54035

Развитие представлений о культуре в западноевропейской философии

Доклад

Культурология и искусствоведение

Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность ренессансного мышления: диалектика как жанр литературы и способ мысли. Культ человека и возникновение оппозиции культура-природа в эпоху гуманизма. Поиск новых эстетических норм.

Русский

2014-04-01

35.5 KB

2 чел.

Развитие представлений о культуре в западноевропейской философии.

Античность: Перенос сельскохозяйственного значения слова "cultura" на новую область - воспитания человеческой души.Цицерон: культура как "возделывание души" (cultura animi). Ее совпадение с философией. Cultus vitae – «культивирование жизни» - облагораживание, очищение и освобождение человека от грязи. Идеалы образованности (humanitas, cultus humanitas) у Сенеки, Тацита, Плиния Младшего. Философско-риторическая направленность гуманитарного образования.

В Средневековье: 1) культура как мирская традиция и обычай; 2) как низшая, подготовительная ступень религиозного преображения; 3) как культ творения, однократного созидания Богом уникального мира; 4) как идея новизны, лежащей в основе догмата о личном спасении. Отождествление Бога с Cultrix (Творцом) и человека с Cultor (тварью, почитателем).

Гуманизм Возрождения. Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность ренессансного мышления: диалектика как жанр литературы и способ мысли. Культ человека и возникновение оппозиции "культура-природа" в эпоху гуманизма. Поиск новых эстетических норм.

Просвещение и концепции культуры. Особенности: 1) обращенность в будущее; 2) целеполагание, подвластное разуму; 3) разрыв с традицией; 4) секуляризация и превращение религии в "частное дело" человека; 5) вера в прогресс; 6) технический прогресс как средство осуществления социальных идеалов и подчинения природы человеку; 7) ориентация на науку как пути достижения благоденствия и процветания, совершенствования человека, достижения совершенного общества и всеобщего мира. Оппозиция варварства и цивилизации. Цивилизация как способ существования человека в обществе. Культура как связующее начало цивилизации; как искусственная среда жизни человека, которая требует развития и совершенствования. Поиск принципов систематизации богатства культуры, которая включает в себя науки, искусства, технику и ремесла. Двоякое определение культуры у Ф.Бэкона: 1) культура как результат побуждения к действию и стремления к совершенству; 2) культура как способ передачи знания благодаря педагогике.

Р.Декарт о движении народов от естественного к цивилизованному состоянию и гражданским порядкам. Роль правил ума, моральных и правовых норм в этом переходе. Лейбниц о связи прогресса культуры, охватывающей все большую часть земли, со всем универсумом. Идея непрерывности у Лейбница. Противопоставление цивилизации и варварства. Д.Дидро и "Энциклопедия искусств, наук и ремесел". Включение в состав культуры ремесел и технических изобретений и средств. Идея прогресса, основанного на началах разума и универсализма. Отождествление цивилизации с политическим порядком, с привитием человеку правил поведения. Трактовка культуры Мирабо как смягчения нравов, учтивости, вежливости, знания правила приличия. Ж.Ж.Руссо о негативном влиянии наук и искусств на нравственность. Романтизм как идеология 19в. Особенности романтического сознания: критика просветительского разума, оправдание средневековой культуры и религиозности, приоритет свободы над необходимостью, индивидуального над всеобщим. Критика современной культуры и идеал будущей культуры. Трансцендентализм (изуч. то, что лежит за пределами опыта, то невозможно познать учитывая опыт) И.Канта и понимание человеческой истории как истории свободы и обретения человеком своего призвания и предназначения. Автономность нравственного начала в человеке. Исходный пункт этики Канта - человек как цивилизованное существо. Идея самосовершенствования человека в соответствии с поставленными им самим целями, повышения своей культуры, цивилизованности и моральности. Культура как последняя цель природы и как способность человека ставить человеком любые цели. Независимость человека от природы в выборе своих целей и средств. Гражданско-правовое состояние как цель социального прогресса. Роль искусств, наук и моральности в развитии культуры. Различение идей культуры и цивилизованности у Канта: мораль как высшее проявление культуры, внешняя пристойность как проявление цивилизации. Культура как моральность и правовое государство. Исток пороков цивилизации - неумение применить свободу, заблуждения относительно морали.. В.Гумбольдт и его понимание культуры: 1) культура как искусство воспитания; 2) культура как произведение рассудка. Взаимоотношение между ними. Основные стадии развития культуры. Культура народа.

Гегель: основные модусы существования и развития духа – искусство, религия, философия.

Историко-материалистическая концепция культуры. К.Маркс и марксизм: к-ра как рез-т всеобщего труда чел-ва. Культура как духовное производство (в противовес матер-му). Идеал античного искусства как непревзойденный образец для оценки истории культуры.Идеал социалистической культуры. Культурная революция.

20 в. Экзистенциализм (Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно) и проблемы культурного творчества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37804. Робота з дисками папками та файлами в середовищі Windows 669.5 KB
  Вивчив призначення програм основного меню при натисканні на клавішу пуск. запустив програму блокнот зафіксував у звіт призначення меню файли. За допомогою правої правої клавіші миші обо через меню Программы війти в програму проводник.
37805. Програмування лінійних та розгалужених алгоритмів 62.52 KB
  Блоксхема 2 початок Ввестиbc mx:= А А – b mx – c mx mx:=b mx:=c min:= – b min – c min min:=b min:=c – ≠mx ≠min – b≠mx b≠min p:= p:=b c≠mx c≠min – p:=c Вивестиmxpmin кінець uses crt; vr b c mx min p: rel; Оголошуємо основні та допоміжні змінні begin clrscr; writeln...
37806. Види модуляцій в сучасних інформаційних системах 8.77 MB
  Мета роботи: Дослідження і вивчення особливості видів модуляції які застосовуються в цифровій техніці ознайомитися з елементами модуляторів і демодуляторів а також із принципами їх роботи. Порядок виконання роботи Ознайомитися з принципами математичного моделювання модуляції які використовуються лабораторною програмою.
37807. Вказівники 2.14 MB
  Мета: навчитися програмувати з використанням вказівників та динамічних змінних, створювати та опрацьовувати черги та стеки.
37808. ОСНОВЫ РАБОТЫ В POWER POINT. Настройка электронной интерактивной презентации 72.5 KB
  Клавиши удаления и копирования текста и объектов Чтобы Нажмите Удалить один символ слева BCKSPCE Удалить одно слово слева CTRLBCKSPCE Удалить один символ справа DELETE Удалить одно слово справа CTRLDELETE Вырезать выделенный объект CTRLX Скопировать выделенный объект CTRLC Вставить вырезанный или скопированный объект CTRLV...
37809. ВЫЧИСЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ИНТЕГРАЛОВ 248 KB
  4 Формула Симпсона Формула Симпсона записывается так: . Погрешность формулы Симпсона прямо пропорциональна в четвертой степени. На практике как и в случае метода трапеций расчеты ведут на сгущающихся сетках и оценку погрешности формулы Симпсона осуществляют по формуле 5. Критерием завершения процесса вычисления определенного интеграла с заданной точностью методом Симпсона на сгущающихся сетках служит условие .
37810. ОСНОВЫ РАБОТЫ С POWER POINT. Вставка таблицы Word 44.5 KB
  5 Щелкните вне таблицы для возвращения в PowerPoint. Для использования этой разметки нажмите кнопку Разметка слайда на панели инструментов Команды щелкните разметку Таблица затем нажмите кнопку Применить. Изменение таблицы Word 1 Дважды щелкните таблицу. 3 Щелкните вне таблицы для возвращения в PowerPoint и обновления таблицы показываемой в презентации.
37811. Создать калькулятор делающий: суммирование, вычитание, деление, умножение, вычисление степени 14.51 KB
  Вывод: выполняя лабораторную работу, я научилась работать с функциями.
37812. Составление плана материала, определение недостатка построения. Предложение варианта плана правки-обработки 52.5 KB
  Рыбаки рассказывали о будто бы пойманных ими когда-то калугах (амурских осетровых рыбах) под тонну весом. Документальное свидетельство об одной такой «крошке» на восемь с половиной центнеров мы нашли на прибрежном рыбзаводе.