53900

Практический курс по художественному труду «Фантазия и воображение»

Научная статья

Педагогика и дидактика

Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик ученик-ученик а также монологи во время которых дети высказывают оценочные суждения. Возможные материалы для основной работы Упаковочный картон для основы чипсы фирмы Люкс Лейз Гуашь краски тушь цветные карандаши мелки.

Русский

2014-03-04

43.5 KB

1 чел.

Практический курс

по художественному труду

«Фантазия

и воображение»

(Фрагменты)


Общие методические пояснения

Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Практический курс подчеркивает важность увлеченности учителей и школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов.

Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании детям дается возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

Данный курс решает важнейшую проблему духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Эта задача наиболее сложная и требует большого такта от педагога. Задача формирования «зоркости души» ребенка, которая является для учителей основной, также требует индивидуального подхода к конкретному ребенку.


Задачи художественного развития учащихся 1 – 4 классов

  1.  Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве. Дети должны научиться:
  •  Эмоционально откликаться на многообразие красок, форм, материалов в природе.
  •  Образно воспринимать окружающую жизнь, находить в природе темы, сюжеты для изображения и украшения.
  •  Видеть в жизни определенные эмоциональные состояния: спокойное или тревожное, величественное или скромное, веселое или грустное и т.п.
  1.  Формирование художественно-творческой активности личности. Дети должны:
  •  Творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений и украшений, стремиться выражать в работах собственное отношение;
  •  Творчески использовать средства художественного выражения. Прилагать максимум творческих усилий для успешного выполнения работ.
  1.  Формирование художественных знаний, умений и навыков. Дети должны:
  •  Знать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности, и уметь пользоваться доступными (мелки, пластилин, цветная бумага, белая бумага, гуашь, ножницы, клей, природный материал, гипс и т. д.);
  •  Владеть навыком смешения красок, свободно работать кистью, мелками; без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, разминать руками пластилин и пользоваться стеками, обрывать и наклеивать цветную бумагу, создавая аппликации, вырезать, сгибать и подклеивать бумагу, природный материал, получая объемные формы;
  •  Иметь первые представления о передаче пространства на плоскости;
  •  Уметь в доступной форме отражать в изображении и украшении разные стороны жизни (мир растений, животных, людей) и выражать через цвет, форму, линию, композицию различные чувства и мысли. Закреплять умения пользоваться смешением красок, линий, элементами перспективы;
  •  Знать разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция, ритм. Уметь в доступной форме их выразительно использовать;
  •  Владеть начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси); получать при смешении с белой и черной краской «легкие» и «тяжелые» цвета; выразительно использовать теплые и холодные цвета;


Структура занятия

1.   В начале занятия детям предлагается основа и различные  материалы.

2. Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель отвечает на вопросы учащихся.

3. Дети выбирают из предложенных вариантов желаемый и начинают работу.

4. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия.

5. В середине занятия учитель смотрит работу учащихся и дает комментарии, подсказки, советы.

6. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик, ученик-ученик, а также монологи, во время которых дети высказывают оценочные суждения.

7. В конце занятия следуют предварительный просмотр детских работ и внесение последних «штрихов».

8. Демонстрация результатов творчества детей.

9. Просушка работ.

10. Обработка учителем ученических работ. Нанесение рамки опилками.

11. Выставка детских работ.


Возможные материалы для основной работы

  •  Упаковочный картон для основы (чипсы фирмы «Люкс», «Лейз»)
  •  Гуашь, краски, тушь, цветные карандаши, мелки.
  •  Цветная бумага, цветная ксероксная бумага.
  •  Цветной картон.
  •  Клей ПВА, клей «Момент»
  •  Формы для выливания гипса: фабричные, конфетные, песочные, из-под печенья «Бонжур», силиконовые формы для льда, пластиковые детские игрушки.

Возможные материалы для украшения

  •  Упаковочная сетка для цветов, ленты.
  •  Гипсовые фигурки.
  •  Ракушки.
  •  Пластилин.
  •  Бумажная пластика (цветы, бабочки, полоски, рыбки).
  •  Шишки.
  •  Цветные опилки.
  •  Салфетки.
  •  Перья.
  •  Песок.
  •  Пенопласт.
  •  Бисер.
  •  Крупы.
  •  Нарезки от силиконовых трубочек.
  •  Все материалы разложены в коробочках или конфетных баночках.  Предоставляются на каждом занятии.


Практические советы

1. Детям показать основу и спросить, что они смогли в ней увидеть. Подсказки можно давать только в том случае, если дети уже не могут сказать что-то новое.

2. Образцы возможных вариантов не показывать. Дети склонны к копированию, а для нас важно развитие фантазии и воображения.

3. Возможное украшение работы можно оговорить, начиная словами: «В своей работе вы можете использовать…»

4. Гипс лучше вылить заранее. Для этого алебастр или гипс засыпаем в емкость и заливаем водой в расчете 1 к 2(3), т.е. на одну столовую ложку гипса идет 2 или 3 ложки воды (все зависит от качества гипса). Замешивается до состояния жидкой сметаны. Раствор заливается в формы и застывает. Через 20 минут можно вынимать готовое изделие и сушить.

5. Для изделий из теста берем 300 г муки, 300 г соли, 1 столовую ложку растительного масла, 200 г воды. Второй рецепт: 1 столовая ложка муки с горкой, 1 столовая ложка соли, 1 столовая ложка воды, несколько капель растительного масла. Для большего количества теста все компоненты увеличьте в одинаковых пропорциях.

6. Большой популярность у детей пользуются цветные опилки. Для того, чтобы их сделать цветными нужно взять емкость (стакан пластиковый), налить в него до половины воды, развести в ней краску определенного цвета, засыпать опилки так, чтобы не осталось воды, вымешать тщательно и высыпать на плотный картон для просушивания. Обязательно перемешивать по мере высыхания.

7. Для рамок и удаления погрешностей в детской работе использую битые ракушки или опилки. Для этого смешиваю клей ПВА с несколькими капельками воды, чтобы кисточка шла легко по основе. Обвожу вокруг работы по контуру и посыпаю опилками или ракушками. Чтобы убрать с работы лишние опилки, надо по ней легонько стукнуть пальцем, стряхнуть, а затем сдуть опилочную пыль, которая осела на самой работе.

8. Желаю Вам творческих мыслей и удачи!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24342. Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая, классическая и неклассическая 207.5 KB
  В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической неклассической постнекдассической.из чего устроен мир как он движется Появляются также онтологические модели устройства мира в целом. Так в модели мира Анаксимандра в центре мира была Земля в форме цилиндра покрытая водой затем воздух и небесная сфера в форме трех вращающихся огненных колец: солнечного лунного звездного. У Гераклита центр мира тоже Земля а от нее к светилам распространялись...
24343. Признаки постнеклассического этапа развития науки (системные и информационный подход, приципы самоорганизации и универсального эволюционизма) 200.5 KB
  В основе системного подхода как методологии научного познания лежит исследование объекта как системы.Иванов писал что соответственно образуется ветвь онтологических определений системы которые трактуют её как объект реальности наделённый определёнными системными свойствами как целостность обладающую некоторой организующей общностью этого целого. Итак в процессе человеческой деятельности реализация принципа системности может идти по следующим направлениям: Исследуются реально существующие объекты рассматриваемые как системы на...
24344. Этические проблемы науки в конце 20 столетия (общечеловеческая и профессиональная этика, принцип «нейтральности» и ответственности ученого на примере биоэтики – клонирование и трансплантации органов) 175 KB
  197 Этика науки Как отмечалось ранее качественные изменения в развитии человечества в начале XXI века связанные с научнотехническим прогрессом отражаются на жизнедеятельности самого человека и приводят к последствиям глобального характера. Проблема взаимоотношения науки и этики решается в двух тесно связанных между собой аспектах: разработки профессиональной этики ученых и решения учеными вопроса о социальной ответственности научного сообщества за негативные последствия применения результатов научных исследований в практике....
24345. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма. Учение о ноосфере 113.5 KB
  Что касается космистского мировоззрения то оно главным предметом своего познавательного и ценностного отношения делает взаимодействие человека и среды последняя понимается чаще всего как Космос. Спирин русский космизм как универсалистский тип миросозерцания отражающий бытие мира и человека в их единстве в нерасторжимой взаимосвязи микрокосма человека и микрокосма природы Казначеев В. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Хотя русский космизм внутренне исключительно разнообразен и включает полярные по...
24346. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции о роли науки в развитии общества. Наука и паранаука 95 KB
  В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма: сциентизмантисциентизм что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека объявление ее вершиной развития культуры убеждение в ненужности других сфер культуры О. Противоположным сциентизму направлением мировозренческой ориентации является антисциентизм основанный на недоверии к возможностям науки и разума на критике научных методов познания.
24347. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза локальных и ядерных воин) 141 KB
  Она представляет собой не просто окружающую среду которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека а выступает единым целостным организмом в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Третья проблема это проблема сохранения человеческой личности...
24348. Развитие науки как социального института (признаки, функции). Научные сообщества и их исторические типы 105.5 KB
  175 184 Понятие науки как социального института Научноисследовательская деятельность в обществе носит упорядоченный организованный характер. Цель и назначение науки как социального института производство и распространение знания разработка средств и методов исследования воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. В социологии в зависимости от методологических установок сформировались различные подходы к пониманию науки как социального института.
24349. Научные школы (функции, признаки, типы). Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописей до современного комп.) 142 KB
  Научные сообщества и их исторические типы: невидимый колледж научные школы. Другой распространенной формой неформального объединения ученых играющих заметную роль в развитии науки являются научные школы. В содержательном плане чаще всего для сторонников научной школы характерен особый подход к проблемам и методам познания.
24350. Наука и экономика (сущность научно-технического прогресса экономика как наука, экономика науки) 87 KB
  Инновационная экономика Одной из важных сфер функционирования науки как социального института является экономика. Термин экономика многозначен и включает в себя по крайней мере два класса явлений: а экономику как отрасль науки изучающую экономические отношения и народное хозяйство; б экономику как различные виды и отрасли производства народное хозяйство страны мирового сообщества отношения в этих сферах по поводу производства распределения и обмена. Непосредственная связь науки и экономики проявляется в экономике как научной...