54035

Развитие представлений о культуре в западноевропейской философии

Доклад

Культурология и искусствоведение

Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность ренессансного мышления: диалектика как жанр литературы и способ мысли. Культ человека и возникновение оппозиции культура-природа в эпоху гуманизма. Поиск новых эстетических норм.

Русский

2014-04-01

35.5 KB

4 чел.

Развитие представлений о культуре в западноевропейской философии.

Античность: Перенос сельскохозяйственного значения слова "cultura" на новую область - воспитания человеческой души.Цицерон: культура как "возделывание души" (cultura animi). Ее совпадение с философией. Cultus vitae – «культивирование жизни» - облагораживание, очищение и освобождение человека от грязи. Идеалы образованности (humanitas, cultus humanitas) у Сенеки, Тацита, Плиния Младшего. Философско-риторическая направленность гуманитарного образования.

В Средневековье: 1) культура как мирская традиция и обычай; 2) как низшая, подготовительная ступень религиозного преображения; 3) как культ творения, однократного созидания Богом уникального мира; 4) как идея новизны, лежащей в основе догмата о личном спасении. Отождествление Бога с Cultrix (Творцом) и человека с Cultor (тварью, почитателем).

Гуманизм Возрождения. Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность ренессансного мышления: диалектика как жанр литературы и способ мысли. Культ человека и возникновение оппозиции "культура-природа" в эпоху гуманизма. Поиск новых эстетических норм.

Просвещение и концепции культуры. Особенности: 1) обращенность в будущее; 2) целеполагание, подвластное разуму; 3) разрыв с традицией; 4) секуляризация и превращение религии в "частное дело" человека; 5) вера в прогресс; 6) технический прогресс как средство осуществления социальных идеалов и подчинения природы человеку; 7) ориентация на науку как пути достижения благоденствия и процветания, совершенствования человека, достижения совершенного общества и всеобщего мира. Оппозиция варварства и цивилизации. Цивилизация как способ существования человека в обществе. Культура как связующее начало цивилизации; как искусственная среда жизни человека, которая требует развития и совершенствования. Поиск принципов систематизации богатства культуры, которая включает в себя науки, искусства, технику и ремесла. Двоякое определение культуры у Ф.Бэкона: 1) культура как результат побуждения к действию и стремления к совершенству; 2) культура как способ передачи знания благодаря педагогике.

Р.Декарт о движении народов от естественного к цивилизованному состоянию и гражданским порядкам. Роль правил ума, моральных и правовых норм в этом переходе. Лейбниц о связи прогресса культуры, охватывающей все большую часть земли, со всем универсумом. Идея непрерывности у Лейбница. Противопоставление цивилизации и варварства. Д.Дидро и "Энциклопедия искусств, наук и ремесел". Включение в состав культуры ремесел и технических изобретений и средств. Идея прогресса, основанного на началах разума и универсализма. Отождествление цивилизации с политическим порядком, с привитием человеку правил поведения. Трактовка культуры Мирабо как смягчения нравов, учтивости, вежливости, знания правила приличия. Ж.Ж.Руссо о негативном влиянии наук и искусств на нравственность. Романтизм как идеология 19в. Особенности романтического сознания: критика просветительского разума, оправдание средневековой культуры и религиозности, приоритет свободы над необходимостью, индивидуального над всеобщим. Критика современной культуры и идеал будущей культуры. Трансцендентализм (изуч. то, что лежит за пределами опыта, то невозможно познать учитывая опыт) И.Канта и понимание человеческой истории как истории свободы и обретения человеком своего призвания и предназначения. Автономность нравственного начала в человеке. Исходный пункт этики Канта - человек как цивилизованное существо. Идея самосовершенствования человека в соответствии с поставленными им самим целями, повышения своей культуры, цивилизованности и моральности. Культура как последняя цель природы и как способность человека ставить человеком любые цели. Независимость человека от природы в выборе своих целей и средств. Гражданско-правовое состояние как цель социального прогресса. Роль искусств, наук и моральности в развитии культуры. Различение идей культуры и цивилизованности у Канта: мораль как высшее проявление культуры, внешняя пристойность как проявление цивилизации. Культура как моральность и правовое государство. Исток пороков цивилизации - неумение применить свободу, заблуждения относительно морали.. В.Гумбольдт и его понимание культуры: 1) культура как искусство воспитания; 2) культура как произведение рассудка. Взаимоотношение между ними. Основные стадии развития культуры. Культура народа.

Гегель: основные модусы существования и развития духа – искусство, религия, философия.

Историко-материалистическая концепция культуры. К.Маркс и марксизм: к-ра как рез-т всеобщего труда чел-ва. Культура как духовное производство (в противовес матер-му). Идеал античного искусства как непревзойденный образец для оценки истории культуры.Идеал социалистической культуры. Культурная революция.

20 в. Экзистенциализм (Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно) и проблемы культурного творчества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69147. Полупроводниковые диоды. Принцип работы. Основные классификации и характеристики 44.5 KB
  Полупроводниковые диоды. Обозначение: Uпр = 0608 В для Si Si кремний Uпр = 0304 В для Ge Ge германий Вольт-амперная характеристика идеального диода прямая ветвь прямой ток обусловлено движение основных носителей; обратный ток движение неосновных носителей...
69148. Биполярные транзисторы, принцип работы, основные параметры и характеристики 88 KB
  Движение тока осуществляется за счет перемещения двух носителей. Типы включения транзистора режимы работы: Активный режим рабочий. 1 режим отсечки 2 активный режим 3 точка насыщения 4 зона насыщения С точки зрения схемотехники различают 2 режима...
69149. ПОПЕРЕЧНЫЙ ИЗГИБ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПЛАСТИНОК 1.12 MB
  Срединная плоскость пластинки плоскость делящая толщину пластинки пополам. Изогнутой срединной поверхностью пластинки называют поверхность в которую переходит срединная плоскость при деформации. Нагрузки действующие на пластинку...
69151. УСТОЙЧИВОСТЬ ПЛАСТИНОК 779.5 KB
  Основной особенностью пластинки является её способность воспринимать только распределённую нагрузку действующую главным образом в её плоскости рис. Нагружение пластины граничные условия для пластинки более разнообразны так как включают опирание продольных кромок рис.
69152. УСТОЙЧИВОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ 585.5 KB
  Стержень - элемент удлинённой формы, работающий на растяжение-сжатие от продольных (осевых) сил (рис. 12.1,а). Стержни в авиационных конструкциях - это стрингеры крыла, фюзеляжа, оперения, пояса лонжеронов, тяги проводки управления и т.д.
69153. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРУШАЮЩЕЙ НАГРУЗКИ ПОДКРЕПЛЁННОЙ ПАНЕЛИ 473.5 KB
  Панель элемент авиационной конструкции состоящий из пластинки обшивки и стержней стрингеров подкрепляющих её. В зависимости от характера соединения обшивки со стрингерами различают панели: клёпаной конструкции; сварной клеесварной и клеевой конструкции; монолитные...
69154. СИЛОВЫЕ СХЕМЫ, КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА КРЫЛЬЕВ 2.83 MB
  В обычной конструкции крыла силовыми элементами являются рис.1: обшивка; лонжероны и стрингеры продольный набор крыла; нервюры поперечный набор крыла; соединения заклепочные болтовые сварные или клеевые. Конструкция крыла 1 обшивка; 2 лонжерон; 3 стрингер; 4 нервюра; 5 соединения...
69155. СТРЕЛОВИДНЫЕ КРЫЛЬЯ 740.5 KB
  Нормальные нервюры могут устанавливаться перпендикулярно к оси крыла рис. вдоль хорд фактического обтекания крыла потоком рис. Если они поставлены по потоку то форма профиля в плоскости фактического обтекания крыла выдерживается лучше.