54019

Структура культуры и ее элементы

Доклад

Культурология и искусствоведение

Структура культуры — строение культуры, состоящей из субстанциональных элементов (опредмечиваются в ее ценностях и нормах) и функциональных элементов (характеризуют процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты)...

Русский

2014-04-01

42.5 KB

3 чел.

Структура культуры и ее элементы.

Структура культуры — строение культуры, состоящей из субстанциональных элементов (опредмечиваются в ее ценностях и нормах) и функциональных элементов (характеризуют процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты); включает в себя

  •  образование,
  •  науку,
  •  искусство,
  •  литературу,
  •  мифологию,
  •  нравственность,
  •  политику,
  •  право,
  •  религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

  •  мировая и национальная культура,
  •  классовая,
  •  городская и сельская,
  •  профессиональная и др,
  •  духовная,
  •  материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

  •  Материальная культура— орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта; связана с историческим подходом; чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.
  •  Духовная культура — наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование;

Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно выделить материальные и духовные средства жизнедеятельности человека. Иными словами, культура состоит из элементов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры. И те, и другие созданы самим человеком. Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура — это единство духовного и материального, но гармония этого единства обеспечивается духовной деятельностью человека.

Материальная культура

 Материальная культура (материальные ценности) существует в предметной форме. Это дома, станки, одежда — все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которого обусловлены творческими способностями человека, имеют целесообразное предназначение. Материальная культура — это духовность человека, преобразованная в форму вещи, это, прежде всего, средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также различные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-предметные отношения человека в сфере обмена, т.е. производственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, — также входят в материальную культуру. Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним относятся также памятники, археологические объекты, архитектурные ценности, оборудованные памятники природы и т.п. Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различные условия для реализации материально-технических возможностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гармонии между творческими замыслами и их реализацией приводило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.

Духовная культура

 Духовная культура, тесно связанная с материально-техническим развитием общества, включает в себя всю совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры — это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно исторических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, религию, мораль, научные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной деятельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его определенных потребностей. Конечно, деление культуры на материальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура — это самопорождение человека как вида. С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, — сам выступает ее результатом. Но в интересах анализа такого многомерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство — производство вещей, и есть духовное производство — производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры. Различие между материальной и духовной культурой можно проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морального старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в предметной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятельности. Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п. Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток личности их создателя: поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам постичь не только содержательную, но и эмоционально-чувственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п. Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у человека безгранична, в отличие от уровня материального благосостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духовной культуры выступают обычаи, традиции, нормы. Обычай представляет собой одно из самых древних явлений духовной культуры. В первобытном обществе формировались первые обычаи как регуляторы поведения человека. Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культуре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь»). Обычай — это стереотип в поведении человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как момент традиции. Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве традиций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережитки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор традиций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п. Способом существования традиции, кроме обычаев, выступают также обряды или ритуалы. Обряд — это последовательный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадебные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы — «дожинки») и другие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18227. Логічне проектування баз даних 106.5 KB
  Логічне проектування баз даних. Функціональна залежність. При логічному проектуванні баз даних вирішуються проблеми відображення обєктів предметної області в абстрактні обєкти моделі даних. Це відображення не повинно бути у протиріччі з семантикою предметної
18228. Накриття множин залежності 112.5 KB
  Накриття множин залежності. Стосовно реляційного відношення R ми можемо розглядати множину функціональних залежностей F які визначені на ньому. У.Армстронг досліджуючи властивості таких функціональних залежностей виділив дві групи: система R система Р. Пізніше бу
18229. Особливості мови QBE в середовищі СУБД Paradox 75 KB
  Особливості мови QBE в середовищі СУБД Paradox Реалізація мови QBE в СУБД Paradox є однією з найближчих по функціональним можливостям та по концептуальній схемі до тієї версії яку запропонував Zloof. Але дрібних відмінностей всетаки багато. Функція Print P задається за допом
18230. Query-By-Example 144.5 KB
  QueryByExample Семантична основа мови теорія відображень. QBE розшифровується як Query By Example запит за зразком є мовою запитів реляційних баз даних. Це графічна мова запитів. Основний спосіб роботи з використанням цієї мови полягає в тому щоб у надані бланки таблиць бази ...
18231. Реляційна модель баз даних. Мови запитів 119.5 KB
  Реляційна модель баз даних. Мови запитів. Теоретичні основи реляційної моделі баз даних були закладені Е.Коддом на початку 70х років [1] і спочатку дійсно мали чисто теоретичний характер. На відміну від поширених на той час систем з ієрархічними чи мережаними типами стр
18232. SQL – абревіатура від Structured Query Language (структурована мова запитів) 231.5 KB
  SQL SQL абревіатура від Structured Query Language структурована мова запитів. Мова SQL найбільш поширена мова запитів для реляційних баз даних. Її перші версії називались SEQUEL тому часом SQL називають сіквел але більш правильно його називати ескюел. Однією з головних переваг мо...
18234. Формирование у дошкольников гуманного отношения к матери 514 KB
  Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.
18235. Проектирование тепломассообменного оборудования линии обработки зерна гречихи производительностью 1 т/ч 616 KB
  Стандартная технология получения крупы из зерна гречихи включает подготовку зерна к переработке и непосредственно переработку его в крупу путем шелушения.После очистки, при выработке быстроразвариваюшейся крупы, гречихуподвергают гидротермической обработке. Способ гидротермической обработки зерна гречихи включает предварительный прогрев зерна, пропаривание, сушку, охлаждение.