54069

Дифференциация звуков с – з. Развитие речи по лексической теме «Зима»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Картинки с изображениями Дети катаются на лыжах Дети катаются на санках Дети катаются на коньках Дети лепят снеговика. Дети повторяют движения за логопедом. Дети по очереди прикасаются к большому пальцу остальными пальчиками в ритме стихотворения. Дети лепят снеговика.

Русский

2014-03-07

63 KB

2 чел.

Логопедический урок для 1 класса

Тема: Дифференциация звуков [с] – [з]. Развитие речи по лексической теме «Зима».

Цель: 1. Учить различать звуки с – з изолированно. В слогах, словах, предложениях на слух и правильно обозначить их на письме.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

3. Обучать составлять короткий рассказ по опорным словам и опорным картинкам.

Задачи: Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

Оборудование: 

  1.  Предметные картинки, в названии которых есть звуки [с], [з], индивидуальные карточки со словами с пропущенными -с-, -з-.
  2.  Картинки с изображениями («Дети катаются на лыжах», «Дети катаются на санках», «Дети катаются на коньках», «Дети лепят снеговика»).
  3.  «Снежный» шарик.
  4.  Карта – путешествия.
  5.  Елка, 2 корзинки с наклейками «с», «з» и 3 коробка со схемами.

Ход занятия.

1. Орг.момент.

Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки [с], [з]. путешествуя по волшебной стране знаний.

Путешествовать мы будем на санках. Поехали.

І. Остановка «Звуковая».

- Поможем картинкам найти свой звук [с], [з]. Разложим картинки, в которых есть звуки «с» и «з» в корзинки с одноименными звуками.

- а теперь, поможем нашему язычку различать [с] и [з]. Они были очень похожи: обе прятали язычок за нижние зубки, обе дули на язычок, но было у них и отличие. [с] – глухая, а [з] – звонкая (положим ладошку на горлышко и послушаем – с – горлышко – молчит, з – горлышко звучит).

- Игра: «Поймай звук». - [с] – молчим, [з] – хлопок в ладоши.

- за, са, сы, со, зу, ас, уз, ез, из, си, зы, су, оз;

- зонт, свёкла, глаза, восемь, сентябрь, август, уснул, зеленый, усы, спелый, весло, зубы, песок, арбуз, звезда, осень, зима.

А теперь разомнем наш язычок, сделаем гимнастику:

  1.  друг другу улыбнулись, сделали губами трубочку – надуваем шарики.
  2.  Жил был веселый язычок, выглянул в окошко, посмотрел направо, налево, вверх, вниз, пощелкал, облизал вкусное варенье (вправо, влево). (Дети повторяют движения за логопедом). Молодцы!

ІІ. Следующая остановка - «Слоговая».

Кто на стекле рисует нам узоры? (мороз)

Посмотрите, какие узоры он нам сегодня нарисовал!

Давайте соединим звуки в слоги.

  а   а   л   л

  о   о   ё   ё

  у   у   ю   ю

  ы    ы   и   и

  з    е   з   с

 а  о  о  у о  е е  а

  с    з   с   з

а теперь прочитаем наоборот.

Теперь запишем в 2 столбика слоги: за, зу, са, зо, сы, зы, си, зе, зи, се, сю, зо, со, асы, азы, азу, усы, узе, осо, озо, ыза, езу.

Молодцы!

- Мы много написали, наши пальчики устали, проведем для них игру «Ёлочка».

Елочка нарядная

В гости к нам пришла,

Новогодний праздник

Детям принесла.

Дети по очереди прикасаются к большому пальцу остальными пальчиками в ритме стихотворения.

На макушке елочки

Звездочка горит.

На колючих веточках

Мишура блестит,

Соединяем прямые руки над головой, показывая макушку елочки. Вытягиваем вперед прямые руки.

Огоньки сверкают,

Шарики висят.

Фонарики качаются

«Фонарики»

- вращают кулачками.

- покачивают руками вправо-влево раздвинув пальцы и подняв их вверх.

Бусики звенят

Весело под елочкой

Пляшет хоровод

Опускаю кисти вниз, и легко встряхивают ими.

- Выставляют поочередно ноги на пятку.

Здравствуй, здравствуй, елочка.

Скоро, Новый год.

Хлопают в ладоши.

Хорошо!

ІІІ. Следующая остановка - «Ёлочная».

- Ребята, посмотрите на нашу елочку. Ее нужно нарядить. У нас есть игрушки со словами, в которых потерялись буквы «с» и «з». Давайте их допишем и повесим игрушки на елку.

…нег, бу…ы, …има, …неговик, …анки, моро…, …евер, …доровье, ле…, …вонок, у…ор, …абор, …аяц, …убы, …онтик, …амок, …ли…а.

А теперь поможем словам найти свое место.

У нас 3 коробочка.

В 1 коробочек положим слово где «с» - вначале, во 2 коробочек, где «с» в середине и в 3 коробочек, где «с» - в конце слова.

стакан   спасибо   автобус

сладкий   коса    насос

слово    усы    нос

соловей   бусы    пояс

Точно так поступаем со словами, в которых есть буква «з».

закон    розы    арбуз

злой    заноза   мороз

забота   ваза    глаз

здоровье   коза    груз

ІV. Следующая остановка - «Чистоговорочная» - мы все научились правильно выговаривать [с] и [з] – давайте это покажем.

са – за – са – вот бежит лиса

за – са – за – вот идет коза

сы – зы – сы – хвост пушистый у лисы

зы – сы – зы – есть рога у козы. Молодцы!

V. Дальше остановка - «Загадочная». Отгадайте загадки!

1.  Шубу снежную надела,

Закружила, завертела,

Заковала речку в лед,

Встать на лыжи нас зовет. (Зима)

2.  Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет

Когда это бывает? (Зимой)

3.  Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет. (Снег)

4.  Без досок, без топоров,

Через реку мост готов. (Лед)

5.  Странная звездочка

С неба упала

Мне на ладошку

Легла и пропала. (Снежинка)

6.  Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках укатила. (Зима)

VІ. Дальше остановка - «Скороговорочная». Давайте покажем, как мы умеем быстро и красиво произносить скороговорку.

Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит

Сад под снегом тоже спит.

VІІ. Следующая остановка «Зимняя».

Я Вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Снежный ком».

Мы передаем друг другу снежный ком и называем слова отвечающие на вопрос Какая? Какой? Начали:

Зима какая? – холодная, суровая, морозная, метельная, вьюжная, длинная…

Снег какой? – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, сверкающий…

Мороз какой? – жгучий, трескучий, крепкий, сильный, злой…

Теперь называем слова – действия, которые отвечают на вопрос Что делает?

Снег что делает? – падает, кружится, лежит, покрывает, скрипит, хрустит, сверкает, искрится, тает…

Ветер что делает? – дует, свистит, бушует, завывает…

А сейчас подберем родственные слова:

Снег – снежок, снежинка, снегурочка, снеговик, снежный, снегопад, снегирь, подснежник.

Зима – зимушка, зимний, зимующие, зимородок, зимовать.

Составим теперь предложения и рассказ по опорным картинкам.

- Дети лепят снеговика.

- Дети катаются на санках.

- Девочка катается на коньках.

- Мальчик катается на лыжах.

- Соединим эти 4 предложения в одно с помощью вопроса – Что делают дети?

- Дети лепят снеговика. Катаются на санках, на лыжах, на коньках. Весело зимой!

Хорошо! А теперь расскажем гостям стих о зиме.

Зимний праздник на подходе,

Старый год от нас уходит,

В дверь стучится Новый год.

Пусть с метелью и порошей

Принесет он все хорошее.

Детям – радость, как и прежде

Взрослым – счастье и надежду.

А теперь ребята, на доске вы видите слова – пожелания, в которых есть буквы «с» и «з». Возьмите каждый по одному слову и спишите это слово на свою «снежинку».

Получилось? Читаем по очереди свои слова и дарим эти снежинки гостям.

Молодцы!

- Итог урока: Ребята, мы с вами сегодня научились различать звуки «с» и «з» изолированно и в словах, правильно обозначать их на письме. Научились подбирать к словам – предметам слова, обозначающим признаки качества, и слова – действия. Составили по картинкам предложения.

Вы молодцы сегодня!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55715. Розв’язування рівнянь та побудова графіків, що містять цілу та дробову частини числа 712 KB
  Розв’язування рівнянь що містять цілу і дробову частини. У роботі проаналізовано окремі способи розв’язування рівнянь зі змінною під знаком цілої та дробової частин зокрема графічний та аналітичні.
55716. Исследования графов и их изучение 126 KB
  Точки графа называются его вершинами а отрезки соединяющие их ребрами графа. Более того графы являются эквивалентными либо попросту одним и тем же графом если соответствующие вершины одного графа соединены так же как и соответствующие вершины другого то есть соединены...
55717. ВПРОВАДЖЕННЯ ІКТ ТА ІНТЕРАКТИВНИХ МЕТОДІВ ТА ФОРМ НАВЧАННЯ ЯК ЗАСІБ ФОРМУВАННЯ ПРЕДМЕТНИХ МАТЕМАТИЧНИХ ТА ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАТИВНОЇ КОМПЕТЕНЦІЙ В УЧНІВ ПОЧАТКОВИХ КЛАСІВ 268 KB
  Активне навчання потребує залучення учнів у навчальний процес. У розв’язанні цих проблем важливе місце відводиться інформаційно комунікативним технологіям інтерактивним методам та формам навчання комп’ютерному програмному забезпеченню освітнього процесу.
55718. Використання засобів ІКТ у процесі вивчення біології та хімії 74.5 KB
  Біологія та хімія є одними з тих навчальних предметів що дають багатий матеріал для відпрацювання найрізноманітніших методів і прийомів роботи з інформацією.
55719. Інтеграція початкового і дошкільного навчання, як діалог двох освітніх структур в межах округу 51 KB
  І досі на цьому перехідному місточку виникає багато питань: це продовження соціалізації дитини забезпечення психологічного комфорту врахування особливостей здоров’я та розвитку дітей вивчення статусу сім’ї. Перевантаження в школах пов’язанні зі складністю навчальних програм надлишкові домашні завдання ведуть до погіршення стану здоров’я учнів. І це є проблема над якою працюють вчителі всіх освітніх округів міста бо як казав один мудрець: Здоров’я – це ще не все але без здоров’я все інше – ніщо. Тому вчителі всіма...
55720. Взаимодействие участников коррекционного пространства в условиях спецшколы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи 43.5 KB
  В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации.
55721. Ліворукі діти: особливості розвитку 232 KB
  Мета: познайомити учасників із дослідженнями науковців щодо особливостей психофізіологічного складу та розвитку ліворуких дітей; навчити розрізніти поняття праворукі ліворукі та амбідекстри...
55722. Проектна технологія навчання у сучасній школі 61 KB
  А метод проектів це можливо те що в якійсь мірі якраз розвантажить вчителя тому що дасть більше свободи для діяльності учнів те що дасть можливість вирішити не розвязані досі проблеми класу...
55723. Профилактика инфекционных заболеваний 3.23 MB
  Цель: дать общее представление об инфекционных заболеваниях, о причинах их возникновения, возбудителях, симптомах заболеваний; учить защищать свой организм от инфекций, вести профилактику инфекционных заболеваний; воспитывать грамотных в отношении здоровья детей.