54154

«Математика - жизнь и здоровье человека» для учащихся 5-7 классов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Так как преподавание в школе ведётся на русском языке, с целью формирования и развития навыков общения на государственном языке сценарий разработан в виде диалога его участников на двух языках.

Русский

2014-03-10

83.5 KB

11 чел.

1

Устный  журнал

«  Математика- жизнь   и       здоровье   человека»

для учащихся 5-7 классов.

Цели:

- в доступной, юмористической форме  показать значимость  математики для жизни и здоровья человека;

-развивать интерес к изучению математики;

-способствовать развитию компетенции личностного самосовершенствования.

Так как преподавание в школе ведётся на русском языке, с целью формирования и развития навыков общения на государственном языке сценарий разработан в виде диалога его участников на двух языках.

Действующие лица:  Плюс, Минус, цифры и другие персонажи.

Плюс.        Здравствуйте  дорогие  друзья!

Мінус.        Здоровеньки були!

Плюс.     Очень точное приветствие.  Именно  для  этого  мы  сегодня  и

собрались.    Мы  хотим  предложить  вам  разговор   о  том,   что

лично  нам  дает  изучение    математики,  помогает  ли  она  нам  быть

здоровыми  и  жить     долго?

Мінус. А, що тут говорити? Кожен знає, фізкультура здоровя зберігає.

Плюс.       Этот  факт   бесспорный.  Но  знаешь  ли  ты,  что  не  единичны

случаи,  когда  спортсмены    по   окончанию   своей   карьеры

становятся    больными  людьми   или  вовсе   инвалидами?

Мінус.  Та що ти таке говориш?  Хіба це можливо?

Плюс.  Чему Ты удивляешься? Интересно, если Ты пробежишь один километр Ты утомишься?

Мінус. Напевно, що ні.

Плюс. А   если  10  километров?

Мінус. Та май будь.

Плюс.          А  почему?

Мінус.        Та   втомлюся  і   усе  тут.

2

Плюс.         Нет.   Это   происходит   не  просто   так.   У  каждого    человека

Есть   свои   жизненные   ресурсы   и   физические   нагрузки  должны

им   соответствовать,  иначе   не   избежать      беды.

Мінус..       Можливо  ти   і  правий,  але  ж   всі  знають,     що   тренування

зміцнюють  організм  і  людина   стає   здоровішою.

Плюс.  Конечно, если нагрузки соответствуют жизненным ресурсам твоего организма.

Мінус.       Ну  добре,  добре  ти  мене   переконав.  Але   до   чого  тут математика?

Плюс. А Ты послушай наших друзей.

Цифры   исполняют   песню. На мотив песни из кинофильма  « Следствие ведут Знатоки»   Музыка  М Минкова. Слова  А. Горохова.

Тренировка  и  опасна  и трудна.

   Если  только  не   рассчитана  она.

  Сколько  метров   пробежать  или   пройти,

  И  отжаться   сколько  надо?

  Что  б  здоровью   своему  не   навредить,

И  энергию  напрасно  не  губить

Многое  знать  надо.

Физкультурой  заниматься     потрудись.

На  других  предметах  тоже  не  ленись.

Тренируй  не  только  тело,  но  и  ум.

В  жизни  пригодится.

Мы  ж   попробуем сегодня   доказать,

Без  математики  здоровья  не  видать.

Можешь   удивиться.

Мінус. Я  вже  заінтригований.  Згоден,   що    навантаження  треба   розрахувати. А  ще  що  ти  можеш  сказати  на  захист  математики?

Плюс. Ну, дружок!    Вот хотя бы это.   Скажи, какие числа Ты используешь, чтобы охарактеризовать свой организм?

Мінус.       Як  які  числа.  То  це  ж  дуже  просто.  Одна   голова,  дві  руки,   дві

ноги,  два  ока,  два  вуха,  один  ніс,   один  рот,  одне  серце,  одна

печінка,  один  шлунок.   Тож   виходить  один  та  два.   Ось   тобі  і

уся  арифметика.

Плюс.         Ну  не   скажи.       ТЫ.  как  раз  глубоко  заблуждаешься.

Послушай- ка  наших  друзей.   Они   помогут  тебе   узнать  много

3

нового  о  своем   организме,   и  все   с  помощью  чисел.  А  ты

один,  два…

Пятёрочка.   Дорогие  друзья!    Вы  хорошо  знаете   свой  организм.

Думаете,  что     да.    А  давайте   проверим.   Сейчас   я  буду   задавать

вопросы,   а  вы   попробуйте   ответить  на   них   как   можно   точнее.

Вопрос  1-й.   Как   вы  думаете,  сколько   в   нашем   организме  клеток?

(  100 000  миллиардов.     Это   10  в  14  степени.)

Вопрос  2-й.    Какую   часть   человека  составляет   вода?  (2/3).

Вопрос  3-й.   А  знаете  ли  вы  какое  количество   мышц   у

человека?    (  От 400   до    600 и они составляют 40%  массы тела

человека).

Вопрос  4-й. А  какое   количество  кислорода   расходует   в

среднем   человек  в  сутки?   (400-500  литров,   Делает   12-20

вдохов   и  выдохов   в  минуту.)

Вопрос  5-й.      Сколько  ударов  в  минуту  делает  в  среднем  сердце

человека  в  покое?  (60-80).

Шестёрочка.        Теперь становится понятно,   почему двигательная активность является одним из важнейших и необходимых условий  развития организма человека.  Во время физической активности усиливается приток крови к мышцам. В результате,  мышечные волокна лучше обеспечиваются питательными веществами и кислородом.

Вопрос  6-й.сколько  чистых  цветов  может  различать   наш  глаз?

(130-250).

Вопрос  7-й.   Какова  общая   длина   кровеносных  сосудов   у

человека?     (  100 000   километров)

Вопрос  8-й.   А  вы  можете  мне   сказать   сколько  волос   у

человека   на   голове?..  И  еще,  как   вы  думаете,  зависит

количество   волос   на   голове   человека  от   их   цвета?

4

(  У  блондинов  -140  тысяч;    у   шатенов  -109   тысяч;

у   брюнетов       102     тысячи.)

А   еще  математики   помогли   установить,   что   масса  головного

мозга    составляет  1/46    массы  тела.   По  приблизительным

подсчетам,   в  течении   жизни  головной   мозг   усваивает

10000000  миллиардов   бит   информации.  А  поэтому   любимая

фраза  «лодырей»: «  Мне   это   в   голову   не  лезет »     явно   не  актуальна.   Поверьте,  места   в   вашем   мозгу   хватит   всем  знаниям,  и  вы   это   сегодня   доказали.

Вот  молодцы.  Я  думаю,  вы  многое   узнали  о вашем   организме,  благодаря  математике.

4

Мінус.      Ні.  То  це  ж   тільки   цифри ,  а  математика  це ж    ого  го … Друзі!

А  скажіть  мені  математика  це  ж  не   тільки   числа?. Що   ще   вивчає    математика.   Чому  ви   ще   навчаєтеся  на   уроках   математики.?

Реплика  из  зала.  Решаем  задачи,  уравнения,  изучаем  различные  фигуры,

функции  и  их   графики.

Мінус. Ось,  а що Ти скажеш на це?

Плюс.             Смотри.

Единичка.   Ох,  Девяточка  и  не   спрашивай.   Ходила   в   больницу.

Замучило   меня  мое   сердце.  Ты  же   сама   знаешь.  Как  учитель

меня   послал  ученику,  то  и  начинается.   Слезы,  нервы,

вышвыривание  тетрадей,  вытирание  из  дневника,   а   то  еще  и

родители  норовят  отстегать  бедолагу.  А  мне   их   всех   так

жалко,  что  я  не  выдерживаю.   Вот  и  захворала,   согнулась   вся.

Девяточка. Ну  и  что  сказали  доктора?

Единичка.  Что  сказали? Сказали, что у  меня  о-с-т-е-од-р-о-з    какой-то. Что-то с позвонками у меня.  А Ты    что-нибудь    знаешь о позвонках?

Девяточка.   Знаю   что-то.  Да  сказать   тебе  точно  не  смогу.   Понимаешь   20%  людей   имеют   отличное  от  нормы   количество  позвонков.

Единичка.    О  господи!   Да это же 1/5.     Я  точно   в   их   числе.  Я  так   и   знала,   так   и    знала,   что   я   не   такая   как   все.

Девяточка.     А  еще,  что  сказали?

Единичка.    Да   сделали  мне   элект-ро-  какую-  то

грамму.

Девяточка.      Ты   имеешь  в  виду   кардиограмму?

Единичка.  Вот,   вот  именно  её.  А   что   это   такое   я   и   не   знаю.

Девяточка.  Да  это  же   график   работы   сердца.  По  нему   доктор-кардиолог

может  довольно  точно   установить,  как  работает   сердце   человека

Единичка.  А  еще   сказали.      Сказали  это  у  Вас  всё  от  нервов.

А    вот    от которого  из   них   так   и  не   сказали.

5

А  ты  знаешь,  сколько   у   нас  в   организме   этих  нервов  то?

Девяточка.   Знаю,  что   нервная  система   человека   состоит  из  10  миллиардов

нейронов  и   70  миллиардов   вспомогательных   клеток.

Единичка.    О  господи!  Как  же  я  найду    больной   нерв?

Девяточка.   А   ты   садись   удобно  в   кресло   разложи   вокруг  себя   свои

нервы   и   смотри  который   там   больной,  а   который   здоровый.

Только   запомни,  что  тебе   не   придётся  сидеть  в   кресле,   а    придется   несколько  раз   оббежать   вокруг   Земли,   чтобы  разложить  все   нервы   в   один   рядок.   Ну   не   обижайся,   я   пошутила.    Знаешь,   что  Единичка!  Ты  лучше   не   болей,  а   подружись  с  Нуликом  и    станешь   Десяткой.  Вот   тогда  тебе  будут  все  рады,  и  ты  позабудешь  о  своих   бедах.  

Плюс.        Удивительное  это  создание  человек.  Вот  только  как  ты  думаешь,

Минус,   откуда  человек  берет  силы,    чтобы  работать,  заниматься

спортом,   вести  активный  образ   жизни.

Мінус.     Та     це  ж  знає   кожна   дитина.  Треба  добре   їсти   той  будуть  сили.

Невже  ти  хочеш  мені   сказати,  що  і  тут   без  математики  не  обійшлося.

Плюс. Совершенно верно. Ты  посмотри и подумай.

Сценка « Обжора»

Мама.       

Спи мой, сыночек, усни.

Ты не голодный, поди.

Скушал и борщ и омлет,

Парочку вкусных котлет,

И отбивную и плов.

Будь, мой сыночек, здоров.

Сын.

Мамочка мама моя,

Снова хочу кушать я.

Съел бы  колбаски кусок,

И небольшой   пирожок.

Съел бы  ватрушку, рулет,

И хоть  немного    конфет.

После паузы.

6

Сын.

Ой помогите. прошу,

Снова  я еле дышу.

Что-то сдавило в груди.

Мамочка, мне помоги.

Мама.

Сыночка, сыночка, мой!

Что же случилось с тобой?

Ты  еле дышишь, не спишь.

Что же с тобою, малыш?

Доктора! Доктора!

Доктор. Что, что случилось!   Посмотрим!  Диагноз понятен. Переедание.

Мама.           Что же делать? Доктор.

Доктор.      Правильно питаться. Соблюдать режим питания и режим дня. Считать калории. Чай, батенька в школе считать  то научили?      И побольше двигаться.

Сын.   Доктор,  а   рецепт?

Доктор. Ах да рецепт.  Тогда послушай.

Доктор и  цифры  исполняют частушки.

На лугу, на лугу

Пасутся коровы.

Пейте дети молоко

Будете здоровы.

Во саду ли, в огороде

Ягода поспела.

Ешьте дети ягоды,

Миленькое дело.

Вы едой не увлекайтесь,

Кушайте всё в меру.

Физкультурой занимайтесь.

Хорошее дело.

Двоечка. Рациональное питание - поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях.

Значение белков

Белки – это основной строительный материал нашего организма, необходимый для роста и поддержания важнейших органов и тканей.

7

Значение жиров

Жиры удовлетворяют энергетические потребности человека.

Значение углеводов

Обеспечение энергией всех процессов в организме, пополнение запаса питательными веществами мозга происходит за счёт поступления глюкозы.

Наряду с основными компонентами пищи – углеводами, жирами и белками – в питании школьников необходимо своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах и воде.

У школьников из-за высокой умственной активности и роста потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены.  

Например, в вашем возрасте  суточная потребность в белках составляет 90-100 граммов; в жирах-90-100 граммов; в углеводах-380-400  граммов.

Троечка.    Наряду с основными компонентами пищи – углеводами, жирами и белками – в питании школьников необходимо своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах и воде.

У школьников из-за высокой умственной активности и роста потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены.  

Четвёрочка.

Подсчитано, что за 70 лет жизни человек потребляет  приблизительно 50-52 тонны воды,  10 тонн углеводов, 2,5 тонны  белков и «всего» 200-300кг минеральных солей. Объем микроэлементов, необходимых человеку, исчисляется микрограммами. К примеру, человеческому организму в день нужно всего 0.2 миллиграмма йода.

Пятёрочка.  

А еще надо рассчитать энергетическую ценность этой пищи.

Достаточно ли в ней калорий, или наоборот, не лишку ли их.

Шестёрка.      

А,    чтобы пища добавляла здоровья, она должна быть вкусной.

Для этого надо знать,   сколько каких продуктов  положить и в каких

пропорциях.

Шестёрочка.  

Сколько времени её готовить и при какой температуре?

Цифры   поют  песню  на мотив песни « Закаляйся». Музыка В. Соловьёва-Седого, слова     В. Лебедева- Кумача.

Закаляйся, если хочешь быть здоров.

Постарайся обойтись без докторов.

И очень правильно питайся,

Если хочешь быть здоров.

8

Ты питайся, если хочешь быть здоров,

Калорийно, и не надо докторов.

Не забывай  о витаминах,

Если хочешь быть здоров,

Ты едою, если хочешь быть здоров,

Не увлекайся, и не надо докторов.

И физкультурой занимайся,

Если хочешь быть здоров,

Мінус.   Ось подивіться, що виробляє цей хлопець. Не встигли ми одного врятувати  а тут ще один.!

Плюс. Да, что случилось?

Мінус..  

Що,що трапилося?.  Подивись як  шмалить  цигарку. Наче  пароплав на річці. І що Ти на це скажеш?   Може і тут математика допоможе?

Плюс. А, почему бы и нет.  Мальчик, разреши задать тебе вопрос.

Мальчик. Валяй.

Плюс.  Почему ты куришь?

Мальчик. А  прикольно. Взрослые же курят.

Мінус. Подивіться   який дорослий!  Та я тобі заоаз…

Плюс.  Да погоди ты!  Не спеши.  Знаешь ли ты, малыш, что никотин чрезвычайно   сильный яд, который  отравляет нервную, пищеварительную  дыхательную и сердечно – сосудистую системы.  Сколько лет ты хотел бы  прожить?

Мальчик. Лет 70-80

Плюс. Вот видишь! А одна сигарета сокращает  жизнь курильщика на 5,5 минуты.

Мальчик. И всего лишь?

Мінус. От дурненький. А ти порахуй. Скільки це часу твого життя, якщо з цих 70 років ти будеш курити 60, та викурювати принаймні 15 цигарок за день. Наші цифри тобі допоможуть.

Семёрочка производит расчёт с помощью зрителей

1.    Сколько в  шестидесяти  годах високосных?   (15)

2. Сколько дней в обычном году?  (365)

3. Сколько дней в високосном году?  (366)

   4.   15х366  + 45х365 = 5490 + 16428 =21915    (дней).

5. 5,5х15=82,5 (минут) = 1,375  (часа)- теряет курильщик за один день

курения.

6. 1,375 х 21915= 30133,125 (часа)- теряет курильщик за  60лет курения.

7. 30133,125: 24=1255,5 (дней)=3,44 года  жизни унесёт курение.

9

Плюс.   

Цифра вроде бы и не большая. Но   подумай  сам, это же не три дня и не

три месяца, а   более трёх лет!

Мінус. Та це ж тільки квіточки, а яке життя у цієї людини?

Восьмёрочка.   

Ты должен знать, что кроме никотина, табак содержит  и другие опасные вещества: угарный газ, аммиак, окислы азота,  и  тяжелые металлы.

Даже одна сигарета небезобидна для всего живого. Подсчитано, что смертельная доза никотина для человека  составляет 1мг на 1кг  массы тела, то есть 50-70 мг для подростка.

Нулик.

Табакокурение является одной из причин возникновения раковых заболеваний. Только  в Европе каждый год от курения умирают более полмиллиона человек.  А ну-ка запиши нам это число на доске. (500 000).

Мінус.  Ми  переконали тебе,  що палити  це дуже небезпечно?

Мальчик.  Так я уже бросил курить  и вам ребята не советую.

Плюс.  

Знаешь, Минус, мы могли бы ещё долго говорить о математике и здоровье человека.  Например, о том как математика помогает рассчитать скорость протекания химической реакции, время усвоения лекарств в организме  человека.

Как математики вывели закон понижения температуры тела человека, распространения инфекционных заболеваний. Как математика помогает создавать

Новое медицинское оборудование, которое спасает жизни миллионам людей во всём мире.  Недаром о математике говорят.

Математика- наука,

Без которой,  как без рук.

Математика- служанка,

И Царица всех наук.

Мінус.   Ну  добре.   З  математикою  усе  зрозуміло.   Але   колись  ми  ще поговоримо   ще  й  про  інші  науки...   хімію,   фізику, географію  та  їх  значення   у   збереженні  та  захисті   здоровя   людини.

10

Финальная песня на мелодию песни « Будьте здоровы, живите богато…». Слова и музыка народные.

              1

Мы вам рассказали

О  роли  науки.

Здоровье   и    счастье

Бери  в   свои  руки.

                2

Учеба  и  спорт

Неразлучны,   похоже.            

Чем   больше  мы  знаем

Тем   больше  мы  можем.

 

                 3

Опасности  в  жизни

Нас  всех   поджидают.

Невежество,  лень

Им  во   всем  помогают.

              4

Науки  помогут

Во  всем  разобраться.

Живым  и  здоровым

Надолго  остаться.

             5

Учи  не  ленись

Вот   и вся  проблематика,

Физику,  химию

И  математику.

Плюс. На этом наш разговор закончен. До встреч на  новых  страницах  нашего журнала.

Мінус.  Бувайте здоровеньки!.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81616. Международная Амнистия 38.87 KB
  «Международная амнистия» международная неправительственная организация, которая ставит своей целью «предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести...
81617. Античная философия как основа европейской культуры 73.09 KB
  Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное.
81618. Понятие марксистской социологии. Диалектический материализм и социология 36.17 KB
  Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире в семье адвоката, воспитывался в культурной, доброжелательной среде. Он получил юридическое образование сначала в Боннском, а затем в Берлинском университетах. Вся его жизнь и жизнь близких ему людей была подчинена научному творчеству и революционно-практической деятельности.
81619. Тактики речевого поведения 52.18 KB
  В соответствии с этим специалисты по теории речевой деятельности психолингвисты определяют речевую деятельность как мотивированное определяемое целями сознательное речевое проявление а речевое поведение как лишенное осознанной мотивировки автоматизированное стереотипное речевое проявление..
81620. Формирование и развитие психологических познавательных процессов в онтогенезе человека 60.33 KB
  Согласно теории деятельности высшие психические процессы восприятие внимание память мышление рассматриваются как особые формы внутренних действий для памяти это анемические действия направленные на запоминание материала для мышления это умственные действия направленные...
81621. Імпресіонізм в мистецтві 909.5 KB
  Головне досягнення імпресіонізму це художнє дослідження поведінки кольору і світла в атмосфері, дослідження і передача на полотні їх взаємодії. Вони прагнули показати, що, наприклад, добре освітлений сонцем предмет яскравіше, ніж той же предмет при кімнатному освітленні.
81622. Развивающее обучение дошкольников и школьников 50.78 KB
  Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения в ходе которого усваиваются знания умения и навыки формируются личностные качества позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
81623. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена 378.5 KB
  Тематическая группа пословиц с антропонимами, насчитывающая десятки языковых единиц, заинтересовала меня. Я решила исследовать их, изучить, прослеживается ли характеристика конкретного имени в тех пословичных выражениях, в которых употреблено данное имя человека.
81624. Национально-психологические особенности финнов 48.09 KB
  Для любого человека естествен интерес к представителям других народов. Привлекают их необычный внешний облик, специфика действий, поведения и образа жизни. И мы начинаем задумываться об особенностях психологии представителей других этнических общностей, хотим их осмыслить.