54130

СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЕМИНАРА ФИЗИКОВ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Смещение акцентов с содержания обучения на процесс учения выражающийся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении ими рациональными способами этой деятельности; Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании и в творческой деятельности; Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями коммуникативной информационной культурой культурой деятельности. Деятельностный подход к обучению предполагает что...

Русский

2014-03-09

89.5 KB

3 чел.

Гвардейский УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней гимназия»

Симферопольская районная государственная администрация

Автономная Республика Крым

СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЕМИНАРА ФИЗИКОВ

Шараевская Нина Григорьевна

Заместитель  директора по НМР

Учитель физики  и астрономии

Учитель-методист

«Відмінник народної освіти»

2010-2011уч. год

Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции".

В.А. Сухомлинский

                                                 

I. Эмоциональный настрой на работу,

просмотр видеоклипа, «Мир, в котором мы живём», созданного учениками УВК

II. Целеполагания

Приглашаю всех присутствующих к активному участию в работе семинара.  Давайте определимся «Что  Вы  ожидаете от семинара?» Запишите свои ожидания. Подводя итоги семинара, посмотрим, оправдались ли они.

III. Презентация опыта работы учителем

   Физика не может быть неинтересной!  Именно этот принцип лежит в основе моего отношения к обучению физике, в этом я пытаюсь убедить своих учеников.  В своей работе я теперь придерживаюсь таких правил:

  •  Смещение акцентов с содержания обучения на процесс учения, выражающийся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении ими рациональными способами этой деятельности;
  •  Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании и в творческой деятельности;
  •  Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой, культурой деятельности.

     На протяжении многих  лет работаю над проблемой: «Создание условий для  личностного роста ученика», стремясь осуществить завет К.Д. Ушинского,  «дать человеку деятельность, которая наполнила бы его душу».

В данное время в своей практике для достижения  этой цели я стараюсь как можно полнее использовать деятельностный подход в обучении физики.

     

Деятельностный подход к обучению предполагает, что знания усваиваются учеником и проявляются только через его деятельность; поэтому процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.

     Еще Сократ говорил о том, что «научиться играть на флейте можно только, играя самому». Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

       Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?

Остановимся более подробно на структуре урока открытия нового знания.

Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний.

Постановка цели деятельности.

«Открытие» детьми нового знания

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Повторение.

Рефлексия деятельности:

На закрепление каких знаний были направлены задания? (перечислить)

В каких заданиях были допущены ошибки? (причины)

Что помогло Вам исправить ошибки, преодолеть затруднения?

Над чем нужно поработать дома?

Где пригодятся полученные знания?

Достиг ли урок своей цели?

Сможем ли двигаться дальше?

Оцените свою деятельность на “лестнице знаний”

IV. Представление видеозаписи урока защиты проекта по теме «Плотность», 7 класс

V. Имитационная игра с участниками семинара (демонстрация приемов эффективной работы с учащимися)

«Что наша жизнь – игра!»

Давайте немного поиграем.

Закройте, пожалуйста, на минуточку глаза. Даю установку.  Вы студент педагогического ВУЗа. Вы молоды, веселы, полны надежд. …

Откройте глаза.

Добрый день. Надеюсь, вы не забыли, что сегодня у нас семинар. О, да вас сегодня гораздо больше, чем обычно. Наверное, надеетесь получить зачёт «автоматом»? Я от своих обещаний не отказываюсь,  самым активным сегодня же поставлю зачёт. Активность будем отмечать фишками. А того, кто наберёт их больше, ожидает  сюрприз. Успеха Вам!

Итак, тема семинара: «Современный урок физики, реалии и возможности»

Мозговой штурм

Мы неоднократно уже говорили, что сегодня,  основная задача школы – подготовить конкурентоспособного выпускника. Как вы понимаете это выражение «конкурентоспособный выпускник»? Какими качествами он должен обладать?

Выводы:

Социологический опрос, который регулярно проводится психологической службой, даёт возможность утверждать, что работодателю важно насколько выпускник

коммуникабелен, ответственен, активен, жизнеустойчив;

Обладает ли он

прочными теоретическими знаниями в предметной области,

  •  хорошими аналитическими способностями
  •  умением мыслить четко, структурировано,  
  •  способностью  легко адаптироваться в новой среде

Постановка проблемы, создание проблемной ситуации

Значит ваша задача – воспитать такого ученика. Что для этого мы имеем?

На уроки физики отводится 2 часа в неделю. За это время,  согласно Государственному стандарту образования, педагог обязан обеспечить обучение всех учащихся, группу учащихся необходимо подготовить к ВНО, ещё группу – к олимпиаде, исследовательским работам  в МАН, различным конкурсам «Львёнок», «Космические фантазии», «Мирный космос».

Поэтому  перед учителем, что называется, во весь рост  стаёт вопрос:

«Чему учить и как учить школьников?»

Организация коллективной работы участников семинара

Согласно Концепции развития образования Украины главными целями образования должны стать:

  •  развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации;
  •  умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
  •  готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  •  толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

С другой стороны, у нас есть Программа по физике, согласно которой мы должны формировать определённые знания, умения, навыки…

Выскажите, пожалуйста, своё мнение, что же учитель физики должен делать в первую очередь: воспитывать или обучать?

Выводы.

На первый взгляд кажется, что деятельность учителя должна резко различаться в зависимости от того, что именно он преподает. Однако, как показывает ряд исследований, в реальности эти различия не столь уж велики, в первую очередь человек остается учителем, а уж во вторую становится школьным «физиком», «историком» или «литератором». Зато велика специфика деятельности учителя в зависимости от возраста учеников. В начальной школе он (или, гораздо чаще, она) — буквально «вторая мама», в первую очередь, воспитывающая учеников и удовлетворяющая их эмоциональные потребности, а уже потом — передающая знания. К старшим же классам учитель становится, в первую очередь, информатором, и ученики вполне обоснованно ожидают, что он в первую очередь научит их, а уж потом будет воспитывать или заботиться об их эмоциональных потребностях.

«Цель обучения физике в средней школе заключается в развитии личности учащихся средствами физики как учебного предмета, в частности благодаря формированию у них физических знаний, научного мировоззрения и соответствующего стиля мышления, экологической культуры, развития у них экспериментальных умений и исследовательских навыков, творческих способностей и склонности к креативному мышлению». (Программа “Физика. Астрономия, 7—12 классы”)

VI.  Организация групповой и индивидуальной работы по созданию модели современного урока

Для организации работы по выяснению вопроса «Как учить?» давайте  расположимся так:

1. Садитесь за  первые столы те, кто может поделиться индивидуальным опытом работы по вопросам:

  •  В чём преимущества урока с использованием интерактивной доски?
  •  Какие возможности  открывают уроки в компьютерном классе? На каких этапах урока его применение наиболее эффективно?
  •  Как и когда готовить учащихся к олимпиадам, ВНО, МАН

2. Для работы в группах, садитесь, пожалуйста, по 5-6 человек за развёрнутые для групповой работы  столы.

Задания группам:

  1.  Каким должен быть урок физики, что бы он формировал конкурентоспособного выпускника?
  2.  Разработать модель современного урока физики, указав тему, цели, форму, структуру проведения урока.
  3.  Предложите интересные приемы проведения различных этапов урока

Презентация результатов работы.

Выводы. 

Современный урок рассматривался не как статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников.

Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования.

В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным.

Мы выяснили, что призвание современного учителя состоит в том, чтобы не только дать человеку образование, но и сохранить в нем главное – человечность, передать своему ученику лучшие идеи человечества для того, чтобы ученики, которых он обучает, стали личностями мыслящими, самостоятельными, творческими, духовно богатыми. Важно стать для ребенка настоящим другом – тем, кому верят.

VII. Рефлексия

Оцените эффективность проведения семинара.

Выделите структурные элементы семинара.

Оправдались ли ваши ожидания?

Кому понравилось – подымитесь и похлопайте в ладоши, кому не понравилось – сидя, потопайте ногами.

Спасибо за участие в мастер-классе. Желаем всем творческих успехов!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78865. Специфика социально-гуманитарного познания 14.44 KB
  Предмет социального познания мир человека а не просто вещь как таковая. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники хроники документы и т. Текстовая природа социального познания характерная его черта.
78866. Философия в системе социально-гуманитарного знания 28.5 KB
  Философия в системе социально-гуманитарного знания. При изучении социально-культурных процессов и явлений общество культура человек в современной науке принято делать отличия социально-гуманитарного знания от естественного...
78867. Методы в социально-гуманитарных науках 13 KB
  Методы в социальногуманитарных науках. Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология суть которой состоит в том чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понимания. В социальногуманитарных науках широко применяется сравнительный компаративистский метод опять же с учетом специфики их предмета. Так в психологии этот метод реализуется в двух вариантах: а Сопоставление различных групп по возрастам деятельности и другим параметрам метод поперечных срезов.
78868. Место проблемы человека в системе социально-гуманитарного знания 28.5 KB
  Место проблемы человека в системе социальногуманитарного знания Построить социальную онтологию отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса невозможно. Поэтому главное внимание социальная философия уделяет исследованию человека как предпосылки и субъекта социальноисторического процесса. Что такое человек Каковы его природа и сущность Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека Все это суть проблемы философской антропологии учения о человеке исследующего своеобразие человеческого...
78869. Концепция социальной рациональности Макса Вебера 29 KB
  Концепция социальной рациональности Макса Вебера. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания как общая социология методология социального познания политическая социология социология права социология религии экономическая социология теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Вебер в этом плане решительно расходится с Дюркгеймом полагая что реальным действующим лицом может быть не мифическое коллективное сознание государство или класс а конкретный индивид.
78870. Феноменологическая программа исследования знания 32.5 KB
  Феномен и логос учение о феноменах явлениях это обозначение философского движения появившегося в начале 20 века а также своеобразной практики осмысления пытающейся проникнуть к истокам человеческого опыта и познания. Ее отличительными чертами являются: нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта которые в обыденной жизни остаются незримыми зачастую будучи основанием зримых; экспликация и истолкование смыслового содержания этого опыта и его сущностных структур; преимущественно...
78871. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании 29 KB
  Рикер понимает теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово герменевтика означает не что иное как последовательное осуществление интерпретации. Таким образом нужно установить соотношение между понятиями интерпретации и понимания. Цель понимания совершить переход от этого выражения к тому что является основной интенцией знака и выйти вовне через выражение. Согласно Дильтею виднейшему после Шлейермахера теоретику герменевтики операция понимания становится возможной благодаря способности которой наделено...
78872. Марксистский подход к исследованию социальной реальности 31.5 KB
  Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы производственные отношения. Производительные силы ресурсы и средства обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Классы в узком смысле слова социальные группы различающиеся по отношению к средствам производства.
78873. Образ науки в постмодернизме 13.99 KB
  Постмодернизм эту проблему пытается решить посвоему быть может осознавая себя не как конец философии а как переходное состояние между закатом и рассветом. На первый план в этой философии выходят проблемы языка новой субъективности иронии культуры цитат и кавычек. Понимание мира как хаоса сопряжено в философии постмодернизма с отказом от установки на целостность закономерность мира. Картина реальности в философии постмодерна состоит из симулякров не имеющих оснований во внешней реальности симулякры – точные копии оригинал...