53884

Кровообращение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. Приём Мозговой штурм Что такое кровообращение Какие органы входят в систему кровообращения Какие кровеносные сосуды вы знаете Какие сосуды называются артериями Какие сосуды называются венами Какие сосуды называются капиллярами Какая бывает кровь В чём отличие 2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. Приём Экскурсия по страницам зоологии у рыб – двухкамерное сердце один круг кровообращения система замкнутая кровь смешанная; у...

Русский

2014-03-04

45.5 KB

2 чел.

УРОК БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

Тема: Кровообращение.

Цель урока:

  1.  на основе имеющихся знаний учащихся о кровообращении позвоночных животных  сформировать знания о кровообращении человек и  выполняемых им функций;
  2.  развивать логическое мышление;
  3.  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: таблица «Кровообращение человека», таблица «Кровообращение позвоночных животных», учебник биологии, портреты учёных (Аристотель, Гиппократ, Уильям Гарвей, Марчело Мальпиги).

Форма урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1.  Организационный момент – постановка цели урока.

  1.  Актуализация опорных знаний.
  2.  Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. (Приём «Мозговой штурм»)
  3.  Что такое кровообращение?
  4.  Какие органы входят в систему кровообращения?
  5.  Какие кровеносные сосуды вы знаете?
  6.  Какие сосуды называются артериями?
  7.  Какие сосуды называются венами?
  8.  Какие сосуды называются капиллярами?
  9.  Какая бывает кровь? В чём отличие?

2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. (Приём «Экскурсия по страницам зоологии»)

  1.  у рыб – двухкамерное сердце, один круг кровообращения, система замкнутая, кровь смешанная;
  2.  у земноводных – трёхкамерное сердце, два круга кровообращения, система замкнутая, кровь смешанная;
  3.  у пресмыкающихся – трёхкамерное сердце с частичной перегородкой в желудочке, у крокодилов и морских черепах – четырёхкамерное сердце, система замкнутая, два круга кровообращения, частично смешанная кровь;
  4.  у птиц и млекопитающих – четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения, система замкнутая, артериальная и венозная кровь разделены.

  1.  Мотивация учебной деятельности.

В древности считали, что у человека две самостоятельные кровеносные системы. Почему возникло такое ошибочное представление о кровообращении человека? (Сообщение учащегося на тему «История исследования кровообращения»).

  1.  Восприятие и усвоение учебного материала.

Вопрос 1: Большой и малый круги кровообращения.

  1.  Самостоятельная работа с учебником в группах по плану:
  2.  начало круга кровообращения

2) направление движения

3) как меняется состав крови

4) значение большого и малого кругов кровообращения

1 группа – большой круг кровообращения

2 группа – малый круг кровообращения

  1.  Проверка усвоения нового материала (Упражнение «Немой рисунок»):

Первый учащийся первой группы выполняет рисунок большого круга кровообращения на доске. Второй – наносит обозначения. Третий – озвучивает. Четвёртый – анализирует работу всей группы. Вторая группа дополняет схему на доске малым кругом кровообращения и выполняет задание аналогично первой группе.

  1.  Экспресс – закрепление изученного материала (Биологический диктант «Вставь пропущенное слово» с последующей взаимопроверкой в парах).

Учащимся предлагаются карточки со следующим текстом:

Большой круг кровообращения начинается в _____________ и завершается в ___________. Кровь из ___________ становится  ___________. Самая большая артерия называется _____________. Вены, по которым кровь возвращается в правое предсердие, называется ____________. Малый круг кровообращения начинается в_____________ и завершается в ____________. Кровь из ___________ становится  ___________. В лёгочных артериях течёт _____________ кровь,  в лёгочных венах течёт ____________ кровь. Сосуды, обеспечивающие обмен веществ называются ______________.

Вопрос 2: Кровоснабжение органов и тканей.

Эвристическая беседа:

  1.  Какие преимущества даёт четырёхкамерное сердце?
  2.  Зависит ли кровообращение от нашего сознания?
  3.  От каких факторов зависит кровоснабжение органов и тканей?
  4.  Имеет ли сердце собственное кровоснабжение?
  5.  Какое влияние на кровообращение оказывают вредные привычки?

Формулирование общего вывода по вопросу:

Четырёхкамерное сердце обеспечивает постоянную температуру тела. Кровообращение осуществляет транспорт веществ, поддерживает гомеостаз, происходит автономно, независимо от нашего сознания. Кровоснабжение органов и тканей зависит от положения тела, от рода физической и умственной деятельности, от температуры окружающей среды и состояния здоровья. Сердце имеет собственное кровоснабжение, которое, в первую очередь, реагирует на негативные факторы, включая злоупотребление  алкоголем и табакокурение.

Вопрос 3: Сердечнососудистые заболевания - болезни цивилизации

Приём «Сбрось в корзину».

Учащиеся на заранее подготовленном плакате записывают цветными маркерами известные им названия болезней сердечнососудистой системы.

Синим – врождённые заболевания;

Красным – последствия вредных привычек;

Зелёным – профессиональные;

Оранжевым – результат стрессов.

По результатам упражнения учащиеся формулируют правила профилактики сердечнососудистых заболеваний.

  1.  Осмысление объективных связей и обобщение знаний
  2.  Приём «Точка зрения»: учащиеся объединяются в четыре группы, каждая из них получает карточку с вопросом. После обсуждения группа выделяет делегата, который защитит точку зрения всей группы.

Карточки с вопросами:

Карточка №1: Каких людей можно считать «биологическим барометром»?

Карточка №2: Влияют ли на кровообращение человека климатические условия и рельеф?

Карточка №3: Есть ли преимущество у белого медведя перед эскимосами Аляски?

Карточка №4: Почему у некоторых людей холодные конечности?

  1.  Упражнение «Свободное письмо»: учащиеся получают задание написать письмо, начинающееся с фразы: «Кровообращение можно сравнить с речной системой…».
  2.  Игра «Ассоциации»: учащимся предлагается плакат, на котором изображено сердце на ладонях. Учащиеся делятся своими ассоциациями.

  1.  Домашнее задание:
  2.  Прочитать соответствующий параграф учебника.
  3.  Практическая работа: подсчёт частоты пульса в разных положениях тела, до и после физических упражнений.
  4.  Для желающих: подготовить сообщение об известных врачах-кардиологах


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41033. Суб’єкти міжнародного права 80.5 KB
  Держава як основний суб’єкт міжнародного права. Україна як суб’єкт міжнародного права. Правосуб’єктність вторинних суб’єктів міжнародного права: а націй і народів що борються за свою незалежність; б міжнародних організацій; в державоподібних утворень; г фізичних осіб; д транснаціональних компаній.
41034. Теоретичні основи дослідження національної культури 149.5 KB
  Теоретичні основи дослідження національної культури Поняття культури та її структури Культурологія як наукова дисципліна Становлення української культурологічної думки. З точки зору історії культури якій власне і присвячено цей посібник поняття культура†використовують при характеристиці історичних епох середньовічна культура чи пам'яток археологічна культура характеристиці суспільств та регіонів європейська культура характеристиці народів кожен з яких створює неповторний культурний простір українська культура....
41035. Надзвичайні ситуації мирного й воєнного часів, їхній вплив на життєдіяльність населення України 34.5 KB
  Запобігання надзвичайним ситуаціям природного і техногенного характеру ліквідація їх наслідків максимальне зниження масштабів втрат та збитків перетворилося на загальнодержавну проблему і одне з найважливіших завдань органів виконавчої влади і управління всіх рівнів.1 Класифікація надзвичайних ситуацій Відповідно до характеру походження подій що можуть зумовити виникнення НС на території України розподіляються: надзвичайна ситуація НС порушення нормальних умов життя і діяльності людей на об’єкті або території спричинене аварією...
41036. Структура національної культури. Українська культура як цілісна система 71 KB
  Структура національної культури. Українська культура як цілісна система Структура національної культури Українська культура як цілісна система Характерні риси сучасної світової культури 1. Проблема систематизації культури і розкриття її структури є досить складною. На цій підставі в культурі правомірно виділяти світову і національну культури.
41037. Джерела української культури 62.5 KB
  Протослов'янське населення території давньої України 2. Територія заселена трипільцями пролягала від Словаччини та Румунії до Слобідської України від Чернігова до Чорного моря. Тут жили зокрема пращури слов'ян – місцеві землеробські племена. Питання походження східних слов'ян і на сьогодні є недостатньо вивченим.
41038. Культура Київської Русі: християнське підґрунтя української культури 66 KB
  Культура Київської Русі: християнське підґрунтя української культури План: 1. Християнізація Русі як чинник нових культурних зрушень 2. Мистецтво Київської Русі як утілення світогляду релігійної та естетичної свідомості. Культура Київської Русі – видатне явище світової середньовічної культури.
41039. Духовна культура українського народу ХІV – першої половини XVІІ століття 62 KB
  Розєднаність українських земель відсутність єдиного політичного центру спустошливі турецькотатарські набіги іноземний гніт спричинили складні процеси в розвитку української культури XIV– XVI ст. Довгий час православна церква залишалася для українського населення єдиним осередком національної самобутності духовності й культури. Складна соціальнополітична ситуація що склалася в польськолитовську добу в Україні істотно позначилася на розвитку української культури. Вказані особливості притаманні усім сферам української культури періоду...
41040. Українська культура козацької доби 60 KB
  Українська культура козацької доби Нові процеси у духовному житті Наука і освіта козацької доби Специфіка національного варіанту бароко Еволюція образотворчого мистецтва Барокова архітектура Саме козацькі часи в історії України називають добою Бароко маючи на увазі не лише мистецький стиль а значно ширше духовне поняття: світовідчуття. Українське Бароко виявилося співзвучним історичному часові що переживав народ і тому так повно виразило і його філософію і психологію й естетику. Більш того національний варіант бароко в...
41041. Українське національно-культурне відродження ХІХ – початку ХХ ст 86.5 KB
  У цей час з’являються праці у галузі української історії філософії етнографії літератури. висловив один з представників нової української історіографії І. швидко зростала і які стали носіями української національної ідеї у Західній Україні. Воно стало носієм української національної ідеї у Західній Україні.