54125

Масленица

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ход праздника Масленица - это проводы зимы встреча весны. 1 чтец К нам сюда скорее просим приходи честной народ Фейерверки зажигайте всех нас масленица ждёт 2 чтец Люди Велено до вас довести такой указ: Заготовленный самой нашей матушкой-зимой 1 чтец Каждый год сего числа как гласит указник Людям города села выходить на праздник Чтецы хором Спешите увидеть спешите смотреть спешите скорее на праздник успеть Колокольный звон Скоморох 1. Что встречает масленица Весну А что провожает Зиму Что является символом масленицы...

Русский

2014-03-09

402 KB

1 чел.

Масленица

Цели: сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора; познакомить с древним русским праздником Масленицы; развивать творческое мышление.

Оборудование: чучело Масленицы, саночки, блины, выпечка, самовары, плакаты для украшения зала.

Ход праздника

Масленица – это проводы зимы, встреча весны. Отмечается в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. 

1 чтец

К нам сюда скорее просим, приходи, честной народ!

Фейерверки зажигайте, всех нас масленица ждёт!

2 чтец

Люди! Велено до вас довести такой указ:

Заготовленный самой нашей матушкой – зимой!

1 чтец

Каждый год сего числа, как гласит указник,

Людям города, села выходить на праздник!

Чтецы хором

Спешите увидеть, спешите смотреть, спешите скорее на праздник успеть!

Колокольный звон

Скоморох 1.

Тень, тень, потетень, выше города плетень.

Собирайтесь под плетень все, кому играть не лень!

Скоморох 2.

Ой вы, гости – господа, выходите вы сюда!

Ну – ка, детки – ребятня, здесь у нас пойдёт игра!

Скоморох 3

Прибегут и зверь, и птица, чтобы с нами веселиться,

Чтобы славить масленицу, встречать весну красавицу.

Скоморох 1

Глянь – ка, сколько кругом зевак собралось!

Скоморох 2

А чего они сошлись, сами не знают, лучше бы дома сидели.

Скоморох 3

Нет, это они на дармовые блины набежали.

Скоморох 1

Слушайте, братья, вот что я знаю. Ехал один мужик лесом в слободу, на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь – лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?

Скоморох 2

Да это что. Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол да посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они..?

Скоморох 3

Интересно. Только я ещё интереснее новость знаю. В одной школе народ собрался: нарядились, бегают, шумят, смеются. И чего это они?

Учитель

Я отвечу на ваши вопросы. Лисы водят хоровод – зиму провожают и весну поджидают. Мыши играют – зиму провожают и весну поджидают. И ребята в школе суетятся – готовятся зиму проводить и весну встретить, на масленичной недельке душистым чаем и сытными блинами полакомиться. Весёлые русские песни попеть да в игры – потешки поиграть. Перед тем, как масленицу звать , проверим, что вы о ней знаете. Что встречает масленица? (Весну) А что провожает? (Зиму) Что является символом масленицы? (Блины) Сколько дней она продолжается? (7) А знаете ли вы, как называются разные дни масленицы? Послушайте и посмотрите.

Скоморох 1.

Итак, масленицу начинаем, первый день – понедельник «Встреча».

(Выходят цыгане, поводырь с медведем и катят масленицу в саночках)

Скоморох 2.

Масленица годовая, гостья наша дорогая, она пешком к нам не ходит, всё на конях приезжает, у неё кони вороные, слуги молодые. 

(Чучело устанавливают в центре зала)

1 чтец

Дорогая наша гостья масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

2 чтец

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная.

Платок беленький, новомодненький.

3 чтец

Брови чёрные, наведённые.

Шуба синяя, ластки красные.

Лапти частые, головастые.

Портянки белые, набелённые.

(Хором)

Ух, красавица!

Ведущий

Молчит наша масленица, не отвечает. Лишь руками соломенными качает! Порадуем её танцем цыганским, задорным!

(Цыганский танец)

Ведущий

Второй день масленицы – вторник. Называется он «Заигрыш». Пришло время масленицу потешить плясками, играми да задорными частушками.

Частушки

1. Вот и масленка идёт, весёлая гуляночка!

Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка.

2. Как на масляной неделе из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои, подрумяненные.

3. Я на масленку катался, трое санок изломал.

Ворона коня замучил, но девчонок покатал.

4. Шила платье из капусты, огурцом отделала,

Рассердилась – платье съела, что же я наделала?

5. Ты, Алёша, ты, Алёша, у тебя гармонь хороша.

Надевай – ка сапоги, приходи на пироги.

6. Мы с подружкою гуляли, сыром гору налепляли,

Всю блинами устилали, сверху маслом поливали.

7. Маслена - белоножка, задержись у нас немножко,

На недельку, на денёчек, на единственный часочек.

Скоморох

Раздайся, народ, меня пляска берёт!

Пойду попляшу, на людей погляжу.

(Танец сидя на стульях)

Скоморох 3

Продолжаем мы программу для гостей, друзей, для всех!

Начинаем панораму удивительных потех!

Во вторник будем мы играть, красно солнышко встречать.

Ведущий

Среда – «Лакомка». С этого дня пекли блины – жёлтые, круглые, горячие, как солнце. Блинов ели много.

Сценка «Поварята»

Хором

А вот и блины. А где блины, тут и мы.

1 поварёнок

Трынцы – брынцы, пеките блинцы! Мажьте маслянее, будет повкуснее. Трын – трынца, подайте блинца!

Вот блинчики – блины! Во печах испечены.

2 поварёнок

И сочные, и молочные, и крупчатые, и рассыпчатые!

С дымом, с паром, с головным угаром!

Ай – да блинок, этот блинок сам Иванушка пёк.

3 поварёнок

Сколь горячий – губки жжёт, одно масло к ручкам льнёт.

Блинчики – то на меду, сколько хочешь накладу.

Без блинов не масленица, без пирогов – не именины.

1 поварёнок

Блин добро не один.

Блин не клин, живота не расколет.

3 поварёнок

Блины животы не портят.

Первый блин комом, зато остальные хороши.

2 поварёнок

Где блины, тут и мы, где оладьи, там и ладно.

Песня «Сею вею снежок»

 

Учитель

А уж четверг так и назвали «Широкий». А потому, что широкий разгул, народные гулянья, потехи, ряженые с медведями, кулачные бои.

Сценка «Фома и Ерёма»

Учитель

К нам идут два брата , и оба с Арбата. Фома и Ерёма.

Ерёма

Вот меня зовут Ерёма.

Фома

А меня зовут Фома. Здорово, брат Ерёма!

Ерёма

Здорово, брат Фома. Куда путь держишь?

Фома

На ярмарку иду.

Ерёма

А бывал ли ты ,Фома, на ярмарке?

Фома

Бывал.

Ерёма

А кого ты на ярмарке видел?

Фома

Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову.

Ерёма

А, это та, которая летом по лесу гуляет, а зимой отдыхает.

Ведущий (к залу)

Ребята, кого видел на ярмарке Фома?

Дети

Медведя.

Скоморох 3

Праздник наш вперёд идёт, народ не убывает, ещё одна забава ждёт, кто с нами поиграет? Мужиков, парней, ребят вызываем на канат. 10 слева, 10 справа – только мускулы трещат.

Игра «Перетягивание каната».

Учитель

Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять! Пятница – «Тёщины вечёрки». А теперь зять угощает тёщу блинами. Вот потеха!

Сценка

(Зятёк с дочкой в ноги кланяются, к себе на блины зовут матушку с батюшкой)

Зять

Я напечь блинов могу, высоченную стопу.

Рано встал, кручусь, как белка от плиты к столу с тарелкой. Утро целое пеку – куда делись? – не пойму!

Оглянуться не успел, их тут сразу кто –то съел.

Я тут спас для вас штук 5, побегу их печь опять.

Дочь

Вы, маманя, угощайтесь, блин берите, не стесняйтесь.

Эй, папаня, блин берите! Да вы жуйте, не спешите.

Мать

Не хочу растить бока. Обойдусь без них пока!

Не хочу растить живот, стройной быть хочу я. Вот!

Отец

Это лишь одна мечта. Да несбыточна она.

Дочь

Потолстеем грамм на 300, похудеем очень быстро.

Здесь секрет довольно прост, ведь грядёт Великий пост. (Хором)

Чтец 1

А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

Красны девицы вставали, дорогих гостей встречали!

И о чём только не судачили на них кумушки!

Шутили, смеялись, пели и играли.

Идёт матушка – Весна, отворяй – ка ворота.

Первым март пришёл – всех детей провёл.

А за ним апрель – отворяй окно и дверь.

А уж как пришёл май – сколько хочешь теперь гуляй.

Учитель

В воскресенье – «прощёный день» - устраивали проводы масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали, а пеплом посыпали землю к новому урожаю.

Песня «Разрумяными блинами»

Чтец 1

Прощай, масленица – вертушка, настаёт Великий пост. На деревне всё приели, подают селёдки хвост.

Чтец 2

А мы масленицу прокатали, дорогую свою потеряли.

Думали, будет она 7 годков, а она погостила 7 деньков.

Ай, масленица, воротись! В новый год покатись!

Зал

Прощай, прощай, масленица!

(Дети увозят масленицу)

Ученик

Ты прощай, прощай, наша масленица

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Ты не в среду – то пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье, всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом,

С блинами, пирогами да с оладьями.

Блины масляные, салом мазаные,

Мы катаемся с горы от зари до зари.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай, наша масленица!

Чтец 1

Укатила масленица, добрая красавица,

До будущего года, до сырной недели.

А вы здесь остались, вдоволь наигрались.

Теперь тихо поднимайтесь и блинами угощайтесь.

Чтец 2

А как наедитесь, на улицу выходите,

Масленицу сожжём, да песни попоём.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31695. Тактики виховання дітей у сім’ї 27.5 KB
  Вдаючись до такої тактики, батьки намагаються відгородити дитину від життєвих реалій, випробувань, намагаються все вирішувати за неї, задовольняти її потреби і примхи. За таких умов дитина позбавлена змоги формувати в собі необхідні для подальшого життя психологічні, вольові якості, об'єктивно оцінювати себе, свої можливості й інших людей, цілеспрямовано працювати над собою. Усе це деформує її внутрішній світ, систему цінностей, різко занижує або завищує її вимоги до оточення, спонукає до девіантних форм задоволення своїх потреб
31696. Юнацький вік 59 KB
  У звязку з тенденцією до різкого омолодження шлюбу актуальною стає підготовка до одруження молоді. Все це викликає у них незадоволення розчарування невпевненість у собі небажання разом з партнером налагоджувати сімейні взаємини зниження мотивації шлюбу. Наскільки такі знання наприклад роблять молодь готовою до шлюбу [2; 8; 23; 25; 36; 40; 57; 77; 84] Певний вклад у її вивчення унесли М. Одначе недостатньо вивченими залишилися питання змісту структури готовності до шлюбу шляхів поліпшення підготовки молоді до сімейного життя.
31697. Досліджується вплив сімї на формування особистості дітей 58.5 KB
  Досліджується вплив сімї на формування особистості дітей. Психологія вивчає особистісні та соціально-психологічні чинники, що зміцнюють або дестабілізують шлюб. Багато уваги приділяється питанням статево-рольового виховання молоді, формуванню просімейної мотивації, психологічним аспектам сексуальних стосунків, взаємної адаптації шлюбної пари, їхній психологічній сумісності. Чільне місце відводиться дослідженню соціально-психологічних процесів, що відбуваються в сім'ї: сімейна комунікація ті інтеракція, міжособистісна перцепція, рольова диференціація у взаєминах подружжя.
31698. Становлення шлюбно-сімейних відносин 33 KB
  Для багатьох джерел національних правових систем характерним є уникнення законодавчого визначення поняття шлюбу. Договірна концепція шлюбу є найбільш поширеною. Розуміння шлюбу як союзу двох незалежних і рівноправних партнерів Східна Європа в т. Дещо іншим є поняття шлюбу як союзу чоловіка й жінки у мусульманських державах.
31699. Класний керівник. Його роль, місце і значення у формуванні особистості 41 KB
  Історія виникнення посади класного керівника Кожна історична епоха пред'являла свої вимоги до освіти й виховання молодого підростаючого покоління та тих людей які отримали тепер назву класний керівник . Достатньо чіткі функції класного керівника у радянській школі стали визначатися у 30х роках після постанов ЦК ВКП б Про початкову і середню школу 1931 та Про режим у початковій і середній школі 1932 коли була введена класноурочна система навчання систематична перевірка й оцінка знань учнів визначена роль учителя як організатора й...
31700. Управління учнівським колективом 24.5 KB
  Управління учнівським колективом здійснюється за допомогою трьох взаємоповязаних функцій педагога: 1 збору й аналізу інформації про учнівський колектив і школярів які до нього входять; 2 планування й організації адекватних стану колективу впливів метою яких є його удосконалення й оптимальний вплив на особистість; 3 контролю і корекції спрямованих на вищий рівень розвитку колективу і кожного учня.Важливою умовою управління учнівським колективом є розробка методики вивчення колективу форм і методів аналізу одержаної інформації. Весь час...
31701. СОЦІАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНИЙ КЛІМАТ У ПЕДАГОГІЧНОМУ КОЛЕКТИВІ 42 KB
  Його характеризують: довіра доброзичливість чуйність висока взаємовимогливість і ділова критика; вільне висловлювання власної думки під час обговорення питань що стосуються колективу; відсутність тиску керівника на підлеглих і визнання за ними права приймати важливі для колективу рішення; поінформованість усіх про завдання колективу і стан їх виконання можливість займати активну позицію у процесі ділового спілкування в колективі; наявність умов для активної професійної і творчої діяльності самореалізації самоствердження саморозвитку...
31703. Класифікація конфліктів, причини їх виникнення. Методи вирішення конфліктів 80 KB
  Цей стиль полягає в тому що людина намагається відійти від конфлікту. Цей стиль характерний такою поведінкою яка диктується переконанням що не варто злитися. Цей стиль є ефективним у ситуаціях коли керівник має велику владу над підлеглими. Цей стиль характеризується прийняттям погляду але тільки до певної межі.