53900

Практический курс по художественному труду «Фантазия и воображение»

Научная статья

Педагогика и дидактика

Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик ученик-ученик а также монологи во время которых дети высказывают оценочные суждения. Возможные материалы для основной работы Упаковочный картон для основы чипсы фирмы Люкс Лейз Гуашь краски тушь цветные карандаши мелки.

Русский

2014-03-04

43.5 KB

1 чел.

Практический курс

по художественному труду

«Фантазия

и воображение»

(Фрагменты)


Общие методические пояснения

Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Практический курс подчеркивает важность увлеченности учителей и школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов.

Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании детям дается возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

Данный курс решает важнейшую проблему духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Эта задача наиболее сложная и требует большого такта от педагога. Задача формирования «зоркости души» ребенка, которая является для учителей основной, также требует индивидуального подхода к конкретному ребенку.


Задачи художественного развития учащихся 1 – 4 классов

  1.  Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве. Дети должны научиться:
  •  Эмоционально откликаться на многообразие красок, форм, материалов в природе.
  •  Образно воспринимать окружающую жизнь, находить в природе темы, сюжеты для изображения и украшения.
  •  Видеть в жизни определенные эмоциональные состояния: спокойное или тревожное, величественное или скромное, веселое или грустное и т.п.
  1.  Формирование художественно-творческой активности личности. Дети должны:
  •  Творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений и украшений, стремиться выражать в работах собственное отношение;
  •  Творчески использовать средства художественного выражения. Прилагать максимум творческих усилий для успешного выполнения работ.
  1.  Формирование художественных знаний, умений и навыков. Дети должны:
  •  Знать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности, и уметь пользоваться доступными (мелки, пластилин, цветная бумага, белая бумага, гуашь, ножницы, клей, природный материал, гипс и т. д.);
  •  Владеть навыком смешения красок, свободно работать кистью, мелками; без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, разминать руками пластилин и пользоваться стеками, обрывать и наклеивать цветную бумагу, создавая аппликации, вырезать, сгибать и подклеивать бумагу, природный материал, получая объемные формы;
  •  Иметь первые представления о передаче пространства на плоскости;
  •  Уметь в доступной форме отражать в изображении и украшении разные стороны жизни (мир растений, животных, людей) и выражать через цвет, форму, линию, композицию различные чувства и мысли. Закреплять умения пользоваться смешением красок, линий, элементами перспективы;
  •  Знать разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция, ритм. Уметь в доступной форме их выразительно использовать;
  •  Владеть начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси); получать при смешении с белой и черной краской «легкие» и «тяжелые» цвета; выразительно использовать теплые и холодные цвета;


Структура занятия

1.   В начале занятия детям предлагается основа и различные  материалы.

2. Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель отвечает на вопросы учащихся.

3. Дети выбирают из предложенных вариантов желаемый и начинают работу.

4. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия.

5. В середине занятия учитель смотрит работу учащихся и дает комментарии, подсказки, советы.

6. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик, ученик-ученик, а также монологи, во время которых дети высказывают оценочные суждения.

7. В конце занятия следуют предварительный просмотр детских работ и внесение последних «штрихов».

8. Демонстрация результатов творчества детей.

9. Просушка работ.

10. Обработка учителем ученических работ. Нанесение рамки опилками.

11. Выставка детских работ.


Возможные материалы для основной работы

  •  Упаковочный картон для основы (чипсы фирмы «Люкс», «Лейз»)
  •  Гуашь, краски, тушь, цветные карандаши, мелки.
  •  Цветная бумага, цветная ксероксная бумага.
  •  Цветной картон.
  •  Клей ПВА, клей «Момент»
  •  Формы для выливания гипса: фабричные, конфетные, песочные, из-под печенья «Бонжур», силиконовые формы для льда, пластиковые детские игрушки.

Возможные материалы для украшения

  •  Упаковочная сетка для цветов, ленты.
  •  Гипсовые фигурки.
  •  Ракушки.
  •  Пластилин.
  •  Бумажная пластика (цветы, бабочки, полоски, рыбки).
  •  Шишки.
  •  Цветные опилки.
  •  Салфетки.
  •  Перья.
  •  Песок.
  •  Пенопласт.
  •  Бисер.
  •  Крупы.
  •  Нарезки от силиконовых трубочек.
  •  Все материалы разложены в коробочках или конфетных баночках.  Предоставляются на каждом занятии.


Практические советы

1. Детям показать основу и спросить, что они смогли в ней увидеть. Подсказки можно давать только в том случае, если дети уже не могут сказать что-то новое.

2. Образцы возможных вариантов не показывать. Дети склонны к копированию, а для нас важно развитие фантазии и воображения.

3. Возможное украшение работы можно оговорить, начиная словами: «В своей работе вы можете использовать…»

4. Гипс лучше вылить заранее. Для этого алебастр или гипс засыпаем в емкость и заливаем водой в расчете 1 к 2(3), т.е. на одну столовую ложку гипса идет 2 или 3 ложки воды (все зависит от качества гипса). Замешивается до состояния жидкой сметаны. Раствор заливается в формы и застывает. Через 20 минут можно вынимать готовое изделие и сушить.

5. Для изделий из теста берем 300 г муки, 300 г соли, 1 столовую ложку растительного масла, 200 г воды. Второй рецепт: 1 столовая ложка муки с горкой, 1 столовая ложка соли, 1 столовая ложка воды, несколько капель растительного масла. Для большего количества теста все компоненты увеличьте в одинаковых пропорциях.

6. Большой популярность у детей пользуются цветные опилки. Для того, чтобы их сделать цветными нужно взять емкость (стакан пластиковый), налить в него до половины воды, развести в ней краску определенного цвета, засыпать опилки так, чтобы не осталось воды, вымешать тщательно и высыпать на плотный картон для просушивания. Обязательно перемешивать по мере высыхания.

7. Для рамок и удаления погрешностей в детской работе использую битые ракушки или опилки. Для этого смешиваю клей ПВА с несколькими капельками воды, чтобы кисточка шла легко по основе. Обвожу вокруг работы по контуру и посыпаю опилками или ракушками. Чтобы убрать с работы лишние опилки, надо по ней легонько стукнуть пальцем, стряхнуть, а затем сдуть опилочную пыль, которая осела на самой работе.

8. Желаю Вам творческих мыслей и удачи!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18949. Организация и проведение избирательной кампании: стратегический замысел, цели и масштаб работы с избирательными территориями 200.5 KB
  Организация и проведение избирательной кампании: стратегический замысел цели и масштаб работы с избирательными территориями Избирательная кампания это те же самые скоординированные целенаправленные но осуществляемые в течение отделенного законодательством в
18950. Телевизионная журналистика: особенности, виды, способы финансирования 88.5 KB
  Телевизионная журналистика: особенности виды способы финансирования Телевидение – одно из самых глобальных достижений человечества. Оно отбирает у своих поклонников не только способность мыслить но и способность сопротивляться воздействию: яркая движущаяся кар
18951. Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации 37 KB
  Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации Радио появилось именно в то время когда человечество стало нуждаться в предельной оперативности информации: глобальные потрясения изменившиеся в начале столетия административный ментальны...
18952. Конспекты занятий по экологии для старшей группы 199.5 KB
  Способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру.
18953. Структура, функции и процесс формировании имиджа 49 KB
  Структура функции и процесс формировании имиджа Имидж – внешний образ создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление мнение отношение у других. Имидж – эмоционально окрашенный образ кого – либо/ чеголибо сложившейся в массовом сознании и способ...
18954. Определения нормативов предельного размещения отходов 220 KB
  Данный проект разработан для площадки 1-гo Линейного Производственного Управления Магистральных Газопроводов (ЛПУМГ) и содержит предложения по нормативам образования и размещения отходов от основного и вспомогательного производств предприятия.
18955. Абсорбер с насадкой 4.39 MB
  В данной курсовой работе по «Расчету и конструированию оборудования» на тему «Абсорбер с насадкой» рассмотрены такие разделы как: обоснование выбора конструкции аппарата (задание по УИРС), описание конструкции аппарата, подобраны конструкционные материалы основных узлов
18956. СОСТАВЛЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ МЕХАНИЗМА И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПЛОСКИХ МЕХАНИЗМОВ 790 KB
  Приобретение студентами навыков к составлению кинематических схем с модели механизма или конструктивного чертежа. Уяснить из каких структурных групп состоит данный механизм и в каком порядке эти группы присоединяются в процессе образования механизма.
18957. Рекламная кампания: цели, основные этапы, измерение эффективности 38.5 KB
  Рекламная кампания: цели основные этапы измерение эффективности. Рекламная кампания это несколько рекламных мероприятий объединенных одной целью целями охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так чтобы одно рекламное м...