5391

Введение. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека. Предметом гигиены является изучение закономерностей взаимодействия факторов природной и социальной среды и организма человека, исследование причинно-следственных связей в систе...

Русский

2012-12-09

23.87 KB

65 чел.

Введение

1.1 Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека.

Предметом гигиены является изучение закономерностей взаимодействия факторов природной и социальной среды и организма человека, исследование причинно-следственных связей в системе "внешняя среда - здоровье человека", так как большинство случаев нарушения здоровья, болезней и раннего старения организма является результатом взаимодействия человека с неблагоприятными воздействиями внешней среды.

Цель гигиены как науки — охрана и укрепление общественного и личного здоровья путем оздоровления природной и социальной окружающей среды, слагающейся из конкретных условий труда, быта и поведения человека. По современным представлениям (Устав Всемирной организации здравоохранения), здоровье означает не только отсутствие болезней, но и максимальное физическое, психическое и социальное благополучие, позволяющее человеку наиболее эффективно выполнять свои общественные и трудовые функции. Следовательно, здоровье человека является понятием биосоциальным при ведущей роли социального.

Основными объектами исследования в гигиене выступают здоровый человек (социальная группа, популяция, население региона) и внешняя среда.

По происхождению факторы внешней среды делятся на природные, производственные и бытовые.

По своей природе факторы внешней среды разделяют на физические (климат, микроклимат помещений, атмосферное электричество, шум, вибрация, ионизирующие и неионизирующие излучения и другие), химические (химический состав атмосферного воздуха жилых и служебных помещений), биологические (микроорганизмы, растения, грибы, насекомые, животные и продукты их жизнедеятельности) и социально-бытовые (условия размещения, отдыха людей, питание, водоснабжение).

Метод гигиены отличается специфической профилактической направленностью, заключающейся в предупреждении или ослаблении действия вредных факторов и использовании полезных факторов природной и социальной среды для достижения цели — сохранения и укреплении общественного здоровья.

Специфичность метода гигиены заключается не только в его направленности на устранение негативного влияния среды на человека, но и в способе реализации этой направленности: не путем непосредственного воздействия на человека (лечение), а через регламентацию комплекса научно обоснованных юридических, административных, технических, хозяйственных и других мероприятий.

В гигиене применяются следующие конкретные методы исследования:

1. Метод гигиенического обследования объекта, в котором живут или работают люди. Этот метод заключается в натурном исследовании условий труда, быта и отдыха, в сравнении выявленных условий с гигиеническими нормативами и в выработке рекомендаций по устранению выявленных санитарных нарушений.

2. Инструментально-лабораторный метод, сыгравший большую роль в превращении гигиены в научную дисциплину. При этом используется значительное число частных методик для исследования физических, химических, биологических факторов окружающей среды, а также функциональных сдвигов, дающих представление о влиянии этих факторов на организм.

3. Санитарно-статистический метод, позволяющий оценить уровень общественного здоровья в том или ином коллективе, группе населения в связи с воздействием факторов природной и социальной среды по трем основным группам показателей:

- санитарно-демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения (рождаемость, смертность, причины смерти, средняя продолжительность жизни, конечные результаты воспроизводства);

- показатели заболеваемости и трудопотери (первичная обращаемость, госпитализация, реалибитация);

- показатели физического развития (рост, масса тела, функциональные показатели).

4. Экспериментальный метод, используемый в научных исследованиях в интересах гигиенического нормирования, включающий в себя лабораторные и натурные исследования.

Суммируя сказанное, современную гигиену можно определить как комплекс медицинских профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей, имеющих целью сохранение и укрепление здоровья людей методом предупреждения болезней и преждевременного старения организма.

1.2 Гигиена как фундаментальная наука

Науки принято делить по отношению к практике на фундаментальные и прикладные. Слово "фундаментальный" от латинского Fundamentus — основа) имеет два значения: основной, главный и основательный, глубокий.

Словарь Вебстера в качестве возможных значений этого слова приводит: "лежащая в основе чего-то теория или принцип" и "нечто основополагающее для НТП".

Касаясь фундаментальных наук, БСЭ определяет их задачи как познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. При этом подчеркивается, что эти законы исследуются в чистом виде, безотносительно к их возможному использованию. А непосредственной задачей прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения конкретных социально-практических проблем. Для таких наук критерием успеха служит мера удовлетворения социального заказа.

Имея в виду сказанное, можно квалифицировать гигиеническую науку как равнозначную фундаментальную и прикладную, поскольку, признанная обосновывать здоровые условия жизни, труда и быта, она является научной основой для санитарной практики, а разрабатываемые ее научные рекомендации имеют непосредственное практическое внедрение.

1.3 Законы гигиены

1.4 Дифференциация гигиены как учебной дисциплины

Разделами гигиенической науки являются: - гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена, военная гигиена применительно к изучаемым объектам: промышленным предприятиям, населенным местам, детским и школьным учреждениям, объектам общественного питания и предприятиям пищевой промышленности, объектам военной техники.

Врачи-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-гигиенический контроль за состоянием окружающей среды, условиями жизни и труда населения.

Практическое претворение в жизнь нормативов и рекомендаций, разработанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных мероприятий. Например, гигиенические нормативы микроклимата, ПДК пыли и токсических веществ в воздухе, герметизация оборудования, создания вентиляции в цехах, применения рабочими индивидуальных средств защиты и т.д. Гигиенические нормативы водопотребления и качества воды требуют проведения ряда санитарных мероприятий по выбору места забора воды из водоисточника, систем очистки и обеззараживания воды, разработки методов контроля за эффективностью обработки воды и др. За всеми этими мероприятиями ведется санитарный надзор.

Родоначальницей лечебного направления является терапия, профилактического — гигиена. Слово "гигиена" происходит от имени древнегреческой богини здоровья Гигиен — дочери бога врачевания Эскулапа. Гигиена — это наука о здоровье людей.

Кроме термина "гигиена", означающего "в цветущем здоровье", существует термин "санитария" (происходящий от латинского слова Sanitas здоровье, которым обозначают практическую часть гигиены). В настоящее время как терапия, так и гигиена разделились на ряд лечебных (терапия) и профилактических (гигиена) научных дисциплин и областей практической деятельности, объединенных общей целью, но с различными методами ее достижения.

В состав профилактического направления входят общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, радиационная гигиена, военно-морская гигиена, гигиена физкультуры и спорта, санитарная токсикология, санитарная микробиология, паразитология и, наконец, весьма важная профилактическая дисциплина — эпидемиология инфекционных болезней.

Таким образом, современная гигиена представляет собой целое направление в медицине. Она включает ряд профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей. Как и вся медицина, гигиена покоится на теоретическом фундаменте философии, точных (физика, химия, математика) и общебиологических (общая биология, нормальная и патологическая физиология) наук.

Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека, разрабатывающая методы профилактики заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия жизнедеятельности человека, сохранение здоровья и продления жизни человека.

Предмет гигиены – человек и окружающая среда, которую определяют природные, бытовые, социальные и производственные факторы.

Гигиена ставит целью предупреждение болезни, поэтому объект ее внимания – здоровый человек, разрабатываются профилактические мероприятия для большой группы людей. Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены. Между ними существует тесная связь. Гигиенисты должны проводить санитарные мероприятия.

Содержание гигиены:

- На человека могут воздействовать различные факторы, поэтому гигиена изучает факторы окружающей среды, их влияние на органы человека, здоровье;

- Научно обосновывает оптимальные и предельно допустимые параметры факторов окружающей среды.

- Разрабатывает гигиенические нормативы и правила с целью профилактики отрицательного воздействия факторов на органы человека и использование действия положительных факторов.

-  Внедряет в практику гигиенические нормативы, рекомендации и правила.

- Осуществляет гигиеническое прогнозирование состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия.

Факторы внешней среды:

1. Физические: температура, влажность, движение воздуха, солнечная радиация, радиоактивность. Могут оказывать и отрицательное и положительное воздействие.

2.  Химические: химические вещества, элементы, содержащиеся в воде, воздухе, пищевых продуктах. Среди них многие необходимы для жизни.

3. Биологические: бактерии, вирусы, грибы, гельминты. Вызывают различные заболевания.

4. Психогенные: слово, речь, взаимоотношения с людьми.

Все перечисленные факторы на организм действуют комплексно.

Методы, применяемые в гигиене.

1. Метод санитарного обследования – заключается в обследовании и описании по специальным программ различных объектов (промышленных предприятий, спортивных сооружений). Описание, как правило, заканчивается выводами с рекомендациями по устранению выявленных недостатков, указываются сроки их устранения. При этом могут проводится различные лабораторные и инструментальные исследования.

2. Экспериментальный метод – применяется для искусственного воспроизведения условий окружающей среды, и изучения их влияния на организм человека или животных. Для оценки используют лабораторные методы.

Эксперимент – создание искусственных условий с целью изучения влияния факторов на человека.

3. Метод физиологического наблюдения – изучения функционального состояния органов человека, находящегося в различных условиях.

4. Метод клинического наблюдения – изучение в условиях клиники сдвигов в организме, возникающих под действием неблагоприятных факторов. Используется при проведении профилактических медосмотров.

5.  Статистический метод – позволяет получить представление о положении или отражении сдвигов в состоянии организма при проведении лечебных мероприятий.

Законы гигиены


Впервые фундаментальная профилактическая наука с многовековой историей, предметом изучения которой
является система "Здоровый человек — окружающая среда", сформулировала свои законы.

Итак, первый закон гигиены определяет, что нарушение здоровья людей, вызванное физическими, химическими, биологическими или социально-бытовыми факторами, может возникнуть только при наличии трех условий: источника вредности (опасности) среды, механизма его передачи и восприимчивости организма.

Второй закон гигиены отражает негативное экологическое влияние на окружающую среду человеческой деятельности, что происходит независимо от его воли и сознания. Без учета соответствующих санитарно-гигиенических требований происходит прогрессивное загрязнение окружающей среды и биосферы в целом.

Третий закон гигиены — закон отрицательного влияния на окружающую среду экстремальных природных явлений (вулканическая деятельность, геохимические аномалии, вспышки на Солнце, землетрясения, циклоническая и антициклоническая деятельность и т.д.).

Четвертый закон гигиены устанавливает положительное влияние на окружающую среду человеческого общества. Его соблюдение при внедрении экологически чистых технологий способствует приумножению условий, которые улучшают качество жизни людей.

Пятый закон гигиены характеризует отрицательное воздействие загрязненной среды на здоровье человека. Действие этого закона находится в определенной зависимости от конкретного проявления требований второго и третьего законов. Так, например в результате длительного загрязнения при неумелом землепользовании некоторых агроцеонозов в Гомельской области пестицидами и нитратами в сочетании с высоким радиоактивным фоном и содержанием полиметаллов в почвах региона создались условия для возникновения ксенобиотического синдрома среди беременных женщин и новорожденных, проявляющегося анемией, гипоксией, желтухой и микросимптомами поражения центральной нервной системы.

Шестой закон гигиены — положительное влияние природной среды на здоровье человека, которое необходимо не ограничивать, а только усиливать (экологически чистая и доброкачественная пища, питьевая вода, атмосферный воздух, естественная инсоляция, УФ-излучение Солнца и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35568. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА СТАЛИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПЕЧАХ 1.01 MB
  Курс лекций Технология производства стали в электрических печах ГОУ СПО Красносулинский металлургический колледж г. Данное методическое пособие является кратким курсом лекций по дисциплине Технология производства стали в электрических печах для студентов 3 курса специальности 150108 – Порошковая металлургия композиционные материалы покрытия СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОИЗВОДСТВА СТАЛИ.
35569. Матанализ Конспект лекций 20.29 MB
  Свойства бесконечно малой последовательности. Теорема. Сумма бесконечно малой есть бесконечно малое. Теорема Произведение бесконечно малого есть бесконечно малое. Теорема о представление последовательности имеющий конечный предел. Теоремы о пределах числовых последовательностей. Теорема о пределе суммы/ Теорема о произведение пределов///
35571. Физика. Конспект лекций 1.43 MB
  Статическое электромагнитное поле электростатика Общие свойства электростатического поля Потенциал разумная выборка Поля создаваемые распределениями зарядов с хорошей симметрией Центральная сферическая симметрия. Поле создаваемое равномерно заряженной плоскостью. Поле создаваемое произвольным распределением заряда.
35572. Описание микропроцессора MC68HC908GP32 56 KB
  МК содержат на кристалле резидентное ПЗУ программ режим адресации внешней памяти у большинства моделей отсутствует. Интеграция на кристалле МК трех типов памяти: памяти программ maskROM FLASH оперативной памяти данных статическое ОЗУ и энергонезависимой памяти данных ЕЕPROM которая программируется и стирается в рабочем режиме МК под управлением программы пользователя без подключения дополнительных источников питания. В первой группе следует выделить команду пересылки данных между двумя ячейками памяти минуя регистры центрального...
35573. Транспортная и автомобильная система. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 3.42 MB
  В учебном пособии содержатся краткие сведения по обязательным дисциплинам формирующим профессиональные навыки у специалистов в области сервиса автомобильного транспорта: типаж подвижного состава эксплуатационные материалы единая транспортная система и автомобильные перевозки техническая эксплуатация и ремонт автомобилей предприятия автомобильного сервиса и системы фирменного обслуживания.2] Общая компоновка автомобилей [4.3] Типаж автомобилей [4.13] Производственнотехническая база автосервиса [5] Автомобильные эксплуатационные материалы...
35574. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГИ 3.27 MB
  Построить электромеханические характеристики на ободе колеса VI FI I для всех схем соединений двигателей и всех степеней ослабления поля используя нагрузочные характеристики характеристики магнитных и механических потерь характеристику потерь мощности в механической передаче. Режим пуска нанести на электромеханические характеристики двигателя VI на ободе колеса. Построить тяговые характеристики поезда FV для всех режимов включения двигателей. Нанести на эти характеристики ограничения по сцеплению максимальной скорости и...
35576. Проектирование и эксплуатация газо- и водоочистки 1.88 MB
  Более того десульфурацию проводили вдувая каустическую соду в контур охлаждающей воды рис. В процессе Эрфайн можно выделить три основные стадии: охлаждения отделения пыли и обработки воды. Крупные частицы фракцией 10мкм удаляются в результате вспрыскивания распыленной циркуляционной воды в противоток отходящему газу посредством форсунок работающих на одном виде жидкости. На стадии обработки воды взвешенные твердые частицы и тяжелые металлы удаляют из сбросовых стоков данного процесса в установке обработки воды в три этапа: отделяют...