54182

Становление элементов культуры в эпоху верхнего палеолита

Доклад

Культурология и искусствоведение

Координаты вектора Чтобы найти координаты вектора нужно из координат конца вычесть соответственные координаты начала. Абсолютная величина вектора модуль вектора длина вектора Длина вектора равна корню квадратному из суммы квадратов его координат. Равные вектора Векторы равны если равны их соответственные координаты и наоборот. б Условие коллинеарности векторов Если два вектора коллинеарны то их соответственные координаты пропорциональны и наоборот.

Русский

2014-04-01

37 KB

0 чел.

Становление элементов культуры в эпоху верхнего палеолита.

В верхнем палеолите возникают и получают свое окончательное оформление ранние верования, к которым относится: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, а также культ предков.

Анимизм – вера в бессмертие души, вера в одушевленность всей природы, всего окружающего мира (формирование у человека абстрактного мышления).

Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и тотемами, в качестве которых могут выступать растения, минералы, явления природы, но чаще животные, которые становились покровителями рода. Суть тотемистических культов заключалась прежде всего в подтверждении идентичности членов данного коллектива и животного вида.

Фетишизм – вера и поклонение неодушевленным предметам, которым люди приписывали сверхъестественные свойства (камни, куски дерева, части тела животного, изображения (идолы)).

Магия – вера в то, что с помощью определенных действий – обрядов, ритуалов, связанных со способностью человека сверхъестественным путем воздействовать на окружающий мир: на явления природы, события, на людей, животных и предметы, духов и т.д. – и таким образом достичь желаемого результата (просили духов о помощи на охоте, об удаче в делах, о сохранении здоровья и пр.).

Важную роль в жизни первобытных людей играл культ мертвых (культ предков) – одно из ранних верований, в основе которого лежит поклонение душам умерших предков, даже после своей кончины влиявшим на жизнь потомков. Отношение к духам предков было самым разнообразным: к ним испытывали любовь и уважение, трепет и страх, их почитали, приносили им жертвы. Люди полагали, что правильные действия и обряды почитания умерших задобрят духа и он будет помогать своим живым сородичам, но также они полагали, что духи могут и навредить в том случае, если что-либо в поведении потомков вызовет их неудовольствие. Именно поэтому возникли самые разнообразные обряды и ритуалы, связанные с культом умерших (посмертный траур, погребальная трапеза, погребальные дары, жертвоприношения, поминания, установка надгробий).

Появляется практика инициаций – обряд перехода из одного половозрастного состояния в другое, например переход девушек и юношей в класс взрослых мужчин и женщин. Инициации имели целью подготовить молодежь к производственной, общественной и семейной жизни.

В процессе формирования племенной структуры появляются колдуны, шаманы – люди, наделенные особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами (предсказывают будущее, гадают, лечат, управляют силами природы и т.д.).

В первобытную эпоху формируется мифология древних людей, т.е. первая стройная мировоззренческая система. Миф стал первым способом протонаучного постижения мира, выраженным в простой и доступной форме. Миф передавался от одних людей к другим, от поколения к поколению и постепенно становился произведением словесного творчества. Таким образом, мифология выполняла важную функцию в первобытной культуре: она делала мир понятным и предсказуемым, фиксировала место человека в окружающей среде, придавала смысл существованию человека в мире.

В первобытном обществе центральным социальным регулятивом всей жизни людей были нормы, зафиксированные в обычаях. Своеобразным способом охраны обычая становилась система специфических запретов – табу, соблюдение которых было обязательным и непререкаемым (запрет на кровнородственные браки).

В верхнем палеолите появляется изобразительная и иная художественная деятельность (палеолитическая Венера, пещерная живопись). Существует предположение, что изображения животных люди использовали для совершения разного рода обрядов и ритуалов.

В этот период появляется музыка и танец. Первобытный человек воспроизводил в музыке и танце характер и облик животного, передавал ритмы его поведения, подражал звукам, издаваемым животными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84127. Классификация государств, её основания и значение. Место и роль типологии государств в системе классификации государств 23.92 KB
  Ленина и других решающим фактором общественного развития который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами которые были собственностью свободных граждан. Феодальное государство это диктатура класса феодалов земельных...
84128. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие) 36.64 KB
  Эта характерная черта русской религиозной философии была задана философской СИСТЕМОЙ ВСЕЕДИНСТВА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА. По Соловьеву всеединство это органическое единство всего мира которое осуществляется в двух видах: 1. Следовательно у всего мира есть нечто внешнее ему некое Всеединство общее для всех его частей которое своим действием образует из множества отдельных и не причастных друг к другу частей единый мир. Следовательно Всеединство образуя из множества частей единое давая всем частям мира истинное и полноценное совместное...
84129. Русская идея как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин) 36.2 KB
  Помимо святости как государствастолпа истинного христианства исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера особенностями русской души. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера как: слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины. Восточный византийский склад характера устремляет...
84130. Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения 39.58 KB
  Его основные положения В русской философии XIX века сформировался так называемый русский космизм направление мысли пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом. Истоки русского космизма как и сама его логика находились в представлениях о зависимости жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной: 1. Кроме того исходя из подобного предположения мы можем предположить и следующее глобальные процессы во Вселенной определяют и биологическую жизнь человека...
84131. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин) 35.94 KB
  В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма. ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе утверждали перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ. Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.
84132. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие 37.43 KB
  Бытие существующее сущее это действительность как таковая это всё то что реально существует. Изучением Бытия занимается раздел философии онтология поэтому Бытие как онтологическая категория выражает в философии ту сферу реальности которая не относится к процессам сознания и психики человека сфера гносеологии. Таким образом Бытие это онтологическая категория выражающая собой всё что объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не зависит ни от сознания ни от воли ни от эмоций человека. Вследствие этого...
84133. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения 36.02 KB
  Основные формы движения. В таком случае само понятие движения изменения изменчивости можно понимать только относительно некоего момента устойчивости относительно некоего момента покоя содержащего в себе набор характеристик относительно которых возникает картина происходящих изменений. Следовательно само состояние устойчивости объектов систем или явлений само состояние стартового покоя от которого начинается и усматривается их изменение находится также в составе самого движения поскольку движение никогда нигде не исчезает и не...
84134. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира 32.48 KB
  Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Концепции нераздельного с материей пространства могут предлагать его не только трехмерным но и четырехмерным например релятивизм длина ширина высота время или nмерным в еще больших количествах где каждое новое измерение отводится для того или иного отдельного физического взаимодействия фундаментального характера современные физические модели наподобие теории струн и пр. Время это некая мыслимая целостность вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая...
84135. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность 36.48 KB
  Язык и мышление как формы объективизации сознания. Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу и гносеологическую в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.