54057

Межпредметная интеграция как средство активизации учебного процесса

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка межпредметная интеграция должна занимать не последнее место. В этой связи совместные уроки математики и английского языка могут быть очень интересными.

Русский

2014-03-07

135.5 KB

0 чел.

Межпредметная интеграция как средство

Активизации учебного процесса

В программе для общеобразовательных учебных заведений записано, что «головна мета навчання іноземної мови у загальноосвітних навчальних закладах полягає у формуваннi в учнів комунікативної компетенції, базою для якої є комунікативні  уміння, сформованні на основі   мовних знань і навичок”.

Для успешной реализации этой цели учитель использует разные методы: как общеобразовательные, так и те, которые используются не так часто, но которые также являются очень эффективными.

В специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка межпредметная интеграция должна занимать не последнее место. В этой связи совместные уроки математики и английского языка могут быть очень интересными.

В нашей школе опыт проведения таких уроков накапливается.

Совместно с учителем математики И.Л.Межуровской мы провели подобный урок в 10-ом классе по теме «Развитие логического мышления посредством решения логических задач». В подготовке урока приняла участие и учитель информатики О.А.Жаворонкова.

Цель урока – Совмещение знаний о литературных героях английской литературы с развитием логического мышления на занятиях по предметам математического цикла; развитие интереса у учащихся к логическим задачам; развитие у учащихся духа соревновательности и азарта в ходе решения задач.

Тип урока: повторение материала.

Оборудование: доска, компьютер (для презентации), карточки с магнитами, плакаты-постеры, книги.

Структура урока

  1.  Мотивация учебной деятельности.
  2.  Разминки и задачи с использованием информации на английском языке по каждому шагу в ходе ведения урока.

а)Ребус Шерлок Холмс. Справка на английском языке. Задача «Дело в антикварной лавке».

б) Рисунок с шифром Алиса.Справка. Конверт с аннаграммой Парадокс.

в) Криптограмма Робин Гуд. Задача.

3. Подведение итогов.


Ход урока

  1.  Организационный момент.

Сообщение учащимся целей и задач урока.

2.   Основная часть урокаразбита на разделы, каждый из которых начинается, стого, что надо отгадать имя литературного героя. Учениками подготовлена информация на английском языке. В завершении каждого раздела ученикам предлагается логическая задача.

РАЗДЕЛ 1

______________: Имя первого литературного персонажа – гостя нашего урока зашифровано в этом ребусе. Так как он очень любил математику, то свое имя он записал в таком виде, используя математические понятия и символы.

(На мониторе появляется ребус. На доске карточки с магнитами.)

Σ?<     Ο

С этими фигурами на плоскости можно выполнять какие угодно движения.

Ученики разгадывают ребус. Ответ:Холмс.

На мониторе  презентация. Для подсказки дается стихотворение, которое дается и как сопроводительное. На столе книги с изображением Холмса. Плакаты.

Знак умножения и круг

За ними угол острый

Вот сигма повернулась вдруг

И все венчает полукруг

Надеюсь, мой любезный друг,

Вам шифр мой разгадать так просто.

                                                 Ответ: ХОЛМС

Ученик дает справку о герое на английском языке.

Sherlock Holmes

The creator of the famous detective Sherlock Holmes is Arthur Conan Doyle. A well-known English writer studied at the Edinburgh Medical School and started his career as a doctor. A famous doctor Joseph Bell chose him as an assistant and gave Arthur a chance to watch his unusual methods of work. It was the deductive skills of Dr.   Bell that went into the making of Sherlock Holmes. Arthur Conan Doyle had the opportunity to watch Dr. Bell’s remarkable ability to deduce quickly a great deal about his patients.

Sherlock Holmes is one of the best literary detectives. His investigations, his deductive methods are well known all over the world.

_________________:Метод, к которому прибегал Холмс в своей практике – метод дедукции. Дедукция – метод умозаключений, построение цепи логических событий  от обладанияобщих знаний к конкретным. Предлагаем вам использовать дедуктивный метод Ш.Холмса в ходе решения следующей задачи.

________________: Доктор Ватсон описывал значительные расследования, а мы предлагаем вам одно пустяковое дело, на которое Холмс нашел ответ за минуту.

Итак: «Дело вантиквартной лавке».

Прогуливаясь как-то любимыми улицами Лондона, Шерлок Холмс остановился возле антикварной лавки. (Холмс был любителем антиквариата).

Холмс достал свою трубку, собираясь раскурить ее, как вдруг услышал разговор двух молодых людей, стоящих в нескольких шагах от него. Они тихо переговаривались, закрывая что-то своими спинами, и как понял Холмс, задумывали что-то явно неладное. Эти двое планировали сдать антиквару восемь старинных монет и одну фальшивую – искусную подделку.

Холмс решил разоблачить мошенников и первым незаметно вошел в лавку. Он успел предупредить антиквара о намерениях молодых жуликов. Через несколько секунд мошенники вошли с невозмутимым видом, позвякивая монетами.

Гирьки от весов куда-то запропостились, но Холмс подсказал антиквару, как можно обойтись без них.

Как же произошло разоблачение мошенников?

Ученики обдумывают задачу. Дают версии решения.

Решение: 1) разделить девять монет на три равные части.

2) взвесить на весах две кучки, и если они окажуться равны, то одну из этих кучек взвесить с третьей. Там, где фальшивая – там кучка будет другого веса.

РАЗДЕЛ 2

_______________: Cейчас попытаемся отгадать имя нашего второго гостя. Посмотрите на этот рисунок, в котором зашифровано имя.

( На мониторе возникает рисунок. Или представлен плакат)

В картинке спрятались буквы полного русского алфавита.

Длятого, чтобы расшифровать имя героя вам дается код: 1_13_10_19_1.

Ученики обдумывают и дают ответ. На столе появляется книга, на мониторе – презентация.

Ответ:АЛИСА

Ученик выходит с информацией на английском языке.

Alice

Alice Liddell was a daughter of the new Dean in Christ Church in Oxford. Charles Lutwidge Dodgson was a bachelor in this college. But this name is not famous among readers. We know this man as Lewis Carroll, a math lecturer published a number of academic works. But these works are only known for the mathematicians. In 1865 he published his new book “Alice’s Adventures in Wonderland” and became known all over the world as a born storyteller.  This famous book marked the beginning of modern literature for children, full of phrases, paradoxes, rhymes, events and characters that have passed into everyday life.

The next book of the author  “The Condensation of Determinants, a new and brief method of Computing Arithmetical Values”.

_______________: На столе лежит интересный конверт, на котором дана анаграмма, в которой зашифровано имя великого писателя. Разгадав ее мы сможем вскрыть конверт.

SWEAR HE IS LIKE A LAMP   (Клянусь, он как светильник).

(На мониторе анаграмма. Плакат.)

Ученики обдумывают. Дают ответ.

Ответ: WILLIAM SHAKESPEARE (  открывается презентация).

_______________: вскрываем конверт. В нем изречение самого великого писателя.

“ These are old fond paradoxes to make fools laugh in the alehouse”.

В переводе на русский: «Старые, избитые парадоксы, годные для того, чтобы увеселять дурней в кабаках» (В.Шекспир «Отелло»).

Как вы думаете, Алиса согласилась бы с этой фразой? Наверное – нет. И вероятно она  ее перефразировала бы по-своему:

«Старые, избитые парадоксы, годные на то, чтобы увеселять нас в часы досуга».

_____________:Как было уже сказано создатель Алисы очень любил парадоксы. В этом конверте есть еще один конверт. Откроем его – это письмо самого Льюиса Кэрролла.

Уилтону Риксу

Достопочтенный сэр!

Зная вас как отличного алгебраиста, я счел возможным представить на ваше благоустроение одну трудность, которая не дает мне покоя.

Если каждая из величин Х и Y в отдельности равна 1, то ясно, что

2Ÿ2 – у2 ) =0 и что 5Ÿ( х - у ) =0. Следовательно, 2Ÿ2 – у2) =5Ÿ( х - у )

разделив теперь обе части этого уравнения на ( х –у ), получим

2Ÿ(  х + у ) = 5.     Но ( х + у )= ( 1 + 1 )=2  следовательно, 2 Ÿ 2 = 5

с тех пор, как этот тревожный факт стал мне известен, я потерял покой и сплю не более 8 часов за ночь и ем не чаще трех раз в день.

Надеюсь, вы проявите ко мне жалость и объясните, в чем тут дело.

Признательный вам Льюис Кэрролл.

Ученики обдумывают, где допущена ошибка. Дают ответ.

РАЗДЕЛ 3

___________: Имя третьего героя зашифровано в криптограмме.

H J < B Y      UEL

Для шифровки своего имени он использовал метод, который используют системные администраторы для кодирования паролей. Возможно в наше время он был бы классным хакером.

Вы разгадаете его имя с помощью клавиатуры.

Ученики обдумывают и дают ответ.

На мониторе – презентация. На доске плакаты.

Ученик выходит и дает информацию на английском языке.

Robin Hood

Nobody knows exactly how old he was. Somebody says that he was born in 1160. The other dates him birth from 1225. It’s not very important for us. Robin Hood is the man who loves nature and freedom. He is natural. He has merry time with his men in the forest. He fights against evil, but he does not have a problem with the king. He is simply against those people who were unjust.  Robin becomes the hero of the people for fighting this injustice.

Robbing the rich and giving to the poor was his way of bringing the common people on his side.

I think that Robin Hood is a romantic character, very honest and brave.

That’s why every new generation of readers knows and will know about this hero.

__________________: Вспомним историю о бедной вдове и ее сыновьях.

Два сына бедной вдовы были обвинены шерифом в совершении кражи, которую они не совершали. От убитой горем матери Робин Гуд узнал о том, что ее сыновья приговорены к казни, и решил ей помочь. В назначенный день он пришел на площадь и наблюдал, как братьев привезли на плаху. Когда палач надел на их головы веревочные петли, Робин Гуд выпустил две стрелы и перебил веревки. Это краткое изложение легенды.

Мы немного видоизменим эту историю. Представим себе, что шериф был большим любителем логических задач и головоломок, которые он выдумал сам. В надежде на то, что Робин Гуд не сможет справиться с задачей, шериф пообещал ему освободить братьев, если Робин сможет прорезать такую дырку в куске, оторванном от плаща одного из братьев, очень тонкой кожи размером 52,07 дюйм  41,91 дюйм, через которую пролезут оба брата одновременно.

Робин Гуд блестяще справился с этим заданием в течение одной минуты. Мы предлагаем представить себя на месте Робин Гуда и решить эту логическую головоломку. В качестве кожи будем использовать обычный тетрадный листок.

Ученики обдумывают решение задачи.


Решение задачи:

Необходимо сделать разрезы следующим образом:

Для этого удобно перегнуть лист пополам

и сделать надрезы в указанной последовательности

линия сгиба

3.Подведение итогов

________________: Вот и подошел к концу наш урок. Надеемся, что вам было интересно. Надеемся, что цель урока была достигнута. Мы показали, что можно провести межпредметные связи между литературой и точными науками. И вы сами убедились – насколько это интересно и увлекательно.

Лауреат нобелевской премии Ричард Фейнман говорил, что математика похожа на склад готовых костюмов, пошитых на все возможные, мыслимые и немыслимые ситуации в мире. С таким же успехом это определение можно применить и к литературе.

Старший учитель ОСШ № 17  Молоканова Л.И.                      г.Одесса


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32755. Уравнение затухающих колебаний и его решение. Коэффициент затухания. Логарифмический декремент затухания. Добротность 92.5 KB
  Уравнение затухающих колебаний и его решение. Закон затухания колебаний определяется свойствами колебательных систем. Дифференциальное уравнение свободных затухающих колебаний линейной системы где s колеблющаяся величина описывающая тот или иной физический процесс δ = const коэффициент затухания ω0 циклическая частота свободных незатухающих колебаний той же колебательной системы т.1 в случае малых затуханий где Период затухающих колебаний с учетом формулы 7.
32756. Уравнение вынужденных колебаний и его решение. Векторная диаграмма. Амплитуда и фаза вынужденных колебаний 60 KB
  Уравнение вынужденных колебаний и его решение. Амплитуда и фаза вынужденных колебаний. Перейдем теперь к pассмотpению колебаний в системе на которую действует переменная во времени внешняя сила Ft. Такие колебания называют вынужденными в отличие от свободных колебаний pассмотpенных ранее.
32757. Резонанс. Резонансные кривые для амплитуды и фазы вынужденных колебаний 54.5 KB
  Явление возрастания амплитуды колебаний при приближении частоты вынуждающей силы w к собственной частоте колебательной системы w0 называется резонансом. При наличии трения резонансная частота несколько меньше собственной частоты колебательной системы. Другие механические системы могут использовать запас потенциальной энергии в различных формах.2 Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты вынуждающей силы частоты вынуждающего переменного напряжения к частоте равной или близкой собственной частоте...
32758. Гидродинамика. Линии тока. Уравнение Бернулли 61 KB
  Гидродинамика раздел физики сплошных сред изучающий движение идеальных и реальных жидкости и газа. Если движение жидкости не содержит резких градиентов скорости то касательными напряжениями и вызываемым ими трением можно пренебречь и при описании течения. Если вдобавок малы градиенты температуры то можно пренебречь и теплопроводностью что и составляет приближение идеальной жидкости. В идеальной жидкости таким образом рассматриваются только нормальные напряжения которые описываются давлением.
32759. Ламинарное и турбулентное течение жидкости. Сила вязкого трения в жидкости. Число Рейнольдса. Формула Пуазейля 42 KB
  Число Рейнольдса. Ламинарное течение возможно только до некоторого критического значения числа Рейнольдса после которого оно переходит в турбулентное. Критическое значение числа Рейнольдса зависит от конкретного вида течения течение в круглой трубе обтекание шара и т. Число Рейнольдса Число Рейнольдса безразмерное соотношение которое как принято считать определяет ламинарный или турбулентный режим течения жидкости или газа.
32760. Термодинамический метод исследования. Термодинамические параметры. Равновесные состояния и процессы, их изображение на термодинамических диаграммах 40 KB
  Равновесные состояния и процессы их изображение на термодинамических диаграммах. Состояние системы задается термодинамическими параметрами параметрами состояния. Обычно в качестве параметров состояния выбирают: объем V м3; давление Р Па Р=dFn dS где dFn модуль нормальной силы действующей на малый участок поверхности тела площадью dS 1 Па=1 Н м2; термодинамическую температуру Т К Т=273. Под равновесным состоянием понимают состояние системы у которой все параметры состояния имеют определенные значения не изменяющиеся с...
32761. Вывод уравнения молекулярно-кинетической теории идеальных газов для давления и его сравнения с уравнением Клайперона-Менделеева 59.5 KB
  Основное уравнение молекулярнокинетической теории идеального газа Это уравнение связывает макропараметры системы – давление p и концентрацию молекулс ее микропараметрами – массой молекул их средним квадратом скорости или средней кинетической энергией: Вывод этого уравнения основан на представлениях о том что молекулы идеального газа подчиняются законам классической механики а давление – это отношение усредненной по времени силы с которой молекулы бьют по стенке к площади стенки. Учитывая связь между концентрацией молекул в газе и его...
32762. Средняя кинетическая энергия молекул. Молекулярно-кинетическое толкование абсолютной температуры. Число степеней свободы. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы молекул 51 KB
  Число степеней свободы. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы молекул. Число степени свободы молекул. Закон равномерного распространения энергии по степеням свободы молекул.
32763. Работа газа при изменении его объёма. Количество теплоты. Теплоёмкость. Первое начало термодинамики 16.59 KB
  Количество теплоты. Количество теплоты мера энергии переходящей от одного тела к другому в данном процессе. Количество теплоты является одной из основных термодинамических величин. Количество теплоты является функцией процесса а не функцией состояния то есть количество теплоты полученное системой зависит от способа которым она была приведена в текущее состояние.