54077

Использование вектора на логопедических занятиях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.

Русский

2014-03-07

216 KB

1 чел.

Использование вектора на логопедических занятиях

Дейнека Татьяна Петровна, дефектолог-логопед І категории,

Медведевская ООШ 1-3 ступеней, АР Крым

Тема: Использование вектора на логопедических занятиях

Цель: Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику руки,   

           умение ориентироваться в пространстве, слушать учителя.

«Рука – вышедший наружу мозг» (Кант)

  С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с рядом труд-ностей, так как приходят с разным уровнем подготовки к школе. Особенно это касается учащихся с ведущей левой рукой: они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, путают понятия «лево-право», «вверх - вниз», при чтении и письме смешивают сходные по написанию буквы, неправильно изображают и допускают зеркальное написание как отдельных элементов, так и букв, испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях. В результате дети не успевают выпол-нять письменные задания, страдает их общая успеваемость, вырабатывается негативное отношение к процессу обучения и школе в целом. В основе школьных трудностей детей – несформированность зрительно-пространс-твенного восприятия (зрительно-пространственные представления и зрит-ельно-моторные координации), конструктивного мышления, а также личностные особенности (повышенная утомляемость, сниженная работо-способность, повышенная тревожность, возбудимость). Но какими бы ни были школьные трудности детей, основной всё же является обучение их письму.

  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространст-венных представлений и зрительно-моторных координаций.

  На логопедических занятиях по формированию зрительно-пространст-венного восприятия я использую стрелочку (вектор) в качестве раздаточного материала, а также методику «Графического диктанта» в форме игры. В орга-низации графического диктанта придерживаюсь следующих требований:

  1.  Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными.
  2.  Материал должен быть посилен для всех детей.
  3.  Начинать надо с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям.
  4.  Перед выполнением проводится чёткий инструктаж.
  5.  При диктовке необходимо делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию.

     На этих диктантах не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же, ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Графические диктанты помогают развивать зрительно-пространственные представления, внимание, умение слушать учителя. Понадобиться простой карандаш, ластик. Тетрадь в клеточку. Необходимо обратить внимание на посадку ребёнка во время вы-полнения диктанта, на то, как он держит карандаш. При необходимости по-казать как  надо  его удерживать (между фалангами указательного, большого и среднего пальцев). Если ребёнок плохо считает, помочь ему отсчитывать клетки в тетради. Перед каждым занятием обязательно  поговорить с ребён-ком о том, что есть разные направления и стороны. Показать ему, где право, где лево, где верх, где низ. Объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и называли верхним, а нижний – нижним. Обратить внимание, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Та рука, которой он ест, рисует, пишет – это правая рука, а другая  - левая. Для левшей наоборот,  (левшам надо объяснить обязательно!), что есть люди, для которых рабочая рука – правая, и есть люди – для которых рабочая рука – левая.  После этого можно открывать тетрадь и учить ребят ориенти-роваться на листе бумаги. Показать ребятам, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Диктующему тоже понадобиться карандаш и ластик, чтобы отмечать прочитанные строки. Диктанты бывают довольно объёмными, и чтобы не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это поможет не сбиться. После диктанта все точки можно стереть.

  Когда ребята нарисуют, нужно поговорить о том, что есть предметы и есть изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схемати-ческое изображение. Графический диктант это схематическое изображение  предмета. Оно показывает отличительные особенности, по которым мы мо-жем узнать животное или предмет. Спросить у ребят, какие отличительные особенности у животного, которое они нарисовали. Например, у зайца длин-ные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса – длинная шея, маленькая голова и длинные ноги и т.д. и т.п.

   Вот некоторые виды занятий с использованием вектора и графического диктанта.

  1.  Манипулируя вектором на плоскости рабочего стола, дети отрабатыва-ют понятия «лево», «право», «верх», «низ».

Логопед показывает вектор, просит детей назвать его направление: куда указывает вектор?

Назвав направление, логопед просит детей положить вектор в этом направлении на своём столе. (Влево, вниз, вверх, вправо)

  1.  При статическом положении вектора и манипулируя им, дети отрабаты-вают указания направлений движения: «слева направо», «сверху вниз», «справа налево», «снизу вверх».

Логопед показывает вектор, просит детей назвать его правильное на-правление – откуда и куда он показывает.  

Дети должны правильно показать направление вектора с помощью вектора (стрелочки) («Слева направо», «снизу вверх», «справа налево»)     

  1.  Поиск клада по карте с указанным маршрутом.   

    Дети отыскивают спрятанный пиратами клад, пройдя маршрут по    

   стрелочкам (Рис.1)   

  1.  Поиск клада по карте.

    Дети находят спрятанный клад, проложив на карте весь путь  и   

    правильно прочитав его. (Рис.2)

  1.  Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых существительных.

   Логопед называет направление движения, которое дети при помощи вектора должны показать и ответить, на что (на кого) показывает вектор?

(«Слева направо», «снизу вверх», «справа налево»)

  1.  Графические диктанты.

   (Орнаменты, и фигуры; скороговорки, чистоговорки; пальчиковая гимнастика; загадки)

В рабочих тетрадях в клетку дети выполняют графические диктанты орнаментов, а затем различных фигур (Рис.4)

На доске в виде стрелочек даётся последовательность изображения какой-либо фигуры, которую дети должны изобразить в своих тетрадях.

1)

  (2)      (2)       (2)       (2)

2)

   (3)     (1)    (2)    (1)    (1)   (1)   (1)   (1)   (2)   (1)   (3)   (5)

7.  Рисование орнаментов с проговариванием.

В рабочих тетрадях предлагается образец орнамента, который дети должны продолжить до конца строки, выполняя работу с проговариванием. (Рис.3)

8. Чтение слоговых таблиц.

При помощи вектора предлагается вариант чтения слоговой таблицы. Например:            7 –я строка или       3 – й   столбик

А

О

У

Ы

Э

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БЭ

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВЭ

Г

ГА

ГО

ГУ

ГЫ

ГЭ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ДЭ

Ж

ЖА

ЖО

ЖУ

-

-

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗЭ

К

КА

КО

КУ

КЫ

КЭ

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛЭ

М

МА

МО

МУ

ЛЫ

МЭ

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НЭ

 Слоговую таблицу можно читать в любом направлении: слева направо, сверху вниз, справа налево, снизу вверх. Но основной принцип русской графики: слева направо и сверху вниз. И только в таком направлении следует читать и писать!

 Используя вектор на каждом логопедическом занятии (не менее 10 минут), можно сформировать у леворуких детей и у детей с нарушением ориентации на плоскости зрительно – пространственное восприятие и избежать серьёзных трудностей, возникающих в процессе обучения чтению и письму.

 Приведённые выше задания с использованием вектора направлены на пропедевтику оптической дисграфии у детей с фактором левшества и нарушением зрительно-пространственного восприятия. Успех коррекционно-развивающих занятий зависит от системности логопедических занятий, которые необходимо начинать как можно раньше    (с первых дней обучения в школе, а ещё лучше в дошкольном возрасте).

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1.  Е. Косинова «Уроки логопеда», М.,2007 г.
  2.  В.И.Рау, В.И. Рождественская «Исправление недостатков произношения у школьников», М., 1969 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1

Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

Графический диктант «Лебедь»

Отступить 1 клеточку слева, 5 клеточек сверху. Ставь точку и начинай рисовать.

2

2

4

2

2

1

1   

1

2

1

1

2  

1   

1

1

1

7

1

1   

1

2

3

1

8

3  

2   

1  

1

4  

2

2    

2

2

1  

2

1

1   

2  

2

2

2  

3

12   

1

1

1

1

1

1   

4

1

1  

1

1

1  

1

1  

3

Что получилось?

Дорисуй лебедю глаз. Раскрась.

Скороговорка

«Летели лебеди с лебедятами

Над лесом с лисами и лисятами»

Чистоговорка

Ро-ро-ро – лебединое перо.

Загадка

Красный клюв, белое перо и летит высоко.

                                                         (Лебедь)

Пальчиковая гимнастика

Летит лебедь высоко.

Летит лебедь далеко.

( Скрестить большие пальцы и показать ладошками как летит лебедь).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35472. Модель взаимодействия открытых систем 113 KB
  Указанные задачи решаются с помощью системы протоколов и стандартов регламентирующих нормализованные процедуры взаимодействия элементов сети при установлении связи и передаче данных. Протокол это набор правил и методов взаимодействия объектов вычислительной сети охватывающий основные процедуры алгоритмы и форматы взаимодействия обеспечивающие корректность согласования преобразования и передачи данных в сети. Говоря на разных языках люди могут не понимать друг друга также и сети использующие разные протоколы.
35473. Техническое обеспечение информационно-вычислительных сетей 78 KB
  Последние выполняют эффективную обработку данных и дистанционно обеспечивают пользователей сети всевозможными информационновычислительными ресурсами. Рабочая станция work station подключенный к сети компьютер через который пользователь получает доступ к ее ресурсам. Часто рабочую станцию равнокак и пользователя сети и даже прикладную задачу выполняемую в сети называют клиентом сети.
35474. Безопасность информации в сетях 79.5 KB
  К основным умышленным угрозам безопасности относятся: раскрытие конфиденциальной информации главным образом путем несанкционированного доступа к базам данных или прослушивания каналов связи; компрометация информации реализуется как правило посредством внесения несанкционированных изменений в базы данных внесения и использования компьютерных вирусов; несанкционированное использование ресурсов сети является средством раскрытия или компрометации информации но имеет и самостоятельное значение; несанкционированный обмен...
35475. Способы повышения производительности ЛВС 29.5 KB
  Интенсивность обмена данными между пользователями сети не является однородной. Часто в сети можно выделить группы пользователей информационно более интенсивно связанных друг с другом рабочие группы выполняющие решение однородных задач. В этом случае можно увеличить производительность сети разместив разные рабочие группы в отдельных сегментах сети.
35476. История Белоруссии от древних времен до Великого княжества Литовского 224 KB
  Среди историков существуют три концепции образования ВКЛ. Приверженцы так называемой литовской концепции считают что образование ВКЛ стало результатом внутреннего развития балтских племен. Поэтому ВКЛ надо считать литовским государством.
35477. История Белоруссии от начала XVI века до наших дней 288 KB
  Распространение униатства на территории Беларуси как новой религии в конце XVI первом десятилетии XVII в. около 3 4 сельского населения Беларуси было униатами. Развитие культуры Беларуси в середине XVI начале XVI в. в основанной им Несвижской типографии нздап первую на территории Беларуси печатную книгу на старрбелорусском литературном языке Катехизис а также книгу Об оправдании грешного человека перед Богом.
35478. Мережеві операційні системи 701 KB
  Гетерогенні мережі. Охарактеризувати переваги та недоліки методів рішення проблем у гетерогенній мережі дивлячись на конкретну удову та вимоги до мережі. У вузькому розумінні мережна ОС це операційна система окремого компютера що забезпечує йому можливість працювати в мережі. Комунікаційні засоби ОС за допомогою яких відбувається обмін повідомленнями в мережі забезпечує адресацію і буферизацію повідомлень вибір маршруту передачі повідомлення по мережі надійність передачі і т.
35479. Операційні системи. Короткий конспект 463 KB
  створювати умови для ефективної роботи користувача Під ресурсами комп'ютера звичайно розглядають:час роботи процесора адресний простір основної пам'яті обладнання введення виведення файли що зберігаються в зовнішній пам'яті Компоненти ОС поділяються на 2 класи: системні і прикладні. ОС повинна здійснювати: керування процесами розподіляє ресурс процесорний час; керування пам'яттю розподіляє ресурс адресний простір основної пам'яті; керування довготермінової памяті магнітні диски флеш память . керування пристроями...
35480. Локальна політика безпеки 29.25 KB
  Мета: Навчитися максимально захищати систему від проникнення та відновлення паролю вбудованими методами до системи. Настроювання параметрів на кожнім з перерахованих кроків надають адміністраторам системи визначену волю дій у тому випадку коли співробітники компанії не виконують вимоги парольної політики на якомусь з етапів. Захист системи від несанкціонованого відновлення паролю Хід роботи: 1. За максимальними параметрами налагодити по крокам парольну безпеку системи використовуючи правила при встановленні паролю.