54031

Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и в жизни человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тимирязев назвал лишайники растением-сфинксом И в конце урока у нас должен получиться опорный конспект который поможет вам лучше подготовить домашнее задание и усвоить материал. Объяснение домашнего задания прочитать 58 ответить на вопросы к 58 выучить понятия подготовиться к ТО составить кроссворды ребусы по теме Почему лишайники являются пионерами растительности Изучение нового материала 1. Прочитайте 58...

Русский

2014-03-06

2.3 MB

14 чел.

Данильченко О.В., учитель биологии Донецкой ОШ № 97

Биология

7 класс

Тема: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов.  Значение лишайников в природе и в жизни человека.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Формировать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, работать в группах, воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся (опорные конспекты)

Тип урока: комбинированный.

План-схема урока.

Этапы урока

Формы и методы образовательной деятельности

Результаты деятельности

Психологический настрой

1. Беседа

2. Игровая разминка

«Мое настроение»

Создание благоприятной психологической атмосферы, оценка готовности к работе

Актуализация опорных знаний

  1.  Взаимоопрос
  2.  Упражнение «Найди соответствие»
  3.  Викторина «Занимательно о грибах»

Оценка знаний учащихся по предыдущей теме

Мотивация учебной деятельности

Постановка  проблемной задачи

Развитие активного отношения к обучению.

Домашнее задание

1.Личностно-ориентированная технология (дифференциация домашнего задания)

Усвоение учебного материала, самостоятельная обработка новой информации

Изучение нового материала

1.Технология кооперативного обучения (работа в парах)

3.Работа с учебником

4. Психологическая разминка «Надуй шарик»

Создание коллективной опорной схемы

Создание благоприятной психологической атмосферы, переключение к другому виду деятельности

Рефлексия

1. Тестовое задание

2.Обсуждение проблемного вопроса

3.Стратегия «Сенкант»

Установление уровня собственных знаний

Контрольно-оценивающий этап

1.Аргументация оценивания учащихся (создание «ситуации успеха»)

2. Игровая разминка

«Мое настроение»

Объективное аргументирование оценки за урок

Оценка учащимися собственной работы на уроке

Психологический настрой

Добрый день, ребята. Несмотря  на то, что на улице  пасмурно и уныло,  у меня на душе спокойно и радостно, потому что я вижу перед собой умные, добрые лица и глаза. А какое настроение у вас ….. Для этого вам нужно передать его хлопками. Начну я, а вы продолжите.

Игровая  разминка «Мое настроение»

Я надеюсь, что после нашего урока ваше настроение улучшится, а ваши знания углубятся.

Девизом нашего урока я выбрала слова Чарльза Дарвина – «Чем больше познаем мы законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса». И с одним из таких чудес мы сегодня и познакомимся.

Слайд 1

Актуализация опрных знаний

 Перед вами на партах лежит листок самооценки, в котором указаны все формы работы на уроке. По мере выполнения заданий, вы будете проставлять себе баллы в соответствующие графы. Первое задание – это взаимоопрос (в течение 5 мин. ребята опрашивают друг друга)

Второе задание – это упражнение «Найди соответствие».

  На доске вы видите биологические термины. Я буду читать их объяснение. Вы должны понять, о чем идет речь, и указать правильную цифру на своём информационном листочке в таблице.

1

2

3

4

5

 6

2 

 7

 1

 5


1.Одноклеточные или многоклеточные организмы, использующие для питания готовое органическое вещество…..

2. Тело гриба, состоящее из тонких белых нитей, называется…

3. Низшие одноклеточные или многоклеточные растения это …

4. Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму называется….

5. Организмы, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют …

1. СИМБИОЗ

2. ГРИБНИЦА

3. ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО

4. САПРОФИТЫ

5. ПАРАЗИТЫ

6. ГРИБЫ

7. ВОДОРОСЛИ

 И, наконец, третье задание – Викторина (вопросы можно взять в книге В. Рохлова «Занимательная ботаника»).

Подведение итогов и выставление оценок.

Мотивация учебной деятельности

  

   Когда-то, ребята,  наши предки очень любили ходить в лес за грибами, ягодами. Но ходили они всегда гурьбой, вместе… вдруг леший дорогу запутает, или русалка в озеро утянет. А уж если встречали на деревьях висящие лохмотья, то совсем страх брал – ведь это ведьма лесная пролетала и обронила часть своих волос. Но мы – то с вами люди 21 века и в бабушкины сказки о ведьмах уже не верим. Так что же, по вашему мнению, могло так пугать наших предков?

Ответы детей. Учитель подводит учащихся к правильному ответу.

Это лесной лишайник Уснея.

И речь сегодня пойдет на уроке об этих удивительных чудесах природы –  о лишайниках. Ребята, как вы думаете какую цель мы должны с вами поставить и выполнить сегодня на уроке? Ребята отвечают, что должны  рассмотреть строение и процессы жизнедеятельности лишайников, значение его в природе и жизни человека.

Мы также попытаемся ответить на вопрос – почему К.Тимирязев назвал лишайники – «растением-сфинксом»?  

И в конце урока у нас должен получиться опорный конспект, который поможет вам лучше подготовить домашнее задание и усвоить материал.

Объяснение домашнего задания – прочитать § 58

– ответить на вопросы к § 58

- выучить понятия

- подготовиться к ТО

- составить кроссворды, ребусы по теме

  •  Почему лишайники являются «пионерами» растительности?

                                             

Изучение нового материала

        1. Разнообразие и распространение в природе.

 К. А. Тимирязев в своей знаменитой книге “Жизнь растений” писал: “Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы, ему нипочём зимняя стужа, летний зной.

Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни”.

       Благодаря чему лишайник может проживать в таких местах? Как он может там питаться и развиваться?

На эти вопросы вы сможете ответить, поработав  в паре.

Работа в паре.

  1.  Прочитайте § 58

1 вариант – Чем интересны лишайники?

2 вариант – Каково строение лишайника? 

     2. Обсудите прочитанное.

     3. Дополните опорную схему необходимой информацией.

     4. Презентуйте выполненную работу.

                                       Рассказ учащихся сопровождается слайдами презентации

Психологическая разминка «Надуй шарик»

 А сейчас мы заставим кровь более интенсивно снабдить наш организм кислородом. Проведем разминку «Надуй шарик». Встаньте, пожалуйста, из-за парт, чтобы вам ничего не мешало и вы никому не мешали. Теперь присядьте на корточки. По моей команде мы начнем надувать воображаемый шарик, медленно поднимаясь  и вытягиваясь вверх, а потом резко сдуваем шарик. Итак, начали вместе со мной…

Игра «Надуй шарик»

Минутка Знайки.

  •  

  Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад, когда образовалась меловая толща нашей планеты.

  •      В Арктике были найдены экземпляры ризокарпона географического, возраст которых – 4,5 тыс. лет.
  •     Альпийский лишайник умбиликария за 200 лет вырастает всего на 1 мм.
  •  

   Но лишь в конце 18 – начале 19 века возникла         наука о лишайниках – ЛИХЕНОЛОГИЯ. Её основоположником считается шведский учёный А. Ахариус.

  •       Русским учёным А. Н. Бекетовым в 1860 году для обозначения этих организмов был предложен термин “лишайник”.
  •  

    В 1947г. немецкими учеными был получен первый антибиотический препарат из лишайников под названием “эвозин”. Получают его, главным образом,   из ЭВЕРНИИ СЛИВОВОЙ (по табл. ). Этот препарат обладает широким антимикробным действием, преимущественно против стафилококков, его используют при местном лечении таких кожных заболеваний, как фурункулёз, волчанка и др.

  •  

  Они занесены в Красную книгу - Кладония грациозновидная, Асахинея Шоландера, Лобария легочная, Лептогиум Бурнета.

Работа  с учебником.

                 2.  Роль лишайников в природе и жизни человека.

Учащиеся читают  учебник и раздаточный материал называют значение лишайников.

  1.  Участвуют в почвообразовании
  2.  Служат пищей для животных.
  3.  Среда обитания беспозвоночных
  4.  Используются в промышленности

Интересные факты.  

Лишайники — настоящие дети космоса.

Результаты эксперимента, поставленного на борту принадлежащего Европейскому космическому агентству спутника Foton-M2, повергли его организаторов в состояние легкого изумления: образцы обычного лишайника, проведшие на околоземной орбите более двух недель, продемонстрировали абсолютную нечувствительность к жестоким условиям открытого космоса

 

Рефлексия.   

1. Тестовое задание

Выберите правильные утверждения

  1.  Лишайники – представители царства растений.
  2.  Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.
  3.  

Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.

  1.  Лишайники можно встретить в лесу, горах.
  2.  Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.
  3.  Кладонии представители накипных лишайников.
  4.  Лишайники быстро растут.
  5.  Человек не использует лишайники в своей жизни.

Результаты:

9 – 10 правильных ответов –  молодец! Вы хорошо поработали.  

8 – 9 правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее.

Меньше 8  правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.

  1.  Обсуждение проблемного вопроса

  •  Почему Тимирязев назвал лишайники – растениями-сфинксами?

Контрольно-оценивающий этап

              1.  Аргументация оценивания учащихся

              2. Игровая разминка  «Мое настроение»

     Вернемся к началу нашего урока к словам Чарльза Дарвина – «Чем больше познаем мы законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса». Вы сегодня  для себя узнали что-то новое? Что запомнилось вам на уроке?

Наш урок подошел к концу и хочу узнать, какое сейчас у вас настроение. Для этого вам нужно передать его хлопками. Начну я, а вы продолжите. У меня хорошее настроение …. А какое настроение у вас …..

Тема: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов.  Значение лишайников в природе и в жизни человека.

  1.  Найди соответствие.

1

2

3

4

5

                                 НИЗ., ВЫС.

                   

                !     . . . . . . . . . . . . . . .   ?  смерть

Особенности строения                                                       По строению слоевища

                                                      ..………………

                                                  ………………….

З Н А Ч Е Н И Е

                                                                                                                     

Оценивание работы на уроке:

Виды деятельности на уроке

Самооценка

Оценка учителем

1.Взаимоопрос

2. Найди соответствие

3. Викторина

4. Работа в парах

5. Работа с учебником

6.Тестовое задание

Оценка за урок: _____________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40959. Использование двоичного кода 357.5 KB
  Т подходящее имя для обобщенного типа: public clss List T { } public clss LinkedList T { } если к обобщенному типу предъявляются специальные требования например что тип должен реализовывать интерфейс либо наследоваться от определенного класса или же используется два или более обобщенных типа в качестве параметров то следует применять осмысленные имена типов: public delegte void EventHndler TEventrgs object sender TEventrgs e; public delegte TOutput Converter TInput T0utput TInput from; public clss SortedList TKey...
40960. История политической социологии в России 48.5 KB
  Проблемы политического устройства; критика негативов политических отношений в России: произвола и бесправия масс; выдвижение идей демократизации общественнополитической жизни в трудах А. Социальнополитические программы и конституционные проекты демократического преобразования политического строя России политических лидеров и деятелей XIX начала XX веков Т. Основоположение ихлитической социологии как самостоятельной науки в России русский ученый М.
40961. Адреса ячеек в Excel 41 KB
  В Excel предусмотрен также удобный способ ссылки на ячейку путём присваивания этой ячейке произвольного собственного имени. Имена присваиваются ячейкам или диапазонам ячеек для придания наглядности вычислениям в таблице и удобства работы например собственными именами можно обозначать постоянные величины коэффициенты константы которые используются при выполнении Присвоить ячейке собственное имя или удалить имя можно с помощью команды ВСТАВКА Имя Присвоить или используя поле имени: Выделить ячейку или диапазон ячеек Щелкнуть...
40962. Слово і його значення. 173.5 KB
  Cyчcна ceмнтика грунтується на тких пpинципах: l cyтнicть як нзивєтьcя лeкcичним знчeнням це не нyкoвe пoняття пpo вiдпoвiднy piч звичйнe пoняття мoвця що iнкoли сyпpoвoджyєтьcя вжливими eмoцiйними oзнкми; 2 ця cyтніcть пoвинн вивoдитиcя із змicтoвнoгo тлyмчeння cлoв що гpyнтyєтьcя на ocнoвi мoвнoї oдиницi з її cтpyктypними влcтивocтями; 3 cлoв y мoвнoмy пoтoцi пoєднyютьcя не дoвiльно в злeжнocтi від їх знчeнь y вiдпoвiднocтi з лeкcичними i кoнcтpyктивними oзнкми які oбмeжyють i peгyлюють cпoлyчyвнicть.
40963. Анализ ИС-аналогов 117 KB
  Реализация навигационной схемы проекта Возможности инструментальных средств поддержки разработки обеспечившие авторский вид проекта Разработать сценарии к каждому разделу дипломного проекта. Провести юзабилити тестирование проекта с целью выявления и устранения недостатков.
40964. Электрические сети 15.55 MB
  Энергетической системой называют совокупность электрических станций, электрических и тепловых сетей и потребителей электрической и тепловой энергии, объединенных между собой и связанных общностью режима.
40965. Фонетика и графика. Гласные звуки в английском языке 896 KB
  Язык существует в сознании его носителей, в памяти тех, кто знает этот язык. Прежде всего, в сознании его “природных” носителей, знающих его с детства. Подумаем, как возникает язык в сознании каждого отдельного человека. Конечно, он не является врожденным, передающимся по наследству, как передаются черты лица, особенности характера, да и вся биологическая организация человека.
40966. Выражения. Значения выражений. 174 KB
  Первичное выражение создания не массива: литерал простое имя выражение в скобках доступ к члену выражение вызова метод доступа к элементу доступ через this доступ к базовому объекту выражение после инкремента выражение после декремента выражение создания объекта выражение создания делегата выражение typeof выражение checked выражение unchecked выражение значения по умолчанию Простые имена Просто имя состоит из идентификатора за которым может следовать список аргументов типа: простое имя: индетификатор список аргументов типанеобязательно...
40967. Суспільство, держава, право 61.5 KB
  Суспільний розвиток: диференціація суспільства ієрархізація князь бояри помісники общинники Поруч існує церковна влада повністю підпорядкована князю флуктуація не замкненість станів принцип флудократичності де є гроші там і влада КР базувалася на таких механізмах спадкування влади: право захоплення влади право за вибором народу за взаємним погодженням між князями розділялися з трони право родинності: право старшинства сходження ліствічне право вотчиності віддавали вотчину. Має право брати на поруки своїх членів. Має право...