53900

Практический курс по художественному труду «Фантазия и воображение»

Научная статья

Педагогика и дидактика

Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик ученик-ученик а также монологи во время которых дети высказывают оценочные суждения. Возможные материалы для основной работы Упаковочный картон для основы чипсы фирмы Люкс Лейз Гуашь краски тушь цветные карандаши мелки.

Русский

2014-03-04

43.5 KB

1 чел.

Практический курс

по художественному труду

«Фантазия

и воображение»

(Фрагменты)


Общие методические пояснения

Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Практический курс подчеркивает важность увлеченности учителей и школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов.

Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании детям дается возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

Данный курс решает важнейшую проблему духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Эта задача наиболее сложная и требует большого такта от педагога. Задача формирования «зоркости души» ребенка, которая является для учителей основной, также требует индивидуального подхода к конкретному ребенку.


Задачи художественного развития учащихся 1 – 4 классов

  1.  Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве. Дети должны научиться:
  •  Эмоционально откликаться на многообразие красок, форм, материалов в природе.
  •  Образно воспринимать окружающую жизнь, находить в природе темы, сюжеты для изображения и украшения.
  •  Видеть в жизни определенные эмоциональные состояния: спокойное или тревожное, величественное или скромное, веселое или грустное и т.п.
  1.  Формирование художественно-творческой активности личности. Дети должны:
  •  Творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений и украшений, стремиться выражать в работах собственное отношение;
  •  Творчески использовать средства художественного выражения. Прилагать максимум творческих усилий для успешного выполнения работ.
  1.  Формирование художественных знаний, умений и навыков. Дети должны:
  •  Знать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности, и уметь пользоваться доступными (мелки, пластилин, цветная бумага, белая бумага, гуашь, ножницы, клей, природный материал, гипс и т. д.);
  •  Владеть навыком смешения красок, свободно работать кистью, мелками; без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, разминать руками пластилин и пользоваться стеками, обрывать и наклеивать цветную бумагу, создавая аппликации, вырезать, сгибать и подклеивать бумагу, природный материал, получая объемные формы;
  •  Иметь первые представления о передаче пространства на плоскости;
  •  Уметь в доступной форме отражать в изображении и украшении разные стороны жизни (мир растений, животных, людей) и выражать через цвет, форму, линию, композицию различные чувства и мысли. Закреплять умения пользоваться смешением красок, линий, элементами перспективы;
  •  Знать разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция, ритм. Уметь в доступной форме их выразительно использовать;
  •  Владеть начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси); получать при смешении с белой и черной краской «легкие» и «тяжелые» цвета; выразительно использовать теплые и холодные цвета;


Структура занятия

1.   В начале занятия детям предлагается основа и различные  материалы.

2. Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель отвечает на вопросы учащихся.

3. Дети выбирают из предложенных вариантов желаемый и начинают работу.

4. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия.

5. В середине занятия учитель смотрит работу учащихся и дает комментарии, подсказки, советы.

6. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик, ученик-ученик, а также монологи, во время которых дети высказывают оценочные суждения.

7. В конце занятия следуют предварительный просмотр детских работ и внесение последних «штрихов».

8. Демонстрация результатов творчества детей.

9. Просушка работ.

10. Обработка учителем ученических работ. Нанесение рамки опилками.

11. Выставка детских работ.


Возможные материалы для основной работы

  •  Упаковочный картон для основы (чипсы фирмы «Люкс», «Лейз»)
  •  Гуашь, краски, тушь, цветные карандаши, мелки.
  •  Цветная бумага, цветная ксероксная бумага.
  •  Цветной картон.
  •  Клей ПВА, клей «Момент»
  •  Формы для выливания гипса: фабричные, конфетные, песочные, из-под печенья «Бонжур», силиконовые формы для льда, пластиковые детские игрушки.

Возможные материалы для украшения

  •  Упаковочная сетка для цветов, ленты.
  •  Гипсовые фигурки.
  •  Ракушки.
  •  Пластилин.
  •  Бумажная пластика (цветы, бабочки, полоски, рыбки).
  •  Шишки.
  •  Цветные опилки.
  •  Салфетки.
  •  Перья.
  •  Песок.
  •  Пенопласт.
  •  Бисер.
  •  Крупы.
  •  Нарезки от силиконовых трубочек.
  •  Все материалы разложены в коробочках или конфетных баночках.  Предоставляются на каждом занятии.


Практические советы

1. Детям показать основу и спросить, что они смогли в ней увидеть. Подсказки можно давать только в том случае, если дети уже не могут сказать что-то новое.

2. Образцы возможных вариантов не показывать. Дети склонны к копированию, а для нас важно развитие фантазии и воображения.

3. Возможное украшение работы можно оговорить, начиная словами: «В своей работе вы можете использовать…»

4. Гипс лучше вылить заранее. Для этого алебастр или гипс засыпаем в емкость и заливаем водой в расчете 1 к 2(3), т.е. на одну столовую ложку гипса идет 2 или 3 ложки воды (все зависит от качества гипса). Замешивается до состояния жидкой сметаны. Раствор заливается в формы и застывает. Через 20 минут можно вынимать готовое изделие и сушить.

5. Для изделий из теста берем 300 г муки, 300 г соли, 1 столовую ложку растительного масла, 200 г воды. Второй рецепт: 1 столовая ложка муки с горкой, 1 столовая ложка соли, 1 столовая ложка воды, несколько капель растительного масла. Для большего количества теста все компоненты увеличьте в одинаковых пропорциях.

6. Большой популярность у детей пользуются цветные опилки. Для того, чтобы их сделать цветными нужно взять емкость (стакан пластиковый), налить в него до половины воды, развести в ней краску определенного цвета, засыпать опилки так, чтобы не осталось воды, вымешать тщательно и высыпать на плотный картон для просушивания. Обязательно перемешивать по мере высыхания.

7. Для рамок и удаления погрешностей в детской работе использую битые ракушки или опилки. Для этого смешиваю клей ПВА с несколькими капельками воды, чтобы кисточка шла легко по основе. Обвожу вокруг работы по контуру и посыпаю опилками или ракушками. Чтобы убрать с работы лишние опилки, надо по ней легонько стукнуть пальцем, стряхнуть, а затем сдуть опилочную пыль, которая осела на самой работе.

8. Желаю Вам творческих мыслей и удачи!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30748. Латинская Америка: что принесли неолиберальные преобразования (на опыте 1980 - 1990-х гг.) 27 KB
  стимулировал экономический рост Латинской Америки в начале 90х гг. Другая болевая точка современной Латинской Америки безработица принявшая беспрецедентные масштабы. Финансовоэкономическая стратегия Латинской Америки на 90е гг. В задачи консенсуса входило преодоление инфляции сокращение бюджетного дефицита укрепление национальных валют Латинской Америки.
30749. Причины и характер первой мировой войны, цели воюющих сторон. (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) 23.5 KB
  28 июля 1914 11 ноября 1918 стремление к переделу мира в результате противостояния двух военных блоков: Тройственного Союза Германия АвстроВенгрия Италия и Антанты Англия Франция Россия борющихся за гегемонию на континенте. слабое рабочее движение в результате в ряде стран победили партии войны в правящих кругах ряда Западных стран Германия Великобритания АвстроВенгрия и Франция. Цели: Германия создать Новую Европу где влияния Англии Франции и России свелись бы к нулю. АвстроВенгрия как и Германия за...
30750. Бетонирование колонн, стен, перекрытий 14.54 KB
  При возведении стен в разборнопереставной опалубке смесь укладывают участками высотой не более 3 м. В стены толщиной более 05 м при слабом армировании подают бетонную смесь подвижностью 4. Бетонную смесь подают непосредственно в опалубку в нескольких точках по длине участка бадьями виброжелобами бетононасосами. При высоте стен более 3 м используют звеньевые хоботы при этом смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 03.
30751. Назначение и виды опалубок. Требования к опалубке. Оборачиваемость опалубных форм 16.57 KB
  Поверхность опалубки непосредственно примыкающая к бетону должна быть плотной иметь малую с бетоном адгезию и не иметь щелей чтобы не вытекало цементное молоко. Важнейшим показателем качества опалубки является ее оборачиваемость т. Применение инвентарной многооборачиваемой опалубки из унифицированных элементов с модульным изменением размеров и укрупненных блоков способствует снижению трудоемкости и стоимости опалубочных работ. Для изготовления опалубки используют доски из древесины II III и IV сортов хвойных пород допускается...
30752. Разборно-переставная опалубка. Область применения, конструкция 15.58 KB
  Технологический процесс устройства опалубки состоит в следующем. Щиты опалубки или собранные из них крупные опалубочные элементы устанавливают вручную или краном и закрепляют в проектном положении. Масса элемента этой опалубки до 70 кг. Щиты опалубки изготовляют из досок толщиной 19.
30753. Объёмно-переставная опалубка. Конструкция, область применения 17.24 KB
  Секции при соединении образуют туннели опалубки на квартиру или на всю ширину здания. Секции опалубки могут иметь переменную ширину в зависимости от принятого шага стен и различную длину. П и Гобразные секции опалубки устанавливают на перекрытии ранее забетонированного этажа выверяют и закрепляют между собой в продольном и поперечном направлениях. Общие конструктивные признаки опалубки: наличие системы механических домкратов для выверки и установки в проектное положение; катучие опоры для перемещения секций опалубки при монтаже и...
30754. Скользящая опалубка. Технология бетонирования стен в скользящей опалубке 14.52 KB
  При бетонировании следят за вертикальностью домкратного стержня и за бетонной поверхностью Применение скользящей опалубки особенно эффективно при строительстве высотных зданий и сооружений с минимальным количеством оконных и дверных проемов конструктивных швов и закладных элементов. К ним относятся силосы для хранилища материалов дымовые трубы и градирни ядра жесткости высотных зданий резервуары для воды радиотелевизионные башни. Другая потенциальная область использования скользящей опалубки строительство зданий атомных реакторов...
30755. Состав арматурных работ на строительной площадке. Классификация арматуры. Арматурные изделия. Устройство защитного слоя арматуры 17.79 KB
  Классификация арматуры. Устройство защитного слоя арматуры. При монтаже сборных железобетонных конструкций выполняются сварка выпусков арматуры и закладных деталей натяжение проволоки и канатов преднапряженных конструкциях а также создание каркаса или внешнего армирования при усилении конструкции реконструируемых зданий и сооружений. В состав арматурных работ на строительной площадке входят: разгрузка приемка и складирование поступающих арматурных изделий и товарной арматуры; изготовление нестандартных арматурных изделий; укрупнительная...
30756. Сущность зимнего бетонирования. Модуль поверхности конструкций, его влияние на выбор метода бетонирования. Понятие критической прочности 17.93 KB
  Продолжительность твердения и конечные свойства бетона в значительной степени зависят от температурного режима и состава бетона в том числе от вида цемента. Для твердения бетона наиболее благоприятной температурой является 1528гр. Кроме того вода образует вокруг крупного заполнителя обволакивающую ледяную пленку которая при оттаивании нарушает сцепление монолитность бетона. При раннем замораживании по тем же причинам резко снижается сцепление бетона с арматурой увеличивается пористость что влечёт за собой снижение прочности...