53884

Кровообращение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. Приём Мозговой штурм Что такое кровообращение Какие органы входят в систему кровообращения Какие кровеносные сосуды вы знаете Какие сосуды называются артериями Какие сосуды называются венами Какие сосуды называются капиллярами Какая бывает кровь В чём отличие 2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. Приём Экскурсия по страницам зоологии у рыб – двухкамерное сердце один круг кровообращения система замкнутая кровь смешанная; у...

Русский

2014-03-04

45.5 KB

2 чел.

УРОК БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

Тема: Кровообращение.

Цель урока:

  1.  на основе имеющихся знаний учащихся о кровообращении позвоночных животных  сформировать знания о кровообращении человек и  выполняемых им функций;
  2.  развивать логическое мышление;
  3.  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: таблица «Кровообращение человека», таблица «Кровообращение позвоночных животных», учебник биологии, портреты учёных (Аристотель, Гиппократ, Уильям Гарвей, Марчело Мальпиги).

Форма урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1.  Организационный момент – постановка цели урока.

  1.  Актуализация опорных знаний.
  2.  Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. (Приём «Мозговой штурм»)
  3.  Что такое кровообращение?
  4.  Какие органы входят в систему кровообращения?
  5.  Какие кровеносные сосуды вы знаете?
  6.  Какие сосуды называются артериями?
  7.  Какие сосуды называются венами?
  8.  Какие сосуды называются капиллярами?
  9.  Какая бывает кровь? В чём отличие?

2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. (Приём «Экскурсия по страницам зоологии»)

  1.  у рыб – двухкамерное сердце, один круг кровообращения, система замкнутая, кровь смешанная;
  2.  у земноводных – трёхкамерное сердце, два круга кровообращения, система замкнутая, кровь смешанная;
  3.  у пресмыкающихся – трёхкамерное сердце с частичной перегородкой в желудочке, у крокодилов и морских черепах – четырёхкамерное сердце, система замкнутая, два круга кровообращения, частично смешанная кровь;
  4.  у птиц и млекопитающих – четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения, система замкнутая, артериальная и венозная кровь разделены.

  1.  Мотивация учебной деятельности.

В древности считали, что у человека две самостоятельные кровеносные системы. Почему возникло такое ошибочное представление о кровообращении человека? (Сообщение учащегося на тему «История исследования кровообращения»).

  1.  Восприятие и усвоение учебного материала.

Вопрос 1: Большой и малый круги кровообращения.

  1.  Самостоятельная работа с учебником в группах по плану:
  2.  начало круга кровообращения

2) направление движения

3) как меняется состав крови

4) значение большого и малого кругов кровообращения

1 группа – большой круг кровообращения

2 группа – малый круг кровообращения

  1.  Проверка усвоения нового материала (Упражнение «Немой рисунок»):

Первый учащийся первой группы выполняет рисунок большого круга кровообращения на доске. Второй – наносит обозначения. Третий – озвучивает. Четвёртый – анализирует работу всей группы. Вторая группа дополняет схему на доске малым кругом кровообращения и выполняет задание аналогично первой группе.

  1.  Экспресс – закрепление изученного материала (Биологический диктант «Вставь пропущенное слово» с последующей взаимопроверкой в парах).

Учащимся предлагаются карточки со следующим текстом:

Большой круг кровообращения начинается в _____________ и завершается в ___________. Кровь из ___________ становится  ___________. Самая большая артерия называется _____________. Вены, по которым кровь возвращается в правое предсердие, называется ____________. Малый круг кровообращения начинается в_____________ и завершается в ____________. Кровь из ___________ становится  ___________. В лёгочных артериях течёт _____________ кровь,  в лёгочных венах течёт ____________ кровь. Сосуды, обеспечивающие обмен веществ называются ______________.

Вопрос 2: Кровоснабжение органов и тканей.

Эвристическая беседа:

  1.  Какие преимущества даёт четырёхкамерное сердце?
  2.  Зависит ли кровообращение от нашего сознания?
  3.  От каких факторов зависит кровоснабжение органов и тканей?
  4.  Имеет ли сердце собственное кровоснабжение?
  5.  Какое влияние на кровообращение оказывают вредные привычки?

Формулирование общего вывода по вопросу:

Четырёхкамерное сердце обеспечивает постоянную температуру тела. Кровообращение осуществляет транспорт веществ, поддерживает гомеостаз, происходит автономно, независимо от нашего сознания. Кровоснабжение органов и тканей зависит от положения тела, от рода физической и умственной деятельности, от температуры окружающей среды и состояния здоровья. Сердце имеет собственное кровоснабжение, которое, в первую очередь, реагирует на негативные факторы, включая злоупотребление  алкоголем и табакокурение.

Вопрос 3: Сердечнососудистые заболевания - болезни цивилизации

Приём «Сбрось в корзину».

Учащиеся на заранее подготовленном плакате записывают цветными маркерами известные им названия болезней сердечнососудистой системы.

Синим – врождённые заболевания;

Красным – последствия вредных привычек;

Зелёным – профессиональные;

Оранжевым – результат стрессов.

По результатам упражнения учащиеся формулируют правила профилактики сердечнососудистых заболеваний.

  1.  Осмысление объективных связей и обобщение знаний
  2.  Приём «Точка зрения»: учащиеся объединяются в четыре группы, каждая из них получает карточку с вопросом. После обсуждения группа выделяет делегата, который защитит точку зрения всей группы.

Карточки с вопросами:

Карточка №1: Каких людей можно считать «биологическим барометром»?

Карточка №2: Влияют ли на кровообращение человека климатические условия и рельеф?

Карточка №3: Есть ли преимущество у белого медведя перед эскимосами Аляски?

Карточка №4: Почему у некоторых людей холодные конечности?

  1.  Упражнение «Свободное письмо»: учащиеся получают задание написать письмо, начинающееся с фразы: «Кровообращение можно сравнить с речной системой…».
  2.  Игра «Ассоциации»: учащимся предлагается плакат, на котором изображено сердце на ладонях. Учащиеся делятся своими ассоциациями.

  1.  Домашнее задание:
  2.  Прочитать соответствующий параграф учебника.
  3.  Практическая работа: подсчёт частоты пульса в разных положениях тела, до и после физических упражнений.
  4.  Для желающих: подготовить сообщение об известных врачах-кардиологах


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39722. Принципы сегментирования 21.29 KB
  Любую из этих переменных можно использовать в качестве сегментирования рынка.Географический принцип он предполагает разбивку рынка на различные географические единицы: государства страны регионы области города территории округа районы.Демографический принцип заключается в разбивке рынка на группы на основе демографических переменных таких как пол возраст семья уровень дохода род занятий образование религиозные убеждения и национальность.
39723. Оценка и выбор целевых рынков 22.13 KB
  При оценивании различных сегментов рынка компания должна учитывать два момента: привлекательность сегмента и возможности компании в отношении этого сегмента. Прежде чем выходить на какойнибудь сегмент рынка компания должна внимательно оценить свои текущие позиции на этом рынке. Малая доля рынка принадлежащая компании свидетельствует о слабости ее позиций.
39725. Модель покупательского поведения и факторы, влияющие на покупательское поведение 15.44 KB
  Культурные факторы определяют основные запросы и поведение потребителя. Социальные факторы также влияют на покупательское поведение. Психологические факторы: мотивация восприятие усвоение мнения и взгляды.
39727. Основные типы покупательского поведения 16.51 KB
  Сложное покупательское поведение Сложным покупательским поведением назвается поведение когда при высокой степени вовлеченности потребителя он очень долго и тщательно принимает решение о покупке что свящано с большими различиями между марками товара. Это поведение наблюдается при покупке дорогих товаров компьютер автомобиль другая дорогая и необходимая техника. Неуверенное покупательское поведение Неуверенным покупательским поведением называется поведение покупателя в тех ситуациях когда покупка связана с финансовым риском разница между...