53884

Кровообращение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. Приём Мозговой штурм Что такое кровообращение Какие органы входят в систему кровообращения Какие кровеносные сосуды вы знаете Какие сосуды называются артериями Какие сосуды называются венами Какие сосуды называются капиллярами Какая бывает кровь В чём отличие 2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. Приём Экскурсия по страницам зоологии у рыб двухкамерное сердце один круг кровообращения система замкнутая кровь смешанная; у...

Русский

2014-03-04

45.5 KB

2 чел.

УРОК БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

Тема: Кровообращение.

Цель урока:

  1.  на основе имеющихся знаний учащихся о кровообращении позвоночных животных  сформировать знания о кровообращении человек и  выполняемых им функций;
  2.  развивать логическое мышление;
  3.  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: таблица «Кровообращение человека», таблица «Кровообращение позвоночных животных», учебник биологии, портреты учёных (Аристотель, Гиппократ, Уильям Гарвей, Марчело Мальпиги).

Форма урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1.  Организационный момент – постановка цели урока.

  1.  Актуализация опорных знаний.
  2.  Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. (Приём «Мозговой штурм»)
  3.  Что такое кровообращение?
  4.  Какие органы входят в систему кровообращения?
  5.  Какие кровеносные сосуды вы знаете?
  6.  Какие сосуды называются артериями?
  7.  Какие сосуды называются венами?
  8.  Какие сосуды называются капиллярами?
  9.  Какая бывает кровь? В чём отличие?

2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. (Приём «Экскурсия по страницам зоологии»)

  1.  у рыб – двухкамерное сердце, один круг кровообращения, система замкнутая, кровь смешанная;
  2.  у земноводных – трёхкамерное сердце, два круга кровообращения, система замкнутая, кровь смешанная;
  3.  у пресмыкающихся – трёхкамерное сердце с частичной перегородкой в желудочке, у крокодилов и морских черепах – четырёхкамерное сердце, система замкнутая, два круга кровообращения, частично смешанная кровь;
  4.  у птиц и млекопитающих – четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения, система замкнутая, артериальная и венозная кровь разделены.

  1.  Мотивация учебной деятельности.

В древности считали, что у человека две самостоятельные кровеносные системы. Почему возникло такое ошибочное представление о кровообращении человека? (Сообщение учащегося на тему «История исследования кровообращения»).

  1.  Восприятие и усвоение учебного материала.

Вопрос 1: Большой и малый круги кровообращения.

  1.  Самостоятельная работа с учебником в группах по плану:
  2.  начало круга кровообращения

2) направление движения

3) как меняется состав крови

4) значение большого и малого кругов кровообращения

1 группа – большой круг кровообращения

2 группа – малый круг кровообращения

  1.  Проверка усвоения нового материала (Упражнение «Немой рисунок»):

Первый учащийся первой группы выполняет рисунок большого круга кровообращения на доске. Второй – наносит обозначения. Третий – озвучивает. Четвёртый – анализирует работу всей группы. Вторая группа дополняет схему на доске малым кругом кровообращения и выполняет задание аналогично первой группе.

  1.  Экспресс – закрепление изученного материала (Биологический диктант «Вставь пропущенное слово» с последующей взаимопроверкой в парах).

Учащимся предлагаются карточки со следующим текстом:

Большой круг кровообращения начинается в _____________ и завершается в ___________. Кровь из ___________ становится  ___________. Самая большая артерия называется _____________. Вены, по которым кровь возвращается в правое предсердие, называется ____________. Малый круг кровообращения начинается в_____________ и завершается в ____________. Кровь из ___________ становится  ___________. В лёгочных артериях течёт _____________ кровь,  в лёгочных венах течёт ____________ кровь. Сосуды, обеспечивающие обмен веществ называются ______________.

Вопрос 2: Кровоснабжение органов и тканей.

Эвристическая беседа:

  1.  Какие преимущества даёт четырёхкамерное сердце?
  2.  Зависит ли кровообращение от нашего сознания?
  3.  От каких факторов зависит кровоснабжение органов и тканей?
  4.  Имеет ли сердце собственное кровоснабжение?
  5.  Какое влияние на кровообращение оказывают вредные привычки?

Формулирование общего вывода по вопросу:

Четырёхкамерное сердце обеспечивает постоянную температуру тела. Кровообращение осуществляет транспорт веществ, поддерживает гомеостаз, происходит автономно, независимо от нашего сознания. Кровоснабжение органов и тканей зависит от положения тела, от рода физической и умственной деятельности, от температуры окружающей среды и состояния здоровья. Сердце имеет собственное кровоснабжение, которое, в первую очередь, реагирует на негативные факторы, включая злоупотребление  алкоголем и табакокурение.

Вопрос 3: Сердечнососудистые заболевания - болезни цивилизации

Приём «Сбрось в корзину».

Учащиеся на заранее подготовленном плакате записывают цветными маркерами известные им названия болезней сердечнососудистой системы.

Синим – врождённые заболевания;

Красным – последствия вредных привычек;

Зелёным – профессиональные;

Оранжевым – результат стрессов.

По результатам упражнения учащиеся формулируют правила профилактики сердечнососудистых заболеваний.

  1.  Осмысление объективных связей и обобщение знаний
  2.  Приём «Точка зрения»: учащиеся объединяются в четыре группы, каждая из них получает карточку с вопросом. После обсуждения группа выделяет делегата, который защитит точку зрения всей группы.

Карточки с вопросами:

Карточка №1: Каких людей можно считать «биологическим барометром»?

Карточка №2: Влияют ли на кровообращение человека климатические условия и рельеф?

Карточка №3: Есть ли преимущество у белого медведя перед эскимосами Аляски?

Карточка №4: Почему у некоторых людей холодные конечности?

  1.  Упражнение «Свободное письмо»: учащиеся получают задание написать письмо, начинающееся с фразы: «Кровообращение можно сравнить с речной системой…».
  2.  Игра «Ассоциации»: учащимся предлагается плакат, на котором изображено сердце на ладонях. Учащиеся делятся своими ассоциациями.

  1.  Домашнее задание:
  2.  Прочитать соответствующий параграф учебника.
  3.  Практическая работа: подсчёт частоты пульса в разных положениях тела, до и после физических упражнений.
  4.  Для желающих: подготовить сообщение об известных врачах-кардиологах


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59027. Література ХХ століття. Р. Кіплінг 48 KB
  Мета практична: повторити біографію Р. Кіплінга; ознайомити учнів з особливостями індуїзму, проаналізувати вплив вірувань індійців на творчість Р. Кіплінга, спонукати учнів до нового осмислення Мауглі...
59029. Листок - орган фотосинтезу 51 KB
  Мета: розширити і поглибити знання учнів про фотосинтез; зясувати особливості будови листка в звязку з його функціями; формувати вміння встановлювати взаємозвязок між будовою листка і його функціями; вміння працювати з мікроскопом; розкрити значення фотосинтезу в природі і житті людини...
59030. Лицар в іржавих обладунках. Роман Сервантеса Премудрий ідальго Дон Кіхот з Ламанчі 78 KB
  Можна спитати в учнів які лицарські романи знаходились в бібліотеці Дон Кіхота про це вони повинні були прочитати вдома у розділі VI першої частини. Назва роману Сервантеса та імя головного героя Коли взимку 1605 року у книжкових лавках Мадрида...
59031. Позакласна робота з математики. Логічні задачі 48 KB
  Завжди робіть таблицю, у ній ви зможете враховувати всі ймовірні варіанти. Уважно читайте кожне твердження. По-справжньому уважно. Звичайно кожне твердження містить щось таке, що дозволить вам спростувати хоча б один із варіантів.
59032. Матеріали до вивчення творів Ернеста Хемінгуея (1899-1961). Людина не для того створена, щоб терпіти поразки 40.5 KB
  Старий рибалка Сантьяго спіймав велику рибину але додому привіз тільки хребет бо рибу зїли акули. Чому хлопець пішов від Сантьяго Звелів тато. Який звичай був у Сантьяго Базікати в морі самим з собою. Яка єдина зброя є у Сантьяго Воля і розум.
59033. М. Метерлінк. Синій птах - лірична оповідь про пошуки щастя 38 KB
  Мета: проаналізувати філософські роздуми автора про велич навколишнього світу в якому живе людина про бажання пізнати таємниці речей і щастя постановку ним питань загальнолюдської моралі; донести учням гуманізм письменника...
59034. Мій рідний край у думах та піснях 60 KB
  Українська мова дуже багата на казки та пісні але найхарактернішими для творчості цього народу є дума епічна поема. І над чим він тяжко в пісні плаче Що він знає а не знаєм ми. Що ж можуть розповісти дослідникові Одещини українські народні пісні та думки Багато аби ми хотіли в ті пісні вслухатися або вчитатися.
59035. Містер початкових класів. Струнко дуть солдати 29.5 KB
  Привітання учасників 10 балів 2.Кожен отримує ту кількість балів скільки разів відіжметься 4. Найбільша кількість балів 5. Перший хто склав отримує 8 балів.