54035

Развитие представлений о культуре в западноевропейской философии

Доклад

Культурология и искусствоведение

Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность ренессансного мышления: диалектика как жанр литературы и способ мысли. Культ человека и возникновение оппозиции культура-природа в эпоху гуманизма. Поиск новых эстетических норм.

Русский

2014-04-01

35.5 KB

3 чел.

Развитие представлений о культуре в западноевропейской философии.

Античность: Перенос сельскохозяйственного значения слова "cultura" на новую область - воспитания человеческой души.Цицерон: культура как "возделывание души" (cultura animi). Ее совпадение с философией. Cultus vitae – «культивирование жизни» - облагораживание, очищение и освобождение человека от грязи. Идеалы образованности (humanitas, cultus humanitas) у Сенеки, Тацита, Плиния Младшего. Философско-риторическая направленность гуманитарного образования.

В Средневековье: 1) культура как мирская традиция и обычай; 2) как низшая, подготовительная ступень религиозного преображения; 3) как культ творения, однократного созидания Богом уникального мира; 4) как идея новизны, лежащей в основе догмата о личном спасении. Отождествление Бога с Cultrix (Творцом) и человека с Cultor (тварью, почитателем).

Гуманизм Возрождения. Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность ренессансного мышления: диалектика как жанр литературы и способ мысли. Культ человека и возникновение оппозиции "культура-природа" в эпоху гуманизма. Поиск новых эстетических норм.

Просвещение и концепции культуры. Особенности: 1) обращенность в будущее; 2) целеполагание, подвластное разуму; 3) разрыв с традицией; 4) секуляризация и превращение религии в "частное дело" человека; 5) вера в прогресс; 6) технический прогресс как средство осуществления социальных идеалов и подчинения природы человеку; 7) ориентация на науку как пути достижения благоденствия и процветания, совершенствования человека, достижения совершенного общества и всеобщего мира. Оппозиция варварства и цивилизации. Цивилизация как способ существования человека в обществе. Культура как связующее начало цивилизации; как искусственная среда жизни человека, которая требует развития и совершенствования. Поиск принципов систематизации богатства культуры, которая включает в себя науки, искусства, технику и ремесла. Двоякое определение культуры у Ф.Бэкона: 1) культура как результат побуждения к действию и стремления к совершенству; 2) культура как способ передачи знания благодаря педагогике.

Р.Декарт о движении народов от естественного к цивилизованному состоянию и гражданским порядкам. Роль правил ума, моральных и правовых норм в этом переходе. Лейбниц о связи прогресса культуры, охватывающей все большую часть земли, со всем универсумом. Идея непрерывности у Лейбница. Противопоставление цивилизации и варварства. Д.Дидро и "Энциклопедия искусств, наук и ремесел". Включение в состав культуры ремесел и технических изобретений и средств. Идея прогресса, основанного на началах разума и универсализма. Отождествление цивилизации с политическим порядком, с привитием человеку правил поведения. Трактовка культуры Мирабо как смягчения нравов, учтивости, вежливости, знания правила приличия. Ж.Ж.Руссо о негативном влиянии наук и искусств на нравственность. Романтизм как идеология 19в. Особенности романтического сознания: критика просветительского разума, оправдание средневековой культуры и религиозности, приоритет свободы над необходимостью, индивидуального над всеобщим. Критика современной культуры и идеал будущей культуры. Трансцендентализм (изуч. то, что лежит за пределами опыта, то невозможно познать учитывая опыт) И.Канта и понимание человеческой истории как истории свободы и обретения человеком своего призвания и предназначения. Автономность нравственного начала в человеке. Исходный пункт этики Канта - человек как цивилизованное существо. Идея самосовершенствования человека в соответствии с поставленными им самим целями, повышения своей культуры, цивилизованности и моральности. Культура как последняя цель природы и как способность человека ставить человеком любые цели. Независимость человека от природы в выборе своих целей и средств. Гражданско-правовое состояние как цель социального прогресса. Роль искусств, наук и моральности в развитии культуры. Различение идей культуры и цивилизованности у Канта: мораль как высшее проявление культуры, внешняя пристойность как проявление цивилизации. Культура как моральность и правовое государство. Исток пороков цивилизации - неумение применить свободу, заблуждения относительно морали.. В.Гумбольдт и его понимание культуры: 1) культура как искусство воспитания; 2) культура как произведение рассудка. Взаимоотношение между ними. Основные стадии развития культуры. Культура народа.

Гегель: основные модусы существования и развития духа – искусство, религия, философия.

Историко-материалистическая концепция культуры. К.Маркс и марксизм: к-ра как рез-т всеобщего труда чел-ва. Культура как духовное производство (в противовес матер-му). Идеал античного искусства как непревзойденный образец для оценки истории культуры.Идеал социалистической культуры. Культурная революция.

20 в. Экзистенциализм (Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно) и проблемы культурного творчества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71294. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 119.79 KB
  Особенность реализации этого этапа технологического процесса заключается в том что конечный пользователь разрабатываемой программы хорошо знающий ее проблемную сторону обычно хуже представляет специфику и возможности использования ЭВМ для решения задачи.
71296. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СИСТЕМАХ 205.07 KB
  Необходимо также иметь динамичные способы обращения к информации способы поиска данных в заданные временные интервалы чтобы реализовывать сложную математическую и логическую обработку данных. Принцип централизованной обработки данных рис.1 не отвечал высоким требованиям к надежности процесса...
71297. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 82.34 KB
  Возможности использования новых информационных технологий в системах организационного управления Современные информационные технологии определяются как непрерывные процессы обработки хранения передачи и отображения информации направленные на эффективное использование информационных ресурсов...
71298. Модели информационных процессов передачи, обработки, накопления данных. Обобщенная схема технологического процесса обработки информации 116.27 KB
  Таким образом важнейшая функция любой системы управления получение информации выполнение процедур по ее обработке с помощью заданных алгоритмов и программ формирование на основе полученных сведений управленческих решений определяющих дальнейшее поведение системы.
71299. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 161.62 KB
  Традиционные ИТ существовали в условиях централизованной обработки данных до периода массового использования ПЭВМ. По степени охвата информационными технологиями задач управления выделяют: электронную обработку данных автоматизацию функций управления поддержку принятия решений...
71300. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ 30.48 KB
  Цель информационной технологии производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным поэтому целесообразно выделить глобальную базовые и конкретные информационные технологии.
71301. Специализированные кредитно-финансовые институты 19.25 KB
  Межбанковские объединения образуются с целью координации действий повышения эффективности операций и защиты профессиональных интересов участников разработки этических норм и правил взаимоотношений между банковскими учреждениями банками и клиентами.
71302. Цифровые устройства 209 KB
  Связь потенциального логического элемента с предыдущим и последующими узлами в системе осуществляется непосредственно без применения реактивных компонентов. С этой точки зрения в частности и следует понимать действие сигнала на входе логического элемента имеющего...