5401

Философия: функции, этапы развития и современные подходы

Реферат

Логика и философия

Философия: функции, этапы развития и современные подходы. Вопрос 1 Типы мировоззрения, вопросы и периоды развития философии. Ценность любой философии, в конечном счёте, измеряется её способностью превратиться в живую популярную философию (А. Швейцер...

Русский

2012-12-09

96.5 KB

9 чел.

Философия: функции, этапы развития и современные подходы.

Вопрос 1 Типы мировоззрения, вопросы и периоды развития философии.

Ценность любой философии, в конечном счёте, измеряется

её способностью превратиться в живую популярную философию (А. Швейцер).

С философией не сталкивается лишь тот, кто вообще не мыслит (Э.В. Ильенков).

“Несерьёзные” определения философии. Если задать вопрос нескольким десяткам людей на улице: что такое философия? то, скорее всего, мы услышим разнообразные и “несерьёзные” определения. Некоторые скажут: философия – это когда ты не понимаешь то, что я говорю, а я не понимаю то, что говоришь ты. Французский философ Вольтер (1694-1778) шутил: когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, это философия. Другие скажут: философия – интересная игра ума или игра в слова, но это занятие не имеет практической пользы, а является бессмысленной тратой времени. Мы можем услышать или прочитать, что есть множество философий: науки и техники, права и образования, истории и религии, хозяйства и искусства, игры и спорта, управления и кино и т.д. В одном модном журнале для деловых и успешных женщин было написано: философия современной чувственности немыслима без идеи гурманства. Наконец, кто-то будет утверждать: философия – это особое отношение к миру и самому себе, образ жизни (например, жизнь древнегреческого философа Диогена, жившего в бочке), следовательно, философия у каждого своя. Английский философ и социолог Карл Поппер (1902-1994) писал: все мы – философы, и даже те из нас, кто не сознают этого, имеют свои философские предпочтения. И действительно, каждый из нас, если и не ответил, то, по крайней мере, задавал себе вопросы, которые другой английский философ Бертран Рассел (1872-1970) в Истории западной философии обозначил, как специфически философские.

Онтологические вопросы. Условно можно выделить вопросы о мире, человеке и обществе. Что есть истина? что есть сущее, окружающий мир, возник ли мир или существует вечно? почему мир изменяется? что происходит вокруг и зачем, есть ли цель у вселенной? действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них? Это онтологические вопросы, вопросы о бытии, слово онтология происходит от греческих слов онто, сущее и логос, слово, учение. Онтология – раздел философии, изучающий общие принципы бытия, существующего.

“Основной” вопрос философии. Другой блок вопросов – вопросы гносеологические, вопросы о познании, слово гносеология происходит от греческих слов гнозис, знание и логос, слово, учение. Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы познания. Ещё древнегреческий философ Парменид (540-480 до н.э.) сформулировал проблему соотношения материи и сознания, а немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895) называл вопрос об отношении мышления к бытию основным вопросом философии. Мир, в котором мы живём, состоит из двух типов реальности: материальный, физический, вещественный, предметно-чувственный мир, который существовал и существует вне нас. Но есть мир идеальный, ментальный, семантический, субъективный мир психики, сознания, внутренних переживаний человека. Современный американский философ Ричард Рорти (р.1931) книге Философия и зеркало природы (параграф Критерий ментального) пишет: у нас нет сомнений в том, что боль, настроения, воображение, “озарения в уме”, сны, галлюцинации, веры, установки, желания и намерения всякого рода считаются “ментальными”, в то время как кишечные спазмы, сопровождающие их нервные процессы и всё, что можно локализовать в теле полагаются нементальными. Разделён ли мир на дух и материю, подчинён ли дух материи или он независим? Философы “бились” над проблемой: как соотносятся, связаны эти миры, что  Согласно натурализму или материализму, развитие мира порождает человека, мир идей и субъективную реальность. Идеалистические направления философии утверждали: либо первична объективная идея, либо, мир есть комплекс субъективных ощущений, идей. В дуалистических концепциях постулируется существование двух независимых субстанций: материи и духа. Ещё одна сторона этого вопроса: насколько наши теории отражают реальность объективного мира и познаваем ли мир в принципе? или мы имеем дело с нашими мыслями, понятиями, фантазиями, играем в слова и символы, и есть реальность, которая непостижима в принципе?

Третий блок – вопросы этические, связанные с жизнью человека, зстетические, поиск критерия красоты и, аксиологические, о ценностях человеческой жизни. Что есть человек и в чём смысл жизни? что есть смерть и происходит ли что-то после смерти? существуют ли, например, возвышенный и низменный образы жизни? что есть мудрость, как её достичь и зачем? свободен ли человек в своём выборе или мы живём в мире, в котором всё предопределено? Существуют ли вечные человеческие ценности, или они “текучи”? какие ценности доминируют, например, в современной культуре? Техника и ориентация на покорение природы, жёсткая конкуренция и примат потребления, сила денег и разделение “наши и не наши”, силовые методы решения противоречий и узкая специализация в науке, неадекватное восприятие реальности и равнодушие к личности. К чему могут привести такие ценности? И будут ли они доминировать в будущем? Эстетические вопросы, например, существуют ли объективные критерии оценки произведений искусства, красивого и прекрасного?

Наконец, социологические вопросы: что происходит с человеческим сообществом и почему оно изменяется? есть ли смысл у истории цивилизации? учит ли чему-нибудь история или она учит только тому, что ничему не учит? развивается ли цивилизация прогрессивно или мы идём к катастрофе? На эти вопросы нельзя найти ответы в лаборатории. Богословы дают догматически определённые ответы, что заставляет многих относиться к ним подозрительно. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, дело философии (Б. Рассел).

Смысл слова философия и специфика философского знания. Термин философия появляется впервые в Древней Греции и образован из греческих слов: филио – любовь и софия – мудрость. Древнегреческий философ Пифагор (592(75)-500(10) до н.э.) назвал дело, которым он занимался философией, любовью к мудрости или вечным стремлением к истине, знанию. Он хотел подчеркнуть, что философия не просто знание, а личное творчество, софией, мудростью, истиной может обладать только Бог, человек же может только стремиться к истине. Философ тот, кто любит мудрость, стремится к ней, а не владеет некоторым вечным знанием, высшим проявлением мудрости является стремление человека к самореализации. Поэтому философское знание всегда проблемно, процессуально и незавершенно. Французский эссеист и философ Мишель Монтень (1533-1592) писал: в начале всякой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом – незнание. Российский математик и философ В.В. Налимов (1910-1997) считал: мир предстаёт перед нами не только как взаимосвязанная самоорганизующаяся система, но и как тайна, загадка. И может быть, особенностью новой философии должно стать умение ставить смелые вопросы, на которые не могут быть даны окончательные ответы. Современный английский философ Колин Мак-Джинн высказывает точку зрения, что великие философские проблемы реальны, но мы не можем их решить, так же как крыса не может решить дифференциальное уравнение.

Характеристика мифологического сознания. Но, как только человек начинает выделять себя из природы и у него возникает “Я”, появляется мировоззрение, т.е. ответы на философские вопросы. Преобразовывая и познавая мир и себя, человек вырабатывал систему взглядов на мир. Согласно Б. Расселу, с того времени как люди стали способны к свободному размышлению, их действия в бесчисленных важных аспектах оказались в зависимости от их теорий относительно природы мира и человеческой жизни и от теорий о том, что такое добро и зло. Исторически мифология – древнейшая форма мировоззрения, именно в мифе человек впервые попытался понять мир. Мифологическое сознание характеризуется слиянием человека с природой (анимизм), предметы мира наделяются мыслями, чувствами, желаниями. Во-вторых, мифологическое сознание всегда зависит от неопределённости, страха или гнева, античные мыслители подчёркивали: страх создал Богов. В-третьих, мифы основаны на образном мышлении, когда фантастическое принимается за реальное (Темнота и Хаос, Гея-Земля, титаны и циклопы, Царство Мёртвых и его обитатели, Гиганты и Боги).

Причины появления и способ существования религиозного сознания. Мифы до сих пор сопровождают человека и играют громадную роль. Мифологическое сознание обусловливает и появление идеи Бога. Существует несколько причин возникновения религии, необходим был нравственный гарант, что бы каждый соблюдал этические нормы племени. Такого гаранта нашли в потустороннем мире, в религиозном сознании мир раскалывается на мир тленный, мир человека, мир изменений, и мир потусторонний, божественный, вечный. Если в мифе человек мог попасть в тот мир, царство мёртвых, посетить тот Свет и вернуться, а Боги были похожи на человека, как, например, в мифах Древней Греции, к ним можно было приблизиться, то религия это отрицала. Во-вторых, причиной возникновения религии было незнание законов природы. Первобытные люди не могли объяснить природную гармонию или силы природы, например, землетрясения, падение камней, извержение вулканов. Люди верили, что причиной природных явлений являются Боги. Поэтому способом существования религиозного сознания является вера в иррациональное, потустороннее, не только в сверхъестественного творца, но и в Дьявола, религиозные тексты и авторитет. Мифология и религия формировались по логике деления свои – чужие. Уже у неандертальцев и кроманьонцев, живших более 40 тысяч лет назад, были сложные формы мифов и религии, но в смертельной схватке святые чувства побуждали безжалостно истреблять чужака вместе с женщинами и детьми.

Отличие философии от мифологии и религии. Философия как форма мировоззрения приходит на смену мифам и религии. В отличие от мифологии и религии философия при объяснении мира опиралась на рациональный метод и доказательство, систему категорий, понятий. Образы, фантазия и суеверия вытеснялись понятиями или логосом. Уже в ранней античной философии возникает теоретический мир понятий, категорий, которые отражают определённости существования мира практического. Знание развивалось свободно, каждый мыслитель считал себя в праве самому доискиваться до истин, изменять и исправлять существующее знание. Философия, согласно древнегреческому философу Аристотелю (384-322 до н.э.), “идёт” дальше фактов и опыта, “находит” причины с помощью разума.

Общая характеристика античного периода (VII в. до н. э. – V в. н.э.). Первый вопрос древнегреческой философии был наследием мифологии и религии: что есть начало (предел) всех вещей, откуда всё берётся и куда уходит? Это означает, что предметом древнегреческой философии является реальность как целое всеобщее основание всего существующего. Первые философы предложили многообразие ответов: вода и огонь, число и мир идей, атомы и вечные субстанции (вода, воздух, земля и огонь). Пытаясь найти первопричину, древние греки описывали мир в единстве и понимали его целостно. Философы хотели объяснить тотальность вещей, реальность во всех её частях, предметом древнегреческой философии была реальность как целое. Методом философии было исследование реальности как целого рационально. Цель древнегреческой философии состояла в чистом созерцании, знании ради знания, но не ради практической пользы, поэтому греки и не открыли эксперимент. Свободной может быть только та наука, цель которой в ней самой. Аристотель говорил: все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной. Великим открытием греческой философии, стало открытие возможности ощутить, понять реальность как целое разумом, рационально, теоретически.

Общая характеристика философии в эпохи средневековья (IIXIV в.в. н.э.), Возрождения и Нового времени (XIV-XVIII века). Философия в эпоху средневековья характеризуется служением теологии, философы оказались перед дилеммой, либо погибнуть, либо использовать античную философию для обоснования догматов веры. Дилемма разум или вера решалась в пользу веры. Развитие философии в эпоху Возрождения и Нового времени связано, прежде всего, с возникновением экспериментального естествознания, что обусловило методологическую и гносеологическую проблематику философии. Философская рефлексия смещается с проблем исследования объективного мира на проблему “связки” субъекта и объекта. Наука дифференцируется, а философия обращается к проблемам познания. Предметом философского исследования становится область субъект-объектных отношений.

“Плюсы и минусы” немецкой классической философии. Венцом развития философии стала немецкая классическая философия, которая всё свела к чистому разуму, рационализму и жёсткой логике. Центральный тезис немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831): всё разумное действительно, всё действительное разумно. Философия Гегеля знала обо всём всё, была объявлена завершением развития философии, философы ставили выработанные мышлением воззрения выше фактов. Но это входило в противоречие с данными развивающегося естествознания, Гегель, например, утверждал: если факты противоречат теории, тем хуже для фактов. С другой стороны, Гегель создал логическую систему категорий для описания реальности, а проблема разработки единого метаязыка науки одна из самых сложных. Искусственный язык физики и математики недостаточен для описания объектов современного естествознания.

Два направления развития немецкой философии и неклассического периода. Неклассический период развития философии связан в основном с реакцией на философию Гегеля. С одной стороны, философия Гегеля стала основой для возникновения марксизма. Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883) рассматривал философию как практику изменения социального устройства. Философия должна трансформироваться в исследование общественного развития, её следует заменить социальными исследованиями: философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, что бы изменить его. С другой стороны, появляются иррациональные течения как критическая реакция на предельный рационализм Гегеля, например, согласно немецкому философу Артуру Шопенгауэру (1788-1860) миром управляет не разум, а слепая, жадная, иррациональная воля, и, никакой логики в человеческой истории нет. “На пороге перехода к современной философии” находится критическая философия жизни немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900). Он был пророком и беспощадным критиком всех традиционных ценностей прошлого, философских, религиозных, научных, моральных. Ницше возвестил о новом типе человека. Его философия обозначила собой конец всем системам.

Вопрос 2 Философия: современные подходы и проблема “отношений” с наукой.

Философская мысль не остановилась в своём развитии.

Она просто расплескалась по различным направлениям науки (В.В. Налимов).

Науки имеют дело с частичной отвлечённой действительностью,

им не открывается мир, как целое, ими не постигается смысл мира (Н.А. Бердяев).

Современный период характеризуется, прежде всего, многообразием проблем и направлений, но, условно можно выделить несколько подходов к пониманию философии. Во-первых, “филологический” подход, когда под философией понимают теорию интерпретации и трактовки текстов, это направление называется герменевтикой (от греч. разъясняю). Многие философы считают: философия превращается в грамматику и ищет смысл в старых текстах (философская историография). Согласно австрийскому философу Людвигу Витгенштейну (1889-1951), философия есть теория языка, а философские проблемы есть проблемы языка. Рассмотрим, например, парадокс лжеца: если кто-то говорит: я лгу, вру, то, если он говорит что врёт, сознаётся, значит, он говорит правду, но если он говорит правду, значит, он не врёт. Философия должна лечить такие языковые болезни. Согласно Витгенштейну, большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Философия – это критика языка, она устанавливает бессмысленные суждения, логически проясняет мысли. Философия не учение, а деятельность.

В ХХ веке получил распространение экзистенциализм (от лат. существование) или философия существования. Согласно такому подходу, философия есть поиск смысла жизни и познание самого себя. В центр выдвигается индивидуальная личность, русский философ Н.А. Бердяев писал: род, нация, государство, церковность, космос, всё это представляется мне внешним, второстепенным, и даже злым, по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности. Французский писатель и философ Альбер Камю (1913-1960) считал, что есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема – проблема самоубийства, решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное, имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Экзистенциализм был реакцией на мировые войны и тоталитарные режимы. Главный предмет исследования – человек, который рассматривался как конечное существо, “заброшенное в мир”, постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях.

В-третьих, многие современные философы-постмодернисты склоняются к идее “тяготения философии к искусству”. Р. Рорти в Философии и зеркале природы пишет: именно образы, а не суждения, именно метафоры, а не утверждения, определяют большую часть наших философских убеждений. Разум является огромным зеркалом, которое содержит различные метафоры. Метафор может быть бесконечное множество, т.е. мир прорастает в бесконечное множество метафор. Не картины, а перемигивание метафор даёт представление о мире. Французский философ Жак Деррида (1930 - 2004) считает: философский язык многослоен, а не однозначен, философия есть мифотворчество. Философ не в состоянии выйти за пределы языка. Основной тезис: Мир есть текст. Критиковал европейскую традицию логоцентризма. Настаивал на необходимости практики деконструкции, в процессе которой выясняется, что текст это случайный набор цитат-архиследов. Ввёл в философский и даже газетный язык ряд важных понятий, таких как деконструкция, письмо, дифферанс, след. Написал около восьмидесяти книг и более тысячи статей, интервью. При таком подходе философия становится искусством, иронично-литературной формой, “уходя” от рациональности. Постмодернисты, философы-поэты предпочитают свободный дискурс (от лат. рассуждение, довод, аргумент), не ограниченный никакими рамками в поисках нового взгляда на любую проблему.

Некоторые философы находят основания для конца философии и отрицают её значение: философия закончилась. Наступил крах философии, о чём свидетельствуют, например, такие работы: Пост философия: конец или трансформация? или глава Конец философии книги Дж. Хоргана Конец науки. Согласно Р. Рорти, платоновская традиция “изжила себя”, т.е. классическая философия завершена. Английский философ Колин Мак-Джин считает, что философия не идёт вперёд в смысле, что у тебя есть проблема, и ты над ней работаешь, и решаешь её, а затем переключаешься на другую проблему. Определённые проблемы прояснены, другие “ушли в науку”, третьи вышли из моды. Но великие философские вопросы: что такое истина? существует ли свободная воля? как мы можем что-то знать? – сегодня по-прежнему не решены.

И более того, немецкий философ и культуролог Альберт Швейцер (1875-1965), рассматривая философию как одну из самых “мощных” составляющих культуры, считал, что она “виновата” в закате культуры, так как была поглощена своим прошлым, стала историей философии, но миру сказать ей было уже нечего. В час опасности, упадка культуры страж (философия), который должен был предупредить нас о надвигающейся беде, заснул. Интересно переплетаются идеи А. Швейцера и российского музыканта Б.Б. Гребенщикова, который в одном интервью сказал, что западной философии не существует. По той простой причине, что философия и жизнь неразделимы. Если бы философия на Западе существовала, были бы видны её плоды, появились бы люди, которые воспользовались бы философскими выводами и изменили свою жизнь, добились просветления, как, например, йоги, буддисты, тибетские отшельники или далай-лама. Действительно, анализ многочисленных работ показывает: современная цивилизация, культура находится в кризисе, на изломе. Как писал В.В. Налимов: культура утрачивает роль терапии сознания человека, ключевые смыслы культуры, заключённые в вере, науке и искусстве, не действуют в общественном сознании. Самая страшная проблема – столкновение цивилизаций по этническому, религиозному, социальному, материальному признакам, проблема насилия: локальные войны, опасность ядерного конфликта, и терроризм. Необходима радикальная трансформация культуры, в том числе и философии.

Последний – “научный” подход к пониманию философии приводит к проблеме “отношений” философии с наукой. Согласно философскому направлению позитивизм (от франц. положительный), всё подлинное знание есть результат наук. Под философией же стали понимать рефлексию над проблемами науки, философия должна критиковать науку, помогать ей и обобщать её данные. Чтобы наука не зазнавалась, нужно знаменитое сомнение древнегреческого философа Сократа (470-399): знаю только то, что ничего не знаю. С другой стороны, философию пытались представить как строгую науку. Немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938) основал философское направление феноменологию (от греч. учение о феноменах-явлениях) – науку о феноменах сознания. Другой немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895) понимал под философией науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. В настоящее время этот подход трансформировался в понимание философии как трансдисциплинарной теории Универсальной Истории, описывающей закономерности эволюции вселенной с помощью всеобщих понятий (категорий).

В настоящее время есть философы, которые находят основания для отрицания отношения к философии как науке. Несмотря на то, что философия “породила” науку, до сих пор нет чёткого понимания по вопросу о научном статусе философии. Основанием для отрицания отношения к философии как к науке, выступает локальность (узость и однобокость) подхода к философии. Одних не устраивает нематематизированность, неточность, неконкретность философии, других – “самосвёртывание” философии до функций чистой теории познания, третьих – вечная устремлённость философского знания за пределы непосредственного жизненного опыта человечества и отсутствие общезначимых результатов. Великие философские вопросы философии до сих пор не решены, потому что они лежат вне сферы эмпирического, научного исследования.

Противоречие философ-учёный. Противоречиво складываются и отношения между профессиональными философами и представителями академической науки. Русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948) в работе Смысл творчества предвидел: философы не поймут значимости того, что произойдёт в непонятной для них науке. Многие философы пренебрегают наукой: опыт слеп, а всеобщего и необходимого наука никогда не узнает, эмпирически, с помощью эксперимента этого не достичь. Идеи физика Исаака Ньютона философ Гегель называл варварскими. С другой стороны, многие учёные считают философию бесполезной, прежде всего, доверяя эксперименту. Академик РАН Д.С. Лихачёв высказывался за исключение философии из учебных планов аспирантов, академик РАН Н.Н. Моисеев говорил: я прочитал много книг по философии, но не понимаю, о чём там пишут.

Но если существуют критерии научности, то их можно применить и к философии. Все доводы против научности философии оказываются за пределами обсуждения критериев научности любой теоретической конструкции, модели мира. Попробуем ответить на следующие вопросы: есть ли у философского знания свой предмет, специфический срез бытия, что изучает философия? является ли философия системой знания о мире? есть ли у философии свой язык, категориальный аппарат, понятия? и свой специфический метод исследования? наконец, может ли наука исключить философские вопросы?

“Общее и особенное философии и науки”. С другой стороны, философия как одна из составляющих культуры отличается от научных дисциплин. Во-первых, личностным, индивидуальным знанием: становление философского знания – это всегда внутренний акт, если наука есть интерсубъективная (межличностная) форма деятельности, то “в философии больше субъективного”. Философия предстаёт перед нами как множество имён, выступающих перед нами как вехи на пути осознанием человеком самого себя и своего бытия в мире. Во-вторых, умозрением, теоретизированием, философия всегда отличалась претензией на знание всеобщих, универсальных законов. Но философия не может не быть связанной с наукой, подобно науке философия взывает скорее к человеческому разуму, чем к догме или авторитету. О неизбежности встречи философии и науки писал В.В. Налимов, он показывает как философская мысль “расплескалась” по различным направлениям науки. Если проблема сознание-материя остаётся философской, то это означает, что философия должна стать сопричастной физическому эксперименту. Философское объяснение должны получить следующие феномены: изменённые состояния сознания и трансперсональный опыт (С. Грофф), “выход сущностей из тела” (Н.П. Бехтерева) и гипотеза о космическом сознании (В.В. Налимов), реинкарнационный опыт (Я. Стивенсон) и гипотеза о вселенском естественном отборе, множественности космических цивилизаций.

Во многих работах обращается внимание на параллели философия – идеи современной науки. Старый философский принцип единства и взаимосвязанности всех вещей и явлений, восприятие явлений как проявление лежащего в их основе единства подтверждается данными современного естествознания. Согласно гипотезе бутстрэпа (от англ. шнурки): любая “элементарная” частица – это не независимая неразложимая на части единица, а набор связей частицы со средой. В разных явлениях были обнаружены общие законы самоорганизации. Сила гравитация есть всеобщая связь. В космологии сформулирован антропный принцип: не только человек адаптирован к вселенной, но и вселенная к человеку. Исследования современного американского психолога Станислава Грофа по вспоминанию событий прошлого в изменённых состояниях сознания доказывают: “человек несёт в себе историю вселенной”. Представление восточных мистиков о противоположностях как различных сторонах единого (инь и янь в китайской философии) соответствует понятию дополнительности Н. Бора (частица и волна). Представление древних философов о том, что пространство и время, геометрические построения – формы мышления, соответствует модельной гносеологии постнеклассики. Отмечают основополагающие философские идеи, получающие конкретные интерпретации в современном естествознании: всё во всём; потенциальное и непроявленное; идеи цикличности и вечного возвращения; созидательной роли случайности.

Перспективы философии как науки о всеобщих законах, учении о цельном мировоззрении. Ещё древнегреческий философ Гераклит говорил: мудрость в том, что бы знать всё как одно. Французский философ Гастон Башляр (1884-1962) утверждал: мы не будем философами, если не осознаем в какой-то момент саму когерентность и единство мышления, не сформулируем условия синтеза знаний. Мир един, но каждая научная дисциплина описывает только фрагмент, срез единого мира: физика – геометрическую и механическую формы движения, химия и биология – химическую и биологическую, гуманитарные науки – историю и психологию человека, законы развития общества. Ни одна научная дисциплина не исследует “переходы неживое-живое, живое-человек”, процесс восхождения от низшего к высшему. Ни одной научной дисциплине не открывается мир как целое (Н.А. Бердяев). Законы и категории философии имеют значение для любой науки: форма и содержание, возможность и действительность, причина и следствие, случайность и необходимость, с другой стороны, в науке не могут не возникать чисто философские, методологические и гносеологические проблемы. Философия может выступить теорией всеобщего, предметом которой будут предельно общие основания мышления, логические понятия (категории). В условиях интеграции культуры, знания философия могла бы сыграть важную роль в единении науки, культуры. Необходимо содействовать возрождению натурфилософии с учётом данных современного естествознания и вернуться к пониманию философии как науки, теории общих законов Универсальной Истории, разработке философского категориального аппарата. Ещё русский философ С.Л. Франк определял философию как рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38114. Составление программ разветвляющейся структуры 91.5 KB
  Решить задание в соответствии с вариантом задания. Исходные данные должны вводиться в режиме диалога и сопровождаться комментариями. Результат вывести на экран, сопровождая вывод комментариями. Изучить правила записи операторов ветвления. Разработать алгоритм решения задачи. Составить программу решения задачи.
38116. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 569 KB
  Целью экономической статистики является получение информации для принятия решений органами государственного управления в вопросах регулирования экономики и разработки экономической политики.
38117. ФИРМА В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ РЫНКА 231.5 KB
  Издержки производства, их структура. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Закон убывающей предельной производительности (отдачи). Совершенноконкурентный производитель: определение цены и объема производства. Фирма в условиях несовершенной конкуренции: определение цены и объема производства.
38118. Соціально-психологічні риси військового колективу 80 KB
  Військовий підрозділ як мала соціальна група Заняття №4: Соціальнопсихологічні риси військового колективу Час: 2 год. Мета заняття: З’ясувати загальна характеристика військового навчання. Усвідомити закономірності та принципи військового навчання.
38119. Основні методи вивчення психології військового колективу 210.5 KB
  Письмове або усне опитування курсантів: 1 варіант: соціометрія як метод дослідження; особливості методу спостереження; 2 варіант: експеримент як метод дослідження; особливості психологічної бесіди анкетного методу та опитування. Обговорення третього питання: Спостереження та експеримент. Практичне проведення спостереження. Вирішують проблемне питання Відповідають на запитання Приймають участь у дискусії Проводять спостереження 6.
38120. Характеристика військового колективу 138.5 KB
  Характеристика військового колективу Час: 2 години Мета заняття: 1. РОЗПОДІЛ ЧАСУ №зп СТРУКТУРА ЗАНЯТТЯ Час хв. Перевірка готовності курсантів до заняття. Підведення підсумків і закінчення практичного заняття оголошення завдання на самостійну підготовку.
38121. Морально-психологічний вплив на війська в ході наступальних і оборонних дій 135.5 KB
  Мета заняття: ознайомити курсантів із психологічною стійкістю колективу в бою; – надати курсантам знання щодо стану страху та шляхів його подолання. Обговорення другого питання: Стан страху шляхи його подолання 40 хв. Мета заняття: ознайомити курсантів із психологічною стійкістю колективу в бою; – надати курсантам знання щодо стану страху та шляхів його подолання. Основна частина 80 Психологічна стійкість колективу в бою 40 Стан страху шляхи його подолання 40 3.
38122. Військове виховання 136.5 KB
  Виховання – це процес планомірного і цілеспрямованого впливу на свідомість, почуття і волю воїнів з метою формування у них наукового світогляду, навичок і звичок поведінки у відповідності до вимог моралі, підготовки їх до виконання військового обов’язку.