54077

Использование вектора на логопедических занятиях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.

Русский

2014-03-07

216 KB

1 чел.

Использование вектора на логопедических занятиях

Дейнека Татьяна Петровна, дефектолог-логопед І категории,

Медведевская ООШ 1-3 ступеней, АР Крым

Тема: Использование вектора на логопедических занятиях

Цель: Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику руки,   

           умение ориентироваться в пространстве, слушать учителя.

«Рука – вышедший наружу мозг» (Кант)

  С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с рядом труд-ностей, так как приходят с разным уровнем подготовки к школе. Особенно это касается учащихся с ведущей левой рукой: они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, путают понятия «лево-право», «вверх - вниз», при чтении и письме смешивают сходные по написанию буквы, неправильно изображают и допускают зеркальное написание как отдельных элементов, так и букв, испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях. В результате дети не успевают выпол-нять письменные задания, страдает их общая успеваемость, вырабатывается негативное отношение к процессу обучения и школе в целом. В основе школьных трудностей детей – несформированность зрительно-пространс-твенного восприятия (зрительно-пространственные представления и зрит-ельно-моторные координации), конструктивного мышления, а также личностные особенности (повышенная утомляемость, сниженная работо-способность, повышенная тревожность, возбудимость). Но какими бы ни были школьные трудности детей, основной всё же является обучение их письму.

  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространст-венных представлений и зрительно-моторных координаций.

  На логопедических занятиях по формированию зрительно-пространст-венного восприятия я использую стрелочку (вектор) в качестве раздаточного материала, а также методику «Графического диктанта» в форме игры. В орга-низации графического диктанта придерживаюсь следующих требований:

  1.  Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными.
  2.  Материал должен быть посилен для всех детей.
  3.  Начинать надо с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям.
  4.  Перед выполнением проводится чёткий инструктаж.
  5.  При диктовке необходимо делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию.

     На этих диктантах не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же, ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Графические диктанты помогают развивать зрительно-пространственные представления, внимание, умение слушать учителя. Понадобиться простой карандаш, ластик. Тетрадь в клеточку. Необходимо обратить внимание на посадку ребёнка во время вы-полнения диктанта, на то, как он держит карандаш. При необходимости по-казать как  надо  его удерживать (между фалангами указательного, большого и среднего пальцев). Если ребёнок плохо считает, помочь ему отсчитывать клетки в тетради. Перед каждым занятием обязательно  поговорить с ребён-ком о том, что есть разные направления и стороны. Показать ему, где право, где лево, где верх, где низ. Объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и называли верхним, а нижний – нижним. Обратить внимание, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Та рука, которой он ест, рисует, пишет – это правая рука, а другая  - левая. Для левшей наоборот,  (левшам надо объяснить обязательно!), что есть люди, для которых рабочая рука – правая, и есть люди – для которых рабочая рука – левая.  После этого можно открывать тетрадь и учить ребят ориенти-роваться на листе бумаги. Показать ребятам, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Диктующему тоже понадобиться карандаш и ластик, чтобы отмечать прочитанные строки. Диктанты бывают довольно объёмными, и чтобы не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это поможет не сбиться. После диктанта все точки можно стереть.

  Когда ребята нарисуют, нужно поговорить о том, что есть предметы и есть изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схемати-ческое изображение. Графический диктант это схематическое изображение  предмета. Оно показывает отличительные особенности, по которым мы мо-жем узнать животное или предмет. Спросить у ребят, какие отличительные особенности у животного, которое они нарисовали. Например, у зайца длин-ные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса – длинная шея, маленькая голова и длинные ноги и т.д. и т.п.

   Вот некоторые виды занятий с использованием вектора и графического диктанта.

  1.  Манипулируя вектором на плоскости рабочего стола, дети отрабатыва-ют понятия «лево», «право», «верх», «низ».

Логопед показывает вектор, просит детей назвать его направление: куда указывает вектор?

Назвав направление, логопед просит детей положить вектор в этом направлении на своём столе. (Влево, вниз, вверх, вправо)

  1.  При статическом положении вектора и манипулируя им, дети отрабаты-вают указания направлений движения: «слева направо», «сверху вниз», «справа налево», «снизу вверх».

Логопед показывает вектор, просит детей назвать его правильное на-правление – откуда и куда он показывает.  

Дети должны правильно показать направление вектора с помощью вектора (стрелочки) («Слева направо», «снизу вверх», «справа налево»)     

  1.  Поиск клада по карте с указанным маршрутом.   

    Дети отыскивают спрятанный пиратами клад, пройдя маршрут по    

   стрелочкам (Рис.1)   

  1.  Поиск клада по карте.

    Дети находят спрятанный клад, проложив на карте весь путь  и   

    правильно прочитав его. (Рис.2)

  1.  Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых существительных.

   Логопед называет направление движения, которое дети при помощи вектора должны показать и ответить, на что (на кого) показывает вектор?

(«Слева направо», «снизу вверх», «справа налево»)

  1.  Графические диктанты.

   (Орнаменты, и фигуры; скороговорки, чистоговорки; пальчиковая гимнастика; загадки)

В рабочих тетрадях в клетку дети выполняют графические диктанты орнаментов, а затем различных фигур (Рис.4)

На доске в виде стрелочек даётся последовательность изображения какой-либо фигуры, которую дети должны изобразить в своих тетрадях.

1)

  (2)      (2)       (2)       (2)

2)

   (3)     (1)    (2)    (1)    (1)   (1)   (1)   (1)   (2)   (1)   (3)   (5)

7.  Рисование орнаментов с проговариванием.

В рабочих тетрадях предлагается образец орнамента, который дети должны продолжить до конца строки, выполняя работу с проговариванием. (Рис.3)

8. Чтение слоговых таблиц.

При помощи вектора предлагается вариант чтения слоговой таблицы. Например:            7 –я строка или       3 – й   столбик

А

О

У

Ы

Э

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БЭ

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВЭ

Г

ГА

ГО

ГУ

ГЫ

ГЭ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ДЭ

Ж

ЖА

ЖО

ЖУ

-

-

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗЭ

К

КА

КО

КУ

КЫ

КЭ

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛЭ

М

МА

МО

МУ

ЛЫ

МЭ

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НЭ

 Слоговую таблицу можно читать в любом направлении: слева направо, сверху вниз, справа налево, снизу вверх. Но основной принцип русской графики: слева направо и сверху вниз. И только в таком направлении следует читать и писать!

 Используя вектор на каждом логопедическом занятии (не менее 10 минут), можно сформировать у леворуких детей и у детей с нарушением ориентации на плоскости зрительно – пространственное восприятие и избежать серьёзных трудностей, возникающих в процессе обучения чтению и письму.

 Приведённые выше задания с использованием вектора направлены на пропедевтику оптической дисграфии у детей с фактором левшества и нарушением зрительно-пространственного восприятия. Успех коррекционно-развивающих занятий зависит от системности логопедических занятий, которые необходимо начинать как можно раньше    (с первых дней обучения в школе, а ещё лучше в дошкольном возрасте).

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1.  Е. Косинова «Уроки логопеда», М.,2007 г.
  2.  В.И.Рау, В.И. Рождественская «Исправление недостатков произношения у школьников», М., 1969 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1

Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

Графический диктант «Лебедь»

Отступить 1 клеточку слева, 5 клеточек сверху. Ставь точку и начинай рисовать.

2

2

4

2

2

1

1   

1

2

1

1

2  

1   

1

1

1

7

1

1   

1

2

3

1

8

3  

2   

1  

1

4  

2

2    

2

2

1  

2

1

1   

2  

2

2

2  

3

12   

1

1

1

1

1

1   

4

1

1  

1

1

1  

1

1  

3

Что получилось?

Дорисуй лебедю глаз. Раскрась.

Скороговорка

«Летели лебеди с лебедятами

Над лесом с лисами и лисятами»

Чистоговорка

Ро-ро-ро – лебединое перо.

Загадка

Красный клюв, белое перо и летит высоко.

                                                         (Лебедь)

Пальчиковая гимнастика

Летит лебедь высоко.

Летит лебедь далеко.

( Скрестить большие пальцы и показать ладошками как летит лебедь).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31379. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩИМИ АКТИВАМИ КОРПОРАЦИЙ 448 KB
  Как правило, при проведении научных исследований процесса управления, рассматриваются различные стратегические задачи, такие как маркетинг, персонал. На наш взгляд, однако, большое внимание должно также уделяться оперативному (текущему) управлению, от которого зависит повседневная деятельность предприятий, то есть та, которая, в основном, и приносит коммерческий доход.
31380. Корпоративная культура: методы ее формирования и развития в организации 463 KB
  Выбор темы дипломной работы: Корпоративная культура: методы ее формирования и развития в организации обусловлен тем что корпоративная культура напрямую связанна с коммерческий успехом компании. Компания будет успешной только в случае если сотрудники будут понимать важность своей работы чувствовать что их профессиональный уровень пропорционален успеху компании. Мотивация сотрудников построение отношений между сотрудниками принципы и методы работ используемых в деятельности организации все это является важнейшим фактором в борьбе...
31381. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 506 KB
  Основные признаки правового государства и гражданского общества. Формирование и развитие правового государства и гражданского общества в современной России. Конституционно правовые основы построения правового государства 37 2. Проблема становления и развития правового государства и гражданского общества до сих пор считается нерешенной и недостаточно разработанной в современной политической и правовой науках хотя период ее изучения измеряется столетиями а время от времени она...
31382. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КАК УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОВРЕМЕННОМУ ЗЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ» (НА ПРИМЕРЕ ИП ПОЛЯКОВА Л.А) 511 KB
  Исходные данные к работе: Конституция Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации федеральные конституционные законы иные федеральные нормативные правовые акты. Содержание расчетнопояснительной записки перечень подлежащих разработке вопросов: дать понятие предпринимательской деятельности и ее признаков; определить правовое положение в ней индивидуального предпринимателя; рассмотреть вопросы законодательного регулирования предпринимательской деятельности сформулировать конкретные...
31383. Направления по усовершенствованию системы оплаты труда в ООО «Проект 69» 643 KB
  Теоретические основы системы организации и оплаты труда. Формы и системы оплаты труда на предприятии. Основные принципы организации оплаты труда состав фонда оплаты труда. Анализ организации оплаты труда в ООО Проект 69. Анализ существующей системы оплаты труда ООО Проект 69...
31384. Себестоимость продукции промышленного предприятия и пути ее оптимизации на примере ОАО «Сарановская шахта «Рудная» 621.5 KB
  Технологический процесс получения продукции и формирование себестоимости в ОАО Сарановская шахта Рудная. Анализ и оценка структуры затрат в себестоимости продукции. Мероприятия по снижению себестоимости продукции в ОАО Сарановская шахта Рудная как путь повышения производства.
31385. Методические рекомендации по выполнению дипломных проектов (работ) 108.5 KB
  В процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы каждому студенту-выпускнику назначается научный руководитель. Научным руководителем квалификационной (дипломной) работы студента-выпускника может быть как преподаватель выпускающей лаборатории, так и сторонние ведущие отраслевые специалисты.
31386. Методические рекомендации для выполнения выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ) 763.5 KB
  Выполнение бакалаврских работ является завершающим этапом обучения студентов в высшем учебном заведении, а их публичная защита перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК) - объективной формой аттестации.