54192

Занятие по математике с одаренными детьми

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сколько всего на ней чисел 9 Сколько двузначных 5 Однозначных 3 Трехзначных 1 Сколько чисел четных 3 Нечетных 5 Сколько всего цифр записано 16 Сколько разных цифр 6 Назовите двузначное число где сумма десятков и единиц равна наибольшему однозначному числу 72 Назовите двузначное число где разность между десятками и единицами равна наименьшему однозначному числу 99 Дети вы хорошо поработали по числовой таблице. Сколько точек будет в круге Столько раз поднимем руки. Сколько...

Русский

2014-04-01

154.5 KB

10 чел.

Мариупольская общеобразовательная I-III ступеней школа № 64

                                                           Провела: Маяк М.В.

                                                           учитель начальных классов,

                                                           специалист высшей

                                                           квалификационной категории,

                                                           «старший учитель».

Мариуполь, 2013

Задачи:

  1.  приучать детей выделять математические отношения в условиях задач, уметь рассуждать, опровергая неправильное, доказывать правильность решения;
  2.  активизировать умственную деятельность;
  3.  развивать логическое мышление, смекалку, находчивость, интерес к математике; вызывать положительные эмоции в связи с интеллектуальной деятельностью.

Оборудование:

  1.  Числовая таблица (демонстрационная).
  2.  Математические бусы из цветной бумаги (демонстрационные).
  3.  Математические бусы – раздаточный материал по количеству детей.
  4.  Плакаты для физкультминутки – 4 шт.
  5.  Демонстрационные таблицы с фишками – 2 шт.
  6.  Раздаточный материал для детей – фишки (математические кружки по 8 каждому, большой прямоугольник 1 каждому ученику).
  7.  Демонстрационные таблицы с палочками – 4 шт.
  8.  Раздаточный материал для детей – в каждом стаканчике по 10 палочек (стаканы по количеству детей).
  9.  Кроссворд на плакате.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

  •  Дети, сегодня у нас очередное занятие математического кружка. Мы будем учиться рассуждать, опровергать неправильное, доказывать правильность решения. Будем выполнять различные упражнения. А каждое упражнение с секретом. Я думаю, что мы постараемся, и у нас все получится.

II. Работа по числовой таблице.

 

  •  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту числовую таблицу.
  •  Сколько всего на ней чисел? (9)
  •  Сколько двузначных? (5)
  •  Однозначных? (3)
  •  Трехзначных? (1)
  •  Сколько чисел четных? (3)
  •  Нечетных? (5)
  •  Сколько всего цифр записано? (16)
  •  Сколько разных цифр? (6)
  •  Назовите двузначное число, где сумма десятков и единиц равна наибольшему однозначному числу? (72)
  •  Назовите двузначное число, где разность между десятками и единицами равна наименьшему однозначному числу? (99)

  •  Дети, вы хорошо поработали по числовой таблице.

III. Игра «Лишнее число».

1)   21   44     8   90   16

2)   40   20   30   33   90

3)   66   12   33   44   55

4)   31   33   35   25   39

5)     9     8     7     4   20

  •  А теперь поиграем в игру, которая называется «Лишнее число».
  •  Рассмотрите, пожалуйста, ряды чисел и найдите в каждом ряду «лишнее число».
  •  Почему оно «лишнее»?

  1.  ряд – 8 – однозначное число среди двузначных.
  2.  ряд – 33 – не круглое число.
  3.  ряд – 12 – разные цифры в записи числа.
  4.  ряд – 25 – число десятков 2.
  5.  ряд – 20 – двузначное среди однозначных.

IV. Упражнение «Логические цепочки».

  •  Дети, это упражнение называется «Логические цепочки».

Даны ряды чисел. Установите особенность составления каждого ряда и дополните его до десятого члена. (2, 3, 5,  1 и 3,  1-2-3)

V. Упражнение «Математические бусы».

Бусы сделаны из бумаги. Вывешиваются на доске (демонстрационные). У каждого ребенка бусы нарисованы на листе.

1)

2)

3)

  •  Дети, посмотрите, пожалуйста, на эти математические бусы, они сделаны из разных цифр. А в тех кружочках, где чисел нет, расставьте минусы и плюсы, чтобы данный получить ответ.
  1.  +   +   +   -
  2.  -    +   -
  3.  +   +   -    -

VI. Физкультминутка.

  •  Ну-ка, дети, встали дружно! Поработать мышцам нужно!

Учитель показывает плакаты, дети говорят слова, выполняя упражнения.

  1.  

  •  Сколько точек будет в круге,
  •  Столько раз поднимем руки.
  •        (Говорят слова все хором)

1. Руки вверх, ладошки вперед, левая нога на носок назад.

2. И.п.

3. Правая нога на носок назад.

4. И.п.

  1.  

  •  Сколько елочек зеленых,

          Столько выполним наклонов.

          (Руки на пояс, наклон влево, вправо)

  1.  

  •  Приседаем столько раз,

    Сколько бабочек у нас.

          (Руки на пояс, присесть, руки вперед…)

  1.  

  •  Сколько вижу я кружков,

    Столько выполню прыжков.

  1.  —  На носочки встанем,

           Потолок достанем.

  1.  —  Руки в стороны, к плечам,

           Надо крепнуть малышам.

  1.  —  Поработали мы лихо,

           А теперь присели тихо.

VII. Решение логических задач.

(Каждый ученик должен был решить одну задачу дома и задать ее детям в классе).

  •  Дети, вы подготовили дома по одной задаче с секретом. Каждый сейчас расскажет свою задачу, а мы все вместе попробуем решить.

  1.  Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых.
  •  Сколько шаров каждого цвета купила мама?

  1.  Я на дорогу в школу трачу 5 минут. Сколько минут мы потратим, если пойдем вдвоем с сестрой?

  1.  На веревке завязали 3 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

  1.  В очереди на прием к доктору Айболиту сидят 6 больных. Сначала доктор вызвал в кабинет тех, у кого очень болели зубы. Третий и пятый больные пошли в кабинет. Сколько больных осталось ждать своей очереди?

  1.  Двое пошли – 5 монет нашли,

Четверо пойдут – много ли найдут?

  1.  Половину всех своих золотых монет Буратино отдал за обед в харчевне, а остальные 3 монеты он по совету лисы Алисы и кота Базилио закопал в землю. Сколько монет было у Буратино?

  1.  Папа Карло заготовил 13 ножек для стульев. Хватит ли этих ножек, чтобы сделать для Буратино, Пьеро и Мальвины по одному стульчику?

  1.  На столе стояло 4 стакана молока. Алеша выпил один стакан молока. Сколько стаканов осталось?

Учитель.

  •  Дети, я для вас тоже приготовила задачу.

Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивая?

(Если дети сразу не сообразят, задача дается для домашнего задания).

VIII. Логическое упражнение с фишками.

(На доске вывешивается таблица, учитель читает задание, опираясь на нее. У детей на столах фишки и по прямоугольнику).

Задание.

8 сторожей охраняли снаружи большой склад с горючими материалами. Сторожа были расставлены так:

Затем пришло распоряжение усилить охрану, поставив у каждой стены по три человека, однако новых сторожей не приглашать. Как расставить сторожей?

  •  Ребята, у каждого из вас на столе лежит прямоугольник.

Обозначим им склад. При помощи фишек расставьте сторожей, как это сказано в условии задачи.

  •  А теперь подумайте, как усилить охрану, не приглашая новых сторожей, чтобы у каждой стены стояло по три человека?

Решение проверяется по таблице:

IX. Построение из палочек.

  1.  Вывешивается таблица.

  •  Дети, из 16 палочек построены 5 равных квадратов.
  •  Какие 4 палочки надо убрать, чтобы осталось 3 квадрата?

Решение проверяется по таблице:

  1.  —  А теперь из 10 палочек сложите два квадрата, три квадрата.

     (У детей в стаканчиках необходимое количество палочек).

     Ответ проверяется по таблицам:

     

 

X. Кроссворд.

По горизонтали:

  1.  Мера массы (грамм).
  2.  Линия, определяющая пределы государственной территории (граница).
  3.  Наименьшее натуральное число (один).
  4.  Элемент многоугольника (сторона).
  5.  Наименьшее однозначное число (ноль).
  6.  В тетради по математике не три до … (дыр).

или

Уток называют утя-утя, гусей тега-тега. На какой пароль откликаются куры? (цып)

По вертикали:

  1.  Геометрическая фигура (круг).
  2.  Установившийся порядок чего-нибудь (правило).
  3.  Знак действия вычитания (минус).
  4.  Десять сантиметров (дециметр).
  5.  Сколько раз в году бывает зима? (два)

 

 

XI. Задание на дом.

Задача.

Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивая?

(Можно. 1. Большими камнями. 2. Песком. 3. Водой)

XII. Итог занятия.

  •  Чем занимались на занятии?

(Решали задачи, выполняли упражнения с палочками, с фишками, отгадывали кроссворд).

  •  Что на занятии было самым трудным? Почему?
  •  Что было самым интересным? Почему?

Если останется время.

Ошибки-невидимки.

Дано несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Ничего не стирая и не исправляя, сделать ошибку невидимой. Дети должны дать разные варианты исправления ошибки.

На набранном полотне выставлено:

I

II

III

10 < 10

8 = 7

6 + 3 = 10

10 < 100

15 – 8 = 7

6 + 3 = 10 - 1

10 < 10 + 1

8 = 7 + 1

1 + 6 + 3 = 10

12 - 10 < 10

Дети работают по вариантам. Побеждает тот, кто больше всех придумает вариантов исправления ошибок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39662. Социальные организации 243.5 KB
  Социальные организации Лекция Череповец 2005 Содержание лекции Понятие организации. Подходы к определению организации: К. Элементы организации: социальная структура участники цели технология. Социальные свойства организации.
39663. Социальные институты 151 KB
  Явные функции социальных институтов: закрепления и воспроизводства общественных отношений регулятивная интегративная транслирующая коммуникативная. Типология социальных институтов. Виды и функции социальных институтов. Разрабатывая понятие института представители этого направления трактовали его в содержательном плане как группу людей объединенных какимилибо идеями для выполнения какихлибо функций а в формализованном категориальном виде – как систему социальных ролей организующую систему поведения и социальных отношений.
39664. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ 220 KB
  СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ Лекция Череповец 2007 Тема 2. Социология семьи1 Содержание лекции Понятие семьи и брака. Особенности связей и структура семьи. Историческое развитие семьи: промискуитет.
39665. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИЗМЕНЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ 176 KB
  Виды социальных процессов. Берджес о классификации основных социальных процессов: кооперация конкуренция приспособление конфликт ассимиляция амальгамизация. Всеобщий характер социальных изменений. Понятие и виды социальных изменений.
39666. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 176.5 KB
  Природа социальной мобильности. Сорокин о социальной мобильности и ее механизмах. Источники социальной мобильности. Типология социальной мобильности.
39667. УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 140.5 KB
  Понятие и функции управления. Объекты и методы управления. Структуры управления в организациях. Типы структур управления организациями: бюрократический и органический: достоинства и недостатки.
39668. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 160 KB
  СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА Лекция Череповец 2003Тема 3. Социология конфликта Содержание лекции Природа конфликта в организации. Понятие конфликта. Типы конфликта.
39669. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 231.5 KB
  Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Они не только обучают детей но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения и следовательно выступают агентами социального контроля. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей. Объяснить сущность и причины отклоняющего поведения.
39670. Социология труда 173 KB
  Социология труда Содержание процесса трудовой деятельности. Труд как предмет социологии труда. Предметная область социологии труда. особенности социологического исследования труда Содержание труда как социального процесса.