54069

Дифференциация звуков с – з. Развитие речи по лексической теме «Зима»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Картинки с изображениями Дети катаются на лыжах Дети катаются на санках Дети катаются на коньках Дети лепят снеговика. Дети повторяют движения за логопедом. Дети по очереди прикасаются к большому пальцу остальными пальчиками в ритме стихотворения. Дети лепят снеговика.

Русский

2014-03-07

63 KB

2 чел.

Логопедический урок для 1 класса

Тема: Дифференциация звуков [с] – [з]. Развитие речи по лексической теме «Зима».

Цель: 1. Учить различать звуки с – з изолированно. В слогах, словах, предложениях на слух и правильно обозначить их на письме.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

3. Обучать составлять короткий рассказ по опорным словам и опорным картинкам.

Задачи: Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

Оборудование: 

  1.  Предметные картинки, в названии которых есть звуки [с], [з], индивидуальные карточки со словами с пропущенными -с-, -з-.
  2.  Картинки с изображениями («Дети катаются на лыжах», «Дети катаются на санках», «Дети катаются на коньках», «Дети лепят снеговика»).
  3.  «Снежный» шарик.
  4.  Карта – путешествия.
  5.  Елка, 2 корзинки с наклейками «с», «з» и 3 коробка со схемами.

Ход занятия.

1. Орг.момент.

Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки [с], [з]. путешествуя по волшебной стране знаний.

Путешествовать мы будем на санках. Поехали.

І. Остановка «Звуковая».

- Поможем картинкам найти свой звук [с], [з]. Разложим картинки, в которых есть звуки «с» и «з» в корзинки с одноименными звуками.

- а теперь, поможем нашему язычку различать [с] и [з]. Они были очень похожи: обе прятали язычок за нижние зубки, обе дули на язычок, но было у них и отличие. [с] – глухая, а [з] – звонкая (положим ладошку на горлышко и послушаем – с – горлышко – молчит, з – горлышко звучит).

- Игра: «Поймай звук». - [с] – молчим, [з] – хлопок в ладоши.

- за, са, сы, со, зу, ас, уз, ез, из, си, зы, су, оз;

- зонт, свёкла, глаза, восемь, сентябрь, август, уснул, зеленый, усы, спелый, весло, зубы, песок, арбуз, звезда, осень, зима.

А теперь разомнем наш язычок, сделаем гимнастику:

  1.  друг другу улыбнулись, сделали губами трубочку – надуваем шарики.
  2.  Жил был веселый язычок, выглянул в окошко, посмотрел направо, налево, вверх, вниз, пощелкал, облизал вкусное варенье (вправо, влево). (Дети повторяют движения за логопедом). Молодцы!

ІІ. Следующая остановка - «Слоговая».

Кто на стекле рисует нам узоры? (мороз)

Посмотрите, какие узоры он нам сегодня нарисовал!

Давайте соединим звуки в слоги.

  а   а   л   л

  о   о   ё   ё

  у   у   ю   ю

  ы    ы   и   и

  з    е   з   с

 а  о  о  у о  е е  а

  с    з   с   з

а теперь прочитаем наоборот.

Теперь запишем в 2 столбика слоги: за, зу, са, зо, сы, зы, си, зе, зи, се, сю, зо, со, асы, азы, азу, усы, узе, осо, озо, ыза, езу.

Молодцы!

- Мы много написали, наши пальчики устали, проведем для них игру «Ёлочка».

Елочка нарядная

В гости к нам пришла,

Новогодний праздник

Детям принесла.

Дети по очереди прикасаются к большому пальцу остальными пальчиками в ритме стихотворения.

На макушке елочки

Звездочка горит.

На колючих веточках

Мишура блестит,

Соединяем прямые руки над головой, показывая макушку елочки. Вытягиваем вперед прямые руки.

Огоньки сверкают,

Шарики висят.

Фонарики качаются

«Фонарики»

- вращают кулачками.

- покачивают руками вправо-влево раздвинув пальцы и подняв их вверх.

Бусики звенят

Весело под елочкой

Пляшет хоровод

Опускаю кисти вниз, и легко встряхивают ими.

- Выставляют поочередно ноги на пятку.

Здравствуй, здравствуй, елочка.

Скоро, Новый год.

Хлопают в ладоши.

Хорошо!

ІІІ. Следующая остановка - «Ёлочная».

- Ребята, посмотрите на нашу елочку. Ее нужно нарядить. У нас есть игрушки со словами, в которых потерялись буквы «с» и «з». Давайте их допишем и повесим игрушки на елку.

…нег, бу…ы, …има, …неговик, …анки, моро…, …евер, …доровье, ле…, …вонок, у…ор, …абор, …аяц, …убы, …онтик, …амок, …ли…а.

А теперь поможем словам найти свое место.

У нас 3 коробочка.

В 1 коробочек положим слово где «с» - вначале, во 2 коробочек, где «с» в середине и в 3 коробочек, где «с» - в конце слова.

стакан   спасибо   автобус

сладкий   коса    насос

слово    усы    нос

соловей   бусы    пояс

Точно так поступаем со словами, в которых есть буква «з».

закон    розы    арбуз

злой    заноза   мороз

забота   ваза    глаз

здоровье   коза    груз

ІV. Следующая остановка - «Чистоговорочная» - мы все научились правильно выговаривать [с] и [з] – давайте это покажем.

са – за – са – вот бежит лиса

за – са – за – вот идет коза

сы – зы – сы – хвост пушистый у лисы

зы – сы – зы – есть рога у козы. Молодцы!

V. Дальше остановка - «Загадочная». Отгадайте загадки!

1.  Шубу снежную надела,

Закружила, завертела,

Заковала речку в лед,

Встать на лыжи нас зовет. (Зима)

2.  Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет

Когда это бывает? (Зимой)

3.  Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет. (Снег)

4.  Без досок, без топоров,

Через реку мост готов. (Лед)

5.  Странная звездочка

С неба упала

Мне на ладошку

Легла и пропала. (Снежинка)

6.  Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках укатила. (Зима)

VІ. Дальше остановка - «Скороговорочная». Давайте покажем, как мы умеем быстро и красиво произносить скороговорку.

Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит

Сад под снегом тоже спит.

VІІ. Следующая остановка «Зимняя».

Я Вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Снежный ком».

Мы передаем друг другу снежный ком и называем слова отвечающие на вопрос Какая? Какой? Начали:

Зима какая? – холодная, суровая, морозная, метельная, вьюжная, длинная…

Снег какой? – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, сверкающий…

Мороз какой? – жгучий, трескучий, крепкий, сильный, злой…

Теперь называем слова – действия, которые отвечают на вопрос Что делает?

Снег что делает? – падает, кружится, лежит, покрывает, скрипит, хрустит, сверкает, искрится, тает…

Ветер что делает? – дует, свистит, бушует, завывает…

А сейчас подберем родственные слова:

Снег – снежок, снежинка, снегурочка, снеговик, снежный, снегопад, снегирь, подснежник.

Зима – зимушка, зимний, зимующие, зимородок, зимовать.

Составим теперь предложения и рассказ по опорным картинкам.

- Дети лепят снеговика.

- Дети катаются на санках.

- Девочка катается на коньках.

- Мальчик катается на лыжах.

- Соединим эти 4 предложения в одно с помощью вопроса – Что делают дети?

- Дети лепят снеговика. Катаются на санках, на лыжах, на коньках. Весело зимой!

Хорошо! А теперь расскажем гостям стих о зиме.

Зимний праздник на подходе,

Старый год от нас уходит,

В дверь стучится Новый год.

Пусть с метелью и порошей

Принесет он все хорошее.

Детям – радость, как и прежде

Взрослым – счастье и надежду.

А теперь ребята, на доске вы видите слова – пожелания, в которых есть буквы «с» и «з». Возьмите каждый по одному слову и спишите это слово на свою «снежинку».

Получилось? Читаем по очереди свои слова и дарим эти снежинки гостям.

Молодцы!

- Итог урока: Ребята, мы с вами сегодня научились различать звуки «с» и «з» изолированно и в словах, правильно обозначать их на письме. Научились подбирать к словам – предметам слова, обозначающим признаки качества, и слова – действия. Составили по картинкам предложения.

Вы молодцы сегодня!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2780. Изучение компенсационного метода измерений 37.08 KB
  Изучение компенсационного метода измерений. Цель работы. Ознакомиться с компенсационным методом измерений. Произвести измерения с помощью потенциометра ПП-63. Компенсационный метод применяется для точного измерения ЭДС, напряжения и потенциала.
2781. Электростатическое моделирование электростатического поля 48 KB
  Цель работы: изучить свойства электростатического поля, изучить метод электростатического моделирования электростатического поля. Теория. Суммарный заряд электрически изолированной системы не может изменяться. Это закон сохранения электрического зар...
2782. Изучение резонанса токов и напряжений 245 KB
  Изучение резонанса токов и напряжений Приборы и принадлежности. Реостат, катушка с выдвигаемым железным сердечником, магазин емкостей, амперметр, вольтметр. Резонанс напряжений. Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из соединенных последовательно...
2783. Формирование рациональной структуры технологического объекта с ПИД регулятором 237 KB
  Цель работы: Построение пусковой характеристики технологического процесса. Сравнение способов математического представления звена с запаздыванием. Формирование ПИД - закона регулирования. Определение оптимальных параметров ПИ...
2784. Моделирование следящего электропривода 399.5 KB
  Моделирование следящего электропривода Цель работы: Исследование следящей системы, определение качественных показателей СЭП и построение ЛАЧХ. Формирование корректирующего устройства, улучшающего качественные показатели СЭП. Исслед...
2785. Исследование системы автоматического регулирования мощности турбины 90 KB
  Исследование системы автоматического регулирования мощности турбины Цель работы:  Освоение методики набора динамических объектов на ПК и проведение моделирования систем автоматического регулирования мощности турбин с использованием ППП SIAM...
2786. Моделирование системы регулирования частоты вращения двигателя с двухзонным управлением 386.5 KB
  Моделирование системы регулирования частоты вращения двигателя с двухзонным управлением Цель работы: Изучение принципа построения модели двухзонного управления частотой вращения двигателя. Реализация моденлирования системы на ПК...
2787. Греція - колиска Олімпійських ігор 34.5 KB
  Греція ─ колиска Олімпійських ігор Мета заходу: виховна полягає в тому, щоб виховати в учнів інтерес до різноманітних спортивних змагань та їхньої історії, пізнавальна полягає в тому, щоб учні поглибили свої знання з даної теми та могли застосувати її на інших уроках;
2788. План роботи Класного керівника ФИО з колективом 5-А класу 121 KB
  План роботи Класного керівника ФИО з колективом 5-А класу на І семестр 2011-2012 н.р. І. АНАЛІЗ ВИХОВНОЇ РОБОТИ ЗА 2010-2011 Н. Р. З дітьми у ролі класного керівника працюю перший рік, як вчитель-предметник другий рік. Готуючись прийн...