54041

Внеклассное воспитательное мероприятие «Книжная летопись»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Она скромна и велика Обличий книги много Для старика она – клюка Для юноши – дорога. Люблю твой вечный непокой Когда тебе всё мало Как попадешь от букваря Под власть печатной силы Идёшь её боготворя до самой до могилы Ученик: Книги говорят с тобой И ты мой юный друг Весь путь истории земной Как бы увидишь вдруг. Выходит ученик в костюме жителя Вавилона с изображением глиняной книги. Ученик: Древние книги На чём вы писались Как вообще вы порой создавались Вот Вавилон.

Русский

2014-03-06

79 KB

0 чел.

Учитель начальных классов УВК № 99 г. Днепропетровска Бойко Надежда Петровна

Внеклассное воспитательное мероприятие «Книжная летопись»

Эпиграф:

Книга, как птица,

Может весь мир облетать,

Книга – царица,

Может сердцами повелевать!

Ученик:

Чем может бать книга?

Цветком, колодцем или ручейком,

Величественной башней

И плодородной пашней.

Она скромна и велика,

Обличий книги много,

Для старика она – клюка,

Для юноши – дорога.

Ученик:

Страна читателей!

Такой история не знала.

Люблю твой вечный непокой,

Когда тебе всё мало,

Как попадешь от букваря

Под  власть печатной силы,

Идёшь, её боготворя, до самой до могилы!  

Ученик:

Книги говорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг.

Увидишь древние костры,

Что скифы разожгли,

Увидишь дальние миры,

Невидные с земли.

Выходит ученик в костюме жителя Вавилона с изображением глиняной книги.

Ученик:

Древние книги… На чём вы писались?

Как вообще вы порой создавались?

Вот Вавилон. Здесь пластинки из глины

Были страницами множества книг.

Палочкой острой на мягких табличках

Буквы писали и … в печь – на обжиг!

Ведущий:

На земном шаре книги существуют много  тысяч лет! Из поколения в поколение мудрые книги передают людям свои знания.

Древнейшая на земле библиотека царя Ашшурбанапала существовала более 25000 лет назад на берегу реки Тигр в городе Ниневия. Эти книги древнее пирамид в Египте! Сейчас эти книги находятся в музее Лондона в Англии. А были сделаны они из глины, потом обожжены  на огне. Представьте, сколько весит одна такая книга! Во дворце царя было собрано несколько тысяч глиняных табличек – книг. На каждой странице стоял № и название книги! В библиотеке книги размещались в определённом порядке, по отраслям знаний. На всех глиняных листах стоял библиотечный штамп со словами «Дворец Ашшурбанапала, царя Вселенной, царя Ассирии». Невероятно, но в библиотеке были даже словари для перевода вавилонского языка на шумерский!

Ведущий:

Шумеры любили записывать свои мысли. Делали они это на глиняной дощечке с помощью острой палочки, а научились этому, подсматривая за обычной кошкой, которая царапала коготками глину. Так шумеры и кошка изобрели письменность!

Ученик:

Во всём виновата обычная кошка!

Ведь глину царапала Мурка немножко.

Увидев на глине знаки таинственные,

Шумеры изобрели письменность!

Благодаря кошачьим коготкам,

Шумерская письменность прославилась в веках.

Ученик в костюме с изображением пергамента:

В Сирии древней на шкурах телячьих

Летопись жизни неспешно вели.

Шкуры телячьи назвали пергаментом

В честь городка, где из них книги сделать смогли.

Ведущий:

В   Древнем Востоке в особом почёте были книги. Халиф Багдада Везир-аль-Сахид даже в военные походы и путешествия брал с собою свою переносную библиотеку! За ним всегда следовал караван верблюдов с книгами. Интересно, что на верблюдах книги были разложены по порядку букв в алфавите, чтобы погонщик мог быстро найти нужную книгу для халифа.

Ученики выносят своеобразный караван: вырезанных из ватманов верблюдов с поклажей – книгами, с надписью букв  алфавита

«а б в »:

Халиф арабский Везир -аль-Сахид

По жизни был военным человеком.

Но он всегда с собой в любой поход

Брал любимую библиотеку!

Возил её верблюдов караван:

Страницы книг, уложенные в свитки

Погонщик на привале доставал.

Халиф читал их в перерывах между битвой,

Везир арабский мудрость в них черпал,

И вдохновенье для души неповторимо.

И каждый из верблюдов так стоял,

Что караван был каталогом единым.

Ученик:

Страна «Читалия» - особая страна,

Аптекой для души звалась она!

Здесь свои правила заведены:

Одно из главных – соблюденье тишины.

Ведь каждый читатель стремится

С книгою в тиши уединиться,

Заветные страницы отыскать

И в мир познания умчать.

Ученик:

Из поколенья в поколенье книги мудрые

Несут открытия и знанья чудные.

Ты книжки эти аккуратно перечти

И для других их бережно храни,

Сдавай ты книги непременно в срок,

Не забывай, читатели их ждут, дружок!

Ведущий показывает  вывески, которые были написаны на  древних хранилищах книг в Египте:

Древние библиотеки, так же, как и книги, в Египте пользовались большим уважением, почётом. В древнем Египте библиотеки размещались в роскошных дворцах. Очень важной считались профессии писца и библиотекаря. В 1.300 г. до нашей эры около города Фив – древней столицы Египта было основано огромное книгохранилище египетских фараонов. Оно принадлежало фараону Египта Рамсесу второму. На дверях книгохранилища было написано «Целительница души»! Другие хранилища свитков назывались так: «Аптека души», «Пристанище мудрости», «Дом жизни».

Ученик (в костюме древнего египтянина выходит с «папирусом в руках»):

А египтяне болотный папирус

В свитки бумаги смогли превратить.

Ровно слова на папирус ложились,

В этих словах обозначена жизнь.

Повесть о жизни – и строчка за строчкой –

Долгий о древнем Египте рассказ.

Длинная книга, но нет там листочков-

Свёрток, завёрнутый тысячу раз.

Ученик:

Где же ты вырос,

Высокий папирус?

Я в Эфиопии солнечной вырос!

С ветром попал я в болота Сицилии,

Где загорают и плавают лилии.

Кто твои сёстры,

Папирус высокий?

Я из одной колыбели с осокой!

Листья мои

Шелковисты и плоски

В древности резали на полоски,

Клеили в свитки, сушили от влаги,

Чтобы использовать вместо бумаги.

Поэтам, художникам и звездочётам

Был я тетрадкой, альбомом, блокнотом!

Ученик:

Увезу тебя в Египет, увезу к седым векам,

И древнейший мудрый свиток брошу я к твоим ногам.

Фараонов манускрипты прочитаем вмиг

И секрет древнейших наций мы узнаем вдруг из книг!

Ученица:

Рамсес второй, Египта фараон,

Был мудрым книжным словом покорён.

Читал он книги много лет в тиши,

Хранилище назвал «Аптекою души»!

Историю предков и богов он в книгах познавал,

«Целительницей душ» он книгу называл!

Ученик:

В своём дворце собрал библиотеку,

В то время это было чудом века.

«Дом жизни» он хранилище назвал,

Ведь с книгою он целый мир познал.

Ведущий:

Создателями бумаги – папируса для книг, а также первой авторучки тоже можно считать древних египтян. Среди сокровищ Тутанхамона учёные обнаружили медную ручку со вставленной трубочкой. Внутри трубочки находилась тростинка. Её заполняли тёмной жидкостью. При письме оставался чёткий след на папирусе. Таким образом, писал книги сам фараон Тутанхамон!

Ведущий:

Египтяне ценили книги, боготворили знания и книжное слово, поэтому книги клали в великие гробницы фараонов и на стенах гробниц оставили древнейшие цитаты о книгах, которые перевела поэтесса Анна Андреевна Ахматова. Египетский текст второго тысячелетия гласит:

(Выходят два ученика в костюмах египтян, разворачивают свитки и читают)

Мудрые писцы

Времён преемников самих богов,

Предрекавшие будущее.

Их имена сохранятся навеки…

Они не строили себе пирамид

Из меди

И надгробий из бронзы,

Не оставили после себя

Наследников,

Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили своё наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими…

Человек угаснет, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспомнить его

Устами тех, кто передаёт это в уста других.

На сцене ученик в костюме фараона, окружённый танцовщицами и слугой с опахалом.

Фараон:

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме!

Приказываю высечь эти слова на стенах  гробницы фараона!

Слуги выносят плакат с изречением фараона и вешают в зале.

Ведущий:

Во все века люди ценили книги и поэтому о них сложено очень много пословиц. Летописец в книге «Повесть временных лет» написал такие слова, ставшие крылатыми:

«Книги – как реки, которые наполняют собою весь свет, это источник мудрости, в книгах – весь свет, в них бездонная глубина, мы ими утешаемся в печали, они – узда для тела и души».

Ученик:

Поля писатель – агроном

Засеял буквами – зерном.

Так ты, читатель поспешай,

Собрать мудрейший урожай.

Ученица:

Книга – это духовное завещание одного поколения – другому.

Хорошая книга ярче звезды светит.

С книгою жить – с добром дружить.

Книгу почитаю – птицей полетаю.

Ведущий:

В Афинах уже в пятом веке до нашей эры  был целый квартал, который занимали книжные лавки и переписчики.

Ксенофонт писал, что из Греции книги вывозили на продажу даже за границу! Первым, известным нам книжником был Публий Клодий Пульхер, который погиб в 57 г. До нашей эры на пороге своей книжной лавки во время восстания. В своём магазине он продавал свитки пергамента с произведениями греческих и римских писателей и историков.

Ведущий:

Выдающимся римским книгоиздателем был друг Цицерона – Аттик, который имел сотни писцов, переписывающих книги.  В римских библиотеках и книжных лавках пахло шафраном и кедровым маслом, которыми римляне  пытались уничтожить моль, портящую папирусы! Свитки здесь лежали на полках, пергаментные обложки были разрисованы в разные цвета. Концы деревянных палочек, на которые наматывали свитки папирусов, украшались гвоздиками из слоновой кости, золота и серебра. На первом гвоздике висела табличка с содержанием папируса – «титулюс» - прародитель современного титульного листа.

Ученик:

А в Древнем Риме среди свитков

Водилась моль всегда в избытке.

Её шафраном угощали –

Так книги древние спасали.

Ученица:

В библиотеках римских, в лавках книг

Шафраном пахло и кедровым маслом –

Это от моли применяли их,

Чтоб книги не съедала понапрасну.

И было в свитках множество гвоздей

Из злата, серебра, слоновой кости,

Не только украшеньем книги всей,

Был с умыслом толковым каждый гвоздик.

На первом гвоздике был «титулюс» -

И в нем изложена, но кратко книги тема,

Так появился титульный листок –

Начало каждой книги современной.

Ведущий:

Древние книги украшались драгоценными камнями, поэтому стоили очень дорого. За одну книгу можно было купить большой городской дом или 12 гектаров земли!

Ведущий:

В 5 веке до нашей эры властелин Персии Дарий заставил подчинённых высечь на камне предостережение о бережном отношении к книгам:

(выходит ученик в костюме царя Дария)

«Говорит Дарайавауш, царь:

Ты, который в будущие дни

Увидишь эту надпись на скале,

Или эти изображения,

Не нарушай их,

Но оберегай,

Пока можешь!»

Ученик:

Ценились книги очень высоко,

И наказанья за их порчу были,

Нам, может быть, и, кажется смешно,

Но мы про ценность книги позабыли.

А в Пруссии за кражу всяких книг

По двадцать лет тюрьмы всегда давали,

А за загибы уголков страниц

Пять лет в тюрьме виновные бывали!

И в Англии за этот самый грех

Семь лет давали и пороли плетью,

В Египте вешали на виселице тех,

Кто свиток потерял, он был в ответе!

Ведущий:

В Англии, в Оксфордском университете в начале 17 века книги выдавали на дом только царствующим монархам. Когда король Карл первый послал  в библиотеку своего слугу за книгой, тот вернулся ни с чем, король сам пошёл в библиотеку лично.

Ученица:

В Англии книгу на дом могла взять

Только царствующих монархов знать.

Слуга короля без книги явился,

И Карл сам за книгой спустился.

Ведущий:

В древности во многих странах были очень суровые наказания за порчу или потерю книги. Прусский король Фридрих Великий за кражу книги давал не меньше 20 лет тюрьмы,  а в Лондоне за загибание уголков  книжных страниц  в 1752 году били плетью и сажали в тюрьму на 7 лет!

Выходит ученик в костюме монаха:

В Киевской Руси монахи, переписчики книг, писали на обложке такие надписи:

- кто эту книгу оставит у себя (не сдаст в библиотеку), у того рука  отвалится.

- если вы похитите или продадите книгу, вас ждёт страшный Божий гнев. Вы попадёте в ад, будете жевать и выплёвывать свой язык, раскалённый, как железо. И постоянно у вас изо рта будут выскакивать жабы.

- горе тому, кто черкает в книгах на полях, на том свете бесы исчеркают ему лицо калёным железом.

Но всё это мелочи, по сравнению с наказанием в Древнем Египте:

Там за потерю книги из библиотеки фараона человека отправляли на виселицу!

Ведущий:

К Киевской Руси, в Софийском соборе была собрана первая библиотека князем Ярославом Мудрым.

В 15 веке на дверях этой библиотеки была надпись «Всякий, кто изучает науки, входящий сюда не грюкнет дверьми, не стукнет ногами: это мешает музам. Если ты кого – то найдёшь тут, сидящим, уважительно поклонись, молча, не занимайся разговорами: тут мудрые говорят с учениками!»

Ученик:

Увезу вас в Древний Киев, увезу к седым векам,

Где собрал впервые книжки Мудрый Ярослав.

Где писцы всю жизнь писали мудрые слова,

Где и Нестор Летописец завершил дела.

Ученица:

В древнем соборе святой Софии

Открылась публичная библиотека впервые.

Не зря народ Ярослава Мудрым прозвал,

Он в мир просвещения путь указал.

Ведущий:

Киевский князь Владимир Святославович открыл школы, специальные мастерские, где переписывали, размножали книги.

Во времена князя Ярослава Мудрого в 1037 году в Киеве при Софийском соборе была организована первая Киевской Руси библиотека. На этом месте на территории заповедника сейчас установлен памятный знак:  на камне изображён князь Ярослав Мудрый с книжкой в руках и начертаны строки из летописи «Году (1037) Ярослав, сын Владимира, засеял книжными словами сердца верных людей. Велика же польза  человеку от  учения книжного».

Летописец Ярослава мудрого записал: «Ярослав же любил книги и, много их переписавши, положил в церкви святой Софии, которую построил сам». В этой библиотеке сберегалось 850 томов разных рукописных произведений.

Ученик:

Князь Владимир страну крестил,

А сын его открыл библиотеку:

Ведь книги он любил, и их переписав,

Оставил в церкви Софьи князь навеки.

Был Мудрым наречён за книжную любовь,

Ещё за то, что сеял книгу

В сердцах славян и пламенно и страстно.

И дочери своей в приданое вручил

«Евангелие» вовсе не напрасно.

Её супруг, во Франции король,

Неграмотным совсем уж оказался,

А вместо подписи, представь себе изволь,

Крест ставил, не смущаясь, и прекрасно.

Разыгрывается пантомима: французский король ставит крест  около печати на государственном документе.

Ученица:

И эту книгу свято берегли

И берегут, хотя прошли столетья.

Для всех французских новых королей

Она осталась атрибутом чести!

Князь Мудрым был, он дочери своей

Образованье дал, она училась в школе.

И сам он до последних дней

Стремился к расширенью знаний поля.

Ведущий в костюме древнерусского жителя:

Древнерусский «папирус» – это береста, внутренняя часть берёзовой коры, на которой писали, выцарапывали буквы железным или костяным стержнем, который назывался «писало».

Рецепт изготовления древнерусского «папируса»:

кору берёзы – бересту кипятили, чтобы она приобрела прочность и эластичность, обрезали по краям, чтобы получилась ровная «грамотка».

На них писали не только документы, а обыкновенные письма и даже записки, челобитные хозяину. Самые известные 12 берестяных грамот мальчика Онфима с буквами, рисунками зверей, сражениями, битвами, стрелами, всадниками в шлемах. В своём письме другу он писал: «Поклон от Онфима ко Даниле».

Даже во время ВОв партизаны Белоруссии в лесах на бересте печатали газету «Партизанская правда» в 1942 г. Несколько номеров этой газеты на бересте хранятся в архивах Минска.

Ученица:

Наши предки с берестою

Тайный свой секрет откроют.

Как известный всем Онфим

Рисовал картинки

И поклон свой посылал

Другу он, Данилке.

И дошли до наших дней

Пращуров посланья,

Челобитные и письма,

И в любви признанья.

Не имели наши предки

Ручки – самописки,

А «писалом» выцарапывали

Девушкам записки!

Ученик:

А на Руси сначала береста

Берёзовой коры вполне годилась

На письма, челобитные и так

Порой она в записки превратилась!

До нас с тех пор известие дошло

О грамотах берестяных Онфима,

Какой рисунками сам украшал письмо,

Что он писал товарищу Даниле.

Ведущий:

Одной из древних книг Киевской Руси является «Евангелие 11 столетия». Привезла его в приданое в Реймс, бывшую столицу Франции, дочка Ярослав Мудрого – Анна, в последствии жена французского короля Генриха, как отцовское благословение. На протяжении столетий это «Евангелие» было неотъемлемым атрибутом во время коронации французских королей. Оригинал этой книги сейчас хранится в национальной библиотеке Парижа. Древнейшей книгой в Киевской Руси считается «Летопись временных лет» монаха Нестора летописца, а так же «Изборник Святослава», составленный в1073 – 1076 годах. Также историческими ценностями являются «Остромирово евангелие»1065 -1057 г. и сборник норм древнерусского права 11-12 века «Русская правда». А книгу «Пересопницкое евангелие» справедливо называют вершиной украинского книжного искусства середины 16 столетия. Во время инногурации президенты Украины дают присягу на этой древней книге.

Ведущий:

Писали в старину на Руси тщательно подобранными чернилами и даже растворённым золотом и серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплёты из досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застёжки. Поэтому в старину говорили: «Книжное слово в жемчугах ходит».

Ведущий:

На Руси любовно говорили о книгах:

-Книжная премудрость подобна, есть солнечной светлости.

-Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью.

-Книги – чудо, сотворённое в печатне.

-Книжное слово – свет дневной.

А первопечатник Иван Фёдоров говорил: «Духовные семена надлежит мне по свету рассеивать».

Ученик:

О книгах пословицы недаром молвятся-

Без мудрых книг прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Всегда они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Ученица:

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём,

И наш разговор потихоньку ведём.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов т смешных чудаков,

Про тайны земли и движенье планет,

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу!

Ученица:

Стареют книги, как не береги!

Судьба у них почти что человечья,

Свои у них болезни и увечья,

Свои у них друзья, свои враги.

Совсем, как  к людям, годы к ним строги.

Пыль, сырость, зной и холод – их напасти,

Но книги вечны. В этом наше счастье,

Хотя стареют, как не береги!

Ведущий:

В 1951 году всему миру стало известно имя русского историка Юрия Валентиновича Кнорозова. Он расшифровал древнюю письменность народа Майя в Центральной Америке.

Таинственные письмена знаменитых «Кохау ронго – ронго – говорящих досок» с острова Пасхи хранятся в Ленинграде (их 15 штук). До сих пор они не прочитаны. Интересно, что большой вклад в расшифровку этого языка внёс ленинградский школьник Борис Кудрявцев, но он ушёл в 1941 г. на фронт и погиб. Тайна осталась неразгаданной, как и многие тайны древних книг! Вас ждут эти тайны! Станьте настоящими книголюбами и вам откроются невероятные тайны. Дерзайте!

Исполняется песня «Школьная библиотека» на слова П. Кашаева.

Праздники такие разные,

Всегда прекрасные ждут впереди.

Если вдруг захочешь праздника-

В библиотеку школы приходи.

Здесь для себя ты откроешь

Тысячи мудрых строк.

Здесь дорогие герои

Новый начнут урок.

Лучшего подарка – лучика

На свете сказочном найти нельзя.

С золотым заветным ключиком

В страну «Читалию» войдём, друзья!

В ней - весельчак Буратино

И арлекин Пьеро,

Золушка и Чиполлино…

И победит добро!

В стройный ряд встают учебники,

Чтоб знанья прочные – на долгий век..

Славно трудятся волшебники

И феи нужных всем библиотек.

Книга, ты вечное чудо-

Тысячи ярких строк..

Книга, ты с нами повсюду

Главный ведёшь урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23238. Аристотель, Стагірит 216 KB
  Зі сказаного очевидно що з того де йде мова про предмет необхідно говорити про предмет і ім'я й поняття; так наприклад людина говорить про предмет про окрему людину і про неї звичайно говорить ім'я [людини]: адже окремою людиною називають живу істоту й визначення людини буде визначати окрему людину адже окрема людина є й людина і жива істота. Так біле перебуваючи в тілі як у підметі говорить про предмет адже тіло називається білим але поняття білого ніколи не може означати тіло. Її предмет – мислення як цілісне утворення...
23239. Ільєнков, Евальд Васильович 146.5 KB
  І ось учорашній оптиміст стає похмурим нитиком – песимістом якого вже ніщо не радує і ніщо не веселить не дивлячись на його паспортну молодість здоровий шлунок і міцні зуби. Якщо ми недвозначно беремо висвітлену таким чином наукову присутність у своє володіння то маємо сказати: Те на що спрямоване наше світовідношення є саме суще – і більше ніщо. Те чим керується вся наша установка є саме суще – і крім нього ніщо. Те з чим працює дослідження що втручається у світ є саме суще – і ніщо понад того.
23240. Сковорода, Григорій Савич 152.5 KB
  Навпаки саме при падінні аристократичних оцінок людської совісті поступово нав'язується весь цей контраст €œегоїстичного€ і €œнеегоїстичного€ – цей по моїй термінології стадний інстинкт котрий дістав тоді розповсюдження. Поняття €œдобро€ він вважає по суті рівним поняттю €œкорисний€ €œдоцільний€ так що в думках €œдобро€ і €œзло€ людство ніби то підсумовує і санкціонує саме незабуті і незабутні пізнання про корисне – доцільне і шкідливе – недоцільне. Добро згідно цієї теорії – те що споконвіку виявилося корисним тому воно...
23241. Кримський, Сергій Борисович. ФІЛОСОФІЯ - АВАНТЮРА ДУХУ ЧИ ЛІТУРГІЯ СМИСЛУ 192.5 KB
  Кримський розробляє принципи трансформації знання прийоми інтерпретації принципи узагальненої раціональності та розуміння принципи духовності розвиває неоплатонічну концепцію вилучення архетипових структур буття розуму та культури; виділяє архетипи української культури. ФІЛОСОФІЯ АВАНТЮРА ДУХУ ЧИ ЛІТУРГІЯ СМИСЛУ Видатний мислитель пізньоантичної епохи Плотін стверджуючи прилученність мудрості до центральних зон смислотворчості буття та людини проголошував що філософія є найголовнішим у житті. Вона є єдиним засобом поставити людину...
23242. Фоєрбах, Людвіг. РАГМЕНТИ ДО ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЄЇ ФІЛОСОФСЬКОЇ БІОГРАФІЇ 85.5 KB
  Головним завданням своєї філософії Фоєрбах вважав відповідь на питання – якою є справжня природа людини як визначити її шлях до щастя Для розкриття природи людини застосовує поняття любові. Подальший прогрес людства Фоєрбах вбачав в утвердженні нової філософії – релігії що культивуватиме любов людини до людини як до Бога. Але чи не слід би саму релігію зрозуміти у більш загальному смислі А порозуміння з філософією чи не повинно полягати лише у визнанні та виправданні певних вчень Чи немає якогось іншого виду порозуміння ________ Яке ж...