53884

Кровообращение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. Приём Мозговой штурм Что такое кровообращение Какие органы входят в систему кровообращения Какие кровеносные сосуды вы знаете Какие сосуды называются артериями Какие сосуды называются венами Какие сосуды называются капиллярами Какая бывает кровь В чём отличие 2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. Приём Экскурсия по страницам зоологии у рыб – двухкамерное сердце один круг кровообращения система замкнутая кровь смешанная; у...

Русский

2014-03-04

45.5 KB

2 чел.

УРОК БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

Тема: Кровообращение.

Цель урока:

  1.  на основе имеющихся знаний учащихся о кровообращении позвоночных животных  сформировать знания о кровообращении человек и  выполняемых им функций;
  2.  развивать логическое мышление;
  3.  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: таблица «Кровообращение человека», таблица «Кровообращение позвоночных животных», учебник биологии, портреты учёных (Аристотель, Гиппократ, Уильям Гарвей, Марчело Мальпиги).

Форма урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1.  Организационный момент – постановка цели урока.

  1.  Актуализация опорных знаний.
  2.  Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. (Приём «Мозговой штурм»)
  3.  Что такое кровообращение?
  4.  Какие органы входят в систему кровообращения?
  5.  Какие кровеносные сосуды вы знаете?
  6.  Какие сосуды называются артериями?
  7.  Какие сосуды называются венами?
  8.  Какие сосуды называются капиллярами?
  9.  Какая бывает кровь? В чём отличие?

2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. (Приём «Экскурсия по страницам зоологии»)

  1.  у рыб – двухкамерное сердце, один круг кровообращения, система замкнутая, кровь смешанная;
  2.  у земноводных – трёхкамерное сердце, два круга кровообращения, система замкнутая, кровь смешанная;
  3.  у пресмыкающихся – трёхкамерное сердце с частичной перегородкой в желудочке, у крокодилов и морских черепах – четырёхкамерное сердце, система замкнутая, два круга кровообращения, частично смешанная кровь;
  4.  у птиц и млекопитающих – четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения, система замкнутая, артериальная и венозная кровь разделены.

  1.  Мотивация учебной деятельности.

В древности считали, что у человека две самостоятельные кровеносные системы. Почему возникло такое ошибочное представление о кровообращении человека? (Сообщение учащегося на тему «История исследования кровообращения»).

  1.  Восприятие и усвоение учебного материала.

Вопрос 1: Большой и малый круги кровообращения.

  1.  Самостоятельная работа с учебником в группах по плану:
  2.  начало круга кровообращения

2) направление движения

3) как меняется состав крови

4) значение большого и малого кругов кровообращения

1 группа – большой круг кровообращения

2 группа – малый круг кровообращения

  1.  Проверка усвоения нового материала (Упражнение «Немой рисунок»):

Первый учащийся первой группы выполняет рисунок большого круга кровообращения на доске. Второй – наносит обозначения. Третий – озвучивает. Четвёртый – анализирует работу всей группы. Вторая группа дополняет схему на доске малым кругом кровообращения и выполняет задание аналогично первой группе.

  1.  Экспресс – закрепление изученного материала (Биологический диктант «Вставь пропущенное слово» с последующей взаимопроверкой в парах).

Учащимся предлагаются карточки со следующим текстом:

Большой круг кровообращения начинается в _____________ и завершается в ___________. Кровь из ___________ становится  ___________. Самая большая артерия называется _____________. Вены, по которым кровь возвращается в правое предсердие, называется ____________. Малый круг кровообращения начинается в_____________ и завершается в ____________. Кровь из ___________ становится  ___________. В лёгочных артериях течёт _____________ кровь,  в лёгочных венах течёт ____________ кровь. Сосуды, обеспечивающие обмен веществ называются ______________.

Вопрос 2: Кровоснабжение органов и тканей.

Эвристическая беседа:

  1.  Какие преимущества даёт четырёхкамерное сердце?
  2.  Зависит ли кровообращение от нашего сознания?
  3.  От каких факторов зависит кровоснабжение органов и тканей?
  4.  Имеет ли сердце собственное кровоснабжение?
  5.  Какое влияние на кровообращение оказывают вредные привычки?

Формулирование общего вывода по вопросу:

Четырёхкамерное сердце обеспечивает постоянную температуру тела. Кровообращение осуществляет транспорт веществ, поддерживает гомеостаз, происходит автономно, независимо от нашего сознания. Кровоснабжение органов и тканей зависит от положения тела, от рода физической и умственной деятельности, от температуры окружающей среды и состояния здоровья. Сердце имеет собственное кровоснабжение, которое, в первую очередь, реагирует на негативные факторы, включая злоупотребление  алкоголем и табакокурение.

Вопрос 3: Сердечнососудистые заболевания - болезни цивилизации

Приём «Сбрось в корзину».

Учащиеся на заранее подготовленном плакате записывают цветными маркерами известные им названия болезней сердечнососудистой системы.

Синим – врождённые заболевания;

Красным – последствия вредных привычек;

Зелёным – профессиональные;

Оранжевым – результат стрессов.

По результатам упражнения учащиеся формулируют правила профилактики сердечнососудистых заболеваний.

  1.  Осмысление объективных связей и обобщение знаний
  2.  Приём «Точка зрения»: учащиеся объединяются в четыре группы, каждая из них получает карточку с вопросом. После обсуждения группа выделяет делегата, который защитит точку зрения всей группы.

Карточки с вопросами:

Карточка №1: Каких людей можно считать «биологическим барометром»?

Карточка №2: Влияют ли на кровообращение человека климатические условия и рельеф?

Карточка №3: Есть ли преимущество у белого медведя перед эскимосами Аляски?

Карточка №4: Почему у некоторых людей холодные конечности?

  1.  Упражнение «Свободное письмо»: учащиеся получают задание написать письмо, начинающееся с фразы: «Кровообращение можно сравнить с речной системой…».
  2.  Игра «Ассоциации»: учащимся предлагается плакат, на котором изображено сердце на ладонях. Учащиеся делятся своими ассоциациями.

  1.  Домашнее задание:
  2.  Прочитать соответствующий параграф учебника.
  3.  Практическая работа: подсчёт частоты пульса в разных положениях тела, до и после физических упражнений.
  4.  Для желающих: подготовить сообщение об известных врачах-кардиологах


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85169. Политический кризис и разделы Речи Посполитой. Включение белорусских земель в состав Российской империи 29.27 KB
  При поддержке России победу одержал Станислав Август Понятовский. 1ый раздел произошёл в 1772 К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру 1788г. 2ой раздел 23 января 1793 К России отошли Центральная Белоруссия с Минском Правобережная Украина часть шляхта приняло участие в восстании под руководством Костюшко – попытка сохранить независимость РП. 3ий раздел 24 октября 1795 К России отошли Литва Западная Белоруссия Волынь Курляндия; Поляки утратили свою государственность.
85170. Культура и этническая структура белорусских земель в составе Речи Посполитой 28.63 KB
  традиции эпохи Просвещения стали оказывать существенное влияние на повседневную жизнь белорусского общества это было связано с переменами в системе образования расширено преподавания современных языков и естествознания. Влияние эпохи Просвещения ощущалось и в театральной жизни страны. Барокко и рококо под влиянием Просвещения стали постепенно уступать место классицизму основанному на традициях античности и Ренессанса.
85171. Политика российского самодержавия и общественно-политические движения в Беларуси (конец XVIII - первая половина XIX в.) 33.21 KB
  После присоединения Беларуси к РИ правительство провело ряд мер по закреплению своего влияния на присоединённые земли. В Беларуси были созданы губернии: Белорусская Минская и Литовская. Господствующее положение в Беларуси заняла православная церковь у которой оказывалась полная государственная поддержка.
85172. Социально-экономическое развитие белорусских земель в условиях кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIX в.) 28.12 KB
  В условиях разложения феодальнокрепостнической системы царское правительство пошло на экономические реформы с целью приспособления существующей системы хозяйственных отношений к нуждам рынка а также повышения государственных доходов. Реформа была проведена только среди государственных крестьян. Она предусматривала: проведение подробного описания всех государственных имений и строгое определение повинностей государственных крестьян в зависимости от их хозяйственного положения прекращение сдачи государственных земель в аренду; ликвидацию...
85173. Культура Беларуси в первой половине XIX в.) 27.14 KB
  Беларусь имела автономия в плане культурного развития. Отчётливо это проявилось в системе образования. 1803г – создан Виленский учебный округ, в состав кот входили школы Беларуси, Литвы, Украины.
85174. Буржуазные реформы 1860-1880 гг. в Российской империи и особенности их проведения в белорусских губерниях 29.45 KB
  Крестьяне получали гражданские права могли заниматься промыслами торговать приобретать имущество поступать на учебу и на службу; помещики не могли продавать и судить крестьян. Однако крестьяне не сразу становились лично свободными. Помещики признавались собственниками всей земли которая принадлежала им до реформы а крестьяне получали небольшие наделы в пользование которые должны были выкупить на протяжении 9 лет. Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки.
85175. Восстание 1863-1864 гг. и его итоги 28.15 KB
  Белые рассчитывали этого путем переговоров с царем с помощью Франции других стран Запада а красные опирались на восстание населения на свои силы.Калиновский который готовил восстание издавал газету Мужицкая правда боролся за свободу народа. Восстание началось зимой 1863 Для руководства восстанием были созданы руководящие органы: Центральный нац.Калиновский возглавил восстание в Гродненской губернии.
85176. Развитие капитализма в Беларуси в 1860 - 1890-е годах 29.42 KB
  Ускорили развитие капиталистических отношений в эк. Сохранилась сельская община чересполосица что сдерживало развитие с х. Быстрое развитие всех форм хозяйствования и в первую очередь укрупнение промышленного прова потребовало создания кредитной системы.
85177. Общественно-политическое движение в белорусских губерниях в 1860-е гг. - начале XX века 27.66 KB
  Во второй половине XIX века в общественнополитическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословияразночинцы получившие название народников. С возникновением в Петербурге организации Земля и воля 1876 народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа Гомон. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации.