роста (растяжения) зона всасывания проводящая зона.

Слайд №5

а) корневой чехлик (отсутствует у водных растений и у растений паразитов). Его клетки постоянно делятся, внешние отмирают и слущиваются – это часть называется верхушкой корня. Назначение -? (продвижение корня вглубь земли, защита корня от комочков почвы)

Слайд№4

б) зона делящихся клеток  - до 1мм: тонкие  оболочки клеток, клетки без вакуолей – это верхушка корня. Она обеспечивает рост корня вглубь земли. Рост этот неограниченный ( в течение всей жизни). Если срезать эту часть корня – он прекращает рост в длину (вглубь земли);

в) зона растяжения (роста) –  несколько мм ( за счет нее идет основное удлинение корня).

Слайд№6

г) зона всасывания – несколько см (работа с проростками редиса и лупой) - зона представлена в виде белого опушения). Это корневые волоски.

Каждый корневой волосок – это вырост клеток корня (коры) с очень тонкими оболочками. Волоски выделяют слизь, что способствует схватыванию частичек почвы (срастаются с ними), что облегчает поглощение воды и питательных веществ. Формирование их идет. довольно быстро – у молодых семян яблони – за 30-40 часов. У 4х-месячной ржи их насчитывается до 14 млрд., а суммарная длина более 10 тыс.км. Живут 10-20 дней. Новые корневые волоски образуются в более нижнем отделе корня.

Слайд №4

д) зона проведения - это основная масса корня. здесь образуются боковые корни. В эту зону доставляются вещества, поглощенные корневыми волосками. Каким образом? В корневом волоске высокая концентрация почвенного раствора. Откуда и куда будет перемещаться вода? (Процесс диффузии) Вода перемещается из почвы в корневой волосок (в почве концентрация солей меньше).

Функции корневого волоска:

- выделение: а) углекислота растворяет минеральные вещества почвы;

                     б) продукты обмена - минеральные соли, К, Са, Мg, ферменты, аминокислоты, сахар, мочевину; стимуляторы роста (помидоры), усиливающие развитие микроорганизмов (корни бобовых накапливают N в почве -?)

Слайд №8

  

 9. Внутреннее строение корня (поперечный срез)

- Самостоятельная работа с учебником – стр. 46, рис. 40(2мин)

Беседа:

1)Покровная ткань кожица

2)Основная ткань кора

3)Образовательная ткань боковые корни

4)Центральный цилиндр ксилема, флоэма, запас питательных веществ.

5)противоток питательных веществ.

  10. Что влияет на развитие корней?

а) усиливает их рост:

- почва, богатая органическими веществами;

- рыхлая почва (кислород);

- окучивание стебля (дополнительные корни)- подсыпают землю к основанию стебля;

- пикировка (демонстрация рассады помидоров с пикировкой и без нее)

Что происходит с корнем после удаления его кончика? (вопрос классу)

- некоторые предшественники растений выделяют стимуляторы роста (после помидоров хорошо растут маревые растения и бахчевые растения)

- внесение удобрений (солей калия)

б) угнетает рост корней:

- переувлажненная почва;

- плотная почва (мало кислорода);

- старые корни (корни яблони угнетают развитие молодых растений);

-использование зеленого удобрения из ботвы капусты, томатов,

фасоли;

- очень сухая почва.

   11. Видоизменение корней (это дополнительные функции корня)

Слайд №7,8

а) подземных корней:

- корнеплоды

- корнеклубни

б) надземных корней:

- дыхательные

- опорные  (столбовидные) слайд №11

- воздушные – слайд №10

- ходильные – слайд №9

- корни-присоски(плющ комнатный)

   12. Роль видоизмененных корней

Сообщение учащегося: «Этот удивительный «плод» (морковь)»

3*30    

   13. Продолжение лабораторной работы (2 часть)

Оборудование: свекла, морковь, георгины, плющ комнатный, монстера, лупы (работа по вариантам).

  1.  Рассмотреть предложенные корни растений и назвать их видоизменения (записать в таблицу).
  2.  Рассмотреть через лупу корни – прицепки плюща и монстеры. Объяснить увиденное.
  3.  Сделайте вывод о значении видоизмененных корней в жизни растений.

 V. Домашнее задание: §9, 10, 13 – прочитать. Ответить на вопросы, выучить понятия. Составить ребусы, кроссворды.

 VI. Осмысление изученного материала.

  1.  Попытаемся  увеличить количество ветвей нашего ассоциативного куста «корень»  на  основании полученных новых знаний.

                                                             Синтезирует вещества

                                                             Поглощает

                                                             Выделяет вещества

            Корень                                     Запасает

                                                             Видоизменяется

                                                             Место для жизни других организмов

                                                             Сырье для промышленности

                                                             Стимулирует рост других растений.

         2.   Мы в букет собрали маки жаркие

               Много незабудок голубых

               А потом цветов нам стало жалко

               Снова в землю посадили

               Только ничего не получается…

               От любого ветерка качаются

               Почему осыпались и вянут,

               Без корней расти и жить не станут

                  Почему? Что случилось с растениями? (вопросы классу)

        3.    Игра «Да-нетка»

            - главный корень развивается из зародышевого корешка -…

            - от стебля отрастает дополнительные корни …

            - дополнительные корни - ….

            - боковые корни образуются только от главного корня -…

            - главный корень нужен для закрепления растения в почве - …

            - в боковых корнях могут откладываться питательные вещества -….

            - корневой волосок всасывает питательные вещества из почвы -….

            - корнеплод образуется из главного корня, в нем откладываются     

              питательные вещества -….

            - в зоне всасывания расположены корневые волоски -…

            - боковые корни ограничивают зону деления клеток -…

            - никогда не рыхлите почву, это приводит к разрушению корней -…

            - дождевых червей нужно уничтожать, они подрывают корни

              растений -…

            - поливать растения нужно только в жаркое время суток - ….   

            - при пересадке растений нужно тщательно очистить корни от земли….

     

  2.Пословицы (объяснить почему?)

            - кто хочет победить сорняк, тот должен вырывать его с корнями.

            - мать – сыра земля, всех кормит, всех поит, всех своим теплом

              согревает.

  3.    Свинья под дубом вековым
         Наелась желудей досыта, до отвала;
         Наевшись, выспалась под ним;
         Потом, глаза продравши, встала
         И рылом подрывать у дуба корни стала.
         "Ведь это дереву вредит? »

         Как вы думаете: вредит или помогает?

  4.   Составление кроссворда «Все о корне и его функциях» со смысловым   

        cловом (словарь по Ожегову) «начало».

с

и

н

т

е

з

х

р

а

н

е

н

и

е

к

о

н

ч

и

к

в

с

а

с

ы

в

а

е

т

в

ы

д

е

л

е

н

и

е

ы

д

о

п

о

л

н

и

т

е

л

ь

н

ы

е

VII. Рефлексия (используются сигнальные карточки красного, зеленого и    

     синего цвета)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85189. Западная Беларусь в составе Польши 27.1 KB
  Было введено принятое в Польше административно-тер деление, созданы 4 воеводства: Виленское, Полесское, Новогрудское, Белостокское. Эти воеводства делились на 29 поветов аповеты на гимны.
85190. Начало второй мировой войны. Вхождение Западной Беларуси с состав БССР 26.28 KB
  Вхождение Западной Беларуси с состав БССР. Беларуси принял декларацию об установлении советской власти на всей освобожденной территории i высказался за вхождение в состав БССР. Приняты законы о включении Западной Беларуси в состав СССР i воссоединение с БССР. Единогласно делегаты высказались и за вхождение в БССР.
85191. Начало Великой Отечественной войны. Ход военных действий на советско-германском фронте в 1941-1942 годах 27.92 KB
  Для войны против СССР Гитлер сосредоточил подавляющую часть своих сухопутных сил. Однако основной причиной такого огромного успеха немцев в первые недели войны является то что Красная армия сама готовилась к наступлению. Сталин прекрасно понимал что войны с Германией не избежать но он не думал что Гитлер нарушит пакт МолотоваРибентропа о ненападении.
85192. Фашистский оккупационный режим на территории БССР 26.93 KB
  К концу августа 1941 г гитлеровцы оккупировали всю территорию Бел. На захваченной территории гитлеровцы установили оккупационный режим- систему политических, идеологических, экономических, и военных мер направленных на ликвидацию существующего общественного и гос. строя, грабёж нац. богатства, уничтожение населения
85193. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 29.96 KB
  Коренной перелом начатый под Сталинградом был завершен в ходе Курской битвы и сражениях за р. в ходе Киевской наступательной операции 6 ноября столица Украины была освобождена. В ходе оборонительных боев к концу декабря 1943 г.
85194. Партизанское и подпольное движение в БССР 28.28 KB
  Один из первых партизанских отрядов был организован уже на пятый день войны в Пинске под командованием Коржа насчитывал 60 чел. Полесской области действовал отряд под командованием Бумажкова и Павловского. В июле 41 начал боевые действия отряд пол командованием Шмырёва в Вит.
85195. Освобождение Беларуси. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войны. Вклад белорусского парода в Победу над фашизмом 28.18 KB
  Начать операцию освобождения Украины и Беларуси. 23 сентября советские войска освободили первый районный центр Беларуси г. Всего в Беларуси в результате осенне зимнего наступления 1943-1944 гг.
85196. Система биполярного мира после Второй мировой войны 26.8 KB
  Основной причиной противостояния была борьба СССР и США за геополитическое превосходство прежде всего в Европе. Начало оформлению политики холодной войны положила доктрина Трумэна 1947 внешнеполитическая программа США которая высказывала просьбу выделить помощь 400 млн Греции и Турции обосновывая это тем что США должны оказывать поддержку свободным народом Предложения США критиковались правительством СССР которое считало что они фактически означают подчинение экономики западноевропейских стран экономике США и нарушают их...
85197. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х годах 28.42 KB
  Сталин обещал улучшить жизнь втрое поднять уровень пром. Основная цель 4ой пятилетки достигнуть довоенного уровня производства в пром. Развитие промышленности планировалосьза счёт с х и снижения общего уровня жизни населения. Уже в 49г промыш.