54185

Развитие логического мышления на уроках математики

Научная статья

Педагогика и дидактика

Упражнение Добавь слово Первый ученик называет слово второй называет слово первого и добавляет своё слово третий называет слова первого и второго и добавляет своё слово и т. изначальное умение обеспечивающее сознательное отношение к письму мотивирующее обращение к правилу к словарю.

Русский

2014-03-10

139.5 KB

10 чел.

Развитие логического мышления на уроках математики.

Развитие логического мышления одна из главных задач уроков математики. Задания различного уровня сложности, логические, занимательные, комбинаторные задачи, упражнения по развитию математического мышления, пространственного ориентирования, наблюдательности, построение и группировка геометрических фигур и объёмных предметов помогут учителю творчески, интересно, профессионально подойти к обучению математике учащихся начальных классов.

Задания способствуют не только формированию вычислительных навыков, но и развитию внимания, логического мышления, способствуют развитию умений применять свои знания в нестандартных ситуациях. Материал можно использовать с учетом индивидуальных способностей детей как на уроках при объяснении новой темы, так и при повторении, закреплении учебного материала, при подготовке к олимпиадам.

В нашей стране ведутся интенсивные поиски новых, более эффективных форм обучения. И прежде всего работа направлена на расширение исследовательских и поисковых возможностей ребенка, развитие его продуктивного, творческого мышления, раскрытия его личности.

Установлено, что продуктивное мышление развивается тогда, когда ребенок решает нестандартные задания, ищет новые подходы к стандартным, самостоятельно добывает знания, осваивает окружающий мир.

Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способность думать, прямо зависят от методов обучения умение мыслить логично, совершать умозаключения без наглядной опоры, заставлять рассуждать по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения обучаемого материала.

Развитие интеллектуальных способностей школьников - одна из важных задач обучения.

Педагогическая теория и практика говорят, что знания, полученные механически, являются мертвыми. В связи с этим только опыт, умение наблюдать, исследовать объекты в их взаимосвязи содействуют усвоению реальных фактов и развивают способность к самостоятельной мысли. Основой правильного воспитания творческих способностей учащихся является непосредственное изучение природы во всех её проявлениях.

Работая над развитием творческих способностей, необходимо создание творческой атмосферы, постоянное единение традиций и новаторства, опор на практику, опыт.

Интеллектуальные способности - это способность познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях.

Интеллект-это умственные способности человека, способность ориентироваться в окружающем мире, адекватно его отображать, мыслить, познавать свет, перенимать социальный опыт, возможность выполнять задания, принимать решения, предвидеть. Структуру интеллекта создают такие психические процессы, как восприятие и память, мышление и речь.

В личностно-ориентированном обучении центром воспитательно-обучающего процесса должен стать ребенок с его сложным миром мыслей, чувств, взглядов, убеждений, а целью - формирование такой позиции, которая, оказывается в социальной активности, творчестве.

Поэтому актуальной становится проблема повышения эффективности влияния не только на интеллект, а и на чувства учащихся, повышается значение сенсорного воспитания младших школьников, эмоционального содержания обучения игровых форм в организации занятий.


Упражнения на развитие разных типов внимания

Внимание и быстрота работы

«Цифровая таблица»

В таблице приведены числа от 1 до30.

Предложить детям показать их по порядку.

12

17

9

7

26

3

16

21

18

10

20

28

14

29

2

6

25

8

11

22

5

23

15

24

13

1

30

19

27

4

«Будь внимательным»

Дети шагают под мелодию марша. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать; на слово «кузнечик»- стучать ногами по полу; «раки»- отходить назад, «птички»- бегать, раскинувши руки; «аист»- стоять на одной ноге.

Развитие сосредоточенности и внимания

Упражнение «Найди предмет»

Учитель описывает предмет, который находится в классе. Учащиеся должны найти его.

Упражнение «Найди ошибку»

Учитель готовит текст, в котором допущены ошибки или примеры, решенные неправильно. Ученик должен исправить ошибки.

Упражнение «Геометрия вокруг»

Найдите пять предметов вокруг себя, содержащих круг, столько же содержащих квадрат, треугольник, прямоугольник.

Упражнение «Передай содержание»

Учитель и 2 учеников читают по очереди по 1 предложению, учащиеся должны пересказать содержание.

Упражнение «Добавь слово»

Первый ученик называет слово, второй называет слово первого и добавляет своё слово, третий - называет слова первого и второго и добавляет своё слово и т.д.

Упражнения на развитие памяти

Учитель демонстрирует 10-12 предметных рисунков. (1 мин.) Учащиеся должны назвать увиденные рисунки.

Дети за партой отворачиваются друг от друга. Задание: рассказать, как одет сосед по парте

При выполнении некоторых заданий учащийся сможет проследить за правильностью их выполнения, расшифровав что-либо с помощью полученных ответов.

Расшифруй слово, расположив буквы в порядке возрастания ответов.

7-1= н 3+4= е 5-5= у 9-5= в 9-7= р

7+2= и 2+6= н 8+2= е 9-6= а

Ответ: уравнение

Задания «Подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем»

1) Кобра длиннее гадюки, гадюка длиннее ужа. Кто самый длинный?

2) Лошадь темнее коровы, корова темнее собаки. Кто самый темный?

3) Три первых урока были: математика, русский язык и чтение. Математика -не первый, чтение -не первый и не третий. Какой порядок уроков?

Ответ:1)кобра; 2) корова; 3) русский язык-1 урок, чтение- 2 урок, математика-3урок.

4)Катя задумала число, прибавила к нему 2 и вычла 5. после этого у неё получилось 4. Какое число она задумала?

Ответ: Катя задумала число 7.

Задачи на смекалку

1) На ветке сидели 7 птиц. Все кроме 5 птиц, улетели. Сколько птиц осталось на дереве?

2)На ветке сидели 5 птиц. Две птицы перелетели на соседнюю ветку этого же дерева. Сколько птиц осталось на дереве?

3) В вазе стояло 9 ромашек. Мальчик подарил маме, бабушке и сестре по 3 ромашки, и 3 остались в вазе. Как такое могло случиться?

Ответ:3 ромашки подарили вместе с вазой.

4) 3 легковые машины ехали в город. Навстречу им 2 грузовика. Сколько машин ехало в город?

5) У животного две ноги сзади, две ноги спереди, две ноги слева, две ноги справа. Сколько ног у этого животного?

Ответ: 4 ноги.

6) В Китае людей живёт больше, чем в Индии, а в Индии больше, чем в Украине. Какая из этих стран самая большая?

7) Каждое из трёх сел соединили дорогами, сколько получилось дорог?

8) Ответ: 3 дороги.

Объёмные геометрические фигуры.

1)Составь слово из первых букв данных слов: форма, игра, герой, ум, разница, арбуз

2)В детской пирамиде на большое кольцо кладётся меньшее. Красное кольцо меньше зеленого, но больше синего. Желтое кольцо больше зеленого. Нарисуй эту пирамиду.

Ответ: самое большое кольцо желтое, остальные расположены в следующем порядке:

зеленое, синее, красное.

Сложение и вычитание в пределах 10.

1) Костя родился на два года раньше Васи. Сейчас Косте 5 лет. Сколько лет Васе?

2) На двух тарелках по одинаковому количеству пирожков. С одной тарелки съели 3 пирожка, а с другой 6. На какой тарелке осталось больше пирожков?

3) Какой вес можно взвесить гирями 1кг, 2кг, если гири можно класть только на одну чашку весов?

Сложение и вычитание в пределах 20

1)Расшифровать высказывание, расположив ответы в порядке возрастания. Что это значит?

16-4= п 6+5= ь 11+5= й 15-7= е

13+5= о 9+8= в 20-10= м

9+4= я 20-1= л 12+8= б 7+7= д

20+1= у 13-9= с 9+6= е

Ответ: семь пядей во лбу.

2)На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов стало?

3)Представьте, что вы машинист поезда, в котором 3 вагона, а в каждом вагоне по 30 мест. Сколько лет машинисту?

Нумерация чисел в пределах 100

1) Катя задумала однозначное число, приписала такую же цифру, отняла 17 и получила 60. какое число она задумала?(Катя задумала число 7)

2) В туристическом походе участвовало 8 отличников, 5 членов географического кружка. А всего 10 человек. Почему 10, а не 13? (Одни и те же дети могли ходить в два кружка)

3) Из трехзначного числа вычли двузначное и в разности получили единицу. Найди уменьшаемое и вычитаемое.

Трехзначные числа.

1)Найди лишние числа в каждом ряду

а) 70, 80, 90, 100

б) 10, 100, 200, 300.

в)111, 222, 333, 44

2)В каком числе букв столько же, сколько и цифр?(100)

3)Составьте из цифр 3, 6, 9 всевозможные трехзначные числа. В каждом числе не должно быть одинаковых цифр. Расположите их:

а) в порядке убывания, б) в порядке возрастания

Действия умножения и деления

1)Придумай числа, которые можно представить в виде произведения двух одинаковых сомножителей.

2)Во время игры в шашки Коля потерял половину своих шашек, а Сема- 3 раза по 2 шашки. У кого осталось шашек больше, если в начале игры у каждого было по 12 шашек?

3) Саша задумал число, удвоил его, прибавил 16 и получил 40. Какое число он задумал?

4)Поставь знаки действий так, чтобы равенства были верными:

4444=8 2222=4 555=5

5555=24 5555=25 5555=26

9999=18 9999=81 9999=82

((44-4):4=8 (2+2):2*2=4 5*5:5=5

5*5-5:5=24 5*5:5*5=25 5*5+5:5=26

9*9:9+9=18 9*9*9:9=81 9*9+9:9=81)

Решение нестандартных задач и примеров

1)У квадрата отпилили угол. Сколько углов осталось?(5 углов)

2)Два сына, два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (По одному)

3)Груша тяжелее яблока, но легче апельсина. Яблоко тяжелее персика, а апельсин легче ананаса. Найдите самый лёгкий и самый тяжелый фрукт

(ананас самый тяжелый, а персик самый лёгкий)

4)Ваня задумал число, увеличил его в 5 раз, прибавил 3, разделил на 6, к результату прибавил 15 и получил 23. какое число задумал Ваня? (Ваня задумал число 9)

5) Тройка лошадей проскакала 90 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?(90 км)

6)Во время игры в шашки Коля потерял половину своих шашек, а Сёма- 3 раза по 2 шашки. У кого осталось шашек больше, если в начале игры у каждого было 12 шашек?

7) В туристическом походе участвовало 8 отличников, 5 членов географического кружка. А всего 10 человек. Почему 10, а не 13? (Одни и те же дети могли ходить в два кружка)

Данные задания призваны развивать логическое мышление детей, сообразительность, умение сконцентрировать внимание. Увлекаясь заданием, играя, ребенок приобщается к труду, развивает свою инициативу и находчивость, приобретает новые знания. Преодолевая некоторые трудности в решении задач, ребёнок учится достигать поставленной цели. Целесообразно систематически давать задания на развитие логического мышления и идти от простого к более сложному.

Устные вычисления приносят огромную пользу математическому развитию учащихся. Приемы вычислений очень разнообразны, что также способствует развитию целого ряда чрезвычайно полезных качеств человека. Надо проявлять творческую инициативу, смекалку и выполнять действие тем или иным способом.

Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности мыслить прямо зависят от методов обучения. Умения мыслить логически, совершать умозаключения - необходимое условие усвоения материала.


Литература

  1.  Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. –

Ярославль: Академия развития, 1996.

2.Семенченко П. Уроки бравого пирата. - Москва: Оллса - Пресс, 2000.

3.Трутнев В.П. Читай, смекай, отгадывай.- Москва, 1996

4.Тихомирова Л.Ф. математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения: пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских садов.- Москва: ТЦ «Сфера», 2001

5.Фокин Б.Д. Арифметика: сборник занимательных задач.- Москва: АРКТИ, 2001.


Пути повышения орфографической зоркости на уроках русского языка. Система работы по правописанию безударной гласной.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задачи уроков обучения грамоте и письма в 1 классе. Во втором классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объёме и сокращаясь во времени, так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки. В 3 и 4 классах эта работа усложняется, обобщается, свободно связывается с изучением нового и повторением пройденного материала.

Повышение орфографической зоркости обеспечивает использование схем-опор по темам. На каждом уроке необходимо осуществлять учёт и контроль за усвоением пройденного материала. Лёгкость и однообразие заданий лишают учащихся возможности думать. Там, где легко - думать не над чем.

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важных вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Как показывает практика, большое значение для правописания безударных гласных имеет выработка у учащихся умения определить место ударения в слове, определения ударных и безударных гласных, по ударным и безударным гласным мы определяем ударные и безударные слоги.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении проводить анализ.

Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождения орфограммы и определения ее типа.

Как показали исследования наряду со слуховым и зрительным анализаторами большое значение имеют речевые кинестезии ( проговаривание), они позволяют более тонко и точно воспринимать речь.

Воспоминания движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма.

Зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.

Современный подход к проблеме памяти позволяет подчеркнуть, что без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно. Если понимание поверхностно, неполно, не складывается в систему, то запоминание слабо и нестойко и требуются многократные повторения для его улучшения. Если же в процессе усвоения ученик выделяет в материале главное смысловое содержание, то у него образуются сильные и стойкие следы памяти.

Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т. е. изначальное умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю. Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм и определения их типа.

Восприятие включает в свой состав зрительные или слуховые, артикуляционные или моторные компоненты, процессы переработки полученной информации с выделением существенных признаков, их сопоставлением и создание образа-представления на основе прежнего опыта.

Анализ психологической литературы позволяет нам определить орфографическую зоркость как способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на последующем – на основе одновременного нахождения интегрального образа-ориентира.

В таком понимании орфографической зоркости содержится важный для методики обучения вывод о необходимости на первоначальном этапе знакомить детей со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности. 1-4 классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.

В своей работе для повышения орфографической зоркости у детей я использую следующие способы и приемы.

Провожу диагностику проверочных работ. Затем разбиваю класс на подгруппы по типам орфографических ошибок. Мною были подобраны дидактические задания, формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки, сочетающиеся с заданиями развлекательного характера, имеющие цель развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение и снятие усталости.

Эти виды занятий проводятся с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся, выполнения дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием трудностей.

Во всех рассмотренных темах, особое внимание уделяется закреплению на доступном и знакомом материале. В конце каждой темы дается итоговый тест.

В своей работе так же использую таблицы-плакаты. Так как ученики часто не видят орфограммы, поэтому не могут ее проверить и, как следствие, применить полученные знания на практике. Во время выполнения различных упражнений, работы над ошибками внимание детей обращаю к этим таблицам.

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Б В Д Г Ж З

П Ф Т К Ш С

В КОРНЕ СЛОВА ПРОВЕРЯЙ ТАК

МОРОЗЫ _-- МОРОЗ

ГРЯДА -- ГРЯДКА

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ А, О, Е, И, Я В КОРНЕ

СЛОВА ПРОВЕРЯЙ ТАК

ТРАВКА -- ТРАВА

ВОДЫ -- ВОДА, ВОДИЧКА

При повторении изученного материала предлагаю

учащимся серии карточек. В каждой карточке представлены три задания.

Например, в третьем классе предлагаю карточки:

Карточка № 1.

1. Разбери по составу слова

Книжка нагрузка побег

2.Вставь пропущенные буквы. Докажи

правописание орфограмм

п__щат бли__кий

к__вер кни__ка

сн__гири холо__

с__довник заря__ка

3. Разбери предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.

Карточка № 2

1. Выпиши слова в три столбика к данным схемам.

Ветер, гора, полет, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.

2. Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму. в 1 – столбик – слова с безударной гласной, во 2 – столбик – слова со звонкой или глухой согласной, в 3 – столбик – слова с непроизносимой согласной.

Конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.

3. Разбери предложение. Подчеркни главные члены предложения. Надпиши над каждым словом часть речи.

Развесила желтая осень золотые флажки.

Карточка № 1.

1. Подбери и запиши по 2 слова к схемам

2. Подбери и запиши слова в два столбика ( по 3-4 слова в каждый столбик). В 1- столбик – слова с безударной гласной, проверяемой ударением, во 2- столбик - слова с парной звонкой или глухой согласной на конце, которую нужно проверять.

3. Составь предложение по вопросам. Запиши его. Подчеркни главные члены предложения.

(Какой?) (кто?) (как?) (что делал?)

Все эти карточки в предложенной последовательности будут использоваться не только в 3 классе в конце года, но и в 4 классе в первой четверти. Внимательное и точное выполнение предложенных грамматических заданий поможет осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определенной последовательности:

  1.  Письмо с проговариванием.
  2.  Списывание (у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.)
  3.  Комментированное письмо (развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление)
  4.  Письмо под диктовку с предварительной подготовкой, (развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес)
  5.  Письмо под диктовку, (повышается внимание к слову, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо)
  6.  Письмо по памяти развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль
  7.  Творческие работы (это самый трудный вид работы, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений и на запись своих, и на логику изложения)

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменить фонемы соответствующими буквами. Это - задача уроков обучения грамоте и письма в 1 классе. Во 2классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, т. к. у детей уже выработаны определенные умения и навыки.

Я хочу предложить карточки с дифференцированными заданиями по изучению правописания словарных слов во 2 классе, работа по которым способствует быстрому и прочному усвоению непроверяемых написаний, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов, с которым учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Фонетические упражнения

1 уровень.

Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За…ц, л…сица, м…дведь, с..бака, к…рова.

2 уровень

Запиши слова разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение

За…ц, л….сица, м…дведь, с…бака, к….рова.

3 уровень

Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За…ц, л…сица, м…дведь, с…бака, к…рова.

Орфографические упражнения

1 уровень

Выпиши слова с непроизносимыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение.

Цв…ток, л…сица, в…да, к…рова, м…дведь, м…док, з…яц, зв…рек, с…бака.

2 уровень

Запиши слова в два столбика: в первый-с проверяемой гласной, во второй- с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.

Цв…ток, л….сица, в…да, к…рова, м..дведь, м..док, з…яц, зв…рек, с….бака.

3 уровень

Запиши слова в два столбика: в первый- с непроверяемой гласной, во второй- с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.

Цв…ток, л…сица, в…да, к…рова, м…дведь, м…док, з…яц, зв…рек, с…бака.

Синтаксические упражнения

1 уровень

К данным словам подбери подходящие по смыслу слово из словаря.

Трусливый, безрогая, рыжая, косолапый, охотничья

Составь предложение с одним из словосочетаниц

2 уровень

Восстанови пословицы, используя словарные слова

  1.  Хорош…-белый, а охотник-смелый.
  2.  … черна, да молоко у нее бело.
  3.  …-старая льстица.
  4.  Для… зима- одна ночь.
  5.  …-верный друг человека.

3 уровень

Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.

Косой-…, Буренка-…, рыжая плутовка-…, Топтыгин-…, пес-…

  1.  За двумя … погонишься- ни одного не поймаешь.
  2.  Ешь… соломку, поминай лето.
  3.  Старую… не травят молодыми собаками.
  4.  Два… в одной берлоге не живут.
  5.  Без… зайца не поймаешь.

Лексические упражнения

1 уровень

Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.

1.Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.

2.Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

3.Влесу живет, кур крадет.

4.С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком.

5.Зимой беленький, летом серенький.

2 уровень

Замените предложение одним словом. Составьте с этим словом свое предложение.

1.Крупное домашнее животное, которое дает молоко.

2. Крупный хищный зверек, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.

3.хвост пушистый, мех золотистый.

4.В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков.

5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

3 уровень

Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему «В лесу»

  1.  Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
  2.  Это слово означает «едящий мед»
  3.  Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
  4.  Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на севере.
  5.  Еще одно значение этого слова-пассажир,не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.

Большое внимание уделить необходимо планированию работы, выделению наиболее трудных тем. Перспективное изучение трудных тем, вопросов помогает их хорошо усвоить, предотвратить отставание.

Во всех случаях обучения правописанию безударных гласных в корне должно носить комплексный и системный характер, проводиться последовательно и регулярно. Усвоив одни стороны правописания безударных гласных в корне и не усвоив других, учащиеся не научатся правильно применять правило на письме в целом. Необходимо, чтобы работа над правописанием гласных в корне не велась обособленно от работы над другими орфограммами. Очень важно знать степень усвоения изучаемого материала каждым учеником. При проверке тетрадей веду учет пробелов, фиксирую их в особой тетради. На основании анализа ошибок письменных работ составляю грамматические зарядки, даю дифференцированные и индивидуальные задания в тетрадях.

Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у своих учеников орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать выводы, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.

Диагностика контрольных работ показывает результаты проделанной работы. Количество орфографических ошибок постепенно снижается.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:

-учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;

-достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся.


Литература

1.Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением.-Екатеринбург, 1997.

2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение –Москва,Просвещение,1991.

3.Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка-Начальная школа.-1999.№3

4)Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками-Начальная школа-2001,№4


Урок математики в 1 классе

Тема: Закрепление знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Цели:

-дидактические: формировать компетентность учащихся в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток;

-развивающие: совершенствовать умения учащихся решать задачи разных видов, развивать логическое мышление, память, речь;

-воспитательные: воспитывать интерес к урокам математики, взаимовыручку.

Интерактивные технологии: «Работа в парах», «Ситуация успеха», «Микрофон»

Оборудование: рисунки артистов цирка, билеты в цирк, демонстрационный иллюстративный материал, раздаточный материал.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний учащихся.

Форма урока: урок-путешествие

Ход урока

I. Организация учащихся на урок.

II. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Учитель:

Мы приглашены на цирковое представление. У каждого входной билет. Входим рядами. Первый ряд! Посмотрите внимательно на свои билеты (примеры) и дружно, хором назовите свой ответ.(звучит один и тот же ответ-11)

Аналогично входят дети второго и третьего рядов.

-Рассаживайтесь поудобнее.

Соблюдая правила культурного поведения, дети приветствуют артистов цирка. Представление началось!

-Встречайте Зебру! (Дети хлопают в ладоши)

-Где вы её могли видеть? (На проезжей части дороги- указатель перехода для пешеходов.)

-Почему пешеходную дорожку называют зеброй?

-Для чего нужна такая разметка?

-Итак, Зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот, кто решит примеры:

12-5 13-9

8+3 14-8

6+7 9+5

-Молодцы!

На арену цирка въезжает косолапый Мишка.

-Говорят - «Косолапый медведь». А как он умеет педали вертеть! Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту. Откуда он начнет путь?

Примеры 13-7, 13-9, 14-5, 14-7, 8+6, 8+5 даются в виде математического лабиринта со стрелками. Учитель называет ответы:14, 6, 13, 9, 7, 4, 5. дети решают примеры и стрелками указывают путь.

-Поздравьте Мишку с удачным выступлением.

-А теперь на арене цирка клоу. Он приготовил нам задачи:

Слон, слониха, три слоненка

Шли толпой на водопой.

С водопоя шли домой.

Сосчитай-ка поскорей-

Сколько встретилось зверей?(8)

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки на окошке,

Две Танюшки на подушке

И Петрушка в колпаке

На дубовом сундуке.

Сколько их?(7)

Потеряла крольчиха крольчат,

А крольчата, лежат и молчат:

За кадушкой-один,

За кормушкой-один,

За листочком-один,

За кусточком-один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти?(4)

-На арене цирка выступает слоненок. Он лопоухий, смешной, хочет подруцжиться с детворой.

Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием:

12-?=8?-6=9

15-8=??-5=7

9+?=12

-Молодцы, дети! Вы правильно примеры решили, и теперь у вас есть новый друг- добрый смешной слоненок.

-А теперь на арене акробат. Он тоже принес вам задание: на каждой парте лежит конверт, в нем геометрические фигуры. Сложите из них фигурки животных.(Интерактивная технология «Работа в парах»)

-Молодцы, ребята! А вот перед нами тюлень- жонглер. Он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это?(Нет)

-А действительно ли он так ловок? Давайте проверим.

Дети решают примеры и проверяют ответы:

17-8=9 16-8=9 18-9=9

15-6=8 13-7=5 14-5=9

-Самый ли ловкий тюлень? (Нет)

-Сколько раз он ронял мяч? (три раза) -Кто же оказался ловким -он или вы?

- А это скромно?

На арену выходит знаменитый Маг!

-Я узнал,- говорит он,- что вы учитесь в школе с шести лет, и очень хорошо научились считать, думать, соображать. Так ли это? Я сейчас хочу проверить вашу сообразительность.

1. Определите, сколько мне лет. А мне столько, сколько изображено на рисунке (показывает иллюстрацию с изображением сороки), только без последнего знака. Сколько мне лет?

2.Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапах, 3 кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех ногах?

-Молодцы, ребята!

III Итог урока

Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.


Нестандартный урок русского языка в 4 классе

Тема: Имя прилагательное. Закрепление изученного материала.

Цель: Систематизировать знания учащихся по теме, закрепить умения учащихся определять падежи имен прилагательных, воспитывать трудолюбие, любовь к природе.

Оборудование: абаки, запись, картина «Осень», веера с названием падежей.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок.

II. Мотивация учебной деятельности. Вступительная беседа учителя.

Игра «Во всех падежах»

-Послушайте стихотворение «Приключения зеленого листа» и с помощью вееров покажите, в каких падежах стоит словосочетание зеленый лист:

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету

Закружилась голова

У зеленого листа

Ветер нес и нес

Бросил только на мосту

В тот же миг веселый пес

Шмыг - к зеленому листу

Лапой - хвать зеленый лист

Дескать, поиграем

«Не хочу», парашютист

Головой качает

Ветер в миг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом

(Ю.Карасева)

-Итак, вспомним: сколько падежей в русском языке? Назовем их хором.

Теперь назовите мне, пожалуйста, четыре любые цифры до 20 (дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, срывают лепестки цветка с заданием)

II Проверка домашнего задания

-Пока они работают, проверим домашнее задание. Дома нужно было описать предмет, указать его признаки (домашнее животное, любимая игрушка)

-Теперь вы знаете, что имя прилагательное обозначает признак предмета. Послушаем ответы на вопросы ромашки.

III. Закрепление знаний учащихся

-А сейчас, поработаем в тетради.

1 задание:

Послушайте детскую песенку и запишите сочетания прилагательного с существительным, укажите число, род.

2 задание

Работа в группах.

-Просклоняйте письменно словосочетания:

Зеленая ветка синий шар

Зеленый листок синее небо

Зеленое дерево синяя туча

3 задание

Словарная работа (у ребят листочки с жетонами)

- Я называю слова, а каждый из вас слышит только свое слово из словаря:

Интересный – интересная - интересное

Прекрасная – прекрасный - прекрасное

Желтое - желтый- желтая

III. Физкультурная минутка для глаз с движениями.

IV. Работа по развитию речи.

-Перед вами картина осени. Внимательно посмотрите на неё, составьте предложения, в которых были бы имена прилагательные. Одно предложение разберите по членам предложения и по частям речи.

Игра «Когда это бывает»

-Угадайте по признакам время года:

Голубые, синие

Небо и ручьи

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи. (Весна)

Лес и поле в зелени

Синяя река

Белые, пушистые

В небе облака. (Лето)

Золотые, тихие

Рощи и сады

Нивы урожайные

Спелые плоды. (Осень)

Лес и поле белые

Белые луга

У осин заснеженных

Ветки как рога. (Зима)

-Какие признаки помогли узнать время года?

-Посмотрите внимательно на все, что вас окружает в классе. Напишите 3 словосочетания: прилагательное +существительное в мужском, женском и среднем роде(работа в парах)

V. Итог урока.

-Оцените свою работу на этом уроке.

Закончите пословицы, подбирая по смыслу прилагательные:

Речь хороша короткая, а веревка…(длинная)

У ленивой лошади всегда повозка…(тяжелая)

У спорого кузнеца руки черные, да хлеб…(белый)

-Какой вывод можно сделать?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4191. Методы нормирования оборотных средств предприятия 64 KB
  Введение Каждое предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. На эти денежные ресурсы предприятие закупает на рынке или у других предприятий по договорам сырьё, материалы, топл...
4192. Концепции современного естествознания. Теория большого взрыва 140.5 KB
  Сценарий Большого взрыва Как и любая схема, претендующая на объяснение данных о спектре микроволнового космического излучения, химического состава догалактического вещества и иерархии масштабов космических структур, стандартная модель эволюции Вселе...
4193. Классный час. О чем поют птицы. Экологическая беседа 622.5 KB
  Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам формировать умение вслушиваться в их звуковые сигналы воспитывать любовь к природе, бережное заботливое отношение к птицам. Оборудование: запись «Голоса птиц», таблицы с изобр...
4194. Табличний процесор Excel 667 KB
  Табличний процесор Excel Мета: Нагадати і закріпити принципи обробки даних, принципи побудови діаграм і графіків, принципи систематизації та аналізу даних, поданих у таблиці, розвивати вміння використовувати електронні таблиці в навчальній діяльност...
4196. Манифест коммунистической партии 71.38 KB
  Манифест коммунистической партии Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Где та оппозиционная...
4197. Программное обеспечение сетей 19.38 KB
  Программное обеспечение сетей Виртуальная машина — программная и/или аппаратная система, эмулирующая аппаратное обеспечение некоторой платформы и исполняющая программы для этой платформы (target — целевая или гостевая платформа) на другой ...
4198. Розрахунок параметрів і вибір елементів тиристорних електроприводів постійного струму 297 KB
  Вихідними даними, якого є номінальна потужність 5,3 кВт і номінальна частота обертання 3350 об/хв двигуна, а також систематизація, поліпшення і закріплення знань в області проектування электроперетворювачей, самостійне використання технічної і довід...
4199. Составления заданий для тестирования учебных достижений школьников 43.5 KB
  ЦЕЛЬ: выработка умений составления заданий для тестирования учебных достижений школьников. Структурно тестовое задание обычно состоит из четырех частей: 1. Инструкция 2. Текст задания (вопроса) 3. Варианты ответов (кроме тех случ...