54031

Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и в жизни человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тимирязев назвал лишайники растением-сфинксом И в конце урока у нас должен получиться опорный конспект который поможет вам лучше подготовить домашнее задание и усвоить материал. Объяснение домашнего задания прочитать 58 – ответить на вопросы к 58 выучить понятия подготовиться к ТО составить кроссворды ребусы по теме Почему лишайники являются пионерами растительности Изучение нового материала 1. Прочитайте 58...

Русский

2014-03-06

2.3 MB

14 чел.

Данильченко О.В., учитель биологии Донецкой ОШ № 97

Биология

7 класс

Тема: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов.  Значение лишайников в природе и в жизни человека.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Формировать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, работать в группах, воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся (опорные конспекты)

Тип урока: комбинированный.

План-схема урока.

Этапы урока

Формы и методы образовательной деятельности

Результаты деятельности

Психологический настрой

1. Беседа

2. Игровая разминка

«Мое настроение»

Создание благоприятной психологической атмосферы, оценка готовности к работе

Актуализация опорных знаний

  1.  Взаимоопрос
  2.  Упражнение «Найди соответствие»
  3.  Викторина «Занимательно о грибах»

Оценка знаний учащихся по предыдущей теме

Мотивация учебной деятельности

Постановка  проблемной задачи

Развитие активного отношения к обучению.

Домашнее задание

1.Личностно-ориентированная технология (дифференциация домашнего задания)

Усвоение учебного материала, самостоятельная обработка новой информации

Изучение нового материала

1.Технология кооперативного обучения (работа в парах)

3.Работа с учебником

4. Психологическая разминка «Надуй шарик»

Создание коллективной опорной схемы

Создание благоприятной психологической атмосферы, переключение к другому виду деятельности

Рефлексия

1. Тестовое задание

2.Обсуждение проблемного вопроса

3.Стратегия «Сенкант»

Установление уровня собственных знаний

Контрольно-оценивающий этап

1.Аргументация оценивания учащихся (создание «ситуации успеха»)

2. Игровая разминка

«Мое настроение»

Объективное аргументирование оценки за урок

Оценка учащимися собственной работы на уроке

Психологический настрой

Добрый день, ребята. Несмотря  на то, что на улице  пасмурно и уныло,  у меня на душе спокойно и радостно, потому что я вижу перед собой умные, добрые лица и глаза. А какое настроение у вас ….. Для этого вам нужно передать его хлопками. Начну я, а вы продолжите.

Игровая  разминка «Мое настроение»

Я надеюсь, что после нашего урока ваше настроение улучшится, а ваши знания углубятся.

Девизом нашего урока я выбрала слова Чарльза Дарвина – «Чем больше познаем мы законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса». И с одним из таких чудес мы сегодня и познакомимся.

Слайд 1

Актуализация опрных знаний

 Перед вами на партах лежит листок самооценки, в котором указаны все формы работы на уроке. По мере выполнения заданий, вы будете проставлять себе баллы в соответствующие графы. Первое задание – это взаимоопрос (в течение 5 мин. ребята опрашивают друг друга)

Второе задание – это упражнение «Найди соответствие».

  На доске вы видите биологические термины. Я буду читать их объяснение. Вы должны понять, о чем идет речь, и указать правильную цифру на своём информационном листочке в таблице.

1

2

3

4

5

 6

2 

 7

 1

 5


1.Одноклеточные или многоклеточные организмы, использующие для питания готовое органическое вещество…..

2. Тело гриба, состоящее из тонких белых нитей, называется…

3. Низшие одноклеточные или многоклеточные растения это …

4. Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму называется….

5. Организмы, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют …

1. СИМБИОЗ

2. ГРИБНИЦА

3. ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО

4. САПРОФИТЫ

5. ПАРАЗИТЫ

6. ГРИБЫ

7. ВОДОРОСЛИ

 И, наконец, третье задание – Викторина (вопросы можно взять в книге В. Рохлова «Занимательная ботаника»).

Подведение итогов и выставление оценок.

Мотивация учебной деятельности

  

   Когда-то, ребята,  наши предки очень любили ходить в лес за грибами, ягодами. Но ходили они всегда гурьбой, вместе… вдруг леший дорогу запутает, или русалка в озеро утянет. А уж если встречали на деревьях висящие лохмотья, то совсем страх брал – ведь это ведьма лесная пролетала и обронила часть своих волос. Но мы – то с вами люди 21 века и в бабушкины сказки о ведьмах уже не верим. Так что же, по вашему мнению, могло так пугать наших предков?

Ответы детей. Учитель подводит учащихся к правильному ответу.

Это лесной лишайник Уснея.

И речь сегодня пойдет на уроке об этих удивительных чудесах природы –  о лишайниках. Ребята, как вы думаете какую цель мы должны с вами поставить и выполнить сегодня на уроке? Ребята отвечают, что должны  рассмотреть строение и процессы жизнедеятельности лишайников, значение его в природе и жизни человека.

Мы также попытаемся ответить на вопрос – почему К.Тимирязев назвал лишайники – «растением-сфинксом»?  

И в конце урока у нас должен получиться опорный конспект, который поможет вам лучше подготовить домашнее задание и усвоить материал.

Объяснение домашнего задания – прочитать § 58

– ответить на вопросы к § 58

- выучить понятия

- подготовиться к ТО

- составить кроссворды, ребусы по теме

  •  Почему лишайники являются «пионерами» растительности?

                                             

Изучение нового материала

        1. Разнообразие и распространение в природе.

 К. А. Тимирязев в своей знаменитой книге “Жизнь растений” писал: “Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы, ему нипочём зимняя стужа, летний зной.

Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни”.

       Благодаря чему лишайник может проживать в таких местах? Как он может там питаться и развиваться?

На эти вопросы вы сможете ответить, поработав  в паре.

Работа в паре.

  1.  Прочитайте § 58

1 вариант – Чем интересны лишайники?

2 вариант – Каково строение лишайника? 

     2. Обсудите прочитанное.

     3. Дополните опорную схему необходимой информацией.

     4. Презентуйте выполненную работу.

                                       Рассказ учащихся сопровождается слайдами презентации

Психологическая разминка «Надуй шарик»

 А сейчас мы заставим кровь более интенсивно снабдить наш организм кислородом. Проведем разминку «Надуй шарик». Встаньте, пожалуйста, из-за парт, чтобы вам ничего не мешало и вы никому не мешали. Теперь присядьте на корточки. По моей команде мы начнем надувать воображаемый шарик, медленно поднимаясь  и вытягиваясь вверх, а потом резко сдуваем шарик. Итак, начали вместе со мной…

Игра «Надуй шарик»

Минутка Знайки.

  •  

  Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад, когда образовалась меловая толща нашей планеты.

  •      В Арктике были найдены экземпляры ризокарпона географического, возраст которых – 4,5 тыс. лет.
  •     Альпийский лишайник умбиликария за 200 лет вырастает всего на 1 мм.
  •  

   Но лишь в конце 18 – начале 19 века возникла         наука о лишайниках – ЛИХЕНОЛОГИЯ. Её основоположником считается шведский учёный А. Ахариус.

  •       Русским учёным А. Н. Бекетовым в 1860 году для обозначения этих организмов был предложен термин “лишайник”.
  •  

    В 1947г. немецкими учеными был получен первый антибиотический препарат из лишайников под названием “эвозин”. Получают его, главным образом,   из ЭВЕРНИИ СЛИВОВОЙ (по табл. ). Этот препарат обладает широким антимикробным действием, преимущественно против стафилококков, его используют при местном лечении таких кожных заболеваний, как фурункулёз, волчанка и др.

  •  

  Они занесены в Красную книгу - Кладония грациозновидная, Асахинея Шоландера, Лобария легочная, Лептогиум Бурнета.

Работа  с учебником.

                 2.  Роль лишайников в природе и жизни человека.

Учащиеся читают  учебник и раздаточный материал называют значение лишайников.

  1.  Участвуют в почвообразовании
  2.  Служат пищей для животных.
  3.  Среда обитания беспозвоночных
  4.  Используются в промышленности

Интересные факты.  

Лишайники — настоящие дети космоса.

Результаты эксперимента, поставленного на борту принадлежащего Европейскому космическому агентству спутника Foton-M2, повергли его организаторов в состояние легкого изумления: образцы обычного лишайника, проведшие на околоземной орбите более двух недель, продемонстрировали абсолютную нечувствительность к жестоким условиям открытого космоса

 

Рефлексия.   

1. Тестовое задание

Выберите правильные утверждения

  1.  Лишайники – представители царства растений.
  2.  Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.
  3.  

Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.

  1.  Лишайники можно встретить в лесу, горах.
  2.  Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.
  3.  Кладонии представители накипных лишайников.
  4.  Лишайники быстро растут.
  5.  Человек не использует лишайники в своей жизни.

Результаты:

9 – 10 правильных ответов –  молодец! Вы хорошо поработали.  

8 – 9 правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее.

Меньше 8  правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.

  1.  Обсуждение проблемного вопроса

  •  Почему Тимирязев назвал лишайники – растениями-сфинксами?

Контрольно-оценивающий этап

              1.  Аргументация оценивания учащихся

              2. Игровая разминка  «Мое настроение»

     Вернемся к началу нашего урока к словам Чарльза Дарвина – «Чем больше познаем мы законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса». Вы сегодня  для себя узнали что-то новое? Что запомнилось вам на уроке?

Наш урок подошел к концу и хочу узнать, какое сейчас у вас настроение. Для этого вам нужно передать его хлопками. Начну я, а вы продолжите. У меня хорошее настроение …. А какое настроение у вас …..

Тема: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов.  Значение лишайников в природе и в жизни человека.

  1.  Найди соответствие.

1

2

3

4

5

                                 НИЗ., ВЫС.

                   

                !     . . . . . . . . . . . . . . .   ?  смерть

Особенности строения                                                       По строению слоевища

                                                      ..………………

                                                  ………………….

З Н А Ч Е Н И Е

                                                                                                                     

Оценивание работы на уроке:

Виды деятельности на уроке

Самооценка

Оценка учителем

1.Взаимоопрос

2. Найди соответствие

3. Викторина

4. Работа в парах

5. Работа с учебником

6.Тестовое задание

Оценка за урок: _____________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84220. БОЛЕЗНИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ. ЗАБОЛЕВАНИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ 23.89 KB
  ЗАБОЛЕВАНИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ Определение зоба. Классификация Зоб Хашимото зоб Риделя Среди заболеваний щитовидной железы различают зоб струма тиреоидиты и опухоли. Зоб струма заболевание щитовидной железы при котором приисходит диффузное диффузный зоб или узловатое узловатый зоб ее увеличение. Также выделяют диффузноузловатый смешанный зоб.
84221. УЛЬТРАСТРУКТУРНАЯ ПАТОЛОГИЯ КЛЕТКИ 29.59 KB
  В электронном микроскопе определяются многочисленные структуры органеллы необходимые для метаболизма клетки. Такие клетки известны как онкоциты они имеют обильную цитоплазму ядро в них часто отодвинуто к периферии. уменьшение его размеров сопровождается снижением белковосинтетической функции клетки при голодании болезнях печени старении.
84222. ПОВРЕЖДЕНИЯ.ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ ДИСТРОФИИ 24.17 KB
  Среди механизмов ведущих к развитию характерных для дистрофий изменений различают инфильтрацию декомпозицию фанероз извращенный синтез и трансформацию. Извращенный синтез это синтез в клетках или в тканях веществ не встречающихся в них в норме. К ним относятся: синтез аномального белка амилоида в клетке и образование аномальных белковополисахаридных комплексов амилоида в межклеточном веществе синтез белка алкогольного гиалина гепатоцитом синтез гликогена в эпителии узкого сегмента нефрона при сахарном диабете. При набухании...
84223. ПАРЕНХИМАТОЗНО-БЕЛКОВЫЕ ДИСТРОФИИ 25.32 KB
  При гиалиновокапельной дистрофии в цитоплазме появляются крупные гиалиноподобные белковые глыбки и капли сливающиеся между собой и заполняющие тело клетки. В основе этой дистрофии лежит коагуляция белков цитоплазмы с выраженной деструкцией ультраструктурных элементов клетки фокальный коагуляционный некроз. В основе гиалиновокапельной дистрофии нефроцитов лежит недостаточность вакуолярнолизосомного аппарата эпителия проксимальных и дистальных извитых канальцев в норме реабсорбирующего белки.
84224. ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ ДИСТРОФИИ (ЖИРОВЫЕ, УГЛЕВОДНЫЕ) 25.09 KB
  Причины жировой дистрофии разнообразны: кислородное голодание; тяжелые или длительно протекающие инфекции; авитаминозы; одностороннее питание. При нарушении связи белков с липидами декомпозиции возникает деструкция мембранных структур клетки и в цитоплазме появляются свободные липоиды являющиеся морфологическим субстратом паренхиматозной жировой дистрофии. Микроскопические признаки жировой дистрофии: любой жир растворяется в обычных растворителях окраска гематоксилином и эозином.
84225. СТРОМАЛЬНО-СОСУДИСТЫЕ БЕЛКОВЫЕ ДИСТРОФИИ 31.33 KB
  К стромальнососудистым диспротеинозам относят: мукоидное набухание; фибриноидное набухание; гиалиноз; амилоидоз. Амилоидоз отличается от этих процессов тем что в состав образующихся белковополисахаридных комплексов входит аномальный не встречающийся в норме фибриллярный белок который синтезируется специальными клетками амилоидобластами. Амилоид в гистологических препаратах очень похож на гиалин и выглядит в световом микроскопе как бесструктурный гомогенный плотный стекловидный розового цвета белок.
84226. СТРОМАЛЬНО-СОСУДИСТЫЕ ДИСТРОФИИ 24.36 KB
  Причина первичного идиопатического ожирения неизвестна. Виды вторичного ожирения: алиментарное; церебральное; эндокринное; наследственное. По внешним проявлениям различают универсальный симметричный тип ожирения который делят на три подтипа: верхний; средний; нижний. По превышению массы тела больного выделяют четыре степени ожирения: I степень ожирения избыточная масса тела составляет до 30; II степень ожирения избыточная масса тела составляет до 50; III степень ожирения избыточная масса тела составляет до 99; ...
84227. СМЕШАННЫЕ ДИСТРОФИИ НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА ХРОМОПРОТЕИДОВ (ЭНДОГЕННЫЕ ПИГМЕНТАЦИИ). НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА 30.75 KB
  Обмен железа в норме регулируется так чтобы общая сумма железа в организме поддерживалась в пределах узкого диапазона. Увеличение общего количества железа в органе наблюдается при гемосидерозе и гемохроматозе. Анаболический ферритин образуется из железа всасывающегося в кишечнике а катаболический из железа гемолизированных эритроцитов. Билирубин конечный продукт катаболизма порфиринового кольца молекулы гемоглобина он не содержит ни железа ни белка.