54077
Использование вектора на логопедических занятиях
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.
Русский
2014-03-07
216 KB
1 чел.
Использование вектора на логопедических занятиях
Дейнека Татьяна Петровна, дефектолог-логопед І категории,
Медведевская ООШ 1-3 ступеней, АР Крым
Тема: Использование вектора на логопедических занятиях
Цель: Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику руки,
умение ориентироваться в пространстве, слушать учителя.
«Рука вышедший наружу мозг» (Кант)
С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с рядом труд-ностей, так как приходят с разным уровнем подготовки к школе. Особенно это касается учащихся с ведущей левой рукой: они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, путают понятия «лево-право», «вверх - вниз», при чтении и письме смешивают сходные по написанию буквы, неправильно изображают и допускают зеркальное написание как отдельных элементов, так и букв, испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях. В результате дети не успевают выпол-нять письменные задания, страдает их общая успеваемость, вырабатывается негативное отношение к процессу обучения и школе в целом. В основе школьных трудностей детей несформированность зрительно-пространс-твенного восприятия (зрительно-пространственные представления и зрит-ельно-моторные координации), конструктивного мышления, а также личностные особенности (повышенная утомляемость, сниженная работо-способность, повышенная тревожность, возбудимость). Но какими бы ни были школьные трудности детей, основной всё же является обучение их письму.
Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространст-венных представлений и зрительно-моторных координаций.
На логопедических занятиях по формированию зрительно-пространст-венного восприятия я использую стрелочку (вектор) в качестве раздаточного материала, а также методику «Графического диктанта» в форме игры. В орга-низации графического диктанта придерживаюсь следующих требований:
На этих диктантах не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же, ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Графические диктанты помогают развивать зрительно-пространственные представления, внимание, умение слушать учителя. Понадобиться простой карандаш, ластик. Тетрадь в клеточку. Необходимо обратить внимание на посадку ребёнка во время вы-полнения диктанта, на то, как он держит карандаш. При необходимости по-казать как надо его удерживать (между фалангами указательного, большого и среднего пальцев). Если ребёнок плохо считает, помочь ему отсчитывать клетки в тетради. Перед каждым занятием обязательно поговорить с ребён-ком о том, что есть разные направления и стороны. Показать ему, где право, где лево, где верх, где низ. Объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и называли верхним, а нижний нижним. Обратить внимание, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Та рука, которой он ест, рисует, пишет это правая рука, а другая - левая. Для левшей наоборот, (левшам надо объяснить обязательно!), что есть люди, для которых рабочая рука правая, и есть люди для которых рабочая рука левая. После этого можно открывать тетрадь и учить ребят ориенти-роваться на листе бумаги. Показать ребятам, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Диктующему тоже понадобиться карандаш и ластик, чтобы отмечать прочитанные строки. Диктанты бывают довольно объёмными, и чтобы не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это поможет не сбиться. После диктанта все точки можно стереть.
Когда ребята нарисуют, нужно поговорить о том, что есть предметы и есть изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схемати-ческое изображение. Графический диктант это схематическое изображение предмета. Оно показывает отличительные особенности, по которым мы мо-жем узнать животное или предмет. Спросить у ребят, какие отличительные особенности у животного, которое они нарисовали. Например, у зайца длин-ные уши и маленький хвостик, у слона длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги и т.д. и т.п.
Вот некоторые виды занятий с использованием вектора и графического диктанта.
Логопед показывает вектор, просит детей назвать его направление: куда указывает вектор?
Назвав направление, логопед просит детей положить вектор в этом направлении на своём столе. (Влево, вниз, вверх, вправо)
Логопед показывает вектор, просит детей назвать его правильное на-правление откуда и куда он показывает.
Дети должны правильно показать направление вектора с помощью вектора (стрелочки) («Слева направо», «снизу вверх», «справа налево»)
Дети отыскивают спрятанный пиратами клад, пройдя маршрут по
стрелочкам (Рис.1)
Дети находят спрятанный клад, проложив на карте весь путь и
правильно прочитав его. (Рис.2)
Логопед называет направление движения, которое дети при помощи вектора должны показать и ответить, на что (на кого) показывает вектор?
(«Слева направо», «снизу вверх», «справа налево»)
(Орнаменты, и фигуры; скороговорки, чистоговорки; пальчиковая гимнастика; загадки)
В рабочих тетрадях в клетку дети выполняют графические диктанты орнаментов, а затем различных фигур (Рис.4)
На доске в виде стрелочек даётся последовательность изображения какой-либо фигуры, которую дети должны изобразить в своих тетрадях.
1)
(2) (2) (2) (2)
2)
(3) (1) (2) (1) (1) (1) (1) (1) (2) (1) (3) (5)
7. Рисование орнаментов с проговариванием.
В рабочих тетрадях предлагается образец орнамента, который дети должны продолжить до конца строки, выполняя работу с проговариванием. (Рис.3)
8. Чтение слоговых таблиц.
При помощи вектора предлагается вариант чтения слоговой таблицы. Например: 7 я строка или 3 й столбик
А |
О |
У |
Ы |
Э |
|
Б |
БА |
БО |
БУ |
БЫ |
БЭ |
В |
ВА |
ВО |
ВУ |
ВЫ |
ВЭ |
Г |
ГА |
ГО |
ГУ |
ГЫ |
ГЭ |
Д |
ДА |
ДО |
ДУ |
ДЫ |
ДЭ |
Ж |
ЖА |
ЖО |
ЖУ |
- |
- |
З |
ЗА |
ЗО |
ЗУ |
ЗЫ |
ЗЭ |
К |
КА |
КО |
КУ |
КЫ |
КЭ |
Л |
ЛА |
ЛО |
ЛУ |
ЛЫ |
ЛЭ |
М |
МА |
МО |
МУ |
ЛЫ |
МЭ |
Н |
НА |
НО |
НУ |
НЫ |
НЭ |
Слоговую таблицу можно читать в любом направлении: слева направо, сверху вниз, справа налево, снизу вверх. Но основной принцип русской графики: слева направо и сверху вниз. И только в таком направлении следует читать и писать!
Используя вектор на каждом логопедическом занятии (не менее 10 минут), можно сформировать у леворуких детей и у детей с нарушением ориентации на плоскости зрительно пространственное восприятие и избежать серьёзных трудностей, возникающих в процессе обучения чтению и письму.
Приведённые выше задания с использованием вектора направлены на пропедевтику оптической дисграфии у детей с фактором левшества и нарушением зрительно-пространственного восприятия. Успех коррекционно-развивающих занятий зависит от системности логопедических занятий, которые необходимо начинать как можно раньше (с первых дней обучения в школе, а ещё лучше в дошкольном возрасте).
Список использованной и рекомендуемой литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.1
Рис.2
Рис. 3
Рис. 4
Графический диктант «Лебедь»
Отступить 1 клеточку слева, 5 клеточек сверху. Ставь точку и начинай рисовать.
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
8 |
3 |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Что получилось?
Дорисуй лебедю глаз. Раскрась.
Скороговорка
«Летели лебеди с лебедятами
Над лесом с лисами и лисятами»
Чистоговорка
Ро-ро-ро лебединое перо.
Загадка
Красный клюв, белое перо и летит высоко.
(Лебедь)
Пальчиковая гимнастика
Летит лебедь высоко.
Летит лебедь далеко.
( Скрестить большие пальцы и показать ладошками как летит лебедь).
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
35472. | Модель взаимодействия открытых систем | 113 KB | |
Указанные задачи решаются с помощью системы протоколов и стандартов регламентирующих нормализованные процедуры взаимодействия элементов сети при установлении связи и передаче данных. Протокол это набор правил и методов взаимодействия объектов вычислительной сети охватывающий основные процедуры алгоритмы и форматы взаимодействия обеспечивающие корректность согласования преобразования и передачи данных в сети. Говоря на разных языках люди могут не понимать друг друга также и сети использующие разные протоколы. | |||
35473. | Техническое обеспечение информационно-вычислительных сетей | 78 KB | |
Последние выполняют эффективную обработку данных и дистанционно обеспечивают пользователей сети всевозможными информационновычислительными ресурсами. Рабочая станция work station подключенный к сети компьютер через который пользователь получает доступ к ее ресурсам. Часто рабочую станцию равнокак и пользователя сети и даже прикладную задачу выполняемую в сети называют клиентом сети. | |||
35474. | Безопасность информации в сетях | 79.5 KB | |
К основным умышленным угрозам безопасности относятся: раскрытие конфиденциальной информации главным образом путем несанкционированного доступа к базам данных или прослушивания каналов связи; компрометация информации реализуется как правило посредством внесения несанкционированных изменений в базы данных внесения и использования компьютерных вирусов; несанкционированное использование ресурсов сети является средством раскрытия или компрометации информации но имеет и самостоятельное значение; несанкционированный обмен... | |||
35475. | Способы повышения производительности ЛВС | 29.5 KB | |
Интенсивность обмена данными между пользователями сети не является однородной. Часто в сети можно выделить группы пользователей информационно более интенсивно связанных друг с другом рабочие группы выполняющие решение однородных задач. В этом случае можно увеличить производительность сети разместив разные рабочие группы в отдельных сегментах сети. | |||
35476. | История Белоруссии от древних времен до Великого княжества Литовского | 224 KB | |
Среди историков существуют три концепции образования ВКЛ. Приверженцы так называемой литовской концепции считают что образование ВКЛ стало результатом внутреннего развития балтских племен. Поэтому ВКЛ надо считать литовским государством. | |||
35477. | История Белоруссии от начала XVI века до наших дней | 288 KB | |
Распространение униатства на территории Беларуси как новой религии в конце XVI первом десятилетии XVII в. около 3 4 сельского населения Беларуси было униатами. Развитие культуры Беларуси в середине XVI начале XVI в. в основанной им Несвижской типографии нздап первую на территории Беларуси печатную книгу на старрбелорусском литературном языке Катехизис а также книгу Об оправдании грешного человека перед Богом. | |||
35478. | Мережеві операційні системи | 701 KB | |
Гетерогенні мережі. Охарактеризувати переваги та недоліки методів рішення проблем у гетерогенній мережі дивлячись на конкретну удову та вимоги до мережі. У вузькому розумінні мережна ОС це операційна система окремого компютера що забезпечує йому можливість працювати в мережі. Комунікаційні засоби ОС за допомогою яких відбувається обмін повідомленнями в мережі забезпечує адресацію і буферизацію повідомлень вибір маршруту передачі повідомлення по мережі надійність передачі і т. | |||
35479. | Операційні системи. Короткий конспект | 463 KB | |
створювати умови для ефективної роботи користувача Під ресурсами комп'ютера звичайно розглядають:час роботи процесора адресний простір основної пам'яті обладнання введення виведення файли що зберігаються в зовнішній пам'яті Компоненти ОС поділяються на 2 класи: системні і прикладні. ОС повинна здійснювати: керування процесами розподіляє ресурс процесорний час; керування пам'яттю розподіляє ресурс адресний простір основної пам'яті; керування довготермінової памяті магнітні диски флеш память . керування пристроями... | |||
35480. | Локальна політика безпеки | 29.25 KB | |
Мета: Навчитися максимально захищати систему від проникнення та відновлення паролю вбудованими методами до системи. Настроювання параметрів на кожнім з перерахованих кроків надають адміністраторам системи визначену волю дій у тому випадку коли співробітники компанії не виконують вимоги парольної політики на якомусь з етапів. Захист системи від несанкціонованого відновлення паролю Хід роботи: 1. За максимальними параметрами налагодити по крокам парольну безпеку системи використовуючи правила при встановленні паролю. | |||