54077

Использование вектора на логопедических занятиях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.

Русский

2014-03-07

216 KB

1 чел.

Использование вектора на логопедических занятиях

Дейнека Татьяна Петровна, дефектолог-логопед І категории,

Медведевская ООШ 1-3 ступеней, АР Крым

Тема: Использование вектора на логопедических занятиях

Цель: Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику руки,   

           умение ориентироваться в пространстве, слушать учителя.

«Рука – вышедший наружу мозг» (Кант)

  С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с рядом труд-ностей, так как приходят с разным уровнем подготовки к школе. Особенно это касается учащихся с ведущей левой рукой: они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, путают понятия «лево-право», «вверх - вниз», при чтении и письме смешивают сходные по написанию буквы, неправильно изображают и допускают зеркальное написание как отдельных элементов, так и букв, испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях. В результате дети не успевают выпол-нять письменные задания, страдает их общая успеваемость, вырабатывается негативное отношение к процессу обучения и школе в целом. В основе школьных трудностей детей – несформированность зрительно-пространс-твенного восприятия (зрительно-пространственные представления и зрит-ельно-моторные координации), конструктивного мышления, а также личностные особенности (повышенная утомляемость, сниженная работо-способность, повышенная тревожность, возбудимость). Но какими бы ни были школьные трудности детей, основной всё же является обучение их письму.

  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространст-венных представлений и зрительно-моторных координаций.

  На логопедических занятиях по формированию зрительно-пространст-венного восприятия я использую стрелочку (вектор) в качестве раздаточного материала, а также методику «Графического диктанта» в форме игры. В орга-низации графического диктанта придерживаюсь следующих требований:

  1.  Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными.
  2.  Материал должен быть посилен для всех детей.
  3.  Начинать надо с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям.
  4.  Перед выполнением проводится чёткий инструктаж.
  5.  При диктовке необходимо делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию.

     На этих диктантах не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же, ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Графические диктанты помогают развивать зрительно-пространственные представления, внимание, умение слушать учителя. Понадобиться простой карандаш, ластик. Тетрадь в клеточку. Необходимо обратить внимание на посадку ребёнка во время вы-полнения диктанта, на то, как он держит карандаш. При необходимости по-казать как  надо  его удерживать (между фалангами указательного, большого и среднего пальцев). Если ребёнок плохо считает, помочь ему отсчитывать клетки в тетради. Перед каждым занятием обязательно  поговорить с ребён-ком о том, что есть разные направления и стороны. Показать ему, где право, где лево, где верх, где низ. Объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и называли верхним, а нижний – нижним. Обратить внимание, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Та рука, которой он ест, рисует, пишет – это правая рука, а другая  - левая. Для левшей наоборот,  (левшам надо объяснить обязательно!), что есть люди, для которых рабочая рука – правая, и есть люди – для которых рабочая рука – левая.  После этого можно открывать тетрадь и учить ребят ориенти-роваться на листе бумаги. Показать ребятам, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Диктующему тоже понадобиться карандаш и ластик, чтобы отмечать прочитанные строки. Диктанты бывают довольно объёмными, и чтобы не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это поможет не сбиться. После диктанта все точки можно стереть.

  Когда ребята нарисуют, нужно поговорить о том, что есть предметы и есть изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схемати-ческое изображение. Графический диктант это схематическое изображение  предмета. Оно показывает отличительные особенности, по которым мы мо-жем узнать животное или предмет. Спросить у ребят, какие отличительные особенности у животного, которое они нарисовали. Например, у зайца длин-ные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса – длинная шея, маленькая голова и длинные ноги и т.д. и т.п.

   Вот некоторые виды занятий с использованием вектора и графического диктанта.

  1.  Манипулируя вектором на плоскости рабочего стола, дети отрабатыва-ют понятия «лево», «право», «верх», «низ».

Логопед показывает вектор, просит детей назвать его направление: куда указывает вектор?

Назвав направление, логопед просит детей положить вектор в этом направлении на своём столе. (Влево, вниз, вверх, вправо)

  1.  При статическом положении вектора и манипулируя им, дети отрабаты-вают указания направлений движения: «слева направо», «сверху вниз», «справа налево», «снизу вверх».

Логопед показывает вектор, просит детей назвать его правильное на-правление – откуда и куда он показывает.  

Дети должны правильно показать направление вектора с помощью вектора (стрелочки) («Слева направо», «снизу вверх», «справа налево»)     

  1.  Поиск клада по карте с указанным маршрутом.   

    Дети отыскивают спрятанный пиратами клад, пройдя маршрут по    

   стрелочкам (Рис.1)   

  1.  Поиск клада по карте.

    Дети находят спрятанный клад, проложив на карте весь путь  и   

    правильно прочитав его. (Рис.2)

  1.  Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых существительных.

   Логопед называет направление движения, которое дети при помощи вектора должны показать и ответить, на что (на кого) показывает вектор?

(«Слева направо», «снизу вверх», «справа налево»)

  1.  Графические диктанты.

   (Орнаменты, и фигуры; скороговорки, чистоговорки; пальчиковая гимнастика; загадки)

В рабочих тетрадях в клетку дети выполняют графические диктанты орнаментов, а затем различных фигур (Рис.4)

На доске в виде стрелочек даётся последовательность изображения какой-либо фигуры, которую дети должны изобразить в своих тетрадях.

1)

  (2)      (2)       (2)       (2)

2)

   (3)     (1)    (2)    (1)    (1)   (1)   (1)   (1)   (2)   (1)   (3)   (5)

7.  Рисование орнаментов с проговариванием.

В рабочих тетрадях предлагается образец орнамента, который дети должны продолжить до конца строки, выполняя работу с проговариванием. (Рис.3)

8. Чтение слоговых таблиц.

При помощи вектора предлагается вариант чтения слоговой таблицы. Например:            7 –я строка или       3 – й   столбик

А

О

У

Ы

Э

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БЭ

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВЭ

Г

ГА

ГО

ГУ

ГЫ

ГЭ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ДЭ

Ж

ЖА

ЖО

ЖУ

-

-

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗЭ

К

КА

КО

КУ

КЫ

КЭ

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛЭ

М

МА

МО

МУ

ЛЫ

МЭ

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НЭ

 Слоговую таблицу можно читать в любом направлении: слева направо, сверху вниз, справа налево, снизу вверх. Но основной принцип русской графики: слева направо и сверху вниз. И только в таком направлении следует читать и писать!

 Используя вектор на каждом логопедическом занятии (не менее 10 минут), можно сформировать у леворуких детей и у детей с нарушением ориентации на плоскости зрительно – пространственное восприятие и избежать серьёзных трудностей, возникающих в процессе обучения чтению и письму.

 Приведённые выше задания с использованием вектора направлены на пропедевтику оптической дисграфии у детей с фактором левшества и нарушением зрительно-пространственного восприятия. Успех коррекционно-развивающих занятий зависит от системности логопедических занятий, которые необходимо начинать как можно раньше    (с первых дней обучения в школе, а ещё лучше в дошкольном возрасте).

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1.  Е. Косинова «Уроки логопеда», М.,2007 г.
  2.  В.И.Рау, В.И. Рождественская «Исправление недостатков произношения у школьников», М., 1969 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1

Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

Графический диктант «Лебедь»

Отступить 1 клеточку слева, 5 клеточек сверху. Ставь точку и начинай рисовать.

2

2

4

2

2

1

1   

1

2

1

1

2  

1   

1

1

1

7

1

1   

1

2

3

1

8

3  

2   

1  

1

4  

2

2    

2

2

1  

2

1

1   

2  

2

2

2  

3

12   

1

1

1

1

1

1   

4

1

1  

1

1

1  

1

1  

3

Что получилось?

Дорисуй лебедю глаз. Раскрась.

Скороговорка

«Летели лебеди с лебедятами

Над лесом с лисами и лисятами»

Чистоговорка

Ро-ро-ро – лебединое перо.

Загадка

Красный клюв, белое перо и летит высоко.

                                                         (Лебедь)

Пальчиковая гимнастика

Летит лебедь высоко.

Летит лебедь далеко.

( Скрестить большие пальцы и показать ладошками как летит лебедь).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27767. Функции социального педагога 18.81 KB
  Коррекционная: осуществление коррекции всех воспитательных влияний оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи так и социальной среды в том числе и неформальной; усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды. Социально – профилактическая и реабилитационная: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося девиантного и преступного делинквентного поведения детей и подростков; влияние на формирование нравственно – правовой устойчивости; ...
27768. Педология 15.29 KB
  Несмотря на имевшиеся недостатки переоценивание роли биологических или социальных факторов в формировании ребенка использование технократических методов исследования отсутствие должного взаимодействия с другими науками педология внесла неоценимый вклад в развитие социальной педагогики. постановлением О педологических извращениях в системе Наркомпросов педология была объявлена лженаукой а педологи лжеучеными мракобесами и даже фашистскими прихвостнями и изгнаны из школы на них обрушились репрессии [4].
27769. Человек как жертва процесса социализации 17.19 KB
  Человек не только объект и субъект социализации. Это связано с тем что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Таким образом можно констатировать что в процессе социализации заложен внутренний до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
27770. Песталоцци 18.14 KB
  Передовая студенческая молодежь к которой принадлежал Песталоцци организовала кружок €œпатриотов€ находившийся под влиянием идей французских просветителей и в первую очередь Руссо. Цюрихские власти подвергли кратковременному аресту нескольких активных членов кружка в том числе и Песталоцци. Выйдя из тюрьмы Песталоцци не завершив своего образования поселился в деревне в имении Нейгоф чтобы организовать образцовое сельское хозяйство которое могло бы наглядно показать крестьянам как улучшить свое положение. Но этот утопический...
27771. Социальный педагог 16.1 KB
  Социальный педагог осуществляет социальнопедагогическую деятельность со всеми категориями населения: с детьми подростками молодежью взрослыми. Социальный педагог является связующим звеном между клиентом и его окружением посредником в системе взаимодействия личности семьи общества. или специализированных учреждениях отделение социальной помощи детский дом центр реабилитации социальный приют медикопсихологическая консультация телефон доверия центр занятости и трудоустройства и т.
27772. Планирования работы с неблагополучными семьями 18.87 KB
  Программа работы варьируется в связи с изменившимися условиями но обязательно заслушивается на заседании общественной инспекции по делам несовершеннолетних при администрации поселка или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выполнении данной программы. Поэтому социальный педагог должен взаимодействовать с учителями классными руководителями семьей и ребенком приложить все усилия для результативной работы. Одна из форм работы социального педагога с семьей социальный патронаж представляющая собой посещение семьи на дому с...
27773. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого 25.96 KB
  Толстой вступил как он сам писал об этом позже в период трехлетнего страстного увлечения этим делом. Толстой считал что наступило время вспомним что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественнопедагогического движения когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам испытывавшим огромную потребность в образовании удовлетворить это их законное стремление не доверяя столь важного дела царской власти. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале Ясная...
27774. Социализирующие функции семьи 26.46 KB
  На всех этапах социализации образовательный уровень семьи интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека на том какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Вчетвертых семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами а когда речь идет о нормах определяющих исполнение им семейных ролей влияние семьи становится кардинальным. Ценности и атмосфера семьи определяют и то насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее...
27775. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 20.36 KB
  Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой...