54018

Индивид, индивидуальность, личность и общество как производители и носители культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».

Русский

2014-04-01

37 KB

1 чел.

Индивид, индивидуальность, личность и общество как производители и носители культуры.

Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.

Индивидуальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа сохраняет в человеке не только его родовую сущность, но и то, что составляет его уникальность, его биологическую неповторимость. Данная неповторимость отличает и животных, но в человеке она связана не только с внешними проявлениями, но и с его внутренним духовным ветром. Уникальность человека объясняется многими факторами: природными способностями, которые представляют некую целостность, наследственными особенностями, неповторимыми условиями микросреды, в которых находится человек, неповторимостью его опыта.

Индивид и индивидуальность используются для обозначения социально значимых качеств, которые выработали в себе люди.

Человек становится личностью, осваивая мир культуры. В культурологии личность является субъектом культуры. Личность реализует в культуре свои идейные замыслы и намерения, воплощает в реальность проекты и программы, создает материальные объекты, предметы, социальные институты и события. Личность взаимодействует с культурой в трех направлениях: 1) осваивает культуру, являясь объектом воздействия культурной системы; 2) функционирует в культурной среде как носитель ценностей и норм; 3) создает достижения культуры в процессе творчества.

Становление человека как личности в историческом процессе происходит в трех измерениях: в отношении к природе; в отношении к социальному миру; в отношении к самому себе и другим людям. Отношение к себе как личности складывается драматично. Человек должен научиться слушать свой внутренний голос совести, оценивающей поведение, развивать свой духовный мир, определять отношения с другими людьми.

В современном обществе происходит дифференциация жизненных стилей, возникают новые культурные модели поведения. Плюрализм является способом выявления индивидуальных предпочтений и приоритетов, свободным самовыражением личности.

Культура личности формируется на основе той культуры, которую он признает своей. «Своей» культурой называют ту, с которой человек связан происхождением, местом проживания, воспитанием, языком, традициями.

Культура личности реализуется во множестве поступков, способов деятельности в экономической, политической, религиозной, художественной и иных сферах. Наряду с этим о культуре личности можно судить по поведению в повседневной жизни.

Культурологи отмечают значение внутреннего контроля не только за словесными выражениями и оценками, но и за «сохранением лица», жестами и позой, интонациями речи и молчанием. Как люди встречаются и общаются друг с другом, как обмениваются любезностями и благодарят за информацию или покупку, как встречают и провожают, как обращаются за помощью и мн. др. в обыденной жизни свидетельствует о культуре личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71619. Проектирование системы комплексной безопасности информационных систем и баз данных для ООО «Торговый Дом ЛФЗ» 4.09 MB
  Обеспечение информационной безопасности – одна из важнейших задач любого предприятия, работающего с информацией, разглашение которой может повредить его деятельности. Примечательным в данной работе является то, что каждый человек понимает необходимость защиты информации...
71622. Розробка рекомендацій щодо вдосконалення асортиментної політики СП ТОВ «ГАЛКА ЛТД» 5.87 MB
  Асортимент пропонованих товарів підприємства повинен бути по можливості широким. Стійкості асортименту сприяє твердження для кожного магазину асортиментного переліку, який складається на основі даних по вивченню попиту, профілю магазина, обсягу товарообігу, розміру торговельних площ.
71623. БИЗНЕС-ПЛАН СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА ГК КРОНА №2 442.37 KB
  Финансовый план реализации проекта. Анализ чувствительности проекта. Статистический анализ проекта методом Монте-Карло. Он также дает возможность: определить пути и способы достижения поставленных целей; смягчить влияние слабых сторон предприятия; отследить новые тенденции...
71625. Особенности саморегуляции учащихся с высоким уровнем тревожности 180.81 KB
  Гипотеза исследования: между учащимися с высоким и низким уровнями тревожности существуют достоверные различия в особенностях саморегуляции, свидетельствующие о слабой сформированности основных регуляторных свойств у учащихся с высоким уровнем тревожности.
71626. Оптическое волокно и поляризация света 518.82 KB
  Возможность применения эффекта Фарадея для бесконтактного измерения в токопроводе величины постоянного тока очевидным образом вытекает из закона Верде. Постоянный ток порождает вокруг токопровода постоянное магнитное поле поместив в которое чувствительный элемент с линейно...