54057

Межпредметная интеграция как средство активизации учебного процесса

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка межпредметная интеграция должна занимать не последнее место. В этой связи совместные уроки математики и английского языка могут быть очень интересными.

Русский

2014-03-07

135.5 KB

0 чел.

Межпредметная интеграция как средство

Активизации учебного процесса

В программе для общеобразовательных учебных заведений записано, что «головна мета навчання іноземної мови у загальноосвітних навчальних закладах полягає у формуваннi в учнів комунікативної компетенції, базою для якої є комунікативні  уміння, сформованні на основі   мовних знань і навичок”.

Для успешной реализации этой цели учитель использует разные методы: как общеобразовательные, так и те, которые используются не так часто, но которые также являются очень эффективными.

В специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка межпредметная интеграция должна занимать не последнее место. В этой связи совместные уроки математики и английского языка могут быть очень интересными.

В нашей школе опыт проведения таких уроков накапливается.

Совместно с учителем математики И.Л.Межуровской мы провели подобный урок в 10-ом классе по теме «Развитие логического мышления посредством решения логических задач». В подготовке урока приняла участие и учитель информатики О.А.Жаворонкова.

Цель урока – Совмещение знаний о литературных героях английской литературы с развитием логического мышления на занятиях по предметам математического цикла; развитие интереса у учащихся к логическим задачам; развитие у учащихся духа соревновательности и азарта в ходе решения задач.

Тип урока: повторение материала.

Оборудование: доска, компьютер (для презентации), карточки с магнитами, плакаты-постеры, книги.

Структура урока

  1.  Мотивация учебной деятельности.
  2.  Разминки и задачи с использованием информации на английском языке по каждому шагу в ходе ведения урока.

а)Ребус Шерлок Холмс. Справка на английском языке. Задача «Дело в антикварной лавке».

б) Рисунок с шифром Алиса.Справка. Конверт с аннаграммой Парадокс.

в) Криптограмма Робин Гуд. Задача.

3. Подведение итогов.


Ход урока

  1.  Организационный момент.

Сообщение учащимся целей и задач урока.

2.   Основная часть урокаразбита на разделы, каждый из которых начинается, стого, что надо отгадать имя литературного героя. Учениками подготовлена информация на английском языке. В завершении каждого раздела ученикам предлагается логическая задача.

РАЗДЕЛ 1

______________: Имя первого литературного персонажа – гостя нашего урока зашифровано в этом ребусе. Так как он очень любил математику, то свое имя он записал в таком виде, используя математические понятия и символы.

(На мониторе появляется ребус. На доске карточки с магнитами.)

Σ?<     Ο

С этими фигурами на плоскости можно выполнять какие угодно движения.

Ученики разгадывают ребус. Ответ:Холмс.

На мониторе  презентация. Для подсказки дается стихотворение, которое дается и как сопроводительное. На столе книги с изображением Холмса. Плакаты.

Знак умножения и круг

За ними угол острый

Вот сигма повернулась вдруг

И все венчает полукруг

Надеюсь, мой любезный друг,

Вам шифр мой разгадать так просто.

                                                 Ответ: ХОЛМС

Ученик дает справку о герое на английском языке.

Sherlock Holmes

The creator of the famous detective Sherlock Holmes is Arthur Conan Doyle. A well-known English writer studied at the Edinburgh Medical School and started his career as a doctor. A famous doctor Joseph Bell chose him as an assistant and gave Arthur a chance to watch his unusual methods of work. It was the deductive skills of Dr.   Bell that went into the making of Sherlock Holmes. Arthur Conan Doyle had the opportunity to watch Dr. Bell’s remarkable ability to deduce quickly a great deal about his patients.

Sherlock Holmes is one of the best literary detectives. His investigations, his deductive methods are well known all over the world.

_________________:Метод, к которому прибегал Холмс в своей практике – метод дедукции. Дедукция – метод умозаключений, построение цепи логических событий  от обладанияобщих знаний к конкретным. Предлагаем вам использовать дедуктивный метод Ш.Холмса в ходе решения следующей задачи.

________________: Доктор Ватсон описывал значительные расследования, а мы предлагаем вам одно пустяковое дело, на которое Холмс нашел ответ за минуту.

Итак: «Дело вантиквартной лавке».

Прогуливаясь как-то любимыми улицами Лондона, Шерлок Холмс остановился возле антикварной лавки. (Холмс был любителем антиквариата).

Холмс достал свою трубку, собираясь раскурить ее, как вдруг услышал разговор двух молодых людей, стоящих в нескольких шагах от него. Они тихо переговаривались, закрывая что-то своими спинами, и как понял Холмс, задумывали что-то явно неладное. Эти двое планировали сдать антиквару восемь старинных монет и одну фальшивую – искусную подделку.

Холмс решил разоблачить мошенников и первым незаметно вошел в лавку. Он успел предупредить антиквара о намерениях молодых жуликов. Через несколько секунд мошенники вошли с невозмутимым видом, позвякивая монетами.

Гирьки от весов куда-то запропостились, но Холмс подсказал антиквару, как можно обойтись без них.

Как же произошло разоблачение мошенников?

Ученики обдумывают задачу. Дают версии решения.

Решение: 1) разделить девять монет на три равные части.

2) взвесить на весах две кучки, и если они окажуться равны, то одну из этих кучек взвесить с третьей. Там, где фальшивая – там кучка будет другого веса.

РАЗДЕЛ 2

_______________: Cейчас попытаемся отгадать имя нашего второго гостя. Посмотрите на этот рисунок, в котором зашифровано имя.

( На мониторе возникает рисунок. Или представлен плакат)

В картинке спрятались буквы полного русского алфавита.

Длятого, чтобы расшифровать имя героя вам дается код: 1_13_10_19_1.

Ученики обдумывают и дают ответ. На столе появляется книга, на мониторе – презентация.

Ответ:АЛИСА

Ученик выходит с информацией на английском языке.

Alice

Alice Liddell was a daughter of the new Dean in Christ Church in Oxford. Charles Lutwidge Dodgson was a bachelor in this college. But this name is not famous among readers. We know this man as Lewis Carroll, a math lecturer published a number of academic works. But these works are only known for the mathematicians. In 1865 he published his new book “Alice’s Adventures in Wonderland” and became known all over the world as a born storyteller.  This famous book marked the beginning of modern literature for children, full of phrases, paradoxes, rhymes, events and characters that have passed into everyday life.

The next book of the author  “The Condensation of Determinants, a new and brief method of Computing Arithmetical Values”.

_______________: На столе лежит интересный конверт, на котором дана анаграмма, в которой зашифровано имя великого писателя. Разгадав ее мы сможем вскрыть конверт.

SWEAR HE IS LIKE A LAMP   (Клянусь, он как светильник).

(На мониторе анаграмма. Плакат.)

Ученики обдумывают. Дают ответ.

Ответ: WILLIAM SHAKESPEARE (  открывается презентация).

_______________: вскрываем конверт. В нем изречение самого великого писателя.

“ These are old fond paradoxes to make fools laugh in the alehouse”.

В переводе на русский: «Старые, избитые парадоксы, годные для того, чтобы увеселять дурней в кабаках» (В.Шекспир «Отелло»).

Как вы думаете, Алиса согласилась бы с этой фразой? Наверное – нет. И вероятно она  ее перефразировала бы по-своему:

«Старые, избитые парадоксы, годные на то, чтобы увеселять нас в часы досуга».

_____________:Как было уже сказано создатель Алисы очень любил парадоксы. В этом конверте есть еще один конверт. Откроем его – это письмо самого Льюиса Кэрролла.

Уилтону Риксу

Достопочтенный сэр!

Зная вас как отличного алгебраиста, я счел возможным представить на ваше благоустроение одну трудность, которая не дает мне покоя.

Если каждая из величин Х и Y в отдельности равна 1, то ясно, что

2Ÿ2 – у2 ) =0 и что 5Ÿ( х - у ) =0. Следовательно, 2Ÿ2 – у2) =5Ÿ( х - у )

разделив теперь обе части этого уравнения на ( х –у ), получим

2Ÿ(  х + у ) = 5.     Но ( х + у )= ( 1 + 1 )=2  следовательно, 2 Ÿ 2 = 5

с тех пор, как этот тревожный факт стал мне известен, я потерял покой и сплю не более 8 часов за ночь и ем не чаще трех раз в день.

Надеюсь, вы проявите ко мне жалость и объясните, в чем тут дело.

Признательный вам Льюис Кэрролл.

Ученики обдумывают, где допущена ошибка. Дают ответ.

РАЗДЕЛ 3

___________: Имя третьего героя зашифровано в криптограмме.

H J < B Y      UEL

Для шифровки своего имени он использовал метод, который используют системные администраторы для кодирования паролей. Возможно в наше время он был бы классным хакером.

Вы разгадаете его имя с помощью клавиатуры.

Ученики обдумывают и дают ответ.

На мониторе – презентация. На доске плакаты.

Ученик выходит и дает информацию на английском языке.

Robin Hood

Nobody knows exactly how old he was. Somebody says that he was born in 1160. The other dates him birth from 1225. It’s not very important for us. Robin Hood is the man who loves nature and freedom. He is natural. He has merry time with his men in the forest. He fights against evil, but he does not have a problem with the king. He is simply against those people who were unjust.  Robin becomes the hero of the people for fighting this injustice.

Robbing the rich and giving to the poor was his way of bringing the common people on his side.

I think that Robin Hood is a romantic character, very honest and brave.

That’s why every new generation of readers knows and will know about this hero.

__________________: Вспомним историю о бедной вдове и ее сыновьях.

Два сына бедной вдовы были обвинены шерифом в совершении кражи, которую они не совершали. От убитой горем матери Робин Гуд узнал о том, что ее сыновья приговорены к казни, и решил ей помочь. В назначенный день он пришел на площадь и наблюдал, как братьев привезли на плаху. Когда палач надел на их головы веревочные петли, Робин Гуд выпустил две стрелы и перебил веревки. Это краткое изложение легенды.

Мы немного видоизменим эту историю. Представим себе, что шериф был большим любителем логических задач и головоломок, которые он выдумал сам. В надежде на то, что Робин Гуд не сможет справиться с задачей, шериф пообещал ему освободить братьев, если Робин сможет прорезать такую дырку в куске, оторванном от плаща одного из братьев, очень тонкой кожи размером 52,07 дюйм  41,91 дюйм, через которую пролезут оба брата одновременно.

Робин Гуд блестяще справился с этим заданием в течение одной минуты. Мы предлагаем представить себя на месте Робин Гуда и решить эту логическую головоломку. В качестве кожи будем использовать обычный тетрадный листок.

Ученики обдумывают решение задачи.


Решение задачи:

Необходимо сделать разрезы следующим образом:

Для этого удобно перегнуть лист пополам

и сделать надрезы в указанной последовательности

линия сгиба

3.Подведение итогов

________________: Вот и подошел к концу наш урок. Надеемся, что вам было интересно. Надеемся, что цель урока была достигнута. Мы показали, что можно провести межпредметные связи между литературой и точными науками. И вы сами убедились – насколько это интересно и увлекательно.

Лауреат нобелевской премии Ричард Фейнман говорил, что математика похожа на склад готовых костюмов, пошитых на все возможные, мыслимые и немыслимые ситуации в мире. С таким же успехом это определение можно применить и к литературе.

Старший учитель ОСШ № 17  Молоканова Л.И.                      г.Одесса


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82239. Применение общенаучных достижений в социально-гуманитарном познании. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках 34.93 KB
  Социальногуманитарные науки как и наука в целом всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества это целостная система знаний которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания полученные в различных областях социальногуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества включающую в себя общие понятия принципы гипотезы прежде всего обществознания которые сформулированы в терминах обыденного языка и...
82240. Индивидуальный и коллективный субъекты, формы их существования. Включённость сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН 40.74 KB
  Означает ли сказанное что мы должны признать футбольную команду самостоятельным субъектом деятельности И не означает ли такое признание что мы приписываем собственную деятельность ее сознательно или стихийно сложившиеся надындивидуальные условия регулятивные механизмы и результаты некоему мифологическому субъекту вполне подобному Абсолютной Идее Гегеля действующей посредством живых людей Такова например позиция Э.Если мы не хотим впасть в какуюто туманную мистику или мифологию в понимании общества то можно ли вообще видеть в нем...
82241. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпритации и предрассудков (Г.Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании 38.92 KB
  Что такое понимание Можно ли рассматривать понимание только как знание наравне с эмпирическим и теоретическим знанием Несомненно понимание является знанием но знанием особенным имеющим специфические черты которые существенно отличают его от других видов знания. Так прежде всего необходимо рассматривать понимание как осмысление как выявление и реконструкцию смысла. Таким образом главной задачей герменевтики становится истолкование и понимание текстов. Дильтей полагает что главным методом данных наук является понимание.
82242. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке 34.35 KB
  Одновременно произошло уточнение понимания природы социальности и исследования в сфере философии науки должны раскрывать как и в каких формах социальный и культурно-исторический моменты входят в содержание знания и влияют на способы и результаты познавательной деятельности. Сегодня найдены реальные вполне адекватные формы и опосредующие механизмы такого воздействия в частности выявлена роль идеалов и норм философско-мировоззренческих предпосылок и оснований научного знания. Через них принимая форму ценностного сознания социальная и...
82243. Ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании 34.11 KB
  Наиболее важной классификацией ценностей является их деление на абсолютные ценности, т.е., разделяемые всеми людьми (жизнь, здоровье, любовь, красота, истина, справедливость, свобода, счастье и т.д.) и относительные ценности, т.е., разделяемые только определенной группой людей (деньги, слава, наслаждение, власть, статус и т.д.).
82244. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера 30.45 KB
  Признание того что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки особенно социально гуманитарного знания. В этом отличие науки от социального знания кот субъективно. Поппер утверждает что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания основаны на доказательствах. Согласно Адорно нельзя уравнивать соц и естеств науки.
82245. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук 33.42 KB
  Все больше возрастает значимость понятия картина мира для методологии соцгум наук а развитие соцгум наук в свою очередь все активнее вводит гум составляющую в НКМ. Понимание КМ в соцгум науках не возможно без ориентации на человека понимания его места в культуре в мире способов видения им мира. В КМ соцгум наук нет противопоставления субъектачеловека и объектамира описываются лишь типы понимания мира включающего самого человека.
82246. Внебиологическое понимание жизни. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон. В. Дильтей. Философская антропология) 46.85 KB
  Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни А. Философская антропология Проблема жизни относится к тем научным проблемам которые имеют несомненный философский смысл и значение. вопрос о сущности жизни; вопрос о происхождении или вечности жизни.
82247. Познание и «переживание жизни» - основное содержание художественных произведений 57.65 KB
  Проблема жизни в ее преломлении к существованию человека привлекла внимание и философов гуманитарного склада что выразилось в появлении различного рода философий жизни экзистенциализм ницшеанство Дильтей и др. русский экзистенциализм абсолютизирующих отдельные стороны духовной жизни и психической деятельности человека. Державин в своей поэме Бог весьма образно характеризовал проблему человека: Частица целой я вселенной Поставлен мнится мне в почтенной Средине естества я той Где кончил тварей ты телесных Где начал ты духов...