54035

Развитие представлений о культуре в западноевропейской философии

Доклад

Культурология и искусствоведение

Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность ренессансного мышления: диалектика как жанр литературы и способ мысли. Культ человека и возникновение оппозиции культура-природа в эпоху гуманизма. Поиск новых эстетических норм.

Русский

2014-04-01

35.5 KB

4 чел.

Развитие представлений о культуре в западноевропейской философии.

Античность: Перенос сельскохозяйственного значения слова "cultura" на новую область - воспитания человеческой души.Цицерон: культура как "возделывание души" (cultura animi). Ее совпадение с философией. Cultus vitae – «культивирование жизни» - облагораживание, очищение и освобождение человека от грязи. Идеалы образованности (humanitas, cultus humanitas) у Сенеки, Тацита, Плиния Младшего. Философско-риторическая направленность гуманитарного образования.

В Средневековье: 1) культура как мирская традиция и обычай; 2) как низшая, подготовительная ступень религиозного преображения; 3) как культ творения, однократного созидания Богом уникального мира; 4) как идея новизны, лежащей в основе догмата о личном спасении. Отождествление Бога с Cultrix (Творцом) и человека с Cultor (тварью, почитателем).

Гуманизм Возрождения. Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность ренессансного мышления: диалектика как жанр литературы и способ мысли. Культ человека и возникновение оппозиции "культура-природа" в эпоху гуманизма. Поиск новых эстетических норм.

Просвещение и концепции культуры. Особенности: 1) обращенность в будущее; 2) целеполагание, подвластное разуму; 3) разрыв с традицией; 4) секуляризация и превращение религии в "частное дело" человека; 5) вера в прогресс; 6) технический прогресс как средство осуществления социальных идеалов и подчинения природы человеку; 7) ориентация на науку как пути достижения благоденствия и процветания, совершенствования человека, достижения совершенного общества и всеобщего мира. Оппозиция варварства и цивилизации. Цивилизация как способ существования человека в обществе. Культура как связующее начало цивилизации; как искусственная среда жизни человека, которая требует развития и совершенствования. Поиск принципов систематизации богатства культуры, которая включает в себя науки, искусства, технику и ремесла. Двоякое определение культуры у Ф.Бэкона: 1) культура как результат побуждения к действию и стремления к совершенству; 2) культура как способ передачи знания благодаря педагогике.

Р.Декарт о движении народов от естественного к цивилизованному состоянию и гражданским порядкам. Роль правил ума, моральных и правовых норм в этом переходе. Лейбниц о связи прогресса культуры, охватывающей все большую часть земли, со всем универсумом. Идея непрерывности у Лейбница. Противопоставление цивилизации и варварства. Д.Дидро и "Энциклопедия искусств, наук и ремесел". Включение в состав культуры ремесел и технических изобретений и средств. Идея прогресса, основанного на началах разума и универсализма. Отождествление цивилизации с политическим порядком, с привитием человеку правил поведения. Трактовка культуры Мирабо как смягчения нравов, учтивости, вежливости, знания правила приличия. Ж.Ж.Руссо о негативном влиянии наук и искусств на нравственность. Романтизм как идеология 19в. Особенности романтического сознания: критика просветительского разума, оправдание средневековой культуры и религиозности, приоритет свободы над необходимостью, индивидуального над всеобщим. Критика современной культуры и идеал будущей культуры. Трансцендентализм (изуч. то, что лежит за пределами опыта, то невозможно познать учитывая опыт) И.Канта и понимание человеческой истории как истории свободы и обретения человеком своего призвания и предназначения. Автономность нравственного начала в человеке. Исходный пункт этики Канта - человек как цивилизованное существо. Идея самосовершенствования человека в соответствии с поставленными им самим целями, повышения своей культуры, цивилизованности и моральности. Культура как последняя цель природы и как способность человека ставить человеком любые цели. Независимость человека от природы в выборе своих целей и средств. Гражданско-правовое состояние как цель социального прогресса. Роль искусств, наук и моральности в развитии культуры. Различение идей культуры и цивилизованности у Канта: мораль как высшее проявление культуры, внешняя пристойность как проявление цивилизации. Культура как моральность и правовое государство. Исток пороков цивилизации - неумение применить свободу, заблуждения относительно морали.. В.Гумбольдт и его понимание культуры: 1) культура как искусство воспитания; 2) культура как произведение рассудка. Взаимоотношение между ними. Основные стадии развития культуры. Культура народа.

Гегель: основные модусы существования и развития духа – искусство, религия, философия.

Историко-материалистическая концепция культуры. К.Маркс и марксизм: к-ра как рез-т всеобщего труда чел-ва. Культура как духовное производство (в противовес матер-му). Идеал античного искусства как непревзойденный образец для оценки истории культуры.Идеал социалистической культуры. Культурная революция.

20 в. Экзистенциализм (Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно) и проблемы культурного творчества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28501. Типи вогнегасників, які використовуються в закладах освіти 21.13 KB
  Типи вогнегасників Вогнегасники розрізняють за способом спрацьовування: автоматичні стаціонарно монтуються в місцях можливого виникнення вогню. У залежності від акумуляторної вогнегасної речовини вогнегасники поділяються на п'ять видів: вуглекислотні повітрянопінні порошкові водні аерозольні. Вогнегасники маркуються буквами що характеризують вид вогнегасника і цифрами що позначають його місткість. Вогнегасники технічні пристрої призначені для гасіння пожеж в початковій стадії їх виникнення.
28504. Орієнтований перелік питань вступного інструктажу для учасників навчально – виховного процесу 11.54 KB
  Орієнтований перелік питань вступного інструктажу для учасників навчально виховного процесу. Програма та тривалість інструктажу затверджується керівником підприємства. Запис про проведення вступного інструктажу робиться в журналі реєстрації вступного інструктажу який зберігається в службі охорони праці або в працівника що відповідає за проведення вступного інструктажу а також у документі про прийняття працівника на роботу.