54054

Типология культур. Особенности массовой и элитарной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Типология культуры как метод научного познания осуществляет процедуру расчленения различных социокультурных систем и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология культуры позволяет объединять какие-либо сходные культуры в одну группу и отличать их от других культур.

Русский

2014-04-01

35 KB

4 чел.

Типология культур. Особенности массовой и элитарной культуры.

Типология культуры как метод научного познания осуществляет процедуру расчленения различных социокультурных систем и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология культуры позволяет объединять какие-либо сходные культуры в одну группу и отличать их от других культур.

- историческая типология культуры выделяет глобальные и локальные типы культуры.

- пространственная (синхронная) типология – восточный и западный типы культуры.

- этническая типология культуры построена на общих особенностях (наследственных и психофизиологических) людей, связанных единством происхождения, а на ранних этапах – и определённой областью их обитания.

- национальная типология культуры имеет соционормативную структуру, которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности (нации).

- массовая и элитарная типологии культуры:

Также известны 3 парадигмы типологии культуры:

- парадигма к.маркса – основывается на развитии общества по экономическому признаку. маркс - 5 парадигм: первобытная, античная, средневековая, капиталистическая и коммунистическая.

- следующая парадигма связана с именами м.фэбэра, у.ростоу, белл. в основе этой парадигмы лежит типологизация общества по признаку развития технологии.

- парадигма м.мида – основана на уровне образования.

элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества, либо по её заказу – профессиональными «творцами». «элита» представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества. разновидностями элитарной культуры считаются светское искусство и салонная музыка, например. формулой элитарной культуры является: «искусство для искусства» и практика «чистого искусства».

массовая культура (термин "массовая культура" впервые был введен нем философом м. хоркхаймером в 1941 г. и американским ученым д. макдональдом в 1944 г.) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. она появилась в середине 20 века, когда сми (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. массовая культура может быть интернациональной и национальной. массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. у нее самая широкая аудитория. она является авторской. яркий пример массовой культуры – эстрадная музыка – она понятна и доступна всем возрастам всем слоям населения независимо от уровня образования, так как удовлетворяет сиюминутные запросы людей.

основные особенности массовой культуры.

- общедоступность.

- коммерческий характер.

- занимательность (мк обращается к сторонам жизни, эмоциям, вызывающим присущим всем, интерес и понятным большинству: любовь, бытовые проблемы, насилие и т.д.).

- серийность/тиражируемость (продукты мк выпускаются в больших количествах).

- пассивность восприятия (продукты мк не требуют от потребителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. с появлением кино это усилилось).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51735. Гигиеническая оценка урока физкультуры 75.5 KB
  Продолжительность урока составила – 40 мин. Структура урока: вводная часть 10 мин учитель проводит перекличку строит детей в шеренгу проводит разминку – бег ходьба; основная часть 20 мин учитель объясняет задания: отжимания приседания кувыркание на матах гимнастические упражнения. Моторная плотность урока = полезное время общая продолжительность урока100 Моторная плотность урока = 30 мин 40 мин100 = 75 в норме 7075 .
51736. Мова – скарбниця духовності народу 152.5 KB
  Мова – скарбниця духовності народу Мета уроку: пояснити роль і значення національної мови у формуванні й удосконаленні духовної сутності народу й кожної людини зокрема; виховувати патріотичні почуття національну гідність повагу й любов до рідної мови; розвивати логічне й образне мислення увагу пам’ять збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів. Мова для нас – пам’ять честь і гідність. Мова є одним із джерел духовності. Як пов’язані духовність і мова Чи згодні ви із словами польського поета Ципріяна Каміля Норвіда Не меч...
51739. ЛЮБОВ ДО МУЗИКИ — У СПАДОК 28 KB
  Чимало випало на долю цього міста минуле якого пов’язане не тільки із значними історичними подіями але і з життям та діяльністю видатних діячів вітчизняної культури. Та не вичерпуються музичні традиції старовинного українського міста.
51740. Рівень соціальної зрілості випускника 9-го класу 29 KB
  Хочу почати з поняття акселерації яка проявляється в прискореному психічному і фізичному розвитку дітей. Існує думка щодо третьої причини стимулюючого впливу на ріст і розвиток дітей. Це діти із сімей де створені умови для розвитку дітей де батьки опікуються майбутнім своїх дітей. Більшість дітей володіють сучасними комп’ютерними технологіями 24 учні з 30ти мають комп’ютер .