54035

Развитие представлений о культуре в западноевропейской философии

Доклад

Культурология и искусствоведение

Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность ренессансного мышления: диалектика как жанр литературы и способ мысли. Культ человека и возникновение оппозиции культура-природа в эпоху гуманизма. Поиск новых эстетических норм.

Русский

2014-04-01

35.5 KB

2 чел.

Развитие представлений о культуре в западноевропейской философии.

Античность: Перенос сельскохозяйственного значения слова "cultura" на новую область - воспитания человеческой души.Цицерон: культура как "возделывание души" (cultura animi). Ее совпадение с философией. Cultus vitae – «культивирование жизни» - облагораживание, очищение и освобождение человека от грязи. Идеалы образованности (humanitas, cultus humanitas) у Сенеки, Тацита, Плиния Младшего. Философско-риторическая направленность гуманитарного образования.

В Средневековье: 1) культура как мирская традиция и обычай; 2) как низшая, подготовительная ступень религиозного преображения; 3) как культ творения, однократного созидания Богом уникального мира; 4) как идея новизны, лежащей в основе догмата о личном спасении. Отождествление Бога с Cultrix (Творцом) и человека с Cultor (тварью, почитателем).

Гуманизм Возрождения. Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность ренессансного мышления: диалектика как жанр литературы и способ мысли. Культ человека и возникновение оппозиции "культура-природа" в эпоху гуманизма. Поиск новых эстетических норм.

Просвещение и концепции культуры. Особенности: 1) обращенность в будущее; 2) целеполагание, подвластное разуму; 3) разрыв с традицией; 4) секуляризация и превращение религии в "частное дело" человека; 5) вера в прогресс; 6) технический прогресс как средство осуществления социальных идеалов и подчинения природы человеку; 7) ориентация на науку как пути достижения благоденствия и процветания, совершенствования человека, достижения совершенного общества и всеобщего мира. Оппозиция варварства и цивилизации. Цивилизация как способ существования человека в обществе. Культура как связующее начало цивилизации; как искусственная среда жизни человека, которая требует развития и совершенствования. Поиск принципов систематизации богатства культуры, которая включает в себя науки, искусства, технику и ремесла. Двоякое определение культуры у Ф.Бэкона: 1) культура как результат побуждения к действию и стремления к совершенству; 2) культура как способ передачи знания благодаря педагогике.

Р.Декарт о движении народов от естественного к цивилизованному состоянию и гражданским порядкам. Роль правил ума, моральных и правовых норм в этом переходе. Лейбниц о связи прогресса культуры, охватывающей все большую часть земли, со всем универсумом. Идея непрерывности у Лейбница. Противопоставление цивилизации и варварства. Д.Дидро и "Энциклопедия искусств, наук и ремесел". Включение в состав культуры ремесел и технических изобретений и средств. Идея прогресса, основанного на началах разума и универсализма. Отождествление цивилизации с политическим порядком, с привитием человеку правил поведения. Трактовка культуры Мирабо как смягчения нравов, учтивости, вежливости, знания правила приличия. Ж.Ж.Руссо о негативном влиянии наук и искусств на нравственность. Романтизм как идеология 19в. Особенности романтического сознания: критика просветительского разума, оправдание средневековой культуры и религиозности, приоритет свободы над необходимостью, индивидуального над всеобщим. Критика современной культуры и идеал будущей культуры. Трансцендентализм (изуч. то, что лежит за пределами опыта, то невозможно познать учитывая опыт) И.Канта и понимание человеческой истории как истории свободы и обретения человеком своего призвания и предназначения. Автономность нравственного начала в человеке. Исходный пункт этики Канта - человек как цивилизованное существо. Идея самосовершенствования человека в соответствии с поставленными им самим целями, повышения своей культуры, цивилизованности и моральности. Культура как последняя цель природы и как способность человека ставить человеком любые цели. Независимость человека от природы в выборе своих целей и средств. Гражданско-правовое состояние как цель социального прогресса. Роль искусств, наук и моральности в развитии культуры. Различение идей культуры и цивилизованности у Канта: мораль как высшее проявление культуры, внешняя пристойность как проявление цивилизации. Культура как моральность и правовое государство. Исток пороков цивилизации - неумение применить свободу, заблуждения относительно морали.. В.Гумбольдт и его понимание культуры: 1) культура как искусство воспитания; 2) культура как произведение рассудка. Взаимоотношение между ними. Основные стадии развития культуры. Культура народа.

Гегель: основные модусы существования и развития духа – искусство, религия, философия.

Историко-материалистическая концепция культуры. К.Маркс и марксизм: к-ра как рез-т всеобщего труда чел-ва. Культура как духовное производство (в противовес матер-му). Идеал античного искусства как непревзойденный образец для оценки истории культуры.Идеал социалистической культуры. Культурная революция.

20 в. Экзистенциализм (Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно) и проблемы культурного творчества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56375. Є. Гуцало «Перебите крило» 64 KB
  Однією із головних задач сучасної школи є виховання відповідальної особистості, яка здатна до самоосвіти й саморозвитку, вміє творчо застосовувати набуті знання
56376. Чи може бути свобода основою моральності? 66.5 KB
  Мета. Навчити учнів обґрунтовувати поняття свободи як основи моральності висловлювати своє розуміння свободи пояснювати що означає свобода вибору дії волі; формувати вміння наводити приклади узгодження власних інтересів із суспільними...
56378. Теоретические основы трудового воспитания дошкольников 62 KB
  Отличие труда взрослых и детей. Виды труда дошкольников. Формы организации труда. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения в своих работах часто затрагивали эту тему.
56379. Виды труда дошкольников 175 KB
  Труд детей в детском саду многообразен. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными выращивание растений в уголке природы на огороде в цветнике.
56380. Литературный процесс в США на рубеже 19-20 вв. 15.99 KB
  Развитие литературы США в последней трети XIX века и в первые десятилетия XX века характеризуется ускоренными темпами и быстрой сменой литературных направлений и тенденций.
56382. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник 58.5 KB
  Цели урока: образовательные: обеспечить обобщение и систематизацию понятий отрезок, концы отрезка, равные отрезки, длина отрезка, треугольник, стороны треугольника, вершины треугольника, многоугольник.
56383. Системы счисления 1.5 MB
  Задачи урока: образовательные: актуализация знаний по теме Системы счисления; дифференциация материала изученного по теме Системы счисления; стимулирование интереса к изучаемой теме...