53884

Кровообращение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. Приём Мозговой штурм Что такое кровообращение Какие органы входят в систему кровообращения Какие кровеносные сосуды вы знаете Какие сосуды называются артериями Какие сосуды называются венами Какие сосуды называются капиллярами Какая бывает кровь В чём отличие 2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. Приём Экскурсия по страницам зоологии у рыб – двухкамерное сердце один круг кровообращения система замкнутая кровь смешанная; у...

Русский

2014-03-04

45.5 KB

2 чел.

УРОК БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

Тема: Кровообращение.

Цель урока:

  1.  на основе имеющихся знаний учащихся о кровообращении позвоночных животных  сформировать знания о кровообращении человек и  выполняемых им функций;
  2.  развивать логическое мышление;
  3.  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: таблица «Кровообращение человека», таблица «Кровообращение позвоночных животных», учебник биологии, портреты учёных (Аристотель, Гиппократ, Уильям Гарвей, Марчело Мальпиги).

Форма урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1.  Организационный момент – постановка цели урока.

  1.  Актуализация опорных знаний.
  2.  Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. (Приём «Мозговой штурм»)
  3.  Что такое кровообращение?
  4.  Какие органы входят в систему кровообращения?
  5.  Какие кровеносные сосуды вы знаете?
  6.  Какие сосуды называются артериями?
  7.  Какие сосуды называются венами?
  8.  Какие сосуды называются капиллярами?
  9.  Какая бывает кровь? В чём отличие?

2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. (Приём «Экскурсия по страницам зоологии»)

  1.  у рыб – двухкамерное сердце, один круг кровообращения, система замкнутая, кровь смешанная;
  2.  у земноводных – трёхкамерное сердце, два круга кровообращения, система замкнутая, кровь смешанная;
  3.  у пресмыкающихся – трёхкамерное сердце с частичной перегородкой в желудочке, у крокодилов и морских черепах – четырёхкамерное сердце, система замкнутая, два круга кровообращения, частично смешанная кровь;
  4.  у птиц и млекопитающих – четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения, система замкнутая, артериальная и венозная кровь разделены.

  1.  Мотивация учебной деятельности.

В древности считали, что у человека две самостоятельные кровеносные системы. Почему возникло такое ошибочное представление о кровообращении человека? (Сообщение учащегося на тему «История исследования кровообращения»).

  1.  Восприятие и усвоение учебного материала.

Вопрос 1: Большой и малый круги кровообращения.

  1.  Самостоятельная работа с учебником в группах по плану:
  2.  начало круга кровообращения

2) направление движения

3) как меняется состав крови

4) значение большого и малого кругов кровообращения

1 группа – большой круг кровообращения

2 группа – малый круг кровообращения

  1.  Проверка усвоения нового материала (Упражнение «Немой рисунок»):

Первый учащийся первой группы выполняет рисунок большого круга кровообращения на доске. Второй – наносит обозначения. Третий – озвучивает. Четвёртый – анализирует работу всей группы. Вторая группа дополняет схему на доске малым кругом кровообращения и выполняет задание аналогично первой группе.

  1.  Экспресс – закрепление изученного материала (Биологический диктант «Вставь пропущенное слово» с последующей взаимопроверкой в парах).

Учащимся предлагаются карточки со следующим текстом:

Большой круг кровообращения начинается в _____________ и завершается в ___________. Кровь из ___________ становится  ___________. Самая большая артерия называется _____________. Вены, по которым кровь возвращается в правое предсердие, называется ____________. Малый круг кровообращения начинается в_____________ и завершается в ____________. Кровь из ___________ становится  ___________. В лёгочных артериях течёт _____________ кровь,  в лёгочных венах течёт ____________ кровь. Сосуды, обеспечивающие обмен веществ называются ______________.

Вопрос 2: Кровоснабжение органов и тканей.

Эвристическая беседа:

  1.  Какие преимущества даёт четырёхкамерное сердце?
  2.  Зависит ли кровообращение от нашего сознания?
  3.  От каких факторов зависит кровоснабжение органов и тканей?
  4.  Имеет ли сердце собственное кровоснабжение?
  5.  Какое влияние на кровообращение оказывают вредные привычки?

Формулирование общего вывода по вопросу:

Четырёхкамерное сердце обеспечивает постоянную температуру тела. Кровообращение осуществляет транспорт веществ, поддерживает гомеостаз, происходит автономно, независимо от нашего сознания. Кровоснабжение органов и тканей зависит от положения тела, от рода физической и умственной деятельности, от температуры окружающей среды и состояния здоровья. Сердце имеет собственное кровоснабжение, которое, в первую очередь, реагирует на негативные факторы, включая злоупотребление  алкоголем и табакокурение.

Вопрос 3: Сердечнососудистые заболевания - болезни цивилизации

Приём «Сбрось в корзину».

Учащиеся на заранее подготовленном плакате записывают цветными маркерами известные им названия болезней сердечнососудистой системы.

Синим – врождённые заболевания;

Красным – последствия вредных привычек;

Зелёным – профессиональные;

Оранжевым – результат стрессов.

По результатам упражнения учащиеся формулируют правила профилактики сердечнососудистых заболеваний.

  1.  Осмысление объективных связей и обобщение знаний
  2.  Приём «Точка зрения»: учащиеся объединяются в четыре группы, каждая из них получает карточку с вопросом. После обсуждения группа выделяет делегата, который защитит точку зрения всей группы.

Карточки с вопросами:

Карточка №1: Каких людей можно считать «биологическим барометром»?

Карточка №2: Влияют ли на кровообращение человека климатические условия и рельеф?

Карточка №3: Есть ли преимущество у белого медведя перед эскимосами Аляски?

Карточка №4: Почему у некоторых людей холодные конечности?

  1.  Упражнение «Свободное письмо»: учащиеся получают задание написать письмо, начинающееся с фразы: «Кровообращение можно сравнить с речной системой…».
  2.  Игра «Ассоциации»: учащимся предлагается плакат, на котором изображено сердце на ладонях. Учащиеся делятся своими ассоциациями.

  1.  Домашнее задание:
  2.  Прочитать соответствующий параграф учебника.
  3.  Практическая работа: подсчёт частоты пульса в разных положениях тела, до и после физических упражнений.
  4.  Для желающих: подготовить сообщение об известных врачах-кардиологах


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70482. Социализация: Понятие, содержание, механизмы и условия 28 KB
  Социализация человека происходит посредством механизмов социализации способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Содержание социализации определяется с одной стороны всей совокупностью социальных влияний реализующихся через...
70483. Основные проблемы и направления исследований социализации в социальной психологии 42.5 KB
  Прежде чем перейти к краткой характеристике основных теоретических и эмпирических линий социально-психологического анализа процесса социализации заметим что несмотря на известную традиционность данной проблематики последние два десятилетия она...
70484. Проблема социально-психологической периодизации в развитии личности 33.5 KB
  Существует ряд взглядов на периодизацию личностного развития человека. Пиаже фактически отождествлял процесс периодизации развития личности со стадиями интеллектуального развития: сенсомоторного интеллекта до 2 лет; дооперационального мышления от 2 до 7 лет...
70485. Вопросы формирования «Я-концепции» как результата социального развития личности 29 KB
  Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам когда ребенок понимает что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале выделяя себя и другого ребенка...
70486. Содержание социально-психологического развития человека 31 KB
  Необратимость направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса. Необратимость представляет собой отсутствие возможности субъекта развития возвратиться к любому предшествующему состоянию в его первоначальном варианте.
70487. Социальная идентичность личности. Типы идентификации 36.5 KB
  Эриксон выделяет в личности два уровня персональный и социальный и считает социальную идентичность продуктом взаимодействия личности и общества. Поэтому идентичность рассматривается им в двух аспектах: 1 эгоидентичность и 2 собственно социальная идентичность где есть групповая...
70488. Гендерные роли: факторы формирования 35.5 KB
  Психоаналическая теория считает гендерную идентичность результатом психосексуального развития. Теория социального научения и ее разновидность теория моделирования опираясь на бихевиористский принцип обусловливания утверждают что все зависит от родительских моделей которым ребенок...
70489. Проблема регуляции социального поведения личности. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения 36.5 KB
  Данные феномены духовного мира образуют иерархизированную систему вершину которой составляют ориентации на ценности. Социологию же ценности интересуют прежде всего как фактор играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий основополагающий элемент культуры...
70490. Социальная установка: понятие структура и функции формирования социальных установок 44.5 KB
  После открытия феномена аттитюда начался своеобразный бум в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда много противоречивых его определений. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия.