54172

Применение свойств действий при вычислениях и решении уравнений в 5-м и 6-м классах

Научная статья

Педагогика и дидактика

На усвоение этих свойств достаточно на такой ранней стадии устные упражнения с дальнейшим переходом к письменным упражнениям, развивая у учеников умение и навыки работы с числовыми выражениями, решении уравнений без использования правил нахождения неизвестного компонента действия: развивая у учеников творческий подход к решению математических задач.

Русский

2014-03-10

151.5 KB

7 чел.

Применение свойств действий при вычислениях и решении уравнений в 5м и 6м классах

При изучении темы «Натуральные числа и действия с ними» в 5м классе важно добиться от учеников усвоения свойств действий, таких как: 1) основное свойство действия; 2) изменение результата действия в зависимости от изменения компонента действия; 3) свойство нуля и единицы при сложении, вычитании и умножении, делении соответственно. В начальной школе уже в 3м и 4м классах на уроках математики этим вопросам должно уделяться большое внимание, готовя учеников к школе 2й ступени. На усвоение этих свойств достаточно на такой ранней стадии устные упражнения с дальнейшим переходом к письменным упражнениям, развивая у учеников умение и навыки работы с числовыми выражениями, решении уравнений без использования правил нахождения неизвестного компонента действия: развивая у учеников творческий подход к решению математических задач.

При изучении математики в 5й классе по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» выполняя устные упражнения на сложение и вычитание методом округления одного из компонентов в действия можно добиться усвоения учениками основного свойства этих действий.

Например:

  1.  37+49=36+50=40-46=86;
  2.  74+48=72+50=80+42=122;
  3.  73-38=75-40=35;
  4.  112-87=115=90=25;

Ученик должен эти свойства действий 1й ступени усвоить и применять их не только при выполнении устных упражнений, но и выполняя письменные работы. Т.е. основное свойство (мы его можем называть по аналогии с основным свойством деления) сложения другим так; если одно слагаемое увеличить (уменьшить) на несколько единиц, а другое соответственно уменьшить (увеличить) настолько же единиц, то сумма не изменится.

Основное свойство вычитания: если одновременно уменьшаемое и вычитаемое увеличить (уменьшить) на некоторое число, то разность не изменится. Если эти свойства ученик усвоил, то он их может самостоятельно применять не только при вычитаниях, но и при решении уравнений, упрощении буквенных выражений, а не прибегать к известным правилам нахождения неизвестного компонента действия, не забывая свойства нуля a+0=a и a-0=a. Важно при изучении темы «Сложение и вычитание» добиться от учеников усвоения не только этих основных свойств действий, но и добиться усвоения и других свойств, таких как изменение результата действия в зависимости от изменения одного из компонентов действия или изменении одновременно обоих компонентов, что не мало важно знать и при решении задач. Упражнения такого вида в учебнике 5го класса есть. Выполняя их не только устно, (как правило, многие учителя так и делают) нужно и письменно поработать с ними, приучая учеников работать с буквенными выражениями, закрепляя навыки вычитания суммы, разности.

Примеры:

  1.  Как изменится сумма чисел, если одно слагаемое увеличить на 75, а другое уменьшить на 38.

Пусть a+b=c, тогда (a+75)+(b+38)=(a+b)+(75-38)=c+37.

Вывод: сумма увеличится на 37.

  1.  Как изменится разность чисел, если уменьшаемое увеличить на 17, а разность уменьшить на 20.

Пусть a-b=c, тогда (a+17)-(b-20)=a+17-b+20=(a-b)+(17+20)=c+37.

Вывод: разность увеличится на 37.

После того как ученик усвоил эти свойства действий можно их применять успешно при решении более сложных уравнений.

Примеры:

  1.  (m-124)+316=900;

(m-124+124)+(316-124)=900;

m+192=900

Применив основное свойство сложения, получили упрощение или (m-124+124)+316=900+124; m+316=1024.

Продолжаем дальше

m+(192-192)=900-192 или m+(316-316)=1024-316;

Вот и правило, откуда правило нахождения неизвестного слагаемого.

Получаем в итоге m+0=708, m=708

  1.  (134+x)-583=426;

(134+x-134)-583=426-134;

Изменение уменьшаемого на 134, влечёт уменьшение разности на 134.

В итоге получаем упрощение х-583=292;

                                                х-(583-583)=292+583

Уменьшение вычитаемого на 583 влечёт увеличение разности на 583.

В итоге х-0=875;

            х=873.

Выполняя решение уравнений с применением свойств действия, ученик учится применять скобки, видоизменять выражение и не прибегать к традиционным правилам, нам найти неизменный компонент действия. Если ученик усвоил эти свойства действий 1й ступени на натуральных числах, то он будет успешно их применять и при изучении темы «Дробные числа и действия с ними», «Рациональные числа» в 6 классе.

Примеры

Решить уравнение:

  1.  (1,34+х)-58,3=4,26;

(х+1,34-1,34)-58,3=4,26-1,34;

Уменьшение уменьшаемого на 1,34 влечёт уменьшение разности на 1,34. Получаем упрощение левой части уравнения х-58,3=2,92;

Уменьшаем вычитаемое до нуля, это изменение влечёт увеличение разности на 58,3, получаем х-0=2,92+58,3, т.е. получаем, как и по правилу нахождения неизвестного уменьшаемого х=61,22.

  1.  40,3-(63,4-а)=36,62;

40,3-(63,4-а-23,1)=36,62+23,1;

Уменьшение вычитаемого на 23,1 влечёт увеличение разности на 23,1.

Получаем 40,3-(40,1-а)=59,72; (40,3-40,1)+а=59,72.

Уменьшая вычитаемое на а, получаем увеличение разности на а в итоге упрощение

0,2+а=59,72

а+(0,2-0,2)=59,72-0,2;

В итоге а+0=59,52;

             а=59,52

  1.  4,75-(х-0,67)=3,025;

4,75-(х-0,67+0,67)=3,025-0,67;

Увеличение вычитаемого на 0,67 влечёт уменьшение разности на 0,67, получаем упрощение левой части уравнения.

4,75-(х+0)=2,355;

4,75-х=2,355;

4,75-(х+2,355)=2,355-2,355;

Увеличение вычитаемого влечёт уменьшение разности в итоге 4,75-(х+2,355)=0.

Значит х+2,355=4,75;

х+(2,355-2,355)=4,75-2,355;

х+0=2,395;

х=2,395

  1.  х+7=4;

х+(7-7)=4-7;

Уменьшение слагаемого на 7 влечёт уменьшение суммы на 7.

Имеем х+0=4-7;

(4+3)-7-3;

Увеличение уменьшаемого на 3 влечёт уменьшение разности на 3.

х-7-7-3;

х=-3

  1.  -4,5-х=9;

(-4,5+4,5)-х=9+4,5

Увеличение уменьшаемого на 4,5 влечёт увеличение разности на 4,5.

Получаем 0-х=13,5

-х=13,5;

х=-13,5

  1.  -1,2+х=0,6;

(-1,2+1,2)+х=0,6+1,2;

0+х=1,8;

х=1,8

  1.    

Увеличение уменьшаемого и вычитаемого на не изменяет разности, имеем

Получаем упрощение

Уменьшение вычитаемого на  влечёт увеличение разности на .

В итоге

В такой же последовательности нужно добиться от учеников усвоение свойств действий умножения и деления при изучении темы «Умножение и деление натуральных чисел».

Основное свойство умножения: если   один множитель увеличить (уменьшить) в несколько раз, а другой уменьшить (увеличить) во столько же раз, то произведение не изменится. Это свойство удобно применять не только при устных вычислениях, но и при выполнении письменных работ, сводя к примеру умножения двузначных чисел к умножению на однозначное число.

  1.  738*14=(738*2)* =1476*7=10332;
  2.  16*25=*(25*4)=4*100=400;
  3.  125*32=(125*8)*=1000*4=4000.

Изменение результата действия умножения от изменения компонента действию ученик также должен усвоить. А при выполнении устных и письменных работ. Основное свойство частного:

если делимое и делитель одновременно увеличить (уменьшить) в несколько раз, то частное не изменится. Ученик его обязан знать ещё с начальной школы, а изменение частного, в зависимости от изменения компонентов действия в результате выполнения устных и письменных работ.

Примеры

  1.  Как изменится результат деления, если делимое увеличить в 10 раз, а делитель уменьшить в 5 раз.

Решение:

Пусть a:b=c, тогда (a*10):(b:5)=10a: = =(a:b)*(10*5)=c*50

Вывод: частное увеличится в 50 раз.

  1.  Как изменится частное, если делимое уменьшить в 6 раз, а делитель увеличить в 2 раза.

Решение:

Пусть a:b=c, тогда (a:b):(b*2)=:(b*2)===c:12

Вывод: частное уменьшится в 12 раз.

После того, как ученик усвоил эти свойства действий 2й ступени, их можно использовать при решении уравнений, не забывая свойства единицы а:1=а и а*1=а и а:а=1.

Примеры

  1.  х:15=225

х:(15:15)=225-15

Уменьшение делителя в 15 раз влечёт изменения, увеличение частного в 15 раз. Получаем

х:1=225*15

х=(225*5)*

х=1125*3;

х=3375

  1.  104у-12=1132;

104у-(12-12)=1132+12;

Изменение вычитаемого, уменьшаем на 12, влечёт увеличение разности на 12. Получаем упрощение:

104у-0=1144;

(104:104)у=1144:104

Уменьшение множителя в 104 раза влечёт уменьшение произведения в 104 раза.

1*у=

у=10+1;

у=11

  1.  29*(145-6z)=203;

(29:29)*(145-6z)=

1*(145-6z)=10-3;

Получаем упрощение

145-6z=7;

145-(6z+7)=7-7;

Увеличив вычитаемое на 7, получим уменьшение разности на 7. Получаем прощение 145-(6z+7)=0;

Значит 6z+7=145

            6z+(7-7)=145-7;

Уменьшение слагаемого на 7 влечёт уменьшение суммы на 7. Имеем

6z+0=138;

(6:6)z=138:6;

Уменьшение множителя в 6 раз влечёт уменьшение произведения в 6 раз.

1*z=

z=20+3;

z=23

Усвоив эти свойства действий 2й ступени на натуральных числах, ученик в дальнейшем будет использовать их и при изучении тем «Десятичные дроби», в 5м классе, «Обыкновенные дроби», «Рациональные числа» в 6м классе.

Примеры

  1.  0,38*301=====927,08
  2.  113,4:18=====6,3
  3.  29,76:48===(372:6):100==(60+2):100=0,62

Решить уравнение:

  1.  28,8:х-3,9=20,1;

   28,8:х-(3,9-3,9)=20,1+3,9;

Уменьшение вычитаемого на 3,9 влечёт увеличение разности на 3,9.

Получаем упрощение

28,8:х=24;

=24:24;

=1

Уменьшая делимое в 24 раза, получаем уменьшение частного в 24 раза.

В итоге имеем: (1+0,2):х=1;

Отсюда х=1,2;

  1.  =;

Увеличивая один из множителей в 7 раз, увеличиваем тем самым произведение в 7 раз.

В итоге получаем:

1*х=

х=4,5

  1.  

Увеличив делитель в 11 раз, получает уменьшение частного в 11 раз. Имеет:

х:6=

х:(6:6)=*6;

Уменьшив делитель в 6 раз, получаем увеличение частного в 6 раз. В итоге имеем х:1=

х=

  1.  

Уменьшим делимое в раз, это повлечёт уменьшение частного в  раза. Имеем

Отсюда

Уменьшение вычитаемого на  влечёт увеличение разности на . В итоге имеем

  1.  -0,8х=-5,6;

-0,8*(-5)х=-5,6*(-5)

4х=28;

х*(4:4)=-28:4;

х*1=7

х=7

Использование свойств действий дает большое преимущество ученикам и многим из них это нравится делать. Это замечено мною давно из моей практики, т.к. это я пытаюсь привить каждому ученику на протяжении последних 12 лет, моей педагогической деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61995. Unsere deutschen Freunde bereiten sich auf Weihnachten vor 478.59 KB
  Unsere deutschen Freunde freuen sich auch über den Winter. Und warum? Im Winter feiern sie das Weihnachtsfest. Das ist sehr lustig. Die Kinder schreiben Weihnachtskarten, basteln Geschenke selbst...
61998. Освоение приемов затирки накрывочного слоя 22.72 KB
  обучающая: сформировать умения и навыки по выполнению приемов набрасывания раствора кельмой, ковшом с разравниванием полутерком. Научить рационально организовывать рабочее место и соблюдать требования безопасности труда...
61999. Выгоночные растения 1.62 MB
  В результате изучения данной темы обучающиеся должны иметь практический опыт: выгонки луковичных растений зимующих в открытом грунте; уметь: определять качество выгоночного материала; создавать необходимый температурный режим в течении длительного периода времени...
62000. Метод круговой тренировки 132.81 KB
  Задачи урока: Совершенствование физических упражнений, закрепление знаний и умений. Развитие физических и психических качеств; силовых, скоростно-силовых способностей. Воспитание волевых качеств, самостоятельности, взаимопомощи, взаимовыручки, трудолюбия, чувства коллективизма.
62001. Hippocrates – «The Father of Medicine» 72.24 KB
  Цели занятия: Дидактические: изучить новые лексические единицы по теме и применять их при чтении текста о выдающимся греческом ученом Гиппократе; развивать навыки аудирования и монологического высказывания диалогической речи...