54217

Культура Древнего Египта и ее основные особенности

Доклад

Культурология и искусствоведение

На северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации – Египет. 4 – 3-м тысячелетии до н.э., когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах...

Украинкский

2014-04-02

16.48 KB

1 чел.

Культура Древнего Египта и ее основные особенности.

На северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации – Египет. 4 – 3-м тысячелетии до н.э., когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет стал уже страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. В этой цивилизации процветали селское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство. Строились города с удобными домами, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили в зеленый двор. Больше всего поражают грандиозные инженерные работы и колоссальные архитектурные сооружения египтян – пирамиды, храмы, сфинксы.

Главная особенность Египта – жарки климат и редкие дожди – сделали бы Египет пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживаемая египтянами. Чтобы сохранят воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища. Такие грандиозные работы требовали наряду со знанием основ астрономии, межевания и строительства превосходной организации и дисциплины, так как все работы должны были быть выполнены к определенному сроку. Была создана огромная рабочая армия под единым руководством жрецов.

До конца XVIII в. Египет был для Европы экзотической страной, которую знали по трудам древних писателей-историков. Египетский алфавит не имел гласных.

Благодаря ученым стало возможным проследить историю Древнего Египта и установить периодизацию: Раннее царстов (3200 – 2800 гг. до н. э.), Древнее царство (2800 – 2250 гг. до н. э.), Среднее царство (2050 – 1700 гг. до н. э.), Новое царство (1580 – 1100 гг. до н. э.).

Особенность Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось с его именем. В различные времена разные божества отождествлялись с верховным и главным богом – Ра, солнцем, солнцепоклонство всегда оставалось центральным, хотя с древнейших времен каждое поселение чтило свое божество – покровителя и защитника. Божества представлялись в образе животных , растений, предметов, небес-светил.

Среди других богов были бог мудрости – Тот (с головой ибиса), богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове), бог Себек (в виде крокодила), бог смерти Анубис (в виде шакала), богиня войны и разрушения Сохмет (в виде женщины с головой львицы) и др.

Все духовные ценности формировались в храмах, а последние были центрами духовной и политической жизни. Храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его.

В Древнем Царстве основным был культ бога солнца Ра. Вторым по значению – культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса – умирающего и воскресающего бога – стал основой заупокойного культа Египта. Древние египтяне верили, что кроме физического тела и души Ба человек имеет жизненную силу Ка (астральное тело) – призрачного двойника, вторую душу, второе «я». После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивалась. Для них возводилось жилище-гробница.

В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых, они строились по разным берегам Нила. В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами.

Основными типами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы при них. Мастаба («каменная скамья») была самой ранней формой усыпальницы вождей Египта; прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возведения монументальных гробниц – ступенчатых пирамид. Такова пирамида Хеопса (147 м) – считалась в древности одним из семи чудес света.

Египтяне в музыке применяли теорию мировой гармонии. Ни один праздник не обходился без зажигательных групповых танцев и плясок, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах. Песни с хором, пляски чередовались с драматическими сценами. Любимыми были песни-плачи над мертвым Осирисом.

В Древнем Египте была развита законодательная система. Каждый человек должен был защищать себя сам, в каждом городе имелся свой собственный суд «кенбет».

Женщины Древнего Египта пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины (могли заниматься торговлей, заключать контракты). Женщины также были обязаны давать клятву и подвергались наказаниям наравне с мужчинами. В истории Древнего Египта в начале 2-го тысячелетия до н. э. женщина появилась на престоле, это первая и единственная в истории страны женщина-фараон Хатшепсут.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23959. УСТРОЙСТВО ТЕАТРА И СТРОЕНИЕ ТРАГЕДИИ 19.48 KB
  Почти все трагедии начинались с _пролога_ в котором обычно содержалась завязка действия. За пародом следовали _эписодии_ диалогические части трагедии в которых главная роль отводилась актерам а от хора выступали корифей или отдельные хоревты. Заключительная часть трагедии когда хор с песней удалялся с орхестры называлась _эксод_.
23960. Трилогия Эсхила «Орестея». «Агамемнон» 16.74 KB
  Трилогия Эсхила Орестея. Агамемнон В основу этой траг положен миф о царе Атрее его сыне Агамемноне и внуке Оресте. Хор призерает Эгисфа осыпает бранью и пресказ что вернется сын Агамемнона Орест с чужбины и отомстит за смерть отца. Эсхил Орестея.
23963. АНТИГОНА 15.78 KB
  История Антигоны примыкает непосредственно к мифу о братоубийственной вражде Этеокла и Полиника излагаемому в античных источниках более или менее единообразно. 928931 поставленных через 20 лет после Антигоны . Наряду с этим сохранилось свидетельство Павсания позволяющее предположить наличие фиванского варианта в котором особо выделялась роль Антигоны IX 25 2. Никаких санкций по адресу Антигоны согласно Павсанию не последовало поскольку жестокость победителей не заходила в Греции так далеко чтобы не...
23966. Софокл «Царь Эдип» 15.39 KB
  Софокл Царь Эдип Софокл 496406гг до н. Лучшая Царь Эдип. В ней он исп миф о судьбе фиванских царей Лае и его сыне Эдипе. Они назвали его Эдип эдипус с опухшими ногами.