53973

Основные этапы развития научных представлений о культуре. Актуальность культурологических исследований

Доклад

Культурология и искусствоведение

Традиция исследования феномена, называемого культурой, насчитывает многие столетия. В философии Древнего Мира значительное место занимает рассмотрение проблем морали, религии, искусства, бытия личности; в античной философии появился термин «культура».

Русский

2014-04-01

37.5 KB

2 чел.

Основные этапы развития научных представлений о культуре. Актуальность культурологических исследований.

Основные этапы развития представлений о культуре:

  1.  Для Античности как первого этапа формирования представлений о понятии “культура” характерна космоцентричная модель картины мира с универсальными законами природы, общества и человека. Впоследствии, в Средние века, это представление оказалось в подчинении божественной воле, использовалось понятие ментальной, интеллектуальной, духовной культуры как божественного дара и предназначения человека. Но сама идея культуры как проявления творческого замысла человека не получила развития в общественной мысли, оставалась подчиненной религиозной, схоластической, теоцентричной картине мира.
  2.  Вторым историческим этапом стала эпоха Возрождения. Основой ренессансного мировоззрения является отношение к человеку как к свободной, творческой личности, и это положение выражает сущность гуманизма. Формируется антропоцентричная картина мира, где главным действующим лицом становится личность, индивидуальность, свободно действующая в культуре. На протяжении многих веков идеи гуманности и свободы являются воплощением сущности культуры и мерилом человеческих ценностей. Восхищением творческими способностями человека, достижениями в искусстве и литературе наполнена эпоха Ренессанса. Однако, как всякий исторический период, Возрождение было внутренне противоречивым и неоднозначным, содержало в себе предпосылки последующего духовного кризиса.
  3.  Третьим важнейшим историческим этапом становления представлений о сущности культуры была эпоха европейского Просвещения 18 века. Этот период по праву называют периодом формирования классической модели культуры, в котором особое значение придается разумной деятельности человека, освобождению его от невежества благодаря образованию и просвещению. Человек культурен по мере реализации разумности в его сознании и поведении. Культура – не просто заложенное в человеке стремление к свободе или милосердию, но деятельность, освещенная “светом разума”. В новой модели гуманизм дополнен рационализмом, господством разума. Именно на этом фундаментальном положении воздвигается здание европейской культуры. Подвергается критике несовершенство политической организации государства, необразованность и невежество политической организации государства, необразованность и невежество, моральная распущенность, несправедливость и неравенство. Необходимо освободиться от религиозных догматов, мифом и суеверий.

Актуальность культурологических исследований.

Традиция исследования феномена, называемого культурой, насчитывает многие столетия. В философии Древнего Мира значительное место занимает рассмотрение проблем морали, религии, искусства, бытия личности; в античной философии появился термин «культура». Значительно позднее сформировалось относительно самостоятельное направление философствования – «философия культуры». Наряду с философией, феномен культуры привлекает внимание многих гуманитарных наук, прежде всего истории, психологии, религиоведения, социологии, этнографии (этнологии).

В двадцатом столетии гуманитарная теория осознала потребность в комплексном исследовании человека и феноменов его жизнедеятельности, в первую очередь культуры. Причиной поворота знания к гуманитарной проблематике стал системный кризис общества, ведущей ценностью которого несколько столетий было научно-техническое знание, технократия. Возродились к активной жизни ненаучные формы сознания, в том числе религия и мистика. Появилось осознание недостаточности идей линейного и циклового развития человечества. Рост национального самосознания, как элемент стремительно разрастающегося локального многообразия, диктует новую постановку сравнения, субординации культур. Стали искать единую природу локального многообразия равноценных, интенсивно взаимодействующих культур. Неоднозначные результаты деятельности технократии поставили задачей компенсировать гуманитарными знаниями узкую профессионализацию. Возникла острая необходимость в выверенных практических действиях по созданию иного типа общества, другого характера планетарной культуры, следовательно, формируется потребность в системном анализе культуры как сферы государственной политики с обоснованными управленческими решениями.

Современная культурология выходит из состава философии, формируя свой предмет и соответствующие методы исследования. Культурология, как новейшая отрасль гуманитарной науки, ещё не обрела общепринятого толкования предмета и предназначения. В дискуссиях о смысле культурологии участвуют специалисты традиционных областей знания. Сравнительно недавно культурология получила знаковое подтверждение статуса самостоятельной науки; исследователям культуры стали присваивать учёную степень по культурологи. Общее понятие о культурологии также неоднозначно; во множестве интерпретаций исследователи пытаются выделить основные подходы к пониманию культурологии как таковой. В первом приближении можно сформулировать три подхода. Первый определяется философской традицией рассмотрения культуры. Культурология, понимаемая как общая теория, отождествляется с философией культуры. Иногда культурологию рассматривают как часть философии культуры, исследующую многообразие культуры посредством систематизации, типологии феномена. Философы рассматривают историю культуры (культур) как одну из типологий культуры. В таком варианте культурология совпадает с аксиологией культуры, приближается к культурантропологии и социологии культуры. Второй подход рассматривает культурологию как обозначение комплекса самостоятельных дисциплин, изучающих аспекты и формы культуры. Целью культурологии является изучение социально-исторического бытия культуры, результатом - накопление, систематизация знаний о культуре. Третий подход рассматривает культурологию как самостоятельную отрасль гуманитарно-социального знания. Данный подход существует с постановки проблемы Л.Уайтом и предполагает выявление предмета культурологии, её места среди отраслей социально-гуманитарного знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51155. Возрастная психология. Лабораторный практикум 227.81 KB
  Интерпретацию непроизвольного рисунка можно использовать для выяснения подробностей жизни ребенка или для выяснения того насколько взрослый человек переживает то или иное событие. Юнгу особенности личности ребенка и формами его художественного выражения. Юнгу особенности личности ребенка и формами его художественного выражения. Обычно опрос перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка.
51156. Система управления базами данных ACCESS 324.42 KB
  Установите типы данных счетчик текстовый числовой и т. созданных таблиц. Определите первичные ключи в созданных таблицах.
51157. Аналитическое определение различных видов теплоемкостей 3.1 MB
  Ознакомление с одним из методов экспериментального определения теплоемкости воздуха. Аналитическое определение различных видов теплоемкостей, определение средней теплоемкости по таблицам.
51158. ПРИМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРИОГРАФА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАКУУМНЫХ И ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ 6.38 MB
  Сущность характериографических исследований заключается в приложении к объекту исследования изменяющегося напряжения вызывающего ток протекающий через объект с последующим отображением зависимости этого тока от напряжения в прямоугольной системе координат.1 Исследуемый объект Здесь исследуемый объект подключён к генератору линейно изменяющегося напряжения ГЛИН. Если подать линейно изменяющееся напряжение например на входы горизонтального отклонения луча электроннолучевой трубки осциллографа X а напряжение с измерительного...
51159. Дослідження текстового та графічного режимів роботи EPSON-сумісних матричних принтерів 26.69 KB
  Специальные функции передаются на ПУ сериями Escpe Серия Escpe состоит из кода Escpe 1B и буквенноцифровых знаков или символов. Виды шрифтов SO выход из основного набора ИСО включение широкого шрифта ESC SO включение широкого шрифта SI вход в основной набор ИСО включение уплотненного шрифта ESC SI включение уплотненного шрифта DC2 выключение уплотненного шрифта DC4 выключение широкого шрифта ESC E включение жирного шрифта ESC F выключение жирного шрифта ESC G включение двойной печати ESC H выключение двойной...
51161. ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК МИКРОПРОГРАММИРУЕМОГО ПРОЦЕССОРА 127.5 KB
  Определить количество нулей в коде числа. Используемые регистры R0=Число в котором будет определяться колво нулейC000 h R2=10 h R3=0 Тесты: R0=C000 R2=000E; R0=FFFF R2=0000; R0=0000 R2=0010; R0=FBE R2=0004; Выводы: В данной работе был изучен операционного блока на уровне структурной схемы так же я ознакомился с составом микрокоманд и порядком их выполнения с составлением и отладкой микропрограммы. Был разработан и реализован алгоритм позволяющий определить количество нулей в коде числа и в соответствии с ним написана микропрограмма.
51162. Исследование параметров воздуха рабочей зоны и защиты от тепловых излучений 42.9 MB
  Холодный период года период года характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха равной 10 С и ниже. Теплый период года период года характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха выше 10 С. Среднесуточная температура средняя величина температуры наружного воздуха измеренная в определенные часы суток через одинаковые интервалы времени.
51163. Розвязування задач теорії прийняття рішень за допомогою дерев рішень 1.39 MB
  Мета: навчитися розвязувати задачі теорії прийняття рішень за допомогою дерев рішень Теоретичні відомості Дерево рішень це граф що представляє правила в ієрархічній послідовній структурі де кожному обєкту відповідає єдиний вузол який дає розвязок. Для генерації різних варіантів рішень і їх оцінки найбільше поширення знайшли дерева рішень що містять два типи вершин: вершини в яких рішення приймає експерт ОПР і вершини де рішення приймає випадок виходящі з вершини дуги задають визначені імовірності напрямків прийняття...