53900

Практический курс по художественному труду «Фантазия и воображение»

Научная статья

Педагогика и дидактика

Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик ученик-ученик а также монологи во время которых дети высказывают оценочные суждения. Возможные материалы для основной работы Упаковочный картон для основы чипсы фирмы Люкс Лейз Гуашь краски тушь цветные карандаши мелки.

Русский

2014-03-04

43.5 KB

1 чел.

Практический курс

по художественному труду

«Фантазия

и воображение»

(Фрагменты)


Общие методические пояснения

Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Практический курс подчеркивает важность увлеченности учителей и школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов.

Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании детям дается возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

Данный курс решает важнейшую проблему духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Эта задача наиболее сложная и требует большого такта от педагога. Задача формирования «зоркости души» ребенка, которая является для учителей основной, также требует индивидуального подхода к конкретному ребенку.


Задачи художественного развития учащихся 1 – 4 классов

  1.  Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве. Дети должны научиться:
  •  Эмоционально откликаться на многообразие красок, форм, материалов в природе.
  •  Образно воспринимать окружающую жизнь, находить в природе темы, сюжеты для изображения и украшения.
  •  Видеть в жизни определенные эмоциональные состояния: спокойное или тревожное, величественное или скромное, веселое или грустное и т.п.
  1.  Формирование художественно-творческой активности личности. Дети должны:
  •  Творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений и украшений, стремиться выражать в работах собственное отношение;
  •  Творчески использовать средства художественного выражения. Прилагать максимум творческих усилий для успешного выполнения работ.
  1.  Формирование художественных знаний, умений и навыков. Дети должны:
  •  Знать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности, и уметь пользоваться доступными (мелки, пластилин, цветная бумага, белая бумага, гуашь, ножницы, клей, природный материал, гипс и т. д.);
  •  Владеть навыком смешения красок, свободно работать кистью, мелками; без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, разминать руками пластилин и пользоваться стеками, обрывать и наклеивать цветную бумагу, создавая аппликации, вырезать, сгибать и подклеивать бумагу, природный материал, получая объемные формы;
  •  Иметь первые представления о передаче пространства на плоскости;
  •  Уметь в доступной форме отражать в изображении и украшении разные стороны жизни (мир растений, животных, людей) и выражать через цвет, форму, линию, композицию различные чувства и мысли. Закреплять умения пользоваться смешением красок, линий, элементами перспективы;
  •  Знать разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция, ритм. Уметь в доступной форме их выразительно использовать;
  •  Владеть начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси); получать при смешении с белой и черной краской «легкие» и «тяжелые» цвета; выразительно использовать теплые и холодные цвета;


Структура занятия

1.   В начале занятия детям предлагается основа и различные  материалы.

2. Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель отвечает на вопросы учащихся.

3. Дети выбирают из предложенных вариантов желаемый и начинают работу.

4. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия.

5. В середине занятия учитель смотрит работу учащихся и дает комментарии, подсказки, советы.

6. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик, ученик-ученик, а также монологи, во время которых дети высказывают оценочные суждения.

7. В конце занятия следуют предварительный просмотр детских работ и внесение последних «штрихов».

8. Демонстрация результатов творчества детей.

9. Просушка работ.

10. Обработка учителем ученических работ. Нанесение рамки опилками.

11. Выставка детских работ.


Возможные материалы для основной работы

  •  Упаковочный картон для основы (чипсы фирмы «Люкс», «Лейз»)
  •  Гуашь, краски, тушь, цветные карандаши, мелки.
  •  Цветная бумага, цветная ксероксная бумага.
  •  Цветной картон.
  •  Клей ПВА, клей «Момент»
  •  Формы для выливания гипса: фабричные, конфетные, песочные, из-под печенья «Бонжур», силиконовые формы для льда, пластиковые детские игрушки.

Возможные материалы для украшения

  •  Упаковочная сетка для цветов, ленты.
  •  Гипсовые фигурки.
  •  Ракушки.
  •  Пластилин.
  •  Бумажная пластика (цветы, бабочки, полоски, рыбки).
  •  Шишки.
  •  Цветные опилки.
  •  Салфетки.
  •  Перья.
  •  Песок.
  •  Пенопласт.
  •  Бисер.
  •  Крупы.
  •  Нарезки от силиконовых трубочек.
  •  Все материалы разложены в коробочках или конфетных баночках.  Предоставляются на каждом занятии.


Практические советы

1. Детям показать основу и спросить, что они смогли в ней увидеть. Подсказки можно давать только в том случае, если дети уже не могут сказать что-то новое.

2. Образцы возможных вариантов не показывать. Дети склонны к копированию, а для нас важно развитие фантазии и воображения.

3. Возможное украшение работы можно оговорить, начиная словами: «В своей работе вы можете использовать…»

4. Гипс лучше вылить заранее. Для этого алебастр или гипс засыпаем в емкость и заливаем водой в расчете 1 к 2(3), т.е. на одну столовую ложку гипса идет 2 или 3 ложки воды (все зависит от качества гипса). Замешивается до состояния жидкой сметаны. Раствор заливается в формы и застывает. Через 20 минут можно вынимать готовое изделие и сушить.

5. Для изделий из теста берем 300 г муки, 300 г соли, 1 столовую ложку растительного масла, 200 г воды. Второй рецепт: 1 столовая ложка муки с горкой, 1 столовая ложка соли, 1 столовая ложка воды, несколько капель растительного масла. Для большего количества теста все компоненты увеличьте в одинаковых пропорциях.

6. Большой популярность у детей пользуются цветные опилки. Для того, чтобы их сделать цветными нужно взять емкость (стакан пластиковый), налить в него до половины воды, развести в ней краску определенного цвета, засыпать опилки так, чтобы не осталось воды, вымешать тщательно и высыпать на плотный картон для просушивания. Обязательно перемешивать по мере высыхания.

7. Для рамок и удаления погрешностей в детской работе использую битые ракушки или опилки. Для этого смешиваю клей ПВА с несколькими капельками воды, чтобы кисточка шла легко по основе. Обвожу вокруг работы по контуру и посыпаю опилками или ракушками. Чтобы убрать с работы лишние опилки, надо по ней легонько стукнуть пальцем, стряхнуть, а затем сдуть опилочную пыль, которая осела на самой работе.

8. Желаю Вам творческих мыслей и удачи!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76835. Семенной канатик и его составные части. Мужские наружные половые органы, их анатомия 183.21 KB
  К наружным половым органам мужчин относятся лобок с оволосением в виде ромба половой член и мошонка. Половой член пенис фаллос приап удд имеет головку тело со спинкой и корень. Эрегированный половой член фаллос удерживают мышцы промежности: седалищнопещеристые и луковичногубчатые. Артерии пениса дорсальная глубокие луковичные происходят из внутренней половой артерии.
76836. Яичник и его придатки 179.97 KB
  Строение яичника Снаружи покрыт однослойным зародышевым эпителием и белочной оболочкой которая образует строму внутри органа богатую эластическими волокнами. При овуляции стенка зрелого фолликула вместе с белочной оболочкой и зародышевым эпителием яичника разрывается и яйцеклетка попадает на бахромку маточной трубы. На поверхностях яичника от лопнувших фолликулов остаются следы в виде углублений складок рубчиков. Возле яичника расположены рудиментарные образования придатки.
76837. Матка и ее строение 182.07 KB
  При нарушениях процесса срастания зачатков формируются аномалии и пороки развития выражающиеся в образовании седловидной двурогой матки; удвоения шейки матки и влагалища. У новорожденной матки самой длинной 35 см является шейка. К 10 годам общая длина матки равняется 5 см шейка и тело по длине одинаковы. Треугольной формы полость матки переходит в шеечный канал с внутренним и наружным отверстиями в нем.
76838. Маточная труба: строение, отношение к брюшине, кровоснабжение и иннервация 181.1 KB
  Маточная труба туба утерина салпинкс фаллопиева труба имеет длину в 1012 см просвет в 0204 см. Труба имеет маточное и брюшное отверстия и сообщает женскую брюшную полость с полостью матки влагалища и наружной средой. Маточная труба одета брюшиной со всех сторон с образованием брыжейки из прилегающего к трубе отдела широкой маточной связки от которой и зависит подвижность органа.
76840. Женские наружные половые органы, их строение, кровоснабжение, иннервация 182.75 KB
  Наружные половые органы у женщин genitli extern vulv cunnus pudendum muliebre включают лобок большие и малые половые губы клитор преддверие влагалища с вестибулярными железами и луковицей девственную плеву. Они развиваются с 3го месяца из индифферентного полового бугорка мочеполовой борозды половых валиков которые под хромосомным и гормональным влиянием превращаются: половой бугорок в клитор половые валики в малые и большие половые губы мочеполовая борозда в половую щель и преддверие влагалища. Большие половые губы ...
76841. Мышцы и фасции мужской и женской промежности, их кровоснабжение и иннервация 182.78 KB
  Под кожей жировой клетчаткой и поверхностной фасцией располагаются мышцы фасции клетчатка образующие мочеполовую и тазовую диафрагмы седалищнопрямокишечную ямку. Поверхностная и глубокая поперечные мышцы и фасции образуют мышечносухожильный центр промежности натянутый между противоположными седалищными ветвями и буграми. Часть волокон глубокой мышцы входит в состав наружного уретрального сфинктера.
76842. Тазовая брюшина 180.6 KB
  Париетальная брюшина выстилает стенки малого таза изнутри образуя тазовый этаж брюшной полости. Без видимой границы париетальная брюшина переходит в висцеральную покрывающую органы в виде трех анатомических вариантов интраперитонеального со всех сторон мезоперитонеального с трех сторон экстра ретроперитонеального с одной стороны. Между пупком и лобковым симфизом париетальная брюшина образует парные правые и левые складки медиальную и латеральную пупочные умбиликальные и непарную пупочную срединную.
76843. Общее строение кровеносных сосудов 185.59 KB
  Большой круг начинается восходящей аортой из левого желудочка далее аорта разветвляется на многочисленные артерии переходящие в органах и тканях в микроскопические сосуды из которых формируются вены последовательно они сливаются в верхнюю и нижнюю полую впадающие в правое предсердие где и заканчивается большой круг. Малый легочный круг начинается легочным стволом из правого желудочка ствол распадается на правую и левую легочные артерии которые после многократных разделений внутри легких на уровне ацинуса переходят в микрососуды....