53968

Урок русского языка

Лекция

Педагогика и дидактика

Основные параметры урока Существуют разные формы работы по русскому языку: 1 урок основная форма; 2 факультативные занятия проводятся в специальное время с теми учащимися которые проявляют особый интерес к предмету; 3 внеклассная работа кружки декады русского языка стенгазеты и т. Основные признаки урока: 1 постоянный состав учащихся; 2 регламентация временем 4045 минут или 90 минут 2 часа на развитие речи; 3 систематическое усвоение учениками знаний умений и навыков которое обеспечивается руководящей ролью учителя; 4...

Русский

2014-03-05

142.5 KB

2 чел.

Лекция «Урок русского языка»

1. Основные параметры урока

Существуют разные формы работы по русскому языку:

1) урок – основная форма;

2) факультативные занятия (проводятся в специальное время с теми учащимися, которые проявляют особый интерес к предмету);

3) внеклассная работа (кружки, декады русского языка, стенгазеты и т.д.);

4) индивидуальные самостоятельные занятия по самообразованию.

Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учеников, включающая содержание, методы и средства обучения. Она систематически применяется для решения задач образования, развития и воспитания ученика. Урок является основной формой обучения одного и того же коллектива учащихся по определенной программе и при оптимальной организации обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала.

Основные признаки урока:

1) постоянный состав учащихся;

2) регламентация временем (40-45 минут или 90 минут (2 часа на развитие речи));

3) систематическое усвоение учениками знаний, умений и навыков, которое обеспечивается руководящей ролью учителя;

4) сочетание фронтальных, групповых, парных, индивидуальных форм работы;

5) многообразие методов и приемов обучения;

6) наличие систематического текущего индивидуального контроля.

Федеральным базисным планом предусмотрено следующее количество часов для изучения русского языка и литературы:

5кл.

6

7

8

9

10

11

РЯ

6 ч.

5 ч.

5ч.

3 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Л

2 ч.

3 ч.

2 ч.

2 ч.

3 ч.

3 ч.

3 ч.

Достоинства классно-урочной системы

1) равномерное изучение материала в строгой логической последовательности в рамках отведенного времени;

2) четкая организация учебной работы;

3) планомерное воспитание, образование, развитие учеников при ненавязчивом контроле учителя;

4) организация учебной работы с учетом психологических особенностей учеников;

5) развитие индивидуальных способностей и умения работать в коллективе.

Недостатки классно-урочной системы

1) ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;

2) усреднение темпа изучения материала;

3) ограниченность возможности работы с сильным учеником;

4) сложность осуществления индивидуального подхода;

5) трудность своевременного контроля уровня усвоения учебного материала.

2.Типы уроков русского языка

По цели проведения уроки русского языка делятся наобучающие и контрольные.

Обучающие уроки включают

  •  уроки сообщения новых знаний (объяснения нового материала);
  •  уроки формирования языковых умений и навыков (закрепления);
  •  уроки обобщения и систематизации знаний (повторения);
  •  уроки работы над ошибками;
  •  уроки развития речи;
  •  комбинированные уроки.

Контрольные уроки включают

  •  уроки контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений;
  •  уроки контроля за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью (контрольные диктанты);
  •  уроки контроля за овладением навыками связной речи (изложение, сочинение).

Существуют нетрадиционные формы проведения урока: урок-соревнование, урок-конференция, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-КВН, урок-зачет, урок-диспут и т.д.

В последнее время стали популярными интегрированные уроки, в которых совмещаются разные предметы, например, литература и история, русский язык и изобразительное искусство. Все чаще учителя обращаются и к урокам комплексного анализа художественного текста, сочетающим литературоведческий и лингвистический анализ текста.

3.Структура урока русского языка

Урок решает учебные цели и задачи, поэтому его темой являются либо формулировки из «Программы», либо названия параграфов учебника. Темой урока может быть и контрольная работа, и работа над ошибками.

Определение темы – это первый этап подготовки к уроку. Она может быть сформулирована как повествовательное или вопросительное предложение, может быть представлена в игровой форме («Путешествие в страну прилагательного»). Следует остановиться на той формулировке, которая будет способствовать созданию рабочей творческой обстановки.

Учет тематического планирования предопределяет выбор типа урока.

Следующим важным моментом при подготовке к уроку является постановка целей. Как отмечалось во 2 главе, выделяют три классические цели урока: обучающая, развивающая и воспитательная.

В формулировке обучающей цели четко определяется, что нового должны узнать учащиеся на уроке. Например: в 5 классе изучается тема «Имя существительное». Познавательная цель может быть сформулирована так: «Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, то есть таким классом слов, который выделяется на основе не только лексических значений, но и грамматических». Уточнение с «то есть» может не включаться в запись, но оно должно осознаваться учителем.

При постановке обучающей цели предполагается, что школьники будут познакомлены с правилами орфографии и пунктуации, лингвистическими понятиями, фактами языка.

В формулировке развивающей цели указываются учебно-языковые и речевые умения, которые формируются или совершенствуются на уроке. Учитель должен определить, какие новые действия, операции будут выполнять учащиеся (сначала под его руководством, а потом самостоятельно), или что несовершенно в сформированных действиях учеников и как это надо скорректировать. Например, в 5 классе на уроке изучения имени существительного развивающая цель может быть сформулирована так: «Сформировать умение квалифицировать имена существительные не только на основе предметного значения, но и опираясь на грамматические особенности (склонение, родовая характеристика)».

Формулировка воспитательнойцели вызывает обычно наибольшие трудности. Воспитательная цель определяется дидактическим материалом урока, его тематической направленностью.

Сформулируем цели для темы урока в 5 классе «Род имен существительных».

1. Обучающая цель: систематизировать знания учащихся об имени существительном, его морфологических признаках.

Нельзя формулировать цель так: «Дать представление о категории рода имен существительных», поскольку эта категория знакома ученикам из курса начальной школы; учитель должен обобщить, структурировать знания и сообщить новое, например об определении рода несклоняемых имен существительных.

2. Развивающая цель: формировать умение определять принадлежность существительных к одному из 3-х родов, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.

3. Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к собственной речи на основе грамотного использования имен существительных с учетом их грамматических особенностей.

На следующем этапе подготовки урока русского языка следует продумать содержание исходя из данных учебника и дидактического материала.

Правильный выбор приемов и методов будет способствовать успешному усвоению материала учениками. Такой выбор предполагает выстраивание материала по принципу от простого к сложному, чередование устных и письменных упражнений, следование одному тематическому направлению.

Для каждого урока характерно свое оборудование: доска, цветные мелки, таблицы, схемы, раздаточный дидактический материал (репродукции картин, индивидуальные карточки и т.д.).

4. Структура урока сообщения новых знаний

(объяснения нового материала)

4.1. Урок объяснения нового материала состоит из следующих этапов:

  1.  Оргмомент (1– 2 мин.).

Время этапов урока распределяется между структурными элементами в зависимости от содержания и функций.

Оргмоментпредназначен для создания у учащихся рабочего настроения. Учитель стремится к быстрому включению учеников в работу. Затягивание оргмомента, как правило, приводит к методическим недочетам в организации урока.

  1.  Проверка домашнего задания и работа по карточкам (7 – 10 мин.).

Учителю необходимо определить, как осуществлять контроль: что проверить устно, что требует записи на доске, что будет делать класс, пока у доски работают 2–3 ученика, какие вопросы должны быть заданы для подготовки к восприятию нового материала.

Обязательно сформулировать цель для учеников. Она ставится на каждом новом этапе. «На прошлом уроке мы познакомились с темой… В домашней работе нужно было сделать … Сейчас проверим, как вы справились с заданием».

Проверка домашнего задания включает в себя опрос и проверку письменного задания с целью выяснения степени осознанности усвоения изученного и правильности выполнения задания.

Существуют разные формы проверки письменного задания.

1. В 5 – 6 классах – проверка тетрадей (в этих классах проверяется каждая работа);

2. Опрос по цепочке (объясняются орфограммы и пунктограммы, а разборы выполняются на доске, затем проверяются коллективно, при этом работавшему у доски нужно задать вопрос по изученному материалу и проверить (иногда просмотреть) тетрадь.Только после этого выставить оценку.)

3. Выборочная проверка домашнего задания на доске (выписать слова с орфограммами, обозначая их графически, составить схемы предложений с пунктограммами).

4. Выполнить грамматические разборы у доски, орфограммы и знаки препинания проверить устно по цепочке.

5. Фронтальный опрос поможет повторить пройденный материал (вопрос задается всему классу, отвечает один из учеников; недостатки обусловлены тем, что невозможно опросить всех учеников, трудно выявить неподготовившихся). Чтобы соединить этап проверки домашнего задания со следующей темой, необходим опрос по теории.

6. Индивидуальный опрос – карточки.

Карточки бывают разных видов. Работа по карточкам ограничена во времени, поэтому их нужно собрать в конце этапа проверки домашнего задания. Необходимо вести учет опрошенных по карточкам, чтобы каждый ученик в течение четверти смог поработать с разными видами карточек.

Этап проверки домашнего задания нельзя затягивать, так как это скажется на дальнейшей работе. Если новый материал достаточно сложный, то этап проверки домашнего задания может отсутствовать.

(3.) Орфографическая работа (около 5 мин.).

Орфографическая работа может заменить проверку домашнего задания, если это целесообразно. Формы работы могут быть следующими: а) на доске заранее записаны слова с пропущенными орфограммами, ученики должны их объяснить устно или в случае письменного выполнения задания в тетради с помощью графических обозначений; б) словарный диктант; в) работа с перфокартами для всего класса.

Словарный диктант составляется по специальным нормам. Обычно он состоит из словосочетаний. Необходимо учитывать способ контроля: проверка учителем, самопроверка, взаимопроверка (проверяет один ученик или проверка осуществляется по цепочке; при этом предварительно должен быть произведен обмен тетрадями, указаны нормы оценок, а после проверки необходимо выяснить, кто написал на «5», «4», «3», «2»; оценки выставляют сами дети).

  1.  Объяснение нового материала (10 – 15 мин.).

Необходимо сформулировать цель познания для учеников. На данном этапе урока обязательно наглядное предъявление нового материала, анализ которого осуществляется с помощью логически выстроенной системы вопросов. После беседы ученики самостоятельно формулируют правило или объясняют грамматические понятия, а затем обращаются к учебнику. Если необходимо, ученики еще раз могут повторить теоретические сведения и самостоятельно подобрать примеры для иллюстрации.

Таким образом, этап складывается из следующих составляющих: предъявление материала, анализ языкового материала путем последовательного вычленения признаков нового понятия (или условий действия правила и операций при его применении) – это этап структуризации нового материала; выводы-обобщение (формулировка дефиниции нового понятия или правила), запоминание (чтение учебника позволяет еще раз зрительно воспринять материал), воспроизведение (с подбором своих примеров).

  1.  Закрепление (15 – 20 мин.).

Упражнения для закрепления нового материала должны выстраиваться в соответствии с уровнем сложности: от анализа готовых примеров, выполнения упражнений по образцу до творческих заданий (то есть от «узнавания» нового материала к коллективному и самостоятельному оперированию с ним); от анализа простых случаев – к сложным; от упражнений, требующих осуществления одной операции, к многооперационным.

Сначала у доски работает сильный ученик (его действия есть своеобразный образец размышления-ответа для остальных), затем средний и слабый.

Первые упражнения выполняются по учебнику, далее возможно привлечение дополнительного дидактического материала.

Должны присутствовать разные формы работы, не только осложненное списывание, но разные виды диктантов и грамматических разборов, поскольку все разборы в полном или частичном виде должны быть представлены на каждом уроке.

Определение нового понятия (или новое правило) должно неоднократно звучать на уроке.

Советуем включать в закрепление игровые упражнения.

  1.  Подведение итогов и выставление оценок (не более 5 мин.).

Ученики формулируют выводы по уроку. Учитель выставляет оценки и комментирует их (в соответствии с нормами оценок и с учетом работы ученика в тетради). За урок должно быть выставлено не менее 5 отметок.

  1.  Домашнее задание (не более 5 мин.).

Задание на дом может быть озвучено в начале урока, если оно не нуждается в комментарии (поскольку часто в конце урока у студента не остается времени и он объявляет задание после до звонка).

С начала урока домашнее задание должно быть записано в правом верхнем углу доски. Обычно оно состоит из указания страницы, параграфа и упражнения, также может быть включен материал для повторения и словарные слова. Домашнее задание должно быть прокомментировано учителем, а значит, понято учащимися. Оно не должно быть перегружено, то есть предполагает 20-30-минутную работу школьника дома. Задание на дом может быть дифференцировано по уровню сложности ( например: некоторые ученики занимаются творческой работой, а другие выполняют предложенное упражнение).

В конце урока учеников следует поблагодарить за работу.

В конспекте каждого урока должно быть представлено оформление доски, поскольку доска – главное средство наглядности, она должна максимально служить процессу обучения.

На каждом уроке необходимо проводить лексическую работу (с целью увеличения словарного запаса, развития речи, расширения представлений учащихся о мире).

5. Конспект урока сообщения новых знаний

(объяснения нового материала).

Понятие о деепричастии (7 класс)

Цели: 1) познакомить с грамматическими особенностями и синтаксической функцией деепричастий, местом и ролью их в речи;

2) формировать умение отличать деепричастия от глаголов и наречий;

3) воспитывать осознанное отношение к богатству изобразительных средств языка путем грамотного использования деепричастий в речи.

Оборудование: доска, цветные мелки, опорный план «Грамматические характеристики деепричастий», индивидуальные карточки с заданиями, учебник «Русский язык. 7 класс» М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.

Ход урока

2 мин.

Настроить класс на работу, ознакомить с индивидуальными карточками 10 мин.

Цель урока:

Записать в тетради число и тему урока

Подчеркиваю на доске  глаголы, деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения (частичный синтаксический разбор)

Ученик 1.

Вывесить опорный план «Грамматические характеристики деепричастий»

Учитель указывает глагольные формы, от которых образованы деепричастия (частичный морфемный разбор)

20 мин.

Цель:

Ученики 2, 3, 4

(в ходе выполнения задания производятся частичный орфографический и пунктуационный разборы)

Ученик 5 на обороте доски

Сверит

с доской

Цель работы

Работа по индивидуальным карточкам в тетрадях

Частичный фонетический разбор

Творческая работа (каждый самостоятельно записывает в тетради). Опросить 4–5 учеников.

5 мин.

Наша цель:

Выставление оценок ученикам 1, 2, 3, 4, 5 с комментариями

3 мин.

(Пояснить дом. зад., поблагодарить за работу)

  1.  Оргмомент.

  1.  Объяснение нового материала

Сегодня у нас особый урок, нам предстоит познакомиться с новой частью речи с особым загадочным характером. Эта часть речи, обращаясь к вам, утверждает:

Загадку эту отгадать совсем несложно!

Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,

Я по значению похоже на глагол.

Ответ на эту загадку мы найдем в теме нашего урока. Нам предстоит познакомиться с деепричастием, мы будем учиться отличать его от глагола и наречия и осознанно использовать в нашей речи, делая ее богатой и выразительной.

  1.  Прочитаем текст, представленный на доске и ответим на вопрос: «Какие действия совершают лебеди?»

Многочисленная стая лебедей кружила над разливом. Я сидел на маленьком островке, слушал и наблюдал. Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Не замечая меня, они купались, переговаривались. Вдруг по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водой, птицы стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

Итак, укажите, какие действия, совершаемые птицами, выражены с помощью известной вам части речи – глагола? Руководствуйтесь  соответствующими вопросами.

(Стая) кружила;  плавали, купались и переговаривались; стали подниматься; потянулись (на север).

  1.  Есть ли действия, выраженные другими частями речи?

(Изогнув шеи, не замечая (меня), шумя (крыльями), брызгая (водой), собравшись (в стаю).

  1.  Чем они отличаются от тех, что представлены глаголами? Какая часть речи обозначает главное действие, а какая добавочное? (Глаголом обозначено главное действие, деепричастием – добавочное).
  2.  Выпишем деепричастия со словом, к которому они относятся, и зададим вопросы.

Плавали (что сделав? как?), изогнув (шеи); купались (что делая? как?), не замечая (меня); стали подниматься (что делая? как?), шумя, брызгая; потянулись (что сделав? как?), собравшись (в стаю).

  1.  Мы не случайно задавали вопрос как?.Он поможет подчеркнуть деепричастия как члены предложения. Каким членом предложения будет деепричастие? (Обстоятельством).
  2.  Какая часть речи также отвечает на вопрос как? (Наречие). Деепричастия и наречия схожи еще и тем, что они являются неизменяемыми частями речи (плавали близко, изогнув (шеи)).
  3.  А теперь обратимся к опорному плану. Признаки каких частей речи объединяют деепричастия? (Глагола и наречия).
  4.  Назовите эти признаки (Признаки глагола: обозначает действие, но добавочное, имеет совершенный и несовершенный вид (что сделав? что делая?); признаки наречия: не изменяется, является обстоятельством (как?)).
  5.  Деепричастия имеют особые суффиксы:

Изогну-в изогну-ть, не замеча-я замеча-ют, шум-я шум-ят, брызга-я брызга-ют, собра-вши-сьсобра-ть-ся.

  1.  Как в нашем тексте оформлены деепричастия с зависимыми словами? (Выделены запятыми).
  2.  Итак, что такое деепричастие? (Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия, отвечает на вопросы что делая? что сделав? как?, в предложении является обстоятельством).

Термин деепричастие возник в ХVII в., и объяснить его можно как «причастность к действию».

  1.  Чтение учебника. § 30, стр. 61.
  2.  Закрепление

Будем учиться находить деепричастия в тексте, отличать их от других частей речи.

1. Стр. 63, упр. 136.

Запишем предложения, объясним орфограммы, найдем деепричастия.

Ручьи, журча и извиваясь, меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат. Всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А.Фет). Переходя в настоящий луг, сад спускался к реке (А.Чехов).

Выпишите на слух деепричастия из фрагментов стихотворений И. Бунина. Выделите суффиксы деепричастий. Загляните в мастерскую поэта и ответьте на вопрос: какую изобразительную функцию выполняют деепричастия в стихах И. Бунина?

И ветер, играялиствою,

Смешал молодые березки.

Берез веселый хоровод,

Шумя, встречает нас поклоном.

Опять привольные поля

Проходят мимо нас кругами,

И хутора и тополя

Плывут, скрываясь за полями.

И день сиял, и млели розы,

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слезы

Очами, полными огня.

Шумели листья, облетая,

Лес заводил осенний вой.

Деепричастия насыщают текст разноуровневыми действиями, внося ощущение постоянного движения, конкретизируя и «утончая» его, привнося в текст оттенок незавершенности и протяженности, передавая медленное, плавное дыхание времени.

  1.  Поэты и писатели часто пользуются деепричастиями. Так, Д.В. Григорович вспоминал, что Ф.М. Достоевскому не понравилась фраза: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». Ф.М. Достоевский раздраженно сказал: «Совсем не так! У тебя все выходит слишком сухо. Надо так: «Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая»». Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит живописнее, дорисовывает движение.

Вы должны уметь самостоятельно использовать деепричастия в речи. Чтобы этому научиться, станем на время поэтами и украсим добавочными действиями перевод стихотворения английского поэта Р. Саути «Ладорский водопад». Заменим глаголы деепричастиями и посмотрим, как изменится текст:

Кипит,

Шипит,

Ворчит,

Струится,

Ласкается, бушует, летит,

Играет, звенит, шелестит,

Взметается, пенится, ликует, гремит,

Вперед и вперед убегает в свободолюбивом задоре.

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Ладоре.

Прочитаем, что у вас получилось.

Кипя,

Шипя,

Ворча, струясь,

Ласкаясь, бушуя, летя,

Играя, звеня, шелестя,

Взметаясь, пенясь, ликуя, гремя,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре.

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Ладоре.

Как изменилось стихотворение с появлением в нем деепричастий? (Стихотворение стало более динамичным, легким, деепричастия точнее передают оттенки звучания и движения воды).

3) В первом варианте стихотворения найдите слова, в которых 2 буквы обозначают 1 звук и наоборот 1 буква обозначает 2 звука. (Струится, ласкается, взметается, пенится – тс= [ц]; ласка[й’э]тся, бушу[й’э]т, игра[й’э]т, взмета[й’э]тся, убега[й’э]т, пада[й’у]т, сверка[й’у]щем).

4) Разнообразим собственную речь деепричастиями. Продолжите предложение: Будьте счастливы, (что делая? что сделав?)….

Прочитаем, что получилось.

4. Подведение итогов, выставление оценок

Обобщим изученное.

Что узнали о деепричастии? (Повторить определение понятия «деепричастие»). Как оно изменяет нашу речь?

А вот какое письмо прислало вам само деепричастие, которое с удовольствием следило сегодня за нашей работой:

Послушайте меня с участием! –

Сказало нам Деепричастие.

Я свойства слов различных сочетаю

И по две части речи совмещаю.

А значит, я всех-всех богаче!

А как же может быть иначе?

Старайтесь разумно использовать деепричастия в своей речи, чтобы сделать ее богатой, яркой и точной.

5. Домашнее задание

§ 30, стр. 63, упр. 137

Оформление доски

Изогнув изогнуть,

не замечая замечают,

шумя шумят, брызгая брызгают, собравшись собраться

Число

Классная работа

Понятие о деепричастии

(текст для анализа)

Д/з § 30, стр. 63, упр. 137

(словосочетания из текста)

6. Уроки формирования языковых умений и навыков

(закрепления)

Уроки формирования языковых умений и навыков (закрепления) проводятся, если на изучение материала отведено несколько уроков, например, изучению темы «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте» посвящено 2 урока, на первом уроке будет происходить объяснение нового материала, на втором – закрепление.

На этапе проверки домашнего задания целесообразно использовать фронтальный опрос для повторения изученного на уроке нового материала, а также карточки разных типов.

Для прочного усвоения знаний и выработки необходимых умений учитель должен разработать систему разнообразных постепенно усложняющихся упражнений. В структуру урока-закрепления может быть включена самостоятельная работа, контролирующая уровень усвоения знаний. В таком случае урок будет комбинированным. Если в орфографическую пятиминутку включены элементы повторения по ранее изученным темам, урок также будет квалифицирован как комбинированный.

Основные этапы урока-закрепления:

  1.  Оргмомент.
    1.  Проверка домашнего задания.
    2.  Закрепление.
    3.  Подведение итогов, выставление оценок.
    4.  Домашнее задание.

7. Уроки обобщения и систематизации знаний

(повторения)

Уроки повторения включают в себя повторение по нескольким темам или разделу. Проводятся они в начале учебного года для повторения изученного в предыдущих классах (например, в 5 классе повторение проходит по следующим темам: «Части слова»; «Орфограмма»; «Имя существительное»; «Имя прилагательное»; «Местоимения 1, 2 и 3-го лица»; «Глагол»; «Наречие»; «Предлоги и союзы»; «Текст, тема текста.Стили»). Уроки данного типа необходимы и для повторения и систематизации знаний в конце изучения раздела, в конце четверти и учебного года.

Структура урока следующая:

1. Оргмомент.

  1.  Проверка домашнего задания.
  2.  Повторение.
  3.  Подведение итогов, выставление оценок.
  4.  Домашнее задание.

Если в структуре урока встречаются этапы уроков разных типов, то такой урок называется комбинированным (например, если урок объяснения нового материала включает орфографическую пятиминутку на правило, изученное несколько уроков назад, то это этап повторения, а значит, урок комбинированный).

8.Структура урока работы над ошибками

7.1. Уроки работы над ошибками проводятся после написания диктантов, сочинений и изложений. Для подготовки к уроку учителю необходимо систематизировать ошибки учащихся и проанализировать их, а также подобрать упражнения, ликвидирующие пробелы в знаниях учащихся. На уроке могут быть использованы обобщающие таблицы и схемы.

Этапы урока работы над ошибками:

  1.  Оргмомент (1 – 2 мин.).
  2.  Слово учителя (не более 5 мин.):

а) общая характеристика качества выполненной работы (приведение количественных показателей);

б) общий анализ наиболее типичных ошибок (орфографических и пунктуационных).

  1.  Работа над ошибками (время определяется количеством анализируемых ошибок):

а) работа над орфографическими ошибками (обычно на уроке анализируется 5 – 6 орфограмм (в 5 классе 3 – 4), на каждую орфограмму отводится около 5 минут. Работа над орфографической ошибкой включает в себя 3 этапа: 1) объяснение правильного написания слова, в котором была допущена ошибка; 2) формулировка правила; 3) закрепление.

б) работа над пунктуационными ошибками (работа включает в себя разбор 3 – 4-х пунктограмм (в 5 классе 2 – 3-х), на каждую из которых отводится около 5 минут. Работа над пунктуационными ошибками состоит из трех этапов: 1) объяснение постановки знаков препинания в предложении; 2) формулировка правила; 3) закрепление;

в) индивидуальная работа над ошибками (индивидуальная работа необходима, если какие-либо ошибки не были рассмотрены на уроке; на этом этапе важно продумать, чем будут заняты ученики, которым не нужно выполнять индивидуальную работу).

  1.  Подведение итогов (не более 5 мин.).
  2.  Домашнее задание (не более 5 мин.).

9. Конспект урока работы над ошибками (7 класс)

Цели: 1) устранить недочеты в знаниях учащихся по теме «Причастие»;

2) совершенствовать навыки правописания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени, букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, частицы не с причастиями, а также навыки правильной постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами и сложных предложениях;

3) воспитывать осознанное отношение к письменной речи путем грамотного применения орфографических и пунктуационных правил.

Оборудование: таблица «Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов».

Ход урока

2 мин.

5 мин.

Озвучить оценки, похвалить (в некоторых случаях выразить сожаление) раздать тетради.

25 мин.

Наша цель:

Записать в тетради число и тему урока

Вывесить таблицу

Ученики 1, 2 записывают в два столбика на обратной стороне доски

Проверить написанное, обратить внимание на орфоэпию

Ученик 3

Морфемный и словообразоват. разборы

Ученик 4

Ученик 5 работает на обратной стороне доски.

Сверить с доской

Ученик 6 объясняет с места

Выполняется

на доске

Ученик 7 выполняет синтаксический разбор

Схематический диктант

Творческая работа

Выборочная проверка

Индивидуальная работа над ошибками

Фонетический разбор

Уч. 8

5 мин.

Цель:

Оценки ученикам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 с комментариями

3 мин.

Пояснить, поблагодарить за работу

  1.  Оргмомент.
  2.  Слово учителя.

1. Общая характеристика качества выполненной работы.

 На прошлом уроке вы писали диктант по фрагменту из произведения А. Куприна. Большинство из вас справилось с работой успешно, однако есть недочеты в усвоении правил по теме «Причастие», которые нам предстоит устранить на сегодняшнем уроке.

Результаты работ таковы: …

2. Типичные ошибки:

  1.  орфографические ошибки:
  •   правописание н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  •   правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  •  написание букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  •  слитное и раздельное написание не с причастиями.
  1.  пунктуационные ошибки:
  •  выделение запятыми причастных оборотов;
  •  постановка знаков препинания в сложном предложении.
  1.  Работа над ошибками.

Устраним орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в диктанте, и повторим правила по теме «Причастие».

1. Работа над орфографическими ошибками.

Задание №1. Объясните написание причастий, представленных на доске:

разукраше…ый

утрамбова…ый

окруже..ый

(Все эти причастия образованы от глаголов совершенного вида, поэтому пишем в них нн).

Задание №2. Обратимся к таблице. Повторим правило написания н и нн в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Задание №3. Закрепим правило, написав распределительный диктант (причастия и отглагольные прилагательные с н в один столбик, с нн в другой):

Н

печеные яблоки,

вязаный шарф,

кованый сундук,

неезженые дороги,

площадка утрамбована

НН

выглаженная рубашка,

плетенный бабушкой коврик,

асфальтированная дорога,

перекрашенный дом, печенный в духовке,

премиро´ванный сотрудник,

газиро´ванныйнапиток

Объясните правописание в соответствии с правилом.

Задание №4. Вспомните правило написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Объясните правописание причастия в словосочетании не заглуша…мые музыкой, предварительно выполнив морфемный и словообразовательный разборы:

не за-глуш-а-ем-ые

не заглуша-ем-ые ← заглуша-ют (суффиксальный способ; заглушаемые – страдательное причастие настоящего времени, образованное от глагола 1 спряжения, следовательно, пишется суффикс –ем-; в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения, пишется суффикс –им-).

Задание №5. Образуйте возможные причастия настоящего времени от следующих глаголов:

Отправлять (отправляют, 1спр.) – отправляющий, отправляемый; уважать (уважают, 1спр.) – уважающий, уважаемый; видеть (видят, 2 спр.; исключение) – видящий, видимый; петь (поют, 1спр.) – поющий; жевать (жуют, 1спр.) – жующий; освещать (освещают, 1 спр.) – освещающий, освещаемый.

Задание №6. Повторим правило «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

(В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени после шипящих под ударением пишется ё, без ударения е).

Обратимся к словам окруж…ный, освещ…ный, в которых вы сделали ошибки, и объясним их правописание.

Задание №6. Напишем выборочный диктант, попутно повторяя написание гласных после шипящих и ц:

Перед походом я проверил содержимое моего рюкзака, в котором лежали, на мой взгляд, необходимые предметы: банка тушенки, банка сгущенного молока, варенье из крыжовника, копченая колбаса, зубная щетка, мой талисман – крохотный зайчонок, свинцовое грузило для рыбной ловли, разные крючочки и бечевочки.

Тушенка (образовано от глагола);

Сгущенный (от глагола сов.в.);

Крыжовник (под ударением в корне существительного, нет чередования с е);

Копченый (отглагольное прилагательное);

Щетка (щетина, чередование ё//е в корне существительного);

Плюшевый (без ударения в суффиксе прилагательного – е);

Зайчонок (под ударением в суффиксе существительного – о);

Свинцовый (под ударением в суффиксе прилагательного после ц);

Крючочки (под ударением в суффиксе существительного – о);

Бечевочки (бечева, чередование ё//е в корне существительного).

Задание №7. Вспомним правописание не с причастиями.

 Обратимся к словосочетанию почти не освещенный. Почему частица не написана отдельно? (У причастия есть зависимое слово.) В каких еще случаях частица не с причастием пишется отдельно? (Есть противопоставление с союзом а; с краткими причастиями).

Задание №8. Напишите объяснительный диктант.

Неотправленное письмо, не отправленное вовремя, письмо не отправлено, несобранные грибы, никем не собранные ягоды, тетради не собраны, незаконченное предложение; не придуманное, а взятое из книги предложение.

2. Работа над пунктуационными ошибками.

Задание №9. Расставьте знаки препинания в предложении, записанном на доске:

 Березы и грабы окружавшие площадку сразу выдвинулись вперед.

(Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми:Березы и грабы, /окружавшие площадку/, сразу выдвинулись вперед).

Задание №10. Запишите предложение, расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор: Сила, не знающая цели, – мать лени. (Повествоват., невосклиц., прост., двусост., распростр., полн., осложнено причастным оборотом); (тире поставили между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными).

Задание №11. Напишем схематический диктант, обозначая определяемые слова и причастные обороты.

Бурное море бешено мчит свои воды, освещенные неяркими, тревожными лучами солнца, скрытого за стеной огненных туч.

Х, │ … Х│, │ … │.

Злое море, желающее показать свою сокрушающую силу, поднимает изумрудные громады волн все выше и выше.

Х, │ … │, …

Вот сейчас оно обрушит лавину воды на людей, спасающихся на обломках мачты.

Х, │ … │.

Задание №12. Какое предложение диктанта соответствует следующей схеме: (Когда ═), [═]? Объясните постановку знаков препинания.

Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей.

(Учитель поясняет, что данное предложение сложное, поэтому между его частями стоит запятая. В каждой части сложного предложения по одному главному члену. Подобные случаи будут изучаться в 8 классе, но ученики уже с ними сталкивались).

Задание №13. Составьте сложные предложения по схемам: [Уже вечерело], (когда – ═); [Звезды мерцали], (как будто – ═).

Задание №14. Перейдем к индивидуальной работе над ошибками. Те из вас, у кого остались неисправленные погрешности, продолжают работу самостоятельно, остальные выполняют фонетический разбор слова.

Не заглушаемые(музыкой)

За-глу-ша´-е-мы-е – 6 слогов

з – [з] – согласн., звонк., тверд.

а – [а] – гласн., безударн.

г – [г] – согласн., звонк., тверд.

л – [л] – согласн., звонк., тверд.

у – [у] – гласн., безударн.

ш – [ш] – согласн., глух., тверд.

а – [а] – гласн., ударн.

е – [й´] – согласн., звонк., мягк.

 – [э] – гласн., безударн.

м – [м] – согласн., звонк., тверд.

ы – [ы] – гласн., безударн.

е –  [й´] – согласн., звонк.,мягк.

 – [э] – гласн., безударн.

11букв,13 звуков.

4. Подведение итогов, выставление оценок

Систематизируем правила, над которыми работали в течение урока. (Над какими правилами мы работали в течение урока?).

5. Домашнее задание

Подобрать из изучаемого художественного произведения по 5 примеров на каждое орфографическое правило и по 3 примера на каждое пунктуационное правило

Оформление доски

(Когда ═), [═].

Не заглуша…мые музыкой

Почти (не) освещенный

Число

Работа над ошибками

Березы и грабы окружавшие площадку сразу выдвинулись вперед.

Разукраше…ый

Утрамбова…ый

Окруже…ый

Д/ з: Подобрать примеры в соответствии с допущенными ошибками

Окруж…нный

Освещ…нный

Текст диктанта

Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окруженная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном ее конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.

Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей. Но этого оказалось мало: площадка осталась почти не освещенной. Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Березы и грабы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед. За ними слабо вырисовывались на совершенно черном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зеленую мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так странно, громко и дружно, что казалось, будто кричит только один кузнечик, но кричит ото всюду: и справа, и слева, и сверху (120 слов). (По А. Куприну.)


Н

1) образовано от глагола несов. в.

(жареный);

2) нет приставки(кроме не, она роли не играет);

3) нет зависимого ареное);

4) нет –ова-, -ева-, -ирова-;

5) в кратких причастиях

НН

1) образовано от глагола сов.в.

(решенный);

2) есть приставка

(зажаренный);

3) есть зависимое слово (жаренное в масле);

4) есть –ова-, -ева-, -ирова-


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73976. ВЕЛИКОМОРАВСЬКА ДЕРЖАВА 1.87 MB
  У процесі переселення племен родоплемінні звязки порушувались, і на нових місцях виникали територіальні обєднання, а не родові общини.
73977. НФЧС та визначення шляхів розвитку ЧСР (1945-1948) 224 KB
  При цьому КПЧ мала такий сильний додатковий аргумент як активна підтримка її з боку СРСР який багато зробив для відновлення ЧСР в довоєнних кордонах. Це викликало в керівництві КПЧ побоювання саботажу з його боку та спричиняло дії з реорганізації Міністерства внутрішніх справ держбезпеки та інших. Проте ступінь впливу КПЧ в армії не був однозначним.
73978. Югославія в роки Другої світової війни 117 KB
  У Югославії пожвавилася діяльність різних націоналістичних угруповань: сербського Збору хорватських усташів македонського ВМРО німецького культурбунду та ін. ускладнила становище Югославії що спонукало врештірешт уряд Д. Гітлер віддав командуванню німецької армії наказ підготувати й завдати удару по Югославії. в Белграді був підписаний акт про капітуляцію Югославії.
73979. МУРАВЬЁВА Т.В. МИФЫ СЛАВЯН И НАРОДОВ СЕВЕРА 471.5 KB
  Король желая еще хоть раз увидеть незабвенную супругу послал за паном Твардовским и повелел ему силою своего волшебства вызвать тень покойной королевы. Король простер к ней руки и рванулся из магического крута. Однако чешские короли правившие в IX XIV веках называли себя Пржемысловичами и возводили свой род к легендарному Пржемыслу В XI веке король Вратислав П в зале своего дворца в Вышеграде выставил для всеобщего обозрения лапти Пржемысла. Король Ячменек Правил некогда в Чехии король Святопулк человек жестокий и нечестивый.
73981. Режим «народної демократії» в Польщі (1945-1948) 258.5 KB
  Зі створенням ПОРП у країні фактично розпочався процес формування тоталітарного політичного режиму. Узявши за взірець сталінську модель соціалізму керівництво ПОРП намагалося силовими методами в надзвичайно стислі строки здійснити перебудову польського суспільства.
73982. ПОЛЬСЬКА ДЕРЖАВА В ПЕРІОД ПРАВЛІННЯ ДИНАСТІЇ ЯГЕЛЛОНІВ (КІНЕЦЬ ХIV-ХVІ ст.) 519 KB
  Політичний розвиток Польщі наприкінці XIV в першій половині XV ст. Боротьба з німецькою експансією Формування становопредставницької монархії Соціальноекономічний розвиток Польщі Польськолитовські відносини. Польська культура ПОЛІТИЧНИЙ РОЗВИТОК ПОЛЬЩІ НАПРИКІНЦІ XIV В ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ ХV СТ. З метою зміцнення позицій нової королівської династії у Великій Польщі Ельжбета здійснила ряд нововведень: заснувала спеціальні суди які розглядали справи щодо повернення шляхті конфіскованих у неї маєтків; надала привілеї деяким...
73983. Національно-визвольний рух у польських землях наприкінці ХVІІІ–в 60-х роках ХІХст 222 KB
  Відсутність власної держави відчули на собі всі верстви польського суспільства. Шляхту було позбавлено громадянських і політичних прав, якими вона користувалася протягом кількох століть, зокрема можливості брати участь у законотворчості і встановленні розміру податків
73984. Річ Посполита XVII - наприкінці XVIII століттях 247 KB
  Нову династію в Речі Посполитій започаткували вибори на польський престол у 1587 р., на яких обрали фактично двох королів. Примас (глава католицької церкви) Станіслав Карнковський проголосив королем шведського принца Сигіз-мунда. РІЧ ПОСПОЛИТА В XVII - НАПРИКІНЦІ XVIII століттях