54077

Использование вектора на логопедических занятиях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.

Русский

2014-03-07

216 KB

1 чел.

Использование вектора на логопедических занятиях

Дейнека Татьяна Петровна, дефектолог-логопед І категории,

Медведевская ООШ 1-3 ступеней, АР Крым

Тема: Использование вектора на логопедических занятиях

Цель: Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику руки,   

           умение ориентироваться в пространстве, слушать учителя.

«Рука – вышедший наружу мозг» (Кант)

  С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с рядом труд-ностей, так как приходят с разным уровнем подготовки к школе. Особенно это касается учащихся с ведущей левой рукой: они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, путают понятия «лево-право», «вверх - вниз», при чтении и письме смешивают сходные по написанию буквы, неправильно изображают и допускают зеркальное написание как отдельных элементов, так и букв, испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях. В результате дети не успевают выпол-нять письменные задания, страдает их общая успеваемость, вырабатывается негативное отношение к процессу обучения и школе в целом. В основе школьных трудностей детей – несформированность зрительно-пространс-твенного восприятия (зрительно-пространственные представления и зрит-ельно-моторные координации), конструктивного мышления, а также личностные особенности (повышенная утомляемость, сниженная работо-способность, повышенная тревожность, возбудимость). Но какими бы ни были школьные трудности детей, основной всё же является обучение их письму.

  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространст-венных представлений и зрительно-моторных координаций.

  На логопедических занятиях по формированию зрительно-пространст-венного восприятия я использую стрелочку (вектор) в качестве раздаточного материала, а также методику «Графического диктанта» в форме игры. В орга-низации графического диктанта придерживаюсь следующих требований:

  1.  Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными.
  2.  Материал должен быть посилен для всех детей.
  3.  Начинать надо с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям.
  4.  Перед выполнением проводится чёткий инструктаж.
  5.  При диктовке необходимо делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию.

     На этих диктантах не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же, ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Графические диктанты помогают развивать зрительно-пространственные представления, внимание, умение слушать учителя. Понадобиться простой карандаш, ластик. Тетрадь в клеточку. Необходимо обратить внимание на посадку ребёнка во время вы-полнения диктанта, на то, как он держит карандаш. При необходимости по-казать как  надо  его удерживать (между фалангами указательного, большого и среднего пальцев). Если ребёнок плохо считает, помочь ему отсчитывать клетки в тетради. Перед каждым занятием обязательно  поговорить с ребён-ком о том, что есть разные направления и стороны. Показать ему, где право, где лево, где верх, где низ. Объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и называли верхним, а нижний – нижним. Обратить внимание, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Та рука, которой он ест, рисует, пишет – это правая рука, а другая  - левая. Для левшей наоборот,  (левшам надо объяснить обязательно!), что есть люди, для которых рабочая рука – правая, и есть люди – для которых рабочая рука – левая.  После этого можно открывать тетрадь и учить ребят ориенти-роваться на листе бумаги. Показать ребятам, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Диктующему тоже понадобиться карандаш и ластик, чтобы отмечать прочитанные строки. Диктанты бывают довольно объёмными, и чтобы не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это поможет не сбиться. После диктанта все точки можно стереть.

  Когда ребята нарисуют, нужно поговорить о том, что есть предметы и есть изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схемати-ческое изображение. Графический диктант это схематическое изображение  предмета. Оно показывает отличительные особенности, по которым мы мо-жем узнать животное или предмет. Спросить у ребят, какие отличительные особенности у животного, которое они нарисовали. Например, у зайца длин-ные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса – длинная шея, маленькая голова и длинные ноги и т.д. и т.п.

   Вот некоторые виды занятий с использованием вектора и графического диктанта.

  1.  Манипулируя вектором на плоскости рабочего стола, дети отрабатыва-ют понятия «лево», «право», «верх», «низ».

Логопед показывает вектор, просит детей назвать его направление: куда указывает вектор?

Назвав направление, логопед просит детей положить вектор в этом направлении на своём столе. (Влево, вниз, вверх, вправо)

  1.  При статическом положении вектора и манипулируя им, дети отрабаты-вают указания направлений движения: «слева направо», «сверху вниз», «справа налево», «снизу вверх».

Логопед показывает вектор, просит детей назвать его правильное на-правление – откуда и куда он показывает.  

Дети должны правильно показать направление вектора с помощью вектора (стрелочки) («Слева направо», «снизу вверх», «справа налево»)     

  1.  Поиск клада по карте с указанным маршрутом.   

    Дети отыскивают спрятанный пиратами клад, пройдя маршрут по    

   стрелочкам (Рис.1)   

  1.  Поиск клада по карте.

    Дети находят спрятанный клад, проложив на карте весь путь  и   

    правильно прочитав его. (Рис.2)

  1.  Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых существительных.

   Логопед называет направление движения, которое дети при помощи вектора должны показать и ответить, на что (на кого) показывает вектор?

(«Слева направо», «снизу вверх», «справа налево»)

  1.  Графические диктанты.

   (Орнаменты, и фигуры; скороговорки, чистоговорки; пальчиковая гимнастика; загадки)

В рабочих тетрадях в клетку дети выполняют графические диктанты орнаментов, а затем различных фигур (Рис.4)

На доске в виде стрелочек даётся последовательность изображения какой-либо фигуры, которую дети должны изобразить в своих тетрадях.

1)

  (2)      (2)       (2)       (2)

2)

   (3)     (1)    (2)    (1)    (1)   (1)   (1)   (1)   (2)   (1)   (3)   (5)

7.  Рисование орнаментов с проговариванием.

В рабочих тетрадях предлагается образец орнамента, который дети должны продолжить до конца строки, выполняя работу с проговариванием. (Рис.3)

8. Чтение слоговых таблиц.

При помощи вектора предлагается вариант чтения слоговой таблицы. Например:            7 –я строка или       3 – й   столбик

А

О

У

Ы

Э

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БЭ

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВЭ

Г

ГА

ГО

ГУ

ГЫ

ГЭ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ДЭ

Ж

ЖА

ЖО

ЖУ

-

-

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗЭ

К

КА

КО

КУ

КЫ

КЭ

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛЭ

М

МА

МО

МУ

ЛЫ

МЭ

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НЭ

 Слоговую таблицу можно читать в любом направлении: слева направо, сверху вниз, справа налево, снизу вверх. Но основной принцип русской графики: слева направо и сверху вниз. И только в таком направлении следует читать и писать!

 Используя вектор на каждом логопедическом занятии (не менее 10 минут), можно сформировать у леворуких детей и у детей с нарушением ориентации на плоскости зрительно – пространственное восприятие и избежать серьёзных трудностей, возникающих в процессе обучения чтению и письму.

 Приведённые выше задания с использованием вектора направлены на пропедевтику оптической дисграфии у детей с фактором левшества и нарушением зрительно-пространственного восприятия. Успех коррекционно-развивающих занятий зависит от системности логопедических занятий, которые необходимо начинать как можно раньше    (с первых дней обучения в школе, а ещё лучше в дошкольном возрасте).

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1.  Е. Косинова «Уроки логопеда», М.,2007 г.
  2.  В.И.Рау, В.И. Рождественская «Исправление недостатков произношения у школьников», М., 1969 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1

Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

Графический диктант «Лебедь»

Отступить 1 клеточку слева, 5 клеточек сверху. Ставь точку и начинай рисовать.

2

2

4

2

2

1

1   

1

2

1

1

2  

1   

1

1

1

7

1

1   

1

2

3

1

8

3  

2   

1  

1

4  

2

2    

2

2

1  

2

1

1   

2  

2

2

2  

3

12   

1

1

1

1

1

1   

4

1

1  

1

1

1  

1

1  

3

Что получилось?

Дорисуй лебедю глаз. Раскрась.

Скороговорка

«Летели лебеди с лебедятами

Над лесом с лисами и лисятами»

Чистоговорка

Ро-ро-ро – лебединое перо.

Загадка

Красный клюв, белое перо и летит высоко.

                                                         (Лебедь)

Пальчиковая гимнастика

Летит лебедь высоко.

Летит лебедь далеко.

( Скрестить большие пальцы и показать ладошками как летит лебедь).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15629. Das Prinzip verum factum: seine theologische Prämissen bei Nikolaus von Kues 75.5 KB
  Das Prinzip €œverum/factum€: seine theologische Prämissen bei Nikolaus von Kues Die Tatsaechlichkeit der Wahrheit ist heutzutage etwas das von sich selbst verständlich ist. Dass die Wahrheit gewissermaßen erzeugt wird sagt man seitdem als am Morgen der Philosophie klargestellt war dass obgleich die Wahrheit von sich selbst existiert ihre Stellung doch in der Sprache in dem Urteil von der Wahrheit ist. Das bei uns vom Latein ankommende €œFaktum€ hat vor langer Zeit der ...
15630. Средневековая эстетика 195 KB
  Средневековая эстетика Начиная разговор об эстетике Средневековья следует ещё раз напомнить о том что использование слова эстетика применительно к добаумгартеновским временам некоторый анахронизм поскольку таковой науки занимающейся проблемами искусст
15631. Мера мира и невидимый показ 69 KB
  Мера мира и невидимый показ Насколько не повезло Канту в России настолько повезло Николаю Кузанскому. Если первый олицетворял собой западноевропейскую чертовщину см. классическую работу А.В.Ахутина София и черт. Кант перед лицом русской религиозной метафизики1 т
15632. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА А.Р. ЛУРИЯ 179.5 KB
  НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА А.Р. ЛУРИЯ Е.Д. ХОМСКАЯ Вот уже 20 лет как ушел из жизни А.Р.Лурия 1902 1977. Время все расставило по своим местам. Оно как известно отсеивает истинные ценности от мнимых. Созданное А.Р.Лурия направление психологической науки нейропсихология в
15633. Л.С. ВЫГОТСКИЙ и А.Р. ЛУРИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ 120.5 KB
  Л.С. ВЫГОТСКИЙ и А.Р. ЛУРИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Т.В. АХУТИНА Я хочу начать эту статью с воспоминания. В 1970 г. я закончила диссертацию и мой руководитель Л.С. Цветкова решила показать автореферат Александру Романовичу Лурия. Он сделал лишь одно исправление: в том м...
15634. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО-ЛУРИЯ 99 KB
  Фрумкина P.M. КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГОЛУРИЯ Журнал Человек № 3 1999 г. Идеи и время Ни для кого не новость что исследовательские методы методики научные споры имеют свои исторические истоки и объяснения. Но искать их нередко стоит не в истории дан...
15635. Совершенствование мотивации персонала 661.5 KB
  Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия. Анализ организации стимулирования персонала ОАО Жировой комбинат. Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ОАО Жировой комбинат.
15636. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА А.Р. ЛУРИЯ 63.63 KB
  НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА А.Р. ЛУРИЯ Е.Д. ХОМСКАЯ Вот уже 20 лет как ушел из жизни А.Р.Лурия 1902 1977. Время все расставило по своим местам. Оно как известно отсеивает истинные ценности от мнимых. Созданное А.Р.Лурия направление психологической науки нейропсихо...
15637. РОЛЬ Л.С. ВЫГОТСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А.Р. ЛУРИЯ 109 KB
  РОЛЬ Л.С. ВЫГОТСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А.Р. ЛУРИЯ Е.Д. ХОМСКАЯ А.Р. Лурия по масштабам своей личности и научной популярности крупнейший ученый достойно вписавшийся в мировую психологическую науку. Этот бесспорный факт отражает не только заслуги самого А.Р. Лурия