54267

Культура Древней Греции: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой

Русский

2014-04-02

16.06 KB

8 чел.

Культура Древней Греции: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры.

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э.

Давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян.

Эллада стала родиной всех современных форм государства и правления, и прежде всего — республики и демократии. В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека.

Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.

Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина, красота и добро, которые находились в тесном единстве. У греков существовало особое понятие «калокагатия», что означало «прекрасное-доброе». «Истина» в их понимании приближалась к тому, что означает русское слово «правда-справедливость», т.е. она выходила за границы «правды-истины», верного знания, и приобретала нравственное ценностное измерение.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания. включавшая в себя два направления — «гимнастическое» и «мусическое». Целью первого было физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, т.е. умение красиво говорить, вести диалог и спор.

Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии, начав объяснять мир из него самого, не обращаясь к помощи богов, исходя из первоэлементов, каковыми для них выступали вода, земля, воздух, огонь.

В равной мере это относится к литературе и ее жанрам — эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня.

Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Внешне их религиозно-мифологические представления и культы не слишком отличаются от других. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.

В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов. Они считали, что миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы. В то же время над всем миром, всеми богами и людьми парит неодолимый Рок, предрешения которого не в силах изменить даже боги. Роковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

Греческая мифология, как и вся греческая культура, способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько человека. Именно в лице эллинов человек впервые начинает сознавать свои безграничные силы и возможности. Софокл по этому поводу замечает: «В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего». Еше более многозначительно звучат слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры — и я переверну весь мир». Во всем этом уже вполне просматривается будущий европеец, преобразователь и покоритель природы.

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

Эгейская культура (2800-1100 до н.э.).

Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.).

Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.).

Классический период (V-IV вв. до н.э.).

Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54895. Обчислення в MS Excel. Використання формул і функцій 35.5 KB
  Мета заняття: Навчальна: Навчити студентів створювати електронні таблиці в MS Excel виконувати обчислення використовуючи формули та вбудовані функції розвязувати економічні задачі. Забезпеченість заняття: Обладнання: ПЕОМ з операційною системою Windows ППП MS Office MS Excel. Роздатковий матеріал: варіанти індивідуальних завдань до лабораторної роботи перелік основних помилок в MS Excel та варіанти їх виправлень інструкції і методичні вказівки щодо виконання лабораторної роботи.
54896. Основные макроэкономические цели, их характеристика и взаимосвязь 20.23 KB
  Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. При макроэкономическом подходе к анализу основным предметом изучения является совместная деятельность всех экономических субъектов и обобщающие результаты этой деятельности
54897. Аналіз виховної роботи у класіза 2010 – 1011 навчальний рік 126 KB
  У першу чергу запланувала організацію класного колективу формування в учнів позитивного відношення один до одного. Також визначила завдання в таких аспектах виховання: зміцнення здоровя учнів і виховання в них здорового способу життя; виховання поважного відношення до праці; створення дитячого колективу. Проводилась індивідуальна робота з окремими учнями досліджувалась особистість учнів. З метою покращення навчальновиховної роботи передбачаю такі цілі: забезпечити...
54898. Основные макроэкономические показатели 20.8 KB
  Валовый национальный продукт — это общая рыночная стоимость полного объема конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год).
54899. План уроку як візуальний образ 183 KB
  Якщо план уроку нам необхідний для предявлення його учням групі то варто задуматися наскільки ефективно ми використовуємо цей навчальний епізод уроку. План уроку це і постановка навчальних завдань і стисле подання всієї навчальної інформації. Найбільш близькі до такого розуміння плану уроку опорні конспекти про них ми поговоримо в наступних публікаціях.
54900. Профессия «журналист» 336 KB
  Ларри Кинг Король в подтяжках Если даже вы понятия не имеете кто такой Ларри Кинг вы точно помните вопрос который он задал своему собеседнику 8 сентября 2000 года в передаче Ларри Кинг в прямом эфире. К этому моменту Владимир Путин работал президентом России восемь месяцев а Ларри Кинг вел прямые эфиры 43 года. Неизменные подтяжки и скрипучий голос Ларри превратились в...
54902. Оптимальное соотношение ресурсов 27.43 KB
  Считается, что ресурсы используются эффективно, когда невозможно за счет иного их применения улучшить благосостояние хотя бы одного хозяйства, не ухудшив при этом состояния других хозяйств.